Научная статья на тему 'Образование для устойчивого развития: философский аспект'

Образование для устойчивого развития: философский аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юг России: экология, развитие
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ECOLOGY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / EDUCATION / PHILOSOPHY / ECOLOGICAL PARADIGM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алилова Калимат М.

Цель. Рассмотреть вопрос о взаимосвязи философии и образования, а также о том, что сегодня стала формироваться особая глобальная модель образовательной деятельности, которая называется образование для устойчивого развития (ОУР). Рассматриваются особенности философского подхода к вопросу устойчивого развития. Обсуждение. В работе использован метод социоприродного подхода новая педагогическая парадигма, объединяющая теорию и концепцию обучения и воспитания в рамках антропоцентрического подхода, основанного на гуманистических философских идеях, заложивших основу понимания человека как субъекта жизни, истории, культуры. Проанализированы экологические и образовательные аспекты устойчивого развития в современных условиях. Для решения этих задач философия продуцирует новые понятия, теории и парадигмы. Необходимо работать с мотивацией и ценностями людей, развивать навыки сотрудничества, обучать гражданской активности и демократии действием, а не словами. Только высокообразованное общество может сформировать экологическую парадигму и реализовать стратегию устойчивого развития. Заключение. Полученные результаты могут быть рекомендованы к применению на практике в школах, начиная с младших классов, а также в средних специальных учебных заведениях и ВУЗах. Прояснение сущности концепции образования для устойчивого развития возможно посредством философского осмысления ее генезиса и идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: PHILOSOPHICAL ASPECT

Aim. The aim is to consider the relationship of philosophy and education; the article also reviews the Education for Sustainable Development (ESD), a global model for a special educational activity. We also discuss the features of the philosophical approach to the issue of sustainable development. Discussion. In research, we use the method of socio-natural approach, a new educational paradigm that combines the theory and concept of training and education within the anthropocentric approach based on humanistic philosophical ideas which laid the basis for understanding the person as the subject of life, history and culture. We analyzed environmental and educational aspects of sustainable development in the current context. In order to address these challenges, philosophy produces new concepts, theories and paradigms. It is necessary to work on people's motivation and values, develop their cooperation skills, teach civic engagement and democratic by action rather than words. Only a highly educated society can generate environmental paradigm and implement the strategy of sustainable development. Conclusions. We recommend transferring research outcomes into practice in schools starting with elementary school, as well as in vocational schools and universities. Clarifying the essence of the concept of education for sustainable development is possible through philosophical understanding of its genesis and ideas.

Текст научной работы на тему «Образование для устойчивого развития: философский аспект»

mm

Краткие сообщения / Brief reports Оригинальная статья / Original article УДК 504.75.03-029:1

DOI: 10.18470/1992-1098-2016-3-255-260

ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ

Калимат М. Алилова

кафедра гуманитарных наук, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Россия, [email protected]

Резюме. Цель. Рассмотреть вопрос о взаимосвязи философии и образования, а также о том, что сегодня стала формироваться особая глобальная модель образовательной деятельности, которая называется образование для устойчивого развития (ОУР). Рассматриваются особенности философского подхода к вопросу устойчивого развития. Обсуждение. В работе использован метод социоприродного подхода - новая педагогическая парадигма, объединяющая теорию и концепцию обучения и воспитания в рамках антропоцентрического подхода, основанного на гуманистических философских идеях, заложивших основу понимания человека как субъекта жизни, истории, культуры. Проанализированы экологические и образовательные аспекты устойчивого развития в современных условиях. Для решения этих задач философия продуцирует новые понятия, теории и парадигмы. Необходимо работать с мотивацией и ценностями людей, развивать навыки сотрудничества, обучать гражданской активности и демократии действием, а не словами. Только высокообразованное общество может сформировать экологическую парадигму и реализовать стратегию устойчивого развития. Заключение. Полученные результаты могут быть рекомендованы к применению на практике в школах, начиная с младших классов, а также в средних специальных учебных заведениях и ВУЗах. Прояснение сущности концепции образования для устойчивого развития возможно посредством философского осмысления ее генезиса и идей.

Ключевые слова: экология, устойчивое развитие, образование, философия, экологическая парадигма.

Формат цитирования: Алилова К.М. Образование для устойчивого развития: философский аспект // Юг России: экология, развитие. 2016. Т.11, N3. C.255-260. DOI: 10.18470/1992-1098-2016-3-255-260

EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT: PHILOSOPHICAL ASPECT

Kalimat M. Alilova

Sub-department of Human Sciences, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, [email protected]

Abstract. Aim. The aim is to consider the relationship of philosophy and education; the article also reviews the Education for Sustainable Development (ESD), a global model for a special educational activity. We also discuss the features of the philosophical approach to the issue of sustainable development. Discussion. In research, we use the method of socio-natural approach, a new educational paradigm that combines the theory and concept of training and education within the anthropocentric approach based on humanistic philosophical ideas which laid the basis for understanding the person as the subject of life, history and culture. We analyzed environmental and educational aspects of sustainable development in the current context. In order to address these challenges, philosophy produces new concepts, theories and paradigms. It is necessary to work on people's motivation and values, develop their cooperation skills, teach civic engagement and democratic by action rather than words. Only a highly educated society can generate environmental paradigm and implement the strategy of sustainable development. Conclusions. We recommend transferring research outcomes into practice in schools starting with elementary school, as well as in vocational schools and universities. Clarifying the essence of the concept of education for sustainable development is possible through philosophical understanding of its genesis and ideas. Keywords: ecology, sustainable development, education, philosophy, ecological paradigm.

For citation: Alilova K.M. Education for sustainable development: philosophical aspect. South of Russia: ecology, development. 2016, vol. 11, no. 3, pp. 255-260. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2016-3-255-260

«Экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса - уникального средства сохранения и развития человечества и продолжения человеческой цивилизации...».

Г.А. Ягодин

ВВЕДЕНИЕ

2017 год Президентом Российской Федерации В.В. Путиным провозглашён годом экологии. Очень важные слова прозвучали в его выступлении 1 августа 2009 г.: «... практически все развитые страны сегодня живут в логике устойчивого развития» [1]. На прошедшем 20 ноября 2013 г. заседании Совета безопасности РФ президент В.В. Путин потребовал ускорить разработку стратегии экологической безопасности России [2].

Это не случайно, т.к. в связи со сложнейшей экологической ситуации на Земле

человечество в начале Х1Х века наконец-то осознало, что стоит перед выбором: самоуничтожение в результате следования прежним ценностям, принципам и тенденциям или новая парадигма развития. Поэтому в условиях планетарного экологического кризиса наблюдается тенденция к экологизации общественного сознания. Она распространяется, прежде всего, на воспитание и образование, т.к. именно с них все начинается, а потом уже на мораль, науку, культуру.

ОБСУЖДЕНИЕ

Экологический кризис достиг того уровня, когда общепринятые меры по рациональному использованию природных ресурсов могут только ослабить процесс экологической деградации. Человечество выживет только тогда, когда сможет сдерживать свои непомерные потребительские инстинкты и будет чувствовать ответственность за все содеянное им на Земле. В связи с тем, что экологические катастрофы неотвратимо грозят уже в недалеком будущем, экологический кризис является важнейшей политической проблемой.

Обращает на себя внимание опасная тенденция сегодняшнего мира, когда развязываются войны из-за овладения природными ресурсами и гибнут люди. Современная стратегическая ситуация может быть определена как желание некоторых стран силой доказать свое превосходство и право пользоваться ресурсами остального мира. Возмущаются тем, что у России слишком много природных богатств и, даже, озеро Байкал не должно принадлежать только ей. Исходя из этого, проблема соотношения природы и человека сегодня затрагивает всех независимо от национальности и религиозной принадлежности.

Как показывает опыт истории образования, все глобальные изменения системы образования берут начало в философии, хотя

она сейчас уже и не претендует на исчерпывающее объяснение все событий, происходящих в мире, в том числе и экологических. Для решения этих задач философия продуцирует новые понятия, теории и парадигмы.

Идея о том, что образование - это решающий фактор перемен далеко не нова. В той или иной форме она находила признание в разных странах и культурных сообществах. В европейской культуре ценности образования вошли в число духовных приоритетов в эпоху античности. Так, основным жизненным правилом античного философа Сократа было представление о том, что «добродетель есть знание». В свою очередь для величайшего философа Нового времени Френсиса Бэкона «знание - сила», что в наиболее яркой форме нашло отражение в ХХ столетии, в том числе - и в нашей стране. Не случайно один из наиболее выдающихся русских ученых В.И. Вернадский в начале прошлого века пророчески сформулировал: «Спасение России заключается в расширении образования и знаний»

[3].

Экологическое образование, в принципе, должно быть ориентировано не столько на овладение населением определенного объема информации по проблеме взаимоотношения человека и окружающей сред, сколько на

формирование у населения экологического сознания и мировоззрения [4]. В связи с этим сегодня стала формироваться особая глобальная модель образовательной деятельности, которая называется образование для устойчивого развития (ОУР).

Чтобы образование достигало своих целей, недостаточно простой передачи экологических знаний. Недостаточно также обучения экологическому поведению. Необходимо работать с мотивацией и ценностями людей, развивать навыки сотрудничества, обучать гражданской активности и демократии действием, а не словами. Г.М. Абдурахманов пишет: «Сегодня много говорят об экологизации образования, и общая позиция здесь определена достаточно точно: экологическое (лучше сказать -энвайронментальное) воспитание и образование должны охватывать все возрасты, и экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы» [5].

Н.Н. Моисеев определил следующую хронологию в развитии экологического образования: первый этап -

природоохранный, второй - научный, третий -концептуальный. На последнем этапе экологическое образование окончательно приобретает мировоззренческий,

аксиологический и методологический характер. Его уже нельзя свести ни к общественному, ни к естественному, ни к техническому, оно имеет прямое отношение и к тому, и к другому, и к третьему, опирается на частные науки (фундаментальные и прикладные), но выходит в область философских вопросов онтологии,

гносеологии и аксиологии и приобретает аспектный характер [6].

Экологическое образование - это не раздел биологии, а комплексная дисциплина, наука о единстве природы и общества, гармоничное единение естественных и гуманитарных наук, использование опыта природопользования в различные эпохи и разными народами.

Тенденция охраны природы была документально оформлена и официально закреплена во многих документах различных конференций, проходивших в разные годы. Например, то, что образование является фундаментом устойчивого развития, говорилось в главе 36 Программы-21 саммита, прошедшего в

Рио-де-Жанейро в 1992 г. Еще раз эта мысль была подтверждена на саммите в Йоханнесбурге (ВСУР, 2002, ЮАР). План реализации предусматривает установление связи между Целями развития тысячелетия в отношении всеобщего начального образования, как для мальчиков, так и для девочек, где девочкам уделяется особое внимание, и Дакарским планом действий по Образованию для всех. Создание гендерно-чувствительной системы образования на всех уровнях и во всех типах образования - формальном, неформальном и неофициальном - в целях охвата тех, кто не принимает участия в образовательном процессе, - важнейший компонент образования для устойчивого развития. Образование считается инструментом, направленным на решение таких важных вопросов, как развитие сельских регионов, здравоохранение, предотвращение распространения ВИЧ/СПИД, экология, а также более широких вопросов этического и правового характера (например, общечеловеческие ценности и права человека) [7].

С 2005 года началась декада образования для устойчивого развития, инициированная ООН. Многие страны уже используют предлагаемые для такого образования подходы и в своих школьных программах, и в неформальном образовании. К сожалению, у нас в стране пока еще термин «Образование для устойчивого развития» воспринимается как современное название экологического образования и воспитания.

20 февраля 2004 года в Женеве на Первом региональном совещании по образованию в интересах устойчивого развития был принят «Проект Стратегии ОУР». 23 марта 2005 года ЕЭК ООН опубликовала документ «Стратегии для образования в интересах устойчивого развития».

На Всемирном саммите по устойчивому развитию Генеральной Ассамблеей ООН рекомендовалось рассмотреть вопрос о провозглашении Десятилетия образования для устойчивого развития начиная с 2005 г. (параграф Плана реализации).

ЮНЕСКО, являясь ведущей организацией ООН по вопросам образования, призвана сыграть ключевую роль в разработке стандартов качества образования. В целях устойчивого развития она должна переориентировать свои программы, внеся в них необходимые изменения, с тем, чтобы оказать содействие устойчивому развитию.

Улучшение качества образования и переориентация его задач на устойчивое развитие должны стать одним и из самых высоких приоритетов ЮНЕСКО и всего международного сообщества.

Устойчивое развитие требует целостного подхода: образование во имя устойчивого развития неразрывно связано с другими программами и вопросами образования. Это - не новая программа, а призыв к переориентации политики в области образования, образовательной практики и программ таким образом, чтобы образование сыграло важную роль в предоставлении возможности всем членам общества работать вместе над созданием устойчивого будущего. То есть целью образования для устойчивого развития будут пропаганда, установление связи и создание сети в целях оказания помощи всем педагогам по включению целей и задач устойчивого развития в их собственные программы [8].

Можно констатировать, что устойчивое развитие и образование связаны между собой как функция и аргумент. Своего рода смысловую точку в этом дискурсе поставила недавняя публикация ЮНЕСКО, основная идея которой выражена в её названии: «Устойчивое развитие начинается с образования» [9].

У нас в Дагестане также проводится работа по экологическому образованию. Главная роль в этом принадлежит Министерству природных ресурсов Дагестана и кузнице кадров - Институту экологии и устойчивого развития, возглавляемого академиком РЭА, профессором Г.М. Абдурахмановым и его команде прекрасных специалистов. Они проводят огромную работу в этом направлении. Это с их подачи в республике проводятся различные мероприятия, они стоят у истоков принятия Законов об экологическом образовании. В частности, 30.12.2013 г., за №107, был принят Закон республики Дагестан «Об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры населения Республики Дагестан».

26 февраля 2014 года в ГБОУ ДОД «Республиканском эколого-биологическом центре учащихся», в соответствии с Календарём массовых мероприятий Министерства образования и науки Республики Дагестан, состоялась Республиканская научно-практическая конференция школьников «Экологические проблемы Дагестана глазами де-

тей». В работе конференции приняло участие 200 человек из 25 районов и 9 городов нашей республики, среди которых юные исследователи природы, педагоги школ и учреждений дополнительного образования, руководители и специалисты Министерства образования и науки РД, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РД, учёные и преподаватели Дагестанского госуниверситета, методисты и педагоги дополнительного образования ГБОУ ДОД «Республиканский эколого-биологический центр учащихся».

Из последних событий необходимо указать на проведение знакового республиканского мероприятия «Экологический форум Дагестана: право, экономика, культура», которое состоялось 24 февраля в Доме Дружбы г. Махачкалы. Такой форум и в таком формате в республике состоялся впервые. На него были приглашены руководители республики и руководители российских экологических организаций. Состоялось принятие детей в символические зеленые пионеры.

К сожалению, решение экологических проблем невозможно обеспечить усилиями одних только специалистов - экологов. Для решения этой задачи необходимо активное участие всех людей вне зависимости от их социального или культурного статуса. В процессе экологического образования приходится преодолевать барьер

традиционного расточительного

(потребительского) стиля жизни и активного ухода от коллективной ответственности за опасные последствия антропогенного воздействия на окружающую среду.

Экологическое образование не ограничивается естественно - научными и техническими аспектами, а включает разнообразные гуманитарные вопросы: права человека, ответственность перед будущими поколениями, выбор приоритетов в жизни, отношение к другим живым существам и др. надо активнее готовить квалифицированные кадры преподавателей и подробнее разрабатывать учебные программы, особенно в части практического применения полученных знаний. Каждый человек должен отчетливо понимать: как своими действиями он может способствовать целенаправленному сохранению (или же неосознанному разрушению) природного равновесия, начиная со своего жилища и заканчивая всей биосферой [10].

Gibif^

mm

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика настоящего времени состоит в том, что необходимо вводить и совершенствовать экологическое образование и воспитание одновременно на всех его этапах и уровнях: кризисное состояние природной среды не позволяет ждать, пока подрастут поколения, ставшие с раннего детства объектом целенаправленного экологического образования, и не оставляет времени на длительные эксперименты.

Поэтому целью экологического образования является воспитание граждан, обладающих экологическим мировоззрением, способных на экологически целесообразное пове-

дение и деятельность, направленные на улучшение качества жизни.

Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существование системы образования, но и сформулировать новые ценности образования. Прояснить сущность концепции образования для устойчивого развития, оценить ее ближайшие перспективы и значение для человечества, представляется возможным посредством философского осмысления ее генезиса и идей. Только высокообразованное общество может сформировать экологическую парадигму и реализовать стратегию устойчивого развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Мазуров Ю.Л. Идеология устойчивого развития и ее отражение в сфере образования // Вестник ТГУ. 2013. Т. 18, вып. 2. С.523-525.

2. Вступительное слово Президента России на заседании Совета безопасности 20 ноября 2013 г. URL: http://news.kremlln.ru/news/19655 (дата обращения: 16.03.2016).

3. Мазуров Ю.Л. Образование в интересах развития: постнагойский дискурс // Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России». 2014, N70. С.44-52.

4. Экологическое образование и образованность -два кита устойчивого развития // Под. Ред. Розен-берг Г.С., Гелашвили Д.Б., Хасаев Г.Р., Шляхтин Г.В. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2014. С.183-188.

5. Абдурахманов Г.М., Монахова Г.А., Мурзаканова Л.З., Абдурахманова А.Г., Багомаев А.А., Алиева З.А. Образование для устойчивого развития. Махачкала, 2010. С. 3-4.

6. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М.: Изд- во МНЭПУ, 1988. С. 288-289. ^

7. Урсул А.Д., Романович А.Л. ВСУР в Йоханесбур-ге. 2002.

URL.un/org/ru/dokuments/decl_conv/conventions/age

nda21_ch36.shtml. (дата обращения: 15.03.2016).

8. Соколянская А. Образование для устойчивого развития. Декада ООН по образованию для устойчивого развития (2005-2014). URL: http://pandia.ru/user/publ/11303-%20OBRAZOVANIE_DLYa_USTOJChIVOGO_RAZVITI Ya_Dekada_OON_po_obrazovaniyu_dlya_ustojchivogo _razvitiya_2005_2014_ (дата обращения: 26.02.2016).

9. Shaping the Future We Want. UN Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014). Final Report. Paris: UNESCO, 2014. 201, p. 11-13.

10. Марфенин Н.Н. Устойчивое развитие человечества. М.: Изд-во МГУ, 2006. 624 с.

1. Mazurov Yu.L. Ideology of sustainable development and its reflection in the educational sphere. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Tomsk State University Journal]. 2013, vol. 18, iss. 2, pp. 523-525 (In Russian)

2. [Opening remarks by the President of Russia in the Security Council on 20 November 2013]. Available at: http://news.kremlin.ru/news/19655 (accessed: 16.03.2016).

3. Mazurov Yu.L. Education in the interests of development: postnagoya discourse. Byulleten' «Na puti k ustoichivomu razvitiyu Rossii» [Bulletin «Towards a Sustainable Russia»]. 2014, no. 70. pp. 44-52 (In Russian)

4. Rozenberg G.S., Gelashvili D.B., Khasaev G.R., Shlyakhtin G.V. eds. Ekologicheskoe obrazovanie i

obrazovannost - dva kita ustoychivogo razvitiya [Ego-logical education and accomplishment - two whales of sustainable development]. Samara, Samara State Economic University Publ., 2014, pp. 183-188.

5.Abdurakhmanov G.M. Monakhova G.A., Murzakanova L.Z., Abdurakhmanova A.G., Bagomaev A.A., Alieva Z.A. Obrazovanie dlya ustoychivogorazvitiya [Education for sustainable development]. Makhachkala, 2010, pp. 3-4.

6. Moiseev N.N. Sudba tsivilizatsii. Put razuma [Destiny of civilization. Way of conscience]. Moscow, MNEPU Publ., 1988. pp. 288-289.

7. Ursul A.D., Romanovich A.D. WSSD in Johannesburg. 2002. Available at:

un/org/ru/dokuments/decl_conv/conventions/agenda21

_ch36.shtml. (accessed: 15.03.2016).

8.Sokolyanskaya A. Education for Sustainable Development. UN Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014). Available at: http://pandia.ru/user/publ/11303-%20OBRAZOVANIE_DLYa_USTOJChIVOGO_RAZVITI Ya_Dekada_OON_po_obrazovaniyu_dlya_ustojchivogo _razvitiya_2005_2014_ (accessed: 26.02.2016).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Калимат М. Алилова - доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства. 367000, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Атаева, 6. E-mail: [email protected]

Критерии авторства

Калимат М. Алилова написала рукопись и несет ответственность при обнаружении плагиата и других неэтических проблем.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов

Поступила 17.03.2016 Принята в печать 06.04.2016

9. Shaping the Future We Want. UN Decade of Education for Sustainable Development (2005-2014). Final Report. Paris: UNESCO, 2014. 201, p. 11-13.

10. Marfenin N.N. Ustoychivoye razvitie chelovechestva [Sustainable development of humankind]. Moscow, Moscow State University Publ., 2006, 624 p.

AUTHOR INFORMATION Affiliation

Kalimat M. Alilova - Doctor of Philosophy, professor at the sub-department of Human Sciences of Dagestan State University of National Economy. 6 Atayeva st., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000, Russia. E-mail: [email protected]

Contribution

Kalimat M. Alilova, wrote the manuscript and is responsible for avoiding the plagiarism and other unethical issues.

Conflict of interests

The author declares that there is no conflict of interests.

Received 17.03.2016 Accepted for publication 06.04.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.