Научная статья на тему 'Элементы творческой деятельности в технологическом образовании студентов'

Элементы творческой деятельности в технологическом образовании студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ / ПОДГОТОВКА К ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CREATIVITY / COGNITIVE ACTIVITY / IDENTITY / PROJECT-BASED LEARNING / EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN PROJECT-BASED LEARNING / PREPARATION OF CREATIVE ACTIVITY / TECHNOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович, Талых Алексей Александрович, Зименкова Фаина Николаевна

Обучение с использованием основных положений творческой деятельности способствует значительной интенсификации процессов овладения обучающимися основами технических областей культуры. Рассматриваются некоторые особенности педагогических технологий, реализующих принципы творческого обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобашев Валерий Данилович, Талых Алексей Александрович, Зименкова Фаина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The elements of creative activity in technological education

Training using the basic of the creative activity contributes a significant intensification of mastering studying basics of technical fields of culture. Some of the features of educational technologies that implement the principles of creative learning and pedagogical conditions are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Элементы творческой деятельности в технологическом образовании студентов»

59

12

13

14

15

16

17

18 19

шт^ :«im»iinii«i£»,m 2000^ штшжп 2012^

IPS? 2007о

шш

ШШШШ^Ш»,^, 2007о «Ш^ШШШ!^»,^, 2007о

—-1

о ^

X О

S ^

с к

го го ъс ш

F о

ш о

с

В.Д. Лобашев, А.А. Талых, Ф.Н. Зименкова

Элементы творческой деятельности в технологическом образовании студентов

Обучение с использованием основных положений творческой деятельности способствует значительной интенсификации процессов овладения обучающимися основами технических областей культуры. Рассматриваются некоторые особенности педагогических технологий, реализующих принципы творческого обучения.

Ключевые слова: творчество, познавательная активность, проектное обучение, педагогические технологии в проектном обучении, подготовка к творческой деятельности, технологическое образование.

Критериями творческого продукта наиболее часто выступают: оригинальность, статистическая редкость, осмысленность, трансформация, объединение [3]. В общем случае развитие творчества идет от доминирования репродуктивных действий (освоение и использование нормативного опыта, знаний) к доминированию продуктивных действий и оптимальному соотношению между ними. Репродуктивные и творческие методы соотносятся как преемственность и новаторство, последнее выступает необходимым условием деятельности по переносу, передаче знаний, формированию практико-приемлемых первичных проявлений обученности (на начальной стадии этими элементами выступают развивающиеся умения, переходящие в проявления устойчивой компетентности).

го 2 сс

ы

о л

^ л го

О ей

к о

Ф го го

л го

О .

ы О

сс и О

и

а. си

о

О

1— . с

Практика обучения, применяющая базисные положения педагогических технологий, использующих элементы творческой деятельности, контрастно выделяет следующие содержательные противоречия учебной и профессиональной деятельности (в значительной степени это находит отражение в виде противоречий и нестыковок между общеобразовательной и профессиональной школами).

1. Абстрактный предмет учебно-познавательной деятельности и реальный предмет будущей профессиональной деятельности; конкретность знаний заданных в производственном контексте.

2. Системное использование знаний в регуляции профессиональной деятельности и дискретное их усвоение в различных учебных дисциплинах.

3. Индивидуальное усвоение знаний и коллективный характер профессионального труда.

4. Творческая активность и социальная вовлеченность в профессиональном труде и пошаговое освоение знаний, умений, навыков в традиционном обучении.

5. Практически полностью ориентированной на «ответ» обучающегося и инициативной позицией в социальном и предметом смысле специалиста в труде, при непрерывном принятии решений в вероятностных условиях.

6. Обучение предполагает в первую очередь освоение прошлого опыта, в то время как труд ориентирован на применение прошлого для решения задач будущего.

Изначально обучение творческой деятельности основано на методологии общетехнической деятельности - системе принципов и методов формирования категориально-понятийного аппарата, имеющего политехническую ориентацию, направляющую развитие учебно-творческой деятельности обучающихся от низших форм (овладения системой знаний, умений и навыков по решению отдельных учебных задач) до высших (умения их применения при осуществлении проектных и конструкторских расчетов). Реализация способности к творческой деятельности предполагает специальные усилия, особые процедуры; требуется применение методик интенсивной активизации самой творческой деятельности. Активно применяются различные дидактические модели процесса обучения. Прямое обучение творчеству невозможно; оно во многом определяется способом получения знания: знание, творчески воссозданное; знание, переоткрытое самим человеком; знание, оставшееся для него формальным, чужим, инородным. Технологии обучения приобретают все большую ориентированность на развитие личности, формирование ее способности к творческой деятельности и саморазвитию.

ф

Развитие способностей к творческому мышлению и труду является преимущественно уделом самой личности. Эффективность подготовки к творческой деятельности определяется степенью выполнения ряда условий:

1) назначение объема знаний, посильного обучающимся и формирование убежденности в его посильности;

2) формирование убежденности в необходимости усвоения конкретного объема оговоренных знаний для обеспечения успешности развития 5 творческой деятельности в текущем и последующих периодах обучения;

3) воспитание культуры творческого труда, содержащей в своей основе стремление и умение самостоятельно приобретать знания;

4) ориентация на профилирующую профессию, специальность;

5) непрерывность и переходящий во времени характер подготовки к творческой деятельности;

6) учет возможности индивидуального маршрута развития обучаемого (вариативность программы).

Творчество - одна из наиболее естественных форм реализации потребности в поиске. В процессах обучения оно определяется как познавательная активность индивида с точки зрения реализации его возможностей к преобразованию окружения или самого себя в целях эффективного взаимодействия с внешним миром. Природные способности человека к саморазвитию, к приобретению все новых знаний и их творческому, инновационному использованию превращаются в действительность лишь в процессе «научения» человека использовать эти способности, методической постановки алгоритма его мыслительной и практической деятельности. Познавательная деятельность учащихся в обучении направлена на овладение уже сложившейся системой знаний, умений и навыков. Доминантой творчества в процессе обучения и в частности - восприятия, осознания и усвоения всей учебной информации, служит личностный интеллектуальный базис воображения, обеспечивающий неповторимость последующей абстракции, в решающей степени гарантирующий достижение качественного совершенства финала обучения. Перед обучающимся ставится задача изучения технических областей культуры. Культура с социологической и антропологической точек зрения является совокупностью духовных достижений человечества, объективных и надвременных явлений, которые образуют непрерывную и неподвластную отдельному индивиду традицию.

Непосредственно культуротворческая парадигма характеризуется несколькими устойчивыми процессуальными качествами: - направлена на представление, раскрытие пространства культуры

в своих основных содержательно-структурных параметрах, в т.ч.

в типологии учебных заведений в соответствии со сферами культурного

го о к

* £ ^

^ О I

4 I го О т

к ^ о

Ф го т

5 I го ^ О О.

к и О

^ и

о. ш

ш о

н- о.

творчества людей (материально-технической: производство, экономика, коммерция; духовно-материальной: искусство, образование, социальная сфера, быт; духовной: религия, наука, политика, информация, и т.д.);

- задает структуру государственного образовательного пространства;

- формирует универсальный спектр целостного знания о мире и человеке в нем;

- меняет сам тип социализации личности - не выдвигая жесткую детерминированность исполнения социальных заранее прописанных ролей, но предполагая воспитание через систему-вектор «принуждение -добро»;

- в этом процессе четко формирует предпосылки к переходу и активному следованию-исполнению «культуры достоинства»;

- позволяет каждому обучающемуся найти свои, сугубо индивидуальные пути преодоления насажденного предыдущим опытом прагматизма потребительского технико-экономического, ограниченно утилитарного интереса к природе, личности и перейти к отношениям охранительно-созидательного типа;

- базируется на безусловном учете и ориентире на психофизиологические и интеллектуальные возрастные различия и особенности: каждый обучающийся - носитель особого культурного мира [2]. Появление творческих элементов деятельности методологически

сопряжено с формированием стабильных умений, что предполагает присутствие творческого мышления в процессе создания и совершенствования конструктивных элементов практического применения знаний. Именно процессуальность создания все более совершенных умений и движет обучающимися, и здесь критерий успеха - полное владение творческим мышлением [1]. В дальнейшем достижение высот профессионализма и мастерства возможно только лишь при творческом использовании знаний и умений с сознанием цели, мотивов выбора способов и средств достижения.

Одним из значительных разделов творческой деятельности в процессах обучения является моделирование. Творческий процесс моделирования технического объекта и теоретическое обучение должны идти, взаимодействуя и корректируя друг друга, формируя современного специалиста, адаптированного к работе в новых экономических условиях. Моделирование идеологически исходит из расширенного использования знаний различных областей, примененных для преодоления затруднений в познании объекта. Действие переноса (знаний) из одной области приложения в другую, закрепляясь в мыслительной деятельности обучающегося, трансформируется в межпредметное

ф

познавательное умение. Интеграция информации сопряжена с формированием обобщенных моделей мышления, повышающих возможности творческой познавательной деятельности. Каждая педагогическая ситуация является результатом и следствием совместного проявления двух активных сторон:

1) обучающийся и преподаватель;

2) обучающийся, взаимодействующий с учебной группой. 5 Активизация усилий творчества обучаемого предполагает выполнение под патронажем преподавателя следующего комплекса педагогических основных условий:

- оптимальное сочетание репродуктивных и творческих задач, эвристических и логических методов решений, наиболее успешно реализуемых в методах проектно-проблемного обучения;

- обучение с учетом зоны творческого развития обучающихся;

- использование ситуаций совместной продуктивной деятельности, в частности - создание комплексных аттестационных работ, выполнение тактических заданий в составе малых групп - экипажа, бригады;

- оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм организации обучения, где действенными формами вступают бригадное и экипажное обучение и др.

Проектное обучение, опираясь на творчество малых групп, строится на приоритете дедуктивного способа познания, при этом основой процесса выдвигается активная самостоятельная, творческая, исследовательская, познавательная деятельность обучающихся в ходе выполнения учебных проектов. В реальном процессе познания понятия и чувственно-наглядные элементы функционируют в единстве и взаимопроникновении, появляется возможность воображения - попытка домыслить некоторые элементы в ранее полученной информации [1].

В проектном обучении феномен творческой деятельности достаточно полно раскрывается через сущностные факторы личности, его особенности и составляющие качества индивидуальности. Подвергаются анализу стереотипы мышления и наличие подсознательных факторов (барьеров), некоторых механизмов психологической защиты, блокирующих проявление творческих способностей. Создание в результате творческой деятельности изделия (услуги) от идеи до ее воплощения развивает наглядно-образную память, абстрактно-логическое мышление. Особенно показательно развиваются мануальные способности (ручная ловкость) и в целом кинестизический аппарат, укрепляются связи первой и второй сигнальных систем. В развивающей парадигме образования творческая деятельность является основной дидактической единицей. Определяющей тенденцией дидактических поисков в русле

го 2 сс

ы

о л

^ л го

О ей

к о

Ф го го

л го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О .

ы О

сс и О

и

а. си

о

О

1— . с

поискового подхода к обучению творческой деятельности является то, что они развиваются на основе рефлексивной деятельности учащихся, которая специально «вводится» в осваиваемое содержание и характеризует как процессуальную, так и содержательную сторону обучения.

Отмечаются следующие особенности проблемно-поискового обучения: характер деятельности по самостоятельному усвоению новых понятий, обеспечивающий сознательность, глубину, прочность знаний и формирование логического, тактического и интуитивного мышления; присутствие критического, творческого и диалектического мышления; самостоятельное решение проблем - стимул и условие перерождения знаний в убеждения; выявление взаимосвязи между теоретическими и практическими проблемами (содержанием проблем-задач); ориентация на наиболее эффективные образовательные (педагогические) технологии; динамичность; высокая эмоциональная напряженность; несколько иное соотношение-сочетание и одновременное во времени проявление репродуктивного и продуктивного, индукции и дедукции.

Самостоятельная творческая профессиональная деятельность обладает специфическими качествами: избирательностью - что предполагает творческий выбор целей и задач; рефлексией - непрерывная самооценка выполняемой деятельности, соотнесение с критериями качества, принимаемого как собственная, личностная ценность; ответственностью - предвидение ближайших последствий и отложенных результатов деятельности; смыслопоиском - определение личностной значимости данного вида деятельности; индивидуальностью - своеобразие и неповторимость проявления интереса в каждом отдельном действии; духовно-нравственной содержательностью - ориентация на удовлетворение духовно-нравственных культурных потребностей; опосредованностью; эмоциональностью - непрерывное насыщение деятельности элементами переживания и сопереживания; коммуникативностью - развитие межличностных контактов, делового сотрудничества; проективностью; рациональностью; продуктивностью; экономичностью и т.д.

Модели педагогических технологий, реализующих принципы творческого обучения обладают (наделяются) следующими характеристиками: акцентируют развивающий потенциал обучения, исходят из самостоятельной ценности поисковой деятельности, ставят дидактические цели высокого познавательного уровня, ставят педагога в позицию «партнера» по учебному исследованию, предлагают личную включенность всех участников обучения, высокую личностно профессиональную готовность педагога к гибкому, тактичному взаимодействию с учащимся, в котором происходит расширение границ как непосредственного опыта, так и его осмысления учащимися.

Библиографический список

1. Брушлинский А.В. Психология мышления и кибернетика. М, 1970.

2. Валицкая А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса // Педагогика. 1998. № 4. С. 12-18.

3. Холодная М.А. Психологические механизмы одаренности // Вопросы психологии. 1993. № 1. С. 32-39.

о о

д

ф

Н.В. Неверова

Интеграция процесса овладения иностранным языком с освоением профессии в техническом вузе

В статье представлен процесс овладения профессионально-ориентированным иностранным языком студентами технических вузов в рамках предметного и социального контекстов. Определяются этапы интеграции процесса овладения иностранным языком с освоением профессии, роль самостоятельной работы студентов, способствующей более широкой профессиональной самореализации специалистов.

Ключевые слова: иностранный язык, технический вуз, интеграция, профессиональная деятельность, качество языкового образования.

Владение иностранным языком сегодня является не только частью социокультурных качеств личности, но и необходимостью для эффективного решения коммуникативных задач и в ситуации личного общения, и при обеспечении деловых контактов в производственной деятельности, что создает возможность для равноправного взаимодействия современного специалиста в диалоге с представителями иных культур, участии в разных сферах и ситуациях межкультурного общения.

Изучение иностранного языка в техническом вузе направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетентности, одной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.