Научная статья на тему 'Формирование и развитие социального предпринимательства: Российский и зарубежный опыт'

Формирование и развитие социального предпринимательства: Российский и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
563
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SOCIAL ENTREPRENEURSHIP / СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИ ЯТИЕ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / BUSINESS PROCESS / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / SOCIAL PROJECT / МОДЕЛЬ / MODEL / SOCIAL ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сорвина Таисия Андреевна

В статье на основе анализа российского и зарубежного опыта раскрыты особенности современного этапа развития социального предприниматель ства. Определены его признаки, выявлены условия и факторы, влияющие на формирование модели социального предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

The article reveals the peculiarities of the current stage of development of social entrepreneurship based on the analysis of Russian and foreign experience. It defines its characteristics, conditions and factors influencing on the formation of social enterprise model.

Текст научной работы на тему «Формирование и развитие социального предпринимательства: Российский и зарубежный опыт»

формирование и развитие социального предпринимательства:

российский

и зарубежный опыт

THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF SOCIAL ENTREPRENEURSHIP: RUSSIAN AND FOREIGN EXPERIENCE

УДК 338.22:334.7

СоРВИНА Таисия Андреевна

доцент кафедры управления экономическими и социальными процессами Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, кандидат экономический наук, доцент, sorvina-76@yandex.ru

SORVINA Taisiya Andreevna

Associate Professor of the Economic and Social Processes Management Department, Saint-Petersburg State University of Film and Television, of Economic Sciences, Associate Professor, sorvina-76@yandex.ru

Аннотация.

В статье на основе анализа российского и зарубежного опыта раскрыты особенности современного этапа развития социального предпринимательства. Определены его признаки, выявлены условия и факторы, влияющие на формирование модели социального предприятия.

Ключевые слова: социальное предпринимательство, социальное предприятие, социальный проект, модель, бизнес-процесс.

Abstract.

The article reveals the peculiarities of the current stage of development of social entrepreneurship based on the analysis of Russian and foreign experience. It defines its characteristics, conditions and factors influencing on the formation of social enterprise model.

Key words: social entrepreneurship, social enterprise, social project, model, business process.

Социальное предпринимательство приобретает все большее значение для сбалансированного развития мировой экономики, отмечается рост его влияния на эффективность регионального управления. Для российской

экономики это набирающее развитие явление, которое подвержено воздействию множества изменчивых факторов: глобальных политических, финансовых, экономических, социальных и экологических условий, вну-

петербургским экономическим журнал • № 3

2014

14

тренней политики государства, поведения инвесторов, уровня развития технологий.

Присутствие социальных признаков в российской предпринимательской среде отмечается уже около десяти лет, тогда как за рубежом это явление прослеживается десятилетиями. Актуальность этого явления для стабилизации социально-экономических отношений подтверждается рядом исследований, которые в современный период сфокусированы на переходе от обсуждения термина «социальное предпринимательство» к проблемам целей его деятельности, оценки результатов воздействия и поиска механизмов эффективного функционирования среди других институтов.

Развитие социального предпринимательства за рубежом связывается с преобразованием моделей деятельности традиционных волонтерских и благотворительных организаций, которые приобрели черты социального бизнеса: они производят и продают товары, заключают контракты и предоставляют коммерческие услуги, а прибыль используют для решения общественных проблем.

Так, Г. Диз в качестве критериев отнесения к социальному предпринимательству предлагает пять условий [1]:

1) определяют свою миссию таким образом, чтобы она обеспечивала создание и стабильное поддержание социального эффекта;

2) умеют распознавать и постоянно изыскивать новые возможности для реализации миссии;

3) включены в непрерывный процесс создания инноваций, адаптации и обучения;

4) действуют решительно и без учета фактора ограниченности ресурсов, имеющихся в наличии на текущий момент;

5) испытывают повышенное чувство ответственности за свою целевую группу и за достигнутые результаты.

При этом важнейшим требованием к социальному предпринимательству, по мнению исследователя, является инновационный характер деятельности.

Также, раскрывая значение социального предпринимательства, Г. Диз определяет в качестве причины его появления неэффективность отдельных социальных институ-

тов, что, на взгляд автора, не подтверждается практикой развития социального бизнеса в развитых странах.

Аналитики, отмечают, что в будущем можно прогнозировать значительный рост популярности модели социального предпринимательства. Этот сектор может утратить четкие границы организационно-правовых форм и моделей управления, сфокусировав свою идентификацию на конкретных результатах социальной деятельности [1].

За рубежом социальное предпринимательство приобретает масштабы общественного движения. Раскрывая его сущность согласно теории мобилизации ресурсов Джона Мак-карти, оно может определяться как «совокупность настроений и установок в обществе, направленных на изменение социальной структуры или социальных институтов» [3].

Этому существует ряд подтверждений. Социальные предприятия становятся основными проводниками идей формирования «среднего класса», гендерного и возрастного равенства в трудовых отношениях. Модель управления социальными предприятиями строится на развитии взаимоотношений, активном обмене работниками между коммерческим и социальным секторами, формировании новых бизнес-практик.

По прогнозам, к 2020 г. практически все европейские благотворительные фонды перепрофилируются в социальные предприятия и перейдут на полное самофинансирование за счет доходов от продаж [1].

Так, социальное предпринимательство является ведущим трендом в американской Кремниевой долине. Внедрены и реализуются образовательные программы, направленные на формирование компетенций в области социального предпринимательства. Например, Стенфордский университет предлагает программы для социальных предпринимателей: Центр социальных инноваций (Center for Social Innovation), HAAS Center for Public Service, Стенфордский центр филантропии и гражданского общества (Stanford Center on Philanthropy and Civil Society) [4].

Для получения статуса социального предприятия главным критерием становится из-

петербургский экономический журнал • № 3 • 2014

15

меримость социальных результатов предпринимательской деятельности, а не организационно-правовая форма или бизнес-модель. Прозрачность бизнес-процессов становится своеобразным естественным фильтром для организаций, в маркетинговых целях создающих себе имидж социально ответственных предприятий.

В зарубежной практике социальный бизнес наиболее активно развивается в сфере социального обслуживания различных категорий населения и в сфере экологии.

На бизнес-модели социальных предприятий влияет активное развитие Интернета, что приводит к созданию международных сетей социальных микропредприятий, объединенных по принципу решения одинаковой социальной проблемы и использования общих подходов.

Возможно, именно такие социальные предприятия могут способствовать решению проблемы дисбаланса между глобализацией рынков, корпораций и государственной политикой, преследующей узконациональные интересы, так как их технологии направлены на апробацию и диффузию социальных инноваций.

При этом в условиях проявления экономического кризиса крупные социальные предприятия могут столкнуться с проблемой потери социальной идентичности и связи с потребителем из-за погони за ростом и выполнением запросов инвесторов. Сохранению социальной миссии при расширении компании будет способствовать развитие социального франчайзинга, построенного на принципах коммерческого, но требующего более глубокого партнерства, что позволит быстрее масштабировать бизнес-модели, подтверждающие социально-экономическую эффективность.

В качестве важного драйвера развития социального предпринимательства может выступить инвестиционная открытость таких предприятий и прозрачная система отчетности, что создаст условия для развития социального финансового рынка. Инвестиции в социальном предпринимательстве должны направляться на тиражирование моделей, доказавших свою эффективность на практи-

ке. С одной стороны, это может повлиять на инновационность деятельности социальных предприятий, с другой - будет способствовать и финансовой стабильности, так как в ближайшие годы ожидается сокращение государственных расходов в социальной сфере и их аккумуляция на программах, приносящих ожидаемые и измеримые результаты. Приоритетными будут те социальные предприятия, которые используют эффективные модели монетизации социального воздействия, что может привести к укрупнению социального бизнеса и создать сложности для малых социальных предприятий.

Условием выживания для малого социального бизнеса станет тесное взаимодействие с целевой аудиторией, краудсорсинговыми платформами, коллективное финансирование социальных проектов.

Особый подход к социальным предприятиям приведет к другому пониманию конкуренции и кооперации в этой сфере. Возникнут реальные предпосылки для перехода к сотрудничеству с коммерческими предприятиями в целях формирования лучшей модели социального воздействия, ее тестирования и широкого распространения.

В России формирование социального предпринимательства связывается с деятельностью некоммерческих организаций, имеющих социальные цели деятельности, благотворительностью, венчурной филантропией и корпоративной социальной ответственностью, а его жизнеспособность определяется условиями вступления в конкурентную борьбу за оказание социальных услуг на основе государственного заказа.

Создаются условия для реализации социальных инициатив. Например, в 2009 г. создан Центр консалтинга и аутсорсинга (ЦКА) «Наше будущее» при фонде региональных социальных программ «Наше будущее». ЦКА оказывает полный спектр услуг представителям малого и среднего бизнеса, включая финансовый и юридический консалтинг, бухгалтерский аутсорсинг, бизнес-образование, выдачу льготных займов и сбытовой консалтинг, содействие участию в государственных и коммерческих торгах. За сравнительно не-

большой промежуток времени в нескольких российских городах открылись школы социального предпринимательства. Сегодня подобные организации существуют в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Омске, Красноярске, Братске и др.

Школы социального предпринимательства помогают начинающим в работе над социальными проектами, способствуют пониманию основных бизнес-процессов, развитию взаимоотношений, оказывают информационную и консалтинговую поддержку. Начинает формироваться рынок социального бизнеса, сегменты и ниши которого очень разные. Например, ярославский Центр социального партнерства оказывает информационную, консультационную и организационную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО). Благотворительный фонд «Навстречу переменам» («Reach for Change») поддерживает проекты, направленные на улучшение жизни детей, а Межрегиональная общественная организация «Достижения молодых» проводит «Эстафету социальных инноваций», целевой аудиторией которой являются школьники и студенты.

Поддержка развития социального предпринимательства осуществляется со стороны крупных банковских структур, финансирующих реализацию социальных инициатив. 3 июля 2013 г. подписано соглашение о совместной реализации проектов в сфере социального предпринимательства между фондом региональных социальных программ «Наше будущее», организацией «Опора России» и правлением ОАО «Банк «Уралсиб» [5]. Соглашение предусматривает сотрудничество в области популяризации и продвижения социального предпринимательства в России. В рамках этого договора стороны намерены запустить пилотную программу поддержки, которая позволит социальным предпринимателям получить доступ к грантам и льготным кредитам на развитие бизнеса, а также консультироваться со специалистами по юридическим и финансовым вопросам, проходить бесплатное обучение и работать с наставником. Пилотная программа призвана под-

держать 12 социальных предпринимателей, которые получат грант на один год с помесячной выплатой, а также возможность льготного кредита до 10 млн руб. со ставкой, не превышающей ставку рефинансирования ЦБ. Участники программы обязуются в течение года рассказывать в режиме реального времени (в том числе, посредством ведения блога) об успехах и сложностях реализации своего проекта. Проекты должны быть социально востребованы в обществе, а также иметь возможность тиражирования.

Важную роль в исследовании закономерностей и тенденций развития социального предпринимательства в России играет созданный в 2011 г. Центр социального предпринимательства и социальных инноваций в составе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», который осуществляет масштабную научно-исследовательскую работу и является лидером в исследовании теории и практики социального предпринимательства.

Этой группой исследователей социальное предпринимательство определяется как новый способ социально-экономической деятельности, в котором соединяется социальное назначение организации с предпринимательским новаторством и достижением устойчивой самоокупаемости [3].

С 2011 г. Минэкономразвития РФ разрабатывает систему субсидий и грантов, на которые могут претендовать социально ориентированные предприятия. В том же 2011 г. по поручению Председателя правительства РФ В. Путина была создана некоммерческая организация Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ). Профиль агентства - развитие инициатив среднего бизнеса, ориентированного на социальную сферу. Деятельность АСИ призвана улучшить предпринимательский климат страны и способствовать развитию некоммерческих организаций в секторе социальных услуг.

Другой формой поддержки социальных предприятий (правда, только определенной их части - социально ориентированных НКО) являются субсидии по постановле-

петербургский экономический журнал • № 3 • 2014

17

нию Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».

В рамках данного постановления поддержка социально ориентированных НКО осуществляется по следующим основным направлениям:

• профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;

• повышение качества жизни людей пожилого возраста;

• социальная адаптация инвалидов и их семей;

• развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;

• развитие межнационального сотрудничества;

• профилактика немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, комплексная реабилитация и ресоциализация лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях.

В 2011-2013 гг. Минэкономразвития России на реализацию мероприятий по поддержке социально ориентированных НКО выделило бюджетные средства в объеме 880 млн рублей, из которых можно отметить средства на:

• реализацию программ поддержки социально ориентированных НКО путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (600 млн руб.);

• государственную поддержку в форме предоставления субсидий социально ориентированным НКО напрямую (132 млн руб.);

• обучение работников социально ориентированных НКО (100 млн руб.) [6].

Таким образом, социальное предпринимательство в России является направлением деятельности для тех НКО, которые в соответствии с законодательством имеют право на осуществление предпринимательской деятельности, а также на учреждение коммерческих хозяйственных обществ.

В ближайшей перспективе планируется расширение практики государственно-частного партнерства (ГЧП) в социальной сфере и облегчения доступа в нее предприятиям негосударственного сектора. Использование механизмов ГЧП в сфере оказания социальных услуг является направлением, имеющим огромный потенциал развития. Так, во Франции доля частного капитала в социальной сфере составляет 50%, в США - 70%, в Германии - 93%. Объем российских негосударственных предприятий в социальной сфере -около 1% [7].

С 1 января 2015 г. социальная работа регулируется ФЗ №442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [8]. В законе есть определение термина «поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание», но признаки социального предприятия не нашли отражения.

При этом в зарубежной практике социальное предпринимательство воспринимается как предпринимательская деятельность, нацеленная на смягчение или решение социальных проблем, характеризующаяся следующими основными признаками: социальное воздействие, инновации, самоокупаемость и финансовая устойчивость, масштабируемость и тиражируемость бизнеса, предпринимательский подход, что, несомненно, определяет присутствие коммерческих рисков.

Как и традиционный бизнес, социальное предприятие начинается с детального изучения социальной проблемы, целевой аудитории, которые являются потенциальными «покупателями» социального товара или услуги, формирования бизнес-концепции, модели финансирования, поиска инвесторов. Отличие от традиционного предпринимательства состоит в том, что для социального предпринимателя целью является социальный эффект, проявляющийся в решении социальной проблемы, а полученная прибыль реинвестируется в предприятие и разработку новых, социально ориентированных бизнес-моделей.

Таким образом, можно отметить, что в практике российского социального предпринимательства происходит усиление государственной поддержки, развивается аутсорсинг социальных услуг, разрабатываются модели социального инвестирования. Однако для усиления роли социального предпринимательства в России необходимо формирование специ-

ализированных институциональных структур, цели деятельности которых должны быть направлены на его обслуживание: формирование нормативно-правовых условий деятельности, создание рабочих мест, образование и подготовку кадров, осуществляющих исследование закономерностей его развития и оценки эффективности социальных технологий.

Список литературы

1. Dees J. The Meaning of Social Entrepreneurship. Stanford: Stanford University Graduate School of Business. 1998. URL: http://www.caseatduke.org/documents/dees_SE.pdf (дата обращения: 18.10.2013).

2. Социальное предпринимательство-2020: прогноз Британского совета.

URL: http://www.britishcouncil.org/enterprise_and_entrepreneurship_programme.pdf (дата обращения: 20.05.2014).

3. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / Отв. ред. А. А. Московская. М.: ИД Высшей школы экономики, 2011.

4. Социальное предпринимательство. Тренд? Новый вид бизнеса?

URL: http://habrahabr.ru/company/ambar/blog/201624/ (дата обращения: 19.05.2014).

5. Социальное предпринимательство: люди и факты. URL: http://www.csrjournal. com/akcent/6816-socialnoe-predprinimatelstvo-lyudi-i-fakty.html (дата обращения: 14.05.2014).

6. Социальное предпринимательство в России. URL: http://www.mspbank.ru/files/ social_entrepreneurship.pdf (дата обращения: 21.07.2014).

7. Эксперт. Социальный бизнес. Специальный выпуск. URL: http://www.nb-fund.ru/ files/pages/00014/expert.pdf (дата обращения: 23.07.2014).

8. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ // Консультант Плюс. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 14.07.2014).

петербургский экономический журнал • № 3 • 2014

19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.