Научная статья на тему 'Профориентация в техникуме: проблемы и пути решения'

Профориентация в техникуме: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентация в техникуме: проблемы и пути решения»

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ТЕХНИКУМЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Т. А. Фолина, В. н. Кокурина, н. А. Сапожникова,

методисты Ленинск-Кузнецкого политехнического техникума

Формирование системы профессиональной ориентации и консультирования по вопросам развития карьеры — задача государственного уровня. Услуги профориентаци-онной деятельности все больше востребованы населением: мир профессий стал более дифференцированным и разнообразным, поэтому сделать правильный однозначный профессиональный выбор на всю жизнь становится сложнее. Он превращается в процесс непрерывного поиска в течение всей трудовой деятельности.

Социально-экономическое развитие обусловило появление ряда проблем в сложившейся системе профориентации:

— направленность профориентационной работы на единственный выбор профессии; вместе с тем в современном обществе возникает необходимость проектирования карьерного пути личности на протяжении всей жизни, и для значительной части людей важным будет суметь сконструировать свой собственный профессиональный маршрут, основанный на выборе и освоении, возможно, не одной профессии;

— необходимость комплексной, системной и многоступенчатой профориентационной работы, предусматривающей взаимодействие с образовательными организациями, учреждениями, центрами занятости, социальными партнерами с использованием различных современных форм и методов.

Современная система профессиональной ориентации должна быть направлена на построение долгосрочной карьерной траектории личности и базироваться на следующих принципах: ранняя профориентация; продолжительность и непрерывность; практикоориентированность; прогнозоориентированность; многоуровневое социальное партнерство.

Для реализации этих принципов профори-ентационную деятельность необходимо развивать на разных уровнях обучения, поэтому в техникуме в настоящее время эта работа реализу-

В. н. Кокурина н. А. Сапожникова

ется по трем направлениям: профориентация дошкольников (это направление профориента-ционной работы для нашей организации новое и получило свое развитие с начала 2018 года); профориентация обучающихся школ города и района (в том числе младших школьников); сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся техникума. Основными задачами профориентационной работы техникума являются формирование у школьников и студентов стремления к самопознанию, активизация внутренней позиции в выборе профессии с раннего возраста, привлечение преподавателей и студентов к активному участию в профориентации молодежи.

Так как профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности, а вопросом «Кем быть?» задаются дошколята, ознакомление с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Управленческой командой техникума разработан проект «ПРОФИтур для дошколят и их родителей», который реализуется совместно с МАДОУ «Детский сад № 2».

Особенность проекта — это создание про-фпространства для дошкольников и предоставление возможности родителям увидеть своих детей в различных видах трудовой деятельности.

Большое значение имеют первоначальные трудовые пробы — выполнение несложных действий. Дети, играя, присваивают роли товароведов-экспертов, парикмахеров, визажистов, продавцов. Основной акцент сделан на общении и практической деятельности,

Т. А. Фолина

во время которой у участников появляется возможность увидеть спектр различных специальностей и профессий, попробовать себя в каждой из них и получить мотивирующий опыт.

Результатом профессионально направленных ролевых игр, выполнения простейших видов труда является развитие у дошкольников интереса к труду, воспитание положительной мотивации к деятельности вообще и обогащение знаний о многообразии мира профессий и труде родителей.

Проект вызвал большой интерес со стороны родительской общественности. Родители отмечают практическую значимость проекта, которая заключается в применении современных форм и методов ознакомления дошкольников с миром профессий, ориентированным на региональный и муниципальный рынки труда моногорода.

Профориентационная работа осуществляется со школьниками на протяжении всего периода обучения в школе. Но особое направление в деятельности техникума — работа с обучающимися 8-9-х классов. Интересы подростков изменчивы, и поэтому упор в системе проф-ориентационной работы техникума делается не на ориентацию на определенную профессию, а на проблему выбора и построение траектории образования. И здесь главное для школьников — не ошибиться, т. к. этот ошибочный выбор впоследствии может повлиять на ход жизненных событий. И мало кому из родителей хочется, чтобы их дети учились на своих ошибках. Поэтому взрослые зачастую предопределяют профессиональный выбор своих детей, ориентируют на достижение целей, которых сами не достигли, а не на интересы, способности, знания своих детей. А школьники, в свою очередь, выбирают престижные профессии, но не востребованные на рынке труда. И здесь главными

Реализация проекта «Билет в будущее»

векторами деятельности являются профориентация обучающихся и работа с родителями. Поэтому ежегодно преподавателями проводятся встречи с родителями в образовательных организациях города, на которых педагоги информируют о новых профессиях и специальностях техникума, рассказывают обо всех возможностях нашей образовательной организации, о возможных перспективах после ее окончания, совершают с ними виртуальное путешествие по техникуму. Это дает возможность получить максимум информации о техникуме, инфраструктуре, материально-технической базе и помогает родителям вместе с детьми в выстраивании профессиональной траектории.

Но школьникам недостаточно просто увидеть место получения будущего образования, главным критерием выбора является потребность «попробовать», «примерить на себя» будущую профессию. С учетом этого применяется практико-ориентированный подход при проведении мероприятий с использованием интересных, инновационных технологий. Ребята становятся участниками путешествий, «Профессионального старта», сюжетно-ролевых, профори-ентационных игр, квестов, экскурсий. Эти мероприятия вызывают огромный интерес, становясь праздниками с большим охватом школьников всего города.

Важное место отводится профессиональным пробам, которые проводятся в техникуме с 2014 года, в т. ч. в рамках реализации проекта «Билет в будущее». Профессиональные пробы повышают социальную зрелость личности школьника, способствуют социально-профессиональному самоопределению.

К организации и проведению этих мероприятий привлекаются студенты техникума, в т. ч. победители различных конкурсов профессионального

День открытых дверей для обучающихся школ города

ПУТЬ В ПРОФЕССИИ

мастерства. Привлечение обучающихся позволяет не просто донести информацию до потенциальных студентов техникума, но и показать важность и значимость профессионального образования. А для обучающихся техникума — это возможность показать свои успехи в построении профессиональной карьеры, осознать успешность профессионального выбора.

Не секрет, что даже став студентами, они не осознают важность принятого решения, не мотивированы на овладение профессиональными компетенциями и не нацелены на трудоустройство по полученной профессии или специальности. Становление будущих профессионалов осуществляется в течение всего периода обучения, поэтому в техникуме организовано сопровождение социально-профессиональной адаптации обучающихся. Психолог, кураторы, преподаватели изучают личность студента, выявляют его склонности, интересы, на занятиях и во внеурочное время оказывают помощь в преодолении деструктивных тенденций личностного и профессионального развития, помощь и поддержку в построении профессиональных планов через организацию разнообразной учебной и трудовой деятельности.

Одним из эффективных способов построения профессиональных планов являются конкурсы профессионального мастерства. Они способствуют воспитанию гордости за выбранную профессию, развитию и становлению профессионала. Именно участие в конкурсах является эффективным способом получения практического опыта, а заслуженные награды укрепляют

Экскурсия по техникуму для учащихся 4-го класса МБОУ ООШ № 19

уверенность в оправданности сделанного выбора и стремление к вершине профессионализма.

Важным элементом является содействие трудоустройству выпускников, поэтому для обучающихся проводятся психологические тренинги, семинары-практикумы по написанию резюме, встречи с работодателями и представителями центра занятости, ярмарки вакансий. Они предоставляют возможность выпускникам выбрать наиболее подходящие варианты трудоустройства, оставить резюме или анкету соискателя. Кроме того, это возможность завязать новые полезные знакомства.

Все направления профориентационной работы связаны между собой по принципу преемственности дошкольного, общего и профессионального образования и основаны на межведомственном взаимодействии техникума с управлением образования и подведомственными учреждениями, социальными партнерами и центром занятости.

Практически все социальные партнеры считают важным установление и развитие взаимодействия с техникумом. Из наиболее эффективных форм сотрудничества можно отметить совместную организацию производственной практики, помощь в подготовке обучающихся к конкурсам профессионального мастерства и участие в них в качестве жюри, участие в разработке содержания учебных программ, оценке образовательных достижений обучающихся на государственной итоговой аттестации выпускников, организацию экскурсий, мастер-классов и т. д.

Взаимодействие по вопросам профориентации осуществляется с использованием различных механизмов: договор о социальном партнерстве, план совместных мероприятий, программа профессиональных проб, профориентационные проекты, позволяющие осуществлять непрерывный процесс сопровождения, поддержки трудоустройства выпускников, их адаптации к рабочему месту.

Одним из важных направлений в работе техникума является информационное сопровождение непрерывной профориентационной работы путем привлечения средств массовой информации. Информация об образовательной орга-

низации, о реализуемых программах, проводимых мероприятиях освещается в СМИ города. На сайте техникума создан виртуальный кабинет профориентации, где обучающиеся могут определить свои профессиональные склонности, пройти онлайн-тестирование на профори-ентационном портале Кузбасса.

В образовательных учреждениях Крапивин-ского и Ленинск-Кузнецкого районов размещены стенды по профориентации «Успешное рядом». Агитбригада техникума выступает с рекламной профориентационной программой в школах города и района, демонстрируют видеофильмы, презентации, раздает буклеты, содержащие полную информацию о профессиях и специальностях учреждения.

Система профориентационной работы складывается не в одночасье, некоторые формы работы претерпевают изменения, теряя свою актуальность, апробируются и внедряются новые, становясь традиционными. Но чтобы профессиональная ориентация дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов и должна стать стержнем образовательного процесса.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

М. н. Селиванова, преподаватель Анжеро-Судженского политехнического колледжа

В литературе дан четкий алгоритм выполнения проекта — всем известный. Но как правильно ему следовать?

Опыт проектной деятельности в техникуме позволяет обозначить основные ошибки при выполнении проекта:

1. Неверно названа тема.

2. Неправильно сформулирована проблема.

3. Нет логической связи между проблемной ситуацией и целью.

4. Итог не соответствует поставленной цели.

1. Итак, тема проекта — важный момент

в организации проектной деятельности. Мы предлагаем студентам список тем по каждой выбранной дисциплине. Уже хорошо, что студент выбрал нашу дисциплину. Но определиться с темой ему самому еще тяжело, а вот определить тематическое поле, думаю, возможно. Обычно в ходе обсуждения задаю вопросы: что вам интересно больше всего? чем вы хотите

заниматься? В научной литературе нашла следующие подсказки, охотно пользуюсь ими. Вот пять несложных приемов.

• Монотема; привязка учебного материала к практике. Например, при изучении английского языка студенты выполняют проект «Семантическое поле «Техника» (изучение технических текстов, выборка лексики, классификация).

• «Два в одном» — связь с другими науками, так называемая междисциплинарная связь. Например, химия + экология: «И химия. и жизнь!» (изучение литературы, сравнение, систематизация).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.