ЕмТВЕРВЕЫЕи1^1-иР
Сабирова З. Э. 2. Е.
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономическая теория и социально-экономическая политика», ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан», г. Уфа, Российская Федерация
СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ДРАЙВЕР СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВА
В последнее время феномен социального предпринимательства активно изучается научным сообществом как инновационный способ решения социальных проблем средствами бизнеса. До сих пор идут теоретические споры и уточняются формулировки дефиниций «социальное предпринимательство» и «социальный предприниматель», вызванные одновременной реализацией последними коммерческих и некоммерческих функций.
Автор обращает внимание, что меры государственной поддержки для социально ориентированных предпринимателей особенно важны: социальное предпринимательство занимает промежуточное положение между предпринимательством в чистом виде с элементами социальной ответственности бизнеса и благотворительностью, в силу своей специфики вынуждено конкурировать как за ресурсы, так и потребителя своей продукции и услуг.
Указывается, что в целях повышения качества и доступности услуг в социальной сфере, использования потенциала общественных инициатив в долгосрочной перспективе в документе «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года», принятом 29 сентября 2018 г., своевременно заложены меры поддержки деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций, социального предпринимательства, благотворительной и добровольческой (волонтерской) деятельности.
В современных условиях актуальным остается вопрос инфраструктурного и законодательного обеспечения деятельности социальных предпринимателей, на повестке дня ожидаемое создание Федерального фонда поддержки социального предпринимательства (с отделениями в регионах) и принятие Закона о социальном предпринимательстве, что позволит сформировать новые институциональные рамки и поэтапно выстраивать систему государственной поддержки этого вида деятельности.
Автор рассматривает практику социального предпринимательства с точки зрения наличия технологического и социального компонентов, направленных на решение острых социальных проблем через сочетание бизнес-подходов и вовлечение социально активных слоев общества (волонтеров, добровольцев) в совместную деятельность.
В статье анализируются перспективные направления развития социального предпринимательства, связанные с разработкой специализированных банковских продуктов, использованием механизмов импакт-инвестирования, проектов ГЧП (МЧП), целевых образовательных программ.
Ключевые слова: социальное предпринимательство; государственные, частные и общественные ресурсы поддержки; перспективы развития социального предпринимательства.
SOCIAL ENTREPRENEURSHIP AS A DRIVER OF SOCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY
In recent times the phenomenon of social entrepreneurship is actively studied by the scientific community as an innovative way of solving social problems means business. So far, theoretical disputes are taking place and the wording of the definitions of «social entrepreneurship»
Предпринимательство
and «social entrepreneur» is being clarified, caused by the simultaneous implementation of the latest commercial and non-commercial functions.
The author notes that measures of state support for socially oriented entrepreneurs are especially important: social entrepreneurship occupies an intermediate position between entrepre-neurship in its purest form, with elements of the social responsibility of business and charity, in virtue of their nature, are forced to compete both for resources and consumers of their products and services.
It is indicated that in order to improve the quality and accessibility of services in the social sphere, to use the potential of public initiatives in the long term, the document «Main areas of activity of the Government of the Russian Federation for the period up to 2024», adopted on September 29, 2018, laid down support measures in a timely manner activities of socially oriented non-profit organizations, social entrepreneurship, charitable and voluntary activities.
In modern conditions the question remains relevant infrastructure and legislative support activities of social entrepreneurs, on the agenda is the expected establishment of the Federal Fund of support of social entrepreneurship (with branches in the regions) and the adoption of the Law on social entrepreneurship that will form the new institutional framework and to gradually build a system of state support for this activity.
The author examines the practice of social entrepreneurship from the point of view of the availability of technological and social components, aimed at solving pressing social problems through the combination of business approaches and the involvement of the socially active strata of society (volunteers) to the joint activity.
The article analyzes the actions and perspective directions of development of social entrepre-neurship associated with the development of specialized banking products, using the mechanisms of the impact of investment, PPP projects (MPP), targeted educational programmes.
Key words: social entrepreneurship; state, private and public support resources; prospects of development of social entrepreneurship.
В Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (далее — Основные направления) представлены ключевые программы и проекты, нацеленные на решение задач развития Российской Федерации, в числе которых национальный проект «Малое и среднее предпринимательство (МСП) и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», предусматривающий создание инфраструктуры и сервисов поддержки для ускоренного развития указанных субъектов бизнеса в социально значимых областях (благоустройство городской среды, научно-технологическая сфера, социальная сфера и экология). Основной целевой показатель проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» — увеличение численности занятых в МСП с 19,2 млн до 25 млн человек.
В целях повышения качества и доступности услуг в социальной сфере, использования потенциала общественных инициатив в
Основных направлениях заложена поддержка деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО), социального предпринимательства, благотворительной и добровольческой деятельности, в том числе:
— расширение доступа СОНКО и организаций социального предпринимательства к предоставлению услуг в отраслях социальной сферы (здравоохранение, социальное обслуживание населения, образование, физическая культура и спорт), снижение административных барьеров и увеличение доли бюджетных средств, выделяемых СОНКО и организациям социального предпринимательства на предоставление услуг;
— развитие инфраструктуры поддержки СОНКО и организаций социального предпринимательства, благотворительных и добровольческих (волонтерских) организаций, оказание им имущественной, организационно-технической, консультационной и образовательной поддержки, увеличение числа субъектов Российской Федерации, в
ЕмТВЕРВЕЫЕи1^НР
которых действуют ресурсные центры по поддержке СОНКО, и организаций социального предпринимательства;
— обеспечение доступа СОНКО к механизмам льготного финансирования, включая услуги региональных гарантийных фондов, фондов микрофинансирования, распространение на СОНКО регулятивных льгот и преимуществ, установленных в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;
— обеспечение поддержки реализации инновационных проектов и новых услуг СОНКО и организаций социального предпринимательства, выявление и распространение лучших практик реализация инновационных подходов;
— предоставление информационной поддержки деятельности организаций социального предпринимательства и СОНКО, благотворительных и добровольческих (волонтерских) организаций;
— развитие системы мотивации негосударственных организаций, осуществляющих финансовую поддержку деятельности СОНКО, масштабирование деятельности фондов целевого капитала некоммерческих организаций;
— обеспечение образовательной и методической поддержки социально ориентированных НКО, содействие субъектам Российской Федерации в реализации программ поддержки СОНКО и организаций социального предпринимательства.
Решение указанных задач позволит увеличить долю трудоспособного населения, профессионально занятого в СОНКО и организациях социального предпринимательства, до 3 процентов [1].
Один из базовых показателей сформиро-ванности гражданского общества — степень социальной активности населения, поэтому важнейшим принципом государственной политики в рамках развития институтов социальной сферы и повышения качества жизни населения является поощрение деловой и социальной инициативы бизнес-структур, общественно значимой деятельности граждан.
За последние годы социальная активность общества существенно возросла, о чем свидетельствует, например, динамика численности волонтеров: до начала кампании по проведению Года добровольца (волонтера) в Российской Федерации (2018 г.) всего около 7 млн человек в стране идентифицировали себя как волонтеров, на сегодняшний день это почти 11 млн. добровольцев. Этому способствовало и принятие в феврале 2018 года федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)», формирующего единый подход к регулированию отношений в сфере добровольчества и новую модель взаимоотношений волонтерских организаций с органами государственной власти. Закон уравнивает понятия «волонтерство» и «добровольчество», определяет статус волонтерских организаций, организаторов волонтерской деятельности и волонтеров, закрепляет требования, которым должны соответствовать такие организации и лица.
В длительной перспективе планируется, что к 2024 году социальная поддержка участников волонтёрского движения будет организована в каждом субъекте Федерации в рамках федерального проекта в сфере образования «Социальная активность», в результате которого более 60 % образовательных организаций будут охвачены деятельностью добровольческих объединений.
Сейчас в стране насчитывается больше 140 тысяч СОНКО, в которых занято около 900 тысяч человек. С января 2017 года СОНКО получили доступ к оказанию услуг и выполнению работ в социальной сфере, финансируемых за счет бюджета, а институциональная среда поддержки таких организаций успешно сформирована как на федеральном, так и региональном уровнях.
Если рассматривать социальную активность как способ социальной деятельности, реакцию на политические, социально-экономические и демографические изменения, то следует признать, что большое значение здесь имеют факторы внешней среды: внимание со стороны государства, формирова-
ние законодательного поля и инфраструктуры поддержки.
Сегодня в этой сфере требуют решения такие вопросы как взаимодействие участников волонтёрского движения с органами власти и общественными организациями, развитие «серебряного» добровольчества, финансовая и грантовая поддержка волон-терства, методы оценки результатов волонтерского труда.
На наш взгляд, одним из актуальных направлений является разработка механизмов интеграции волонтерской деятельности не только в практику государственных учреждений, ведомств, общественных организаций, но и взаимодействия с растущим сообществом социальных предпринимателей. Это может проявляться в расширении не затратных кадровых возможностей социально ориентированного бизнеса, освоении рынков сбыта товаров и услуг социальных предпринимателей, в том числе волонтерских каналов обмена ресурсами с использованием современных сетевых технологий (например, в августе 2018 года российское представительство eBay вместе с благотворительной компанией BuySocial впервые запустило витрину социальных товаров). Одновременно, вовлечение потенциала добровольчества в социальный бизнес должно найти поддержку со стороны государственных структур.
В теоретическом плане социальное предпринимательство рассматривается с позиций теорий общественного блага и экономики
Предпринимательство
общественного сектора, а также теории рационального управления. Современное понимание социального предпринимательства связано с разграничением различных аспектов деятельности социальных предпринимателей; идеями определяющего влияния целевых стратегий и проектных форм деятельности; выявлением признаков и форм организации такого бизнеса [2].
По оценкам экспертов рынок социального предпринимательства в России динамично развивается (объем составляет не менее 5-6 трлн рублей в год), однако по их же оценкам лишь 1 % малых и средних предпринимателей в России причисляют себя к социально ориентированным (порядка 6,8 тысяч предприятий) [6].
Анализируя данные таблицы 1, можно заключить, что сферы приложения труда социальных предпринимателей чрезвычайно разнообразны и выходят за рамки услуг социальной сферы.
Растет число объектов инфраструктуры поддержки социального предпринимательства как со стороны государства, так и со стороны крупного бизнеса, направляющих свою деятельность на тиражирование лучших проектов и практик, разработку и реализацию образовательных и акселерационных программ.
Представители среднего, малого и микробизнеса участвуют в различных проектах и программах по развитию социального предпринимательства, организуемых АНО Агентство стратегических инициатив (АСИ)
Таблица 1. Сферы, в которых заняты социальные предприниматели (сумма больше 100 % т.к. выбиралось несколько вариантов ответа)*
Сферы, в которых заняты социальные предприниматели %
1. Образование (дошкольное, среднее, профессиональное, дополнительное) 29,0
2. Производство продуктов питания, торговля, общепит 15,0
3. Спорт, организация путешествий, досуговые мероприятия 12,5
4. Оказание информационных услуг (программирование, создание и поддержка сайтов и т.д.), реклама, маркетинг 10,5
5. Услуги социально незащищенным слоям населения 10,0
6. Юридическая помощь, консультации адвокатов и др. 9,5
7. Здравоохранение, психологическая помощь 7,5
8. Транспорт, строительство, ремонт 4,5
9. Народные промыслы, сувениры 3,5
10. Прочие 11,5
*) составлено автором на основе [7].
ЕмТВЕРВЕЫЕи1^НР
в рамках деятельности Фонда поддержки социальных проектов и Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ), Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» (в течение 2018 года фонд оказал поддержку 228 проектам социального предпринимательства из 56 регионов страны, выделив на эти цели 556,4 млн рублей), Рыбаков Фондом, другими благотворительными фондами и общественными организациями.
В то же время, проектно-программый механизм поддержки субъектов социального предпринимательства носит дискретный характер, а ряд устойчивых проектов характеризуется их низкой масштабируемостью и тиражируемостью.
Относительно системный подход к поддержке социальных предпринимателей реализуется на региональном уровне АНО Центры инноваций социальной сферы (созданы Приказом Минэкономразвития России № 220 от 24.04.2013, финансируются за счёт субсидий федерального бюджета и субсидий в рамках выполнения Постановления Правительства РФ от 23.08.11 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям»). Лидерами в развитии и поддержке проектов в социальной сфере являются Москва и Московская область, Ханты-Мансийский АО — Югра, Республика Башкортостан, Пермский край, Волгоградская и Свердловская области, Санкт-Петербург и ряд других регионов России.
Как отмечают исследователи, несмотря на то, что с момента включения государства в поддержку социального предпринимательства образцом для его легитимации выступает бизнес («социальный бизнес»), роль НКО по-прежнему остается доминирующей [5]. В условиях, когда отношения государства, бизнеса, СОНКО и общественности в целом с социальными предпринимателями не оформлены законодательно (проект ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части закрепления понятия «социальное предпринимательство» находится в доработке с 2016
года), последним зачастую приходится осуществлять деятельность в «смешанной» форме.
Социальные предприниматели в форме коммерческих организаций полностью контролируют свои предприятия, но имеют минимальное количество финансовых источников извне. Сохранять баланс между выполнением социальной миссии и необходимостью получать прибыль — сложная задача [3].
В то же время регистрация одновременно коммерческой организации (или ИП) и социально ориентированной некоммерческой организации позволяет социальным предпринимателям в качестве источника финансирования текущей деятельности наряду с доходами от собственной хозяйственной деятельности получить доступ к поступлениям из государственных источников, а также негосударственных организаций и частных лиц.
Однако экономическая база социального предпринимательства гораздо шире вопросов источников финансирования. Это в первую очередь легитимация и законодательное закрепление социального предпринимательства, снятие барьеров для использования нестандартных бизнес-моделей и инновационных решений, разработка специализированных кредитных продуктов для социальных предпринимателей и привлечение крупного бизнеса в качестве источника социально преобразующих инвестиций (импакт-инве-стирование), льготы по налогам и ставкам арендной платы, обеспечение доступа социальных предпринимателей к закупкам, образовательная и методическая поддержка, обучение методологии расчета социального возврата на инвестиции (SROI).
Еще одним перспективным направлением развития социального предпринимательства является его вовлечение в реализацию проектов государственно-частного (муници-пально-частного) партнёрства при создании инфраструктурных объектов социального предназначения, в том числе с привлечением облигаций социального воздействия (Social Impact Bonds или SIBs) как инновационного инструмента финансирования социальных
проектов на основе ГЧП (МЧП). Для субъектов социально ориентированного бизнеса это новые рабочие места и растущие сегменты рынка, для государства — эффективный механизм экономии бюджетных средств и повышения уровня качества, доступности и инновационности услуг социальной сферы за счет развития конкуренции [4].
На начало 2018 г. в половине субъектов Российской Федерации были заключены соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве в социальной сфере, предусматривающие гарантию сбыта продукции (услуг) либо компенсацию затрат при строительстве и эксплуатации таких объектов.
Наконец, немаловажным фактором увеличения числа социальных предпринимателей является создание условий для роста уровня компетенций участников этого инновационного направления социально ответственного бизнеса.
Можно привести ряд образовательных программ для социальных предпринимателей, реализуемых в рамках деятельности различных организаций: фонд «Наше будущее»
— масштабный образовательный курс «Школа социального предпринимательства», «Теплица социальных технологий» и краткосрочные программы (вебинары «Лаборатории социального предпринимательства»), Сибирский федеральный университет — курс социального предпринимательства для магистрантов с расширением до уровня бакалавриата; Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики
— комплекс программ для действующих социальных предпринимателей; Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова — социальное предпринимательство преподают в рамках магистерской программы «Менеджмент предпринимательской деятельности»; Высшая школа управления и инноваций МГУ в сотрудничестве с Фондом региональных социальных программ «Наше будущее» — учебная программа повышения квалификации «Управление в сфере социального предпринимательства» [8].
Предпринимательство
Среди фондов и частных инициатив наиболее известной является площадка Impact Hub Moscow, предлагающая обучающие программы для социальных предпринимателей Social Impact Awards и 90 Days Challenge. Отдельного внимания заслуживают так называемые акселераторы — образовательные программы для стартапов, имеющие ограниченное время и рассчитанные на интенсивный рост проекта по социальному предпринимательству в процессе обучения.
На наш взгляд, социальное предпринимательство должно найти отклик и в совместном образовательном проекте Сбербанка и Google под названием «Бизнес-класс» для микро- и малых предпринимателей.
Сегодня социальное предпринимательство в России стоит на пороге важных перемен, связанных с переходом на комплексный и системный характер поддержки со стороны государства и крупного бизнеса, с развитием необходимых институтов и стимулированием гражданских инициатив. Формирование среды для активного диалога государства, негосударственных структур, аккумулирующих социальные ресурсы (финансовые, организационные, информационные, волонтерские) и потенциальных социальных предпринимателей представляется одним из приоритетных направлений превращения российского социального предпринимательства в драйвер социальной и экономической активности общества.
Вывод
Социальное предпринимательство в России — деятельность, находящаяся на стыке коммерческого и некоммерческого секторов, и должно рассматриваться как самостоятельная сфера, требующая актуализации как инфраструктурной, так и законодательной поддержки со стороны государства, негосударственных структур и общества в целом.
Именно социальные предприниматели являются инноваторами в решении наиболее острых социальных проблем и открывают широкие возможности как для социально ориентированного бизнеса, так вовлечения в
ЕмТВЕРВЕЫЕи1^НР
сферу своей деятельности новых групп экономически активных людей.
Сейчас социальное предпринимательство в России и ее регионах развивается достаточно стихийно, однако все эксперты сходятся во мнении, что поддержка должна
носить комплексный характер, включать в себя набор инструментов и механизмов, обеспечивающих развитие и поддержку социальных проектов, взаимодействие предпринимательского сообщества со всеми заинтересованными сторонами.
Список литературы
1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. URL: http://government. ru/news/34168/ (дата обращения: 13.10.2018).
2. Васильева Е.Г., Полтавская М.Б. Социальное предпринимательство как форма активизма в условиях реформы социальной политики России // Logos et Praxis. Социология и социальные технологии. 2017. Т. 16. № 4. С. 31-40.
3. Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э. Особенности и формы реализации социального предпринимательства // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2017. № 4 (22). С. 143-148.
4. Ильин СВ., Ильина Л.А. Организационно-экономические основы реализации проекта социального предпринимательства // Актуальные вопросы управления в социальных и экономических системах: сб. науч. тр. Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2016. С. 117-121.
5. Московская А.А., Берендяев А.А., Москвина А.Ю. Между социальным и экономическим благом: конфликт проектов легитимации социального предпринимательства в России // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 31-51.
6. Нестеренко Ю.Н., Плюхина А.А. Развитие социального предпринимательства в экономике России. М.: Креативная экономика, 2017. 154 с.
7. Социальный предприниматель — 2018. Автопортрет. Краткий аналитический отчет по результатам исследования // Фонд «Наше будущее» и Рыбаков Фонд. URL: http://www. zircon.ru/upload/iblock/4e7/socialnyj_ predprinimatel_2018_avtoportret.pdf (дата обращения: 13.10.2018).
8. Фонд региональных программ «Наше будущее». Лаборатория социального предпринимательства. Курсы. URL: http://lab-sp. ru/courses/ (дата обращения: 13.10.2018). 106-
References
1. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period up to 2024. URL: http://government.ru/news/34168 (accessed: 13.10.2018).
2. Vasilyeva E.G., Poltavskaya M.B. Social entrepreneurship as a form of activism in the context of the reform of social policy in Russia // Logos et Praxis. Sociology and social technology. 2017. V. 16. No. 4. P. 31-40.
3. Zainasheva Z.G., Sabirova Z.E. Features and forms of implementation of social entrepreneurship // Bulletin of USPTU. Science, education, economics. Economy series. 2017. No. 4 (22). P. 143-148.
4. Ilyin S.V., Ilyina L.A. Organizational-economic bases of realization of the project social enterprise // Actual problems of management in social and economic systems: Collection of scientific papers. Ufa: Institute for social and economic research of USC of RAS, 2016. P. 117-121.
5. Moskovskaya A.A., Berendyaev A.A., Moskvina A.Yu. Between social and economic good: conflict projects legitimization of social entrepreneurship in Russia // Public opinion monitoring: Economic and social changes. 2017. No. 6. P. 31-51.
6. Nesterenko Yu.N., Plyukhina A.A. The development of social entrepreneurship in the Russian economy. M.: Creative Economy, 2017. 154 p.
7. Social entrepreneur — 2018. Self-portrait. A brief analytical report on the results of the study // Our Future Foundation and Rybakov Fund. URL: http://www.zircon.ru/upload/ iblock/4e7/socialnyj_predprinimatel_2018_ avtoport-ret.pdf (access date: 13.10.2018).
8. Fund of regional programs «Our Future». Laboratory of social entrepreneurship. Courses. URL: http://lab-sp.ru/courses (accessed: 13.10.2018).