Научная статья на тему 'Методика выполнения росписи стекла на занятиях по декоративно-прикладному искусству'

Методика выполнения росписи стекла на занятиях по декоративно-прикладному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественная культура / декоративно-прикладное искусство / методика выполнения / художественный опыт / педагогика / художественная роспись стекла. / art culture / arts and crafts / execution technique / artistic experience / pedagogy / glass art painting.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И B. Заргарян

В статье рассмотрены вопросы образовательного потенциала декоративно-прикладного искусства и его отдельного составного элемента – художественной росписи стекла в процессе обучения школьников и студентов специальных художественных направлений. Представлена технология (методика) выполнения художественной росписи стекла на занятиях по декоративно-прикладному искусству, определены основные задачи педагога на каждом ее этапе, а также особенности, необходимые для формирования художественного опыта посредством такой работы. В конце статьи сделан вывод о необходимости теоретических знаний, владения методикой как декоративно-прикладного искусства и его элементов, которые способствуют активному формированию целостного взгляда на художественный потенциал такого искусства, его художественное содержание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PERFORMING GLASS PAINTING IN THE CLASSROOM FOR DECORATIVE AND APPLIED ARTS

The article discusses the educational potential of decorative and applied art and its separate component – art painting of glass in the process of teaching schoolchildren and students of special artistic directions. The technology (technique) for performing artistic painting of glass in the classes on decorative and applied art is presented, the main tasks of the teacher at each stage are identified, as well as the features necessary for the formation of artistic experience through such work. At the end of the article, a conclusion is drawn about the need for theoretical knowledge, mastery of the technique as decorative and applied art and its elements, which contribute to the active formation of a holistic view of the artistic potential of such art, its artistic content

Текст научной работы на тему «Методика выполнения росписи стекла на занятиях по декоративно-прикладному искусству»

8. Kondrat'eva M. Kak vyzhivaet arkticheskaya shkola. Yakutiya. 2019; 26 iyulya.

9. Makarenko A.S. Semejnoe hozyajstvo: v 7 t. Moskva, 1958; T. 4.

10. Nikandrov N.D. Rossiya: socializaciya i vospitanie na rubezhe tysyacheletij. Moskva: Gelios ARV, 2000.

11. Bagynanova S. Muoma tabahyttara yald'yttyyllar (V gostyah olenevody Momy). Kyym. 2019; 12 dekabrya.

12. Orto anal yer'eh: saKa soruktar uonna bygy^Ky turuk (Srednee professional'noe obrazovanie: novye zadachi i nyneshnee sostoyanie). Kyym. 2019; 12 sentyabrya.

Статья поступила в редакцию 09.03.20

УДК 371

Zargaryan I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Academy of the Humanities and Pedagogics, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Yalta,

Е-mail: [email protected]

METHODS OF PERFORMING GLASS PAINTING IN THE CLASSROOM FOR DECORATIVE AND APPLIED ARTS. The article discusses the educational potential of decorative and applied art and its separate component - art painting of glass in the process of teaching schoolchildren and students of special artistic directions. The technology (technique) for performing artistic painting of glass in the classes on decorative and applied art is presented, the main tasks of the teacher at each stage are identified, as well as the features necessary for the formation of artistic experience through such work. At the end of the article, a conclusion is drawn about the need for theoretical knowledge, mastery of the technique as decorative and applied art and its elements, which contribute to the active formation of a holistic view of the artistic potential of such art, its artistic content.

Key words: art culture, arts and crafts, execution technique, artistic experience, pedagogy, glass art painting.

И.В. Заргарян, канд. пед. наук, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, Е-mail: [email protected]

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ РОСПИСИ СТЕКЛА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

В статье рассмотрены вопросы образовательного потенциала декоративно-прикладного искусства и его отдельного составного элемента - художественной росписи стекла в процессе обучения школьников и студентов специальных художественных направлений. Представлена технология (методика) выполнения художественной росписи стекла на занятиях по декоративно-прикладному искусству, определены основные задачи педагога на каждом ее этапе, а также особенности, необходимые для формирования художественного опыта посредством такой работы. В конце статьи сделан вывод о необходимости теоретических знаний, владения методикой как декоративно-прикладного искусства и его элементов, которые способствуют активному формированию целостного взгляда на художественный потенциал такого искусства, его художественное содержание.

Ключевые слова: художественная культура, декоративно-прикладное искусство, методика выполнения, художественный опыт, педагогика, художественная роспись стекла.

Занятия по декоративно-прикладному искусству являются неотъемлемой частью художественного образования не только младших школьников, но и студентов разных художественных направлений подготовки. Они помогают в оптимизации образовательного процесса, формировании художественно-эстетического вкуса и художественной культуры человека, влияют на его мироощущение и восприятие опыта, накопленного народом в течение определенного периода времени.

Учебная программа в области декоративно-прикладного искусства, его художественной специфики и средств его создания и реализации направлена на усвоение обучающимися профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности будущих специалистов-художников (педагогов, художников, дизайнеров и т.д.), а также на воспитание уважительного отношения к национальному достоянию и национальной культуре, к творческому труду прошлых поколений, оставленных ими знаний фундаментального и прикладного характера.

Художественная роспись стекла - важный и своеобразный элемент в системе декоративно-прикладного искусства, занимающий особую нишу в образовательном процессе как школьников, так и студентов художественных направлений подготовки. С давних времен этот вид деятельности получил широкое распространение и в современном мире пользуется популярностью, на его основе даже строится бизнес по созданию рукотворных витражей. Это позволяет обучающимся актуализировать необходимость знаний и навыков в области художественной росписи, поскольку сегодняшние тенденции предполагают умение человека приспосабливаться к реалиям посредством трансформации знаний в коммерческую выгоду [1 - 9].

Рассмотрению теоретических основ и изучению специфике декоративно-прикладного искусства в целом и росписи стекла в частности посвящены труды некоторых отечественных ученых, таких как М.О. Синеглазовой, В.Б. Ка-шаева, В.В. Корешкова, Л.В. Новиковой, А.В. Игнатьевой, В.П Власова и других.

Декоративное и прикладное искусство в совокупности с дизайном часто называют предметным творчеством, которое предназначено, в отличие от изящного искусства, носящего исключительно эстетический характер, для практического употребления (отсюда термин «прикладное») и для украшения чего-либо («декоративное»). Именно поэтому такая декоративная функция позволяет объединить декоративно-прикладное искусство с дизайном, который частично перенял его функции, а также функции народных промыслов и художественных ремесел [5].

В.П Власов выделяет несколько характеристик, которым отвечают произведения декоративно-прикладного искусства (в том числе и художественно расписанное стекло): эстетическая ценность; специфическая художественная образ-

ность; обладание важным историко-культурным значением; являются средством оформления быта человека и жилого интерьера [2].

В работе с любым материальным предметом или произведением искусства необходимо обращать внимание на типологию, поскольку она, основываясь на понятии типа как дефиниции расчленения изучаемого предмета, позволяет сформировать полноценное мнение о предмете исследования и проанализировать его место и роль в системе научного исследования. В контексте настоящей работы типология необходима для понимания специфики занятий по декоративно-прикладному искусству в школе и вузах, поскольку именно она позволяет сформировать методику выполнения росписи стекла. Так, декоративно-прикладное искусство различают по функциональной структуре на утилитарные вещи, изделия многоцелевого назначения, декоративные предметы; по способу производства - на изделия массового производства, серийные вещи, уникальные предметы; по объемно-пространственной структуре - на плоскостные изделия, объемные формы, объемно-пространственные композиции; по функции - на мебель, посуду, одежду, игрушки; по материалу - на металл, керамику, текстиль, дерево, стекло; по технике выполнения - на резьбу, роспись, вышивку, набойку, литье, чеканку.

Если относить расписанное стекло как итог художественной росписи к этой типологии, то можно составить следующую характеристику:

- по функциональной структуре - это декоративный предмет;

- по способу производства - уникальный предмет;

- по объемно-пространственной структуре - плоскостное изделие либо объемно-пространственная композиция;

- по функции - элемент мебели, посуда, игрушки и любые другие предметы, одним элементом которых могут быть художественно расписанные стекла;

- по материалу - соответственно стекло;

- по технике выполнения - роспись.

Такую типологическую характеристику можно обусловить важностью роли материала, конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с бытом человека. [2].

В.Б. Кошаев, говоря о специфике такого вида искусства, отмечает: «Особенность декоративно-прикладного искусства состоит в том, что искусство вещи не свободно от бытовых вопросов жизни. И в точке своего возникновения, и на протяжении всей истории декоративно-прикладное искусство формируется благодаря двум причинам: 1) оптимизации формы предмета, зависящей от назначения и технологической эволюции, и 2) необходимости передачи образов мира в условно-изобразительной форме» [7].

В связи с этим декоративно-прикладное искусство составляет особое направление подготовки в высших учебных заведениях, предполагающее подготов-

ку специалистов в этой области. Выпускники художественных специальностей, как правило, формируют культурный багаж и культурный опыт государства, не только посредством создания памятников культуры и искусства, но и посредством преподавания таких специальностей, внесения инновационных идей в образовательный процесс, а также овладения и разработок методик выполнения ответвлений декоративно-прикладного искусства.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что подготовка студентов по направлениям декоративно-прикладного искусства в условиях непрерывной оптимизации образования актуальна и должна включать работу в самых разнообразных областях. Художественная роспись по стеклу - одна из самых специфичных из таких областей, поскольку предусматривает применение проектно-исследовательский метод и художественно-творческий вид образовательной деятельности в процессе профессиональной профильной подготовки художника-педагога.

Современный мир характеризуется активным внедрением цифровых технологий во все сферы общественной жизни населения. Это не обошло стороной и образовательную среду, что предполагает овладение педагогом цифровой грамотностью в рамках глобальной цифровой среды. В рамках декоративно-прикладного образования педагог может подбирать различные формы овладения обучающимися знаниями, в том числе посредством компьютерных технологий (например, активное применение сейчас находят графические планшеты и программы для обработки иллюстраций и художественных проектов).

Художественная роспись предполагает использование сложных и специфичных материалов, которые сложны не только в подготовке, но и в процессе эксплуатирования [3]. В связи с этим нам представляется необходимым разработать общую концепцию выполнения художественной росписи стекла на занятиях по декоративно-прикладному искусству, которая может стать важнейшим фактором в образовательном процессе. По нашему мнению, она включает несколько этапов:

1. Подготовительный, включающий разработку концепта будущей работы, ее дизайна, выбор материалов, стекла, техники выполнения, создание общего дизайнерского решения, подготовку рабочей поверхности (обработка, очистка и обезжиривание) и определение сроков выполнения работы (если она сложная и многоэтапная). Этот этап необходим не только для организации рабочего места и планирования, но и для выработки у обучающегося навыков самостоятельности, самоорганизации, пунктуальности, а также формирования правильного це-леполагания и развития воображения (на фазе создания концепта дизайна и общего дизайнерского решения). Главная задача педагога здесь - оказать помощь в организации и планировании работы.

2. Выполнение росписи: создание контурного эскиза, так называемое подкладывание, и нанесение изображения. Изначально создается контурный эскиз, который может выполняться либо вручную, либо посредством технологии ксерокопирования или лазерной, струйной или другого вида печати. Он создается в реальном масштабе, то есть 1:1, и помещается на рабочую поверхность, а сверху накладывается стекло. Если изображение авторское, оригинальное и создается вручную, предварительно необходимо создать его в полном размере на листе бумаги в цвете для облегчения процесса работы и подбора красок. После этого, как правило, изображение переносится на стекло. Однако стоит учитывать, что существуют различные техники нанесения, и поэтому последовательность выполнения может разниться.

3. Промежуточный, заключающийся в анализе созданной работы и исправлении ошибок. Сюда можно отнести самостоятельную объективную оценку обучающимся проделанной работы, а также оценку педагога. Необходимо вовремя определить пробелы в знаниях и умениях обучающегося для наиболее продуктивного и эффективного взаимодействия в дальнейшем. Так, например, если краска неровно легла или вышла за пределы контура, приняла неправильную

Библиографический список

форму, нужно устранять это немедленно, пока она не отвердела. Здесь могут применяться всевозможные растворители и дополнительные материалы.

4. Заключительный этап состоит в просушке работы и обжиге, если это предусмотрено техникой, в которой выполнялась работа, а также в ламинировании. Отметим, что обжиг и ламинирование вводятся опционально, опять же в зависимости от техники. Просушка - обязательный этап, поскольку предусматривает непосредственное высыхание краски. Ламинирование заключается в нанесении дополнительной защиты изделия - слоя прозрачного или декоративного лака либо тонкой прозрачной пленки.

После «физической» обработки изделия главной задачей как обучающегося, так и педагога является выявление недостатков, которые могут остаться после этапа предварительной оценки на промежуточной стадии, поскольку постоянная аналитическая деятельность - основа усвоения полученных теоретических знаний, практических умений и навыков обучающегося в рамках занятий по декоративно-прикладному искусству.

Художественная роспись стекла ограничивается не только индивидуальными желаниями и творческими практическими возможностями, навыками обучающегося, но и учебным планом, в рамках которого она выполняется, поскольку он регулирует необходимость приобретения тех или иных умений в иерархическом порядке, то есть от простого - к сложному. Обучающийся, постепенно осваивая различные техники росписи, приходит к профессионализму и высокому качеству работы, что положительно влияет на развитие его творческих, личностных и профессиональных черт, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности [4].

Отметим также, что вышеуказанная методика художественной росписи стекла является общей и может применяться в образовательном процессе как школьников, так и студентов профильных направлений подготовки. Это связано не с простотой ее выполнения, а с общностью материалов и техник, применяющихся в ее реализации. Студенты, обучающиеся на художественно-педагогических направлениях, посредством этой методики усваивают материал и получают опыт, который является составной частью системы художественного вкуса, что является важнейшим фактором дальнейшей профессиональной деятельности. «Преподавание декоративно-прикладного искусства, основанное на народных традициях, умениях и навыках, передаваемых из поколения в поколение, дает возможность соединить исторически унаследованную культуру и творческое восприятие окружающего мира», - считают В.В. Корешков и Л.В. Новиков [6].

Специфической особенностью художественной росписи стекла в рамках занятий по декоративно-прикладному искусству является в первую очередь необходимость в высоком уровне знаний исторического и искусствоведческого характера. Эта специфическая черта относится как к обучающемуся, так и педагогу, поскольку теоретические знания - обязательное условие при работе с таким видом искусства. Необходимость обусловливается обязательным багажом опыта, который в совокупности с творческими способностями и с постоянной практикой формирует художественно-эстетический вкус. Он важен не только для личностного развития студента, но и для его будущей профессиональной деятельности в области художественных искусств.

Кроме того, еще одной отличительной характеристикой можно назвать умение создавать изделия, соответствующие функциональному назначению.

Точное соблюдение этапности работы - еще одна важная черта такого вида деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что теоретические знания, владение методикой как декоративно-прикладного искусства в целом, так и отдельных ее частей (в настоящем случае - художественной росписью стекла), а также активное изучение их специфики способствуют активному формированию целостного и полноценного взгляда на художественный потенциал такого искусства, его художественное содержание.

1. Бунеева М. Искусство витража. От истоков к современности. Москва, 2004.

2. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург, 2012.

3. Есипова Ю.И., Черникова С.М. Современные материалы и технологии в практике преподавания декоративно-прикладного искусства. Ученые записки. ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2019; № 2 (83).

4. Игнатьева А.В. Дизайн и монументально-декоративное искусство в профессиональной подготовке художника-дизайнера. Современные тенденции развития декоративно-прикладного искусства и дизайна: периодический научный журнал. Москва - Магнитогорск: МаГУ 2010: 168 - 172.

5. Капица Ф.С. История мировой культуры. Москва, 2010.

6. Корешков В.В., Новикова Л.В. Декоративно-прикладное искусство и дизайн в системе профессиональной подготовки будущих учителей. ВестникНВГУ. 2017; № 3.

7. Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: понятия; этапы развития: учебное пособие. Москва: Владос, 2014.

8. Минухин Е. Об искусстве витража. Москва: Искусство, 1950: 76 - 79.

9. Синеглазова М.О. Роспись по стеклу. Москва: Издательский дом МСТ, 2005.

References

1. Buneeva M. Iskusstvo vitrazha. Ot istokov k sovremennosti. Moskva, 2004.

2. Vlasov V.G. Osnovy teorii i istorii dekorativno-prikladnogo iskusstva: uchebno-metodicheskoe posobie. Sankt-Peterburg, 2012.

3. Esipova Yu.I., Chernikova S.M. Sovremennye materialy i tehnologii v praktike prepodavaniya dekorativno-prikladnogo iskusstva. Uchenye zapiski. OGU. Seriya: Gumanitarnye i social'nye nauki. 2019; № 2 (83).

4. Ignat'eva A.V. Dizajn i monumental'no-dekorativnoe iskusstvo v professional'noj podgotovke hudozhnika-dizajnera. Sovremennye tendencii razvitiya dekorativno-prikladnogo iskusstva i dizajna: periodicheskij nauchnyj zhurnal. Moskva - Magnitogorsk: MaGu, 2010: 168 - 172.

5. Kapica F.S. Istoriya mirovoj kultury. Moskva, 2010.

6. Koreshkov V.V., Novikova L.V. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i dizajn v sisteme professional'noj podgotovki buduschih uchitelej. VestnikNVGU. 2017; № 3.

7. Koshaev V.B. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo: ponyatiya; 'etapy razvitiya: uchebnoe posobie. Moskva: Vlados, 2014.

8. Minuhin E. Ob iskusstve vitrazha. Moskva: Iskusstvo, 1950: 76 - 79.

9. Sineglazova M.O. Rospis'po steklu. Moskva: Izdatel'skij dom MST, 2005.

Статья поступила в редакцию 03.03.20

УДК 378.147

Zembatova L.T., Professor, Department of Primary and Preschool Education, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurova (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: [email protected]

Zembatova M.A., postgraduate, Department of Primary and Preschool Educaton, North Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurova (Vladikavkaz, Russia),

E-mail: [email protected]

PROBLEMS OF TRAINING SPECIALISTS OF ECONOMIC DIRECTION IN CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS. The

article discusses the formation of professional competencies among students of an economic specialty as part of a bachelor's program through modern information technology. The better training of economists in modern conditions requires the introduction of information technology in the learning process at the university at all its stages. For frequent entrants and first-year students there is not enough knowledge in the field of computer technology. In order to identify the basic level of theoretical knowledge and practical skills, the authors conducted testing among first-year students. An analysis is carried out, emerging problems are identified and possible solutions are formulated. The modern information society poses to higher professional education the task of training specialists capable of self-education and self-development, free definition of themselves in the profession, possession of various means of processing Information. Throughout the course of their studies, students need to be taught a conscious need for development and self-learning in the field of information and computer technologies, which in turn have become significant components of professional activity.

Key words: information technology, informatization, testing, analysis, training, educational process.

Л.Т. Зембатоеа, д-р пед. наук, проф., Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,

E-mail: [email protected]

М.А. Зембатоеа, соискатель, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ,

E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций у студентов экономической специальности в рамках программы бакалавриата посредством современных информационных технологий. Более качественная подготовка экономистов в условиях современности требует внедрения информационных технологий в процесс обучения в вузе на всех его этапах. Зачастую у абитуриентов и студентов первых курсов бывает недостаточно знаний в области компьютерных технологий. С целью выявления базового уровня теоретических знаний и практических умений авторами было проведено тестирование среди студентов первых курсов. На основании его результатов был проведен анализ, выявлены возникающие проблемы и сформулированы возможные направления их решения. Современное информационное общество ставит перед высшим профессиональным образованием задачу подготовки специалистов, способных к самообразованию и саморазвитию, свободному определению себя в профессии, владению различными средствами обработки информации. На всем протяжении обучения студентам необходимо привить сознательную потребность в развитии и самообучении в области информационно-компьютерных технологий, которые, в свою очередь, станут весомыми составляющими профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информационные технологии, информатизация, тестирование, анализ, обучение, учебный процесс.

Современный мир характеризуется всеобъемлющей информатизацией общества, в основе которой лежат сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации. Этот процесс предусматривает использование интеллектуального потенциала общества и внедрение информационных технологий в различные виды человеческой деятельности. Наряду с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами возник их новый вид -информационные ресурсы, которые играют ведущую роль.

Внедрение информационных технологий в различные сферы профессиональной деятельности способствует формированию все новых требований к специалистам. Сегодня выпускнику высшего учебного заведения уже недостаточно одного владения профессиональными компетенциями. Скорость образования и распространения потоков информации, повышение экономического уровня, развитие вычислительной техники, высокий уровень конкуренции, - все это приводит к необходимости молодым специалистам уметь легко адаптироваться в условиях трудовой деятельности, уметь свободно ориентироваться в информационных потоках, анализировать полученные данные и выбирать из них наиболее актуальные для решения поставленных задач.

Вопросы подготовки будущих экономистов обсуждались многими авторами, в том числе Юдиной О.В. [1], Уткиным В.Б. [2], Ваулиной О.А [3] и многими другими. Анализ имеющихся исследований позволяет с уверенностью утверждать, что развитие содержания информационной подготовки будущих финансистов осуществляется вне широкого контекста гуманитарного дискурса по проблеме информационной культуры личности в информационном обществе. При этом информационная подготовка будущего финансиста зачастую редуцируется к достаточно частным подзадачам: овладению информационной, компьютерной, цифровой, сетевой грамотностью, медиагра-мотностью и т.п.

В рамках программы бакалавриата по направлению подготовки «Экономика» в соответствии с ФГОС ВО учащиеся должны освоить ряд общеобразовательных и профессиональных компетенций, в том числе научиться решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и

библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, выбирать инструментальные средства обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать полученные результаты расчетов и обосновывать полученные выводы, применять современные технологии в аналитической и исследовательской практике [4].

На базе Владикавказского филиала Финансового университета при правительстве Российской Федерации вопросам формирования профессиональных компетенций в условиях информатизации, развитию потребности в овладении современными информационными технологиями уделяется серьезное внимание и проводится плодотворная работа: обогащаются содержания учебных планов путем введения дополнительных курсов по выбору, ориентированных на расширение знаний в области ИТ; в рабочих программах по учебным дисциплинам вводятся модули, также ориентированные на мотивацию студентов к изучению современных возможностей технологического прогресса; в помощь студентам и преподавателям разрабатываются и издаются учебные пособия; ведется воспитательная работа.

Следовательно, для осуществления вышеперечисленных мероприятий необходимо выявить фактический уровень владения теоретическими знаниями и практическими умениями студентов в области ИТ. С этой целью на базе Владикавказского филиала Финансового университета при правительстве Российской Федерации было проведено тестирование среди студентов первых курсов финансово-экономического факультета (96 человек).

Анкета имела следующую форму:

1. К какому уровню владения ПК вы можете себя отнести?

a) продвинутый пользователь (можете самостоятельно устранять неполадки в работе ПК, владеете специализированный программным обеспечением, свободно используете периферийные устройства);

b) уверенный пользователь (свободно владеете офисными программами, умеете пользоваться периферийными устройствами и другими базовыми программами различной направленности);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.