Научная статья на тему 'Приобщение младших школьников к искусству Уральского региона во внеурочной деятельности'

Приобщение младших школьников к искусству Уральского региона во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / УРАЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / УРАЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ARTS AND CRAFTS / URAL TRADITIONS / YOUNGER STUDENTS / URAL ART / AESTHETIC EDUCATION / AESTHETIC DEVELOPMENT / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / FOLK ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Медведева Анна Алексеевна

Предметом статьи является рассмотрение проблемы воспитания личности, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны на основе ее приобщения к искусству родного края. В современной педагогической практике наблюдается противоречие между социальным заказом на патриотическое воспитание подрастающего поколения в процессе освоения социокультурного пространства региона и недооценкой педагогического потенциала регионального искусства в воспитательной работе с обучающимися. Наблюдается оторванность изучаемых в школе предметов художественно-эстетического цикла от знакомства детей со своеобразием своего региона, его искусства, с талантливыми представителями его культуры. Цель данной статьи раскрыть педагогический потенциал регионального искусства в воспитательной работе начальной школы. В качестве ведущего принципа приобщения младших школьников к художественному многообразию Уральского региона рассматривается принцип художественной доминанты выделения в комплексе искусств доминирующего искусства, образы которого в практической деятельности обучающихся обогащаются художественными образами и художественными средствами других искусств. В качестве художественной доминанты предлагается декоративно-прикладное искусство, тесно связанное с историей края, с традициями и обычаями населяющих его народов, а также открывающего широкие возможности вовлечения младших школьников в разнообразную творческую деятельность. Анализируются возможности декоративно-прикладного искусства уральской традиции в решении задач в воспитательной работе с младшими школьниками: стимулирование интереса к искусству своего региона, формирование ценностного отношения к народному творчеству, развитие толерантного восприятия различий в культуре разных народов, населяющих Урал. Уделяется внимание аспекту сотрудничества с родителями обучающихся представителями разных национальностей для знакомства детей с разными национальными традициями, воспитания межнациональной толерантности. Методами исследования являются анализ, обобщение педагогического опыта и теоретических исследований по проблеме воспитания личности, укорененной в национальной культуре, на основе приобщения к искусству родного края. Результаты работы: авторами теоретически обоснованы и раскрыты на практических примерах основных содержательных направлений программы факультативных занятий, связанных с приобщением обучающихся к искусству родного края: практическое освоение особенностей декоративно-прикладного искусства народов Урала во взаимосвязи с изучением их быта и традиций (воспитание у школьников культурной идентификации со своим народом, нахождение точек соприкосновения и общности разных национальных культур, составляющих социокультурное пространство Уральского региона); знакомство с декоративно-прикладным искусством горнозаводского периода истории Урала на практических занятиях в музее (мотивация школьников к созданию самобытной предметно-пространственной среды в жизни своей семьи, в школьном укладе); вовлечение школьников в создание выставочных художественных изделий на основе интерпретации уральской этнической и горнозаводской художественной семантики (осознание школьниками своей миссии в сохранении и развитии уникальных национально-культурных традиций, развитие личностного и ответственного отношения к настоящему и будущему своего региона). Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (общее образование). Выводы: спроектированная программа факультативных занятий реализует задачу вовлечения младших школьников в декоративно-прикладное творчество на основе традиций своего региона, способствует осознанию обучающимися своих национальных корней и пониманию значимости культурного и духовного наследия родного края, служит стимулом для дальнейшего освоения школьниками социокультурного пространства своего региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куприна Надежда Григорьевна, Медведева Анна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACQUISITION OF YOUNGER SCHOOLBOYS TO THE ART OF THE URAL REGION IN EXTENSIVE ACTIVITY

The subject of consideration of the article is the consideration of the problem of educating a person rooted in a national culture, responsibly relating to the fate of his country on the basis of its familiarization with the art of his native land. In modern teaching practice there is a contradiction between the social order for the patriotic education of the younger generation in the process of mastering the socio-cultural space of the region and the underestimation of the pedagogical potential of regional art in educational work with students. There is a separation of the subjects of the artistic and aesthetic cycle studied in school from familiarizing children with the originality of their region, its art, and talented representatives of itsculture. The purpose of this article is to reveal the pedagogical potential of regional art in the educational work of an elementary school. As the leading principle of introducing younger schoolchildren to the artistic diversity of the Ural region, the principle of artistic dominance is considered identifying the dominant art in a complex of arts, the images of which in practical activity of students are enriched with artistic images and artistic means of other arts. As an artistic dominant, decorative and applied art is offered, which is closely connected with the history of the region, with the traditions and customs of the peoples inhabiting it, as well as opening wide opportunities for involving younger schoolchildren in a variety of creative activities. The possibilities of arts and crafts of the Ural tradition are analyzed in solving tasks in educational work with younger students: stimulating interest in the art of their region, forming a valuable attitude to folk art, developing a tolerant perception of differences in the culture of different peoples inhabiting the Urals. Attention is paid to the aspect of cooperation with the parents of students representatives of different nationalities in order to acquaint children with different national traditions and to foster inter-ethnic tolerance. The research methods are the analysis, generalization of pedagogical experience and theoretical research on the problem of education of the personality, rooted in the national culture, on the basis of familiarizing with the art of the native land. Results: the authors are theoretically justified and disclosed on practical examples of the main substantive directions of the program of optional classes related to the introduction of students to the art of their native land: the practical development of the features of decorative and applied art of the peoples of the Urals in conjunction with the study of their life and traditions (educating students of cultural identification with their people, finding common ground different national cultures that make up the socio-cultural space of the Ural region); acquaintance with the decorative and applied art of the mining and industrial period in the history of the Urals in practical classes in the museum (the motivation of schoolchildren to create an original subject-spatial environment in the life of their family, in the school system); involvement of schoolchildren in the creation of exhibition art products based on the interpretation of the Ural ethnic and mining artistic semantics (students realize their mission in preserving and developing unique national and cultural traditions, developing personal and responsible attitude to the present and future of their region). Scope of the results: theory and methods of training and education (general education). Conclusions: the designed program of optional classes implements the task of involving younger schoolchildren in decorative and applied arts based on the traditions of their region, contributes to the awareness of students of their national roots and understanding of the significance of the cultural and spiritual heritage of their native land, serves as a stimulus for further development of the social and cultural space of their region.

Текст научной работы на тему «Приобщение младших школьников к искусству Уральского региона во внеурочной деятельности»

DO110.26170/po 19-06-09 ГРНТИ 14.25.05

УДК 37.036 :373.318. ББК Ч 420.062 + Ч 420.054

Код ВАК 13.00.01

Куприна Надежда Григорьевна,

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики воспитания культуры творчества, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]

Медведева Анна Алексеевна,

ассистент кафедры социально-культурных технологий и иностранных языков, Уральский государственный лесотехнический университет; 620100, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 37; e-mail: [email protected]

ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИСКУССТВУ УРАЛЬСКОГО РЕГИОНА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: декоративно-прикладное искусство; уральские традиции; младшие школьники; уральское искусство; эстетическое воспитание; эстетическое развитие; внеурочная деятельность; народное творчество.

АННОТАЦИЯ. Предметом статьи является рассмотрение проблемы воспитания личности, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны на основе ее приобщения к искусству родного края. В современной педагогической практике наблюдается противоречие между социальным заказом на патриотическое воспитание подрастающего поколения в процессе освоения социокультурного пространства региона и недооценкой педагогического потенциала регионального искусства в воспитательной работе с обучающимися. Наблюдается оторванность изучаемых в школе предметов художественно-эстетического цикла от знакомства детей со своеобразием своего региона, его искусства, с талантливыми представителями его культуры. Цель данной статьи — раскрыть педагогический потенциал регионального искусства в воспитательной работе начальной школы. В качестве ведущего принципа приобщения младших школьников к художественному многообразию Уральского региона рассматривается принцип художественной доминанты — выделения в комплексе искусств доминирующего искусства, образы которого в практической деятельности обучающихся обогащаются художественными образами и художественными средствами других искусств. В качестве художественной доминанты предлагается декоративно-прикладное искусство, тесно связанное с историей края, с традициями и обычаями населяющих его народов, а также открывающего широкие возможности вовлечения младших школьников в разнообразную творческую деятельность. Анализируются возможности декоративно-прикладного искусства уральской традиции в решении задач в воспитательной работе с младшими школьниками: стимулирование интереса к искусству своего региона, формирование ценностного отношения к народному творчеству, развитие толерантного восприятия различий в культуре разных народов, населяющих Урал. Уделяется внимание аспекту сотрудничества с родителями обучающихся — представителями разных национальностей — для знакомства детей с разными национальными традициями, воспитания межнациональной толерантности. Методами исследования являются анализ, обобщение педагогического опыта и теоретических исследований по проблеме воспитания личности, укорененной в национальной культуре, на основе приобщения к искусству родного края. Результаты работы: авторами теоретически обоснованы и раскрыты на практических примерах основных содержательных направлений программы факультативных занятий, связанных с приобщением обучающихся к искусству родного края: практическое освоение особенностей декоративно-прикладного искусства народов Урала во взаимосвязи с изучением их быта и традиций (воспитание у школьников культурной идентификации со своим народом, нахождение точек соприкосновения и общности разных национальных культур, составляющих социокультурное пространство Уральского региона); знакомство с декоративно-прикладным искусством горнозаводского периода истории Урала на практических занятиях в музее (мотивация школьников к созданию самобытной предметно-пространственной среды в жизни своей семьи, в школьном укладе); вовлечение школьников в создание выставочных художественных изделий на основе интерпретации уральской этнической и горнозаводской художественной семантики (осознание школьниками своей миссии в сохранении и развитии уникальных национально-культурных традиций, развитие личностного и ответственного отношения к настоящему и будущему своего региона). Область применения результатов: теория и методика обучения и воспитания (общее образование). Выводы: спроектированная программа факультативных занятий реализует задачу вовлечения младших школьников в декоративно-прикладное творчество на основе традиций своего региона, способствует осознанию обучающимися своих национальных корней и пониманию значимости культурного и духовного наследия родного края, служит стимулом для дальнейшего освоения школьниками социокультурного пространства своего региона.

Kuprina Nadezhda Grigor'evna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Professor of the Department of Theory and Methods of Educating a Culture of Creativity, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Medvedeva Anna Alekseevna,

Assistant of the Department of Socio-Cultural Technologies and Foreign Languages, Ural State Forestry University, Ekaterinburg, Russia.

ACQUISITION OF YOUNGER SCHOOLBOYS TO THE ART OF THE URAL REGION IN EXTENSIVE ACTIVITY

KEYWORDS: arts and crafts; Ural traditions; younger students; Ural art; aesthetic education; aesthetic de-

velopment; extracurricular activities; folk art.

ABSTRACT. The subject of consideration of the article is the consideration of the problem of educating a person rooted in a national culture, responsibly relating to the fate of his country on the basis of its familiarization with the art of his native land. In modern teaching practice there is a contradiction between the social order for the patriotic education of the younger generation in the process of mastering the socio-cultural space of the region and the underestimation of the pedagogical potential of regional art in educational work with students. There is a separation of the subjects of the artistic and aesthetic cycle studied in school from familiarizing children with the originality of their region, its art, and talented representatives of itsculture. The purpose of this article is to reveal the pedagogical potential of regional art in the educational work of an elementary school. As the leading principle of introducing younger schoolchildren to the artistic diversity of the Ural region, the principle of artistic dominance is considered — identifying the dominant art in a complex of arts, the images of which in practical activity of students are enriched with artistic images and artistic means of other arts. As an artistic dominant, decorative and applied art is offered, which is closely connected with the history of the region, with the traditions and customs of the peoples inhabiting it, as well as opening wide opportunities for involving younger schoolchildren in a variety of creative activities. The possibilities of arts and crafts of the Ural tradition are analyzed in solving tasks in educational work with younger students: stimulating interest in the art of their region, forming a valuable attitude to folk art, developing a tolerant perception of differences in the culture of different peoples inhabiting the Urals. Attention is paid to the aspect of cooperation with the parents of students — representatives of different nationalities — in order to acquaint children with different national traditions and to foster inter-ethnic tolerance. The research methods are the analysis, generalization of pedagogical experience and theoretical research on the problem of education of the personality, rooted in the national culture, on the basis of familiarizing with the art of the native land. Results: the authors are theoretically justified and disclosed on practical examples of the main substantive directions of the program of optional classes related to the introduction of students to the art of their native land: the practical development of the features of decorative and applied art of the peoples of the Urals in conjunction with the study of their life and traditions (educating students of cultural identification with their people, finding common ground different national cultures that make up the socio-cultural space of the Ural region); acquaintance with the decorative and applied art of the mining and industrial period in the history of the Urals in practical classes in the museum (the motivation of schoolchildren to create an original subject-spatial environment in the life of their family, in the school system); involvement of schoolchildren in the creation of exhibition art products based on the interpretation of the Ural ethnic and mining artistic semantics (students realize their mission in preserving and developing unique national and cultural traditions, developing personal and responsible attitude to the present and future of their region). Scope of the results: theory and methods of training and education (general education). Conclusions: the designed program of optional classes implements the task of involving younger schoolchildren in decorative and applied arts based on the traditions of their region, contributes to the awareness of students of their national roots and understanding of the significance of the cultural and spiritual heritage of their native land, serves as a stimulus for further development of the social and cultural space of their region.

Современная государственная политика Российской Федерации нацелена на воспитание личности, укорененной в национальной культуре, ответственно относящейся к судьбе своей страны. Задача развития высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, определяется в качестве приоритетной в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепции патриотического развития и воспитания гражданина Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает учет этно-национальной ситуации, в которой происходит развитие ребенка, нацеливает на воспитание ценностного отношения к родной культуре, приобщение к искусству своего региона, к традициям своего народа.

В отечественной педагогике укоренилось мнение о том, что невозможно воспитать человека с серьезными духовными запросами, настоящего патриота своей Родины без опоры на национальную культуру и ис-

кусство. На это указывали В. В. Зеньковский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский,

К. Д. Ушинский, Е. А. Флерина. Представители современной педагогики (Т. А. Копцева, Б. М. Неменский, Н. П. Сакулина, А. П. Усова, Р. М. Чумичева и др.) отмечают, что погружение в искусство родного края вызывает у детей яркие эмоции — радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого, формирует культурную идентичность, способствует укреплению национального самосознания, так важного для сохранения самобытности общества.

Процесс приобщения детей к искусству своего родного края связан с накоплением особенностей «культурной ментальности», формированием «глубинного пласта памяти» (по выражению В. Н. Холоповой [13, с. 18]), который впоследствии становится своеобразным стержнем при восприятии культурных феноменов и определении человеком собственного пути культурного развития.

Проблема приобщения к искусству родного края особую значимость приобретает в младшем школьном возрасте. Млад-

© Куприна Н. Г., Медведева А. А., 2019

шим школьникам свойственна особая эстетическая восприимчивость, потребность в переживании эстетических чувств для формирования ценностных ориентиров. В этом возрасте на основе чувственного опыта у детей происходит создание целостного образа окружающего мира, происходит активизация мыслительной и интеллектуальной деятельности. Ученые отмечают сензитив-ность этого возраста для формирования ценностного сознания на основе активного усвоения образцов поведения, эмоциональной отзывчивости к явлениям художественной культуры и повседневной жизни. Эмоционально-практическая включенность школьников в восприятие искусства, вписанного в их жизнь и быт, способствует развитию у них образных представлений о моделях разнообразных эмоциональных реакций, аффектов, отношений с окружающим миром, которые впоследствии становятся опорой в поисках личностью «себя», нахождении нужного для себя в опыте культуры.

Ведущую роль в приобщении младших школьников к искусству родного края играет школа, которая является культурным центром (во многих случаях — единственным) для детей этого возраста. Вместе с тем, на практике наблюдается недооценка педагогического потенциала регионального искусства в воспитательной работе с обучающимися. Наблюдается оторванность изучаемых в школе предметов художественно-эстетического цикла от знакомства детей со своеобразием своего региона, его искусства, с талантливыми представителями его культуры.

Решение данной проблемы видится в разработке и практической реализации программы факультативных занятий, направленной на приобщение обучающихся к искусству родного края.

Ценностно-целевым ориентиром при разработке программы выступает социальный заказ к воспитанию гражданина, знающего духовное богатство своего народа и любящего свою Родину, выраженный в определении современного национального воспитательного идеала в «Концепции патриотического развития и воспитания гражданина РФ»: «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [2, с. 2].

Искусство Уральского региона представлено всем многообразием видов художественного творчества. Для постепенного приобщения обучающихся к многочислен-

ным артефактам социокультурного пространства Урала оптимальным, на наш взгляд, является обращение в педагогическом процессе к принципу художественной доминанты. Данный принцип был выдвинут в свое время Б. П. Юсовым в рамках полихудожественного подхода [15, с. 24] и развит в работах его последователей (в частности, в исследованиях научной школы Н. Г. Тагильцевой [11]). Суть принципа — в выделении в комплексе искусств доминирующего искусства в соответствии со спецификой особенностей и предпочтений детей определенного возраста. В творческой деятельности обучающихся образы доминирующего искусства обогащаются художественными образами и художественными средствами других искусств.

Для младших школьников роль такой художественной доминанты может сыграть декоративно-прикладное искусство, тесно связанное с историей края, с традициями и обычаями населяющих его народов. Декоративно-прикладное искусство представляет собой особую духовную сферу, концентрирующую в себе многовековой эстетический и нравственный опыт коллективного творчества, воплощенный в самобытных изделиях народных мастеров и умельцев. Художественные изделия прикладного искусства отражают жизнь и быт людей, их воззрения, идеалы, обобщают опыт нравственных чувств, эстетические представления, мировосприятие. В силу этого декоративно-прикладное искусство является мощным транслятором ментальных смыслов и социокультурного опыта населения определенного региона.

Декоративно-прикладное искусство открывает широкие возможности вовлечения младших школьников в творческую деятельность. Через практическое освоение художественных форм и наполняющего их содержания обучающийся может выразить свое отношение к произведению декоративно-прикладного искусства, соединить художественные смыслы с имеющимся жизненным и художественно-эстетическим опытом. Художественно-творческая деятельность детей на основе декоративно-прикладного искусства своего региона — эффективный способ погружения в историю родного края, освоения традиций и обычаев народов, населяющих Урал, воспитания уважения к историческому прошлому своего народа, развития личностного и ответственного отношения к настоящему и будущему своего региона и страны.

Обращение к декоративно-прикладному искусству помогает решить разнообразные задачи в воспитательной работе с младшими школьниками: наряду с форми-

рованием у школьников ценностного отношения к народному творчеству, развитием интереса к искусству своего региона, стимулированием самостоятельного изучения истории и художественных традиций своего края, у школьников развивается толерантное восприятие различий в культуре разных народов, населяющих Урал.

Специфической особенностью Уральского региона является добрососедское проживание в нем людей разных по этническому составу. История Урала представляет собой картину непрерывного взаимодействия племен и народов с разными верованиями, традициями, культурно-хозяйственными укладами. К коренным народам Урала относятся коми, ханты, манси, удмурты, марийцы. С ХУ1 века этнический состав Уральского региона пополнили русские, татары, башкиры. В настоящее время этническую карту Урала дополняют представители самых разных национальностей, составлявших население бывшего Советского Союза.

Сопоставление народов Урала в опоре на понятийный этнологический аппарат обнаруживает больше различий, чем сходства. Так, многочисленные народы Урала относятся к различным антропологическим типам и разным языковым группам (славянский, угорский, тюркский), к разным религиям (христианство, ислам, буддизм, иудаизм), к разным историческим типам материально-хозяйственной культуры и соответственно обладают различным культурно-психологическим менталитетом. В то же время история ассимиляции, взаимодействия и общей судьбы культур народов Урала исчисляется веками, за которые накоплен опыт добрососедства между разными народами, заселявшими, осваивавшими Урал или мигрировавшими через него в другие регионы.

По нашему убеждению, самой очевидной и глубинной общностью разных народов, проживающих на Урале, является природа этого края, родная для каждого, кто родился на этой земле, независимо от его национальности. Образы природы родного края составляют основу творчества любого народа. Пройдя через время и вобрав культурный опыт нации, народное творчество концентрирует в себе и отбирает самое характерное, что есть в национальном характере. При этом система нравственных и духовных ценностей народа в его творчестве раскрывается через взаимоотношения человека с окружающим миром природы.

Представления о единстве человеческого и природного начала, их общих корнях в народном мировосприятии порождали особый строй чувств наших предков, ощущавших себя участниками природных событий.

Эта особенность народного творчества обладает огромным педагогическим потенциалом в понимании современными детьми общности, единой «корневой» системы ценностей всех народов: идущее из глубины веков природоориентированное сознание, включающее явления природы в качестве живых и одухотворенных личностей в систему человеческих отношений.

Декоративно-прикладное искусство Урала воплощает многовековой опыт его народов в эстетическом восприятии окружающего мира природы, ощущении кровного родства с ней. Образы растений, птиц и животных запечатлены в народных орнаментах, которые щедро украшали жилище, все предметы быта, одежду человека в традиционной культуре. Поэтому символика орнамента имеет сходные черты в искусстве разных национальных культур.

Так, распространенными в народных орнаментах являются: солярные знаки — изображения круга с лучами как символа восходящего солнца; ромбы — символы земли-пашни, то есть жизнедающего начала; изображения «бегущих волн», растений с почками, семенами, плодами, что связано с символикой растительного плодородия. Примечательно, что особенностью искусства мусульманской традиции, связанной с запретом ислама изображать живое, является почти полное отсутствие реалистических изображений животных, людей и пейзажей. Поэтому в орнаменте башкирского, татарского народов распространены геометрические фигуры, в которых образы растений и животных стилизованы. Однако именно древние анимистические и тотеми-ческие представления составляют содержательную основу орнамента и определяют его форму, что легко прочитывается в изделиях декоративно-прикладного искусства.

Геометричность и условность башкирского и татарского орнаментов компенсируется их ярким многоцветьем. В колористических решениях узоров преобладают теплые тона: красный, зеленый, желтый. При этом сопоставления цветов в орнаменте всегда контрастное: на красном фоне — зеленый и желтый узор, на черном — красный и желтый. Редким явлением в творчестве этих народов выступает белый фон орнамента или вышивки, как это чаще всего представлено в русской, украинской и белорусской традиции (белый цвет холста). В то же время символика цветов в творчестве разных народов очень близка. Так, красный цвет — олицетворение молодости, здоровья, энергии, полноты жизненных сил; белый — символ святости, чистоты; синий — выражение ясности, верности и постоянства; зеленый — символ миролюбия, оптимизма,

вечности жизни. Именно эти цвета наиболее распространены в декоративно-прикладном искусстве народов Урала.

Архаические представления, диктовавшие содержание и форму народной росписи, являются общими для традиционных культур народов Урала и выступают своеобразным общим знаменателем между ними. С этой точки зрения именно декоративно-прикладное искусство, с его опорой на общую для разных народов систему представлений о взаимодействии человека с окружающим миром природы, может оказаться главным связующим звеном при нахождении точек соприкосновения и общности разных национальных культур, составляющих социокультурное пространство Уральского региона.

Современное народное декоративно-прикладное творчество Уральского региона сохранило многие древние черты и архаическую знаковую систему, связанную с природными явлениями, в декоре предметов народного творчества. В настоящее время продолжают свое существование такие направления традиционных ремесел, как ткачество, вязание, вышивка, шитье из лоскута, изготовление игрушек и кукол, круже-воплетение, роспись по дереву и железу, бондарное дело, обработка бересты, металла и пр.

Приобщение школьников к культурному наследию родного края происходит на основе анализа образцов декоративно-прикладного искусства во взаимосвязи с особенностями быта и традиций народов Урала. Сравнительный семантический и композиционный анализ, связанный с цветографическими решениями и формообразованием, осуществляется в сопоставлении с природными особенностями бытования народов, населяющих Урал. В процессе практической деятельности (копирование народных образцов, изучение техники изготовления изделий) учащиеся получают сведения о жизни, быте, истории народов Уральского региона, выявляют общее в их мировосприятии и системе нравственно-эстетических ценностей.

Вовлечение школьников в практическое освоение различных направлений декоративно-прикладного искусства Урала в их историческом бытовании и современной практике обладает огромным воспитательным потенциалом в приобщении детей разных национальностей к творчеству своего и других народов, в развитии на этой основе ответственного, бережного отношения к окружающему миру людей и природы как фундамента формирования межнациональной толерантности в единстве с национальным самосознанием.

Факультативные занятия по декоративно-прикладному творчеству могут проводиться в тесном сотрудничестве с родителями обучающихся. Многие школы Уральского региона являются смешанными по национальному составу. Участие на занятиях родителей — представителей разных национальностей открывает широкие возможности для знакомства детей с разными национальными традициями. Такое участие родителей может осуществляться в форме выставок семейных реликвий (национальных костюмов, изделий декоративно-прикладного искусства, выполненных в национальных традициях), мастер-классов по рукоделию, декоративно-прикладному творчеству, концертов художественной самодеятельности (при наличии соответствующих талантов в семьях), празднований дней рождений детей и традиционных календарных праздников, рассказами о семейных традициях. Включение таких мероприятий в программу факультатива способствует установлению контактов между семьями, культивированию уважительных, добрососедских отношений между ними. Заинтересованное, позитивное, эмоционально окрашенное отношение собственных родителей к культуре другого народа является ярким примером и для школьников.

Продуктивной формой факультатива по декоративно-прикладному творчеству являются практические занятия в музее. Форма практического занятия в музее сегодня все чаще заменяет привычную форму экскурсии в музей. В современной трактовке музей изобразительного искусства давно перестал быть просто «хранилищем шедевров». «Музейная экспозиция мыслится современными педагогами как своеобразная модель мира, представляемая обучающимися для его познания через художественное переживание» [5, с. 80]. Практическая вовлеченность в художественное восприятие позволяет школьникам пережить встречу с произведением искусства не как с экспонатом, подлежащим изучению, но как со своеобразным собеседником, напоминающим о событиях собственной жизни, о жизни своего города и края.

В музеях изобразительного искусства Уральского региона широко представлены предметы народного творчества, а также декоративно-прикладное искусство горнозаводского периода истории Урала. Своеобразие уральских промыслов этого периода заключается в их тесной связи с горнозаводской промышленностью. Промыслы, возникшие на базе заводского производства: роспись по металлу, художественная обработка металла, гравюра на стали, художественное чугунное литье. Уникальными

являются камнерезный и ювелирный промыслы Урала, уральская домовая роспись, уральские керамика и фарфор.

Через практические занятия в музее школьники учатся не только воспроизводить в своих изделиях характерные черты образно-пластической выразительности аналогов декоративно-прикладного искусства, но и синтезировать формообразующие элементы традиционного уральского декора с собственными творческими идеями. Создание оригинального художественного продукта на основе уральской традиции мотивирует школьников к осознанию своей миссии в сохранении и развитии уникальных национально-культурных традиций, побуждает к созданию самобытной предметно-пространственной среды в жизни своей семьи, в школьном укладе.

Для вовлечения школьников в создание собственных художественных продуктов на основе творческого осмысления особенностей уральского декоративно-прикладного искусства на практических занятиях в музее создаются проблемные, поисковые ситуации, поощряется самостоятельность в вы-

боре художественно-проектных решений. Проводятся выставки работ учащихся, устраиваются тематические мероприятия с выставочным показом декоративно-прикладных изделий, созданных школьниками в традициях Уральского региона.

Ознакомление школьников с региональным искусством, вовлечение их в декоративно-прикладное творчество на основе традиций своего региона позволяет осознать свои национальные корни, способствует пониманию значимости культурного и духовного наследия родного края. Само изучение опыта, накопленного мастерами прошлого, предусматривает пробуждение патриотического чувства любви к своей малой Родине, к достижениям предшествующих поколений, чувства гордости за свое Отечество. История родного края, донесенная через образы декоративно-прикладного творчества, может способствовать решению проблемы сохранения лучших традиций искусства Урала, служить важным стимулом для дальнейшего освоения школьниками социокультурного пространства своего региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафарова Л. М. Приобщение детей к эколого-эстетическим ценностям на основе интеграции русского и башкирского фольклора : монография. — Уфа : Изд-во БИРО, 2007. — 209 с.

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: Стандарты второго поколения. — М. : Просвещение, 2009. — 24 с.

3. Зайнагов А. Р., Куприна Н. Г. Воспитание у подрастающего поколения межнациональной толерантности на основе традиционной культуры народов Урала // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. — 2009. — № 3 (60). — С. 96-106.

4. Командышко Е. Ф., Седова Л. И. Интеграция художественно-эстетического и социально-нравственного опыта в развитии духовной культуры подрастающего поколения // Художественно-эстетическое развитие в контексте национальных и региональных моделей образования : сб. науч. трудов по мат-лам XVII Междун. науч.-практ. конф. «Национальные и региональные модели художественно-эстетического развития: Юсовские чтения» 31 октября 2016 г. / гл. ред. Л. Г. Савенкова. — М. : ИХОиК РАО, 2017. — С. 38-45.

5. Куприна Н. Г., Оганесян Э. Д. Методы актуализации личностного опыта детей в восприятии картины на практических занятиях в музее изобразительного искусства // Образовательные стратегии соци-культурного пространства региона : сб. науч. статей : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (11-12 сентября, Москва) / ред.-сост. Е. Ф. Командышко. — М. : ИХОиК РАО, 2019. — С. 69-76.

6. Максяшин А. С. Традиция и ее место в современной художественной культуре // О проблемах сохранения и преемственности традиций народного искусства на Среднем Урале : сб. статей / Министерство культуры Свердловской области ; Центр традиционной народной культуры Среднего Урала ; сост., ред. М. М. Павлова. — Екатеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2012. — С. 84-92.

7. Мурзина И. А. Художественная культура Урала : учеб. пособие. — Екатеринбург, 2006. — 102 с.

8. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить : кн. для учителей общеобразо-ват. учреждений. — М. : Просвещение, 2012. — 240 с.

9. Огоновская И. С. Исторический атлас Урала. — Екатеринбург : Сократ, 2006. — 64 с.

10. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 20.09.2015).

11. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования / / Педагогическое образование в России. — 2015. — № 12. — С. 91-94.

12. Уткин П. И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. — М. : Высшая школа, 2009. — 159 с.

13. Холопова В. Н. Музыкальные эмоции. — М. : Альтекс, 2012. — 348 с.

14. Шемягина О. Н. Роль народного искусства в процессе патриотического воспитания // Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема : сб. науч. тр. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. — С. 92-98.

15. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Электронный ресурс] // Виды искусства и их взаимодействие. — М., 2001. — Режим доступа: https://poisk-ru.ru/s25671t1.html (дата обращения: 12.01.2018).

REFERENCES

1. Gafarova L. M. Priobshchenie detey k ekologo-esteticheskim tsennostyam na osnove integratsii russkogo i bashkirskogo fol'klora : monografiya. — Ufa : Izd-vo BIRO, 2007. — 209 s.

2. Danilyuk A. Ya., Kondakov A. M., Tishkov V. A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospi-taniya lichnosti grazhdanina Rossii: Standarty vtorogo pokoleniya. — M. : Prosveshchenie, 2009. — 24 s.

3. Zaynagov A. R., Kuprina N. G. Vospitanie u podrastayushchego pokoleniya mezhnatsional'noy tolerant-nosti na osnove traditsionnoy kul'tury narodov Urala // Obrazovanie i nauka: Izvestiya Ural'skogo otdeleniya RAO. — 2009. — № 3 (60). — S. 96-106.

4. Komandyshko E. F., Sedova L. I. Integratsiya khudozhestvenno-esteticheskogo i sotsial'no-nravstvennogo opyta v razvitii dukhovnoy kul'tury podrastayushchego pokoleniya // Khudozhestvenno-esteticheskoe razvitie v kontekste natsional'nykh i regional'nykh modeley obrazovaniya : sb. nauch. trudov po mat-lam KhVII Mezhdun. nauch.-prakt. konf. «Natsional'nye i regional'nye modeli khudozhestvenno-esteticheskogo razvitiya: Yusovskie chteniya» 31 oktyabrya 2016 g. / gl. red. L. G. Savenkova. — M. : IKhOiK RAO, 2017. — S. 38-45.

5. Kuprina N. G., Oganesyan E. D. Metody aktualizatsii lichnostnogo opyta detey v vospriyatii kartiny na prakticheskikh zanyatiyakh v muzee izobrazitel'nogo iskusstva // Obrazovatel'nye strategii sotsikul'turnogo pros-transtva regiona : sb. nauch. statey : mat-ly Vseros. nauch.-prakt. konf. (11-12 sentyabrya, Moskva) / red.-sost. E. F. Komandyshko. — M. : IKhOiK RAO, 2019. — S. 69-76.

6. Maksyashin A. S. Traditsiya i ee mesto v sovremennoy khudozhestvennoy kul'ture // O problemakh sokhraneniya i preemstvennosti traditsiy narodnogo iskusstva na Srednem Urale : sb. statey / Ministerstvo kul'tury Sverdlovskoy oblasti ; Tsentr traditsionnoy narodnoy kul'tury Srednego Urala ; sost., red. M. M. Pavlova. — Ekaterinburg : Izd-vo UMTs UPI, 2012. — S. 84-92.

7. Murzina I. A. Khudozhestvennaya kul'tura Urala : ucheb. posobie. — Ekaterinburg, 2006. — 102 s.

8. Nemenskiy B. M. Pedagogika iskusstva. Videt', vedat' i tvorit' : kn. dlya uchiteley obshcheobrazovat. uchrezhdeniy. — M. : Prosveshchenie, 2012. — 240 s.

9. Ogonovskaya I. S. Istoricheskiy atlas Urala. — Ekaterinburg : Sokrat, 2006. — 64 s.

10. Strategiya razvitiya vospitaniya v Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 [Elektronnyy resurs] — Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (data obrashcheniya: 20.09.2015).

11. Tagil'tseva N. G. Polikhudozhestvennyy podkhod v razvitii strategii polikhudozhestvennogo obrazovani-ya // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2015. — № 12. — S. 91-94.

12. Utkin P. I., Koroleva N. S. Narodnye khudozhestvennye promysly. — M. : Vysshaya shkola, 2009. — 159 s.

13. Kholopova V. N. Muzykal'nye emotsii. — M. : Al'teks, 2012. — 348 s.

14. Shemyagina O. N. Rol' narodnogo iskusstva v protsesse patrioticheskogo vospitaniya // Edinstvo obra-zovatel'nogo prostranstva kak mezhdistsiplinarnaya problema : sb. nauch. tr. — SPb. : Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena; ASTERION, 2011. — S. 92-98.

15. Yusov B. P. Sovremennaya kontseptsiya obrazovatel'noy oblasti «Iskusstvo» v shkole [Elektronnyy resurs] // Vidy iskusstva i ikh vzaimodeystvie. — M., 2001. — Rezhim dostupa: https://poisk-ru.ru/s25671t1.html (data obrashcheniya: 12.01.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.