Научная статья на тему 'Условия развития социального предпринимательства в России'

Условия развития социального предпринимательства в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
239
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SECTOR / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / SOCIAL POLICY / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE COUNTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плюхина Анастасия Алексеевна

Развитие такого явления, как социальное предпринимательство, получило широкое распространение во всем мире. Россия не стала исключением, и в настоящее время весьма остро стоит вопрос о становлении данного вида предпринимательской деятельности в качестве базового института гражданского общества нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conditions for the development of social entrepreneurship in Russia

The development of such phenomenon as social entrepreneurship has become widely spread all over the world. Russia is not an exception. And nowadays it is a very acute problem to establish this type of entrepreneurship as a basic institution of civil society in our country.

Текст научной работы на тему «Условия развития социального предпринимательства в России»

А.А. Плюхина

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

Развитие такого явления, как социальное предпринимательство, получило широкое распространение во всем мире. Россия не стала исключением, и в настоящее время весьма остро стоит вопрос о становлении данного вида предпринимательской деятельности в качестве базового института гражданского общества нашей страны.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальная сфера, государственно-частное партнерство, социальная политика, социально-экономическое развитие страны.

Основным фактором эффективности современной экономики является достижение общественного благосостояния и приоритет развития социальной сферы. Отсюда повышенный интерес общества к развитию такого вида предпринимательской деятельности, как социальное предпринимательство.

Социальное предпринимательство представляет собой некую гибридную модель, которая аккумулирует признаки благотворительности и традиционного бизнеса. Оно объединяет людей и организации, позволяя им, с одной стороны, собрать из множества источников ресурсы для реализации социально значимых проектов и для решения целого ряда социальных проблем. С другой стороны, оно призвано создавать социально важные продукты и услуги, которые в должной мере не предоставляются государством или рынками.

Цели, реализуемые социальными предприятиями, не могут быть измерены только лишь размером прибыли или степенью их проникновения на рынок. Они совмещают инновации, предпри-

© Плюхина А.А., 2014

нимательство и социальные функции и стремятся обрести финансовую стабильность благодаря доходам от своей деятельности, при этом ставя социальный аспект выше получаемой прибыли и используя большую часть денежных доходов исключительно в интересах своих «клиентов», а не собственников.

Пожалуй, именно этот подход раскрывает концепцию социального предпринимательства в самом актуальном на данный момент направлении. Все большее внимание сейчас уделяется острым социальным проектам, способным быстро масштабировать свою модель и достигать максимальных результатов для реализации поставленных целей. Поэтому, например, социальное предпринимательство может послужить достойной альтернативой решению общественных и экологических проблем.

Преимущества социального предпринимательства заключаются в возможности использования незадействованных в экономике ресурсов, создании рыночной среды там, где ее еще нет, сочетании интересов общества, бизнеса и государства, ориентации на местные ресурсы.

Социальные предприниматели, работая в области образования, здравоохранения, борьбы с бедностью, создают возможности для социально-экономического развития, делают общество более справедливым и повышают уровень стабильности, обеспечивая его будущее благополучие.

Поэтому обеспечение стабильного и эффективного развития данного направления бизнеса невозможно без соблюдения следующих условий.

Во-первых, это наличие достаточного объема инвестиционных ресурсов. По данным исследования, проведенного в 2012 г. Глобальной сетью социальных инвесторов совместно с компанией J.P. Morgan, в настоящее время около 52% всех социальных инвесторов - это управляющие компании, 78% средств которых формируют прямые инвестиции. Наибольшая доля инвестиций в социальный сектор приходится на развитые страны: 56% - США и Канада, 27% - Северная, Южная и Западная Европа. Среди развивающихся стран выделяются Северная Африка (6%), Латинская Америка (4%) и Юго-Восточная Азия (2%). На Восточную Европу, Россию и Среднюю Азию вместе приходится всего 1% социальных инвестиций1.

Преимущественными направлениями инвестирования в 2012 г. стала поддержка сельскохозяйственного производства (57% организаций), доступное здравоохранение (51%) и образование (45%). Наибольшая доля социальных инвесторов работает с устойчивыми

предприятиями в стадии роста (78%), а также с предприятиями, находящимися в стадии становления (51%). На стартапы приходится лишь 18% вложений2.

Вторым условием развития социального предпринимательства является поддержка государства. Когда государство в той или иной форме (например, передавая госзаказы социальным предпринимателям на поставку товаров и услуг, предоставляя льготы на аренду помещения, налоговые скидки, гарантии по кредитам) поддерживает бизнес с социальной миссией, оно повышает его конкурентоспособность, качество производства, а социальный предприниматель, в свою очередь, наиболее эффективно решает социальные проблемы.

Например, в Великобритании государство на всех уровнях власти активно поддерживает социальный бизнес. В стране принят закон, выделяющий социальные предприятия в качестве самостоятельного субъекта экономической деятельности, введены нормы, стимулирующие партнерские отношения между правительством и организациями, работающими в социальной сфере, а специальная государственная программа обучения и мастер-классов позволяет начинающим социальным предпринимателям улучшить коммерческие навыки и успешно конкурировать за получение государственных контрактов.

Эти действия способствовали активному распространению социального предпринимательства. Так, в настоящее время в Великобритании действует около 62 тыс. социальных предприятий, в которых работает более 800 тыс. человек. Общий годовой оборот таких предприятий 12 млрд евро, что составляет 1% от ВВП страны. При этом в Лондоне сосредоточено 22% всех социальных предприятий, что делает столицу центром предпринимательской активности.

В качестве третьего условия развития социальных предприятий можно выделить обеспечение их финансовой устойчивости, что выражается в способности генерировать доход, полученный от собственной деятельности, и повышать экономическую эффективность. При этом, например, в России лишь 70% проектов приносят прибыль, 20% самоокупаются, остальные 10% убыточны3.

Немаловажное значение в развитии социального предпринимательства играет также наличие условий для вступления предприятий в интеграционные взаимодействия и формирования различного рода кооперационных связей, что снижает риски их деятельности и повышает конкурентоспособность. В этой связи является актуальным и повышение ответственности территориальных органов

власти за уровень развития социального предпринимательства, так как именно на территории в большей мере падает задача реализации социальной политики государства.

Пятым условием развития социального предпринимательства, по нашему мнению, становится возможность масштабирования проектов и распространения социальной модели общества с целью расширения и углубления ее воздействия на бизнес.

За последние 10-15 лет уровень развития социального предпринимательства в мире значительно вырос. Сегодня в Европе доля игроков в социальной сфере достигает от 40% (Франция) до 55% (Италия) и свыше 3,5 млн рабочих мест предоставляется социальными предприятиями. В США каждый четвертый житель страны является членом некоммерческой организации, предоставляя многочисленные социальные услуги всем слоям общества, в том числе людям с ограниченными возможностями.

В то же время уровень развития социального предпринимательства в России пока не соответствует западным стандартам. В нашей стране социальным бизнесом занимается только около 1% предпринимателей, оказывая, по данным Минтруда Российской Федерации, услуги не более 27 тыс. граждан4.

Безусловно, эти данные свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии некоммерческого сектора отечественной экономики и требуют принятия действенных мер по минимизации рисков и повышению эффективности деятельности социального предпринимательства.

Так, на Гайдаровском форуме 2014 г.5 был представлен проект по реализации мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», призванных способствовать увеличению количества негосударственных участников рынка в социальной сфере в целях повышения качества оказываемых услуг и оптимизации бюджетных расходов.

Эта «дорожная карта» разработана Агентством стратегических инициатив (АСИ) по поручению президента В.В. Путина в начале 2013 г. Среди основных задач проекта:

• Увеличение доли частных организаций для оказания услуг населению путем реализации комплекса специальных мер и внедрения ряда механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере, таких как внесение изменений в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД), в части более полной классификации предоставляемых социальных услуг; формирование реестров

поставщиков услуг в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации и регистра получателей социальных услуг в субъектах Российской Федерации; развитие нормативной и методической базы, обеспечивающей расширение практики заключения концессионных соглашений в социальной сфере; участие специалистов негосударственных организаций в программах повышения квалификации, поддерживаемых государством и ряд других мер.

• Финансирование социальных проектов. Деятельность некоммерческих организаций строится в первую очередь на грантовой благотворительной основе. Кроме субсидии, социальные предприниматели могут воспользоваться всем комплексом мер, предусмотренных госпрограммой. Это может быть и микрокредитование, и поручительства гарантийных фондов, и ряд других мер, таких как субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным на реализацию инвестиционных проектов, и предоставления дополнительных налоговых льгот, планируется введение ставки 0% по налогу на прибыль в отношении организаций, предоставляющих услуги социального обслуживания.

На поддержку социального предпринимательства в бюджете Минэкономразвития России предусмотрены средства в размере 22 млрд руб. (на 3 года)6. Финансирование может осуществляться по 2 направлениям: адресная поддержка (фонды, гранты) и инфраструктурная поддержка развития. Программой поддержки малого и среднего бизнеса предусмотрено предоставление специальной субсидии на софинансирование мероприятий, связанных с поддержкой социального предпринимательства. Максимальный размер субсидии федерального бюджета составляет 0,6 млн руб. на одного субъекта социального предпринимательства - получателя поддержки. Однако при этом необходимо вложить в качестве со-финансирования не менее 15% от суммы получаемой субсидии.

Выполнение проекта позволит снять барьеры, которые сегодня препятствуют более широкому вхождению негосударственных структур в социальную сферу. Развитие этой инфраструктуры позволит к 2020 г. организовать во всех регионах страны более 50 тыс. социально ориентированных компаний с общим годовым оборотом более 15 млрд евро и более 500 тыс. новых рабочих мест. Проекты в социальной сфере будут финансироваться из бюджетов регионов (50%) и партнерских организаций (50%). АСИ будет осуществлять координацию проекта и обеспечивать эффективное взаимодействие с региональными и федеральными органами власти.

Для развития этого нового для России направления предпринимательской деятельности важна не только правильная самоидентификация, которая может прийти с усилением информационного обмена, но и развитие важных социально-экономических институтов, таких как малое предпринимательство, государственно-частное партнерство, кредитная кооперация, микрофинансирование, некоммерческая деятельность в социально-экономической сфере, способных выступить в качестве «материнских структур» для развития социального предпринимательства.

Расширение масштабов названных институтов, реализация механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере могут стать одним из альтернативных путей решения целого ряда социальных проблем и преодоления рисков, с которыми зачастую сталкиваются социальные предприниматели.

Примечания

New Economics for Impact Investing [Электронный ресурс] // Global Impact Investing Network (GIIN). URL: http://www.thegiin.org/cgi-bin/iowa/resourc-es/research/448.html (дата обращения: 15.09.2014). Там же.

Уточните, пожалуйста [Электронный ресурс] // Фонд региональных социальных программ «Наше будущее». URL: http://www.nb-fund.ru/about-us/media-about-us/utochnite-pozhaluysta.html (дата обращения: 15.09.2014). Минтруд хочет обнулить налог на прибыль организаций, работающих в сфере соцобслуживания [Электронный ресурс] // ТАСС. Информационное агентство России. URL: http://itar-tass.com/ekonomika/905829 (дата обращения: 15.09.2014).

Россия и мир: устойчивое развитие [Электронный ресурс] // Гайдаровский форум 2014. URL: http://www.gaidarforum.ru/ru (дата обращения: 15.09.2014). АС И запустило новый масштабный проект - всероссийскую сеть Центров инноваций социальной сферы [Электронный ресурс] // Агентство стратегических инициатив. URL: http://www.asi.ru/news/4633 (дата обращения: 15.09.2014).

3

4

5

6

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.