Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ'

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сулейманова Зумруд Запировна, Мадаев Узаири Магомедзагидович

В статье, на основе анализа богатого опыта ведущих отечественных педагогов в области художественно-эстетического воспитания, высказана гипотеза о необходимости соблюдения ряда условий в процессе развития творческого потенциала младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Назван ряд эффективных требований к данному процессу. Исследование строится на примере декоративно-прикладного искусства Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR DEVELOPMENT OF CREATIVE POTENTIAL OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF ADDITION TO FOLK DECORATIVE AND APPLIED ART

In the article, based on the analysis of the rich experience of leading Russian teachers in the field of artistic and aesthetic education, a hypothesis is proposed about the need to meet a number of conditions in the process of developing the creative potential of younger schoolchildren by means of decorative and applied art. A number of effective requirements for this process are named. The study is based on the example of decorative and applied art of Dagestan.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ»

конкретизация, обобщение и т.д.), учитывающих положительные качества графической техники заключаются именно в разнообразии образов, лаконизме, концентрации и отборе выразительных средств.

Литература:

1. Карих В.В., Агеева А.А. Художественное мышление как феноменологическая категория // Азимут научных исследований: Педагогика и психология https://elibrary.ru/item.asp?id=28997353 (дата обращения 12.01.2021)

2. Петровский A.B. Ярошевский М.Г. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -512 с.

3. Мещерякова Б.Г, Зинченко В.П. «Большой психологический словарь» М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

4. Канащенкова В.В. Подходы к исследованию феномена «художественное мышление» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология https://elibrary.ru/item.asp?id=16753592 (дата обращения 12.01.2021)

5. Федеральные государственные образовательные стандарты https://fgos.ru/ (дата обращения 12.01.2021)

6. Рабочие программы Рисунок, Специальность - 54.05.02 Живопись (уровень специалитета) http://www.tumgik.ru/images/files/FDVIiA/Grafika_spec_Programma_praktik_upp_2017 (дата обращения 12.01.2021)

7. Рабочая программа Творческая практика (пленэр) Специальность - 54.05.02 Живопись (уровень специалитета) http://tumgik.ru/images/files/FDVIiA/Givopis_spec_Programma_praktik_plrner_3kurs_2017 (дата обращения 12.01.2021)

8. Рабочая программа Ознакомительная практика (пленэр), Специальность - 54.05.02 Живопись (уровень специалитета) http: // https://docviewer.yandex.ru/view/ (дата обращения 12.01.2021)

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, директор Сулейманова Зумруд Запировна

Музей-заповедник - этнографический комплекс «Дагестанский аул» в г. Махачкала (г. Махачкала); аспирант Мадаев Узаири Магомедзагидович

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Аннотация. В статье, на основе анализа богатого опыта ведущих отечественных педагогов в области художественно-эстетического воспитания, высказана гипотеза о необходимости соблюдения ряда условий в процессе развития творческого потенциала младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Назван ряд эффективных требований к данному процессу. Исследование строится на примере декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Ключевые слова: художественное образование, условия формирования творческого потенциала школьников, декоративно-прикладное искусство.

Annotation. In the article, based on the analysis of the rich experience of leading Russian teachers in the field of artistic and aesthetic education, a hypothesis is proposed about the need to meet a number of conditions in the process of developing the creative potential of younger schoolchildren by means of decorative and applied art. A number of effective requirements for this process are named. The study is based on the example of decorative and applied art of Dagestan.

Keywords: art education, conditions for the formation of the creative potential of schoolchildren, decorative and applied art.

Введение. Одна из наиболее значимых педагогических особенностей декоративно-прикладного искусства заключается в том, что при его изучении школьнику необходимо проявить индивидуальные способности. В силу названных обстоятельств этот вид деятельности содержит высокие воспитательные возможности. Например, он даёт учащимся возможность для накопления положительных навыков эстетического отношения к окружающей их действительности.

В отличие от других видов учебно-творческой работы школьников, декоративно-прикладное искусство раскрывает значительную духовную ценность произведений народных мастеров. Тем самым оно способствует формированию у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для творческой деятельности.

Развитие культуры и общества на современном этапе характеризуется многообразием социальных ориентиров. Для данной стадии характерны также разноречивость представлений и знаний, образующихся с почти неограниченным потоком информации, в котором проживает современный ребёнок.

В подобной ситуации для повышения эффективности поиска цельности и процесса упорядоченья знаний учащихся современным педагогам необходимо обращаться к истории общества и культуры. Только так педагогический процесс может быть осмыслен в тесной связи с социальными и культурными явлениями как прошлого, так и настоящего. При этом существенно возрастает значение непреходящих ценностей. В свою очередь, в ряду последних немаловажное место занимают особенности художественного мышления предков, нашедшие наиболее полное выраженные в изделиях декоративно-прикладного искусства. В полной мере это касается культурного наследния Республики Дагестан.

Таким образом, стабильное внимание к культурному наследию предков посредством изучения декоративно-прикладного искусства должно стать важной частью педагогического процесса современной школы.

Изложение основного материала статьи. На современной стадии развития отечественной и мировой педагогики представляется очевидным, что развитие и формирование умений и навыков творческой деятельности у детей следует проводить с учётом природных географических условий, в которых они растут и получают воспитание [1; 3; 7-8]. В этой связи будет нелишним отметить, что Республика Дагестан является

уникальным в этом отношении регионом. Ей присуща своеобразная природа, обуславливающая, в свою очередь, специфические традиции, связанные, в том числе, и с областью декоративно-прикладного искусства.

Более того, декоративно-прикладное искусство региона, имея богатую историю, уходящую корнями вглубь веков, и на современном этапе продолжает своё развитие. В особенности это касается следующих видов народного творчества:

• ковроткачество;

• гончарное производство;

• художественная обработка металлов;

• резьба по камню, дереву, кости;

• насечка дерева металлом [2].

Используя подобный материал в ходе художественно-эстетического воспитания, современный педагог может успешно формировать эстетическое отношение учащихся начальных классов к окружающей действительности. Таким образом, изучение декоративно-прикладного искусства Республики Дагестан представляет собой немаловажный компонент системы эстетического воспитания и художественного образования учащегося [3-5; 7; 10].

В связи с вышеизложенным, важными задачами учителя изобразительного искусства, осуществляющего образовательную деятельность по программам начального общего образования, являются:

• развитие воображения, памяти учащихся, их способностей к различным видам творческой деятельности;

• обогащение, расширение и систематизация знаний младших школьников об особенностях декоративно-прикладного искусства [1; 3; 6].

В ходе осуществления урочной и внеурочной деятельности с использованием произведений декоративно-прикладного искусства важно подчеркнуть художественно-эстетическую ценность изучаемых изделий [2, С. 44]. Осознание значимости произведения народного мастера, а равно естественное и правильное понимание его, могут быть достигнуты лишь при условии активной мыслительной и творческой деятельности младших школьников. Развитие у них соответствующих способностей вкупе с выработкой знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления творческой деятельности, выработкой умения судить и оценивать предметы художественной культуры, являются важными условиями успешности обучения познанию и пониманию произведений декоративно-прикладного искусства.

Постижение учащимися начальных классов декоративно-прикладного искусства включает четыре этапа (Табл. 1).

Таблица 1

Этапы обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству

№ этапа Наименование Краткая характеристика этапа

1 Подражание Стремление индивида к копированию, воспроизведению внешних проявлений творческой активности других людей, занимающихся деоративно-прикладным искусством.

2 Эмпатия Способность учащихся проникать в психологические состояния, переживания друг друга в процессе создания произведений декоративно-прикладного искусства.

3 Комбинирование Перебирание элементов одного из видов декоративно-прикладного искусства и составление из них различных комбинаций.

4 Импровизация Выражение индивидуального мнения в рамках традиции декоративно-прикладного искусства [2, С. 16].

Далее, в условиях современной младшей школы необходим интенсивный педагогический поиск средств формирования эстетических отношений с использованием предметов декоративно-прикладного искусства. При этом следует учитывать немаловажный показатель эффективности применения произведений декоративно-прикладного искусства — их влияние на развитие творческого потенциала учащихся.

Последнее, в свою очередь, будет наиболее эффективным при соблюдении ряда условий с учётом важных принципов (Табл. 2).

Таблица 2

Условия и принципы успешного обучения младших школьников декоративно-прикладному

искусству

Обучение декоративно-прикладному искусству Условия Принципы

Атмосфера, благоприятствующая образному, эмоциональному восприятию учащимися произведений декоративно-прикладного искусства. Принцип учёта реальных возможностей материально- технической базы ОО.

Наличие среди учебного материала подлинных образцов декоративно-прикладного искусства. Принцип ориентации на наиболее актуальные потребности социума и личности учащегося.

Организация на базе декоративно-прикладного искусства предметно-развивающей среды, дающей возможность каждому учащемуся проявить индивидуальные творческие способности. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Организация участия младших школьников в различных видах художественной деятельности, основанных на материале декоративно-прикладного искусства. Принцип единства восприятия и создания.

Направление процесса обучения на творческое отражение впечатления от произведений декоративно-прикладного искусства [6]. Принцип возможности корректировки существующей программы с учетом изменяющихся требований к уровню образованности личности.

Принцип постоянства связи с жизнью.

Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков [11].

В ходе обучения традиционным промыслам, характерным для культурного пространства Республики Дагестан, учащиеся начальной школы должны в первую очередь учиться самовыражению, диалогу с окружающей действительностью. Это играет огромную роль в процессе формирования личности учащихся. Кроме того, процесс обучения декоративно-прикладному искусству тесно связан с развитием ряда практических умений и навыков [9-10].

Таким образом, правильно организованные занятия младших школьников декоративно-прикладным искусством позволяют:

• раскрыть духовную ценность изделий народных мастеров;

• сформировать эстетический вкус;

• вооружить учащихся техническими знаниями;

• развивать у младших школьников трудовые навыки и умения;

• произвести их психологическую и практическую подготовку к дальнейшему выбору профессии.

На начальном этапе знакомства с декоративно-прикладным искусством учащимся можно предложить выполнить роспись небольших изделий, постепенно переходя к работе над более сложными. Используемые в росписи этапы и приемы ведения работы позволят разнообразить процесс росписи. Таким образом, можно снизить усталость, возникновение которой неизбежно при выполнении монотонных действий. Это является важным условием эффективности обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству по той причине, что одной из наиболее характерных черт психического развития индивида в соответствующий период является неустойчивость внимания [12].

Как видим, инновационность и традиционность декаративно-прикладного искусства, его креативность и устремленность в перспективу развития делают это, последнее важной составляющей обучения на этапе начальной школы. При этом, однако, приходится констатировать, что комплексные подходы к его изучению не выработаны. Можно выделить три составляющих данной проблемы:

1. Остаётся неопределённым педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства.

2. При разработке большинства существующих программ не были учтены возрастные особенности обучающихся.

3. Не было в полной мере изучено влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие профессиональных и личностных качеств учителя изобразительного искусства [2-3; 6-8].

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что изучение декоративно-прикладного искусства является в начальной школе одним из активных средств эстетического и трудового воспитания учащихся. При условии правильной организации процесс художественной обработки материалов может увлечь учащихся, будет способствовать выявлению их индивидуальных творческих способностей, углублению эстетических, трудовых и политехнических знаний, форми-рованию ряда специальных навыков культуры труда, пробуждению интереса к профессиям. Другими словами, в ходе обучения младших школьников декоративно-прикладному искусству происходит развитие у них таких личностных качеств, которые с большой вероятностью потребуются выпускникам ОО в дальнейшей жизни.

Внедрение народно-декоративного искусства в образовательный процесс с высокой вероятностью будет способствовать возрождению традиционных художественных промыслов, привлечению учащихся внимания к народному искусству, самореализации личности, её обогащению средствами постижения духовной стороны народной культуры и знаниями в соответствующей области.

Литература:

1. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014. 210 с.

2. Байрамбеков М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (На материале искусства народов Дагестана): Дис... д-ра пед. наук. Махачкала, 2001. 435 с.

3. Гасанова А.М. Особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 75-77

4. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2016. № 4 (36). С. 11-18

5. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Ялта, 2017. 314 с.

6. Иманмурзаева А.У. Формирование эстетического отношения младших школьников к декоративно-прикладному искусству. Дисс... канд. пед. наук. Махачкала, 2018. 164 с.

7. Мадаев У.М. Реализация творческой деятельности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 86-88

8. Максудова Ш.А., Раджабов И.М. Особенности развития дополнительного художественного образования в процессе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 2 (81). С. 121-123

9. Маметьева Л.С. Педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства // Электрон. дан. Режим доступа Ш: https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2015/08/06/pedagogicheskiy-potentsial-narodnogo-dekorativno (Дата обращения: 31.01.2021)

10. Мержоева Л.М. Сущность и специфика формирования этнохудожественной культуры младших школьников // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 42-44

11. Технология развития творческих способностей учащихся через введение отдельных видов народного -декоративно прикладного искусства в курс «Технология» в средней школе // Электрон. дан. Режим доступа Ш: https://infourok.ru/tehnologiya-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-uchaschihsya-cherez-vvedenie-otdelnih-vidov-narodnogo-dekorativno-prikladnogo-isk-3738822.html (Дата обращения: 31.01.2021)

12. Янковская Е.А. Развитие творческой активности подростков средствами декоративно-прикладного искусства // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 197-199

Педагогика

УДК 373.1

магистрант Сычева Дарья Васильевна

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево); кандидат биологических наук, доцент Хотулёва Ольга Викторовна Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево);

кандидат биологических наук, доцент Зыков Игорь Евгеньевич

Государственный гуманитарно-технологический университет (г. Орехово-Зуево)

СТРУКТУРА КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В

СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье дано определение понятия «кейс-технология», описаны особенности и алгоритм работы с ней. Рассмотрено применение метода кейсов в процессе обучения биологии в средней общеобразовательной школе. Обосновано значение метода для формирования проективных и конструктивных умений в эколого-педагогической деятельности.

Ключевые слова: кейс-технология, метод, преимущество, этап, технология обучения, навыки. Annоtation. The article defines the concept of "case technology", describes the features and algorithm of working with it. The application of the case study method in the process of teaching biology in secondary school is considered. The significance of the method for the formation of projective and constructive skills in environmental and pedagogical activities is justified.

Keywords: Case technology, method, advantage, stage, teaching technology, skills.

Введение. Современные учебно-образовательные стандарты позволяют рассмотреть в каждом обучающемся какое-либо особенное, индивидуальное личностное качество [2]. Образование стремительно следует за прогрессом и развитием общества, что предполагает внедрение новых технологий и методик обучения современного поколения школьников, чтобы те смогли успешно реализовать себя в будущем. Образование на данном этапе отдает предпочтение развитию потенциала личности школьника, совершенствуя способности к процессу обучения, а также развитие творческой деятельности и нестандартного мышления для решения сложных жизненных задач.

Изменения в сфере образования привели к активной разработке и внедрению новых технологий, которые уже применяются и в теории, и на практике. Их использование отмечается не только в школе, но и в средних специальных и высших учебных заведениях, что позволяет сохранить целостность процесса. Современное общество выдвигает все новые и новые требования для молодых специалистов, желая увидеть в них не только высокий потенциал, но и профессионализм в той или иной сфере.

Одной их таких современных технологий обучения является кейс-технология или проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Внедрение данной технологии в процесс обучения школьников является в достаточной мере актуальной задачей. Работа с кейсами позволяет выработать навыки решения проблемных ситуаций, а также стимулирует учащихся мыслить нестандартно, что как раз соответствует современным требованиям общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Кейс-технология как метод обучения является своего рода обучением действием. Суть этого метода довольно проста, но крайне эффективна. Кейс-технологии направлены преимущественно на самостоятельную деятельность учащихся, в процессе которой они сами формируют умения и усваивают знания. Инициативная самостоятельная работа учащихся в процессе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.