Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ'

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ И ТЕХНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Струнников Сергей Александрович

В статье автор рассматривает проблему формирования художественного мышления в современной науке. Автор анализирует дисциплины профессионального цикла, в ходе изучения которых возможно формирование художественного мышления у студентов специалистов художественного вуза («Рисунок», «Творческая практика (пленэр)», «Учебная ознакомительная практика (пленэр)»). В ходе проведенного анализа автор выделяет основные мыслительные операции и методы, способствующие формированию художественного мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF ARTISTIC THINKING OF UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF GRAPHICS

In the article the author considers the problem of formation of artistic thinking in modern science. The author analyzes the disciplines of the professional cycle, during the study of which it is possible to form artistic thinking among students of specialists of an art university ("Drawing", " Creative Practice (plein air)", " Educational introductory practice (plein air)"). In the course of the analysis, the author identifies the main mental operations and methods that contribute to the formation of artistic thinking.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ»

Студенты определяли также по шкале от 1 до 10, насколько им пригодятся в дальнейшей профессиональной деятельности знания, полученные в период дистанционного обучения. Рассмотрим результаты: баллы; количество студентов; процентное соотношение: 2-1 (2,2%); 4-2 (4,3%); 5-3 (6,5%); 6-2 (4,3%); 7-8 (17,4%); 8-8 (17,4%);'9-5 (10,9%); 10-17 (37%)

20

15

10 8(17,4%) 8(17,4%)

Диаграмма 7. Определение по шкале от 1 до 10, насколько пригодятся студентам в их дальнейшей профессиональной деятельности знания, полученные в период дистанционного обучения

Выводы. Целесообразно применять элементы дистанционного обучения в вузах как дополнение для аудиторных занятий. Сочетание классического образования с дистанционными образовательными технологиями позволит добиться максимального эффекта в организации учебного процесса. Умеренное использование электронных образовательных ресурсов будет способствовать повышению качества обучения и сделает учебный процесс увлекательным и разнообразным.

Проведённый опрос позволяет сделать вывод о положительном отношении студентов технических специальностей к дистанционному обучению английскому языку. Результаты анкетного опроса можно учитывать, создавая учебные программы, а также при разработке электронных курсов по английскому языку.

Для повышения эффективности обучения английскому языку важно применение дистанционных образовательных технологий. Используя разные средства дистанционного обучения, образовательные системы, электронные курсы на занятиях со студентами технических специальностей, можно повысить мотивацию к профессионально ориентированному изучению английского языка. Дистанционные образовательные технологии позволяют сочетать теоретический и практический аспекты обучения студентов, расширяют возможности организации контроля, повышают интерес студентов к будущей профессиональной деятельности.

Литература:

1. Ефимкина Е.А. Методика использования дистанционных образовательных технологий в обучении французскому языку студентов-лингвистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Нижегородский государственный университет им. Н.А. Добролюбова. Нижний Новгород, 2010, 22 с.

2. Евдокимов М.А. Совершенствование организационных форм дистанционного обучения: автореф. ... дис. докт. пед. наук / Институт содержания и методов обучения Российской академии образования. Москва, 2006, 40 с.

3. Петрова М.П. Дистанционное обучение иностранным языкам в социокультурном контексте: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова. Якутск, 2002. 20 с.

4. Малинина И.А. Информационно-методическое обеспечение дистанционного обучения студентов-менеджеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Волжская государственная инженерно-педагогическая академия. Нижний Новгород, 2005, 24 с.

5. Григорьев Ю.В. Моделирование процесса дистанционного группового обучения студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2012, 21 с.

6. Столбовская М.А. Роль словообразования в обучении английскому языку студентов авиационных специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 6б-3. С. 286-290.

Педагогика

УДК 378

профессор кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Струнников Сергей Александрович

Тюменский государственный институт культуры (г. Тюмень)

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА

СРЕДСТВАМИ ГРАФИКИ

Аннотация. В статье автор рассматривает проблему формирования художественного мышления в современной науке. Автор анализирует дисциплины профессионального цикла, в ходе изучения которых возможно формирование художественного мышления у студентов специалистов художественного вуза («Рисунок», «Творческая практика (пленэр)», «Учебная ознакомительная практика (пленэр)»). В ходе проведенного анализа автор выделяет основные мыслительные операции и методы, способствующие формированию художественного мышления.

Ключевые слова: художественное мышление, мыслительные операции, педагогические методы, художественные приемы и техники.

Annotation. In the article the author considers the problem of formation of artistic thinking in modern science. The author analyzes the disciplines of the professional cycle, during the study of which it is possible to form artistic thinking among students of specialists of an art university ("Drawing", " Creative Practice (plein air)", " Educational introductory practice (plein air)"). In the course of the analysis, the author identifies the main mental operations and methods that contribute to the formation of artistic thinking.

Keywords: artistic thinking, mental operations, pedagogical methods, artistic techniques and techniques.

Введение. На современном этапе развитии общества в стремительно меняющихся условиях современности перед вузами встают задачи по обеспечению качества профессиональной подготовки студентов художественного вуза, где приоритетами являются формирование профессиональных художественных навыков, в основе которых зиждется художественное мышление.

В связи с этим важным становится решение проблем формирования художественного мышления, как залога успеха становления художников-профессионалов.

Изложение основного материала статьи. Проблемой формирования художественного мышления занимались специалисты разных областей: философы, психологи, педагоги: А.П. Леонтьев, А.В. Петровский, М.С. Каган, Н.А. Винк, Б.М. Неменский, И.А. Лызлова и др.

Так, по мнению М.С.Кагана художественное мышление представляет собой психологическую структуру интеллектуального процесса, который объединяет художественное восприятие и художественно-творческую деятельность [21.

Как отмечал А.В. Петровский, «мышление является необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [3].

Б.М. Неменский, И.А. Лызлова рассматривают «художественное мышление» как интеллектуальный процесс, в ходе которого человек создает уникальную «форму отражения действительности», а также как процесс постижения мира, его «преобразование» [2].

Таким образом, эти исследователи сходятся во мнении, что «художественное мышление» — это процесс познания окружающего мира с помощью мыслительных операций (анализ, сравнение, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение, трансформация, и т.п.) в ходе чего создается художественный образ.

Однако, у психологов, таких как Р.С. Немов, И.В. Дубровина, С.Л. Рубенштейн, была своя точка зрения по поводу мышления. Они считали, что мышление - это способность человека вызывать в памяти определенные представления и, на их основании, создавать образ, обязательно опираясь на предшествующий опыт [4].

На основе вышеизложенного, можно судить о художественном мышлении как сложной психологической структуре, включающей процессы, основанные на мыслительной деятельности с помощью операций (анализ, сравнение, синтез, абстракция, конкретизация, обобщение, трансформация), направленной на осмысление и создание художественных образов, и способности вызывать в памяти определенные представления, образы, оперирование которыми позволяет решать художественно-творческие задачи.

Графика, как одно из самых демократичных средств, способствует развитию навыков художественного мышления, потому что графика является основой изображения и требует усиленной интеллектуальной работы (анализ визуальных особенностей предметов окружающей действительности, анализ произведений художников, трансформация воспринимаемых образов в художественные образы, при этом происходит синтез, абстракция, конкретизация, обобщение и т.д.), кроме того надо учитывать положительные качества графической техники заключаются именно в разнообразии образов, лаконизме, концентрации и отборе выразительных средств. Графика может быть разной, при этом в качестве основных изобразительных средств, принято использовать линии, штрихи, пятна и точки.

Проанализируем дисциплины профессионального цикла по изучению Графики художественного вуза на примере кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Тюменского государственного института культуры, на Факультете дизайна, визуальных искусств и архитектуры.

Так, например в учебном плане ФГОС № 10 от 09.01.20l7 по программе специалитета 54.05.02 специализация N 1 "Художник-живописец (станковая живопись)" кафедры искусствоведения и изобразительных искусств Тюменского государственного института культуры, на Факультете дизайна, визуальных искусств и архитектуры, при изучении профессиональных дисциплин, у студента должны сформироваться следующие компетенции, которые содержат элементы художественного мышления: (ОПК-1 способностью собирать, анализировать, интерпретировать и фиксировать явления и образы окружающей действительности, проявлять креативность композиционного мышления; ПСК-1.2. способностью к созданию на высоком профессиональном уровне авторских произведений в области станковой живописи, используя чувственно-художественное восприятие окружающей действительности, образное мышление и умение выражать свой творческий замысел средствами изобразительного искусства; ПСК-1.3. способностью наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения) [6], которые отражают сутьпрактико-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов художественного вуза.

Таким образом, обучение художественному мышлению, возможности генерировать собственные творческие идеи на основе наблюдения, анализа и обобщения явлений окружающей действительности и выражение их через художественные образы для последующего создания на высоком профессиональном уровне авторских художественных произведений в области изобразительного искусства (станковой, монументальной, театрально-декорационной, церковно-исторической живописи) [6] является основополагающей педагогической задачей в деле подготовки студентов художественного вуза.

Проанализируем ряд практико-ориентированных дисциплин профессионального цикла, в ходе изучения которых возможно формирование художественного мышления как основы профессионального становления художника-педагога.

Так, в рабочей программе по «Рисунку», которая рассчитана на четыре года обучения и обучение осуществляется через систему последовательно усложняющихся заданий по рисунку с натуры (основной объект изучения - человек и окружающая пространственная среда) [7].

Данный курс направлен на достижение конечной цели - выработать у студентов особое рисовальное мышление; правильного изучения и понимания законов формообразования, освоение системы ведения рисунка, как фактора, влияющего на процесс формирования художественного мышления студентов 1 курса в целом.

В рабочей программе «Творческая практика (пленэр)» указываются на компетенции, которые содержат элементы художественного мышления студента 2 курса: наблюдать, анализировать и обобщать явления окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения. [8].

Следовательно, можно констатировать тот факт, что студенты 2 курса должны знать основные законы композиционного построения изображения на картинной плоскости, используя основные мыслительные операции такие как анализ и обобщение явлений окружающей действительности через образы для последующего создания художественного произведения.

Рабочая программа «Учебная ознакомительная практика (пленэр)» является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы специалитета и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на формирования художественного мышления студентов.

Так, например блок заданий пленэрной практики связан с изучением архитектурной, природной среды и человека, в которых используются такие методы как анализ и сравнение конструкций архитектурных объектов [9].

В результате прохождения ознакомительной практики первокурсник постигает основы познания окружающего мира с помощью мыслительных операций в ходе чего создается художественный образ. На основе освоения профессиональных понятий, терминов, приемов, художественных техник; особенностей восприятия пространства и цвета в натуре и изображении при работе на пленэре; знаний перспективы, анатомии, теории искусств и мировой материальной культуры; умений передавать глубину пространства и различные масштабы предметов архитектурного и природного ландшафтов. [9] В обучающем процессе активно используются такие мыслительные операции как (анализ, синтез, трансформация, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и т.п.).

Все эти предметы в такой взаимосвязи позволяют успешно формировать навыки художественного мышления через такие основные действия как наблюдение, анализ и обобщение различных явлений окружающей действительности через художественные образы для последующего создания художественного произведения; при этом необходимо уметь мыслить нестандартно и образно в освоении изобразительных средств.

Одним из важных этапов работы со студентами 1 курса является сбор материала, анализ произведений художников-графиков, работающих в жанре графического пейзажа, выполнение зарисовок, этюдов на природе, где очень важно запечатлеть разное состояние погоды и времени. В процессе композиционного построения при выполнении различных заданий и упражнений можно выделить следующие действия: проанализировать передаваемые объекты в композиции в совокупности и отдельно; исключить или включить объекты, которые изображены, применить своё творческое видение, осуществлять метод подбора приемов построения композиции.

При этом процесс формирования художественного мышления происходит не только тогда, когда студент работает с натурой, при этом использует такие мыслительные операции, как (анализ, синтез, трансформация, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и т.п.), направленные на осмысление и создание художественных образов, но и тогда, когда он создает композицию по определенным целям и задачам, которые ставит педагог, определяя статичность и динамичность композиции, цветовое и тональное решение и другие выразительные средства.

Важно отметить, что, при работе над графическим пейзажем активизируются почти все мыслительные операции такие как (анализ, синтез, трансформация, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и т.п.). При этом, необходимо учитывать использование различных графических материалов и их специфических особенностей при достижении выразительности в работе.

При активном участии в обучающем комплексном процессе; работы с натурными постановками, выполнение заданий на пленэре, в ходе анализа художественных произведений, анализа и трансформации визуальных объектов реальности, при выполнении поставленных художественно-творческих задач, студент может понять передаваемый художником смысл и суть изображения, сможет донести все внутренние мотивы по созданию картины, которые в завершающем этапе будут правильно структурированы.

Однако, учитывая профессиональную специфику обучения студентов художественного вуза, проанализированные рабочие программы, применяемые в тюменском государственном институте культуры, на Факультете дизайна, визуальных искусств и архитектуры, кафедры искусствоведения и изобразительных искусств, условия обучения студентов 1 курса, которые представляют собой специально-оборудованные мастерские по рисунку, композиции и живописи, а также организации и проведение учебных практик в соответствии с ФГОС ВО и Положением о практиках обучающихся в ТГИК, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, можно сделать вывод, что обозначенная нами проблема формирования художественного мышления студентов является актуальной.

Во всех программах рассматриваются различные виды мышления (рисовальное, образное, абстрактное и др.), при этом в методологическом аппарате не рассматриваются педагогические методы, способствующие формированию художественного мышления у студентов, не обозначены художественные приемы и техники развивающие навыки такого вида мышления (трансформация, абстракция, конкретизация, обобщение и др.). В целом можно отметить, что в программах «формирование художественного мышления» не вычленяется в отдельную задачу. Существующие проблемы указывают на не проработанность данной проблемы в методологическом аспекте, где требуется тщательное исследование, основанное на экспериментальной работе.

Выводы. Таким образом, обозначенная нами значимость формирования художественного мышления в ходе использовании графики, как одного из самых демократичных средств, способствующих развитию навыков художественного мышления при активном использовании методов (анализ визуальных особенностей предметов окружающей действительности, анализ произведений художников, трансформация воспринимаемых образов в художественные образы, при этом происходит синтез, абстракция,

конкретизация, обобщение и т.д.), учитывающих положительные качества графической техники заключаются именно в разнообразии образов, лаконизме, концентрации и отборе выразительных средств.

Литература:

1. Карих В.В., Агеева А.А. Художественное мышление как феноменологическая категория // Азимут научных исследований: Педагогика и психология https://elibrary.ru/item.asp?id=28997353 (дата обращения 12.01.2021)

2. Петровский A.B. Ярошевский М.Г. Психология. М.: Издательский центр «Академия», 2002. -512 с.

3. Мещерякова Б.Г, Зинченко В.П. «Большой психологический словарь» М.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.

4. Канащенкова В.В. Подходы к исследованию феномена «художественное мышление» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология https://elibrary.ru/item.asp?id=16753592 (дата обращения 12.01.2021)

5. Федеральные государственные образовательные стандарты https://fgos.ru/ (дата обращения 12.01.2021)

6. Рабочие программы Рисунок, Специальность - 54.05.02 Живопись (уровень специалитета) http://www.tumgik.ru/images/files/FDVIiA/Grafika_spec_Programma_praktik_upp_2017 (дата обращения 12.01.2021)

7. Рабочая программа Творческая практика (пленэр) Специальность - 54.05.02 Живопись (уровень специалитета) http://tumgik.ru/images/files/FDVIiA/Givopis_spec_Programma_praktik_plrner_3kurs_2017 (дата обращения 12.01.2021)

8. Рабочая программа Ознакомительная практика (пленэр), Специальность - 54.05.02 Живопись (уровень специалитета) http: // https://docviewer.yandex.ru/view/ (дата обращения 12.01.2021)

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, директор Сулейманова Зумруд Запировна

Музей-заповедник - этнографический комплекс «Дагестанский аул» в г. Махачкала (г. Махачкала); аспирант Мадаев Узаири Магомедзагидович

Дагестанский государственный педагогический университет (г. Махачкала)

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОМУ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Аннотация. В статье, на основе анализа богатого опыта ведущих отечественных педагогов в области художественно-эстетического воспитания, высказана гипотеза о необходимости соблюдения ряда условий в процессе развития творческого потенциала младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Назван ряд эффективных требований к данному процессу. Исследование строится на примере декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Ключевые слова: художественное образование, условия формирования творческого потенциала школьников, декоративно-прикладное искусство.

Annotation. In the article, based on the analysis of the rich experience of leading Russian teachers in the field of artistic and aesthetic education, a hypothesis is proposed about the need to meet a number of conditions in the process of developing the creative potential of younger schoolchildren by means of decorative and applied art. A number of effective requirements for this process are named. The study is based on the example of decorative and applied art of Dagestan.

Keywords: art education, conditions for the formation of the creative potential of schoolchildren, decorative and applied art.

Введение. Одна из наиболее значимых педагогических особенностей декоративно-прикладного искусства заключается в том, что при его изучении школьнику необходимо проявить индивидуальные способности. В силу названных обстоятельств этот вид деятельности содержит высокие воспитательные возможности. Например, он даёт учащимся возможность для накопления положительных навыков эстетического отношения к окружающей их действительности.

В отличие от других видов учебно-творческой работы школьников, декоративно-прикладное искусство раскрывает значительную духовную ценность произведений народных мастеров. Тем самым оно способствует формированию у учащихся знаний, умений и навыков, необходимых для творческой деятельности.

Развитие культуры и общества на современном этапе характеризуется многообразием социальных ориентиров. Для данной стадии характерны также разноречивость представлений и знаний, образующихся с почти неограниченным потоком информации, в котором проживает современный ребёнок.

В подобной ситуации для повышения эффективности поиска цельности и процесса упорядоченья знаний учащихся современным педагогам необходимо обращаться к истории общества и культуры. Только так педагогический процесс может быть осмыслен в тесной связи с социальными и культурными явлениями как прошлого, так и настоящего. При этом существенно возрастает значение непреходящих ценностей. В свою очередь, в ряду последних немаловажное место занимают особенности художественного мышления предков, нашедшие наиболее полное выраженные в изделиях декоративно-прикладного искусства. В полной мере это касается культурного наследния Республики Дагестан.

Таким образом, стабильное внимание к культурному наследию предков посредством изучения декоративно-прикладного искусства должно стать важной частью педагогического процесса современной школы.

Изложение основного материала статьи. На современной стадии развития отечественной и мировой педагогики представляется очевидным, что развитие и формирование умений и навыков творческой деятельности у детей следует проводить с учётом природных географических условий, в которых они растут и получают воспитание [1; 3; 7-8]. В этой связи будет нелишним отметить, что Республика Дагестан является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.