Научная статья на тему 'Роль и значение дисциплины "Проектирование" в подготовке бакалавра декоративно-прикладного искусства'

Роль и значение дисциплины "Проектирование" в подготовке бакалавра декоративно-прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РОСПИСЬ ТКАНИ / ART PAINTING FABRIC / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / DECORATIVE ARTS AND TRADITIONS / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Немеренко Н.Н.

В статье рассматривается роль и значение дисциплины «Проектирование» в процессе обучение бакалавра декоративно-прикладного искусства по профилю «Художественная роспись ткани». Автор выделяет главную цель курса усвоение студентами традиций русского прикладного искусства и приобретение умений и навыков на основе традиций разрабатывать собственные композиционные проекты изделий с ручной художественной росписью ткани. Подробно проанализирована про грамма учебной дисциплины, состоящая из пяти разделов; выявлены и описаны этапы проектирования изделий с ручной художественной росписью. Разработка проекта по росписи ткани в рамках «Проектирования» позиционируется как путь к саморазвитию и самореализации студента в области декоративно-прикладного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE DISCIPLINE “DESIGN” IN TEACHING BACHELOR OF APPLIED AND DECORATIVE ART

The article discusses the role and importance of the discipline of Design in the process of training of the bachelor of applied and decorative art in the sphere of “Artistic painting fabric”. The author identifies the main aim of the course are learning traditions of Russian applied art and the acquisition of skills on the basis of traditions, developing their own compositional projects of products with hand artistic painting fabric. The paper analyzes the discipline's program consisting of five sections; identifies and describes stages of designing products with hand art painting. The design for painting fabric within the Design Course is positioned as a way to self-development and fulfillment of the student in the field of decorative-applied art.

Текст научной работы на тему «Роль и значение дисциплины "Проектирование" в подготовке бакалавра декоративно-прикладного искусства»

В работе необходимо обращать внимание на фактуру и толщину красочного слоя. Различные цвета наносятся с различной степенью толщины глаукониты, желтые охры, рефть на участках фоновых прокрасок укладывается пастозно. Охра красная, пурпур, рефтеные света наносятся тонким слоем. Прозрачные слои также кладутся с различной степенью «вибрации» цвета. Например, для охры красной допускается более свободное «вибрирующие» нанесение колера. Пурпур наносится более ровным слоем.

Моделируя свет на одеждах, колер, которым производится световая разделка, наносится на вершину формы, тем самым достигается рельефность изображения. Только после моделировки наносятся завершающие свет «движки», обычно для этого используется белый колер. Моделируя лики, световой колет наносится тонкими слоями, тем самым достигается плавность в построении объема ликов. Детали архитектуры и пейзажа моделируются более условно и уплощенно. Тем самым подчеркивается пластика и объем изображаемых фигур в композициях. При выполнении деталей композиции все время необходимо думать о целостности всего проекта. Чрезмерное увлечение деталями может привести к дробности, в результате потеряется единство и целостность композиции. Ведя работу над планшетом, студенту нужно постоянно отходить и на расстоянии анализировать выполненную работу. Умение выстраивать монументальную композицию является необходимым и ценным качеством художника-монументалиста.

На завершающем этапе проектирования студенты выполняют фрагмент росписи в масштабе 1:1. Для выполнения фрагментов выбираются наиболее значимые участки монументальной композиции. Например, фигура Христа, Богоматери или фигуры Апостолов. Фрагмент выполняется на оргалите, закреплённом на подрамнике. Грунтуется гладкая поверхность оргалита, которая по фактуре имитирует поверхность стены. Материалом грунтовки могут быть темперные белила, на которых впоследствии будет выполняться живопись фрагмента. Грунт наносится в 2 - 3 слоя. После нанесения первого и второго слоя производится межслой-

Библиографический список

ная обработка. Загрунтованная поверхность обрабатывается наждачной бумагой № 1, последний слой перед живописью не обрабатывается. Каждый слой грунта необходимо просушивать в течение суток.

После того как подрамник загрунтован, готовятся колера для живописи. Расколеровка палитры производится на основе колорита, найденного в цветовых эскизах проекта росписи. Колера готовятся в достаточном объеме, основные колера охры светлой, рефти, глауконита, охры красной в объеме 500 мл. для выполнения фрагмента 3 кв. м. Если разработку монументальной росписи ведет группа студентов, колера заготавливаются на всю группу, тем самым достигается живописное единство росписи. На следующем этапе переносится рисунок с выполненных картонов на подготовленную поверхность планшета. Для этого тыльная сторона картона натирается сухим пигментом. Наиболее подходящие пигменты - сиена жженая или сажа газовая. Для перевода используется твердый карандаш Н или 2Н, при переводе необходимо следить за тем, чтобы на картоне не образовывались прорывы.

Переведённый рисунок закрепляется колером сиены жженой или рефти темной. Выполнив и закрепив линейный рисунок, производится раскрытие формата цветом всего фрагмента основными колерами. Колера наносятся с различной степенью пастозности. Выполнение рисунка под живопись тонально темным колером позволяет восстановить рисунок после нанесения основных колеров. Современные темперные краски даже с хорошей плотностью обладают достаточной прозрачностью. В результате из-под основных цветовых прокрасок хорошо виден изначальный рисунок что позволит без труда его восстановить. На завершающем этапе выполняются детали композиции фрагмента. При исполнении деталей активно используется прозрачная и мутная лессировка. Выполняя фрагмент росписи, студенты отрабатывают художественные и технологические приемы монументальной живописи, которые будут непосредственно использованы на практике при выполнении настенной росписи.

1. Такташова Л.Е. Русская икона. Образы. Сюжеты. Иконография. Владимир: 2014.

2. Салько Н.Б. Живопись древней Руси XI - начала XIII века: Мозаики. Фрески. Иконы. Ленинград: Художник РСФСР, 1982.

3. Орлова М.А. Орнамент в монументальной живописи Древней Руси. Конец XIII - начало XVI в. Москва: Северный паломник, 2004.

4. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний период. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005.

5. Колпакова Г.С. Искусство Византии. Поздний период. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2010.

References

1. Taktashova L.E. Russkaya ikona. Obrazy. Syuzhety. Ikonografiya. Vladimir: 2014.

2. Sal'ko N.B. Zhivopis' drevnej RusiXI - nachala XIII veka: Mozaiki. Freski. Ikony. Leningrad: Hudozhnik RSFSR, 1982.

3. Orlova M.A. Ornament v monumental'noj zhivopisi Drevnej Rusi. Konec XIII - nachalo XVI v. Moskva: Severnyj palomnik, 2004.

4. Kolpakova G.S. Iskusstvo Vizantii. Rannij i srednijperiod. Sankt-Peterburg: Azbuka-klassika, 2005.

5. Kolpakova G.S. Iskusstvo Vizantii. Pozdnijperiod. Sankt-Peterburg: Azbuka-klassika, 2010.

Статья поступила в редакцию 10.10.17

УДК 378

Nemerenko N.N., member of the Union of artists, senior lecturer, Decorative Painting Department, Higher School of Folk Art

(Institute), (St. Petersburg, Russia), E-mail: vshni@mail.ru

THE ROLE AND IMPORTANCE OF THE DISCIPLINE "DESIGN" IN TEACHING BACHELOR OF APPLIED AND DECORATIVE ART. The article discusses the role and importance of the discipline of Design in the process of training of the bachelor of applied and decorative art in the sphere of "Artistic painting fabric". The author identifies the main aim of the course are learning traditions of Russian applied art and the acquisition of skills on the basis of traditions, developing their own compositional projects of products with hand artistic painting fabric. The paper analyzes the discipline's program consisting of five sections; identifies and describes stages of designing products with hand art painting. The design for painting fabric within the Design Course is positioned as a way to self-development and fulfillment of the student in the field of decorative-applied art.

Key words: art painting fabric, design, decorative arts and traditions.

Н.Н. Немеренко, член Союза художников, доц. каф. декоративной росписи Высшей школы народных искусств

(институт), г. Санкт-Петербург, E-mail: vshni@mail.ru

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПРОЕКТИРОВАНИЕ» В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

В статье рассматривается роль и значение дисциплины «Проектирование» в процессе обучение бакалавра декоративно-прикладного искусства по профилю «Художественная роспись ткани». Автор выделяет главную цель курса - усвоение студентами традиций русского прикладного искусства и приобретение умений и навыков на основе традиций разрабатывать собственные композиционные проекты изделий с ручной художественной росписью ткани. Подробно проанализирована про-

грамма учебной дисциплины, состоящая из пяти разделов; выявлены и описаны этапы проектирования изделий с ручной художественной росписью. Разработка проекта по росписи ткани в рамках «Проектирования» позиционируется как путь к саморазвитию и самореализации студента в области декоративно-прикладного искусства.

Ключевые слова: художественная роспись ткани, проектирование, декоративно-прикладное искусство, традиции.

Декоративно-прикладное искусство - это важнейшая область современной художественной культуры, основное требование к произведениям которого - быть не только красивыми, но и утилитарно полезными [1]. В декоративно-прикладном искусстве широко используется условность и декоративность трактовки формы, обобщение и символизация образа и его зависимость от материала.

Одним из видов декоративно-прикладного искусства является художественная роспись ткани, которая впитала в себя коренные черты народного искусства разных стран. Художественная роспись ткани включает в себя множество техник, способов и приемов: ручная роспись ткани - «батик»; аэрография; узелковый батик; ручная трафаретная печать; ручная набойка; фотофильм - печать [2].

Целью профессионального образования в области художественной росписи ткани является становление и развитие конкурентоспособной личности, формирование у студентов мотивации к избранной профессии, поэтому очень важным в обучении является формирование проектной культуры студентов.

Дисциплина «Проектирование» является одной из основных специальных учебных дисциплин в области профессионального художественного образования. Главной целью дисциплины является усвоение традиций русского прикладного искусства и приобретение умений и навыков на основе традиций разрабатывать собственные композиционные проекты изделий с ручной художественной росписью ткани для современной одежды и изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера. Совместно с дисциплинами «Общая композиция», «Технология и материаловедение», «Производственное мастерство», «Совершенствование мастерства» обеспечивает подготовку и развитие определенных компетенций, заявленных в ФГОС ВО 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы [3].

Общекультурные компетенции: способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1); готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3); способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

Общепрофессиональные компетенции: способностью владеть основами академической живописи, приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ОПК-2); способностью владеть педагогическими навыками преподавания художественных и проектных дисциплин (ОПК-5).

Профессиональные компетенции: художественная деятельность: способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приёмами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями (ПК-1); способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале (ПК-2); способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов (ПК-3); проектная деятельность: способностью к определению целей, отбору содержания, организации проектной работы; синтезированию набора возможных решений задачи или подходов к выполнению проекта; готов к разработке проектных идей, основанных на творческом подходе к поставленным задачам; созданию комплексных функциональных и композиционных решений (ПК-4); производственно-технологическая деятельность: способностью обладать знаниями и конкретными представлениями об основах художественно-промышленного производства и основными экономическими расчетами художественного проекта; способен к работе в коллективе, постановке профессиональных задач и принятию мер по их решению, способен нести ответственность за качество продукции (ПК-5); научно-исследовательская деятельность: способностью применять методы научных исследований при создании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, обосновывать новизну собственных концептуальных решений (ПК-7).

Учебная дисциплина «Проектирование» раскрывает принципы построения орнаментального изображения в проекте и способствует усвоению основных законов построения декоративной композиции с применением различных технологий художественной росписи ткани. В процессе выполнения учебных заданий развивается творческое мышление, эстетический вкус, воспитывается чувство ритма, пропорциональности, целостности, равновесия и колорита, расширяется художественный и научный кругозор.

Художественное творчество является важнейшим средством приобщения студентов к духовным ценностям, накопленным человечеством. Творческая профессия требует знания законов гармонии и средств, помогающих создавать гармоничные произведения. Художественная идея и художественный образ требуют обоснования, проверки практическим опытом использования знаний по общей композиции, цветоведению и колористи-ке, технологии и производственному мастерству [4].

Освоение дисциплины «Проектирование» требует сочетания теоретических бесед и выполнения практических заданий по созданию проектов изделий с ручной росписью ткани различного назначения. Проекты разрабатываются на основе предварительно выполненных зарисовок с натуры, копий текстильных орнаментов с образцов традиционного искусства. Следующим этапом является изучение возможностей творческого переосмысления - стилизации и трансформации выполненных зарисовок. Стилизация подразумевает не только творческий поиск, но и точное понимание технологического процесса ручной росписи ткани, который несет в себе как широкие возможности применения фантазии, так и определенные технологические ограничения.

Дисциплина «Проектирование» предполагает постоянное обращение к традициям русского прикладного искусства. Работа над выполнением учебных заданий ведется с применением художественных принципов народного искусства: повышенной декоративности, особой выразительности форм, богатства колорита, тесной связи материала с техникой исполнения.

Учебная программа дисциплины «Проектирование» состоит из пяти разделов. Первый раздел программы посвящен основам текстильной композиции и знакомству с основными понятиями и законами проектирования. В нем изучается специальная терминология и возможности изобразительных средств, особенности создания простейших проектов текстильной композиции. Во втором разделе изучаются основы специального проектирования, особенности проектирования изделий с ручной художественной росписью ткани. В третьем разделе продолжается совершенствование возможностей творческого учебного проектирования. Предлагаются более сложные задачи, состоящие в разработке проектов изделий с художественной росписью ткани для оформления интерьера. В четвертом разделе продолжается совершенствование возможностей творческого проектирования. Разработка проектов нового ассортимента изделий с художественной росписью ткани. Заключительным разделом изучения дисциплины является преддипломное проектирование, в котором решаются задачи, базирующиеся на полученных знаниях и практических умениях проектирования изделий с художественной росписью.

Итогом изучения дисциплины «Проектирование» является выпускная квалификационная работа в виде самостоятельно разработанной студентами коллекции современной женской одежды, коллекции аксессуаров или изделий для оформления интерьера. Законченные учебные работы, являющиеся результатом выполнения практических заданий, оцениваются на проводимых по графику промежуточных и экзаменационных просмотрах.

Освоение методов проектирования изделий с ручной художественной росписью ткани происходит последовательно, поэтапно. У каждого этапа проектирования свои задачи. Чем яснее становится замысел, тем конкретнее выбираются средства для его изображения.

Первый этап. Воплощение замысла начинается со сбора материала. Этот этап включает в себя изучение литературы, знакомство с творчеством художников по росписи ткани, посещение выставок и иные формы получения информации. Одновременно

происходит подбор и копирование иллюстративного материала, выполнение натурных графических и живописных зарисовок, их декоративная переработка и стилизация.

Второй этап. На основе собранных и изученных материалов разрабатываются несколько вариантов композиционных решений в виде графических схем и цветовых эскизов будущего проекта изделия с художественной росписью ткани. Эскизы и схемы являются началом практической и творческой работы над проектом. При работе над эскизами студенты осваивают определенную условность и лаконичность в построении изображения, продумывают решение проекта, определяют технику ручной росписи ткани, характер композиции, колористическое решение. Эскизы помогают дополнить и конкретизировать образы и изображение на бумаге.

Третий этап. Воплощение наиболее удачного, утвержденного композиционного эскиза с учетом композиционных особенностей изделий с ручной художественной росписью ткани, выполнение графической части проекта и фрагментов в цвете. В ходе выполнения графической части проекта большое внимание должно уделяться композиционному построению плоскости и всей формы в целом. Фрагменты в цвете выполняются в натуральную величину, с передачей технологических особенностей конкретной техники художественной росписи ткани.

Заключительный этап. Создание и проработка проекта на планшете в натуральную величину на основе предварительно утвержденного эскиза, выполненной графической части и фрагментов в цвете. Выполняется проект максимально точно с применением различных графических материалов: гуашь, темпера, акварель, анилиновые красители, резервирующий состав, резиновый клей и т. д.

В процессе работы над проектом студенты последовательно совершенствуют первоначальные эскизы, схемы, планы изделий, учатся понимать развитие композиции от компоновочной

стадии до художественно-графического проекта. Для того чтобы добиться требуемых результатов, применяются различные средства и материалы, имитируется определенная техника художественной росписи ткани.

Основой учебного процесса является усвоение студентами знаний и умений, овладение навыками практического использования различных приемов и технологий. Заинтересованность студентов активизирует познавательные и творческие потребности, а профессиональная направленность обучения дает стимул к изучению проектирования.

Выполнение проекта - это активное включение студента в творческую деятельность. Поиск и анализ предполагаемого решения, осмысление, отбор и сбор необходимой информации и материала по теме проектирования, творческая переработка, то есть созидательный опыт, способствует приобретению навыков по созданию проектов. В процессе проектирования на основе приобретенных знаний и опыта студенты приобретают профессиональные навыки. Размер, сложность и характер выполняемых проектов, время их выполнения определены программой.

Разработка проекта по росписи ткани - это путь к саморазвитию и самореализации в области декоративно-прикладного искусства. При разработке проекта осваиваются все этапы создания изделия. Объекты реальной жизни творчески перерабатываются, стилизуются и обретают декоративный характер [5].

В процессе обучения студент учится воплощать свои замыслы, учитывая особенности всех техник и способов ручной росписи ткани. Особое место здесь занимает взаимосвязь материальных и художественных средств, придание образу выразительности, формирование художественной идеи через изучение и переосмысление традиций. В конечном итоге, дисциплина «Проектирование» формирует у обучающихся способность к разработке проектов текстильных изделий различного назначения с ручной художественной росписью.

Библиографический список

1. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства: От древнейших времен до наших дней. Москва: Издательство В. Шевчук, 2011.

2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: ВЛАДОС, 2008.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 января 2016 г. № 10.

4. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для вузов. Москва: ВЛАДОС, 2010.

5. Бесчастнов Н.П. Художественный язык орнамента: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Дизайн». Москва ВЛАДОС, 2010: 335.

References

1. Moran A. de. Istoriya dekorativno-prikladnogo iskusstva: Ot drevnejshih vremen do nashih dnej. Moskva: Izdatel'stvo V. Shevchuk, 2011.

2. Gil'man R.A. Hudozhestvennaya rospis' tkanej: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva: VLADOS, 2008.

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 54.03.02 Dekorativno-prikladnoe iskusstvo i narodnye promysly (uroven'bakalavriata). Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 12 yanvarya 2016 g. № 10.

4. Logvinenko G.M. Dekorativnaya kompoziciya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: VLADOS, 2010.

5. Beschastnov N.P. Hudozhestvennyjyazykornamenta: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nosti «Dizajn». Moskva VLADOS, 2010: 335.

Статья поступила в редакцию 10.10.17

УДК 378.147.88

Saifulina E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of аг1 Embroidery Department, Higher School of Folk Art (Institute),

(St. Petersburg, Russia), E-mail: saifulinaelena@mail.ru

PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF ORGANIZATION OF RESEARCH WORK OF MASTERS IN THE FIELD OF THE ART EMBROIDERY. In presented article one of possible variants of the organisation and carrying out of research work of masters of a direction of preparation "Decorative applied art and crafts and national crafts", directed on development of abilities of designing, performance and representation of research work in the field of an art embroidery by introduction of a complex of the offered pedagogical principles of training is considered. The structure of the research work is proposed. It consists of three stages and is due to the main stages of the research, goals, and objectives, the fulfillment of which is oriented at provisioning profile master. The author reviews the contents of the third stage in detail, since the experimental design is the interaction of all acquired personal and professional qualities and characteristics of the master in a single unit.

Key words: master, art embroidery, research work, competence, innovation, pedagogical principles.

Е.В. Сайфулина, канд. пед. наук, зав. каф. художественной вышивки Высшей школы народных искусств (институт),

г. Санкт-Петербург, E-mail: saifulinaelena@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.