Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА'

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методическая компетентность / методика / физическая подготовка / физическая культура / спорт / учебно-воспитательный процесс / дидактические средства / methodology / methodological competence / physical training / physical culture / sports / unit commanders / educational process / didactic means

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р Р. Магомедов, В С. Лещишин, И Н. Моргун

В статье представлены результаты анализа содержания методики формирования методической компетентности военнослужащих в сфере физической культуры и спорта. В результате исследования представлена методическая модель процесса формирования данного вида компетентности в сфере физической культуры и спорта у военнослужащих войсковой части. Под содержанием понятия «методика формирования методической компетентности» военнослужащих понимается совокупность средств физической подготовки, методов и приемов, направленных на достижение поставленной цели. Для описания данной методики и оценки признаков интеграции применялись следующие блоки-характеристики интегративного процесса: целевые; содержательные; структурные; процедурные; организационные. Авторы делают вывод о том, что разработанная методика и система рекомендаций может служить отправным моментом для моделирования и внедрения в педагогическую практику войсковых частей методической системы формирования психолого-педагогической компетентности в области физической культуры и спорта военнослужащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р Р. Магомедов, В С. Лещишин, И Н. Моргун

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF MILITARY SERVICES IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT

The article presents the results of the analysis of the content of the methodology for the formation of methodological competence of military personnel in the field of physical culture and sports. As a result of the research, a methodical model of the process of forming methodological competence in the field of physical culture and sports among the military personnel of the military unit is presented. The content of the methodology for the formation of the methodological competence of servicemen is understood as a set of physical training means, methods and methodological techniques aimed at achieving the set goal. The following units of the integral process are used to describe the method of forming the methodical competence of the military and assessing the signs of integration: targeted, meaningful, structural, procedural, organizational. The authors conclude that the developed methodology and system of recommendations can serve as a starting point for modeling and introducing into the pedagogical practice of military units methodical system of formation of psychological and educational competence in the field of physical culture and sports of military personnel.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

7. Переверзев Л.Б. Импровизация versus композиция: вокально-инструментальные архетипы и культурный дуализм джаза. Музыкальная академия. Москва, 1998; № 1: 125 - 133.

8. Сапонов М.А. Искусство импровизации и импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке Средних веков и Возрождения. Москва: Музыка, 1982.

9. Советский джаз. Проблемы. События. Мастера: сборник статей. Москва: Советский композитор, 1987.

10. Соловьев А.Э. Парадигмы джаза. Советская музыка. 1990; 45 - 52.

11. Ямпольский И.М. Импровизация. Музыкальная энциклопедия. Москва: Советская энциклопедия, 1974; Т. 2: 508 - 510. References

1. Barban E.S. Dzhazovaya improvizaciya (k probleme postroeniya teorii). Sovetskij dzhaz: Problemy. Sobytiya. Mastera. Moskva, 1987: 162 - 183.

2. Barban E.S. 'Esteticheskie granicy dzhaza. Sovetskij dzhaz: Problemy. Sobytiya. Mastera. Moskva, 1987: 96 - 113.

3. Batashev A.N. Iskusstvo dzhaza v muzykal'noj kul'ture. Sovetskij dzhaz: Problemy. Sobytiya. Mastera. Moskva, 1987: 80 - 95.

4. Biryukov S.N. Improvizaciya v muzyke i ee stilevye tipy. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Moskva, 1981.

5. Nikitin A.A. Improvizaciya kak metod obucheniya nachinayuschih pianistov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata iskusstvovedeniya. Vil'nyus, 1981.

6. Otkidach V. Muzichna estrada: Slovnik. Harkiv: Harkivs'kij oblasnij centr narodnoi tvorchosti, vidavec' I. Yakubenko, 2004.

7. Pereverzev L.B. Improvizaciya versus kompoziciya: vokaino-instrumentafnye arhetipy i kul'turnyj dualizm dzhaza. Muzykal'naya akademiya. Moskva, 1998; № 1: 125 - 133.

8. Saponov M.A. Iskusstvo improvizacii i improvizacionnye vidy tvorchestva v zapadnoevropejskoj muzyke Srednih vekov i Vozrozhdeniya. Moskva: Muzyka, 1982.

9. Sovetskij dzhaz. Problemy. Sobytiya. Mastera: sbornik statej. Moskva: Sovetskij kompozitor, 1987.

10. Solov'ev A.'E. Paradigmy dzhaza. Sovetskaya muzyka. 1990; 45 - 52.

11. Yampol'skij I.M. Improvizaciya. Muzykal'naya 'enciklopediya. Moskva: Sovetskaya 'enciklopediya, 1974; T. 2: 508 - 510.

Статья поступила в редакцию 30.01.21

УДК 378

Magomedov R.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Head of Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture,

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Leshchishin V.S., postgraduate, Department of Physical Education and Adaptive Physical Education, Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia),

E-mail: (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Morgun I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture, Stavropol State Pedagogical

Institute (Stavropol, Russia)

FORMING THE METHODOLOGICAL COMPETENCE OF MILITARY SERVICES IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT. The article presents the results of the analysis of the content of the methodology for the formation of methodological competence of military personnel in the field of physical culture and sports. As a result of the research, a methodical model of the process of forming methodological competence in the field of physical culture and sports among the military personnel of the military unit is presented. The content of the methodology for the formation of the methodological competence of servicemen is understood as a set of physical training means, methods and methodological techniques aimed at achieving the set goal. The following units of the integral process are used to describe the method of forming the methodical competence of the military and assessing the signs of integration: targeted, meaningful, structural, procedural, organizational. The authors conclude that the developed methodology and system of recommendations can serve as a starting point for modeling and introducing into the pedagogical practice of military units methodical system of formation of psychological and educational competence in the field of physical culture and sports of military personnel.

Key words: methodology, methodological competence, physical training, physical culture, sports, unit commanders, educational process, didactic means.

Р.Р. Магомедов, д-р пед. наук, проф., зав. каф. физического воспитания и адаптивной физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский

государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

В.С. Лещишин, аспирант, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

И.Н. Моргун, канд. пед. наук, доц., ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье представлены результаты анализа содержания методики формирования методической компетентности военнослужащих в сфере физической культуры и спорта. В результате исследования представлена методическая модель процесса формирования данного вида компетентности в сфере физической культуры и спорта у военнослужащих войсковой части. Под содержанием понятия «методика формирования методической компетентности» военнослужащих понимается совокупность средств физической подготовки, методов и приемов, направленных на достижение поставленной цели. Для описания данной методики и оценки признаков интеграции применялись следующие блоки-характеристики интегративного процесса: целевые; содержательные; структурные; процедурные; организационные. Авторы делают вывод о том, что разработанная методика и система рекомендаций может служить отправным моментом для моделирования и внедрения в педагогическую практику войсковых частей методической системы формирования психолого-педагогической компетентности в области физической культуры и спорта военнослужащих.

Ключевые слова: методическая компетентность, методика, физическая подготовка, физическая культура, спорт, учебно-воспитательный процесс, дидактические средства.

В настоящее время отмечается возрастающий интерес к тем методикам и моделям обучения, которые получили название личностно ориентированных. Это во многом объясняется тем, что они в большей мере адекватны возможностям военнослужащих. Учет особенностей подготовки военных кадров связан с содержанием образования (целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства) и имеет более широкую интерпретацию культурно-сообразной модели жизнедеятельности общества. При таком подходе большую значимость приобретает проблема педагогического моделирования, результаты которого могут служить аргументированным основанием как для сохранения накопленного потенциала традиционной системы образования, так и для выбора форм и методов ее реформирования, которое есть и суть, и непременное условие процесса системной организации образовательной деятельности профессионального военного образования, в том числе и в области физической культуры и спорта.

Командиры подразделений в войсковых частях Министерства обороны Российской Федерации занимают особое место в иерархической структуре управления воинским подразделением. На них возложены важнейшие задачи по обучению и воспитанию военнослужащих российской армии, а также они являются ближайшим примером для подчиненных в своих подразделениях. Уровень их профессиональной методической компетентности, профессиональной подготовленности существенно влияет на формирование личности военнослужащих, накладывает отпечаток на их деятельность в сфере физической культуры и спорта [1 - 4].

В данном исследовании нами реализуется методика формирования методической компетентности военнослужащих, которая построена на основании содержания образования в сфере физической культуры и спорта и выделяет собственно структуру, логико-содержательную основу авторской методики и программы, ориентирующей на то, что должно и в каком соответствии воспроизводиться в учебно-воспитательном процессе военнослужащих для создания дидактической целостности.

С одной стороны, необходимость инновационной деятельности современного военного специалиста является стимулом развития его личности, с другой стороны, развитие творческой индивидуальности командира-педагога - объективная социальная потребность. Инновационная деятельность является результатом решения противоречия между стремлением военнослужащего к развитию и приверженностью к стереотипам и способствует формированию педагогической индивидуальности [5; 6; 7].

Для описания методики формирования методической компетентности военнослужащих и оценки признаков интеграции применялись следующие блоки-характеристики интегративного процесса (рис. 1 и комментарии):

целевые; содержательные; структурные; процедурные; организационные.

Организационный (целевой) блок составляют целевые характеристики процесса методической компетентности при подготовке военнослужащих, отражая при этом требования Федерального закона «Об образовании», федеральных компонентов содержания образования и других государственных законов и подзаконных актов (например, Конституция РФ; ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; Общевоинские уставы ВС РФ; ФЗ «Об обороне»; Военная доктрина РФ; Федеральный закон «О статусе военнослужащих»; НФП-2009 и др.) [4].

Организационно-управленческий блок составляют организационно-управленческие характеристики (рис. 1). Они определяют общие требования к организации и управлению процессом методической компетентности в сфере физической культуры и спорта военнослужащих.

ПроцеСС формирования-МётоДицёсной •компетентности- у ■ tt1ВФннЬСЛУЖФЩйХ •ВОйМСйиХ- НОЛЛеИйВОВ- | {{{{{

Педагогическая направленность на результат

Общий замысел или основная идея построения

Сопряженность общих и частных целей, компонентов целостной педагогической системы

Функциональная значимость целостной системы и его компонентов

Программа деятельности

Координация, кооперация и взаимодействие институтов воспитания, участников процесса, учителей

Материально-техническое обеспечение

Процедурно-содержательный блок

Процедурные характеристики

Способы воздействия

Приемы воздействия

Средства

Формы организации

Содержательные характеристики

Логико-содержательная основа

Масштаб содержания

Уровни

Элементы обучения

Реализация совокупности общепедагогических, организационных и методических педагогических условий

Обеспечение системного эффекта - формирование высокого уровня физической подготовленности как компонента физической культуры личности военнослужащего и осознанной самостоятельной реализации ценностей методической компетентности в сфере физической культуры и спорта

Рис. 1. Методическая модель процесса формирования методической компетентности всферефизическойкультурыиспорта у военнослужащих

Данный блок должен строиться с учетом определенных педагогических условий подготовки военнослужащих, в которые входят как основные:

- совместное проектирование целей и рефлексии результатов, соответствие количества подлежащей усвоению информации и специфики военно-учебной деятельности личностным особенностям, индивидуальным возможностям и актуальному развитию военнослужащих, прагматическая направленность задач, интеграция военнослужащих в реальные проекты;

- решение задачи развития физических качеств, улучшения телосложения, подготовки к будущей профессиональной деятельности и укрепления здоровья;

- обеспечение военнослужащих базовой теоретической и практической информацией, навыками и умениями, с помощью которых они научатся добиваться поставленных целей военно-прикладной деятельности, выбирать правильные дидактические методы, позволяющие использовать адекватные формы, методы и средства для формирования себя как личности, повышать уровень своей физической готовности, то есть создавать информационное поле для получения знаний о методике применения различных физических упражнений с целью создания условий для самостоятельного применения средств физического воспитания;

- применение упражнений, направленных на развитие силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости и всехкомпонентов совокупностифизических

качеств спортивно-ориентированных упражнений профессионально-прикладной направленности;

- применение в качестве критерия показателей сформированности уровня личностной физической культуры средств оценки степени соответствия процесса деятельности военного подразделения по созданию спортивно-ориентированной системы физической подготовки военнослужащих;

- разработка методики необходимого дидактико-методического обеспечения процесса деятельности военного подразделения по созданию спортивно-ориентированной системы физической подготовки военнослужащих.

Процедурно-содержательный блок составляют содержательные и процедурные характеристики. Конкретизация всех компонентов данного блока обеспечивается за счет уточнения форм и средств, используемых для решения поставленных задач, таких как занятия физической культурой, образовательно-оздоровительные и спортивные секции, в том числе и по военно-прикладным видам, учебные сборы, соревнования по видам спорта и направлениям военно-прикладной физической подготовки, контрольные мероприятия по проверке уровня физической и теоретической подготовленности военнослужащих.

В процессе военно-учебной деятельности в сфере физической культуры и спорта основополагающей является методическая и физическая подготовка военнослужащих, в которую входят основные задачи, базовые средства, содержания и направлений физическойкультуры испорта (рис. 2).

Рио2.Содержаниедеятельностивоинскогоколлективапофизическойи методическойподготовке военнослужащих

Контрольно-измерительные материалы, количественные параметры их оценки с учетом коэффициента сложности и значимости вида работы в предстоящей профессиональной деятельности.

Тестирование физической подготовки

Самооценка и экспертная оценки результатов в количественной и аналитической форме

• Бег 100 м

• Бег 3000 м

• Подтягивания на высокой перекладине

• Наклон вперёд из положения стоя

• Прыжок вверх с места

• Поднимание и опускание туловища

• Координационные

способности •Интеллектуальная работоспособность

Формулировка конкретной цели содержания методической компетентности

т

т

Подготовка эффективных средств физической культуры и спорта (атлетические единоборства элементы армейского рукопашного боя, самбо, бокса; легкая атлетика, спортивные игры; гиревой спорт; гимнастика, комплексные занятия и др.)

т

Выбор методов и методических приемов

(деловые игры; педагогическое моделирование; организационно-деятельностные игры; средства физической культуры и спорта; средства инфокоммуникативных технологий), позволяющих учитывать величину методической компетентности военнослужащих в физической культуре и спорте

т

Контроль и коррекция учебных планов в компетентности у военнослужащих в сфере физической культуры и спорта

процессе формирования методической

Рис. З.Методика формирования методическойкомпетентности военнослужащихвоинскихколлективов

В процессе исследованиянами использовгисяпр имерный годовой рабочий план физической подготовки военнослужащих воинских коллективов (табл. 1).

Под содержанием методики формирования методической компетентности военнослужащих воинских коллeкзпвoиоинcлeдованоинами пoппоaeтся соно-купность средств физической подготовки, методов и методических приемов, направленных на достижениeнocзвзлeвиoп цеии (рис. 3).

Нами были подробно рассмотрены основные действия, которые необходимо выполнить при разработке содержания методики формирования методической компетентности военнослужащих воинских коллективов в сфере физической культуры и спорта.

Определялся исходный уровень теоретической и физической подготовленности военнослужащих таким образом, чтобы собрать информацию о воинском коллективе, на который будет ориентирована разрабатываемая методика.

В связи с этим необходимо, во-первых, выбрать информативные тесты, так как использование тестов, рекомендованных программой по физической подготовке, не всегда целесообразно в силу различных причин; во-вторых, провести тестирование курсантов каждой учебной группы; в-третьих, оценить и проанализировать полученные результаты; в-четвертых, в соответствии с уровнем физической подготовленности распределить военнослужащих на подгруппы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При распределении военнослужащих на подгруппы предлагается использовать сигмальную шкалу для каждой учебной группы по всем сторонам физической подготовленности (средний уровень подготовленности - результаты тестов находятся в диапазоне (х ± 5); высокий уровень подготовленности - результаты тестов лучше, чем х + 5; низкий уровень подготовленности - результаты тестов хуже, чем х - 5).

Использование среднестатистических данных для контроля уровня функциональной и физической подготовленности представляется не вполне корректным, так как такой подход не учитывает индивидуальные особенности занимающихся.

Необходима формулировка конкретной цели содержания методической компетентности, подготовка эффективных средств физической культуры и спорта, разработка методики и составление планов подготовки. В качестве основной цели рассматривается улучшение теоретической и физической подготовленности военнослужащих на основе проработки недостаточно развитых сторон и дифференциации величины нагрузки. Разработка методики улучшения методической и физической подготовленности военнослужащих предполагает выбор эффективных средств, методов и методических приёмов, позволяющих решить поставленные задачи (рис. 2 и 3).

Таким образом, реализация представленной методики в процессе учебных занятий будет способствовать улучшению методической подготовленности военнослужащих и, как следствие, позволит успешно сдать нормы «Наставления по физической подготовке и спорту» в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). Оценку эффективности использования представленной методики можно осуществить по результатам изменения уровня методической подготовленности и компетентности в процессе занятий по физической подготовке и спорту.

Следует отметить, однако, что непродуманное, объективно немотивированное встраивание указанных технологий в дидактическую систему формирования методической компетентности военного специалиста, безусловно, педагогически неоправданно. Необходимо придерживаться неких правил, носящих, преимущественно, рекомендательный характер.

Таблица 1

Примерное годовое распределение часов на разделы по комплексной программе физической подготовки военнослужащих воинских коллективов

Разделы учебной программы Элементы и компоненты программы Всего часов

Основы знаний о деятельности в области физической культуры и спорта Медико-биологические, психолого-педагогические, социально-культурные и исторические основы 46

Меры безопасности и охраны труда на занятиях физической культуры и спорта Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях физическими упражнениями 4

Итого: 60

Способы деятельности в области физической культуры, спорта и военно-прикладной направленности: Развитие способностей и физических качеств

• быстрота 20

• сила 20

• выносливость 20

• ловкость (координационные способности) 20

• гибкость 20

• скоростно-силовые способности 20

Итого по разделу развития двигательных способностей 120

Способы основной физкультурной деятельности со спортивной, военно-прикладной направленностью: Двигательные действия и навыки, действия и приемы в физкультурных и спортивных видах деятельности

• Гимнастика, акробатика 20

• Футбол 20

• Баскетбол 20

• Волейбол 20

• Легкая атлетика 20

Итого: 100

Способы вариативной физкультурной деятельности со спортивной, военно-прикладной направленностью:

• Легкая атлетика 10

• Атлетические единоборства (элементы армейского рукопашного боя, самбо, бокса) 10

• Гиревой спорт 10

• Пляжный футбол 10

• Комплексные занятия 10

Итого: 60

Итого на изучение двигательных действий, формирование навыков и приемы в видах физкультурной и спортивной деятельности 270

Всего часов на учебный год 320

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующую систему методических рекомендаций по формированию методической компетентности у военнослужащих, проходящих службу по призыву и контракту:

1. Обеспечение позитивного взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе личностно ориентированного педагогического взаимодействия.

2. Достижение разумного баланса между индивидуальным и коллективным смыслополаганием в процессе согласования целей, координации усилий и установления взаимопонимания контактирующих сторон.

3. Соотнесение ролевых позиций субъектов взаимодействия, регламентированных условиями учебно-воспитательной деятельности, при одновременном формировании знаний, методико-практических умений и обогащения индивидуального опыта установления и поддержания позитивных межличностных контактов.

Библиографический список

4. Использование методологии педагогического моделирования (в частности, когнитивных карт) для построения обучающимися теоретической модели формирования собственной методической компетентности, а также оценки достижений в процессе ее практической реализации.

5. Комплексное использование на занятиях элементов инновационной педагогической деятельности (современных технологий обучения в сфере физической культуры и спорта).

Указанная система рекомендаций может служить отправным моментом для моделирования и внедрения в педагогическую практику войсковых частей методической системы формирования психолого-педагогической компетентности в области физической культуры и спорта военнослужащих. Подчеркнем, что данные рекомендации были реализованы нами в рамках модели формирования методической компетентности военнослужащих в войсковой части 74814.

1. Боцман О.С., Трапезников С.А., Пашута В.Л., Беляев В.А. Физическая культура населения - залог боевой готовности государства. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2020; № 3: 42 - 46.

2. Боцман О.С., Трапезников С.А., Федоренко О.А., Хуббиев Ш.З. Комплексно-контрольные упражнения как средство проверки, оценки физической подготовленности и физического совершенствования военнослужащих. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2020; № 3: 103 - 110.

3. Кульчицкий В.Е. Развитие профессиональной компетентности преподавателя физической культуры военного вуза. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Ставрополь, 2006.

4. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009). Available at: http://vii.sfu-kras.ru/images/libs/nast_VCRRpdf

5. Пашута В.Л. Факторы, определяющие необходимость психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в военно-физкультурном вузе. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013; № 3 (97): 159 - 163.

6. Пашута В.Л., Никольская А.С., Еремина И.В. Особенности педагогического сопровождения специалиста по физической подготовке и спорту в военно-физкультурном вузе. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2019; № 1: 117 - 120.

7. Трапезников С.А., Кадыров РМ., Пашута В.Л. Моделирование организации физической подготовки офицеров вузе. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2020; № 2: 76 - 81.

References

1. Bocman O.S., Trapeznikov S.A., Pashuta V.L., Belyaev V.A. Fizicheskaya kul'tura naseleniya - zalog boevoj gotovnosti gosudarstva. Aktual'nyeproblemyfizicheskojispecial'noj podgotovki silovyh struktur. 2020; № 3: 42 - 46.

2. Bocman O.S., Trapeznikov S.A., Fedorenko O.A., Hubbiev Sh.Z. Kompleksno-kontrol'nye uprazhneniya kak sredstvo proverki, ocenki fizicheskoj podgotovlennosti i fizicheskogo sovershenstvovaniya voennosluzhaschih. Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur. 2020; № 3: 103 - 110.

3. Kul'chickij V.E. Razvitieprofessional'nojkompetentnostiprepodavatelya fizicheskojkul'tury voennogo vuza. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Stavropol', 2006.

4. Nastavlenie po fizicheskoj podgotovke i sportu v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii (NFP-2009). Available at: http://vii.sfu-kras.ru/images/libs/nast_VCRF.pdf

5. Pashuta V.L. Faktory, opredelyayuschie neobhodimost' psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya uchebnogo processa v voenno-fizkul'turnom vuze. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2013; № 3 (97): 159 - 163.

6. Pashuta V.L., Nikol'skaya A.S., Eremina I.V. Osobennosti pedagogicheskogo soprovozhdeniya specialista po fizicheskoj podgotovke i sportu v voenno-fizkul'turnom vuze. Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur. 2019; № 1: 117 - 120.

7. Trapeznikov S.A., Kadyrov R.M., Pashuta V.L. Modelirovanie organizacii fizicheskoj podgotovki oficerov vuze. Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur. 2020; № 2: 76 - 81.

Статья поступила в редакцию 30.01.21

УДК 371.745/749

Madaev U.M., postgraduate, Department of Decorative and Applied Arts, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

E-mail: [email protected]

Radzhabov I.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Decorative and Applied Arts and Teaching Methods, Dagestan State Teachers'

University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]

THE PROBLEM OF THE ROLE OF FINE AND DECORATIVE ARTS IN THE ART EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN IN THE WORKS OF RUSSIAN SCIENTISTS. The article deals with the problem of the content of the educational process of schoolchildren by means of fine and decorative arts. Special attention is paid to the teaching methods of teachers with extensive theoretical and practical experience. For example, the pedagogical concepts of B.M. Nemensky, N.N. Rostovtsev, V.S. Kuzin, B.P. Yusov, T.Ya. Shpikalova, T.S. Komarova, etc. The work of I.M. Radzhabov, dedicated to the improvement of children's visual creativity by means of decorative and applied art of Dagestan, is noted. The authors conclude that in general education schools, the potential of the traditions of folk decorative and applied art for the artistic creativity of students' development is not used enough. This is due to the lack of purposeful work on the use of decorative and applied arts in the educational process of the school, as well as the lack of development of the content and forms of introducing students to the national culture.

Key words: art education, visual and decorative arts, leading teachers, Dagestan.

У.М. Мадаев, аспирант, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

И.М. Раджабов, д-р пед. наук, проф., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]

ПРОБЛЕМА РОЛИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

В статье рассматривается проблема организации образовательного процесса школьников средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Особое внимание уделено методикам преподавания педагогов, имеющих большой теоретический и практический опыт, например, педагогическим концепциям Б.М. Неменского, Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина, Б.П. Юсова, Т.Я. Шпикаловой, Т.С. Комаровой и др. Отмечен труд И.М. Раджабова, посвященный совершенствованию детского изобразительного творчества средствами декоративно-прикладного искусства Дагестана. Авторы делают вывод о том, что в общеобразовательных школах потенциал традиций народного декоративно-прикладного искусства для художественного творчества развития учащихся используется недостаточно. Это объясняется отсутствием целенаправленной работы по использованию декоративно-прикладного искусства в образовательном процессе школы, а также неразработанностью содержания и форм приобщения учащихся к национальной культуре.

Ключевые слова: художественное образование, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, ведущие педагоги, Дагестан.

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство представляет собой одно из перспективных направлений развития современного отечественного образования. Оно играет значительную роль в процессе художественного, духовного и эмоционального развития учащихся.

В настоящее время общепедагогические и методические условия, которые необходимо учитывать в эстетическом воспитании и развитии творческой активности школьников, в значительной степени определяются содержанием художественно-педагогического образования. Последнее, в свою очередь, представляет собой положительный опыт общечеловеческих ценностей, подлежащий изучению и освоению в процессе учебно-воспитательной работы [1 - 14].

Педагогическая теория и практика показывают, что эстетическое начало должно пронизывать все стороны жизни школьников. При этом одна из важнейших позиций в общей системе эстетического воспитания принадлежит художественно-эстетическому образованию [2; 4; 6; 7]. В основе общепринятой методики преподавания предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства лежит большой фактический материал. Последний нашёл своё отражение в теоретических и практических разработках ряда видных педагогов, в числе которых Б.П. Юсов, Н.Н. Ростовцев, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, В.С. Кузин, И.М. Раджабов [12, с. 121 - 122] и Т.Я. Шпикалова.

В трудах Н.С. Карпинской, Е.А. Флериной, Н.А. Ветлугиной и А.П. Усовой отмечаются непреходящие художественно-эстетические ценности, которыми обладает декоративно-прикладное искусство, помогающее воспитать в учащихся патриотические чувства и приобщить их к миру прекрасного. Проблемам изучения истории развития народного декоративно-прикладного искусства Республики Дагестан посвящены работы таких авторов, как П.М. Дибиров, М.М. Маммаев,

Н.Б. Бакланов, Д.М. Атаев, Г.Г Газимагомедов, А.А. Иванов, Б.А. Дрон, С.А. Хан-магомедов, Э.М. Шиллинг и Э.В. Кильчевская.

Вопросы художественно-эстетического образования учащихся с использованием средств народного декоративного искусства на современном этапе обучения в школах республики были всесторонне освещены в исследованиях ГМ. Миркиева [2, с. 15], А.М. Магомедова, Д.Б. Магомедова [3, с. 22], Ш.А. Мир-зоева, П.Н. Магомедовой, М.М. Байрамбекова, С.М. Гаджимурадова, И.М. Раджабова, Н.П. Рашидова, Е.М. Крючкова, Э.А. Казанбиева, П.С. Султановаой [5, с. 121 - 123] и Х.З. Шарбузовой.

За годы функционирования дагестанской школы был накоплен существенный опыт работы по инициированию у учащихся эмоционально-образной и нравственно-эстетической активности средствами декоративно-прикладного искусства.

По словам М.М. Омарова, приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству способно воспитать у них «мировоззренческие, эстетические, нравственные, патриотические чувства и убеждения». Данный исследователь также считает, что изучение произведений декоративно-прикладного искусства даёт школьникам возможность для правильного осмысления собственного отношения к окружающей действительности, а равно учит «выполнить свой долг и обязанности перед Родиной и обществом». М.М. Омаров демонстрирует, что занятия декоративно-прикладным искусством помогают «воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине», развивают у них способность к тому, чтобы «увидеть большую реальную и потенциальную силу нерушимой дружбы народов и их сплоченности» [1, с. 3].

Таким образом, одним из наиболее перспективных направлений развития эстетического образования в нашей стране и, в частности в Республике Дагестан,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.