Научная статья на тему 'Условия становления технического творчества в профессиональном образовании'

Условия становления технического творчества в профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / МОТИВАЦИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / TECHNICAL CREATIVITY OF LEARNERS / INTERACTION OF THE PARTICIPANTS OF THE EDUCATIONAL PROCESS / MOTIVATION IN PROFESSIONAL TRAINING / PERSONIFICATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев В.Д., Талых А.А., Зименкова Ф.Н.

Статья посвящена раскрытию проблем взаимодействия участников образовательного процесса в профессиональном образовании. Формирование будущего специалиста наиболее успешно при использовании методик технического творчества. Техническое творчество учащихся во взаимосвязи с теоретическим обучением обеспечивает не только ориентацию личности на активное освоение способов познавательной деятельности, но и большую адаптацию образовательного процесса к запросам и потребностям личности, а также возможность ее самораскрытия в учебно-познавательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions of formation of technical creativity in professional education

The article is devoted to uncovering the problems of cooperation between the participants of educational process in vocational education. Shaping the future of specialist is the most successful when using the methods of technical creativity. Technical creativity of learners alongside with the theoretical education provides them not only with the active acquisition of ways of cognitive activity, but also with the greater adaptation of the educational process to the needs of a personality and its potential to self-manifestation in the learning process.

Текст научной работы на тему «Условия становления технического творчества в профессиональном образовании»

В.Д. Лобашев, А.А. Талых, Ф.Н. Зименкова

Условия становления технического творчества в профессиональном образовании

Статья посвящена раскрытию проблем взаимодействия участников образовательного процесса в профессиональном образовании. Формирование будущего специалиста наиболее успешно при использовании методик технического творчества. Техническое творчество учащихся во взаимосвязи с теоретическим обучением обеспечивает не только ориентацию личности на активное освоение способов познавательной деятельности, но и большую адаптацию образовательного процесса к запросам и потребностям личности, а также возможность ее самораскрытия в учебно-познавательном процессе. Ключевые слова: техническое творчество учащихся, взаимодействие участников образовательного процесса, мотивация в профессиональном обучении, совершенствование педагогического процесса

о §

¡± о й

го ср ч: vo

ш о

Профессиональное заведение - место разрыва пуповины, связывающей учителя и ученика, обучающего и обучающегося. Она рвется дважды. Именно здесь истоки, первопричины низкой «производительности» педагогической системы, практически не проявляющей своего присутствия на этом переходном этапе. Здесь неудовлетворенность учителя своим трудом достигает уровня личностного конфликта. Два порога, два разрыва, две безопорные фазы: первая - переход из выпускного класса в профессиональное учебное заведение и последующая - переход выпускника профессиональной школы к практической деятельности. Превращения во второй фазе исследуются часто и достаточно подробно, первая же, судя по всему, пока должным вниманием обойдена. И главным ориентиром обучения в учебном заведении в этом случае логично принять развитие способности именно самостоятельного добывания знаний на основе творческого мышления. Надо как можно быстрее и качественнее научить соискателя знаний учиться самостоятельно! Впоследствии этому он будет учить своих учеников. К сожалению, как показывают исследования, немногим более половины обучающихся повышают показатели интеллектуального развития от 1 курса к последующим, и, как правило, такое повышение наблюдается у слабых и средних учеников, а лучшие [студенты] часто выпускаются из образовательного учреждения с тем же уровнем интеллектуальных способностей, с которыми пришли. В настоящее время в образовании доминирует

го 2 сс

ы

о л

^ л го

О ей

к о

Ф го го

л го

О .

ы О

сс и О

и

а. си

о

О

1— . с

репродуктивная составляющая, а методы творчества даются на уровне ознакомления. В качестве одной из альтернатив создавшейся ситуации в обучении, эффективному самообразованию и действенной самооценке необходимо начинать обучать уже в начальной школе. Отмеченное полностью относится к учреждениям среднего профессионального образования.

Общей особенностью методов научно-технического творчества (как частных методов и средств решения инновационных задач) является конструктивность подхода к формированию приемов проектирования, поиска новых решений, психо-эвристической стимуляции самого процесса создания «интеллектуально-коммуникативной» ситуации на определенных этапах учебного процесса, ее стимуляции и инициации в процессах аттестирования.

В процессе организации решения творческих, проблемных задач высвечивается ролевая структура коллектива. Соревновательная основа процесса обучения в этой ситуации контрастно проявляет и оттеняет деятельностные аспекты создающихся межличностных контактов особой структуры. Как следствие это делает возможным выработку и поддержание некоторых типов модельных гипотез организации учебного процесса профессионального обучения, реализуемых в условиях специфического напряжения и стимуляции (например, поиска решения в режиме реального времени при спонтанном развитии стрессовых ситуаций). В таком варианте наиболее результативным становится процесс обучения, основанный на технологии креативного творческого поиска, когда этап целеполагания соответствует определенному уровню сложности эвристически разрешаемой проблемы. Подобный подход к организации и методическому обеспечению процесса обучения предполагает назначение стратегической задачей курса обучения будущих профессионалов, разъяснение и внедрение в их сознание и подсознание «проблемного стиля» мышления.

Способность к творчеству - это совокупность свойств, обеспечивающих успешное создание новых материальных и духовных ценностей, новой информации, нового знания либо для всего человечества (объективное творчество), либо только для его создателя, конкретного субъекта, создавшего это новое (субъективное творчество). При этом, ориентируясь на образование, выделяется значимость субъективного творчества, связывая его проявление с присвоением учащимся способов получения нового знания. Процесс развития технического творчества представляет собой целостную, иерархическую, уровневую систему, реализующуюся посредством последовательных этапов проблемно-алгоритмического, усложняющегося характера: мотивационно-диагно-стического; формирования знаний о системе, системных переходах,

системном операторе; формирования умений построения противоре- |

чия; формирования умений использования списка приемов разрешения § ^

противоречий; формирования навыков применения алгоритма разреше- 5 °

ния противоречия с использованием вспомогательных методов теории | 1

решения изобретательских задач (ТРИЗ); формирующе-обобщающего 2 £

т Е о

и контрольно-диагностического [3]. о рд

Необходимым инструментом творчества является воспитываемая чю и развиваемая способность к эмоциональному переживанию удоволь- с ствия от восприятия красоты производных действий (процесс) и получаемого результата (ценность). Надо отметить, что положительное направление вектора модификации определяется и стабилизируется только устойчивой ценностной мотивацией учебной деятельности обучающегося. При этом знания, приобретаемые обучающимися в процессе восприятия, оперативно интернируются в органичном соответствии сознанию: феномен знания неотделим от феномена сознания. В этих обстоятельствах особое значение приобретает апперцепция - зависимость индивидуального знания от прошлого личного опыта. Для овладения всеми существенными сторонами деятельности необходима организация собственного опыта учащихся и студентов в такой деятельности, где они могли бы сами сформировать способности к ориентировке, самостоятельному определению цели действий и деятельности, к творчеству.

Интенсификация общественного производства предопределяет возрастающую роль мировоззренческой подготовки квалифицированных рабочих кадров. Техническое творчество учащихся во взаимосвязи с теоретическим обучением обеспечивает не только ориентацию личности на активное освоение способов познавательной деятельности, но и большую адаптацию образовательного процесса к запросам и потребностям личности, а также возможность ее самораскрытия в учебно-познавательном процессе.

Формирование образно-символического мышления - одна из важнейших проблем теории и практики образования. Мыслительные процессы диалогичны не только по форме, но и по содержанию. Участие педагога обеспечивает достаточную направленность, системность переработки личностно и эмоционально значимых содержаний сознания и самосознания обучающегося, что стимулирует порождение, систематизацию и преобразование прежних смыслов.

Умственная самостоятельность является неотъемлемой частью самостоятельной личности, которая в свою очередь лежит в основе как формирования, так и проявления активности жизненной позиции, служит для них необходимым условием. Выработке у учащихся этой главной

4 X го О ^ т

к ^ о

Ш го т

5 л го ^ О О.

го О ^

с5 =| черты личности будущего специалиста способствуют различные виды самостоятельной работы, принятые в настоящее время.

Прочность воспринимаемых учебных знаний в значительной мере ^ у ^о зависит от психической лабильности, подвижности личности. В этом может находиться некоторое объяснение зависимостям между способ-_ ^ ностями к интенсивному обучению и многообразием проявляемых личностью психических реакций, состояний. В творческой работе процесс часто важнее результата. Как правило, обучающегося сравнительно мало интересует оценка в период интенсивного поиска решения. Однако полный психологический комфорт, а значит и наибольшая степень усвоения, достигается в случае, когда радость успеха с ним разделяет преподаватель. Обучающийся практически никогда не пребывает в безоценочной, идеалистической творческой ситуации.

С точки зрения педагогической технологии подготовка творчески-созидательного подъема есть прорыв в бесконечность. Учебная мастерская - как родовидовая организация процесса обучения - это арена творчества обучающихся, материализованная свобода решений, их защиты, свобода высказываний. В этих условиях в полной мере проявляется релаксирующее влияние возникающего в малых группах выравнивающего (санногенного) мышления, уважительного поведения - происходит некоторое нивелирование спонтанно возникающих (например, в виде реакции на объявленную оценку) зависти, гнева, стимулируется переосмысливание ситуации.

Основным фактором, определяющим со стороны индивида качество и темп обучения, является мотивация - неявно выраженное звено дидактической цепочки-алгоритма процесса обучения. Это звено соединяет логикой целеполагания элементы, определяющие дееспособность и информативный объем исходной базы формирования знаний, умений, навыков, оно же определяет границы характеристик элементов, располагающихся в самом начале последовательности, т.е. мотивацией задается образ, схема целеполагания процесса обучения. Под мотивацией следует понимать генетическое стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными способностями к определенным видам деятельности и настойчивость в овладении ими на творческом уровне. Мотивация определяет направленность и степень целесообразности и продуктивности учебной деятельности. Ее влияние присутствует и отслеживается на всех этапах обучения. Являясь нематериальной формой выражения функциональной зависимости и взаимовлияния материальных составляющих процессов жизнеобеспечения и безопасности индивида (в том числе - обеспечения информационной безопасности через обучение) мотивация в профессиональном обучении

направлена на конечный комплексный продукт, выраженный, тем Е

не менее, в утилитарных итогах. Этим обстоятельством утверждается о ^

приобретение профессии в качестве орудия защиты (обретение стату- 5 °

са жизнебезопасности и достойной жизнедеятельности) и ценностной ^ 1

стабилизации личности в социуме. Подтверждение этого факта либо * <§

¡Е О

успешности этого процесса находится в результатах соответствующих о рд испытаний - реальных продуктах, изделиях, выполненных этапах про- ч о изводственных процессов, технологических операции и т.п. В прак- с тической плоскости профессионального обучения рассматривается (и успешно применяется) функция «двойного опережения», обеспечивающая опережающий характер процесса технического творчества по отношению к теоретической подготовке будущих рабочих, которая в свою очередь требует опережения по отношению к развитию технологии производства

Педагогика, отмечая некоторую разобщенность в процессах творчества познавательного и мотивационного подходов, выделяет в этой ситуации особую культуротворческую, интеллектуальную активность, в решающей мере предопределяющую и законченность, определенность целеполагания синтезированного итога различных направлений творческой деятельности. Обучающийся, как правило, проявляет выраженное внимание, сензитивность (чувствительность) к побочным продуктам своей деятельности, осуществляет их фиксацию и стремится к реализации приобретенных знаний, первоначально трансформируя их в прообразы умений. Однако в любом случае нужна воля и сознание, необходима мотивационная основа инициализации процесса познания, как со стороны обучающегося, так и самой педагогической системы.

Творческий потенциал обучающегося в решающей мере определяется рядом факторов, стимулирующих реализацию способностей и возможностей индивида в соответствии с объективными требованиями и реальными возможностями сообщества. Среди них выделяют:

1. Формирование умений и навыков (вплоть до выработки устойчивых привычек) повседневной практической культуры.

2. Учет фактора несоответствия (противоречия) ускоренного прогрес-сирования культурных коммуникаций (и в первую очередь - технологических) и темпов развития культуры конкретного региона, области.

3. Необходимость приобретения способностей динамично и эффективно приспосабливаться к требованиям времени (слияние культурных направлений, эпох, ценностей).

4. Добровольное приобретение функциональной культуры саморазвития в сфере усвоения культурных правил и ценностей.

j

го О ^

IE 5. Баланс диалектически связанных уровней культур - общественной, В £ о отражающей богатство и требования социума, и обыденной, формируе-| о S. мой самой личностью.

g у о 6. Сближение методик социализации и интеркультуролизации. о-е- 7. Усвоение (научение) культуры постижения культур. _ ^ 8. Ориентация на идеал, непрерывная коррекция пути его достижения.

9. Оценки культуросозидающей деятельности человека: витально-биологические, социальные, этические, эстетические, научные, религиозные.

10. Экологическая ориентация и др.

Теория педагогики стремится явно не оговаривать тот факт, что умения предвосхищают творчество и последующее самостоятельное исполнение некоторого набора освоенных операций. Имеются полные основания предположить, что умения - грань выхода на самоответственность исполнения задания (первоначально - просто учебного). По сути, сформированные умения - рубеж раннего проявления первичных готовностей: их поисковое проявление [1].

Развитие субъекта как участника образовательного процесса отражается в положительной динамике его творческих способностей, но наиболее ценны эти потенции - в их практической реализации, как неотъемлемой части учебного процесса. Отмечают пять основных видов творческих работ, наиболее часто реализуемых в профессиональном обучении:

- информационно-реферативные - репликативные, обладающие трудно разрушимой, надежно запоминаемой, но мало вариативной структурой;

- проблемно-реферативные - обеспечивающие решение при поиске алгоритма на основе анализа результатов и накопления аргументированных выводов;

- экспериментальные - первичные (открытые) и повторные (учебные) эксперименты и опыты;

- натуралистические - практические исследовательские, экспериментальные, эвристически-доказательные работы;

- описательно-исследовательские - анализ результатов наблюдений, тенденций, теоретических исследовательских работ.

Решающим условием развития творчества выступает свобода представления результатов труда [2]. Результаты творческого труда незамедлительно предъявляются личностью на оценку, с целью получить общественное признание. Носителем творческого начала является личность, понятая как экзистенция (неповторимость конкретной личности), как иррациональное начало свободы (А.А. Бердяев).

Любое творчество обязательным условием содержит в себе проблему и конфликт. Нормативные способности (по сути - процессуальные деятельностные готовности личности) и способности творчества в некоторой степени противостоят друг другу! Как правило, удовлетворенность обучающихся качеством полученного образования субъективна и не является ведущим фактором его оценки; объективная оценка достигнутого уровня обученности - в практике. Основные требования к цели обучения (в терминах деятельности учащихся) формулируются как диагностичность, инструментальность, реалистичность, целенаправленность. В ситуации профессионального образования результат обучения должен обладать объективной, легко проверяемой на практике категорией меры. Выделяют уровни усвоения: ученический, алгоритмический, эвристический, творческий. Последний уровень предполагает творческую активность, самостоятельность действий в нетипичных ситуациях. Необходимо признать, что любое решение подлинно творческой проблемы выходит за пределы логики, осмысление приходит позже, доказательно обосновывая принятый вариант решения. Это - генеральный путь развития культуры творчества.

Современная педагогическая парадигма основана на признании за каждым обучающимся качеств личности творческой, что в свою очередь, предполагает наличие свойств и характеристик:

- вариативного мышления (в том числе, сочетание аналитического и интуитивного мышления); это позволяет профессионалу из исполнителя работ переходить в новое качество - создателя своего варианта решения задачи, защиты своего видения вопроса и др.;

- рефлексивности - соотнесение с прошлыми, выполненными этапами процесса создания изделия, выполнения работ, заказа и непрерывное внесение изменений в оценку, и последующую технологическую цепочку с целью оптимизации (достижения максимального значения) общей конечной итоговой оценки труда;

- созидания, преобразования - ощущения целесообразности вносимых своим трудом изменений в окружающий мир;

- большого объема приобретаемых и используемых знаний - умение учиться в течение всей жизни.

Полнота выполнения требований и описанных условий и определяет достигаемый уровень обученности в учреждениях профессионального обучения, применяющих технологии технического творчества. Совершенство педагогического процесса, кроме того, в значительной мере определяется мастерством педагога. Совокупность качеств у всех участников процесса обучения обеспечивает его успешность.

о §

го

ч о

Ф о

гоок i^s

S О I

4 X ro

0 s oß

к ^ о

Ш го m

5 I го ^ О £P

^ S VO

К и О

1 и Q. Ш

ш о

I— Q.

Библиографический список

1. Лобашев В.Д., Талых А.А. Возможности и способности в формировании профессиональных качеств студентов педагогических вузов // Методология исследования в профессиональном педагогическом образовании: Сб. науч. статей / Под ред. И.И. Соколовой. СПб., 2009. С. 215-224.

2. Методика исследования формирования понятий, умений и навыков у учащихся средних профтехучилищ / Под ред. А.П. Беляевой. М., 1986.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. М., 2007.

О.В. Свинобой

Применение картографического метода анализа конфликта при формировании конфликтологической культуры личности полицейского

В статье рассматриваются варианты применения картографического метода анализа конфликта при проведении социально-психологического тренинга в системе высшего и дополнительного профессионального образования МВД России. Отмечается целесообразность повышения конфликтологической культуры личности полицейских в условиях контекстного обучения. Ключевые слова: картографический метод анализа конфликта, карта-схема анализа конфликта, конфликтологическая культура, контекстное обучение.

Там, где есть человек, всегда будут конфликты, ведь они - постоянный спутник нашего бытия и общественного развития. Желаем мы того или нет, но конфликт - это та реальность, с которой нам приходится сталкиваться практически каждый день.

По роду своей деятельности сотрудники органов внутренних дел (далее - ОВД) ежедневно общаются с различными категориями граждан, зачастую, с наиболее трудным в социальном отношении контингентом, для которого характерно наличие асоциальных установок, неуправляемость, агрессивность, скрытный характер преступной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.