Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественное образование и воспитание / декоративно-прикладное искусство / традиции декоративно-прикладного искусства / учреждения дополнительного образования / процесс художественного образования и воспитания детей. / art education and upbringing / arts and crafts / traditions of arts and crafts / institutions of additional education / process of art education and parenting.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ш А. Максудова, И М. Раджабов

В статье рассматриваются вопросы в сфере современного художественного образования в процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству. Особое значение авторы статьи придают определению статуса декоративно-прикладного искусства, которое трактуется им как художественные предметы, выполненные из разнообразных материалов и техник в различных стилистических и видовых направлениях, создаваемые на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Такое понимание декоративно-прикладного искусства позволяет автору позиционировать его как средство художественного образования, базирующееся на традициях декоративно-прикладного искусства в учреждениях дополнительного образования. Одним из учреждений, реализующих программы художественного образования на традициях декоративно-прикладного искусства, являются учреждения дополнительного образования детей. Исследование проводилось на примере традиций декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ш А. Максудова, И М. Раджабов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL ART EDUCATION IN THE PROCESS OF INTRODUCING ARTS AND CRAFTS

The article discusses issues in the field of contemporary art education in the process of introducing decorative and applied art. The authors of the article have particular importance to determining the status of decorative and applied art, which is interpreted by him as art objects made of various materials and techniques in various stylistic and species directions, created over the centuries-old history of the development of human civilization. This position of arts and crafts allows the authors to position him as a means of art education on the traditions of arts and crafts in institutions of further education. One of the institutions implementing programs of art education on the traditions of arts and crafts is the institution of additional education of children. The authors make the assumption that institutions of additional education, being a component of the educational system, perform the function of supporting sub-processes of raising and developing children. The study is conducted by the authors on the example of traditions of decorative and applied art of the peoples of Dagestan

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ»

направленность и способность к формированию проектно-исследовательской культуры в процессе профессиональной подготовки студента-дизайнера.

2. Непосредственное субъективное взаимодействие с проектно-исследо-вательской средой, характеризующееся самостоятельным изучением и выработкой навыков проектной деятельности, профессиональной акцентуацией, вследствие чего - организация процесса профессиональной подготовки и условий для дальнейшего развития проектной культуры. Иначе говоря - создание авторитетного образа профессионала в глазах студента. Этот этап важен с точки зрения, во-первых, концентрации и студента, и педагога на проектной деятельности, а во-вторых, психологической мотивированности обоих субъектов учебного процесса. Дело в том, что студенты художественных направлений подготовки часто обесценивают профессиональную деятельность по специальности, поскольку в обществе постсоветского пространства принято считать, что «художник - не профессия». Конечно, прогрессивно развивающийся мир давно отходит от этой стеоретипизации изобразительной деятельности, однако подсознательно многие студенты придерживаются такой стигмы. В связи с этим педагогу важно выступать в роли успешного и востребованного специалиста в области дизайна (зачастую педагоги этого направления являются практикующими дизайнерами и работают на основе фриланса в свободное от педагогической деятельности время), укоренить в студентах мнение о необходимости и ценности дизайн-образования, сформировать представление о важности проектно-исследовательской деятельности, которая лежит в основе проектной культуры каждого специалиста. Педагог достичь этого может исключительно при помощи самообразования и конструирования собственной системы знаний, навыков и умений в проектировании, а также создания индивидуальной концепции в этой сфере. То есть, обучаясь самостоятельно, самосовершенствуясь и самореализовываясь, преподаватель в глазах студента выступает профессионалом-авторитетом, который подтверждает актуальность профессиональной подготовки дизайнеров и целесообразность формирования проектно-исследовательской культуры.

3. Иррадиирование культурного багажа и выводов относительно проек-тно-исследовательской деятельности в студенческое сообщество для ее актуализации в рамках специализации. Крайне важным является заключительный этап, влияющий на самосознание и самоопределение будущих дизайнеров в социокультурной действительности. Педагог выполняет, таким образом, функцию проводника и наставника, что позволяет создать у студентов систему ценностей и укрепить знания в практической проектной деятельности. Процесс подготовки и первоначальное формирование проектной культуры здесь заканчивается, теперь студенту необходимо углубиться в научное знание фундаментального и прикладного характера, что позволит расширить багаж знаний, приобрести новые навыки и умения, а также сконструировать проектно-исследовательскую культуру индивидуального характера. Обычно этот этап приходится на последний год обучения, когда студент становится выпускником, прошедшим учебную и производственную практику, получившим необходимые навыки.

Поскольку обычно последний год обучения характеризуется неопределенностью и непониманием, неосознанностью перехода в реальный мир, становлением субъекта на рынке труда, педагогу приходится выступать уже не просто в роли авторитета, но и в роли внешнего мотиватора, наставника. Важно суметь правильно определить ценность проектно-исследовательской культуры в будущем, привести весомые доводы относительно применения проектирования в дизайне.

Библиографический список

Можно сказать, что вышеизложенные этапы не просто направлены на взаимоотношения и эффективную межличностную коммуникацию студента-дизайнера с педагогом, но и на дополнение положений существующей системы дизайн-образования. Таким образом, студент в процессе профессиональной подготовки формирует проектно-исследовательскую культуру, которая влияет на творческий, профессиональный, личностный потенциал. Подтверждение этому можно найти в словах О.В. Каукиной и В.П. Наумова, которые в связи с этим высказали следующее: «Процессу формирования проектной культуры объективно присущ педагогический потенциал, поскольку, являясь комплексной деятельностью, параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) она обеспечивает усвоение личностью новых знаний, формирование новых представлений о проектируемом объекте» [4].

Конечно, нельзя сводить весь этот сложный и многогранный процесс лишь к психологической составляющей влияния педагога на студента, необходимо учитывать теоретическую, практическую и творческую направленность профессиональной подготовки со всеми присущими концептуальными элементами: изучение теоретического материала, формирующего основной базис проек-тно-исследовательской культуры; постоянное обновление знаний о средствах и технологиях проектирования посредством цифрологизации основных процессов; непрерывный процесс самообразования; выполнение практических работ по проектированию, направленных на становление творческого начала в контексте проектно-исследовательской культуры; творческая самореализация посредством моделирования и концептуализации проектных единиц; умение публично представлять проекты и т.д. Лишь комплексный подход к образовательному процессу профессиональной подготовки позволит достичь наибольшей эффективности в сфере конструирования и развития проектно-исследо-вательской культуры будущего дизайнера. Этого требует не только учебная программа в области дизайн-образования, но и психологические особенности восприятия студентами информации, формирование у них основ профессиональной культуры, которая в дальнейшем трансформируется в профессионализм.

Процесс обучения неизменно индивидуализируется, о чем говорит постоянный технический прогресс, его все более гуманистическая направленность, особенно это касается проектирования, которое сейчас затрагивает большинство сфер деятельности дизайнера [4].

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что содержание и структура профессиональной подготовки к формированию проектно-исследо-вательской культуры будущих дизайнеров состоит не только в предоставлении педагогом знаний об основах проектирования, но и в выполнении студентом регулярных практических и творческих заданий, основанных на системе, ориентированной на выявление педагогом тех или иных проектно-исследовательских способностей обучающегося. Помимо этого, важно отметить, что становление проектно-исследовательской культуры играет огромную роль в формировании и профессиональной компетентности (профессионализма), и личностного ценностного базиса, и проектных умений, служащих полезным концептуальным фактором, который может применяться не только в профессиональной деятельности, но и в бытовой, социальной сферах, и творческой самореализации, что особенно важно для развития профессионального потенциала студентов-дизайнеров.

1. Белова И.Л. Развитие проектной культуры будущего дизайнера-педагога: монография. Нижний Новгород: ВГИПУ, 2007.

2. Генисаретский О.И. Проблемы исследования и развития проектной культуры дизайна. Автореферат диссертации ... кандидата искусств. Москва, 1988.

3. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм. Сборник научных трудов ВНИИТЭ. 1987; № 52.

4. Каукина О.В., Наумов В.П. Формирования проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе. ВестникВУиТ. 2013; № 4 (14).

5. Сидоренко В.Ф. Эстетика проектного творчества. Москва, 20о7.

6. Трускова М.А. Формирование проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения (дизайн). Педагогическое образование в России. 2012; № 2. References

1. Belova I.L. Razvitieproektnojkul'tury buduschego dizajnera-pedagoga: monografiya. Nizhnij Novgorod: VGIPU, 2007.

2. Genisaretskij O.I. Problemy issledovaniya irazvitiya proektnoj kultury dizajna. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstv. Moskva, 1988.

3. Genisaretskij O.I. Proektnaya kul'tura i konceptualizm. Sborniknauchnyh trudov VNIIT'E. 1987; № 52.

4. Kaukina O.V., Naumov V.P. Formirovaniya proektnoj kul'tury buduschih dizajnerov v processe professional'noj podgotovki v vuze. Vestnik VUiT. 2013; № 4 (14).

5. Sidorenko V.F. 'Estetika proekinogo tvorchestva. Moskva, 2007.

6. Truskova M.A. Formirovanie proektnoj kul'tury buduschih pedagogov professional'nogo obucheniya (dizajn). Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012; № 2.

Статья поступила в редакцию 03.03.20

УДК 371

Maksudova Sh.A, postgraduate, Dagestan State Teachers' University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected] Radjabov I.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Dagestan State Teachers' University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF ADDITIONAL ART EDUCATION IN THE PROCESS OF INTRODUCING ARTS AND CRAFTS. The article discusses issues in the field of contemporary art education in the process of introducing decorative and applied art. The authors of the article have particular importance to determining the status of decorative and applied art, which is interpreted by him as art objects made of various materials and techniques in various stylistic and species

directions, created over the centuries-old history of the development of human civilization. This position of arts and crafts allows the authors to position him as a means of art education on the traditions of arts and crafts in institutions of further education. One of the institutions implementing programs of art education on the traditions of arts and crafts is the institution of additional education of children. The authors make the assumption that institutions of additional education, being a component of the educational system, perform the function of supporting sub-processes of raising and developing children. The study is conducted by the authors on the example of traditions of decorative and applied art of the peoples of Dagestan.

Key words: art education and upbringing, arts and crafts, traditions of arts and crafts, institutions of additional education, process of art education and parenting.

Ш.А. Максудова, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

ИМ Раджабое, д-р пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

В статье рассматриваются вопросы в сфере современного художественного образования в процессе приобщения учащихся к декоративно-прикладному искусству. Особое значение авторы статьи придают определению статуса декоративно-прикладного искусства, которое трактуется им как художественные предметы, выполненные из разнообразных материалов и техник в различных стилистических и видовых направлениях, создаваемые на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Такое понимание декоративно-прикладного искусства позволяет автору позиционировать его как средство художественного образования, базирующееся на традициях декоративно-прикладного искусства в учреждениях дополнительного образования. Одним из учреждений, реализующих программы художественного образования на традициях декоративно-прикладного искусства, являются учреждения дополнительного образования детей. Исследование проводилось на примере традиций декоративно-прикладного искусства народов Дагестана.

Ключевые слова: художественное образование и воспитание, декоративно-прикладное искусство, традиции декоративно-прикладного искусства, учреждения дополнительного образования, процесс художественного образования и воспитания детей.

Декоративно-прикладное искусство богато ритмами и повторами, оно всегда несёт в себе конкретные художественные декоративные образцы, различные цвето-тоновые отношения, легкодоступно, интересно детям, что является основой для пробуждения стимула к получению дополнительного художественного образования [1 - 8].

Современные требования, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения, заставляют искать пути, способы формирования личности, максимально адаптированные к новым социальным условиям. Требуется поиск инновационных методов, форм активизации и развития личностных качеств молодых граждан, необходимых для творческого преобразования социальной среды, а также созидания новых материальных и духовных ценностей.

В соответствии с психологическим развитием, его особенностями и сенситивными периодами можно констатировать, что именно в период школьного возраста особенно необходим целенаправленный и хорошо организованный процесс художественно-эстетического воспитания учащихся. Причём, как отмечают современные исследователи Э.Р Дарчинянц, Л.В. Самонь, И.П. Субержанская, К.К. Келденова, В.С. Собкин и др., оно будет эффективным, если будет осуществляться на материалах, включающих лучшие образцы национального декоративно-прикладного искусства.

Целесообразность осуществления дополнительного образования с целью приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству обусловлена следующими факторами:

- начиная с младшего школьного возраста, в процессе усвоения художественных знаний появляется способность видеть сразу несколько признаков объекта и соотносить их между собой;

- у младших школьников происходят изменения в личностной рефлексии, появляются суждения о собственной социальной значимости, завершается развитие самосознания, в том числе национального.

Ценность процесса приобщения к декоративно-прикладному искусству определяется еще тем, что оно воздействует, прежде всего, на чувства и способствует развитию художественного вкуса детей благодаря ярко выраженным средствам выразительности. Оно привлекает и активизирует внимание ребят, воздействуя на чувственную сферу, стимулирует желание получения дополнительного художественного образования.

В центре внимания дополнительного художественного образования в УДО, на наш взгляд, должны стоять такие важные задачи, как развитие особенностей восприятия детей в процессе получения дополнительного художественного образования. Познание культурных ценностей своего народа в ходе приобщения к различным видам декоративно-прикладного искусства следует рассматривать как одно из наиболее действенных средств получения дополнительного художественного образования. В этой связи нами разработана последовательная система занятий по изучению различных видов декоративно-прикладного искусства в рамках дополнительного художественного образования.

Произведения декоративно-прикладного искусства, обладающие особенной непосредственностью и художественной цельностью, неотделимы от своего времени, в котором они были созданы. Декоративное искусство связано с оформлением предметов, окружающих человека, гармонично сочетающих в себе утилитарные функции и эстетические качества.

А.Б. Салтыков подчёркивает, что значение окружающих человека вещей не ограничивается только практическим, узкоутилитарным употреблением. Будучи

связаны с удовлетворением тех или иных потребностей, они всегда вызывают у зрителя различные чувства и мысли, несут в себе какое-либо психологическое содержание [8, с. 728].

Велика значимость занятий в процессе приобщения детей к декоративно-прикладному искусству для обогащения духовной жизни, становления их эмоционально-целостного отношения к миру, особенностей развития художественного вкуса, самоутверждения в социуме.

Процесс приобщения к декоративно-прикладному искусству осуществляется с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их дополнительного художественного развития. Художественная деятельность детей в УДО (первый этап развития дополнительного художественного образования) на занятиях в рамках кружковой работы протекает на эмоционально-чувственной основе. Начиная с подросткового возраста (новый этап развития дополнительного художественного образования), она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, художественного начала.

Самая ранняя керамика, датируемая рубежом 6 - 5 тыс. до н.э., найдена на территории Дагестана в Гунибском районе (Чохское поселение). Более совершенная - гинчинская керамика - найдена в Шамильском районе и датируется 4 -2 тыс. до н.э. По всему Дагестану обнаружены многочисленные археологические памятники, которые относятся к эпохе бронзы и железа.

Одним из основных художественных ремесел Дагестана является ковроделие. Раньше все дагестанские женщины занимались в свободное время ткачеством и рукоделием [5].

Вместе с ковроделием успешно развивались и другие, исконно женские ремесла: вязание, вышивка золотыми и шелковыми нитями, плетение кружева, кистей и т.д., но главная роль отводилась ковроделию.

Ювелирные изделия, созданные дагестанскими ювелирами, хранятся во многих музеях России и за рубежом [6]. Ювелирные украшения, являясь важной частью традиционного женского костюма, имеют не столько декоративное значение, сколь магическое и охранное. Ювелирное искусство Дагестана отличается самобытностью и высокими художественными качествами.

Традиционными техниками резьбы по камню были высокий и низкий рельеф (барельеф, горельеф), плоский рельеф, врезанная линия, трехгранно-выемчатая и двускатно-желобчатая резьба. Те или иные технические приемы стали характерными для тех или иных локальных камнерезных школ - пластическая резьба с высоким рельефом была в основном свойственна Кубачи, трехгранно-выемчатая - Табасарану, линейная («врезанная линия «) Гидатлю, плоская резьба с низким рельефом - Кумуху.

Обработка дерева у народов Дагестана является одним из самых древних видов ремесленного производства.

Широкое распространение лесов, богатое разнообразие пород древесины (дуб, граб, бук, орех, береза, сосна, тополь и др.), податливость самого материала обработке издавна способствовала применению деревянных изделий в быту дагестанцев и деревянных конструкций в архитектуре их жилища [6].

Большой резерв в процессе эстетического воспитания заключается в системе дополнительного образования. Современное дополнительное образование направлено на становление нового человека, находящегося в движении, творческого, импровизирующего, мужественного, самостоятельного, способного к творческой самореализации «здесь и сейчас».

Основная цель и задача преподавания предметов, связанных с различными видами искусства в системе дополнительного образования, - приобщение детей к духовной культуре как к способу передачи общечеловеческих ценностей от поколения к поколению [6], дающее детям возможность не только приобрести навыки, но и способствующее воспитанию художественного вкуса. Последовательность ознакомления детей с особенностями декоративно-прикладного искусства и определение структуры занятий должны быть строго продуманы и подкреплены обоснованной методикой.

Занятия в процессе приобщения к декоративно-прикладным видам искусства очень увлекательны. Интерес, увлечённость работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлечённой, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства дети нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, предупреждая появление в нервной системе детей охранительного торможения. Для каждого из детей перерыв в работе может быть индивидуальным. Это не отвлекает остальных детей от выполнения собственного задания, не прерывает художественного процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства [7].

Внедрение в учебно-воспитательный процесс регионального искусства предполагает рассмотрение сущности декоративно-прикладного искусства. А.С. Максяшин рассматривает декоративно-прикладное искусство как часть де-

Библиографический список

коративного искусства, охватывающего все виды художественной деятельности людей, вносящие красоту в обыденную обстановку их жизни [5, с. 44].

Индивидуальный подход во время кружковых занятий в УДО является одним из важных в художественном образовании и воспитании. Он помогает вовлечь всех детей в художественную деятельность. В УДО имеются большие возможности для изучения индивидуальных способностей детей.

Таким образом, система дополнительного развития предоставляет возможность обучающимся заниматься творчеством в соответствии со своими желаниями, интересами, потенциальными возможностями. В республике Дагестан повышается число внешкольных и дополнительных образовательных центров различного направления. При этом растет актуальность разработки содержания программ дополнительного образования, в том числе и художественно-эстетического направления.

Однако следует помнить, что для повышения эффективности воспитательных возможностей системы дополнительного образования необходимо использовать и национальный материал в качестве содержания обучения. При этом учащихся необходимо знакомить с лучшими образцами народной культуры, возрождать ремёсла, обучать им подрастающее поколение.

Как показал опыт, такая работа обычно очень заинтересовывает учащихся, даёт им возможность почувствовать сопричастность к истории и культуре своего народа.

1. Дарчинянц Э.Р Как организовать инновационное развитие российской системы образования детей в сфере культуры и искусства. Музыка в школе. 2009; № 1: 13 - 19.

2. Самонь Л.В. Методика обучения декоративно-прикладному искусству в учреждении дополнительного образования. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ raznoe/2016/12/25/metodiki-obucheniya-dekorativno-prikladnomu-tvorchestvu-v

3. Субержанская И.П. Эстетическое воспитание учащихся в системе дополнительного художественного образования. Available at: http://polenovchtenia.org.ru/? page_id=191

4. Келденова К.К. Дополнительное образование в мировой художественной педагогике как главный ресурс эстетического воспитания школьников. Символ науки. 2016. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-v-mirovoy-hudozhestvennoy-pedagogike-kak-glavnyy-resurs-esteticheskogo-vospitaniya-Shkolnikov

5. Собкин В.С. Художественное образование и эстетическое воспитание / В.С. Собкин, В.А. Левин. Вопросы психологии. 1989; № 1: 11 - 18.

6. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Available at: https://yamiki.ru/item/167287

7. Давалева Д.А. Особенности восприятия подростками произведений декоративно-прикладного искусства. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики: в 4-х ч. Тамбов: Грамота, 2015; Ч. II; № 12 (62): 80.

8. Неменский Б.М. Искусство. Культура. Образование: цикл бесед. Москва, 1993.

References

1. Darchinyanc 'E.R. Kak organizovat' innovacionnoe razvitie rossijskoj sistemy obrazovaniya detej v sfere kul'tury i iskusstva. Muzyka v shkole. 2009; № 1: 13 - 19.

2. Samon' L.V. Metodika obucheniya dekorativno-prikladnomu iskusstvu v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obrazovaniya. Available at: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/ raznoe/2016/12/25/metodiki-obucheniya-dekorativno-prikladnomu-tvorchestvu-v

3. Suberzhanskaya I.P. 'Esteticheskoe vospitanie uchaschihsya vsisteme dopolnitel'nogo hudozhestvennogoobrazovaniya. Available at: http://polenovchtenia.org.ru/?page_id=191

4. Keldenova K.K. Dopolnitel'noe obrazovanie v mirovoj hudozhestvennoj pedagogike kak glavnyj resurs 'esteticheskogo vospitaniya shkol'nikov. Simvol nauki. 2016. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-v-mirovoy-hudozhestvennoy-pedagogike-kak-glavnyy-resurs-esteticheskogo-vospitaniya-shkolnikov

5. Sobkin V.S. Hudozhestvennoe obrazovanie i 'esteticheskoe vospitanie / V.S. Sobkin, V.A. Levin. Voprosy psihologii. 1989; № 1: 11 - 18.

6. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo Dagestana. Available at: https://yamiki.ru/item/167287

7. Davaleva D.A. Osobennosti vospriyatiya podrostkami proizvedenij dekorativno-prikladnogo iskusstva. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teoriiiprakiiki: v 4-h ch. Tambov: Gramota, 2015; Ch. II; № 12 (62): 80.

8. Nemenskij B.M. Iskusstvo. Kul'tura. Obrazovanie: cikl besed. Moskva, 1993.

Статья поступила в редакцию 03.03.20

УДК 378

Onoprienko L.P., senior teacher, Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch of V. I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]

FEATURES OF EVENTS ON THE HISTORY OF ART AT SCHOOL WITHIN THE FRAMEWORK OF PEDAGOGICAL PRACTICE. The article is dedicated to the consideration of a concept of "pedagogical practice" as part of the training of the future teacher in the history of art at school. The main specific features of such a production practice are highlighted, its functions are determined. The methods and forms of teaching in its framework are highlighted. A conditional classification of possible developmental events on the history of art is given, allowing students to master basic knowledge and skills in this area. The role of student-teacher in the process of mastering by students of theoretical and practical knowledge in the field of art history is determined. The conclusion is drawn on the importance of pedagogical practice in the field of teaching art history and it is determined that this is an integral and obligatory type of communication and research work of students studying in the humanitarian areas of training. Thus, considering the topic of teaching the history of art and developing activities in this discipline, it is necessary to study comprehensively the systems of perception of the student-teacher, passing the practice, and the student, who receives knowledge and experience of communication with the new a trainee teacher.

Key words: events on history of art, teaching practice, production and teaching practice, art history, art education.

Л.П. Оноприенко, ст. преп., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mai: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВ В ШКОЛЕ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Статья посвящена рассмотрению понятия «педагогическая практика» в рамках профессиональной подготовки будущего педагога по истории искусств в школе. Выделяются основные специфические черты такой производственной практики, определяются ее функции. Выделяются методы и формы преподавания в ее рамках. Приводится условная классификация возможных развивающих мероприятий по истории искусств, позволяющих ученикам овладеть базовыми знаниями и навыками в этой области. Определяется роль студента-педагога в процессе освоения учениками теоретическими и практическими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.