Научная статья на тему 'О сакральности природы в мировых религиях'

О сакральности природы в мировых религиях Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1580
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / RELIGIOUS VALUES / ENVIRONMENTAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Алилова Калимат М.

Цель. Рассмотреть многосложную проблему взаимообусловленности экологии и религии; определить возможность поиска путей возрождения традиций охраны природы, заложенных в различных религиозных системах; продемонстрировать возможность формирования экологического сознания, экологической этики в качестве предпосылки для устойчивого развития современного общества. Методы. В работе использован метод социокультурного и социоприродного подхода, основанного на гуманистических философских идеях, заложивших основу понимания человека как субъекта природы, истории, культуры. Результаты. Проанализированы экологические идеи, заложенные в религиозных учениях различных конфессий, которые должны способствовать развитию экологической этики и культуры, представлению о человеке как части природы и невозможности выживания человека без сохранения Природы. Представляется необходимым использовать различные формы сотрудничества государства с религиозными организациями. Заключение. Полученные результаты могут быть рекомендованы к применению на практике в школах, начиная с младших классов, а также в средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях. Приоритеты экологических аспектов образа природы в разных конфессиях выражаются не одинаково, но наличие гуманистической составляющей у всех религий способствует большей экологичности сознания людей земли, поэтому данная проблематика заслуживает разностороннего обсуждения и анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SACREDNESS OF THE NATURE IN GLOBAL RELIGIONS

Aim. The central aim is to consider the highly complex problem of interdependence of ecology and religion; determine the possibility of finding ways to revive nature protection traditions rooted in different religious systems; demonstrate the possibility of formation of ecological consciousness, ecological ethics as a prerequisite for sustainable development of the modern society. Methods. We used the method of socio-cultural and socio-natural approach based on humanistic philosophical ideas which laid the basis for understanding the person as a subject of nature, history and culture. Findings. Were analyzed the environmental ideas of the religious teachings of various faiths, which should contribute to the development of environmental ethics and culture, the notion of a human as part of nature, and the impossibility of human survival without conservation of the nature. It is necessary to use different forms of cooperation between the state and religious organizations. Conclusion. The results can be recommended to be included in the school curriculums, starting with elementary grades, as well as in specialized secondary schools and higher educational institutions. The ways the priorities of the environmental aspects of the nature in various faiths are expressed are not the same, but the presence of the humanistic component in all religions contributes to greater environmental consciousness of the people of the earth, so this perspective deserves a multifaceted discussion and analysis.

Текст научной работы на тему «О сакральности природы в мировых религиях»

РЕЛИГИЯ И ЭКОЛОГИЯ

Религия и экология / Religion and ecology Оригинальная статья / Original article УДК 130.2:504.03

DOI: 10.18470/1992-1098-2017-1-176-183

О САКРАЛЬНОСТИ ПРИРОДЫ В МИРОВЫХ РЕЛИГИЯХ

Калимат М. Алилова

Дагестанский государственный университет народного хозяйства,

Махачкала, Россия, [email protected]

Резюме. Цель. Рассмотреть многосложную проблему взаимообусловленности экологии и религии; определить возможность поиска путей возрождения традиций охраны природы, заложенных в различных религиозных системах; продемонстрировать возможность формирования экологического сознания, экологической этики в качестве предпосылки для устойчивого развития современного общества. Методы. В работе использован метод социокультурного и социоприродного подхода, основанного на гуманистических философских идеях, заложивших основу понимания человека как субъекта природы, истории, культуры. Результаты. Проанализированы экологические идеи, заложенные в религиозных учениях различных конфессий, которые должны способствовать развитию экологической этики и культуры, представлению о человеке как части природы и невозможности выживания человека без сохранения Природы. Представляется необходимым использовать различные формы сотрудничества государства с религиозными организациями. Заключение. Полученные результаты могут быть рекомендованы к применению на практике в школах, начиная с младших классов, а также в средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях. Приоритеты экологических аспектов образа природы в разных конфессиях выражаются не одинаково, но наличие гуманистической составляющей у всех религий способствует большей экологичности сознания людей земли, поэтому данная проблематика заслуживает разностороннего обсуждения и анализа. Ключевые слова: экологическое сознание, религиозные ценности, экологическое воспитание.

Формат цитирования: Алилова К.М. О сакральности природы в мировых религиях // Юг России: экология, развитие. 2017. Т.12, N1. C.176-183. DOI: 10.18470/1992-1098-2017-1-176-183

ON THE SACREDNESS OF THE NATURE IN GLOBAL RELIGIONS

Kalimat M. Alilova

Dagestan State University of People's Economy, Makhachkala, Russia, [email protected]

Abstract. Aim. The central aim is to consider the highly complex problem of interdependence of ecology and religion; determine the possibility of finding ways to revive nature protection traditions rooted in different religious systems; demonstrate the possibility of formation of ecological consciousness, ecological ethics as a prerequisite for sustainable development of the modern society. Methods. We used the method of socio-cultural and socio-natural approach based on humanistic philosophical ideas which laid the basis for understanding the person as a subject of nature, history and culture. Findings. Were analyzed the environmental ideas of the religious teachings of various faiths, which should contribute to the development of environmental ethics and culture, the notion of a human as part of nature, and the impossibility of human survival without conservation of the nature. It is necessary to use different forms of cooperation between the state and religious organizations. Conclusion. The results can be recommended to be included in the school curriculums, starting with elementary grades, as well as in specialized secondary schools and higher educational institutions. The ways the priorities of the environmental aspects of the nature in various faiths are expressed are not the same, but the presence of the humanistic component in all religions contributes to

greater environmental consciousness of the people of the earth, so this perspective deserves a multifaceted discussion and analysis.

Keywords: ecological consciousness, religious values, environmental education.

For citation: Alilova K.M. On the sacredness of the nature in global religions. South of Russia: ecology, development. 2017, vol. 12, no. 1, pp. 176-183. (In Russian) DOI: 10.18470/1992-1098-2017-1-176-183

«Управлять природой можно лишь подчиняясь ей»

Фрэнсис Бэкон

ВВЕДЕНИЕ

В Москве, в 1994 г., при Российской академии управления состоялась международная конференция «Экология и религия», организованная и проведенная Центром гуманитарной подготовки кадров управления и Ноосферно-экологическим институтом Академии наук. В ее работе приняли участие представители православия, католи-

цизма, ислама, иудаизма и многих других конфессий и многих стран. Позже также проводились конференции на подобную тематику, главной задачей которых было подчеркнуть дух единства и взаимопонимания всех людей земли в решении одной из важнейших глобальных проблем человечества -экологической.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДИКА

В основу настоящей работы легло изучение религиозных источников буддизма, индуизма, иудаизма, христианства, ислама. Показано отношение человека к природе в различных религиозных традициях,

РЕЗУЛЬТАТЫ

Сегодня уже понятно, что основной причиной экологической катастрофы являются изменения ценностных установок, стимулирующих все большее истребление природных ресурсов, что не может не сказываться на духовно-нравственном уровне человека. Современная цивилизация, породившая мировую экономику, привела к катастрофическому разрушению системы «природа - общество», в том числе и субъекта этого разрушения - человека тем самым, создавая противоречия в развитии общества. Взаимосвязь человека с окружающей средой не стабильна. Она выражается в деструктивном начале, результатом которого является углубление глобальных экологических проблем.

Новые универсалии заполонили мир -престиж и деловой успех стали главными ориентирами во взаимоотношениях общества и окружающей среды. Это и ведет к глобальной катастрофе и уничтожению жизни на земле. А. Эйнштейн говорил, что находить вечные ценности не входит в компетенцию науки, поэтому в связи с возник-

определена роль религии в формировании экологического мировоззрения; проанализирован статус природы в системе социальных ценностей и ее связь с экологической этикой.

И ОБСУЖДЕНИЯ

шей ситуацией религия может иметь большое значение, так как позволяет взглянуть на жизнь как на божественный замысел, поэтому ее значение в процессе ориентации людей на определенные ценности может быть очень велико. Для того, чтобы создать благоприятных условий жизни необходимо выработать правила экологически правильного поведения людей, позволяющие относиться к природе как к величайшей ценности. Формируя экологическое мировоззрение, религия может регулировать отношения человека с окружающей средой через формы хозяйственной деятельности, тем самым способствуя формированию экологического сознания.

В эпоху научно-технической революции, когда человек получил достаточную силу, чтобы сделать с природной средой все, что ему заблагорассудится, во весь рост встала проблема ответственности человека за природу и установления гармонии с ней. Ее решению отвечает новое направление в этике - экологическая этика. Насущной необходимостью предстает выработка об-

ществом определенной культуры поведения в природе, определяемое как экологический императив, ив то же время допускающей научно-техническое развитие и ряда важнейших сторон современного мира. Это наследие традиционных культур с экологической этикой, которые могут и не являться религией, но должны воплощать идею бескорыстного духовного служения ради спасения мира [1].

Обращает на себя внимание опасная тенденция сегодняшнего мира, когда развязываются войны из-за овладения природными ресурсами и гибнут люди. Современная стратегическая ситуация может быть определена как желание некоторых стран силой доказать свое превосходство и право пользоваться ресурсами остального мира. Возмущаются тем, что у России слишком много природных богатств и, даже, озеро Байкал не должно принадлежать только ей. Исходя из этого, проблема соотношения природы и человека сегодня затрагивает всех независимо от национальности и религиозной принадлежности. Сегодня уничтожается духовная основа народов, закрепленная в традициях и обычаях. К таким традициям относится благоговейное отношение к природе и своей земле. Любовь к природе начинается с любви к своему дому.

На конференции в Сыктывкаре председатель Духовного управления мусульман Коми Валиахмад хазрат Гаязов подчеркнул, что: "Несмотря на существенные достижения науки, человек ищет в религии ответ на извечный вопрос: "Как дальше жить?". Роль человека во взаимоотношениях с природой определяется его духовной культурой. Религия играет важнейшую роль в достижении поощрительного отношения к жизни и создания духовно-социального пространства. Общая задача для людей всех национальностей и вероисповеданий — сохранение единства, возрождение нравственных основ, потому что потребительское отношение к природе и окружающей среде это безнравственно" [2].

Сегодня, перед лицом надвигающейся экологической и нравственной катастрофы представители разных религиозный конфессий просто обязаны понимать друг друга. Цель диалога конфессий - способствовать формированию экологической этики, экологического сознания и культуры, представле-

нию о невозможности выживания человеке без сохранения Природы.

Если говорить о христианстве, то его непоследовательность в экологическом плане, выражается в том, что основа его идеологической традиции, направлена на преобразование не только отдельного человека, но и всего мира. При таком подходе от христианина всегда требуется активная позиция, действие. Тем не менее, в настоящее время экологическая ситуация требует, что осуществлять свое господство над природой человек должен «мудро и с любовью». Имеется в виду, что основанные на Библии христианские ценности, воспитывающие человека как личность, имеют большое значение в формировании экологического сознания. Многие тексты Библии имеют ярко выраженную «экологичность». В ней отношения «человек - Бог» и «Бог - человек» имеют явно антропоцентрический характер. Из этого следует признать, что в рамках библейской традиции получила развитие мысль о преодолении человеческим обществом природы, о его божественном господстве над природой.

По мысли христианских теологов, человек был введен в этот мир как господин в дом, как священнослужитель в божий храм, что и определило его отношение к среде обитания не только как владыки, но и заботливого хозяина природы. Отдельные христианские теологи указывают на такие библейские заповеди, как «возделывать» и «хранить» окружающую природу. Основные утверждения экологической этики христианства можно свести к следующему: люди могут владеть землей ради своей выгоды, но с чувством огромной ответственности перед природой. Они должны были быть не губителями земли, а ее хранителями. Всевышний создал все для пользы человека, и всякая природная тварь должна ему служить. Хотя человек и был создан из земного праха, он не только часть природы, но также и создан по образу Бога. Библейский идеал взаимодействия людей с окружающей средой выносится за рамки существующей истории, т. к. в те времена, когда писался Ветхий Завет, воздействие людей на природу было очень незначительно, поэтому экологическая проблема в глобальном масштабе еще не существовала.

Некоторые христианские авторы, считают, что нарушение библейских заповедей, в которых содержатся основы взаимоотношения человека и природы, и есть причина многих экологических катаклизмов. В основу формирования современной экологической культуры могут быть заложены открытые христианством такие нравственные принципы, как любовь к природе, к человеку, гуманность, сострадание и т. д. Поэтому несмотря многообразие теологических подходов христианская церковь с её сильнейшим влиянием на общество может и должна участвовать в решение проблем экологической безопасности мира. Протестантский теолог Д. Мак-Кэри писал, что ведущая роль в установлении гармонии между обществом и природой отводится «глубинным изменениям в ценностной системе общества, главным образом - изменениям в сфере христианской религии» [3].

Значительное число теологов, отмечая роль антропогенных изменений, допускает вмешательство людей с помощью научно-технических средств в природные процессы, но при необходимом нравственном контроле со стороны религиозных организаций и общества. На наш взгляд, именно церковь должна формировать у большинства верующих представление о предназначении людей в окружающем нас мире. Этический императив, который вытекает из этого, фактически лишает права людей распоряжаться как своей, так и чужой жизнью безнаказанно. Он требует от человека сохранять окружающие мир и природу в интересах будущих поколений. Формируя экологическое сознание в духе библейской традиции, церковь должна направлять человека на удовлетворение своих потребностей во всех сферах жизнедеятельности, обеспечивая тем самым устойчивое развитие.

Человечество не «выбирало» пути своего развития, это был процесс - борьбы за выживание, включая преодоление экологических ограничений, с которыми различные человеческие сообщества сталкивались с самого начала. Опытным путем люди смогли постепенно возвыситься над внешней природной средой, начав создавать орудия труда, преобразовывать окружающую среду под свои нужды и потребности, использовать природные силы и ресурсы для поддержания жизни. В этом естественном

процессе присутствовали и «искусственные» элементы, но здесь нет ничего «загадочного» [4].

Экологическое образование - это та область охраны природы, где христианство (как «религия книги») может играть важнейшую роль. Известно, что христианские церкви уделяют особое внимание духовно-нравственному воспитанию своих адептов и их детей. Сочетание духовно- нравственного воспитания с воспитанием нравственно-экологическим, позволяет составить определенное представление об опыте и перспективах христианского экологического воспитания. В целом, ценности Библии, воспитывая человека как личность, могут сыграть важную роль в формировании экологического сознания.

В иудаизме действия, совершенные в области материального, имеют большее значение, чем то, что происходит в сфере духовной, т. к. это связано с реальностью, которая нас окружает. Область духовного оказывает лишь опосредованное влияние на окружающую среду. Материальное же оказывает на нее непосредственное воздействие. Согласно иудейской традиции, поступки людей, причиняющие другим страдания, влекут за собой наказание. Причинив вред животному, человек должен ответить перед высшим судом. Отмечается, что многие высказывания из святого Писания, как-то: использовать острый нож при забое скотины, держать теленка семь дней при матери, прежде чем закалывать его, не забивать скотину и приплод в один день, лежат в основе экологического поведения иудеев. Иудаизм запрещает охотиться только из спортивного интереса, а убивать животных следует наиболее гуманным способом [5].

Иудейские авторы считают, что природный мир необходимо рассматривать как вершину Божественного творения. Именно это определило нравственную сущность иудаизма, т. к. в человеке есть «дух Божий», которым его наделил Всевышний. Поэтому теологи иудаизма называют человека «олам катам», т. е. микрокосм. Для этики иудаизма характерно, чтобы люди, избегая зла, творили только добро: «Если человек ограничивается тем, что остерегается от нанесения вреда или обиды кому-нибудь, то этим он выгораживает себя из числа вредных людей, но он от человеколюбия еще далек; даже если

человек одушевлен искренно любовью ко всем людям, но не проявляет ее действиями, то это опять-таки не есть еще проявление долга человеколюбия. Надо любить ближних, делая им добро, оказывая им всевозможные услуги, не щадя при этом ни здоровья, ни достояния - вот истинное благородство, предписываемое нам как разумом, так и Торою, как написано: «И люби ближнего твоего, как самого себя» [6].

В иудаизме люди, следующие его основным этическим принципам, не станут наносить вреда другим людям и природе, потому что безразличие и бездуховность вызывают кризис личности, что в свою очередь отражается на всех сферах человеческой жизни. Основанная на общечеловеческих ценностях и добре экологическая этика относится к этим принципам. Таким образом, общекультурный уровень евреев тесно связан с экологической этикой иудаизма и бытовой культурой. Значительные усилия современного Израиля по стабилизации экологического состояния в стране отражают и рациональную этическую систему поведения иудеев, уходящую корнями в прошлое. Труд каждого человека есть частица деятельности всего человечества, которое должно стремиться к гармонии между природой и обществом [7].

Экологическая этика иудаизма неотделима от общей культуры евреев, она связана с потребительской культурой. Значительные усилия Израиля по улучшению экологической ситуации в стране во многом отражает рациональную и этическую систему поведения евреев, которая своими корнями уходит в далекое прошлое. Значительное влияние на экономику еврейских религиозных организаций, заметное не только в Израиле, но и во многих западных странах, должно обеспечить сбалансированное решение проблемы сохранения благоприятной экологической для будущих поколений.

Рассматривая буддизм, становится ясно, что главным мировоззренческим принципом здесь является установка «кармическое перерождение человека». Шансы на спасение определяются кармой и еще в большей степени - активностью ищущего. В буддизме человек - это не особое существо, которое стоит над живой или неживой природой, а прежде всего, представитель «живых существ», жизнь которых определяется

принципом кармической ответственности, т. е. переходом из одного состояния в другое. Единственным отличием людей от других живых существ в экологическом плане является то, что только человек может осознать такую ответственность. Постигая Будду, люди могут реализовать в себе его возможности, достигая тем самым высшего состояния и освобождаясь от кармического воздаяния. Человек - это существо, обладающее способностью к просветлению, а не царь природы.

Для сторонников буддизма соблюдение моральных норм гораздо важнее поклонения богам. На наш взгляд, под этим следует понимать такой этический принцип буддизма, как «сарваатмата», предполагающий отношение ко всему живому как к себе. Экологическая этика буддизма вытекает из принципов антропоморфизма и анимизации природы, по утверждению его сторонников о взаимозависимости и единстве окружающего мира. В систему этических отношений включались не только собратья людей по разуму, но и все другие существа, безнравственное отношение к которым могло повлечь наказание в данном и будущих перерождениях. Нормы нравственного поведения, заложенные в буддизме, распространяются на весь природный мир, который является звеном в цепи перевоплощений. Из этого вытекает принцип «ахимсы» (не навредить ничему живому). Просветление Будды, как пишет К. Инэда, определило взаимосвязь человека и окружающей среды: всякое действие человека, каким бы незначительным оно не было, отражается и в окружающем нас мире. Такая постановка вопроса определяет принцип равноценности всего существующего. Существующее в природе временное (сансара) не может быть отторгнуто от вечного (нирвана). Таким же верным является и обратное соотношение. Просветление - нирвана подтверждает «принцип равноценности» сущего [8]. В условиях взаимоотношений с окружающей средой в буддизме были разработаны этические правила взаимодействия человека с окружающим миром. В связи с этим значительную роль в становлении экологической культуры играют такие нормы поведения буддистов, как минимум потребностей, безразличие к материальным ценностям, внутренняя сосредоточенность и равновесие, бесконфликтность

в общении, не причинение вреда окружающей природе.

Нравственные основы экологии заложены в буддийском принципе «единства жизни и ее окружающей среды» (эси фуни), который определяет отношения в экологическом комплексе и формирует окружающую среду человека. В буддизме законы природы не отделены от нравственных законов. Таким образом, все природные явления имеют некую моральную координату, определяемую уровнем нравственности людей. Поэтому, по нашему мнению, значительную роль в формировании экологической направленности поведения могут сыграть такие правила буддистов как сведение к минимуму потребностей, безразличие к материальным благам, мягкость и отсутствие конфликтов в общении, не нанесении урона окружающему миру, внутренний баланс и сосредоточенность.

В исламском мире главным фактором, который определяет отношение человека к окружающей среде, является религия. Религиозно-нравственный характер мусульманских источников наполнен преимущественно экологическим содержанием. Это должно стать основным экологическим ориентиром на пути к устойчивому развитию человеческого общества. В этом смысле исламские ценности должны сыграть определяющие социальные и мировоззренческие функции в формировании экологической культуры и в развитии экологического образования. Цели, которым придается экологический смысл, включают в себя такое уникальное духовное явление, как исламский суфизм, который формируется как религиозное подвижничество - аскетизм.

Свою теоретическую базу это движения нашло в синтезе ортодоксального ислама с различными немусульманскими философскими школами - неоплатонизма, буддизма и т. д. [9]. В богословской системе суфизма идеи неоплатонизма и буддизма отражаются в пантеистических представлениях суфиев о Всевышнем. Природный мир, согласно представлениям суфиев, включает в себя черты общественного. Главная цель суфиев - достижение слияния с Богом. Причем, некоторые из них говорили даже об

отождествлении духа суфия с Богом в состоянии мистического экстаза и в результате этого - об утрате человеческого «я» в процессе единения с Абсолютом («бабочка летит в огонь и, погибая, сама превращается в огонь») [10].

Преобразование мусульманского суфизма в один из источников исламской этики усматривается в том, что примерно к IX веку усилиями Аль-Газали и его сторонников суфизм, служивший орудием вольнодумства, стал использоваться для усиления фанатизма и культивирования идеи Всевышнего, который полностью определяет и направляет волю человека. Идеи суфизма, возникнув как протест на отход знати от аскетических предписаний Корана, которая стала чрезмерно предаваться излишествам, несли мусульманам идеалы скромного и благочестивого образа жизни.

Эти концепции очень важны сегодня, в условиях нарастающего экологического кризиса. Они могут ориентировать людей на воздержание от чрезмерного потребления, на осознание конечности своего существования. Поэтому идеи суфизма и сегодня могут быть очень важны и интересны с точки зрения экологической этики и должны быть взяты на вооружение философами и экологами. Современная глобальная экологическая ситуация настраивает людей на поддержание заложенных в религиозных учениях предписаний, которые регулируют взаимоотношения человека с природой, тем самым наполняя человеческое сознание экологическим содержанием. Эта тенденция в мусульманской религии выражена наиболее четко, т. к. последователи ислама воспринимают его как образ жизни. В парадигме исламских ценностей бережное отношение к созданной Творцом природе считается одним из определяющих человеческих качеств. Заботясь, согласно предписаниям Корана, об устройстве земной жизни человека, ислам, тем самым, способствует формированию экологической нравственности, представляет человека, как части природы, говорит о самоценности всего живого. Ислам обращен к человеку, он подводит к пониманию важности оценки его места в природе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В течении многих столетий естествоиспытатели неоднократно предупреждали о необходимости более рационального и экономного отношения к природе. Важнейшей была концепция гармонии природы, отброшенная затем естествознанием XIX и XX веков. Мировое сообщество все полнее осознает, что главной причиной глобального кризиса является взрастившая технократическую цивилизацию культура, оказавшаяся неадекватной природе. Сегодня человек живет по формуле «здесь и сейчас». Необходимо расширить кругозор человека, сформировать целостное мировоззрение, принять новую формулу бытия — «всегда и везде». Необходимо сохранить, возродить и развить культурные ценности, которые могут обеспечить взаимодействие общества с природой, т.е. экологическую культуру мира [11].

У представителей разных конфессий экологические аспекты образа мира выражаются неодинаково, однако, гуманистиче-

ская составляющая у всех религий способствует большей экологичности сознания людей земли, поэтому данная проблематика заслуживает разностороннего обсуждения и анализа. Для выхода из сложившейся ситуации, с низким уровнем духовности общества, люди вновь обращаемся к религии, к ее общечеловеческим ценностям, возвращаем людям веру в жизнь с ее непреходящими догмами доброты. Близость подходов, наблюдаемых в отношении к вопросу о природе в разных религиозных системах и религиозно - философских концепциях, позволяет надеяться на сближение народов и создание новых возможностей для осмысления экологической ситуации, а также о возможности взаимопонимания и сближения между народами для борьбы за главную ценность человечества - сохранение жизни на земле. Не зря 2017 год в России был объявлен Президентом РФ В.В. Путиным годом экологии.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Алилова К.М., Зубаиров Р.М. Религиозно-этические ценности и экологические проблемы на современном этапе развития общества // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2012. Вып. 5. C. 233236.

2. Валиахмад хазрат Гаязов. Модель исламской экономики // Материалы Всероссийской конференции «Религия, экономика, экология: пути взаимодействия», Сыктывкар, 17 ноября, 2015. URL: http://komiinform.ru/news/129123/ (дата обращения: 07.04.2015).

3. Круглова Г.А. Христианские экологические концепции // Свободная мысль. 2008, N1. C. 105-114.

4. Вебер А. Человечество и экологический императив // Свободная мысль. 2009, N9. С. 77-92.

5. Религии мира // Иудаизм. М., 2006. 216 с.

6. Библия. Книги Священного писания. Объединенные Библейские Общества. М., 1994. 292 с.

7. Лапицкий М. Нет хлеба - нет Торы // Вопросы экономики. 1994. N7. С. 132-140.

8. Инэда М. Экологическая проблематика в контексте буддизма // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. 133 с.

9. Билалов М.И. Дагестан в культуре и цивилизации. Махачкала, 2010. 110 с.

10. История и теория атеизма. М.: Мысль, 1974. 430 с.

11. Алилова К.М. Экологическая этика мировых религий. Саарбрюккен: Lambert Academic Publishing, 2011. 294 с.

REFERENCES

1. Alilova K.M., Zubairov R.M. Religious and Moral Values and Ecological Problems of Contemporary Society. Vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universi-teta. Seriya 3: Obshchestvennye nauki [Herald of Dagestan State University. Social sciences]. 2012, iss. 5. pp. 233-236. (In Russian)

2. Valiakhmad hazrat Gayazov. Model' islamskoi ekonomiki [Islamic Economics Model]. Materialy Vse-rossiiskoi konferentsii «Religiya, ekonomika, ekologiya: puti vzaimodeistviya», Syktyvkar, 17 noyabrya, 2015 [Proceedings of the conference "Religion, economy, ecology: ways of interaction" Syktyvkar, 17 November,

2015]. Available at: http://komiinform.ru/news/129123/ (accessed 07.04.2015). (In Russian)

3. Kruglova G.A. The Christian concept of environmental. Svobodnaya mysl [Free thought]. 2008. no. 1, pp.105-114. (In Russian)

4. Veber A. Mankind and ecological imperative. Svobodnaya mysl [Free thought]. 2009, no. 9, pp.77-92. (In Russian)

5. Religions of the World. In: Iudaizm [Judaism]. Moscow, 2006, 216 p.

6. Bibliya. Knigi svyashchennogo pisaniya. Ob"edinennye Bibleiskie Obshchestva [Bible. Scriptures. United Bible Societies]. Moscow, 1994, 292 p.

7. Lapitskiy M. No bread - there is no Torah. Voprosy ekonomiki [Economics Questions]. 1994. no. 7, pp.132140. (In Russian)

8. Ineda M. Environmental issues in the context of Buddhism. In: Global'nye problemy i obshcheche-lovecheskie tsennosti [Global challenges and universal values]. Moscow, 1990, 133 p.

9. Bilalov M.I. Dagestan vkul'ture i tsivilizatsii [Dagestan in culture and civilization]. Makhachkala, 2010. 110 p.

10. Istoriya i teoriya ateizma [History and Theory of Atheism]. Moscow, Mysl' Publ., 1974, 430 p.

11. Alilova K.M. Ekologicheskaya etika mirovykh religiy [Ecological Ethics of world religions]. Saarbrücken, Lambert Academic Publ., 2011, 294 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации Калимат М. Алилова - доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Дагестанского государственного университета народного хозяйства. 367000, Россия, Республика Дагестан, Махачкала, ул. Атаева, 6. E-mail: [email protected]

Критерии авторства Калимат М. Алилова написала рукопись и несет ответственность при обнаружении плагиата и других неэтических проблем.

Конфликт интересов Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Поступила в редакцию 02.07.2016 Принята в печать 08.08.2016

AUTHOR INFORMATION Affiliations

Kalimat M. Alilova - Doctor of Philosophy, professor at the sub-department of Human Sciences of Dagestan State University of National Economy. 6 Atayeva st., Makhachkala, Republic of Dagestan, 367000, Russia. E-mail: [email protected]

Contribution

Kalimat M. Alilova, wrote the manuscript and is responsible for avoiding the plagiarism and other unethical issues.

Conflict of interest

The author declares no conflict of interest.

Received 02.07.2016 Accepted for publication 08.08.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.