Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
470
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
декоративно-прикладное искусство / формирование творческой деятельности / младшие школьники / уроки изобразительного искусства в начальной школе / decorative and applied arts / formation of creative activity / primary school students / art lessons in primary school

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — У.М. Мадаев

В настоящей статье подвергаются рассмотрению различные аспекты процесса организации творческой деятельности младших школьников с использованием декоративно-прикладного искусства. В первой её части исследуется состояние современного российского общества, в частности системы начального общего образования, на основании чего делается вывод о необходимости более широкого внедрения занятий декоративно-прикладным искусством в образовательный и воспитательный процесс начальной школы. Особое внимание уделяется развитию данного аспекта образовательно-воспитательного процесса в Республике Дагестан, культурная среда которой может предоставить богатейший материал для изучения. Далее исследуется комплекс педагогических условий, делающих возможным эффективное развитие творческой сферы учащихся начальной школы средствами декоративно-прикладного искусства. Процесс изучения декоративно-прикладного искусства рассматривается как приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям через национальные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CREATIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN FORMATION WITH USING DECORATIVE AND APPLIED ARTS

The article examines various aspects of primary school children creative activity organization process with using decorative and applied arts. The first part of the article examines the state of modern Russian society and, in particular, the system of primary general education, on the basis of which it is concluded that there is a need for a wider arts and crafts introduction in the primary schools educational process. Special attention is paid to the development of this aspect of the educational process in the Republic of Dagestan. Its cultural environment can provide a wealth of material for study. The researchers study a set of pedagogical conditions that make it possible to effectively primary school students development by with decorative and applied arts. The process of studying decorative and applied arts is considered as introducing younger students to the universal through the national.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»

3. Sklyarova O.N. Konceptual'naya model' proektirovaniya samostoyatel'noj deyatel'nosti buduschih voennyh specialistov v usloviyah infokommunikacionnoj professional'no-obrazovatel'noj sredy. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya. 2018; № 2: 88 - 92.

4. O sisteme upravleniya realizaciej programmy «Cifrovaya 'ekonomika Rossijskoj Federacii». Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 28 avgusta 2017 g. № 1030. Available at: http://base.garant.ru/71755404

5. Slastenin V.A. i dr. Pedagogika: uchebnoe posobie. Moskva, 2002.

6. Larina T.V., Nerovnaya N.A., Kalgina E.A. Povyshenie kachestva obucheniya kursantov voennyh vuzov s uchetom gendernogo podhoda. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82): 252 - 254.

7. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v RF. Portal Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya RF. Available at: https://online.edu.ru/public/promo

Статья поступила в редакцию 02.11.20

УДК 371

Madaev U.M., postgraduate, Department of Decorative and Applied Arts, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: radjabov-izo@mail.ru

CREATIVE ACTIVITY OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN FORMATION WITH USING DECORATIVE AND APPLIED ARTS. The article examines various aspects of primary school children creative activity organization process with using decorative and applied arts. The first part of the article examines the state of modern Russian society and, in particular, the system of primary general education, on the basis of which it is concluded that there is a need for a wider arts and crafts introduction in the primary schools educational process. Special attention is paid to the development of this aspect of the educational process in the Republic of Dagestan. Its cultural environment can provide a wealth of material for study. The researchers study a set of pedagogical conditions that make it possible to effectively primary school students development by with decorative and applied arts. The process of studying decorative and applied arts is considered as introducing younger students to the universal through the national.

Key words: decorative and applied arts, formation of creative activity, primary school students, art lessons in primary school.

У.М. Мадаев, аспирант, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: radjabov-izo@mail.ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В настоящей статье подвергаются рассмотрению различные аспекты процесса организации творческой деятельности младших школьников с использованием декоративно-прикладного искусства. В первой её части исследуется состояние современного российского общества, в частности системы начального общего образования, на основании чего делается вывод о необходимости более широкого внедрения занятий декоративно-прикладным искусством в образовательный и воспитательный процесс начальной школы. Особое внимание уделяется развитию данного аспекта образовательно-воспитательного процесса в Республике Дагестан, культурная среда которой может предоставить богатейший материал для изучения. Далее исследуется комплекс педагогических условий, делающих возможным эффективное развитие творческой сферы учащихся начальной школы средствами декоративно-прикладного искусства. Процесс изучения декоративно-прикладного искусства рассматривается как приобщение младших школьников к общечеловеческим ценностям через национальные.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, формирование творческой деятельности, младшие школьники, уроки изобразительного искусства в начальной школе.

В русле метаморфоз, на протяжении последних трёх десятилетий фиксирующихся в системе современного отечественного образования, особую актуальность приобретает развитие всесторонней творческой личности [1 - 15]. Для современной стадии развития российского социума, как известно, характерен плюрализм социальных ориентиров. Подобная разноречивость представлений об окружающей общественной и культурной действительности сочетается с доступом к практически неограниченным объёмам информации, порождающим иллюзию осведомлённости у современных учащихся начальной школы. Охарактеризованная тенденция делает весьма актуальными педагогические поиски цельности и различные формы упорядочения наличествующих у ребёнка знаний [7]. С учётом подобных факторов у современного педагога начальной школы возникает необходимость обратиться к историческому прошлому. Это помогает осмыслить педагогический процесс в сложной взаимосвязи и взаимовлиянии особенностей современного этапа развития образования и тенденций прошлых лет, которые внесли свой достойный вклад в становление отечественной системы образования [2].

В такой обстановке изучение проблем приобщения школьников, в т.ч. младших, к культуре, к произведениям декоративно-прикладного искусства приобретает определённую важность [6; 10; 11; 13; 14]. При этом достаточно остро встают вопросы, касающиеся влияния декоративно-прикладного искусства на развитие художественного творчества учащихся, а также привития школьникам желания приобщиться к национальной художественной культуре.

В свою очередь, одним из наиболее эффективных путей достижения данного личностного результата является изучение народного искусства. Инноваци-онность и традиционность, креативность и устремленность в перспективу развития делают этот феномен важной составляющей социальной и культурной жизни современного общества (табл. 1.) [4, с. 45].

Изучение декоративно-прикладного искусства, в т.ч. на ступени начального общего образования, будет способствовать расширению и дальнейшему развитию у учащихся духовных потребностей, а также будет закладывать основы художественных представлений о народном фольклоре, художественных традициях своего народа [14].

Изучение декоративно-прикладного искусства также способствует развитию у учащихся младшей школы нравственности и морали, патриотизма и граж-

Таблица 1

Роль декоративно-прикладного искусства в жизни современного общества

Функции декоративно-прикладного искусства Краткая характеристика функций

Историко-социальная Представляя собой продукт социально-исторического развития, народное творчество связано с известным слоем культурных традиций

Интеграция в окружающую среду По мере сближения мастера декоративно-прикладного искусства с природной средой ему становится ближе коллективный опыт хранения традиций, в его творчестве ярче и сильнее выражается народный характер

Бытовая Важной составляющей декоративно-прикладного искусства является его функциональная составляющая, также обусловливающая необходимость его произведений [10]

данственности. Приобщение к народной художественной культуре благотворно действует на процесс формирования морально-нравственных качеств. В этой связи вполне закономерным выглядят высказывания ряда авторов об огромном воспитательном потенциале народного декоративно-прикладного искусства в процессе формирования личности младшего школьника [13].

При этом приходится констатировать, что в современной системе начального общего образования образовательный и воспитательный потенциал народного декоративно-прикладного искусства реализуется недостаточно [6, с. 76]. Прежде всего, это объясняется отсутствием целенаправленного использования декоративно-прикладного искусства в целях организации творческой деятельности младших школьников. Следовательно, необходимо расширять использование декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе. При этом необходимо учитывать «гармоничное сочетание региональных и национальных традиций, а равно общепедагогические требования» [5, с. 12].

Отметим, что декоративно-прикладному искусству присуща немаловажная педагогическая особенность, при которой учащемуся начальной школы необходимо проявить индивидуальное творчество, позволяя тем самым накопить положительные навыки эстетического отношения к действительности. Оно не только вооружает младших школьников техническими знаниями, но и способствует развитию у них трудовых умений и навыков [12, с. 56].

Развитие и формирование творческой деятельности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства следует осуществлять, учитывая этнокультурную обстановку, в которой они растут и получают воспитание. Так, Республика Дагестан характеризуется специфическими культурными традициями, наличием большого числа разновидностей декоративно-прикладных ремесел и художественных промыслов [1, с. 22].

В этой связи можно согласиться с М.М. Байрамбековым, по словам которого декоративно-прикладное искусство республики, будучи результатом многовекового развития творчества её коренных народностей, находившегося под постоянным воздействием искусства ряда цивилизаций Востока и Запада, на современном этапе своего развития продолжает существование в виде целого ряда отраслей народного творчества, к которым относятся:

• «ковроткачество;

• художественная обработка металлов;

• резьба по камню, кости и дереву;

• гончарное ремесло» [1, с. 22].

В подобных условиях основными задачами учителя изобразительного искусства становятся:

• «систематизация, расширение и обогащение знаний учащихся о ключевых особенностях декоративно-прикладного искусства;

• развитие у них способностей к творческой деятельности;

• формирование художественно-творческого воображения» [11, с. 186 -

187].

Кроме того, педагогу следует преподнести обучающимся художественно-эстетическую ценность рассматриваемого изделия декоративно-прикладного искусства. Осознание учениками ценности красоты предмета эстетики - произведения народного мастера - является мощным стимулом для активной мыслительной и творческой деятельности младших школьников [13, с. 25]. Развитие у учащихся начальной школы вышеуказанных качеств, подготовка их к осуществлению активной творческой деятельности, способность выносить объективные суждения и оценки в значительной степени являются результатом процесса изучения ими произведений декоративно-прикладного искусства под руководством педагога [8].

Развитие творческого потенциала младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства будет особенно эффективным при соблюдении ряда условий (табл. 2).

Образование и воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства должно представлять собой процесс приобщения к общечеловеческим ценностям через национальные особенности. Его ключевая задача может быть решена при помощи создания условий для творческого самоопределения подрастающего поколения в сфере исторически развивающейся культуры посредством приобщения учащихся к национальным традициям [6, с. 98].

Таким образом, на основе вышеизложенного мы можем заключить, что в силу ряда существенных изменений, произошедших за последние три десятилетия в системе современного отечественного образования, в т.ч. начального

Библиографический список

Таблица 2

Педагогические условия, способствующие эффективному развитию творческого потенциала младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства

Создание атмосферы, благоприятной для образного, эмоционального восприятия произведений декоративно-прикладного искусства

Наличие подлинных образцов декоративно-прикладного искусства, с которыми знакомятся учащиеся

О о <D ZT d. О TO ^ TO Направленность образовательно-воспитательного процесса на творческое отражение впечатления от произведения декоративно-прикладного искусства

1— <D s 1-s m CO TO zn CD S5 1= Создание на базе декоративно-прикладного искусства предметно-развивающей среды, дающей каждому ребёнку возможность проявить собственные творческие возможности и индивидуальные особенности

Привлечение младших школьников к участию в различных видах художественной деятельности, основанных на материале народного декоративно-прикладного искусства

Учёт индивидуальных особенностей каждого учащегося

общего, процесс формирования всесторонней творческой личности приобрёл особую актуальность.

В этой связи у современного педагога начальной школы возникает потребность обратиться к историческому прошлому. Такое обращение помогает в осмыслении педагогического процесса в его временной динамике.

По этой причине изучение проблем приобщения школьников к произведениям декоративно-прикладного искусства приобретает особую актуальность. Изучение декоративно-прикладного искусства может способствовать расширению и развитию у младших школьников духовных потребностей и художественных представлений.

Однако на настоящем этапе развития системы начального общего образования в РФ образовательный и воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства не получает достаточной практической реализации и дальнейшего развития в должной мере.

Развивать творческий потенциал младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства следует с учётом той этнокультурной среды и обстановки, в которой они растут, получают воспитание и дальнейшее развитие.

В частности, специфические культурные традиции и наличие большого числа разновидностей декоративно-прикладных ремесел и художественных промыслов присущи Республике Дагестан.

С учётом вышеизложенного важнейшими задачами современного учителя изобразительного искусства, осуществляющего образовательную деятельность в начальной школе, становятся следующие: систематизация и обогащение знаний учащихся о ключевых особенностях декоративно-прикладного искусства, развитие у них способностей к творческой деятельности, а также формирование художественно-творческого воображения младших школьников.

В целом образование и воспитание младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства должно представлять собой процесс приобщения к общечеловеческим ценностям через национальное культурное наследие.

1. Байрамбеков М.М. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (На материале искусства народов Дагестана). Диссертация ... доктора педагогических наук. Махачкала, 2001.

2. Гасанова А.М. Особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020;№ 3 (82): 75 - 77.

3. Васильева РМ., Соколова С.Г Дидактические аспекты художественно-эстетической среды в начальной школе. Вестник ЧГПУ имени И. Я. Яковлева. 2018; № 2: 163 - 170.

4. Воронов В.С. Крестьянское искусство. Москва: Директ-Медиа, 2015.

5. Газимагомедов Г.Г. Художественная специфика декоративно-прикладного искусства Дагестана. Юг России: экология, развитие. Общие вопросы. 2007; № 3: 10 - 17.

6. Эдиев И.В. Значение народных художественных промыслов в развитии художественной культуры школьников. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 255 - 256.

7. Саутиева Ф.Б. Народное творчество как фактор эстетического воспитания. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 47 - 48.

8. Дедова В.Н. Использование активных методов обучения в начальных классах. Available at: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/07/28/ ispolzovanieaktivnyh-metodov-obucheniya-v-nachalnyh/

9. Мирзаева Д.Ш., Нуриддинова В.Н., Жураева Д.У Современные подходы к использованию инновационных образовательных технологий в повышении эффективности начального образования. Academy. 2020; № 8: 87 - 89.

10. Мержоева Л.М. сущность и специфика формирования этнохудожественной культуры младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 42 - 44.

11. Парфенова С.О. Особенности формирования межкультурной коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной проектной деятельности при использовании аутентичных материалов. Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020; Т. 5, Выпуск 2: 185 - 189.

12. Раджабов И.М., Магомедгаджиева Э.М. Педагогический потенциал творческого наследия предков в формировании художественной культуры школьников. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 282 - 284.

13. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

14. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.

15. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. Ялта, 2017.

References

1. Bajrambekov M.M. Sistema obucheniya doshkol'nikov i mladshih Shkolnikov narodnomu iskusstvu (Na materiale iskusstva narodov Dagestana). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2001.

2. Gasanova A.M. Osobennosti razvitiya hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov naglyadnymi sredstvami obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020;№ 3 (82): 75 - 77.

3. Vasil'eva R.M., Sokolova S.G. Didakticheskie aspekty hudozhestvenno-'esteticheskoj sredy v nachal'noj shkole. Vestnik ChGPU imeni I. Ya. Yakovleva. 2018; № 2: 163 - 170.

4. Voronov V.S. Krest'yanskoe iskusstvo. Moskva: Direkt-Media, 2015.

5. Gazimagomedov G.G. Hudozhestvennaya specifika dekorativno-prikladnogo iskusstva Dagestana. Yug Rossii: 'ekologiya, razvitie. Obschie voprosy. 2007; № 3: 10 - 17.

6. 'Ediev I.V. Znachenie narodnyh hudozhestvennyh promyslov v razvitii hudozhestvennoj kul'tury shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 255 - 256.

7. Sautieva F.B. Narodnoe tvorchestvo kak faktor 'esteticheskogo vospitaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 47 - 48.

8. Dedova V.N. Ispol'zovanie aktivnyh metodov obucheniya v nachal'nyh klassah. Available at: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2015/07/28/ispolzovanieaktivnyh-metodov-obucheniya-v-nachalnyh/

9. Mirzaeva D.Sh., Nuriddinova V.N., Zhuraeva D.U. Sovremennye podhody k ispol'zovaniyu innovacionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v povyshenii 'effektivnosti nachal'nogo obrazovaniya. Academy. 2020; № 8: 87 - 89.

10. Merzhoeva L.M. suschnost' i specifika formirovaniya 'etnohudozhestvennoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 42 - 44.

11. Parfenova S.O. Osobennosti formirovaniya mezhkul'turnoj kommunikativnoj kompetencii mladshih shkol'nikov vo vneurochnoj proektnoj deyatel'nosti pri ispol'zovanii autentichnyh materialov. Pedagogika. Voprosy teorii i prakiiki. 2020; T. 5, Vypusk 2: 185 - 189.

12. Radzhabov I.M., Magomedgadzhieva 'E.M. Pedagogicheskij potencial tvorcheskogo naslediya predkov v formirovanii hudozhestvennoj kul'tury shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 282 - 284.

13. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

14. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnyeprocessy v obrazovanii. Stavropol', 2014.

15. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era: monografiya. Yalta, 2017.

Статья поступила в редакцию 29.10.20

УДК 378.147

Medvedeva N.I., Doctor of Sciences (Psychology), Professor, Department of Clinical Psychology, Stavropol State Medical University,

Ministry of Health of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: nigstav@mail.ru

Enin V.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Clinical Psychology, Stavropol State Medical University,

Ministry of Health of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: yeninvik@mail.ru

Оfitserova S.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Clinical Psychology, Stavropol State Medical University,

Ministry of Health of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: svetlana_oficerova@mail.ru

DISTANCE LEARNING DURING SELF-ISOLATION: A PSYCHOLOGICAL ANALYSIS. The article reveals a psychological view of distance learning technologies. The research focuses on the positive and negative aspects of the forced transition of universities to distance learning during self-isolation. The authors emphasize both the positive aspects of using innovative methods when conducting classes with students, and psychological difficulties that are no less significant when teaching students remotely. The authors conclude that universities need to be significantly transformed to exploit the positive potential of distance learning. It is necessary to take into account the psychological consequences of the current fundamentally new situation in education, quality theoretical and methodological and applied research is needed, scientific and methodical support of the teacher's activities, the improvement of his skills in the application of IT-technology, fundamental and applied research, which help to identify psychological and educational patterns of professional development of students in distance learning.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: distance learning, digital learning, information and communication technologies.

Н.И. Медведева, д-р психол. наук, проф., ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: nigstav@mail.ru

B.В. Енин, канд. психол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения

Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: yeninvik@mail.ru

C.В. Офицерова, канд. психол. наук, доц., ФГбОу ВО «Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: svetlana_oficerova@mail.ru

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПЕРИОД САМОИЗОЛЯЦИИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

В статье раскрывается психологический взгляд на технологии дистанционного обучения, акцентируется внимание на положительных и негативных сторонах вынужденного перехода вузов на дистанционное обучение на время самоизоляции. Авторами подчеркиваются как положительные стороны использования инновационных методов при проведении занятий со студентами, так и психологические трудности, не менее значимые при обучении студентов в дистанционном режиме. Авторы делают вывод о том, что вузам необходимо существенно трансформироваться, чтобы использовать положительный потенциал дистанционного обучения. Необходимо учесть и психологические последствия влияния создавшейся принципиально новой ситуации в образовании, необходимы качественные теоретико-методологические и прикладные исследования, научно-методическое обеспечение деятельности преподавателя, повышение его квалификации в применении IT-технологий, фундаментальные и прикладные исследования, помогающие выявить психолого-педагогические закономерности профессионального развития студентов в дистанционном обучении.

Ключевые слова: дистанционное обучение, цифровое обучение, информационно-коммуникативные технологии.

Система университетского образования весной 2020 года как в России, так и во всем мире переживала достаточно неординарную ситуацию: в срочном режиме вузы перешли на дистанционное обучение на время самоизоляции. Психологический стресс от онлайн-обучения переживали не столько студенты, сколько профессорско-преподавательский состав. Вузы не были готовы в экстренном режиме перейти на проведение занятий в дистанционной форме, хотя проблема дистанционного обучения обсуждалась с середины 70-х годов во многих странах мира с появлением учебных заведений, называемых «открытыми», «дистанционными» университетами; «электронными», «виртуальными» колледжами. При обсуждении таких заведений нового типа дидактами высшей школы отмечались оригинальные организационные структуры, использование своеобразного набора методических приемов, экономические механизмы функционирования учебного заведения.

В соответствии с рекомендациями Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (приказ № 397 от 14.03.2020) в марте 2020 г.

большинством отечественных вузов был организован режим полностью сетевого и дистанционного обучения. Некоторая часть вузов была подготовлена оперативно перейти на дистанционное обучение студентов за счет своевременно созданной или адаптированной аппаратно-технической, программной, предметной, методической и административно-управленческой баз и облачных сервисов.

Анализ вузовского образования практически до 21 века показал неразвитость или отсутствие в нашей стране технологий, необходимых для дистанционного обучения. В высшей школе преподаватели использовали в основном печатные издания, редко видеокассеты, технические средства, заранее записанные учебные материалы, телевизионные передачи в прямом эфире. Проведя анализ основных типов технологий, предлагаемых в учебных заведениях нового типа, нами отмечены несколько факторов, как положительных, так и негативных, которые подводили к размышлению о том, эффективны ли технологии при дистанционном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.