References
1. Bocman O.S., Trapeznikov S.A., Pashuta V.L., Belyaev V.A. Fizicheskaya kul'tura naseleniya - zalog boevoj gotovnosti gosudarstva. Aktual'nyeproblemyfizicheskojispecial'noj podgotovki silovyh struktur. 2020; № 3: 42 - 46.
2. Bocman O.S., Trapeznikov S.A., Fedorenko O.A., Hubbiev Sh.Z. Kompleksno-kontrol'nye uprazhneniya kak sredstvo proverki, ocenki fizicheskoj podgotovlennosti i fizicheskogo sovershenstvovaniya voennosluzhaschih. Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur. 2020; № 3: 103 - 110.
3. Kul'chickij V.E. Razvitieprofessional'nojkompetentnostiprepodavatelya fizicheskojkul'tury voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2006.
4. Nastavlenie po fizicheskoj podgotovke i sportu v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii (NFP-2009). Available at: http://vii.sfu-kras.ru/images/libs/nast_VCRF.pdf
5. Pashuta V.L. Faktory, opredelyayuschie neobhodimost' psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya uchebnogo processa v voenno-fizkul'turnom vuze. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2013; № 3 (97): 159 - 163.
6. Pashuta V.L., Nikol'skaya A.S., Eremina I.V. Osobennosti pedagogicheskogo soprovozhdeniya specialista po fizicheskoj podgotovke i sportu v voenno-fizkul'turnom vuze. Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur. 2019; № 1: 117 - 120.
7. Trapeznikov S.A., Kadyrov R.M., Pashuta V.L. Modelirovanie organizacii fizicheskoj podgotovki oficerov vuze. Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur. 2020; № 2: 76 - 81.
Статья поступила в редакцию 30.01.21
УДК 371.745/749
Madaev U.M., postgraduate, Department of Decorative and Applied Arts, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),
E-mail: radjabov-izo@mail.ru
Radzhabov I.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Decorative and Applied Arts and Teaching Methods, Dagestan State Teachers'
University (Makhachkala, Russia), E-mail: radjabov-izo@mail.ru
THE PROBLEM OF THE ROLE OF FINE AND DECORATIVE ARTS IN THE ART EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE WORKS OF RUSSIAN SCIENTISTS. The article deals with the problem of the content of the educational process of schoolchildren by means of fine and decorative arts. Special attention is paid to the teaching methods of teachers with extensive theoretical and practical experience. For example, the pedagogical concepts of B.M. Nemensky, N.N. Rostovtsev, V.S. Kuzin, B.P. Yusov, T.Ya. Shpikalova, T.S. Komarova, etc. The work of I.M. Radzhabov, dedicated to the improvement of children's visual creativity by means of decorative and applied art of Dagestan, is noted. The authors conclude that in general education schools, the potential of the traditions of folk decorative and applied art for the artistic creativity of students' development is not used enough. This is due to the lack of purposeful work on the use of decorative and applied arts in the educational process of the school, as well as the lack of development of the content and forms of introducing students to the national culture.
Key words: art education, visual and decorative arts, leading teachers, Dagestan.
У.М. Мадаев, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: radjabov-izo@mail.ru
И.М. Раджабов, д-р пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: radjabov-izo@mail.ru
ПРОБЛЕМА РОЛИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ
В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Особое внимание уделено методикам преподавания педагогов, имеющих большой теоретический и практический опыт, например, педагогическим концепциям Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, Б.П. Юсова, Т.Я. Шпикаловой, Т.С. Комаровой и др. Отмечен труд И.М. Раджабова, посвященный совершенствованию детского изобразительного творчества средствами декоративно-прикладного искусства Дагестана. Авторы делают вывод о том, что в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для художественного творчества развития учащихся используется недостаточно. Это объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре.
Ключевые слова: художественное образование, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, ведущие педагоги, Дагестан.
Изобразительное и декоративно-прикладное искусство представляет собой одно из перспективных направлений развития современного отечественного образования. Оно играет значительную роль в процессе художественного, духовного и эмоционального развития учащихся.
В настоящее время общепедагогические и методические условия, которые необходимо учитывать в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников, в значительной степени определяются содержанием художественно-педагогического образования. Последнее, в свою очередь, представляет собой положительный опыт общечеловеческих ценностей, подлежащий изучению и освоению в процессе учебно-воспитательной работы [1 - 14].
Педагогическая теория и практика показывают, что эстетическое начало должно пронизывать все стороны жизни школьников. При этом одна из важнейших позиций в общей системе эстетического воспитания принадлежит художественно-эстетическому образованию [2; 4; 6; 7]. В основе общепринятой методики преподавания предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства лежит большой фактический материал. Последний нашёл своё отражение в теоретических и практических разработках ряда видных педагогов, в числе которых Б.П. Юсов, Н.Н. Ростовцев, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, В.С. Кузин, И.М. Раджабов [12, с. 121 - 122] и Т.Я. Шпикалова.
В трудах Н.С. Карпинской, Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной и А.П. Усовой отмечаются непреходящие художественно-эстетические ценности, которыми обладает декоративно-прикладное искусство, помогающее воспитать в учащихся патриотические чувства и приобщить их к миру прекрасного. Проблемам изучения истории развития народного декоративно-прикладного искусства Республики Дагестан посвящены работы таких авторов, как П.М. Дибиров, М.М. Маммаев,
Н.Б. Бакланов, Д.М. Атаев, Г.Г Газимагомедов, А.А. Иванов, Б.А. Дрон, С.А. Хан-магомедов, Э.М. Шиллинг и Э.В. Кильчевская.
Вопросы художественно-эстетического образования учащихся с использованием средств народного декоративного искусства на современном этапе обучения в школах республики были всесторонне освещены в исследованиях ГМ. Миркиева [2, с. 15], А.М. Магомедова, Д.Б. Магомедова [3, с. 22], Ш.А. Мир-зоева, П.Н. Магомедовой, М.М. Байрамбекова, С.М. Гаджимурадова, И.М. Раджабова, Н.П. Рашидова, Е.М. Крючкова, Э.А. Казанбиева, П.С. Султановаой [5, с. 121 - 123] и Х.З. Шарбузовой.
За годы функционирования дагестанской школы был накоплен существенный опыт работы по инициированию у учащихся эмоционально-образной и нравственно-эстетической активности средствами декоративно-прикладного искусства.
По словам М.М. Омарова, приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству способно воспитать у них «мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения». Данный исследователь также считает, что изучение произведений декоративно-прикладного искусства даёт школьникам возможность для правильного осмысления собственного отношения к окружающей действительности, а равно учит «выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом». М.М. Омаров демонстрирует, что занятия декоративно-прикладным искусством помогают «воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине», развивают у них способность к тому, чтобы «увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности» [1, с. 3].
Таким образом, одним из наиболее перспективных направлений развития эстетического образования в нашей стране и, в частности в Республике Дагестан,
является расширение использования народного декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе. При этом необходимо гармоничное сочетание регионально-национальных традиций и общепедагогических требований. Таким образом, большое значение приобретает интерес к изучению проблем приобщения молодежи к культуре, в т.ч. к произведениям декоративно-прикладного искусства. Определённая актуальность присуща также вопросам благотворного влияния декоративно-прикладного искусства на развитие художественного творчества школьников, привития им желания приобщиться к национальной художественной культуре. Данный процесс является важным условием формирования творческой деятельности школьников, фактором интенсивного развития личности, обогащения ее внутреннего мира.
Для дальнейшего поступательного развития средней общеобразовательной школы необходим педагогический поиск, направленный на формирование творческой деятельности учащихся. При этом обязательный характер приобретает использование предметов декоративно-прикладного искусства, с детства знакомых каждому школьнику [2; 3; 4; 11; 12].
Одним из показателей эффективности применения произведений декоративно-прикладного искусства при организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников является содействие развитию их творческого потенциала. Формирование способностей к глубокому восприятию и пониманию изобразительного и декоративно-прикладного искусства представляет собой одну из главных задач не только современного учителя, но и образования и культуры в целом. При этом особая ценность декоративно-прикладного творчества в том, что оно позволяет использовать разнообразные материалы в практической деятельности. Таким образом, появляется возможность применения материалов, легко подающихся обработке. Декоративно-прикладное искусство, как правило, порождает художественно-эстетическое, духовно-нравственное удовлетворение.
В этой связи не вызывает удивления тот факт, что в последнее время декоративно-прикладному творчеству выделяется немаловажное место в целом ряде программ изобразительного и декоративно-прикладного искусства, реализуемых в начальных классах. Следует особо отметить программу за авторством проф. Т.Я. Шишкаловой «Основы народного и декоративно-прикладного искусства». На её страницах даётся конкретное тематическое планирование заданий на каждый учебный год. Занимаясь по рассматриваемой программе, младшие школьники приобщаются к основам декоративно-прикладного творчества, а также усваивают ряд знаний, умений и навыков изобразительной и декоративно-прикладной деятельности.
Преобразующая творческая деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства отличается широтой и многогранностью. Это и неудивительно, если учесть, что она охватывает самые разнообразные предметы окружающего мира и различные материалы. Уже сама этимология термина «декоративно-прикладное искусство» подчеркивает его практическое назначение. Прикладная де-
Библиографический список
ятельность направлена на улучшение художественного, эстетического качества окружающих предметов [6; 7; 10].
В научных исследованиях, так или иначе затрагивающих вопросы воспитания и повышения художественно-творческой активности учащихся, подчёркивается, что важным его средством является сохранение и развитие у младших школьников чувства любви к декоративно-изобразительному искусству. В этой связи следует упомянуть исследование И.М. Раджабова. Оно посвящено совершенствованию детского изобразительного творчества средствами декоративно-прикладного искусства, что отражено и в его кандидатской диссертации. В результате проведенных педагогических экспериментов данный исследователь установил, что в детстве у обучающихся реалистическому искусству значительно проявляются способности к декоративной трактовке формы и цвета. Это, в свою очередь, свидетельствует о наличии внутреннего видения, сильного влияния предшествующего национального художественного опыта.
Система духовно-нравственного воспитания среди множества задач призвана научить младшего школьника видеть прекрасное в окружающей его действительности. Важную роль при этом играет не только учебная деятельность, но и общественная жизнь учащихся. Немаловажным при этом является осознание школьниками культурной значимости народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Ещё одним аспектом положительного влияния занятий декоративно-прикладным искусством на личность младших школьников является формирование у них прочных осознанных представлений и развитие интереса к изучению народного декоративно-прикладного искусства, традиций и культурных ценностей.
Современное художественно-педагогическое образование должно содержать предметы изобразительного искусства, научного познания, могущие служить критерием полноты учебно-воспитательного процесса.
Анализ роли изобразительного и декоративно-прикладного искусства в художественном образовании школьников позволяет сделать вывод о необходимости постоянного повышения содержательной, эмоционально-эстетической и познавательной насыщенности воспитания школьников средствами народного творчества, в особенности декоративно-прикладного искусства. В наибольшей степени вышесказанное актуально для тех регионов РФ, в которых данный вид искусства был исторически развит и востребован. Примером такого субъекта федерации является Республика Дагестан, опыт которой, накопленный в данном направлении, является достаточно значимым. Он может быть использован в других регионах.
При этом приходится констатировать факт недостаточно широкого использования традиций народного декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных школах. Это объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в деятельности образовательных организаций. Другой негативный фактор - недостаточная разработанность содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре.
1. Омаров М.М. Патриотическое воспитание школьников в процессе приобщения к декоративно-прикладному искусству: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2009.
2. Миркиев ГМ. Эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства: на материале Республики Дагестан. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2006.
3. Магомедов Д.Б. Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 1999.
4. Шарбузова Х.З. Развитие художественной культуры школьников в процессе приобщения к искусству народных мастеров. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Махачкала, 2010
5. Султанова П.С. Формирование межнациональных отношений школьников средствами изобразительного искусства: На материале Республики Дагестан. Диссертация . кандидата педагогических наук. Махачкала, 2004.
6. Гасанова А.М. Особенности развития художественно-творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 3 (82):75 - 77.
7. Мержоева Л.М. сущность и специфика формирования этнохудожественной культуры младших школьников. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 42 - 44.
8. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. 2016; № 4 (36): 11 - 18.
9. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании. Ставрополь, 2014.
10. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография. Ялта, 2017.
11. Мадаев У.М. Реализация творческой деятельности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 6 (85): 86 - 88.
12. Максудова Ш.А., Раджабов И.М. Особенности развития дополнительного художественного образования в процессе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 2 (81):121 - 123.
13. Агарагимова В.К., Алиева Г.М., Арипов М.А. и др. Педагогика: вчера, сегодня, завтра: коллективная монография. Москва, 2016.
14. Арипов М.А., Арипова Н.М., Асадулаева У.М., Белоцерковец Н.И. и др. Инновационные процессы в образовании: коллективная монография. Москва, 2017.
References
1. Omarov M.M. Patrioticheskoe vospitanie Shkolnikov v processe priobscheniya k dekorativno-prikladnomu iskusstvu: dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata pedagogicheskih nauk. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2009.
2. Mirkiev G.M. 'Esteticheskoe vospitanie shkol'nikov sredstvamidekorativno-prikladnogo iskusstva: na materiale Respubliki Dagestan. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2006.
3. Magomedov D.B. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo kak sredstvo priobscheniya uchaschihsya k nacional'noj hudozhestvennoj kul'ture Dagestana. Dissertaciya .kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 1999.
4. Sharbuzova H.Z. Razvitie hudozhestvennoj kul'tury shkol'nikov v processe priobscheniya k iskusstvu narodnyh masterov. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2010
5. Sultanova P.S. Formirovanie mezhnacional'nyh otnoshenij shkol'nikov sredstvami izobrazitel'nogo iskusstva: Na materiale Respubliki Dagestan. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2004.
6. Gasanova A.M. Osobennosti razvitiya hudozhestvenno-tvorcheskih sposobnostej mladshih shkol'nikov naglyadnymi sredstvami obucheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 3 (82):75 - 77.
7. Merzhoeva L.M. suschnost' i specifika formirovaniya 'etnohudozhestvennoj kul'tury mladshih shkol'nikov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 42 - 44.
8. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016; № 4 (36): 11 - 18.
9. Agibova I.M., Sorokopud Yu.V., Filimonyuk L.A. Innovacionnye processy v obrazovanii. Stavropol', 2014.
10. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era: monografiya. Yalta, 2017.
11. Madaev U.M. Realizaciya tvorcheskoj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov sredstvami dekorativno-prikladnogo iskusstva. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 6 (85): 86 - 88.
12. Maksudova Sh.A., Radzhabov I.M. Osobennosti razvitiya dopolnitel'nogo hudozhestvennogo obrazovaniya v processe priobscheniya shkol'nikov k dekorativno-prikladnomu iskusstvu. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2020; № 2 (81):121 - 123.
13. Agaragimova V.K., Alieva G.M., Aripov M.A. i dr. Pedagogika: vchera, segodnya, zavtra: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2016.
14. Aripov M.A., Aripova N.M., Asadulaeva U.M., Belocerkovec N.I. i dr. Innovacionnye processy v obrazovanii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2017.
Статья поступила в реакцию 30.01.21
УДК 37
Saenko L.A., Doctor of Sciences (Sociology), Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Professor, Department of Social and Humanitarian Disciplines
of the North Caucasus Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: la-saenko@yandex.ru
Tenitsky S.V., postgraduate, North Caucasus Social Institute (Stavropol, Russia), E-mail: tenserg111@mail.ru
MODEL OF FORMATION OF COMMUNICATIVE TOLERANCE OF STUDENTS AT A UNIVERSITY. The article presents approaches to the study of the phenomenon of communicative tolerance. The article analyzes the views of researchers on the meaning of the concept of "communicative tolerance". The essential characteristics of the concept of "communicative tolerance" are considered. The work identifies personal qualities, reflecting the level of formation of communicative tolerance. The levels of formation of communicative tolerance have been determined. The structural components of communicative tolerance are highlighted. Considerable attention is paid to the development of a model for the formation of students' communicative tolerance in the learning process. The structural-block model of the formation of communicative tolerance of university students is presented. The content of the blocks of the model is revealed: target, organizational-content and evaluative. A brief description of the stages of the implementation of the model of the formation of communicative tolerance of students at the university is given.
Key words: communicative tolerance, tolerance, model of formation of communicative tolerance, training at university, personal qualities.
Л.А. Саенко, д-р соц. наук, канд. пед. наук, доц., проф., АНОВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь,
Е-mail: la-saenko@yandex.ru
С.В. Теницкий, аспирант АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь, Е-mail: tenserg111@mail.ru
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ
В статье представлены подходы к изучению феномена коммуникативной толерантности. Приведен анализ взглядов исследователей на сущность данного понятия; рассмотрены его важнейшие характеристики. Выявлены личностные качества, отражающие уровни сформированности коммуникативной толерантности; определены ее структурные компоненты. Значительное внимание уделено разработке модели формирования коммуникативной толерантности студентов вузов в процессе обучения, в результате чего представлена ее структурно-блочная модель и раскрыто содержание блоков: целевого, организационно-содержательного и оценочного. Дана краткая характеристика этапов реализации модели формирования коммуникативной толерантности студентов в вузе.
Ключевые слова: коммуникативная толерантность, толерантность, модель формирования коммуникативной толерантности, подготовка в вузе, личностные качества.
В настоящее время проблема формирования коммуникативной толерантности становится все более актуальной, что связано с социально-политическими и экономическими преобразованиями в обществе.
Несмотря на то, что исследования проблем коммуникативной толерантности достаточно полно представлены в научной психолого-педагогической литературе, в последнее время интерес к изучению коммуникативной толерантности возрастает: работы, рассматривающие психологические аспекты коммуникативной толерантности (Е.Ф. Ященко (2020), Т.М. Маслова (2018)), аспекты воспитания (Л.Н. Ефименко (2019), П.В. Дашкуева (2018)), поведенческий аспект коммуникативной толерантности (С.В. Андриевкая (2020), А.В. Лапшова (2018), Е.А. Балдакова (2018)), педагогические технологии формирования коммуникативной толерантности (О.А. Петрова, В.В. Маркова (2019), Н.В. Якса, Н.С. Хаца-юк (2019), Е.В. Гапанович-Кайдалова (2018)).
Интерес к изучению коммуникативной толерантности обусловлен нестабильностью в обществе, трансформацией института семьи, возрастанием агрессивных проявлений, миграционных потоков и т.д.
Коммуникативная толерантность в отечественных психолого-педагогических исследованиях рассматривается с нескольких точек зрения:
1) как личностная ценность, успешность, установка личности (А.Г. Асмо-лов, Е.Г Виноградова, В.М. Грищук, А.В. Мудрик, С.В. Русакова, ГУ Солдатова, Е.Н. Третьякова и др.);
2) как основа конструктивного и эффективного межличностного взаимодействия (Л.В. Байбородова, Ю.В. Коряпина, Е.Ю. Кочергина, И.В. Львова, В.П. Михайлова, Н.В. Недорезова, Л.А. Петровская и др.);
3) как бесконфликтное, терпимое отношение к партнеру по общению и взаимодействию (В.В. Бойко, ГС. Кожухарь, О.Б. Скрябина и др.);
4) способность и готовность личности к взаимодействию (В.М. Золотухин, Е.А. Калач, ГВ. Безлюева, ГМ. Шеламова и др.);
5) как профессиональное качество, обеспечивающее продуктивность в профессиональной деятельности (Д.Д. Григорьева, Ю.М. Жукова, Е.Н. Зебрева, Е.А. Калач, А.В. Лапшова, Ю.П. Поваренков, Л.П. Яцевич и др.).
В научной литературе представлены следующие трактовки понятия «коммуникативная толерантность»: способность личности без агрессии воспринимать
другого человека, отличающегося установками и ценностной направленностью; терпимое отношение к мнению, установкам, религиозным убеждениям другого; способность к компромиссу при конфликте; способность личности к взаимодействию без насилия; гуманистическая настроенность личности [1 - 6].
ГУ. Солдатова и Т.А. Нестик [5] отмечают, что коммуникативная толерантность является интегральным качеством личности, формируемым в процессе воспитания и социализации. Автор пишет, что структура коммуникативной толерантности состоит из следующих компонентов: психологическая устойчивость; общие положительные личностные установки; индивидуальные качества личности (направленность на сотрудничество, эмпатия, способность к диалогу, терпение, уважение к партнеру); система ценностей личности и микрогруппы.
С точки зрения В.М. Золотухина [2], коммуникативная толерантность может выступать с двух позиций: 1) как нравственный принцип личности, что предопределяет поведение; 2) как инструмент практической деятельности, что помогает эффективно решать проблемные вопросы межличностного общения, преодолевать разногласия и противоречия. Автором сделан вывод, что коммуникативная толерантность проявляется на двух уровнях: 1) личностном, уровне сознания; 2) на уровне поведения личности в виде поступка, действия.
По мнению В.В. Бойко [1], коммуникативная толерантность (или толерантность в общении) есть характеристика личности, проявляющаяся в отношении к людям, отражает уровень переносимости личностью каких-либо черт, качеств, состояний и поступков партнеров по общению. В коммуникативной толерантности отражается комплекс факторов, оказывающих влияние на установки и поведение личности: воспитание, культура, ценности, интересы, потребности, привычки, характер, эмоции, стереотипы, поведение. Автор отмечает, что коммуникативная толерантность является базовой характеристикой личности, потому что оказывает влияние на деятельность, на ближайшее окружение личности, влияет на построение карьеры, выполнение профессиональных обязанностей.
В.В. Бойко определяет четыре уровня сформированности коммуникативной толерантности:
1) ситуативная толерантность - выражается в отношении к конкретному человеку - партнеру по взаимодействию (общению), это может быть случайный знакомый, прохожий, коллега;