ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И ЕГО КРИТЕРИИ
ВОЛКОВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются различные подходы к трактовке понятия «социальное предпринимательство», на базе которых автор выделяет критерии данного явления. Отмечается необходимость уточнения понятия социального предпринимательства на фоне существующих в современном мире противоречий между нарастающими социально-экономическими проблемами и современными гуманистическими аспектами экономики. В силу неоднозначности понятия социального предпринимательства необходимо уделить особое внимание формированию в предпринимательском сообществе и в российском обществе в целом ясного понимания этого термина и связанных с ним понятий «социальное предприятие» и «социальный предприниматель». Появление социального предпринимательства является ответом на имеющиеся в обществе проблемы, на существующие «провалы рынка» и «провалы государства». Автор синтезирует понятие «социального предпринимательства» на базе трех точек зрения на данное явление. Первая основывается на некоммерческой природе социальных предприятий, вторая рассматривает коммерческую составляющую их деятельности, третья включает в себя государственно-частное партнерство как одну из сторон социального предпринимательства. После проведенного анализа, автор приходит к выводу, что социальное предпринимательство необходимо рассматривать комплексно, так как каждый из подходов имеет свои недостатки и пробелы. Несмотря на то, что основной целью деятельности социальных предприятий является социальный результат, им приходится функционировать на рынке по его законам и поддерживать конкурентоспособность. Отсутствие в России четкого правового регулирования взаимодействия бизнеса и власти, мешает осуществлению механизма государственно-частного партнерства в социально-предпринимательской деятельности. Выделенные критерии позволяют взглянуть на социальное предпринимательство как на самостоятельную категорию. Раскрывая содержание шести критериев, среди которых экономический, ресурсный, поведенческий, рыночный, организационный и институциональный, автор подчеркивает важность социального предпринимательства как нового общественного института, позволяющего выстроить комфортный климат для эффективного использования ресурсов.
Ключевые слова: социальное предпринимательство, критерии социального предпринимательства, социальное предприятие, государственно-частное партнерство
В современной экономике научные работы, посвященные социальному предпринимательству, все еще отталкиваются в основном от конкретных примеров и используют исследовательские методы и подходы из различных смежных наук. Социальное предпринимательство рассматривается как междисциплинарное понятие на стыке экономики, предпринимательства, социологии, социального изменения, социальной ответственности, венчурной филантропии.
Качественные изменения экономической жизни современного мира требуют уточнения понятия социального предпринимательства, определения его критериев и места в экономической науке. К качественным изменениям можно отнести усиление обострения социальных проблем. Это находит отражение в наращивании отрыва
богатых и бедных, в уровне жизни по отдельным странам и внутри национальных экономик, в обострении демографических проблем, превращении социального расслоения в непреодолимую пропасть. В данном контексте понимание необходимости изменения бизнес идеологии получает все большее распространение. Многие современные экономисты все больше уверены, что оценивать результаты бизнес-деятельности теперь следует не по количеству получаемых денег, сколько по качеству полезности для общества. Например, Ю. В. Яковец утверждает, что развертывание экономической революции второй четверти XXI в. будет сопровождаться формированием нового строя - интегрального по своему характеру, гума-нистически-ноосферного. На фоне усложнения и возрастания различного рода противоречий, ос-
новная линия перемен проявится в переходе к «фундаментальному принципу диалога и партнерства социальных сил, государств и цивилизаций с опорой на науку и образование» [1].
По большому счету, одно из основных противоречий проявляется в отсутствии глубокой разработки новых теоретических идей и практических рекомендаций, которые соответствовали бы современным гуманистическим аспектам экономики. Стоит отметить, что новая эпоха, в которой человек не затерян в материально-вещественных и финансовых потоках, делает социальное предпринимательство очень популярной темой, обсуждаемой как на государственном уровне, так и в экспертном сообществе. Так, например, в Москве ежегодно проводится Социальный форум России. В 2013 г. он проходил под лозунгом «Социальная солидарность в действии. Человек в центре внимания». Основной его темой стало объединение усилий бизнеса, общества и государства в развитии социального предпринимательства. По словам С. Железняка, именно такой подход способен эффективно отвечать на вызовы, которые есть сегодня в социальной сфере, при этом важно, что ни одна из этих сторон не будет злоупотреблять своими возможностями и действовать исключительно в интересах общества. Однако массовому применению этого подхода препятствуют отсутствие правового поля и четкого понятия того, какое предприятие считать социальным. Разработка определения социальному предпринимательству является одним из основных вопросов его изучения. В силу новизны и неоднозначности понятия социального предпринимательства необходимо уделить особое внимание формированию в предпринимательском сообществе и в российском обществе в целом ясного понимания этого термина и связанных с ним понятий «социальное предприятие» и «социальный предприниматель».
В настоящее время в Российской Федерации в качестве определения данного вида деятельности используются крайне расплывчатые формулировки: «социально ориентированная деятельность», «достижение общественно-полезных целей», которые не позволяют вычленить явление из ряда других. Отсутствие четкой дефиниции и законодательного закрепления понятия «социальное предпринимательство» затрудняет осуществление государственной поддержки и создание благоприятных налоговых условий для данной категории предпринимателей.
Единственное определение социального предпринимательства содержится в приказе
Минэкономразвития России о предоставлении субсидий на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами РФ. Из него следует, что социальное предпринимательство является «социально ответственной деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, направленной на решение социальных проблем, в том числе обеспечивающих выполнение следующих условий: обеспечение занятости незащищенных групп населения и предоставление услуг в сферах трудоустройства, социального обслуживания, помощи пострадавшим, образования граждан с ограниченным доступом к образовательным услугам и др». Однако оно применяется только в рамках реализации данного приказа [2].
В данном определении указаны лишь некоторые условия деятельности, социальных предприятий, но не ясно, должны ли они выполняться все сразу или для получения статуса социального предприятия достаточно выполнения одного из них. Более того, социально ответственными можно назвать действия любого предприятия, улучшающего жизнь местного сообщества или устраняющего необходимость государственного регулирования. Любое предприятие является членом общества, поэтому нормы морали должны управлять его поведением. Основная проблема состоит в том, что социальное предпринимательство находится на стыке благотворительности и бизнеса. Целью «традиционного» предпринимательства, как известно, является извлечение прибыли в рамках действующего законодательства. Зачастую представители бизнеса пользуются «схемами» благотворительности в качестве способа законного сокращения уплачиваемых налогов. Отвлечение ресурсов бизнеса на инфраструктурные и социальные программы не должно отрицательно сказываться на экономическом развитии. Определение понятия социального предпринимательства в рамках российской действительности должно предупредить недобросовестное применение этого вида деятельности предпринимателями и подрыва доверия общественности к организациям данного типа.
Также не понятна специфика социального предпринимательства как обособленного вида экономической деятельности. Другими словами, решающим критерием разделения специфики предприятий как на федеральном, так и региональных уровнях власти остается разделение по принципу «коммерческий - некоммерческий». При этом наиболее сложным оказывается разграничение социальных предприятий и НКО, ис-
пользующих некоторые виды доходной деятельности для поддержания устойчивости в реализации социальной миссии. Многие эксперты сходятся во мнении, что в целях решения данной проблемы в первую очередь необходимо законодательно закрепить понятие социального предпринимательства на федеральном уровне, а также внести соответствующие поправки в отраслевое законодательство. Следует отметить, что в октябре 2014 г. в Госдуму был внесен законопроект о социальных предприятиях. В случае его принятия, ориентированные на такую деятельность бизнесмены смогут рассчитывать на различные преференции. В новой статье закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предложено установить, что такие организации относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру его поддержки. Социальное предпринимательство в документе определяется как «социально ориентированная деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на достижение общественно полезных целей, решение социальных проблем, в том числе оказание поддержки лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации». При этом такая деятельность должна отвечать хотя бы одному из оговариваемых в законопроекте условий: обеспечение занятостью инвалидов, матерей с малолетними детьми, выпускников детских домов и т. д., (их доля в общей численности работников предприятия составляет не менее
50 %); основным видом деятельности должно являться социальное обслуживание населения, либо развитие физкультуры и спорта, либо производство медицинской техники, либо культурно-просветительской деятельность, либо социальная адаптация отдельных групп граждан [3].
По мнению депутата Госдумы Р. Марданши-на, «социальное предпринимательство - понятие новое для российского обывателя. Необходимо сделать так, чтобы все узнали, кто такие социальные предприниматели, и поняли, что, они хотя и являются коммерческими субъектами, но выполняют социально значимые функции - фактически берут на себя часть функций государства». Данной точки зрения придерживается и А. Московская, которая считает, что социальное предпринимательство решает « те острые проблемы, которые не решаются силами рынка, бизнеса и государства в форме социальной политики...» [4].
Действительно, как отмечает О. В. Архипова, рынок и государство не являются совершенными
институтами и имеют свои изъяны. В начале XX в. благодаря трудам таких ученых, как А. Маршалл, А. Пигу, Ф. Хайек, Ч. Вульф и др. начала складываться концепция «провалов рынка» и «провалов государства». Под провалами рынка следует понимать препятствия, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения, т. е. не позволяющие рыночному механизму достичь общественной эффективности. В данной ситуации государство является регулятором стабильности и сглаживает рыночные провалы, а в некоторых случаях и вовсе их нейтрализует. Но следует заметить, что многие экономисты, которые ранее обосновывали необходимость государственного вмешательства в экономику, ссылаясь на «провалы рынка», теперь предпочитают занять более осторожную позицию: неблагоприятные последствия, связанные с «провалами государства», могут оказаться еще более серьезными, чем проявления «провалов рынка» [5].
Рыночным силам не удается обеспечивать наилучшее размещение и использование ресурсов, то есть блага, создание которых связано со значительными внешними эффектами, недопро-изводятся. Государство со своей стороны иногда усиливает рыночную власть, поскольку в сфере принятия и реализации политических решений действуют люди с такими же эгоистическими интересами, как и те, кто выступает продавцами и покупателями на рынке. Их рациональное поведение, реализующее собственные интересы, не обязательно обеспечивает наивысшую эффективность функционирования общественного сектора. Другими словами, возникает информационная асимметрия и монополизация информации сотрудниками государственного аппарата, а успех предпринимательских структур определяется их взаимоотношениями с государственными органами. В результате расходование ресурсов работает не на наилучшее удовлетворение запросов потребителей, а на обеспечение искусственных преимуществ.
Определение, данное Ким Алтер, подтверждает, что социальное предпринимательство часто возникает там, где государство не в силах побороть определенную проблему на должном уровне в силу изъянов своего устройства и недостатков законодательной базы: «социальное предприятие - это любое венчурное предприятие, созданное с социальной целью - смягчения / сокращения социальной проблемы либо устранения «провалов» рынка, функционирующее на основе
финансовой дисциплины, инноваций и порядка ведения дел, принятого в частном секторе» [6]. Этой точке зрения созвучно понимание социального предпринимательства как последовательного процесса реализации возможностей для осуществления социальных инноваций, описанное в докторском диссертационном исследовании Сандры Уе-бер, выполненном в университете штата Небраска. Соответственно, социальный предприниматель определяется как лицо, которое ищет социальные возможности для удовлетворения тех потребностей, которые не могут быть удовлетворены правительством, определяет их и предпринимает действия для планирования и осуществления социальных изменений путем мобилизации ресурсов [7].
Таким образом, появление социального предпринимательства является ответом на накопленные обществом трудноразрешимые социальные проблемы. В рамках решения этих проблем предприниматели получают возможность создавать необходимые людям товары и услуги, повышать уровень их жизни. Организация деятельности социального предпринимательства лежит на стыке нескольких секторов: коммерческого, некоммерческого и государственного, объединяя их черты. Причем определение понятия социального предпринимательства невозможно без учета свойств каждого из них.
Для одних исследователей социальное предпринимательство - это деятельность некоммерческих организаций, которые пытаются найти альтернативные стратегии ресурсного обеспечения. К ним можно отнести Д. Остин, Х. Стивенсон, Д. Бош и др., которые рассматривают социальное предпринимательство как некоммерческие инициативы в поиске альтернативных стратегий финансирования либо как схемы управления для получения социального блага.
Некоммерческая организация в чистом виде -бесприбыльная деятельность, ориентированная на социальный эффект, и на реализацию общественной миссии, достижение тех или иных общественных целей, выраженных в программах и проектах. Некоммерческие организации незаменимы, когда речь идет о срочной помощи при природных или гуманитарных катастрофах, сборе средств, необходимых для срочной медицинской помощи, для реализации волонтерских проектов. Предприятия такого типа не выходят за пределы своей сферы деятельности: их влияние остается ограниченным, то есть целевая аудитория ограничивается местным населением, а сфера деятельности определяется ресурсами, которые находятся в свободном доступе. Такие предприятия, по сути,
являются уязвимыми, что может привести к срыву и потере услуг для их целевой группы. Они перестают функционировать либо когда их социальная миссия осуществлена, либо когда исчерпываются ресурсы.
Другими словами подобная деятельность не предполагает достижение широкого масштаба, то есть ее модель не является настолько привлекательной, чтобы многие другие захотели позаимствовать и воспроизвести ее. Социальное предпринимательство же поднимает планку ответственности выше и становится таким образом локомотивом эволюции в понимании справедливости. Как нельзя лучше это явление описывают знаменитые слова Б. Драйтона, о том, что социальные предприниматели «не довольствуются тем, чтобы просто дать человеку рыбы, или обучить, как ее ловить. Они не успокоятся до тех пор, пока не революционизируют саму рыбную отрасль» [8].
Согласно таблицы 1, приведенной ниже, специфика социального предпринимательства соответствует критериям некоммерческой организации, но существование социального предпринимательства невозможно без учета финансовой составляющей. Другими словами, в социальном предпринимательстве достижение социального благосостояния является первостепенной целью, в то время как получение экономического дохода необходимо для обеспечения устойчивости инициативы и финансовой состоятельности. Помимо социального эффекта, социальное предпринимательство для обеспечения долгосрочного развития направлено прежде всего на зарабатывание денег, чем серьезно отличается от традиционной НКО. Часто форма некоммерческой организации используется для того, чтобы предохранить превращение социального проекта в коммерческий бизнес. Например, в Чехии Марек Черноцки создал некоммерческую организацию по строительству гидростанции, которая призвана стать долгосрочным источником финансирования важных благотворительных проектов. Идея состоит в том, чтобы создать такое предприятие, которое сможет питать ресурсами не только себя, но и задуманные организатором социальные проекты.
Таким образом, если основной долей формирования финансовых средств некоммерческой организации является не филантропия и гранты, а продажа товаров и услуг, то это - социальное предприятие. Российское законодательство позволяет некоммерческим организациям заниматься коммерческой деятельностью лишь в том случае, если это служит достижению уставных целей и
соответствует им. Также она имеет право создать коммерческую организацию (выступить ее учредителем и соучредителем), при этом не допускается предоставление льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям. Более того, если социальное предприятие в Российской Федерации зарегистрировано как некоммерческая организация, то ему сложно найти для себя структуры государственной поддержки, поскольку не во всех регионах существуют государственные подразделения по работе с некоммерческими организациями. Государство показывает свою заинтересованность в развитии третьего сектора, постепенно наращивая объем выделяемых грантов, расширяя и уточняя законодательство, касающееся социально
Рассмотрим другой подход к социальному предпринимательству, как особой форме социальной ответственности предприятий коммерческого сектора, выбирающих стратегию межсекторного взаимодействия и корпоративного гражданства. Данной точки зрения придерживаются С. Сагава, Д. Эмерсон, С. Вэдок, К. Альтер, Ф. Тверски. Для сферы социально ориентированного бизнеса коммерческая деятельность - способ достижения социальных целей. The Roberts Enterprise Development Fund (США) дает следующее определение социальному предприятию, которое позволяет отделить новую форму бизнеса от некоммерческих организаций: «доходное венчурное предприятие, организованное для расширения экономических возможностей неимущих слоев населения, одновременно ориентированное на получение прибыли» [9]. Как «коммерческое предприятие социального назначения» определяет социальное предпринимательство и Коалиция социальных предприя-
ориентированных НКО (СО НКО). Оценить же плюсы своей работы российские НКО могут, не только четко отслеживая ее результаты и получая моральное удовлетворение от той деятельности, ради которой они пренебрегли другими сферами, но и становясь с каждым годом все более влиятельной общественной силой и пользуясь ее преимуществами. НКО способны найти наиболее эффективную стратегию взаимодействия с государством, рассматривая его в качестве одного из бизнес-партнеров: в конечном итоге государственным структурам, предоставляющим гранты, нужна такая же четкость финансовых проектных показателей, а также показателей эффективности реализации программы, как и негосударственным донорам.
тий Великобритании. Также Министерство торговли и промышленности Великобритании приняло определение социального предпринимательства как «со-циально-ориен-тированного бизнеса, прибыль от деятельности которого принципиально реинвестируется в дальнейшее развитие этого бизнеса или местного сообщества, и не используется для максимизации доходов совладельцев или собственника предприятия». Таким образом, социальное предприятие - это коммерческая организация, созданная в социальных целях (смягчение/сокращение масштабов социальных проблем или провалов рынка) и для создания общественного блага. При этом, для такого предприятия характерны финансовая дисциплина, инновационная активность и решительность частной рыночной компании [10].
Из приведенных выше определений видно, что центральной темой описания природы социального предпринимательства является сочетание коммерческих задач и ведущей социальной мис-
Таблица 1
Характеристики социального предприятия
Некоммерческие организации (Критерии Университета им. Джонса Хопкинса) Коммерческие организации Негосударственные организации, ГЧП
Социальное предприятие Определенная степень институцио-нализации Цель - извлечение прибыли Социальная цель
Обособленность от органов государственного управления Действует на рынке, должно поддерживать конкурентоспособность Превращение частных интересов в общий
Прибыль не должна распределяться между членами, учредителями или руководством Высокий риск деятельности Долгосрочный характер взаимодействия
Самоуправление Необходимость в инновации Разделение риска
Добровольность Инициативность и самостоятельность Проектная структура
Социальное предприятие
сии. Ким Алтер называет данное явление «двойственной результативностью» («double bottom line concept) и дает следующие характеристики социального предпринимательства:
- использование инструментов и подходов бизнеса для достижения социальной цели;
- соединение социального и коммерческого капиталов;
- создание социальной и экономической ценности;
- получение дохода на основе коммерческой деятельности в целях финансирования социальных программ;
- приведение в движение рынком и обусловленность социальной миссией (market-driven and mission led);
- измерение результатов финансовой деятельности и социального эффекта;
- постановка финансовых задач в зависимость от их вклада в достижение общественного блага;
- финансовая свобода (отсутствие ограничений на распределение прибыли);
- ориентация стратегии предприятия на реализацию социальной миссии [6].
Действительно, проанализировав задачи коммерческого процесса, можно сделать вывод, что социальное предпринимательство, безусловно, несет в себе признаки коммерческой деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительные характеристики коммерческого процесса в социальном предпринимательстве
и традиционном бизнесе
В традиционном бизнесе В социальном предпринимательстве
Коммерческий процесс Увеличение объема продаж Увеличение охвата социальной распространенности, масштабируемость
Побуждение людей покупать Побуждение к действию
Системность, строгая последовательность действий Самоорганизация, использование бизнес-модели
Стремление к долгосрочной связи с конечным потребителем Стремление к долгосрочной связи с местным сообществом
Следует отметить, что для стабильного функционирования организаций социального предпринимательства как коммерческого предприятия необходимо предложить рынку в рамках реализации своей социальной миссии инновационные товары и услуги, которые готовы к рыночной конкуренции. Социальное предприятие, как отмечает В. Н. Якимец «это в первую очередь рыночно ориентированное предприятие, созданное для решения социальных проблем, основанное на инновационном подходе к сочетанию экономических и социальных ресурсов». Многие современные зарубежные исследователи делают акцент именно на предпринимательской составляющей социального бизнеса, что позволяет подчеркнуть важность инновации в деятельности социальных предприятий. Согласно М. Юнусу, «социальное предпринимательство -любая инновационная инициатива, ставящая перед собой цель помочь людям, может быть охарактеризована как социальное предпринимательство» [11]. Г. Диз суть социального предпринимательства объясняет следующим образом: «социальное предпринимательство соединяет в себе страсть к социальной миссии со свойственной бизнесу дисциплиной, инновацией и решительностью» [12]. Хелен Хох и Пол Трейси отмечают, что социальные предприятия занимаются коммерческими операциями, совмещая
инновации, предпринимательство и социальные цели и стремятся обрести финансовую стабильность благодаря доходам от коммерции [13].
В России понятие «бизнес» слилось с понятием «предпринимательство». Предприниматель - это в первую очередь обладатель склада ума, нацеленного на поиск возможностей, а предпринимательство - осуществление нововведений, которые появляются на основе новых «комбинаций ресурсов», используемых для производства благ и преобразования рынков. Согласно Р. Мартину и С. Осберг, сторонников принципиальной важности «предпринимательской» сущности социальных предприятий, социальное предпринимательство в своей деятельности содержит следующие три компонента:
1) выявление устойчивого, но несправедливого равновесия, обусловливающего социальную исключенность;
2) выявление внутри несправедливого равновесия возможности для производства социального блага;
3) постепенное достижение нового равновесия, высвобождающего скрытый потенциал либо облегчающего страдания целевой группы через «создание стабильной экосистемы вокруг нового равновесия» [15].
Таким образом, для традиционного предпринимателя основополагающим является коммерческая успешность его идей, дающая прибыль. Для социального предпринимателя же основополагающим является успешность инициированных им социальных инноваций, те социальные изменения, которые были вызваны его деятельностью.
Третий подход к трактовке социального предпринимательства акцентируется на государственно -частном партнерстве (ГЧП). В данном случае социальное предпринимательство выступает катализатором социальных перемен для решения злободневных социальных проблем, осуществляя роль государства в деятельности местных сообществ. Например, В. Н. Якимец определяет социальное предпринимательство как закрепленную юридически деятельность, направленную на производство благ и/или услуг, целью которой является решение социальной проблемы для целевой группы или местного сообщества [16].
Торгово-промышленная палата РФ и Центр развития ГЧП под государственно-частным партнерством понимают «совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях» то есть, систему отношений государства и бизнеса в договорной форме, которая используется в качестве инструмента экономического и социального развития и планирования». При такой трактовке под определение государственно-частного партнерства попадают и государственные закупки, и аренда государственного имущества, и приватизация, и иные формы взаимодействия бизнеса с государством, имеющие договорной характер. ГЧП как и социальное предпринимательство отличает долгосрочный характер взаимодействия, соответствующий интересам как связанного с властью бизнеса, так и общества в целом.
Подобно ГЧП социальное предпринимательство обеспечивает интенсивное развитие инфраструктуры; повышение эффективности инноваций за счет стимулов и компетенций частных партнеров, широкий доступ к рынкам частного капитала; рост качества оказываемых услуг населению, возможность для государства сконцентрироваться на контроле качества, а не на непосредственном оказании общественных услуг, что снижает бюджетную нагрузку и высвобождает дополнительные ресурсы. В то же время бизнес по сравнению с государственными институтами обладает большей мобильностью, быстротой принятия решений, способностью к нововведениям, стремлением к поиску технических и технологических
улучшений для обеспечения конкурентоспособности. Правительство же, в свою очередь, может обеспечить более успешную реализацию проектов путем создания стабильной нормативной правовой базы, проведения организационных мероприятий, в том числе по взаимодействию с гражданским обществом, а также использования финансово-экономических рычагов: субсидий, гарантий, стимулирующего налогообложения и других видов поддержки.
В России государственно-частное партнерство, так же, как и социальное предпринимательство, пока не стало инструментом социальной политики, хотя во многих странах мира социальные предприятия уже давно довольно тесно работают совместно с государственными организациями, как на общенациональном, так и на местном уровне. Например, в Великобритании в течение 20 лет благодаря механизму ГЧП были отстроены детские сады, школы и больницы. Отдельные успешные проекты есть и в России - например, с использованием ГЧП построены школы в Астраханской области, физкультурно-оздоровительный комплекс в Нижегородской области.
Проанализировав различные подходы к определению социального предпринимательства, можно сделать следующее резюме. Социальное предпринимательство решает конкретные социальные задачи (улучшение местных практик занятости, обязательства перед пользователями, равенство и доверие), действуя в рамках ясной бизнес-модели (инновации, реакция рынка, эффективность и предпринимательский фокус). То есть все социальные предприятия функционируют на определенном выбранном рынке и стараются занять рыночную нишу для достижения социальной цели.
Каждая из рассмотренных форм организации социального предпринимательства имеет недостатки, связанные с целеполаганием их деятельности: для некоммерческих организаций это недостаточный опыт бизнес-планирования, разработки маркетинговой стратегии и др.; для малого бизнеса - недостаточная конкретизация и проработка социальных задач, которые решаются в основном по остаточному принципу и плохо разработанная правовая база государственно-частного партнерства. Задача исследователей состоит в том, чтобы разобраться во всем потоке смыслов этого понятия с тем, чтобы определить содержание, место и перспективы развития социального предпринимательства, а также установить порядок взаимодействия государственных ведомств и служб с этим сравнительно новым для нашей
страны институтом предпринимательства. Как отмечает американский исследователь феномена социального предпринимательства Джанель Кер-лин, суть явления - в использовании рыночных в своей основе методов для решения социальных проблем. При этом автор предостерегает от поиска единственно верного определения, призывая каждый раз опираться на региональный контекст: «В каждом случае социальное предпринимательство развивается с помощью механизмов, которые работают в условиях конкретной страны. Можно попытаться навязать общее определение всем случаям, но тогда для многих стран оно не будет работать. Поэтому лучше всего, если каждый регион сам будет вырабатывать для себя оптимальное определение социального предпринимательства» [17]. Сопоставляя определения, можно заметить, что многие из них различаются тем, что каждое покрывает некоторую часть явления - фокусируясь на группе предприятий либо связанных с ними проблем, которые в его стране или в его сегменте исследования проявляют себя наиболее заметно.
В результате проведенного анализа социального предпринимательства сформулируем критерии данного явления, наиболее проявляющие себя в условиях российской экономики.
Экономический. Социальное предпринимательство создает новое понимание категории «прибыль». В данном случае прибыль выражается в приращении социального капитала, связей, общественной поддержке. Таким образом, на предприятиях данного типа основной акцент делается на социальное благо, в то время как получение финансовой выгоды рассматривается как необходимое условие для сохранения жизнеспособности организации. Социальное предприятие использует бизнес-модель, которая дает синергию экономического дохода и социального.
Организационный. Специфика социального предпринимательства позволяет производить замещение операционных схем организации хозяйственной деятельности. То есть изначально коммерческая инициатива обретает некоммерческую форму функционирования. В то время как коммерческая деятельность приобретает некоммерческий статус. Примером этого может служить Институт здоровья одного мира (The Institute for One World Health (IOWH), основанный доктором Викторией Хале в 2000 г., является первой в мире некоммерческой фармацевтической компанией и разрабатывает лекарственные препараты для лечения заболеваний, которыми пренебрегают в обществе Институт разрушил традиционные
представления о казалось бы неконкурентоспособной промышленности, предоставляющей лекарства особо нуждающимся в развивающихся странах, перестроив всю цепочку получения дохода от разработки лекарств до их доставки. Некоммерческая организационная форма позволила институту собрать необходимый капитал для налаживания деятельности и обеспечить другие критически важные ресурсы.
Поведенческий. В социально-предпринимательских проектах использование предпринимательских механизмов направлено на вовлечение как можно больше членов сообщества в коллективный процесс создания лучших условий жизни, ускоряя изменения. Члены сообщества становятся инициативными и приобретают определенные навыки, существенные для активной деятельности. В частности, широко распространены и достаточно эффективны инициативы по профессиональному обучению и переподготовке, адресованные сообществам с низким уровнем доходов и образования, трудоустройству лиц с низкими доходами. Социальные предприятия - это в основном мелкие и средние предприятия, которые способствуют устойчивому экономическому развитию, и в которых работник является более важным, чем денежный капитал.
Ресурсный. Социально-предпринимательский проект - это прежде всего использование инновационной модели комбинации ресурсов, позволяющей генерировать постоянный доход. По сути, организации социального предпринимательства возникают для получения положительных социальных результатов в сообществах путями, альтернативными существующим в социальной системе.
Рыночный. Социальные предприятия используют закон конкуренции. При этом социальные предприниматели должны работать в рыночных условиях - как и традиционные, то есть они непосредственно вовлечены в производство товаров и услуг для рынка и подчиняются его законам.
Институциональный. В процессе реализации собственных инновационных идей, социальные предприниматели повышают социальное благополучие путем создания новых рынков, новых предприятий, технологий, институциональных форм, рабочих мест и производительности. Институциональный аспект деятельности для социального предпринимательства особенно важен, так как оно изначально должно быть направлено на внесение положительного долгосрочного результата в инфраструктуру общественной системы. Другими словами, социальное предпринима-
тельство обеспечивает качественно новый уровень развития общественных институтов и способствует упрочению межсекторного взаимодействия.
Таким образом, учитывая перечисленные критерии, возможно определить социальное предпринимательство как долгосрочную некоммерческую инициативу, внедряющую новый социальный порядок и поддерживающую свою жизнедеятельность за счет коммерческой модели хозяйственного поведения. В то же время социальное предприятие - это устойчивая, саморазвивающаяся бизнес структура, которая формирует механизм социальной поддержки и инфраструктурного развития за счет тесной интеграции в общественную систему.
Социальное предпринимательство как самоподдерживающийся механизм содействует созданию особой «экосистемы» бизнеса и вносит ощутимый вклад в развитие человеческого капитала страны. Принятие социального предпринимательства как нового общественного института позволит сформировать новые точки роста бизнес инициатив и выстроить комфортный климат для эффективного использования ресурсов.
Литература
1. Яковец Ю. В. Глобальные экономические трансформации XXI века М.: Экономика, 2011.
2. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2012 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации: приказ Минэкономразвития России от 23. 04. 2012 г. № 223. Доступ из справ.-правовой системы «Ко нсультантПлюс ».
3. URL: http://fedpress.ru/news/society/reviews/ 14 13545750-omskim-selyanam-predlagayut-khodit-v-anti-kafe (дата обращения 03 .09. 2015)
4. URL: http://er.ru/news/123672
5. Архипова О. В. Анализ провалов государства и рынка в сравнительной форме // Вестник Челябинского государственного университета. Экономика. Вып. 29. 2010. № 27 (208). С. 12-16.
6. Alter K. Social enterprise typology. Virtue Ventures LLC, 2007.
7. Thompson J. Social entrepreneurship: a new look at the people and the potential / J. Thompson, G. Alvy & A. Lee // Management Decision 2000. Vol. 38. Issue 5. P. 328-338.
8. Баталина М. Обзор опыта и концепции социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России / М. Баталина, А. Московская, Л. Тарадина. Москва : ГУ ВШЭ, 2008.
9. Emerson J. The blended value proposition: integrating social and financial returns // California Management Review. 2003. Vol. 45. Issue 4. P. 35-51.
10. Московская А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
11. Юнус М. Создавая мир без бедности: социальный бизнес и будущее капитализма / М. Юнус, А. Жоли. М. : Альпина Паблишерз, 2009.
12. Dees J. G. Enterprising nonprofits // Harvard Business Review. 1998. Vol. 76. Issue 1. P. 55-66.
13. Haugh H. New strategies for a sustainable society: the growing contribution of social entrepreneurship // Business Ethics Quarterly. Vol. 17. Issue 4. P. 743-749.
14. Martin R. J. Social entrepreneurship: the case for a definition / R. J. Martin, S. Osberg // Stanford Social Innovation Review. 2007. Spring. P. 29-39.
15. URL: http://www.kdobru.ru/materials (дата обращения 03.09.2015)
16. Kerlin, J. A. Social enterprise: a global comparison. Medford, MA: Tufs University Press, 2009.
References
1. Yakovets Yu. V. Global'nye ekonomicheskiye transformatsii XXI veka. [Global economic transformations of the XXI century] M.: Ekonomika, 2011.
2. Ob organizatsii provedeniya konkursnogo otbora sub"yektov Rossijskoj Federatsii, byudzhetam kotorykh v 2012 godu predostavlyayutsya subsidii dlya finansirovaniya meropriyatij, osushchestvlyayemykh v ramkakh okazaniya gosudarstvennoj podderzhki malogo i srednego predprini-matel'stva sub"yektami Rossijskoj Federatsii: prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 23. 04. 2012 g. [About the organization of carrying out competitive selection of subjects of the Russian Federation to which budgets in 2012 subsidies are provided for financing of the actions which are carried out within rendering the state support of small and medium business by subjects of the Russian Federation: the order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation from 23. 04. 2012] №223. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».
3. URL: http://fedpress.ru/news/society/reviews/ 14 13545750-omskim-selyanam-predlagayut-khodit-v-antikafe (data obrashheniya 03 .09. 2015)
4. URL: http://er.ru/news/123672
5. Arkhipova O. V. Analiz provalov gosudarstva i rynka v sravnitel'noj forme [The analysis of failures of the state and market in a comparative form] // Vestnik Chelya-binskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika. Vyp. 29. 2010. № 27 (208). S. 12-16.
6. Alter K. Social enterprise typology. Virtue Ventures LLC, 2007.
7. Thompson J. Social entrepreneurship: a new look at the people and the potential / J. Thompson, G. Alvy & A. Lee // Management Decision. 2000. Vol. 38. Issue 5. P. 328-338.
8. Batalina M. Obzor opyta i kontseptsii sotsial'nogo predprinimatel'stva s uchetom vozmozhnostej yego prime-neniya v sovremennoj Rossii [The review of experience and the concept of social business taking into account opportunities of its application in modern Russia] /
M. Batalina, A. Moskovskaya, L. Taradina. Moskva : GU VShE, 2008.
9. Emerson J. The blended value proposition: integrating social and financial returns // California Management Review. 2003. Vol. 45. Issue 4. P. 35-51.
10. Moskovskaya A. Sotsial'noye predprinimatel'stvo v Rossii i v mire: praktika i issledovaniya [Social business in Russia and in the world: practice and researches]. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2011.
11. Yunus M. Sozdavaya mir bez bednosti: sotsial'nyj biznes i budushcheye kapitalizma [Creating the world without poverty: social business and future of capitalism] / M. Yunus, A. Zholi. M.: Al'pina Pablisherz, 2009.
12. Dees J. G. Enterprising nonprofits // Harvard Business Review. 1998. Vol. 76, Issue 1. P. 55-66.
13. Haugh H. New strategies for a sustainable society: the growing contribution of social entrepreneurship // Business Ethics Quarterly. Vol. 17. Issue 4. P. 743-749.
14. Martin R. J. Social entrepreneurship: the case for a definition / R. J. Martin, S. Osberg // Stanford Social Innovation Review. 2007. Spring. P. 29-39.
15. URL: http://www.kdobru.ru/materialsCdata obrashheniya 03.09.2015)
16. Kerlin, J. A. Social enterprise: a global comparison. Medford, MA: Tufs University Press, 2009.
* * *
CONCEPT OF SOCIAL BUSINESS AND ITS CRITERIA
VOLKOVA MARIYA SERGEEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
In article the author considered various approaches to interpretation of the concept «social business» on the basis of which the author allocated criteria of this phenomenon and noted need of specification of concept of social business against the contradictions existing in the modern world between the accruing social and economic problems and modern humanistic aspects of economy. Owing to ambiguity of concept of social business it is necessary to pay special attention to formation in enterprise community and in the Russian society in general of clear understanding of this term and the related concepts «social enterprise» and «social businessman». Emergence of social business is the answer on available in the society problems, on the existing «failures of the market» and «failures of the state». The author synthesized concept of «social business» on the basis of three points of view on this phenomenon. The first bases on the non-commercial nature of the social enterprises, the second considers a commercial component of their activity, the third includes public-private partnership as one of the parties of social business. After the carried-out analysis, the author came to a conclusion that social business needs to be considered in a complex as each of approaches has the shortcomings and gaps. In spite of the fact that a main objective of activity of the social enterprises is the social result, they should function in the market under its laws and to maintain competitiveness. Lack of accurate legal regulation of interaction of business and the power in Russia disturbs implementation of the mechanism of public-private partnership in social business activity. The allocated criteria allow to look at social business as on independent category. Opening the content of six criteria among which economic, resource, behavioral, market, organizational and institutional, the author emphasized importance of social business as the new public institute allowing to build comfortable climate for effective use of resources.
Key words: social business, criteria of social business, social enterprise, public-private partnership