http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 378.637-057.37
Надежда Петровна Русинова,
старший преподаватель, Иркутский государственный университет, (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса,1), e-mail: [email protected]
Готовность обучающихся к реализации проектной технологии как условие формирования профессиональной компетентности
В данной статье рассмотрена основная идея проектной деятельности, особенностью которой является её комплексный характер, предполагающий одновременную разработку обучающимися интеллектуальных, эстетических, технологических, конструкторских, экономических, практических и других задач. Включение в разностороннюю деятельность открывает объективные возможности для проявления индивидуальности обучающихся, их склонностей и интересов. В процессе исследования мы пришли к выводу о том, что особенность проектной технологии заключается в том, что она исходит из приоритета интересов и потребностей обучающегося, направляется его интересами и потребностями. Расширяет изучаемую область знаний в процессе взаимодействия со специально организованной обучающей средой, в которой студенты под руководством преподавателя учатся путём собственных открытий целеполаганию и планированию, моделированию способов совместного взаимодействия, конструированию и созданию художественного образа как продукта проектной деятельности. Технология является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса, содействующего развитию таланта, лидерства, изобретательности, творческой продуктивности, коммуникабельности, согласованности в коллективной работе обучающихся; направляется совместной активной деятельностью всех участников образовательного взаимодействия, разделяющих общие интересы (студентов вуза, преподавателей, обучающихся системы дополнительного образования) и обеспечивает каждому обучающемуся возможность дальнейшего профессионального и личностного роста.
Ключевые слова: проект, метод проекта, проектная технология, система проектной деятельности, проектная деятельность, учебная, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная проектная деятельность
Введение. В современном быстро меняющемся мире одной из острейших проблем образования становится переход к де-ятельностному, практико-ориентированному обучению. Увеличение объема информации, её многопрофильность и многоаспектность сделали очевидным факт нецелесообразности активного использования методов и средств, характерных для репродуктивного обучения.
Большое значение необходимости реформирования системы образования придаётся в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В логике нашего исследования наиболее важными задачами этого процесса являются: осуществление экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования в целях обеспечения модернизации и развития системы образования, направленной на разра-
ботку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов.
Следовательно, одной из основных целей высшего педагогического образования в свете требований ФГОС является не только подготовка специалистов, свободно владеющих предметными знаниями, умениями и навыками, но и способных разрабатывать образовательные модели и проекты, программы обучения, технологии обучения предмету. Следует отметить, что в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг. «в рамках мероприятия по разработке и распространению в системе образования новых технологий и форм организации учебного процесса предусматривается внедрение в систему высшего образования технологии проектного обучения».
44
© Русинова Н. П., 2018
Проанализировав первоисточники и многочисленные примеры внедрения проектной технологии, положительно зарекомендовавшей себя как в российском, так и в зарубежном образовании, мы рассмотрели возможность её применения в рамках реализации компетентностного подхода при обучении будущих педагогов. В связи с этим мы изучили потенциальность данной технологии в свете требований ФГОС высшего образования в аспекте формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направленности «Изобразительное искусство - Дополнительное образование».
Методология и методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования на философском уровне служат положения позитивистской философии, определившие деятельностную, личност-но- и практико-ориентированную концепцию организации педагогического процесса (М. Монтессори, С. Френе, Д. Дьюи и др.); на общенаучном уровне методологии - системный (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов [2] и др.), де-ятельностный (Л. С. Выготский, Л. В. Занков,
A. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов [1] и др.) и технологический подходы [9]. Технологическому подходу посвящены работы
B. П. Беспалько, М. Е. Вернадского, А. М. Новикова [4], а также ряда зарубежных авторов, таких как Л. Андерсон, Д. Б. Блум и др. [10].
Рассмотрев научные подходы к исследованию проблемы формирования готовности обучающихся к реализации проектной технологии, мы пришли к выводу, что её решение возможно на основе приобретения будущими педагогами опыта проектной деятельности в создании художественного образа во взаимодействии с преподавателем и другими студентами в процессе изучения учебных дисциплин педагогического вуза. Обзор исследований отечественных и зарубежных авторов, освещающих современные проблемы обучения (Е. С. Полат, К. Н. Поливанова, Д. Жак, А. Рид), свидетельствует об эффективности применения проектной технологии1. Следует отметить, что исследования учёных ориентированы в основном на систему образования в целом и не адаптированы к процессу обучения специальным дисциплинам художественной направленности в вузе.
1 Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. -192 с.
Нами установлено, что проектная технология - это интегративный вид деятельности, включающий элементы познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, творческой деятельности2.
Изложенное выше позволило сформулировать собственное понимание проектной технологии, ориентированной на формирование межпредметной компетентности и основывающейся на следующих принципах: проблемности; целостности; взаимосвязи теории и практики; использования форм индивидуальной и коллективной работы; субъект-субъектной направленности взаимоотношений преподавателя и студентов, результативности; срочности; алгоритмич-ности, рефлексивности; презентативности. Совместная проектная деятельность по созданию художественного образа является формой взаимодействия, обеспечивающей субъект-субъектный характер отношений в системе «студент - преподаватель» на основе организации учебного диалога [3].
Целью и результатом формирования готовности обучающихся к реализации проектной технологии является их готовность, составляющие которой - личностно-про-фессиональный, содержательный, дея-тельностный компоненты. Показателем личностно-профессионального компонента готовности является умение студентов совместно в группе создавать продукт учебной проектной деятельности, умение организовывать проектную деятельность студентов в квазипрофессиональной проектной деятельности, умение организовывать и руководить проектной деятельностью обучающихся на педагогической практике в системе дополнительного образования.
Показателем содержательного компонента готовности мы считаем теоретические и предметно-методические знания о декоративной композиции, ткачестве, росписи ткани, знания о проектной технологии и способах её организации в процессе обучения декоративно-прикладному искусству воспитанников дополнительного образования.
Показателем деятельностного компонента готовности является освоение технологического алгоритма проектной деятельности, включающего следующие этапы: овладение студентами способом органи-
2 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие / Е. С. Полат и [др.]. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
зации проектной деятельности в процессе практических действий по дисциплинам «Основы декоративно-прикладного искусства», «Витраж Тиффани» в учебной проектной деятельности; освоение предметно-методических умений проектной деятельности студентов в рамках квест-технологий, взаимно-ролевых игр в квазипрофессиональной проектной деятельности; практический опыт организации студентами на педагогической практике обучения детей декоративно-прикладному искусству с использованием проектной технологии в учебно-профессиональной проектной деятельности.
Анализ теоретических источников, обобщение собственного практического опыта преподавания в вузе позволили нам разработать модель формирования готовности обучающихся к реализации проектной технологии, включающей: целеполагание, содержательный компонент, деятельностный компонент и личностно-профессиональный компонент.
Согласно модели, на первом этапе в ходе учебной проектной деятельности студенты параллельно усваивают теоретические предметные знания и особенности проектной технологии, овладевают предметно-практическими умениями по дисциплинам «Основы декоративно-прикладного искусства», «Витраж Тиффани» в процессе реализации учебных проектов. Модель показана на рисунке.
Нами выделены методы включения студентов в проектную деятельность на данном этапе: метод проблемных ситуаций (задание с недостающими данными, частичное незнание); метод программирования проектной деятельности (целеполагание, постановка задач, формулирование гипотезы); метод моделирования композиционных схем, эскизов; методы предметно-практического освоения дисциплины.
Согласно модели, на первом этапе в ходе учебной проектной деятельности студенты параллельно усваивают теоретические предметные знания и особенности проектной технологии, овладевают предметно-практическими умениями по дисциплинам «Основы декоративно-прикладного искусства», «Витраж Тиффани» в процессе реализации учебных проектов.
Нами выделены методы включения студентов в проектную деятельность на данном этапе: метод проблемных ситуаций (задание с недостающими данными, частичное незнание); метод программирования проектной деятельности (целеполагание, постановка задач, формулирование гипотезы); метод моделирования композиционных схем, эскизов; методы предметно-практического освоения дисциплины. Результатом данного этапа являлось формирование у студентов следующих знаний и умений: овладение теоретическими знаниями учебной дисциплины вуза «Основы декоративно-прикладного искусства»; овладение теоретическими знаниями курса «Проектная деятельность в художественном образовании»; формирование предметно-практических умений по дисциплинам «Основы декоративно-прикладного искусства», «Витраж Тиффани»; формирование предметно-методических умений по дисциплинам «Основы декоративно-прикладного искусства», «Витраж Тиффани»; овладение общим способом организации учебной проектной деятельности посредством изучения дисциплин вуза в рамках учебной проектной деятельности во взаимодействии студентов с преподавателем и между собой [5].
Результаты исследования и их обсуждение. Достижению цели первого этапа экспериментальной работы послужили следующие условия: структурирование программы учебной дисциплины в логике проектной деятельности. Анализ содержания программы «Основы декоративно-прикладного искусства» позволил выделить в ней три относительно самостоятельные части: теоретическая, предметно-практическая и предметно-методическая. Интеграция теоретической части дисциплины, содержащей в себе знания основ построения декоративной композиции, ткачества, росписи ткани, витража с теоретическим изучением проектной технологии, способов её организации в системе дополнительного образования. В предметно-практической части дисциплины «Основы декоративно-прикладного искусства» было предусмотрено выполнение студентами учебных проектных заданий по разделам: «Декоративная композиция», «Ручное ткачество (гобелен)», «Ручная роспись ткани (батик)» [6].
Формирование готовности обучающихся к реализации проектной технологии
Целеполагание
Изучение
Изучение содержания
содержания о курса «Проек-
учебной тная деятель-
дисциплины ность в худо-
«Основы ДПИ» жественном образовании»
и
Усвоение
теоретических
знаний о Усвоение
декоративной теоретических
композиции, -*> знаний о
ткачестве, проектной
росписи ткани, технологии
витраже
Усвоение Усвоение
предметно- знаний о
методических о способах
знаний реализации
дисциплины проектной
вуза технологии
Применение теоретических предметно-методических знаний дисциплины вуза и знаний о способах реализации проектной технологии
Деятельностный компонент
Освоение технологического алгоритма освоения общего способа проектной деятельности
Овладение студентами способом организации проектной деятельности в процессе освоения практических действий по дисциплинам Б.1 В.ОД.14, Б.1 В.ДВ.7.2 в учебной проектной деятельности
Компетенции, формирующиеся в проектной деятельности
Умение совместно в группе создавать продукт учебной проектной деятельности
Включение в проектную деятельность студентов в рамках квест-технологий, взаимно-ролевых игр в квазипрофессиональной проектной деятельности
Умение организовывать проектную деятельность студентов в квазипрофессиональной проектной деятельности
Организация студентами на педагогической практике обучения детей изобразительному и декоративно-прикладному искусству с использованием проектной технологии в учебно-профессиональной проектной деятельности
Умение организовывать и руководить проектной деятельностью обучающихся на педагогической практике
Рисунок. Модель формирования готовности обучающихся к реализации проектной технологии
Содержание предметно-методической части программы было представлено научно-теоретическими основами обучения детей декоративно-прикладному искусству; особенностями проведения занятий в системе дополнительного образования. На данном этапе привлекались знания, включающие
методику проведения занятий декоративного рисования, знакомство с содержанием программ обучения декоративно-прикладному искусству воспитанников системы дополнительного образования, проектирование процесса обучения декоративно-прикладному искусству в зависимости от цели и содержа-
ния обучения с учётом включения проектной деятельности [8, с. 15-16]. Программа дисциплины была составлена таким образом, что первый проект являлся исследовательским, второй - частично-репродуктивным, третий -творческим, межпредметным. Условием реализации личностно-профессионального компонента модели на данном этапе являлось наличие у студентов мотива к совместной деятельности с преподавателем и студентами. Мотивы появлялись и развивались в процессе осуществления учебной творческой деятельности, организованной как субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студентов на основе учебного диалога. В результате трансформации мысленного художественного образа - «сдвиг мотива на цель» формировалась соответствующая мотивация [7].
Вторым условием реализации лич-ностно-профессионального компонента являлся самоанализ студентами учебной проектной деятельности, осуществляемый по этапам: анализ преподавателя, взаимоанализ и самоанализ. Анализ был направлен на предметное содержание (Что я делаю?), на способы деятельности (Как я делаю?) и на ценностные ориентации личности (Ради чего я делаю?).
Процесс оценивания художественного образа как продукта проекта осуществлялся по критериям, которые выделялись совместно с преподавателем и всеми членами творческих групп. Внутренние критерии связаны с тем, как преподаватель оценивал степень компетентности каждого студента и его способность справляться с предъявляемыми к нему требованиями в сотрудничестве с преподавателем и членами группы. Внешний эксперт необходим для того, чтобы подтвердить существующие стандарты. На этой стадии была организована презентация студентами проекта в творческой форме.
На втором этапе в ходе квазипрофессиональной проектной деятельности студенты моделируют фрагменты будущей профессиональной деятельности, осуществляемой с применением проектной технологии, совершенствуя имеющиеся знания. Методами включения в проектную деятельность были квест-технологии, роле-игровые технологии. Достижение цели осуществлялось в следующей последовательности: расширение, углубление и систематизация знаний студентов педагогического вуза о проектной технологии
и способах её организации; овладение методическими знаниями курса «Проектная деятельность в художественном образовании»; формирование у студентов умения моделировать проблемные ситуации; совершенствование предметно-практических умений и предметно-методических умений по учебным дисциплинам педагогического вуза; формирование у студентов умения организации проектной деятельности студентов посредством квест-технологии и технологии ролевых игр на основе общего способа организации проектной деятельности.
На третьем этапе в ходе учебно-профессиональной деятельности студенты выполняют действия, соответствующие профессиональной деятельности, осуществляемой в логике проектной технологии, вступая при этом в субъект-субъектное взаимодействие с обучающимися системы дополнительного образования. Планомерный переход студентов от одного вида деятельности к другой обеспечил овладение проектной технологией: от умения сотрудничать с преподавателем и другими студентами при решении учебных проектных задач по созданию художественного образа как продукта до умения организовывать и осуществлять руководство проектной деятельностью обучающихся системы дополнительного образования.
Основными показателями готовности студента педагогического вуза к реализации проектной технологии являются:
- знания студента о проектной технологии как особой форме организации субъект-субъектного взаимодействия, о способах и условиях организации проектной деятельности в дополнительном образовании (ПК-2), (ПК-9), (ПК-12);
- умение студента совместно в группе создавать художественный образ как продукт учебной проектной деятельности;
- умение организовывать проектную деятельность обучающихся и осуществлять руководство ею в обучении воспитанников системы дополнительного образования (ПК-6).
В качестве ведущего показателя готовности студентов к реализации проектной технологии мы выделили овладение общим способом организации проектной деятельности, включающим в себя следующие действия: формулирование учебной проектной задачи с недостающими данными как проблемы, для решения которой необходимы объединённые усилия обучающихся; орга-
низация учебного диалога с обучающимися, стимулирование их активности и инициативности; обобщение приобретённых знаний обучающихся и опыта совместной деятельности по созданию художественного образа как цели совместной проектной деятельности; вывод общего способа данной деятельности; осуществление рефлексивного контроля над процессом и результатом проектной деятельности; организация анализа, состоящего из анализа преподавателя, взаимоанализа и самоанализа.
Мы убеждены, что освоение способов проектной деятельности при обучении декоративно-прикладному искусству или любой другой дисциплине даёт субъекту возможность саморазвития и самосовершенствования. Следовательно, в процессе проектной деятельности в соавторстве с преподавателем и другими студентами студент познаёт не только свои ценностные предпочтения и ориентиры, но общечеловеческие ценности.
Заключение. Подводя итог вышесказанному, мы можем выделить условия, которые обеспечат реализацию каждого из компонентов модели формирования готовности обучающихся к организации проектной деятельности.
Условиями реализации личностно-про-фессионального компонента модели будут являться: самоанализ умения совместно в группе создавать продукт учебной проектной деятельности в учебной проектной деятельности; умение организовывать квазипрофессиональную проектную деятельность, умение организовывать и руководить проектной деятельностью детей в учебно-профессиональной проектной деятельности; наличие у студентов мотивации к овладению проектной технологией как способом осуществления учебной и квазипрофессиональной проектной деятельности.
Условия, выделенные нами как необходимые для реализации содержательного компонента модели формирования готовности обучающихся к реализации проектной технологии, следующие: структурирование содержания учебной дисциплины вуза в логике реализации проектной технологии; объединение специальных знаний дисциплин вуза, психологических, педагогических, предметных и методических знаний, необхо-
димых студентам для овладения проектной технологией как одним из способов организации взаимодействия как сотворчества; углубление и систематизация знаний студентов о проектной деятельности, а также знаний о способах её организации в системе дополнительного образования.
Условия, выделенные нами как необходимые для реализации деятельностного компонента модели формирования готовности обучающихся к реализации проектной технологии, следующие: обучение студентов вуза в процессе совместной проектной деятельности с преподавателем и другими студентами; обеспечение планомерного перехода студентов от учебной проектной деятельности к овладению общим способом организации проектной деятельности в квазипрофессиональной проектной деятельности и организации данного способа обучения детей в учебно-профессиональной проектной деятельности.
Реализация указанных условий подготовки студентов вуза к организации проектной технологии позволит сформировать у них конкретные знания, умения, навыки, владения, обеспечивающие готовность к данному виду профессиональной деятельности.
Таким образом, мы пришли к выводу о том, что теоретически обоснованная и экспериментально проверенная модель формирования готовности обучающихся к реализации проектной технологии в условиях педагогического вуза не только техно-логизирует учебный процесс освоения студентами педагогического вуза специальных дисциплин, но и нами доказано, что только последовательное (поэтапное) освоение студентами проектной технологии в процессе их включения в практическую учебную, квазипрофессиональную, учебно-профессиональную проектную деятельность обеспечивает формирование готовности студентов к данному виду деятельности. Организация процесса обучения студентами вуза воспитанников системы дополнительного образования на основе реализации проектной технологии создаёт педагогическую практику, особенность которой заключается в замене зависимого и пассивного образования независимым и активным, основанным на интересах обучающихся.
Список литературы
1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. 544 с.
2. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: избр. психол. тр. 3-е изд. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2011. 423 с.
3. Маркова И. А. Проектная деятельность - один из факторов формирования социального опыта школьника // Наша школа. 2014. № 11. С. 74-76.
4. Новиков А. М. Методология образования. 2-е изд. М.: Эгвес, 2006. 488 с.
5. Русинова Н. П. Формирование исследовательской компетенции студентов в процессе реализации проектной технологии в вузе // Казанская наука. 2017. № 6. С. 135-140.
6. Русинова Н. П. Условия подготовки студентов педагогического вуза к реализации проектной технологии // Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 1. С. 172-182.
7. Федотова Е. Л. Готовность к партнёрским отношениям как качественный показатель профессиональной компетентности социального педагога // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. 2013. № 4. С. 263-266.
8. Широкова В. В. Подготовка студентов педвуза к организации учебного сотрудничества в начальных классах: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Иркутск: ИГПУ, 2004. 28 с.
9. Монтессори М. О дисциплине - размышления и советы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rastemvmeste.spb.ru/o-distsipline-razmyshleniya-i-sovety (дата обращения: 08.07.2018).
10. Knoll M. Die project method e ihreenstehung und reception: Sum 75. Jahrestag des Aufsatzes von William H. Kilpatrick // Pedagogic und schulalltag. 2015. Pp. 338-351.
Статья поступила в редакцию 10.07.2018; принята к публикации 10.09.2018
Библиографическое описание статьи
Русинова Н. П. Готовность обучающихся к реализации проектной технологии как условие формирования профессиональной компетентности // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 6. С. 44-51.
Nadezhda P. Rusinova,
Lecturer, Irkutsk State University (1 Karl Marx st., Irkutsk, 664003, Russia), e-mail: [email protected]
Readiness of Students to Implement the Project Technology as a Condition for Professional Competence Formation
In this article, the main idea of the project activity is considered, the specific feature of which is its integrated character, which assumes simultaneous development by the students of intellectual, aesthetic, technological, design, economic, practical and other tasks. Inclusion in a variety of activities opens up objective opportunities for the individuality of students, their inclinations and interests. In the process of the research, the author has concluded that the peculiarity of the design technology lies in the fact that: it proceeds from the priority of the interests and needs of a learner, is guided by his/ her interests and needs. It extends the studied area of knowledge in the process of interaction with a specially organized learning environment in which students under the guidance of a teacher learn by their own discoveries the goal-setting and planning, modeling of ways of joint interaction, design and creation of an artistic image as a product of project activity. Technology is an organizational and methodological tool for the pedagogical process that promotes the development of talent, leadership, ingenuity, creative productivity, communicability, coherence in the collective work of students. It is directed by joint dynamic activity of all participants of educational interaction that share common interests (university students, teachers who study the system of additional education) and provides each student with the opportunity for further professional and personal growth.
Keywords: project, project method, project technology, project activity system, project activity, educational, quasi-professional, educational and professional project activity
References
1. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya. M.: Intor, 1996. 544 s.
2. Lomov B. F. Sistemnost' v psihologii: izbr. psihol. tr. 3-e izd. M.: Izd-vo MPSI; Voronezh: MODEK, 2011. 423 s.
3. Markova I. A. Proektnaya deyatel'nost' - odin iz faktorov formirovaniya social'nogo opyta shkol'nika // Nasha shkola. 2014. № 11. S. 74-76.
4. Novikov A. M. Metodologiya obrazovaniya. 2-e izd. M.: Egves, 2006. 488 s.
5. Rusinova N. P. Formirovanie issledovatel'skoj kompetencii studentov v processe realizacii proektnoj tekhnologii v vuze // Kazanskaya nauka. 2017. № 6. S. 135-140.
6. Rusinova N. P. Usloviya podgotovki studentov pedagogicheskogo vuza k realizacii proektnoj tekhnologii // Pedagogicheskij IMIDZh. 2018. № 1. S. 172-182.
7. Fedotova E. L. Gotovnost' k partnyorskim otnosheniyam kak kachestvennyj pokazatel' professional'noj kompetentnosti social'nogo pedagoga // Vektor nauki TGU. Ser. Pedagogika, psihologiya. 2013. № 4. S. 263-266.
8. Shirokova V. V. Podgotovka studentov pedvuza k organizacii uchebnogo sotrudnichestva v nachal'nyh klassah: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Irkutsk: IGPU, 2004. 28 s.
9. Montessori M. O discipline - razmyshleniya i sovety [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www. rastemvmeste.spb.ru/o-distsipline-razmyshleniya-i-sovety (data obrashcheniya: 08.07.2018).
10. Knoll M. Die project method e ihreenstehung und reception: Sum 75. Jahrestag des Aufsatzes von William H. Kilpatrick // Pedagogic und schulalltag. 2015. Pp. 338-351.
Received: July 10, 2018; accepted for publication September 10, 2018
Reference to the article
Rusinova N. P. Readiness of Students to Implement the Project Technology as a Condition for Professional Competence Formation // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 6. PP. 44-51.