Научная статья на тему 'О планировании профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях'

О планировании профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
339
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О планировании профориентационной работы в профессиональных образовательных организациях»

путь в профессии

тельность способствует формированию и развитию трудовых и личностных качеств не только у школьников, но и у самих наставников-обуча-ющихся. Участие в практических занятиях поможет выявить творческие данные и наклонности школьников к тем или иным видам деятельности, что в свою очередь позволит им на ранних стадиях включиться в процесс профессиональной адаптации, приспособиться к условиям и требованиям выбираемой профессии.

В работе группы наставников активно участвует коллектив театра моды «Вариация», который привлекает школьников к созданию и демон-

страции коллекций одежды. Каждый участник проекта получает большую самостоятельность и свободу в выборе задач, вида занятия, уровня сложности и т.п.

Весь комплекс мероприятий по профориента-ционной деятельности образовательного учреждения направлен на формирование не навязываемого, а осознанного выбора профессии школьниками в более ранний период; мотивацию и закрепление интереса к профессии как у школьников, так и наставников для более успешного трудоустройства и дальнейшего профессионального развития.

О ПЛАНИРОВАНИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ

Е. В. Понамарева, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Профориентацион-ной работе в профессиональных образовательных организациях (ПОО) в настоящее время уделяется значительное внимание. Отличительная особенность профориентаци-онной работы в ПОО от аналогично деятельности в образовательных организациях других типов — ее направленность как на «своих» студентов и их родителей и педагогов, так на обучающихся (и их родителей) и педагогов других образовательных организаций (школы, детские сады и т. д.).

Для того чтобы профориентационная работа была максимально результативной, необходимо тщательно планировать данную деятельность. Одно из наиболее точных, на наш взгляд, определений понятия «планирование» представлено в словаре социального педагога, где оно трактуется как форма проектирования педагогических систем, процессов, сущность которого заключается в выборе задач, содержания, методов, средств и форм деятельности учащихся и педагогов в определенной их последовательности. Следовательно, план профори-ентационной работы в ПОО должен включать мероприятия, направленные на решение проф-

ориентационных задач по следующим направлениям:

— профориентация обучающихся общеобразовательных организаций, целью которой является знакомство обучающихся с ПОО (профессии/специальности, по которым ведется подготовка, условия поступления и обучения); формирование мотивации к получению образования в ПОО;

— сопровождение профессионального самоопределения студентов 1-го курса с целью адаптации к ПОО и формирования у них устойчивой профессиональной направленности;

— сопровождение профессионального самоопределения студентов средних курсов с целью развития специальных способностей и профессионально важных качеств;

— профориентационная работа по содействию адаптации выпускников к рынку труда и трудоустройству по полученной профессии.

План составляется с учетом системности, комплексности, преемственности, индивидуально-возрастных особенностей, включенности родителей в профориентационную работу, социального партнерства. В соответствии с приоритетными направлениями работы планируются мероприятия (с указанием специалистов, ответственных за их реализацию). При выборе форм, методов профориентационной работы предпочтение следует отдавать практико-ориентированным (проектная деятельность,

ПУТЬ В ПРОФЕССИИ

мастер-классы, деловые игры, тренинги). Важные пункты плана — это мероприятия по проведению диагностики сформированности профессионального самоопределения обучающихся, а также мониторинг результативности сопровождения данного процесса. Взаимодействие ПОО с общеобразовательными организациями, предприятиями-работодателями, различными организациями и учреждениями целесообразно осуществлять на основе договора или соглашения о сотрудничестве. Например, ПОО заключает договор с управлением образования администрации города для проведения профориентационной работы со школьниками, включения профориентационных мероприятий профессиональной образовательной организации в план работы муниципалитета. Это позволит согласовать планы по профориентации на уровне муниципалитета, образовательным организациям составить свои профориен-тационные планы с учетом мероприятий муниципалитета, региона.

Для того чтобы план включал все необходимые позиции и в то же время не был перегружен, рекомендуется ознакомиться с муниципальными, региональными планами, учесть даты памятных событий, предлагаемые сроки проведения и подготовки отчетов по итогам конкурсов, ярмарок учебных мест и др. Таким образом, планирование осуществляется в соответствии:

— с муниципальными мероприятиями (городские и районные фестивали, акции, конкурсы, конференции);

— областными мероприятиями (участие в мероприятиях WorldSkills Russia, реализация регионального плана профориентационных мероприятий и др.);

— всероссийскими мероприятиями (например, участие в открытых уроках всероссийского портала «ПРОеКТОриЯ», проекте «Билет в будущее», конкурсах, проектах);

— значимыми (памятными) датами (профессиональные праздники, юбилейные даты в жизни страны и области (300 лет Кемеровской области, 75 лет Великой Победы и др.));

— традиционными мероприятиями ПОО (День самоуправления, День первокурсника, День открытых дверей);

— мероприятиями по повышению квалификации (участие педагогов в семинарах, вебина-рах, воркшопах, курсах повышения квалификации и др.).

Остановимся подробнее на региональном плане профориентационных мероприятий (далее — региональный план), реали-

зация которого осуществляется в целях повышения качества профессиональной ориентации граждан и обучающихся, выполнения поручения Правительства Российской Федерации от 25.04.2014 № ОГ-П8-2956. Региональный план ежегодно разрабатывается с учетом актуальных федеральных и региональных профори-ентационных тенденций и утверждается распоряжением Губернатора Кемеровской области (региональный план на 2019 год утвержден Распоряжением Губернатора Кемеровской области от 07.02.2019 № 18-рг). Региональный план ориентирован на профориентацию разных категорий граждан: безработные граждане, граждане пенсионного возраста, уволенные по сокращению из Вооруженных Сил Российской Федерации и по окончании службы по контракту, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, инвалиды, родители, воспитывающие детей-инвалидов, дети-сироты и выпускники детских домов, подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, обучающиеся и другие. Поэтому в число ответственных исполнителей мероприятий регионального плана входят департамент образования и науки Кемеровской области (ДОиН КО), департамент труда и занятости населения Кемеровской области, департамент социальной защиты населения Кемеровской области, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» (КРИРПО), центры занятости населения, органы социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов Кемеровской области, муниципальные организации социального обслуживания, образовательные организации разных типов. ДОиН КО определяет сроки проведения мероприятий регионального плана и подготовки отчетов для образовательных организаций, КРИРПО включает мероприятия регионального плана в план образовательных услуг на учебный год (раздел «Областные мероприятия»).

Профессиональным образовательным организациям в планы профориентационной работы на 2019/20 учебный год необходимо включать следующие мероприятия регионального плана, ориентированные на обучающихся и воспитанников образовательных организаций разных типов:

1. Единый областной день профориентации, посвященный Дню знаний: «Урок успеха» — 1 сентября 2019 г. В ПОО для студентов 1-го курса организуются экскурсии, знакомящие

42

«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСТВО» № 2 (61) 2019

ПуТь В ПРОФЕССИИ

с историей техникумов, учебными аудиториями, мастерскими, для старших курсов — круглые столы с участием работодателей, успешных выпускников, встречи с представителями трудовых династий.

2. Конкурс методических разработок «ПРОФ-ориентир — 2019» — сентябрь — декабрь

2019 г. Будет проводиться по пяти номинациям: «Лучшее профориентационное мероприятие», «Профориентация в цифровом пространстве», «Великой Победе посвящается», «Социальное партнерство в профориентации», «Профориен-тационный видеоролик». Конкурс имеет дистанционный формат, на подведении итогов авторам лучших работ предоставляется возможность представить свои наработки.

3. Единый областной день профориентации, посвященный Международному дню инвалидов, — 1 декабря 2019 г. Планируются консультации для школьников с ограниченными возможностями здоровья и их родителей по условиям обучения в ПОО, перспективам освоения профессии, дальнейшего трудоустройства, карьерного роста; спортивные мероприятия для студентов (возможно совместные с представителями работодателей); акции (например, Ленинск-Кузнецкий политехнический техникум организует акцию по оказанию парикмахерских услуг пожилым людям, детям с ОВЗ).

4. Неделя профориентации в рамках регионального чемпионата профессионального мастерства WorldSkills Russia — декабрь 2019 г.

5. Конкурс «Профессия, которую я выбираю» (для обучающихся) — январь — март 2020 г. Обучающиеся под руководством педагогов-кураторов выполняют творческие работы по одной из предложенных номинаций и предоставляют их в оргкомитет (номинации определяются положением о конкурсе, которое после утверждения будет размещено на официальном сайте КРИРПО, профориентационном портале Кузбасса «Профориентир»).

6. Ярмарки учебных мест, Фестиваль профессий — до 19 марта 2020 г. В этот период традиционно все ПОО совместно с центрами занятости населения проводят ярмарки учебных мест, активно выезжают в разные города и районы для встреч с будущими абитуриентами. Можно запланировать любое профориентационное мероприятие в период с 1 по 19 марта, для того чтобы все данные впоследствии были включены в отчет.

7. День выбора профессии — 14-17 апреля

2020 г. Как правило, проводятся дни открытых дверей, включающие мастер-классы, квесты,

выступления агитбригад, консультации, проф-ориентационные игры и другие формы, ориентированные преимущественно на старшеклассников.

8. Единый областной день профориентации, посвященный Дню Победы, — 6-8 мая 2020 г. Организуются акции, просмотры фильмов о Великой Отечественной войне, беседы, викторины. Например, в 2018 году в Профессиональном колледже г. Новокузнецка прошли открытые классные часы «Металлурги в Великой Отечественной войне», «Труженики тыла — все для победы»; в Ленинск-Кузнецком горнотехническом техникуме — конкурс эссе «Тыл был для них вторым фронтом»; в Анжеро-Судженском политехническом колледже — встречи с инспекторами областного пункта службы по контракту «Есть такая профессия — Родину защищать!», с представителями МЧС — «Урок мужества».

9. Организация профессиональных проб — в течение года. Профессиональные пробы проводятся на основе договоров, заключенных с управлением образования муниципалитета (или с отдельными общеобразовательными организациями), которые регламентируют обязанности ПОО и общеобразовательных организаций в рамках реализации профпроб. Приложением к договору может быть график проведения профессиональных проб.

10. Организация работы регионального методического объединения профконсультантов (РМО) — в течение года. Специалисты, ответственные за профориентационную работу в ПОО, являются членами совета РМО в соответствии с Положением о региональном методическом объединении профконсультан-тов Кемеровской области (утверждено приказом ДОиН КО от 11.10.2018 № 1729). Положением регламентировано проведение заседаний совета в августе (как правило, в рамках августовской конференции), январе и мае. Заседания совета могут проводиться очно или дистанционно, в режиме вебинара. Членам совета необходимо планировать свое участие в этих заседаниях.

11. Реализация всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся «Билет в будущее» в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В. В. Путина по итогам встречи с участниками всероссийского форума «Наставник» от 23.02.2018 № Пр-328 — в течение года. О реализации проекта в 2019 году, возможности принять в нем участие ПОО будут информированы

путь в профессии

по мере формирования пакета проектной документации. Предварительно ПОО могут проанализировать свои ресурсы для включения в проект: наличие программ профессиональных проб по предлагаемым Агентством стратегических инициатив компетенциям, сертифицированных преподавателей по данным компетенциям, необходимых ресурсов в соответствии с инфраструктурным листом для проведения профессиональных проб.

12. Повышение квалификации специалистов, ответственных за профориентацию обучающихся, — в течение года по плану образовательных услуг КРИРПО. План размещается на сайте КРИРПО и включает разные формы повышения квалификации: курсы, семинары, вебинары, тематические консультации и др.

Кроме собственно профориентационных мероприятий, в плане следует предусмотреть подготовку планово-отчетной документации, разработку и заключение договоров, соглашений, составление графиков проведения диагностики и др. Хорошо структурировать деятельность педагога, ответственного за профориента-

ционную работу со студентами, помогает алгоритм. Подробное описание примера алгоритма нами представлено в методических рекомендациях «Сопровождение профессионального самоопределения студентов профессиональных образовательных организаций» (И. А. Килина, Е. В. Понамарева, Д. В. Траут, 2018).

Как показывает опыт практической деятельности, грамотное планирование профориента-ционной работы и реализация всех запланированных мероприятий позволяют решить ряд задач, стоящих перед ПОО:

— выполнить план по контрольным цифрам набора, причем привлечь наиболее мотивированных для обучения абитуриентов, имеющих способности и интересы, совпадающие с направлениями подготовки в ПОО;

— успешная адаптация первокурсников, максимальное сохранение контингента обучающихся и более высокий уровень успеваемости на протяжении всего периода обучения;

— выпуск молодых специалистов, востребованных на рынке труда и адаптированных к производственным условиям.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

н. Т. Рылова, кандидат педагогических наук, методист центра профориентации и постинтернатного сопровождения Кузбасского регионального института развития профессионального образования

Одна из задач, стоящих перед современной системой образования, — целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Эффективным решением данной задачи является проведение профори-ентационной работы с дошкольниками.

Профессиональное самоопределение — это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно еще в дошкольном детстве.

Знакомство ребенка с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение им опыта общения

с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. Ранняя профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается в ознакомлении ребенка с различными видами труда, развитии конкретно-наглядных представлений ребенка о мире профессий, чтобы в дальнейшем облегчить ему самостоятельный выбор. В дошкольном возрасте создается та наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания ребенка. Поэтому «большое значение имеет создание условий для получения дошкольниками разнообразного спектра впечатлений о мире профессий, формирования у них поло-

44

«образование. КАРЬЕРА. общество» № 2 (61) 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.