Научная статья на тему 'Становление социального предпринимательства'

Становление социального предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4017
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / КООПЕРАТИВНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SOCIAL BUSINESS / PUBLIC ORGANIZATIONS / COOPERATIVE MOVEMENT / STAGES OF FORMATION OF SOCIAL BUSINESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Волкова Мария Сергеевна

В статье рассмотрено понятие «социальное предпринимательство», обозначено место данного социального явления в государственном экономическом пространстве. Подчеркнуто значение социально-предпринимательской деятельности для любого государства, которая позволяет странам решать проблемы, которые были неразрешимы, вследствие малого внимания со стороны государства и общественных структур, ограниченного доступа целевой группы к нужным ресурсам. Рассмотрены исторические предпосылки возникновения социального предпринимательства как социально-экономического явления. Дается сравнительный анализ понятий «общественное движение» и «социальное предпринимательство» в контексте коллективного действия, базирующегося на солидарности. Рассматриваются основные философско-экономические теории общественного развития, оказавшие влияние на становление социального предпринимательства. На основе проведенного анализа выделены основные этапы становления социального предпринимательства, и проанализированы теоретические основания определения данных этапов. Обозначены критерии их выделения: смена ведущих концепций в понимании роли социального компонента в предпринимательской деятельности - существенное изменение социальных условий, влияющих на развитие интереса к социальному предпринимательству - внутринаучные события, влияющие на изменение взглядов на социальное предпринимательство. В результате обобщения изложенного материала автор делает вывод о том, что этапы становления социального предпринимательства тесно связаны с уровнем развития самого предпринимательства, теоретическим осмыслением данного явления. Именно поэтому необходимо учесть все этапы развития социального предпринимательства и уделить внимание развитию местных сообществ и инициатив в Российской Федерации, правовой защите данного вида деятельности, а также государственно - частного партнерства. Отмечается, что в условиях глобализации социальное предпринимательство уже охватило все страны, а во многих стало полноправным экономическим институтом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOCIAL BUSINESS

In article the author considered the concept «social business», designated the place of this social phenomenon in the state economic space, emphasized value of social business activity for any state which allows the countries to solve problems which were insoluble, owing to small attention from the state and public structures, limited access of target group to the necessary resources, considered historical prerequisites of emergence of social business as social and economic phenomenon. The article gave comparative analysis of the concepts «social movement» and «social business» in the context of the collective action which bases on solidarity, considered the main philosophical and economic theories of social development which had impact on formation of social business. The author allocated the main stages of formation of social business and analyzed the theoretical bases of definition of these stages on the bases of the carried-out analysis. Criteria of their allocation are: change of the leading concepts in understanding of a role of a social component in business activity essential change of the social conditions influencing development of interest in social business the intra scientific events influencing change of views of social business. As a result of generalization of the stated material the author drew a conclusion that stages of formation of social business closely connects with a level of development of the business, theoretical judgment of this phenomenon. For this reason it is necessary to consider all stages of development of social business and to pay attention to development of local communities and initiatives in the Russian Federation, legal protection of this kind of activity, and also it is state private partnership. The author noted that in the conditions of globalization social business already captured all countries, and in many became full economic institute.

Текст научной работы на тему «Становление социального предпринимательства»

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ВОЛКОВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

В статье рассмотрено понятие «социальное предпринимательство», обозначено место данного социального явления в государственном экономическом пространстве. Подчеркнуто значение социально-предпринимательской деятельности для любого государства, которая позволяет странам решать проблемы, которые были неразрешимы, вследствие малого внимания со стороны государства и общественных структур, ограниченного доступа целевой группы к нужным ресурсам. Рассмотрены исторические предпосылки возникновения социального предпринимательства как социально-экономического явления. Дается сравнительный анализ понятий «общественное движение» и «социальное предпринимательство» в контексте коллективного действия, базирующегося на солидарности. Рассматриваются основные философско-экономические теории общественного развития, оказавшие влияние на становление социального предпринимательства. На основе проведенного анализа выделены основные этапы становления социального предпринимательства, и проанализированы теоретические основания определения данных этапов. Обозначены критерии их выделения: смена ведущих концепций в понимании роли социального компонента в предпринимательской деятельности - существенное изменение социальных условий, влияющих на развитие интереса к социальному предпринимательству - внутринаучные события, влияющие на изменение взглядов на социальное предпринимательство. В результате обобщения изложенного материала автор делает вывод о том, что этапы становления социального предпринимательства тесно связаны с уровнем развития самого предпринимательства, теоретическим осмыслением данного явления. Именно поэтому необходимо учесть все этапы развития социального предпринимательства и уделить внимание развитию местных сообществ и инициатив в Российской Федерации, правовой защите данного вида деятельности, а также государственно - частного партнерства. Отмечается, что в условиях глобализации социальное предпринимательство уже охватило все страны, а во многих стало полноправным экономическим институтом.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, общественные организации, кооперативное движение, этапы становления социального предпринимательства.

В последние годы социальное предпринимательство (СП) как деятельность, интегрирующая процесс получения экономической и социальной выгоды, присутствует практически повсеместно. Развитие движения кооперации в Европе, появление Соглашения о добросовестной торговле, развитие государственно-частного партнерства и трехстороннего сотрудничества государства, бизнеса и некоммерческих организаций, местных сообществ, институционализация корпоративной социальной ответственности, выразившаяся в международных договорах и стандартах социальной отчетности, - все это является основой для укрепления социального компонента в предпринимательстве. Динамика экономической активности наиболее уязвимых слоев населения позволяет им овладеть новыми профессиональными навыками, появление возможности работать у тех, кто в силу разных причин нетрудоустроен, предоставление доступных услуг в области здравоохра-

нения, образования, культуры, спорта для всех социальных групп. Данные процессы позволяют странам решать проблемы, которые были неразрешимы, вследствие малого внимания со стороны государства и общественных структур, ограниченного доступа целевой группы к нужным ресурсам.

Социально-предпринимательская деятельность имеет большое значение для любого государства. Во-первых, способность социального предпринимателя аккумулировать необходимые ресурсы и разрабатывать инновационные решения на основе обнаруженных провалов рынка оказывает долгосрочное позитивное влияние на экономику в целом. Во-вторых, готовность предпринимателей рисковать и делать инвестиции позволяет воплощать новаторские идеи и невероятные по масштабам проекты. В-третьих, критерием любого социального предприятия является самоокупаемость и финансовая устойчивость, что

благотворно влияет на стратегическое развитие и бюджет страны. В США, к примеру, в последнее время усилился интерес к СП по причине большого госдолга. Это поясняет появление у государства финансового интереса в поощрении СП, ввиду недостатка ресурсов у бюджетов различных уровней.

2007 г. в России ознаменовался созданием фонда «Наше будущее», явившегося учредителем Всероссийского конкурса проектов в области социального предпринимательства, ориентированного на людей, готовых развивать и продвигать социальный бизнес, благодаря чему для нее становится актуальной проблема развития социального предпринимательства. На данный момент фонд занимается реализацией долгосрочных социально значимых программ и проектов, где могут быть применимы принципы социального предпринимательства. Говорить о крупных социальных предприятиях в масштабах нашей страны пока рано, но процесс становления данного вида предпринимательства был успешно запущен. В связи с этим возникает необходимость обратиться к зарубежному опыту социального предпринимательства и выявить этапы его становления в мировой экономике. Верное определение этапов становления социального предпринимательства дает возможность избежать вероятных будущих неудачных результатов данной деятельности, рационально обусловить меры по его дальнейшему развитию.

Целью статьи является поиск, анализ, систематизация материала для выделения этапов становления социального предпринимательства и их содержания. В качестве критериев выделения этапов становления социального предпринимательства обозначим следующие: первый - смена ведущих концепций в понимании роли социального компонента в предпринимательской деятельности, второй - существенное изменение социальных условий, влияющих на развитие интереса к социальному предпринимательству, третий - внутринаучные события, влияющие на изменение взглядов на социальное предпринимательство.

Понятие социального предпринимательства появилось примерно в 1960-х гг. XX в. в англоязычной литературе, посвященной вопросам социальных изменений [1]. С 1980-х гг. благодаря усилиям Билла Дрейтона, который основал компанию Ашока - глобальную ассоциацию лидеров социального предпринимательства, когда каждый «желает видеть мир, где любой гражданин свободен, уверен, быстро и эффективно решает сложные социальные задачи», термин «социальное

предпринимательство» стал употребляться практически повсеместно. Социальное предпринимательство как профессию и область для изучения впервые представил Грегори Диз, директор Центра развития социального предпринимательства Университета Дьюка, в конце 1990-х. В своих статьях он отмечает, что социальное предпринимательство «задело за живое» и «очень подошло» современной эпохе получило популярность и поэтому получило большую популярность [1].

Но необходимо отметить, что у процесса объединения экономической эффективности бизнес-организаций с общественными потребностями есть определенные исторические предпосылки. Начало истории социального предпринимательства можно отследить начиная с 18 в. в США, когда для решения различных социальных проблем создавались организации самопомощи и благотворительности самого различного типа. Экономическая независимость жителей, развитое гражданское самосознание обусловило становление общественного сектора за пределами государственного влияния [2]. Не случайно многие современные исследователи рассматривают социальное предпринимательство в категории общественных организаций или общественных движений, опираясь на то, что общественное движение, как и социальное предприятие, - это тип коллективного действия, базирующийся на солидарности, нарушающий традиционные границы системы и бросающий вызов существующим обстоятельствами. Еще в середине 40-х гг. XIX в. для обозначения стремлений пролетариата к социальной (а не только политической) революции прусским общественным мыслителем и государственным деятелем Лоренцом фон Штайном было введено в научный оборот понятие «социальные движения». Соединив анализ движений с возможностью проведения социальных реформ по инициативе государства он интегрировал в систему дестабилизирующие элементы рабочего движения. Его исследования заложили основу развития теории «социального государства», когда «поддерживается абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, и для отдельной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Так же, по его мнению, «государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо развитие одного выступает условием развития другого». В данном определении автор выделяет в качестве одного из атрибутов «социального государства» равенство всех людей независимо от их социаль-

М. 8. УОЬКОУЛ

ной принадлежности, а дихотомия личность -государство выходит на первый план, но не учитывает экономический аспект. Не стоит забывать, что развитие социального предпринимательства, неразрывно связано с эволюцией предпринимательства, с подходом общества к предпринимательской деятельности, являющейся продуктом рыночного хозяйства, а, следовательно, как и любая экономическая деятельность, социальное предпринимательство развивается в условиях действия законов экономики, воздействие которых нельзя не учитывать.

На наш взгляд, одним из первых, кто связал экономический аспект с общественными движениями, выявил главную историческую тенденцию в движении производительных сил в направлении социализации капиталистического общества, был Карл Маркс. Он создал свою философско-экономическую теорию об общих и специфических законах общественного развития в середине XIX в. в условиях, когда буржуазное общество актуализировало как свои потенции, так и внутренние противоречия, доходящие до революционных конфликтов. Концепция социализма как новой экономической системы, созданная К. Марксом, основывалась на общественной собственности на средства производства, отсутствии эксплуатации наемного труда, равной оплате за равный труд, всеобщей и полной занятости, планомерном ведении хозяйства, исключающей эксплуатацию человека человеком и планомерно развивающийся в интересах повышения благосостояния народа и всестороннего развития каждого члена общества. Более того, Карл Маркс и его последователь Фридрих Энгельс приветствовали появление первых кооперативов в Западноевропейских странах в 30-40-х гг. XIX в., которые исследователи из Университета Наварры в Барселоне Дж. Мэйр и И. Марти называют историческими проявлениями социального предпринимательства. В своих работах К. Маркс характеризовал кооперативы прежде всего как одну из форм объединения и сплочения пролетариата для защиты своих интересов. В Учредительном Манифесте Интернационала он называет кооперативное движение, создание рабочими своими руками и без всякой поддержки кооперативных фабрик, великими социальными опытами, значение которых трудно переоценить. Маркс и Энгельс говорили о преимуществах кооперативных обществ, где рабочие трудились и участвовали в самоуправлении: «в пределах этих фабрик уничтожается противоположность между капиталом и трудом..., т. е. рабочие применяют средства производства для эксплуатации собственного труда» [3].

Развитие корпоративной философии, созданной Р. Оуэном, Ш. Фурье, Л. Блан быстро распространилось в Европе. Ткачи английского города Рочдейл в 1844 г. создали потребительский кооператив, члены которого могли в кооперативном магазине покупать товары по более низким ценам и получать долю прибыли пропорционально сумме сделанных покупок. Другим примером служит Рейнский банк сельского кредита в Германии 1876 г. Основанный Германом Шульцем, он выполнял функции центробанка и объединял деятельность разрозненных кооперативов в национальное движение. Не удивительно, что деятельность данных организаций, объединяющих в себе экономическую деятельность и общественное движение началась в период индустриальной стадии производства. Развивающаяся крупная промышленность разоряла кустарей и ремесленников. В конкурентной борьбе определяющим стал поиск наиболее привлекательных рынков, наиболее рациональная комбинация применяемых факторов производства. Присущий капитализму развивающийся уровень развития товарно-денежных отношений, при этом бедственное положение мелких товаропроизводителей, повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловив ее рассредоточение [4].

В этот период в связи с вытеснением ручного труда машинным, урбанизацией возрастает внимание к человеку как субъекту экономической деятельности, его потребностям. В период капитализма эпохи свободной конкуренции развивается неоклассическая теория. Она утверждает, что естественная свобода человека, его независимость от социума позволяет ему отстаивать свои интересы. Именно это ведет к удовлетворению общественных интересов, к общественному благополучию. Л. Эрхард предложил расширить либеральные идеи неоклассиков концепцией социально ориентированного рыночного хозяйства. «Свободный хозяйственный строй может удержаться в течение продолжительного времени лишь в том случае, если и пока также и в социальной жизни нации обеспечен максимум свободы, и максимальным образом проявляется частная инициатива и забота каждого о самом себе», -считал Л. Эрхард. Основой для создания социального рыночного хозяйства, по его мнению, являлись личная инициатива, жизненная сила, стремление к достижениям в производительности и другие «лучшие качества, столь судьбоносные в жизни и будущности нации»[5].

Рассматривая неоклассическую теорию во взаимосвязи с социальным предпринимательством, можно сделать вывод, что для благополуч-

ного развития данного явления необходимость свободной конкуренции, свободных цен и т. п., гарантирование государством данных условий должно сочетаться с социальной направленностью их развития.

XX в. и постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Предприниматель становится ключевой фигурой развития экономики, основной задачей которого является нарушение ее равновесного состояния и перевод в новое, создание новых комбинаций факторов производства. Проведенный Дж. Мэйр и И. Марти анализ трех успешных примеров социального предпринимательства, имевших место в разных частях света, - банк «Грамин» в Бангладеш, глазная больница «Аравинд» в Индии и «Се-кем» в Египте - подтвердил, что творческий инновационный подход к комбинированию ресурсов (ресурсов, которыми они сами зачастую не обладали) для решения социальной проблемы является одним из определяющих для изменения социальных условий [6].

Основатель данного взгляда Йозев Шумпетер во многом определил развитие теории социального предпринимательства. Его исследования легли в основу работ таких социальных предпринимателей, как П. Друкер, Г. Стивенсон и др. Несомненно, в конце ХХ в. стало необходимым предугадывать перспективу развития общественного производства. В предпринимательской деятельности важнейшим стало не приспособление к меняющимся условиям хозяйствования, а способность преобразовывать их. В ходе данного развития идет процесс естественного отбора институтов. Этой точки зрения придерживается и теория институци-онализма, разработанная в работах Т. Веблена, У. Митчелл, Д. Гэлбрейта, М. Вебера, Д. Норта, Э.Дюркгейма, Н. Д. Кондратьева. Идеалом общественного устройства сторонники данной теории провозгласили государство социального благоденствия, а условием его построения - действенный социальный контроль. Другими словами, предпринимательская деятельность выступает уже не просто как определенная, исторически сложившаяся форма производственной и экономической деятельности, а как некоторое духовное настроение людей и общественных групп, предполагающих жестокое исполнение этических правил.

Вышеуказанные положения отражают неразрывные связи экономической и социальной жизни общества, на которые указывали авторы доктрины институционализма. При определении сущ-

ностных характеристик институтов они выделяли их свойства и механизмы, призванные обеспечивать: порядок в экономике и государстве (О. Конт), солидарность и согласие в обществе (Э. Дюркгейм). К числу важнейших функций, которые выполняют институты, как правило, относят: создание возможностей для удовлетворения потребностей членов общества; обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни; социализацию индивидов. Например, важнейшими функциями экономических институтов Д. Норт считает «решение проблем кооперации между людьми, уменьшение неопределенностей, сопровождающих взаимодействие между ними» [7].

В последние годы возник неоинституциона-лизм как разновидность институционализма, который основой экономического развития в постиндустриальном обществе называет человека, а целью экономической системы - его всестороннее развитие, что ложится в основу идеологии социального предпринимательства. Таким образом, с точки зрения институциональной теории социальное предпринимательство является закономерным, исторически сложившимся явлением, так или иначе определяющим изменения экономической системы. Очень часто деятельность социальных предпринимателей позволяет ускорить социальные изменения путем воздействия на давно существующие институты или организационные сферы. Социальное предпринимательство обладает способностью изменять устоявшиеся нормы (например, преодоление запрета сделать денежный заем без обеспечения долга, которое отсутствует у бедных, «Секем»). Начиная с решения какой-либо социальной проблемы, социальный предприниматель накапливает ресурсы для создания новых институтов или трансформации существующих. В данном случае социальное предпринимательство проявляется как институциональное. Так, Нейл Флигштейн из Калифорнийского университета, определяет институциональных предпринимателей как авторов, заинтересованных в изменении или создании новых институциональных структур [8].

Отметим, что становление социального предпринимательства как института началось после кризиса 20-30-х гг., когда возросла необходимость стабилизации экономики в ряде государств Европы и США, вследствие чего возросла деятельность «третьего сектора», гражданских организаций, усилий местных сообществ. Несложно заметить, что именно образовавшийся нежелательный социальный порядок стал отправной

М. 8. УОЬКОУЛ

точкой образования нестандартных социально-экономических организаций - социальных предприятий [9]. Когда устойчивые проблемы «социального порядка»: застойная безработица, социальная исключенность инвалидов, экологические проблемы, не находят решения ни в частном секторе, ни в государственных структурах, то развивается государственно-частное партнерство и повышается предпринимательский интерес к социальным проблемам. Немалую роль в развитии сотрудничества предпринимательства и государства сыграли исследования Джона Кейнса, показавшие, что рынок сам по себе не способен нормально функционировать и гарантировать всему населению минимум благ и услуг. Д. Кейнс был сторонником выделения внутри государства специализированных полуавтономных органов, которые руководствовались бы своим пониманием общественного блага, а не мотивами частной выгоды. Он понимал важность оживления деловой активности, роста занятости, которые приведут к повышению склонности к инвестированию у различных предпринимателей [10].

На основе проведенного анализа считаем возможным выделить основные этапы становления социального предпринимательства:

Этап 1. До начала XIX в. Первые организации, преобразующие социальную жизнь, находились среди церквей и связанных с ними групп, фермерских организаций, торговых ассоциаций, профессиональных обществ, гражданских организаций, молодежных организаций, братств, тайных обществ или орденов, этнических сообществ, соседских общин, экологических групп, а также всевозможных клубов, которые оказывали слабое влияние на общее экономическое развитие.

Этап 2. Конец XIX -до 20-30-х гг. XX в. Начало экономической кооперации и обращение к вопросам социализации экономики. Организации носят «индивидуалистический» характер. Сами основатели осуществляют управление в целях решения собственных социальных проблем.

Этап 3. 30-е - 80-е гг. XX в. Отмечается всеобщим осознанием общественных недостатков существующих систем. Развитием государственно - частного партнерства и появлением современных организаций социального предпринимательства на базе местных сообществ.

Этап 4. С 80-х гг. XX в. Характеризуется юридическим закреплением деятельности социальных предпринимателей (например, в Италии «Закон о социальных кооперативах в 1991 г.). Начало укрепления института социального предпринимательства ознаменовывает образование

Биллом Дрейтаном компании «Ашока» в 1980 г. Глобализация социально-предпринимательской деятельности.

В результате обобщения изложенного материала можно сделать вывод о том, что этапы становления социального предпринимательства тесно связаны с уровнем развития самого предпринимательства, теоретическим осмыслением данного явления. По словам Г. Диза, «мы должны основать свое понимание сущности социального предпринимательства на традиционной теории предпринимательства» и на представлениях исследователей о роли социального компонента в предпринимательской деятельности. Исторические примеры доказывают, что данный вид организации хозяйственной деятельности дает более широкие возможности привлечения капитала, кооперации и обмена опытом.

Таким образом, анализ зарубежного опыта показал, что в условиях глобализации социальное предпринимательство охватило все страны, а во многих уже стало полноправным экономическим институтом. В нашей стране объединение усилий бизнеса, общества и государства в развитии социальных проектов начало развиваться совсем недавно. Для того чтобы не отставать от мирового сообщества, необходимо учесть все этапы развития социального предпринимательства и уделить внимание правой защите данного вида деятельности, развитию местных сообществ и инициатив, а также государственно-частного партнерства.

Литература

1. Dees J. G., Emerson J. & Economy P. Enterprising nonprofits: A toolkit for social entrepreneurs. New York: John Wiley & Sons, 2001.

2. Mосковская А. А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования I отв. ред. А. А. Mосковская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». M.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.

3. Mаркс К. Капитал, т. 1-3. Mаркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, 24, 25. URL: http://libelli.ru/marxism/me_ss-2.htm

4. Плотникова О. А. Mалое предпринимательство и его роль в обеспечении развития национальной экономики Российской Федерации. M.: Mоск. гуманит. ун-т, 2006.

5. Эрхард Л. Благосостояние для всех. Л.-M.: Дело, 2001.

6. North D., Thomas R. The Rise of the Western World: A New Economic History, Cambridge, Cambridge University Hress, 1973.

7. Fligstein, N. Social skill and institutional theory. American Behavioral Scientist. 1997. 40 (4). P. 397-405.

S. Волков В. В. Совершенствование системы управления конкурентоспособностью предприятий на

основе внедрения нравственного аспект // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 3.

9. Кейнс Д. Общая теория занятости, процента и денег. Классики науки. ХХ век. М.: Гелиос АРВ, 2012.

10. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. М.: Директ-Медиа, 2007.

References

1. Dees J. G., Emerson J. & Economy P. Enterprising nonprofits: A toolkit for social entrepreneurs. New York: John Wiley & Sons, 2001.

2. Moskovskaya А. А. Sotsial'noye predprini-matel'stvo v Rossii i v mire: praktika i issledovaniya [Social business in Russia and in the world: practice and researches] / otv. red. А. А. Moskovskaya; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki». M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 2011.

11. Marks K. Kapital [Capital], t. 1-3. Marks K., Engel's F. Soch., t. 23, 24, 25. URL: http://libelli.ru/marxism/ me_ss-2.htm

3. Plotnikova O. А. Maloye predprinimatel'stvo i yego rol' v obespechenii razvitiya natsional'noj ekonomiki

Rossijskoj Federatsii [Small business and its role in ensuring development of national economy of the Russian Federation]. M.: Mosk. gumanit. un-t, 2006.

4. Erkhard L. Blagosostoyaniye dlya vsekh [Welfare for everybody]. L.-M.: Delo, 2001.

5. North D., Thomas R. The Rise of the Western World: A New Economic History, Cambridge, Cambridge University Hress, 1973.

6. Fligstein, N. Social skill and institutional theory. AmericanBehavioralScientist. 1997. 40(4): 397-405.

7. Volkov V. V. Sovershenstvovaniye sistemy uprav-leniya konkurentosposobnostyu predpriyatij na osnove vnedreniya nravstvennogo aspekta [Improvement of control system of competitiveness of the enterprises on the basis of introduction of moral aspect] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 3.

8. Kejns D. Obshchaya teoriya zanyatosti, protsenta i deneg [General theory of employment, percent and money]. Klassiki nauki. XX vek. Gelios ARV, 2012 .

9. Shumpeter J. A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya [Theory of economic development]. M.: DirektMedia, 2007.

* * *

FORMATION OF SOCIAL BUSINESS

VOLKOVA MARIYA SERGEEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

In article the author considered the concept «social business», designated the place of this social phenomenon in the state economic space, emphasized value of social business activity for any state which allows the countries to solve problems which were insoluble, owing to small attention from the state and public structures, limited access of target group to the necessary resources, considered historical prerequisites of emergence of social business as social and economic phenomenon. The article gave comparative analysis of the concepts «social movement» and «social business» in the context of the collective action which bases on solidarity, considered the main philosophical and economic theories of social development which had impact on formation of social business. The author allocated the main stages of formation of social business and analyzed the theoretical bases of definition of these stages on the bases of the carried-out analysis. Criteria of their allocation are: change of the leading concepts in understanding of a role of a social component in business activity - essential change of the social conditions influencing development of interest in social business - the intra scientific events influencing change of views of social business. As a result of generalization of the stated material the author drew a conclusion that stages of formation of social business closely connects with a level of development of the business, theoretical judgment of this phenomenon. For this reason it is necessary to consider all stages of development of social business and to pay attention to development of local communities and initiatives in the Russian Federation, legal protection of this kind of activity, and also it is state private partnership. The author noted that in the conditions of globalization social business already captured all countries, and in many became full economic institute.

Key words: social business, public organizations, cooperative movement, stages of formation of social business.

M. S. VOLKOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.