Научная статья на тему 'Формирование проектных умений в процессе обучения студентов средних специальных учебных заведений'

Формирование проектных умений в процессе обучения студентов средних специальных учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / LEARNING AND PROJECT-MAKING ACTIVITY / ПРОЕКТНЫЕ УМЕНИЯ / PROJECT-MAKING SKILLS / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ / TECHNOLOGICAL WAY OF TEACHING / PROJECT-MAKING TEACHING / УЧЕБНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алисиевич Е. П.

Подготовка конкурентоспособного специалиста, востребованного современным рынком труда, ключевая задача систе-мы СПО. Включение студентов в проектную деятельность позволяет решить данную задачу. В статье описывается систе-ма подготовки студентов средних специальных учебных заведений к проектной деятельности: цели, принципы, содержание обучения, образовательные технологии, результаты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алисиевич Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS' PROJECT-MAKING SKILLS FORMATION DURING THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

The key aim of secondary professional education is training of a competitive specialist demanded by the up-to-date labor market. Drawing the students in the project-making activity helps to solve this problem. In the article the system of college students' project-making activity training is described: aims, principles, subject of teaching, educational technologies, results.

Текст научной работы на тему «Формирование проектных умений в процессе обучения студентов средних специальных учебных заведений»

ручном ткачестве, художественной росписи ткани, текстильной аппликации возможно путем раскрытия духовной ценности прикладного искусства, народного декоративного искусства, традиционных национальных техник. Произведения народного и декоративно-прикладного искусства наравне с другими видами искусств способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, творческих начал в личности.

Принцип сознательности и активности является одним из ведущих принципов развития творческих способностей студентов ХГФ к декоративно-прикладному искусству. Художественно-познавательная деятельность активна тогда, когда самостоятельна, принципиально нова, а также если она организована сознательно и целенаправленно, а не просто связана с приобретением навыков механического характера. Сознательная и активная работа, как под руководством преподавателя, так и самостоятельная, способствует качественному усвоению материала, расширению приобретенных знаний, формированию умений, навыков и развитию творческих способностей в области художественного текстиля и текстильной пластики.

Принцип индивидуальных особенностей личности предполагает учет в процессе обучения индивидуальных способностей студента, во всех его формах и методах. Принцип учета индивидуальных особенностей личности реализуется в процессе индивидуализации обучения студентов основам художественной обработки ткани и развития их способностей средствами текстильной пластики: материальными, пластическими, художественными. Индивидуализированный подход в развитии творческих способностей у студентов ХГФ заключается в самостоятельной творческой работе, индивидуальных творческих заданиях, консультациях. Результат развития художественно-творческих способностей необходимо сравнивать с предыдущими показателями одного и того же студента, а не с результатами динамики развития других.

Принцип доступности и посильности обучения реализуется в процессе изложения теоретического материала и организации художественно-творческой деятельности студентов: от простого к сложному, от известного к неизвестному,

от абстрактного к конкретному, от общего к частному, от целого к составляющим и т. д. Стоит заметить, что доступность материала зависит также и от профессионального мастерства преподавателя, от применения им методических приемов и способов, позволяющих сделать учебный материал доступным и посильным для студентов.

Принцип прочности усвоения знаний, умений, навыков получает свое воплощение в процессе художественно-творческой деятельности на занятиях по художественной обработке текстиля при оптимальном сочетании образно-ассоциативного мышления и образно-ассоциативного воображения, эмоционально-ассоциативного восприятия, зрительной памяти, освоения художественного мастерства и принципов формообразования, приобретения навыков работы с материалом, его пластическими и декоративными особенностями. Данный принцип положительно влияет на динамику роста развития художественно-творческих способностей у студентов ХГФ.

Вышеперечисленные дидактические принципы взаимосвязаны между собой и проникают один в другой. В связи с этим они могут быть представлены как система принципов.

Данная система дидактических принципов, положенная в основу методической системы развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на практикуме по декоративно-прикладному искусству, подразумевает, прежде всего, деятельностный подход к обучению. Подчиненные общей цели развития творческих способностей, дидактические принципы определяют содержание, методы, формы и средства обучения основам декоративно-прикладного искусства.

Литература

1. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. - М., 1995.

2. Сластенин В.А. Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: «Академия», 2003.

3. Уваров В.Д. Принципы построения текстильных изделий на основе образно-пластических приемов изобразительного искусства. - М.: МТА, 1993.

4. Ушинский К.Д. Собр. Соч.: В 11 т. - М., 1950. - Т. 5.

УДК 377.5 ББК 74.200

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Е.П. Алисиевич, соискатель кафедры общей педагогики Шуйского государственного педагогического университета

Подготовка конкурентоспособного специалиста, востребованного современным рынком труда, - ключевая задача системы СПО. Включение студентов в проектную деятельность позволяет решить данную задачу. В статье описывается система подготовки студентов средних специальных учебных заведений к проектной деятельности: цели, принципы, содержание обучения, образовательные технологии, результаты.

Ключевые слова: учебно-проектная деятельность, проектные умения, технологический способ обучения, проектное обучение.

STUDENTS' PROJECT-MAKING SKILLS FORMATION DURING THE SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION Alisievich E.P.

The key aim of secondary professional education is training of a competitive specialist demanded by the up-to-date labor market. Drawing the students in the project-making activity helps to solve this problem. In the article the system of college students' project-making activity training is described: aims, principles, subject of teaching, educational technologies, results.

Keywords: learning and project-making activity, project-making skills, technological way of teaching, project-making teaching.

Одна из важнейших целей среднего профессионального временных условиях), говорит о том, что наиболее весомых образования - обеспечить получение выпускниками результатов в любой деятельности можно достичь, применяя ссузов профессиональной подготовки, достаточной проектный подход. Поэтому работодателями и сегодня, и для активного вступления в трудовую деятельность; помочь впоследствии будут чрезвычайно востребованы специалисты, человеку научиться выживать даже в условиях частичной умеющие применять проектный подход при решении практи-безработицы, успешно противостоять прочим жизненным ческих задач. Выполнить данный социальный заказ возможно коллизиям. путем вовлечения студентов в проектную деятельность.

Анализ литературы, посвященной проблеме построения Следует отметить, что эффективность проектной деятель-успешных организаций (весьма конкурентоспособных в со- ности определяют проектные умения, развитые у субъекта на

том или ином уровне. В связи с этим актуальной является задача формирования проектных умений в процессе обучения студентов. Под проектными умениями мы понимаем освоенные обучающимися способы выполнения проектной деятельности.

В статье рассматривается модель формирования проектных умений у студентов ссузов, обеспечивающая их эффективную подготовку к проектной деятельности.

Основу модели формирования проектных умений у студентов ссузов составили личностно-ориентированный, дея-тельностный и системный подходы. При её разработке мы также опирались на работы П.Я. Гальперина, Н.В. Матяш, Г.Е. Муравьевой, Н.Ф. Талызиной.

Предлагаемая модель представляет собой целостную систему, которая включает в себя такие взаимосвязанные элементы, как: цели, принципы, содержание обучения, образовательные технологии, результаты. Охарактеризуем каждый из компонентов.

Цель - важнейший элемент модели, обеспечивающий рациональное построение образовательного процесса. В качестве цели мы выделили, прежде всего, развитие личности студентов как субъектов преобразовательной деятельности, формирование их проектной культуры. На основе данной общепедагогической цели формулируются частные:

- обучающая: формирование проектных знаний и умений;

- развивающая: развитие познавательной сферы, творческих способностей посредством проектного обучения;

- воспитательная: присвоение студентами системы профессиональных ценностей; формирование положительной мотивации к проектной деятельности; развитие коммуникативных, социальных качеств.

Принципы - следующий компонент модели, определяющий направление обучения на развитие личности студентов в процессе формирования проектной деятельности. В соответствии с поставленными целями, а также с учётом особенностей учебного процесса в ссузе, в основу модели были положены следующие принципы:

- ориентированность на личность, что предполагает организацию процесса обучения проектной деятельности с учетом потребностей, интересов, опыта и личностно-деловых качеств каждого студента;

- направленность на самообразовательную деятельность, предполагающая активную самостоятельную работу студентов в процессе решения проектных задач;

- совместная деятельность преподавателя и студентов. Данный принцип требует, чтобы образовательный процесс строился как процесс взаимодействия между личностями преподавателя и студента;

- принцип профессиональной направленности, который заключается в сближении учебной и профессиональной деятельности.

Следующий элемент модели - содержание обучения. Опираясь на культурологическую концепцию В.В. Краевско-го, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, в содержании мы выделяем четыре компонента:

- когнитивный, включающий систему знаний, связанных с проектной деятельностью (её содержанием, структурой, способами осуществления) и проектным менеджментом. Владение этими знаниями позволит студентам грамотно и эффективно организовывать как свою собственную деятельность, так и работу проектной команды;

- операциональный, связанный с овладением студентами проектными действиями. Процесс формирования проектных действий мы выстраивали в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной. Этот выбор обусловлен тем, что при поэтапном формировании не возникает проблемы отрыва зна-

ний от умений, ибо знания формируются без предварительного заучивания в процессе применения к решению задач формируемого действия;

- опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений личности. Включение студентов в учебно-проектную деятельность, по утверждению ряда исследователей (И.А. Зимняя, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, Е. С. Полат и др.), формирует их готовность к творческому преобразованию действительности. К тому же овладение этими компонентами происходит посредством применения адекватных целям способов обучения. Поэтому нам представляется целесообразным использовать технологический способ обучения (Г.Е. Муравьева), определяемый как совокупность приемов учебно-познавательной деятельности, направленная на освоение обучающимися отрезка содержания образования и основанная на определенной дидактической теории обучения.

Результатом конкретизации технологического способа обучения, его адаптации к конкретным обучающимся и условиям обучения является образовательная технология. Не останавливаясь на анализе разных видов технологий, отметим, что наиболее адекватными, с точки зрения эффективной организации процесса формирования проектных умений, являются следующие личностно-ориентированные образовательные технологии:

- проектное обучение - основной способ формирования проектных умений, обеспечивающий включение студентов в творческую проектную деятельность посредством планирования и выполнения ими учебных проектов. Организация эффективного проектного обучения предполагает, во-первых, применение в образовательном процессе разных видов проектов. Во-вторых, необходимо вовлекать студентов в проектную деятельность уже с первого года обучения. В-третьих, проектное обучение должно использоваться в системе, как в учебном процессе, так и при организации воспитательной работы;

- модульное обучение - один из эффективных способов формирования элементов проектной деятельности, заключающийся в том, что материал, подлежащий усвоению, разбивается на модули, с которыми самостоятельно или почти самостоятельно работает обучаемый. Применение модульной технологии позволяет дать студентам необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности, а также формировать у них навыки целеполагания, самоорганизации, самообучения, самоконтроля, необходимые для осуществления проектной деятельности;

- проблемное обучение - ещё один способ эффективного формирования элементов проектной деятельности, предполагающий создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению. В процессе решения учебных проблем формируются умения, необходимые для осуществления первого этапа учебно-проектной деятельности, в частности, такие как: выдвижение и обоснование гипотезы, анализ информации (выделение главного и второстепенного, сравнение). Кроме того, студенты включаются в рефлексивную деятельность, позволяющую им уяснить каждый этап процесса решения, понять суть допущенных ошибок, найти альтернативные способы решения.

Следующий элемент модели - результат, на достижение которого и нацелено её внедрение. В качестве результата мы выделили:

- сформированность основ проектной культуры (проектное мировоззрение, потребность в проектной деятельности, высокие мотивы деятельности);

- теоретическая и практическая подготовленность к проектной деятельности (специальные знания, опыт осуществле-

ния проектной деятельности);

- уровень развития личности студента как субъекта преобразовательной деятельности (развитие познавательной сферы, коммуникативных качеств).

Функционирование модели обеспечивается посредством субъектов проектной деятельности - преподавателей и студентов, которые в тесном взаимодействии друг с другом с

помощью образовательных технологий овладевают учебно-проектной деятельностью.

Предлагаемая модель указывает на оптимальные пути усвоения проектных знаний, умений и выработку творческих качеств личности студентов в учреждениях среднего профессионального образования. Это в свою очередь способствует эффективной подготовке будущих специалистов.

УДК 377.5 ББК 74.200

НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ЛИЦЕЕ Л.Н. Пронина, зам. директора по научно-методической работе МОУ «Лицей №1» г. Щекино Тульской области

В период модернизации российского образования научно-методическая работа в лицее (одном из типов инновационных общеобразовательных учреждений) становится важным фактором. Она обеспечивает решение стратегических задач, которые поставлены перед современной школой. Эффективность научно-методической работы определяется содержанием ее направлений и обеспечивается сочетанием традиционных и инновационных форм деятельности.

Ключевые слова: научно-методическая работа, проектирование, экспериментальная работа, исследовательская деятельность, адаптация в информационной среде.

THE DIRECTIONS OF THE SCIENTIFIC METHODIC WORK IN THE LYCEUM

Pronina L.

In the period of modernization of the Russian education the scientific methodic work in the lyceum (one of the types of innovative secondary schools) becomes an important factor, which makes it possible to solve the strategic tasks the modern school is facing. The effectiveness of the scientific methodic work is determined by the content of its directions and is based on traditional and innovative forms of activity.

Keywords: the scientific methodic work, project, experimental work, research work, adaptation in the information environment.

Современная модель образования, ориентированная на но Тульской области, в период модернизации образования

I

с

решение задач инновационного развития экономики, определяет стратегическую цель государственной политики как повышение доступности качественного образования. Для лицея как одного из типов общеобразовательных учреждений среди намеченных приоритетных задач актуальными являются: создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ.

Выполняя социальный заказ, лицей берет на себя обязательства по воспитанию творческой, саморазвивающейся личности, способной через реализацию личностных запросов решать проблемы общества. На наш взгляд, это возможно через осуществление личностно-ориентированного подхода, который обеспечивается благодаря системе научно-методической работы (НМР).

Как показывает многолетняя практика лицея №1 г. Щеки-

НМР, являясь многофункциональной системой взаимосвязанных действий, становится важнейшим звеном в системе управления лицеем, играющим ключевую роль в выполнении им своей миссии.

Организация научно-методической работы в лицее связана с необходимостью оперативно реагировать на проблемные вопросы, искать их разрешение, исходя из имеющихся ресурсов. В лицее этот вид деятельности охватывает не только учителей, но и учащихся. Проектирование концепции, программы развития лицея - первое, ведущее направление работы: именно его результаты определяют тот «имидж», который дает представление о лицее. Следующее направление НМР связано с потребностью педагогов проанализировать, переосмыслить свою деятельность, подойти к ней с новыми установками, ценностями, попробовать иные пути достижения результатов. Третье направление - организация исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения. В целом уровни и содержание НМР в лицее представлены в таблице:

Таблица 1

Уровни НМР Нормативная база Содержание Практическая реализация

Управленческий (ад-министра-тивный) Законодательство в области образования 1. Разработка Программы развития лицея. 2. Разработка модели выпускника лицея. 3. Разработка, методическое сопровождение реализации комплексно-целевых программ. 4. Отбор диагностического инструментария. План деятельности по реализации (годовой план)

Учителя-предметники 1. Устав лицея. 2. Нормативные документы лицея. 1. Разработка и внедрение рабочих программ. 2. Разработка контрольно-измерительных материалов. 3. Апробация альтернативных систем оценки знаний, умений и навыков. 4. Внедрение образовательных новых технологий. 1. Учебные и внеурочные занятия. 2. Выступления на педсоветах, семинарах, методических объединениях, научно-практических конференциях и т. п.

Учащиеся Положение о творческой, исследовательской деятельности 1. Написание курсовых работ. 2. Создание проектов. 1. Защита курсовых работ на кафедрах. 2. Выступления на научно-практических конференциях. 3. Участие во внелицейских конференциях, творческих конкурсах.

Тематика исследовательской и опытно-экспери- лицея, а каждый ментальной работы кафедр отражает актуальные проблемы альной темой в

член кафедры работает над своей индивиду-разрезе общего направления НМР. Таким

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.