УДК 37.013.46
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
А. З. Гусейнов
Гусейнов Али Зульфигарович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, [email protected]
В статье раскрываются теоретические проблемы современного педагогического творчества как интегративной характеристики его процессов «самости», среди которых системообразующими компонентами выступают самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности педагога в его профессионально-творческом становлении. В свою очередь, методологический анализ научных представлений позволяет определить основные подходы к исследованию данного феномена, целостно взглянуть на профессиональную деятельность педагога. Педагог как творчески саморазвивающаяся личность, являясь субъектом педагогического процесса, создает эффективные условия для инновационной деятельности, поддерживает активность, инициативность и самостоятельность обучающихся. Творческий потенциал личности, образование и наука становятся в современных условиях важнейшей ценностью, духовным достоянием государства, нации. Творческие способности являются совокупностью общих и специфических качеств, представляющих собой сложное структурное образование. Они обнаруживаются не столько в конкретных знаниях, умениях и навыках, сколько в реальной эвристической созидательной деятельности. Важнейшее средство развития творческих способностей обучающихся - предельно раннее их включение в креативную, личностно и социально значимую познавательную деятельность. Успешное формирование творческой личности осуществляется при использовании комплекса инновационных развивающих дидактических средств. Существенное влияние на формирование творческого потенциала личности обучающегося оказывает обобщенная информация, отбираемая для учебных курсов на модульно-синергетической основе. Исследование фундаментальных позиций педагогического творчества показывает его место в учебном процессе и определяет его как ресурс качества образования в целом. Ключевые слова: профессиональная деятельность педагога, педагогическое творчество, педагогические концепции, образовательная парадигма, креативность личности, познавательная активность, творческая самостоятельность.
Р01: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-478-482
Современный этап развития высшей школы в России характеризуется существенными изменениями содержания и процессуальных основ образования. В условиях социокультурной ситуации возникает потребность в новых подходах к профессионально-личностному становлению педагога. Общество сегодня требует от образования формирования самостоятельной, ответственной
личности, способной к решению педагогических и социальных проблем в соответствии с нормами новой образовательной парадигмы; личности, способной максимально полно раскрыться в жизни, привнося в нее творчество и индивидуальность.
Ключевыми принципами государственной образовательной политики в России становятся приоритет интересов личности и удовлетворение личностных образовательных потребностей. Овладение профессиональной культурой педагога как необходимое условие эффективности его профессиональной деятельности отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (Приказ от 4 декабря 2015 г. № 1426), что позволяет рассматривать формирование профессиональной культуры у студентов как цель образовательного процесса в высшей школе и как актуальное направление научных исследований. Одной из важных профессиональных компетенций педагога в новом ФГОС ВО является способность поддерживать активность, инициативность и самостоятельность обучающихся, развитие их творческой способности.
Это направление современных научных исследований привлекает внимание ученых различных профилей: педагогов, психологов, философов, социологов, политиков, экономистов. Ибо от сегодняшнего педагога требуется умение пристально наблюдать, изучать учеников, внимательно их слушать, уважать их точку зрения, доброжелательно и ненавязчиво корректировать ошибочные взгляды и суждения. Поэтому важной составляющей педагогической деятельности является всестороннее и вдумчивое изучение личности ученика, учет особенностей его развития и выбор адекватных высокоэффективных дидактических средств.
Именно сейчас общее и профессиональное образование призвано обеспечить благоприятные условия для полноценного духовно-нравственного и интеллектуального развития каждого обучающегося, воспитание у него культуры речи, навыков общения, исторического мышления, бережного отношения к природе. Поэтому сегодняшний педагог - это, прежде всего, организатор разносторонней полнокровной жизни обучающихся.
© Г'усейнов А. З., 2018
Такой педагог должен сам обладать как развитым интеллектом, так и глубоким, творческим профессионально-педагогическим мышлением. Не случайно К. Д. Ушинский придавал большое значение развитию самостоятельного, творческого, профессионального мышления педагога. Он справедливо отмечал, что педагогика как научная дисциплина очень сложна для восприятия, что ее изучение предполагает уже некоторое предварительное знакомство с устройством человеческого организма (как телесного, так и душевного), что предмет педагогики очень обширен.
На современном этапе своего развития педагогика остро нуждается в качественном обновлении своего методологического фундамента. Необходимость такого обновления объясняется целым рядом причин.
1. Разработка методологических основ педагогических концепций опирается, как правило, на какое-то одно философское направление. Сейчас этого явно недостаточно. Приоритет отдается не одной какой-либо философской школе, а осуществляется синтез, на первый взгляд, даже и несовместимых концепций, помогающих осмыслить основы логики и структуры педагогического процесса.
2. Образование приобретает все большую социокультурную направленность. На первое место выходят общие философские, антропологические, экзистенциальные, прагматические аспекты образовательной программы. Поэтому качественно меняются методологические представления о сущности многих педагогических процессов, о категориях педагогики. Если раньше наибольший интерес представляли понятия абстрактного и конкретного, субъективного и объективного, то сейчас приоритет отдается категориям свободы и принуждения, коммуникации и отчуждения, технического и гуманитарного и т. п. Необходим своеобразный методологический подход к анализу педагогических явлений, которые выпадали раньше из поля зрения классического рационализма.
3. Однобокость философского истолкования сущностных сторон педагогического процесса отчетливо выявляет существенный недостаток теоретического анализа процесса, методики обучения и воспитания. Этот недостаток отчетливо вырисовывается при теоретической трактовке принципов дидактики. Каждый принцип, учит философия, имеет внутреннюю определенность, каждый - субстанционален. Так, принцип наглядности фактически призван раскрыть механизмы соотношения материального и идеального в процессе познания. Однако именно этот механизм и не находит своего достаточно полного освещения.
4. Главная цель педагогического знания заключается в обогащении научных представлений, необходимых для осмысления закономерностей учебно-воспитательного процесса; развивающих желание сознательно и творчески заниматься педагогической деятельностью и профессиональным самообразованием.
В ходе педагогического процесса отчетливо проявляются две закономерности. Первая из них - руководящая роль преподавателя. Процесс обучения проходит под его руководством, и характер познавательной деятельности обучающихся в значительной мере зависит от того, как построено занятие. Методические приемы преподавателя могут настраивать обучающихся на творческие виды учебной деятельности или, наоборот, снижать познавательные интересы. Преподаватель планомерно поднимает познавательную деятельность обучающихся на качественно новые ступени, основываясь на ранее достигнутых успехах. При этом он оказывает определенное эмоциональное воздействие на учащихся, используя индивидуальный подход, организует связь обучения с жизнью.
Вторая закономерность - воспитывающий характер обучения. Личность преподавателя всегда оказывает сильное духовно-нравственное воздействие на обучающихся. Не случайно их отношение к той или иной учебной дисциплине формируется в большей степени через его отношение к педагогу. В процессе обучения преподаватель выполняет целый комплекс воспитательных функций: воспитывает познавательные интересы, развивает мышление, осуществляет нравственное, эстетическое воспитание. Таким образом, процесс обучения объективно, по своей природе является воспитывающим. Это значит, что он своим содержанием, методикой и организацией способствует как усвоению знаний, умений и навыков, так и формированию личности в целом. Но следует иметь в виду, что воспитание в процессе обучения во многих случаях зависит от личностных качеств педагога, от его знаний, справедливости, требовательности, от его моральных качеств. Преподаватель создает те условия, которые обеспечивают успех педагогического воздействия обучения на студентов и учащихся.
Движущие силы процесса обучения -противоречия между выдвигаемыми ходом изучения того или иного учебного предмета более сложными дидактико-методическими задачами и достигнутым обучаемыми уровнем знаний, умений и навыков, уровнем их научного, профессионального и системного мышления [1, с. 101]. Педагог - носитель культуры, субъект прогрессивного развития, сеятель разумного,
доброго, вечного. Работа педагога - это наукоемкая творческая деятельность, в структуру которой входят различные компоненты.
Педагогическое творчество долгие годы рассматривалось преимущественно с гносеологических позиций. Сейчас такого подхода недостаточно. Творчество становится более индивидуализированным и личностным. Оно обретает ярко выраженные экзистенциально-антропологические черты.
Каковы же критерии педагогического творчества? Чаще всего называют следующие: создание нового, решение сложных задач, склонность к инновационной деятельности. На наш взгляд, важнейшим критерием творчества является степень развития внутренних сил человека. Выгода многообразна, и в современных условиях прагматизм творчества является, по-видимому, высшей формой прагматизма, позволяющей по-новому взглянуть на проблему смысла жизни.
Педагогическое творчество является модусом творчества вообще и противостоит формализму в обучении, как оптимальная форма его организации противостоит формальной форме. Единство формы и содержания в обучении будет достигнуто в том случае, если творчество станет нормой образовательного процесса, а не редким исключением из правил. Для этого необходимо, чтобы реальная жизнь максимально требовала творчески мыслящих педагогов, а не простых исполнителей формальных правил. Социокультурный подход к образованию становится важным условием воспитания творческих качеств личности педагога - как исследователя, так и практика.
Проблема развития творческих способностей педагога приобретает особую актуальность и социальную значимость, становится не только средством повышения эффективности педагогического процесса в вузе, но и важной целью обучения. Далеко не случайно во многих странах мира (США, Англии, Франции и др.) особенно интенсивно ведутся исследования проблем креативности, развития творчества. Результатами этих исследований явились как эмпирические находки, так и гипотезы, и концепции, заслуживающие самого пристального внимания современных педагогов. Само понятие творчества подвергается существенному переосмыслению. На наш взгляд, «новое» должно быть социально и личностно значимым, полезным.
Большинство зарубежных ученых (С. Парне, А. Осборн, А. Кестлер, Б. Олмо, Дж. Гилфорд и др.) утверждают, что творческое мышление необходимо развивать у человека со школьной скамьи.
Нужно постоянно искать такие эффективные методы, которые побуждали бы обучающегося к активному творческому мышлению, заставляли бы его проявлять гибкость суждений. Так, во многих работах последних лет все чаще подчеркивается мысль о том, что разработка и внедрение развивающих методов обучения имеет исключительно важное значение для социально-экономического развития каждой страны.
Творческие способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения и использования в нестандартной деятельности. Развивающее влияние на личность оказывают лишь действенные знания.
Творческие способности представляют собой совокупность психических свойств. Среди них выделяется группа общих качеств, отвечающих требованиям не одного, а многих видов творческой деятельности - художественного, научного, конструкторского и т. д. Среди них можно назвать такие, как умение видеть проблему, осуществлять исследовательскую деятельность, формулировать гипотезы, определять предмет исследования, выбирать адекватные исследовательские методы, проводить эксперименты и т.д. Выделяются и специальные качества креативной личности. Так, педагогические способности предполагают: высокий уровень морально-эстетических чувств, умение масштабно мыслить, проявлять интерес к внутреннему миру людей.
Знание специальных общих качеств креативной личности чрезвычайно важно для педагога, так как именно он призван создавать благоприятные условия для их развития. Как справедливо отмечает В. И. Андреев, творческое саморазвитие учителя - это интегративная характеристика его процессов «самости», среди которых системообразующими компонентами выступают самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности учителя в его профессионально-творческом становлении [2, с. 142]. Учитель не приемлет рутины и однообразия, а поэтому всегда ищет и находит нечто новое, оригинальное. Он изначально мотивирован и на творчество. Созидать, творить, выдумывать, пробовать - это его обычное профессиональное состояние.
Исследования показали, что творческий потенциал пробуждается только тогда, когда субъект самостоятельно проникает в сущностные связи в объективном мире. Речь идет, как видим, о широком взгляде на современный мир, об идее, которую можно положить в основу концепции содержания современного образования.
Человек начинается тогда, когда он осмысливает мир. Человека создает разум. Эти глубинные познания сущего и созидания человечности в человеке прозрели отдельные мыслители в различные исторические эпохи. Демокрит писал, что простое многознание еще не есть ум и понимание. Аристотель подчеркивал, что тот, кто знает общее, тот лучше знает нечто как присущее, чем тот, кому известно только частное. О челове-косозидающей значимости ведущих идей писали такие философы, как Б. Спиноза, В. Гегель, А. Шопенгауэр, В. Соловьев и другие. Философы отмечали, что общие идеи формируют не просто рассудок, а разум. Рассудок вносит порядок, объединяет данные чувства по присущим ему самому законам. Но наше познание стремится выйти за узкие пределы, положенные ему природой. Оно стремится постигнуть вещи, какими они являются сами по себе. Это область разума. «Ум, хорошо устроенный, - писал еще М. Монтень, - стоит дороже ума, хорошо исполненного».
Аристотель написал «Органон», заложив основы дедуктивной логики. Ф. Бэкон - «Новый органон», высветивший особенности индуктивного мышления. Р. Декарт оставил потомкам «Правила для руководства ума». К. Гельвеций - солидный трактат «Об уме». И. Кант создал фундаментальный труд «Критика чистого разума». Г. В. Гегель - «Науку логики», где раскрыл закономерности диалектического мышления. Но человечество все-таки мало продвинулось в ответе на вопросы: Что такое хорошо устроенный ум? Как развивать мышление в процессе обучения? Как учебный процесс влияет на формирование творческого потенциала личности?
Отдельные догадки ученых, начиная с Сократа и заканчивая Сухомлинским, не меняют сути дела. Стало ясно, что зазубривание логически мало связанного материала иссушает мозг, притупляет чувства. Только самостоятельное познание глубинных, существенных связей развивает интеллект и облагораживает сердце. Об этом красноречиво свидетельствуют результаты достижений когнитологии и когнитивной психологии.
Исследователи (Д. Бредбент, С. Стернберг, Ж. Сперлинг, Р. Аткинсон, Г. Бауер, Р. Шекард, У. Найссер, Л. Венкер и др.), выявляя аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве, выделили многочисленные структуры, составляющие познавательных и исполнительных процессов, обнаруживающих существенную роль обобщенного знания в развитии духовных качеств человека. О личностно значимой роли системообразующего
знания писали многие отечественные дидакты и психологи (И. С. Якиманская, М. И. Махмутов, А. М. Матющкин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков ). Так, Л. В. Занков ведущую роль теоретических знаний считал важнейшим принципом развивающего обучения. Идея о необходимости отказаться от стабилизации предметоцентризма в обучении и заменить традиционные дисциплины интегрированными учебными курсами - человек, общество, природа - ноосфера, актуализирована сегодня, и она не нова.
Модульно-синергетический подход к разработке содержания интегративных учебных дисциплин позволяет усилить личностную направленность изучения каждой учебной дисциплины. Такой подход ориентирует на отбор «ядра» научной информации по каждой учебной дисциплине. Отбор «ядра» проводится посредством всестороннего анализа понятийного аппарата соответствующих отраслей научного знания, выявления внутренних связей между понятиями, законами и принципами.
Данный подход позволяет не только интегрировать содержание, но и пересмотреть структуру учебных предметов.
Модульное построение учебных дисциплин протекает в два этапа.
Первый этап - разработка инвариантной модели учебного предмета. Каждая учебная дисциплина не только содержит творческий материал, но и представляет собой неразрывное единство предметно-содержательной, практической информации. Теоретические и практические компоненты каждого курса находятся в органической взаимосвязи. Недооценка одного из них, как правило, обрекает учебный процесс на неудачу, снижает уровень его качества.
Подготовка инвариантной модели учебных курсов делает процесс обучения логически стройным и подлинно управляемым. Наличие подобных моделей может оказать существенное влияние на разработку учебников, учебных и методических пособий нового поколения.
Второй этап - выделение ключевых идей в рамках конкретных модулей. Каждая учебная дисциплина представляет собой группу таких модулей, т. е. относительно независимых, логически стройных, внутренне завершенных и дидактически цельных отрезков предельно обобщенной информации.
Нужны четкие принципы ее отбора. Принципами отбора ключевой информации являются: информационная емкость и прогностическая ценность изучаемого материала, системообразующая функция, конструктивно-практическая
значимость. Сознательное руководство данными принципами позволяет создать качественно новые учебные курсы, обладающие потенциальными образовательно-воспитательными возможностями. Уже есть результаты таких обновлений. Переработка в Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н. Г. Чернышевского рабочих программ на основе новых требований ФГОС ВО яркое тому подтверждение. Уровень развития самостоятельного творческого мышления обучающихся зависит от творческого
потенциала педагога, характера его профессионально-педагогической творческой деятельности, способности предлагать нестандартные решения учебных задач.
Список литературы
1. Гусейнов А. З. Сущностные характеристики дидактики педагогического образования // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 4. С. 100-103.
2. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс 1. Казань, 1996. 567 с.
Образец для цитирования:
Гусейнов А. З. Теоретические проблемы современного педагогического творчества // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 4. С. 478-482. Б01: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-478-482
Theoretical Problems of Modern Pedagogical Creativity A. Z. Guseynov
Ali Z. Guseynov, Saratov State University, 83, Astrakhanskaya Str., Saratov, 410012, Russia, [email protected]
The theoretical problems of modern pedagogical creativity as integrative characteristics of its processes of "selfhood" are disclosed, among which system self-knowledge, creative self-determination, self-management, self-improvement and creative self-realization of the teacher's personality in his professional and creative development are given as the essence of pedagogical creativity. In turn, the methodological analysis of scientific concepts allows us to determine the main approaches to the study of this phenomenon, to look wholeheartedly at the professional activity of the teacher. The teacher as a creator of self-developing personality, being the subject of the pedagogical process, creates effective conditions for innovative activity, supports the activity, initiative and independence of the students. The creative potential of individuals, education and science become in modern conditions the most important value, the spiritual heritage of the state, the nation. Creativity is a combination of general and specific qualities, representing a complex structural formation. They are found not so much in specific knowledge, skills and skills, as in real heuristic creative activity. The most important means of
developing the creative abilities of students are their extremely early inclusion in a creative, personally and socially significant cognitive activity. Successful formation of the creative personality is carried out using a set of innovative developing didactic means. Essential influence on the formation of the creative potential of the learner's personality renders extremely generalized information, selected for training courses on a modular-synergetic basis. The study of the fundamental positions of pedagogical creativity shows its place in the educational process, and defines it as a resource of the quality of education in general.
Key words: professional activity of the teacher, pedagogical creativity, pedagogical concepts, educational paradigm, creativity of the person, cognitive activity, creative independence.
References
1. Guseynov A. Z. Sushchnostnye harakteristiki didaktiki pedagogicheskogo obrazovaniya [Essential characteristics of the didactics of teacher education]. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2014, vol. 14, iss. 4, pp. 100-103 (in Russian).
2. Andreev V. I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya. Innovacionnyj kurs 1. [Pedagogy of creative self-development. Innovation course 1]. Kazan, 1996. 567 p. (in Russian).
Cite this article as:
Guseynov A. Z. Theoretical Problems of Modern Pedagogical Creativity. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2018, vol. 18, iss. 4, pp. 478-482. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-4-478-482