Научная статья на тему 'Условия успешной реализации профориентационной работы в дошкольной образовательной организации'

Условия успешной реализации профориентационной работы в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия успешной реализации профориентационной работы в дошкольной образовательной организации»

ПУТЬ В ПРОФЕССИИ

по мере формирования пакета проектной документации. Предварительно ПОО могут проанализировать свои ресурсы для включения в проект: наличие программ профессиональных проб по предлагаемым Агентством стратегических инициатив компетенциям, сертифицированных преподавателей по данным компетенциям, необходимых ресурсов в соответствии с инфраструктурным листом для проведения профессиональных проб.

12. Повышение квалификации специалистов, ответственных за профориентацию обучающихся, — в течение года по плану образовательных услуг КРИРПО. План размещается на сайте КРИРПО и включает разные формы повышения квалификации: курсы, семинары, вебинары, тематические консультации и др.

Кроме собственно профориентационных мероприятий, в плане следует предусмотреть подготовку планово-отчетной документации, разработку и заключение договоров, соглашений, составление графиков проведения диагностики и др. Хорошо структурировать деятельность педагога, ответственного за профориента-

ционную работу со студентами, помогает алгоритм. Подробное описание примера алгоритма нами представлено в методических рекомендациях «Сопровождение профессионального самоопределения студентов профессиональных образовательных организаций» (И. А. Килина, Е. В. Понамарева, Д. В. Траут, 2018).

Как показывает опыт практической деятельности, грамотное планирование профориента-ционной работы и реализация всех запланированных мероприятий позволяют решить ряд задач, стоящих перед ПОО:

— выполнить план по контрольным цифрам набора, причем привлечь наиболее мотивированных для обучения абитуриентов, имеющих способности и интересы, совпадающие с направлениями подготовки в ПОО;

— успешная адаптация первокурсников, максимальное сохранение контингента обучающихся и более высокий уровень успеваемости на протяжении всего периода обучения;

— выпуск молодых специалистов, востребованных на рынке труда и адаптированных к производственным условиям.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Н. Т. Рылова, кандидат педагогических наук, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Одна из задач, стоящих перед современной системой образования, — целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Эффективным решением данной задачи является проведение профори-ентационной работы с дошкольниками.

Профессиональное самоопределение — это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.

Знакомство ребенка с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение им опыта общения

с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Ранняя профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в ознакомлении ребенка с различными видами труда, развитии конкретно-наглядных представлений ребенка о мире профессий, чтобы в дальнейшем облегчить ему самостоятельный выбор. В дошкольном возрасте создается та наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания ребенка. Поэтому «большое значение имеет создание условий для получения дошкольниками разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирования у них поло-

- ПУТЬ В ПРОФЕССИИ -

жительного отношения к людям труда, их занятиям, приобретения начальных трудовых умений в различных доступных видах деятельности» [2].

Работа по ранней профориентации дошкольников может осуществляться через совместную деятельность педагога с детьми и познавательную, продуктивную и игровую самостоятельную деятельность детей. Для организации игр важно создать предметно-пространственную развивающую среду, в состав которой входят: игровая площадка, игровое оборудование, игрушки, разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы и многое другое. Все игровые средства для детей должны быть интересными, привлекательными, но безопасными. Требования к предметно-пространственной развивающей среде дошкольных образовательных организаций отражены в требованиях ФГОС ДО.

Создание предметно-пространственной развивающей среды стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей дошкольника, его самостоятельности, способности овладевать разными видами детской деятельности [1].

Еще одним условием успешной реализации профориентационной работы в дошкольной образовательной организации является использование в образовательном процессе средств, форм, методов, приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям, направленных на развитие личности ребенка и его способностей. Дошкольники обретают знания при непосредственном восприятии предметов, общении с воспитателем и в практической деятельности. В образовательной деятельности применяются известные в педагогике методы обучения: наглядные, словесные, практические. Выбор и сочетание методов обучения зависят от содержания образовательной деятельности, возрастных особенностей детей. В младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте преобладают словесные методы обучения. Выбор методов обучения также зависит от формы организации образовательной деятельности, оснащенности педагогического процесса и личности воспитателя.

На современном этапе развития общества к системе дошкольного обучения и воспитания предъявляются высокие требования. Задачей каждого педагога является поиск более эффек-

тивных современных форм работы с дошкольниками. Широкое применение в настоящее время получили такие формы профориентаци-онной работы с дошкольниками, как творческое проектирование, интерактивные игры, мастер-классы, профориентационные квесты, лэпбуки, виртуальные экскурсии и др.

Мир профессий сегодня — сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому профориентационная работа должна проводиться в новом формате, с привлечением социальных партнеров: предприятия и учреждения города, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, родители и др. Такой подход к организации профориентационной работы способствует повышению интереса дошкольников к миру профессий, является решающим фактором социализации ребенка.

В Ленинск-Кузнецком городском округе имеется опыт проведения ранней профориентации дошкольников в рамках сетевого взаимодействия «школа — детский сад», «техникум — детский сад». Так, педагогические работники МБОУ ООШ № 38 сотрудничают с рядом дошкольных образовательных организаций. Они проводят с дошкольниками занятия, используя созданное своими руками дидактическое пособие «Тайны профессии», включающее в себя три раздела, которые знакомят детей с профессиями садовника, повара, модельера. Данное пособие в 2019 году было представлено на Кузбасском образовательном форуме и награждено дипломом 2-й степени. Особенностью пособия является мобильность использования, которая позволяет построить образовательный процесс на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом сам ребенок становится активным участником в играх и выборе деятельности. Пособие интересно детям, потому что оно действующее, многовариативное, красочное. В процессе игры элементы пособия можно снимать, менять, перемещать по игровому полю, при этом решая различные образовательные задачи.

Мастера производственного обучения Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума совместно с воспитателями МАДОУ «Детский сад № 2» реализуют проект «ПРОФИтур для дошколят». В детском саду создан кабинет профориентации с костюмами, оборудованием, инвентарем, необходимым для проведения занятий. Для дошкольников педагогические работники проводят мастер-классы профориен-тационного характера, которые предполагают

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 2 (61) 2019

45

погружение ребенка в выбранную профессию, начиная от экипировки и антуража до освоения простейших действий.

Немаловажную роль в организации профори-ентационной работы с дошкольниками играет наличие локальных нормативно-правовых документов, регламентирующих эту деятельность. К ним можно отнести:

• положение об организации ранней проф-ориентационной работы в дошкольной образовательной организации;

• функциональные обязанности воспитателя по организации и проведению ранней профориентации дошкольников;

• план работы дошкольной образовательной организации по ранней профориентации;

• положение о предметно-пространственной развивающей среде дошкольной образовательной организации;

• образцы договоров и (или) соглашений о сотрудничестве по ранней профориентации с организациями-партнерами.

Эти документы обсуждались на городских семинарах, организованных для профконсуль-

ПуТЬ В ПРОФЕССИИ

тантов дошкольных образовательных организаций, и на их основе в каждой дошкольной образовательной организации Ленинск-Кузнецкого городского округа были разработаны и утверждены локальные нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию проф-ориентационной работы.

Создание вышеперечисленных условий в дошкольных образовательных организациях будет способствовать ранней трудовой подготовке дошкольников, развитию их общих способностей, удовлетворению индивидуальных интересов в познавательно-исследовательской деятельности, развитию системы ранней профориентации в целом.

1. Предметно развивающая среда в ДОУ по ФГОС. — Режим доступа: http://kladraz.ru/blogs/irina-vitalevna.

2. Профориентация дошкольников: проведение квест-путешествия «Мастер-Град». — Режим доступа: https://www.resobr.ru/article/58752-qqe-16-m8-proforientatsiya-doshkolnikov-provedenie-kvest-puteshestviya-master-grad, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.