свои представления о форме головы, а также получить первоначальные сведения о характере взаимодействия костной основы и мышечной массы. Вместе с тем следует понимать, что данная учебная скульптура представляет собой некий идеальный (и достаточно упрощенный) вариант, отличающийся сбалансированностью фрагментов и определенной степенью схематизации. Поэтому, чтобы работа с ней принесла желаемый эффект, обучаемому необходимо одновременно просматривать анатомические рисунки и схемы (желательно цветные), более подробно раскрывающие строение костного каркаса и пластику мышц, ставить задачу выявления зависимости образного потенциала головы от ее анатомической основы. Здесь же следует подчеркнуть, что студент обязан изучать и запоминать форму наиболее значимых лицевых и шейных мышц, выделять фрагменты, из которых эти мышцы состоят, понимать степень их влияния на характер тех или иных поверхностей головы.
В отличие от «обрубовочной» модели, форма фрагментов модели анатомической уже не содержит однозначно прямолинейных (с точки зрения «геометрии») ребер, плоскостей и объемов, и рисующий, решая конкретные изобразительные задачи, вынужден учиться схематизировать пластически сложные формы, сводить их в упрощенную объемную структуру. Например, при сопоставлении местоположения, величины, формы скуловых выступов при изображении экорше (где нет однозначно выраженных опорных точек, переходов формы как у «обрубовки») рисующий вынужден оперировать пластически более сложными комбинациями. Для этого необходимо учиться вычленять и обобщать объемно-геометрическую основу фрагментов (абстрагируясь от мелких деталей и второстепенных подробностей рельефа), вырабатывать навык точной фиксации их пространственного положения.
УДК 37.036
развитие творческой деятельности в системе художественного образования детей
В статье рассматриваются определения понятия «творчество», отмечается, что в процессе развития творческой деятельности обучающихся главную роль играет обучение, в котором происходит формирование художественных знаний, перевод их на уровень умений, усвоение способов художественной деятельности, их творческая интерпретация, формирование опыта творчества. Для формирования опыта творческой деятельности у обучающихся необходимо в содержание обучения включить изучение теории, законов, правил, организовать усвоение этапов процесса творчества. Развитие творческой деятельности предполагает применение активных методов обучения.
Ключевые слова: творчество, этапы творческого процесса, творческая деятельность, процесс обучения, арт-педаго-гические и проектные технологии, творческая личность.
Качество формируемых графических представлений во многом зависит от способности рисовальщика увидеть в живой форме обобщающие конструктивные свойства и, наоборот, представить конструкцию рациональным, геометрически выверенным выражением живой формы. В этом контексте В. П. Зинченко подчеркивается значение умения «.. .обобщать и схематизировать натуру, а затем переходить от схемы обратно к живому, непосредственному видению.» [6, с. 37].
Только усвоив первоначальные сведения о строении головы, а также отработав на практике основные методы ее изображения, студент будет вполне подготовлен к следующему, более сложному этапу - рисованию скульптурных изображений человека Античности и эпохи Возрождения.
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии : в 2 т. М. : Педагогика, 1989. Т. 2. 328 с.
2. Бехтель Э. Е., Бехтель А. Э Контекстуальное опознание. СПб. : Питер, 2005. 336 с.
3. Серов А. М., Ростовцев Н. Н., Кузин В. С. Рисунок : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов / под ред. А. М. Серова. М. : Просвещение, 1975. 271 с.
4. Медведев Л. Г. Академический рисунок в процессе художественного образования. Омск : Издат. дом «Наука», 2008. 290 с.
5. Ломов Б. Ф. Системность в психологии : избр. пси-хол. тр. / под ред. В. А. Барабанщикова, Д. Н. Завалишиной, В. А. Пономаренко. 3-е изд. М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2011. 424 с.
6. Зинченко В. П. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: учеб. пособие. Ростов н/Д. : РГПИ, 1987. 68 с.
© Баженов А. А., 2017
A. A. MeaxHoea L. A. Ivahnova
DEVELOPMENT OF CREATIVE ACTIVITY IN THE SYSTEM OF ARTISTIC EDUCATION OF CHILDREN
The article discusses the definitions of the concept "creativity", noting that during the process of development of creative activity of the learners, the main role is played by teaching, in which the formation of artistic knowledge takes place, translating them to the level of skills, mastering the methods of artistic activity, their creative interpretation, and the formation of creative experience. To form the experience of creative activity of learners, it is necessary to include the study of theory, laws, rules in the learning content, and to organize the assimilation of stages of the creative process. The development of creative activity involves the application of active teaching methods.
Keywords: creativity, stages of creative process, creative activity, learning process, art-pedagogic and project technologies, creative personality.
В современном художественном образовании детей происходят изменения, которые обусловлены Федеральными государственными требованиями к содержанию пред-профессиональной подготовки обучающихся и целями и задачами подготовки в образовательной области «искусство» Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Эти документы ориентируют педагогов на создание системы художественного образования, включающей основы изобразительной грамоты, азбуку декоративно-прикладного творчества, развитие творческих способностей и навыков эстетического восприятия художественных произведений, направленной на формирование умений в области проектно-художественной деятельности и формирование опыта творческой деятельности по созданию художественного образа. Существующий отечественный и зарубежный опыт по руководству художественно-творческой деятельностью детей нуждается в современной интерпретации, а также теоретическом обосновании с позиций современных воззрений на художественное творчество. Сказанное ставит в ряд актуальных вопросов: определение компонентов и признаков творческой деятельности, разработка содержания и технологии развития творческих способностей, пути формирования опыта творческой деятельности.
Эффективное руководство процессом развития творческой деятельности требует знания природы, структуры и механизмов данной деятельности. В развитии творческих способностей и качеств личности учащихся главную роль играет обучение, которое предполагает формирование художественных знаний, перевод их на уровень умений в определенной области художественной деятельности, усвоение способов этой деятельности, их творческую интерпретацию, формирование опыта творчества.
В этой связи необходимо определить признаки творчества. Элементы творчества внутренне присущи любой деятельности. По этому поводу Л. С. Выготский писал, что «творчество существует не только там, где создаются великие исторические произведения, но и везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое» [1, с. 6]. В научной литературе существует множество исследований по проблеме творческой деятельности. В каждом из них дается определение понятия «творчество». От ответа на вопрос, «что такое творчество?» зависит решение задачи, поставленной перед современной школой, воспитать творческую индивидуальность, развивать творческие способности личности, формировать опыт творческой художественной деятельности, для которой характерны как общие, так и специальные способности.
Попытки определения творчества делались неоднократно. В силу сложности самого предмета характеристики творчества были далеко не полными, в понятии «творчество» рассматривались лишь не которые признаки. Первоначально предметом философского рассмотрения было художественное творчество. Особенности художественного творчества состоят в том, что оно интегрирует способность к самому глубокому мышлению с виртуозным умением воплощать свои замыслы в материале в форме художественного образа. Отсюда следует, что для процесса создания художественного произведения характерны активизация мысли-
тельной деятельности (возникновение идеи, разработка замысла), владение технологией работы с художественными материалами, приемами создания художественного образа. Реализация этих этапов творческой деятельности требует не только природной одаренности, но и профессионального обучения. Еще в эпоху Возрождения, когда был восстановлен и получил дальнейшее развитие художественный опыт античности, одним из условий художественного образования и воспитания было провозглашено профессиональное обучение.
Теоретики Возрождения трактовали художественное творчество как сложный, кропотливый труд. Леонардо да Винчи, Альберти, А. Дюрер уделяли много внимания вопросам профессионального обучения и работе художника над произведением, отмечая, что знания обусловливают свободу в работе художника и управляют всякой работой.
Для определения инвариантных признаков творчества большое значение имеет анализ и сравнительная характеристика исследований, посвященных процессу художественного творчества (Е. С. Громов, Л. С. Выготский, Г. Л. Ермаш, Л. Б. Ермолаева-Томина, К. С. Станиславский, П. М. Якобсон и др.).
Художественное творчество обстоятельно рассмотрено в исследовании Е. С. Громова, где представлены методы исследования творчества, закономерности становления творческой индивидуальности, мастерство и мотивы художественного творчества, а также исторический аспект исследуемой проблемы. Определение, данное автором, относительно полно отражает сущность и сложность рассматриваемого понятия: «художественное творчество представляет собой сложнейший комплекс различных видов и типов человеческой деятельности, это своеобразное, индивидуальное, в каждом случае неповторимое единство труда умственного и физического, дискурсивного и интуитивного познания, мысли и чувства» [2, с. 11]. Характерными чертами данного определения художественного творчества выступают мыслительная деятельность, интеграция умственного труда и практической деятельности, присутствие особого эмоционального состояния - чувства.
В другом исследовании дается анализ различных точек зрения на природу художественного творчества, рассматриваются цели, отношение к традициям, компоненты, силы художественного творчества и творческий процесс. Существенной характеристикой творчества Г. Л. Ермаш признает единство сознания и деятельности, традиционно критерием берет новизну. «Творчество в широком смысле слова -это способность человеческого сознания и практической деятельности к преобразованию и к созданию нового, отвечающего потребностям освоения и преобразования действительности, интересам прогресса общественного развития» [3, с. 3-4].
На наш взгляд, существенным для понимания художественного творчества является высказывание К. С. Станиславского: «Я понял, что творчество - это прежде всего полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Оно охватывает не только зрение и слух, и все пять чувств человека, оно охватывает помимо того и тело, и душу, и разум, и чувство, волю и память, воображение» [4, с. 338]. В данном определении подчеркивается полная
погруженность человека в творчество, сосредоточенность на этом процессе, единство воображения, чувства, разума.
Творческая деятельность обучающихся в современной школе не замыкается рамками художественного творчества, но предполагает научную работу, исследовательскую составляющую. В этой связи возникает необходимость рассмотреть основные характеристики научного творчества, которые способствуют более глубокому проникновению в суть понятия «творчество».
Научное творчество, как и художественное творчество, имеет свои специфические особенности. Для художественного творчества характерна гносеологическая функция. Научное познание существенно от него отличается, оно есть и цель научного творчества и средство. В художественном творчестве действительность отражается в форме художественного образа. В науке результаты научного творчества представлены в форме законов, понятий, категорий. Познавательная деятельность ученого включает мыслительную деятельность, различные взаимодействия с предметами и средствами познания: построение гипотез, постановку познавательных задач, конструирование познавательных процессов, фиксацию результатов эксперимента, создание теории.
Существенным для понимания исследовательской деятельности и научного творчества является определение, данное И. И. Лейманом, в котором отмечается, что творчество - это высшая форма человеческой деятельности и наиболее квалифицированный труд. «Исследовательская работа невозможна без таланта ученого, тонкой наблюдательности, любознательности, воли, способности думать и работать в одном направлении, большой работоспособности, критического склада ума, интуиции и подвижничества» [5, с. 361]. В данном определении представлены качества, которые могут быть сформированы и развиты при правильной организации обучения. Как отмечает М. Г. Яро-шевский, в становлении будущего ученого важными являются условия его «донаучного становления» посредством воспитания и обучения, так как формирование творческого потенциала начинается на уровне детского сада и школы [6]. Способность к добыванию истины не дана людям равномерно, но она может быть сформирована, как и способность художественная в деятельности, которая требует применения этой способности.
Творческий процесс в художественном творчестве, как и научном, имеет ряд этапов: замысел, разработка замысла, реализация замысла в материале, т. е. создание художественного образа. Они являются инвариантом, сущностной характеристикой творчества. Этапы творческого процесса определяют последовательность выполнения научного исследования и художественной деятельности.
Роль замысла заключается в идеальном моделировании будущего результата, инструментом которого является воображение. Независимо друг от друга философы, психологи, методисты определяют замысел, как начало процесса творчества, воплощающее представление о содержании, форме, идее произведения. Визуализация художественной идеи осуществляется в эскизах, которые дают общее представление о будущем произведении. Этап разработки замысла характеризуется поиском средств выразительнос-
ти, осмыслением, которое происходит на базе языка искусства. Художественное мышление на этой стадии связано с образным языком, овладение которым возможно только в единстве восприятия произведений искусства и практической художественной деятельности. Таким образом, возможности реализации художественного образа зависят от степени овладения языком выразительности и степени мастерства (овладение технологией работы с художественными материалами), отсутствие которых при самом ярком воображении, обрекает ученика на неудачу.
Творческий процесс завершается стадией реализации замысла в материале. На этой стадии творческого процесса активную роль играет техника, арсенал художественных средств, которыми владеет обучающийся. Главным инструментом становится техника исполнения, то как сделано произведение, каким средствами выразительности и изображения решена поставленная задача. Таким образом, техника характеризует уровень творческой активности личности, овладение языком выразительности и способами организации художественной формы.
Для понимания некоторых аспектов художественного творчества необходимо учитывать и точку зрения физиологии. Творчество - целенаправленная деятельность человека. Цели определяют действия и поведение человека, а также намерение к осуществлению действия (П. К. Анохин). Компонентом творческой деятельности является «принятие решения». Физиологи полагают: момент принятия решения - узловой механизм в человеке, как функциональной системе. Он является переходным от комбинации возбуждения к исполнению, действию. В изобразительной деятельности к принятию решения можно отнести разработку эскизов, понимаемых как «проект» будущего произведения. Без этого компонента не обходится ни один художник, ни один творческий процесс. Еще более точно характеризуют акт принятия решения элементы подготовительной работы для создания продукта творчества: наброски, форэскизы, этюды с натуры и т. д.
На необходимость использования методов психофизиологии в понимании аспектов творческой деятельности указывают зарубежные психологи. К ним относятся: «перцепция, понимание произведения», «роль врожденных особенностей личности в эстетической ситуации», специфические формы изучения специализированных форм искусства и «мотивации», лежащие в основе творчества» [7, с. 21].
Мотивация как основа творчества в более ранних исследованиях по творчеству не была представлена компонентом данного феномена. Не уделялось достаточного внимания такой важной для художественного творчества психологической функции, как перцепция и понимание искусства, без которой невозможен процесс развития творческой деятельности и усвоения художественной культуры. Развитие художественного восприятия как задача поставлена во всех программах по изобразительному искусству, однако в практике художественного образования она крайне редко решается. Понимание произведений искусства и средств создания художественного образа художником, изучение этих средств и применение расширяет творческий арсенал обучающихся, способствует осмысленному созданию художественного образа.
Формирование исследовательской деятельности обучающихся предполагает знание содержания этапов научного исследования.
В научном творчестве выделены три этапа. Первый этап характеризуется возникновением проблемной ситуации. Этот этап носит название осознания проблемы, которая сопровождается выбором направления поиска, составлением плана решения, определением точки зрения. Путем подведения данных под общее понятие уясняется взаимодействие разрозненных фактов.
Решение проблемы - второй этап научного творчества -начинается с выработки гипотезы. На этом этапе значение имеет наличие опыта, изучение теоретических положений, обобщенное содержание которых выводит решающего за пределы имеющихся знаний. На основе имеющихся знаний появляется возможность строить догадку, предположение, идею и др. Третий этап - проверка решения. Психологи подчеркивают определенную самостоятельность этапов процесса научного творчества, а также целевую направленность.
Сравнивая процесс художественного творчества и описание этапов научного творчества. Можно отметить, что здесь нет принципиального различия, процесс художественного и научного творчества имеет много общего.
Обучение включает в себя содержательный и технологический компоненты. Содержательный компонент становится основой для творчества. Творческая деятельность в любой области характеризуется знанием теории, законов, правил, осмыслением деятельности в категориях науки и искусства, анализом и обобщением существующего опыта. Для формирования опыта творческой деятельности у обучающихся необходимо в содержание обучения включить перечисленные элементы, а также организовать усвоение этапов процесса творчества. Кроме этого, необходимо обогатить опыт познавательной деятельности учащихся такими инструментами познания, как анализ, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение. Формировать у них умения выдвигать идеи, предположения, анализировать проблемные ситуации в учебном предмете (живопись, графика, композиция и др.), исследовать исторический аспект учебной проблемы (цвет, форма, композиционные средства, технология художественных материалов).
В дидактическом процессе конкретного учебного предмета художественного цикла важно определять готовность обучающихся к профессиональной деятельности, а не только умения создавать детские рисунки. Отсутствие обучен-ности профессиональным навыкам считается первым признаком отсутствия «творческости» [8]. На пустом месте в области знаний, умений и навыков развивать творчество невозможно.
Показателями готовности к профессиональной художественной деятельности являются: овладение способами определенного вида искусства, техническими приемами, методами создания художественного образа; свобода в применении средств выразительности языка искусства (форма, цвет, композиция и др.); знание процесса и правил деятельности. Эти элементы составляют основу творчества.
Обязательными элементами творческой художественной деятельности являются: выдвижение идеи (замысла)
и сбор подготовительного материала для ее реализации (наброски, зарисовки, этюды); представление конечного результата в виде эскиза, отход от известных решений, логика в решении задач, активизация мышления, воображения, фантазии и стремление к созданию продукта творчества (художественного произведения).
Основными характеристиками продукта художественного творчества можно назвать следующие: оригинальность замысла и решения, мастерство исполнения, высокая степень завершенности работы, изящество.
В образовательном процессе субъектом творческой деятельности является личность обучающегося. Как свидетельствует анализ исследований по проблеме творчества, качествами творческой личности являются: высокая мотивация на получение результата и успех, развитые интеллектуальные способности, основательная подготовка и готовность учиться, воля, критичность ума, способность находить новые решения, оригинальность, активность, интерес к творческой деятельности. Все перечисленные качества являются результатом развития, которое осуществляется при организации соответствующей деятельности в дидактическом процессе. Формирование каждого из этих качеств требует определенного подхода, разработки и применения технологии его формирования и развития.
Технология формирования и развития творческой деятельности обучающихся предполагает системное применение активных методов обучения. Наиболее актуальными для формирования творческой деятельности являются проектные технологии обучения. При проектном обучении обучающиеся осуществляют поэтапный поиск и усвоение материала, происходит формирование конкретных художественных знаний, умений, навыков, способностей. На каждом этапе формируется определенная группа способностей, знаний, умений (проектных, исследовательских, художественных). В художественном образовании обучающихся проектная деятельность направлена на обоснование, разработку проекта и создание продукта, обладающего эстетическими качествами, высокой степенью графической подачи проекта и сопровождается презентацией.
Результативны для формирования опыта творческой деятельности обучающихся также арт-педагогические технологии, предполагающие единство восприятия искусства, постижение его языка и практической художественной деятельности по созданию художественного образа. В художественном образовании способность восприятия искусства необходима для решения художественных задач. Особенно актуальна организация восприятия художественных произведений тогда, когда ставится задача овладения новым способом работы с художественными материалами. Обучающиеся вместе с педагогом знакомятся с творчеством художника, исследуют мотивы создания произведения, анализируют средства выразительности, использованные художником при создании художественного образа. Важно акцентировать внимание на колорите картины и общем цветовом строе произведения, на композиционных особенностях, средствах выделения композиционного центра.
После восприятия и анализа основных сюжетных моментов, определения колорита можно выделить особенности
его художественного языка: цветовой строй, применение контрастов, нюансировка цвета, приемы моделировки формы, динамика линий и другие средства композиции. Далее обучающиеся пробуют выполнять упражнения на изучение технического приема, после чего осуществляется творческая интерпретация приема в решении художественной задачи, т. е. его практическое применение в работе над композицией при создании художественного образа.
Таким образом, в процессе развития творческой деятельности обучающихся главную роль играет обучение, которое предполагает формирование художественных знаний, перевод их на уровень умений, усвоение способов художественной деятельности, их творческую интерпретацию, формирование опыта творчества. Дидактический процесс состоит из содержательного и технологического компонентов, которые направлены на профессиональное обучение искусству. Творческая деятельность обучающихся в современной школе представлена не только художественным творчеством, но предполагает организацию научно-исследовательской деятельности.
Для формирования опыта творческой деятельности у обучающихся необходимо в содержание обучения включать изучение теории, законов, правил, организовать усвоение этапов процесса творчества. Развитие творческой деятельности обучающихся предполагает системное применение активных методов обучения, к которым относятся проектные технологии и средства арт-педагогики, обеспечивающие восприятие искусства, постижение его языка выразительности и его применение в практической
художественной деятельности по созданию художественного образа.
1. Выготский Л. С. Психология искусства. М. : Искусство, 1965. 392 с.
2. Громов Е. С. Художественное творчество // Опыт исторической характеристики некоторых проблем. М. : Политиздат, 1970. 263 с.
3. Ермаш Г. Л. Творческая природа искусства. М. : Искусство, 1977. 320 с.
4. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. 8-е изд. М. ; Л. : Искусство, 1948. 574 с.
5. Лейман И. И. Коллектив и научное творчество // Научное творчество / под ред. С. Р. Микулинского и М. Г. Яро-шевского. М. : Наука, 1969. С. 357-368.
6. Ярошевский М. Г. На путях к общей теории творчества // Художественное и научное творчество / под ред. Б. С. Мейлаха. Л. : Наука, 1972. С. 19-37.
7. Общие проблемы искусства. Обзорная информация. Вып. I. Некоторые типологические проблемы изучения произведений искусства в современной западноевропейской эстетике. М. : ГБЛ, Информкультура, 1987. 32 с.
8. Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества : учеб. пособие для вузов. М. : Академический Проект, 2003. 304 с.
© Ивахнова Л. А., 2017
УДК 355/359
компьютерные игровые модели, применяемые в учебном процессе, и их возможности
В статье рассматривается практика использования компьютерных игровых моделей в учебном процессе военного вуза и возможные направления применения.
Ключевые слова: игровая модель, игровые формы обучения, оперативно-тактическая информация, управленческая деятельность, динамическая модель.
M. M. Менсaгиев, №. B. 3adopoMHbtx Zh. Zh. Mensagiev, Y. V. Zadorozhnykh
COMPUTER GAME MODELS USED
IN THE TRAINING PROCESS AND THEIR CAPABILITIES
The article deals with the practice of using computer game models in the educational process of a military institution and their possible areas of application.
Keywords: game model, game training forms, operational-tactical information, management activity, dynamic model.
В настоящее время компьютеризация учебного процесса является одним из наиболее важных направлений повышения его эффективности. Формы и методы обучения имеют тенденцию к изменению. Формы обучения (виды учебных занятий) могут претерпевать изменения как по структуре, так и по содержанию, а методы обучения требуют новых средств. Это, в свою очередь, может привести к появлению новых, ранее неизвестных форм обучения.
Появление новых форм обучения потребует осуществления единого подхода к их классификации. Такой под-
ход можно осуществить, если все формы обучения разделить на два больших класса - игровые и неигровые формы обучения (см. рис. 1). В свою очередь, в каждом из этих классов можно выделить занятия по конкретному роду войск и в системе общевойсковой подготовки. Для игровых форм обучения более характерны такие виды занятий, как тренировки, тактические летучки, групповые упражнения, командно-штабные учения, военные игры, а для неигровых форм более применимы лекции, семинары и практические занятия.