Научная статья на тему 'Условия развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области в среднесрочной перспективе'

Условия развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области в среднесрочной перспективе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
553
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ДОБЫВАЮЩИЙ ФЛОТ / ПРОМЫСЛОВЫЕ СУДА / ЦЕЛИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Теплицкий В.А., Мнацаканян А.Г., Иванов А.В.

В статье рассматриваются вопросы современного состояния рыбохозяйственного комплекса Калининградской области, цели и возможности его развития в ближайшие 5 лет. Сделан вывод о том, что для дальнейшего развития рыбного хозяйства области необходима государственная поддержка. Рекомендуется изменить организационную структуру рыбного хозяйства и продолжить дальнейшую разработку программы развития рыбного хозяйства на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области в среднесрочной перспективе»

Экономика региона

Удк 338.45:639.2 (470.26) (05)

условия развития рыбохозяйственного комплекса калининградской области в среднесрочной перспективе

В. А. ТЕПЛИЦКИЙ, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: rector64@mail. ru

А. Г. МНАЦАКАНЯН, доктор экономических наук, проректор по экономике и финансам E-mail: rector@bief. ru

А. В. ИВАНОВ, доктор экономических наук, первый проректор E-mail: ivanovav57@mail. ru Калининградский государственный технический университет

В статье рассматриваются вопросы современного состояния рыбохозяйственного комплекса Калининградской области, цели и возможности его развития в ближайшие 5 лет. Сделан вывод о том, что для дальнейшего развития рыбного хозяйства области необходима государственная поддержка. Рекомендуется изменить организационную структуру рыбного хозяйства и продолжить дальнейшую разработку программы развития рыбного хозяйства на перспективу.

Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, добывающий флот, промысловые суда, цели и перспективы развития, государственная поддержка.

В настоящее время рыбохозяйственный комплекс Калининградской области находится в состоянии длительной стагнации. В 1990 г. объем вылова

рыбы и морепродуктов по области составлял 755 тыс. т [5]. В 2002 г. была разработана программа развития рыбной промышленности региона. К этому времени добыча рыбы уже упала до 353 тыс. т, т. е. в 2,14 раза по сравнению с 1990 г. В программе предусматривались два сценария дальнейшего развития: первый, при условии, что предприятия будут приобретать флот за счет собственных ресурсов, и второй, при условии значительной государственной поддержки при осуществлении операций финансового лизинга для приобретения промыслового флота. По первому сценарию предполагалось неизбежное снижение объемов добычи и производства рыбной продукции, по второму - расширение производства в объемах, зависящих от уровня государственной поддержки. Никакой государственной поддержки предприятиям рыбного хозяйства Калининградской области оказано

не было, и добыча рыбы и морепродуктов сократилась по области с 353 до 255 тыс. т, или в 1,4 раза.

Такая постоянная тенденция сокращения добычи рыбы калининградскими рыбаками обусловлена старением флота и его списанием в связи с физическим износом. За период с 1990 по 2002 г. численность крупных и больших судов в Калининграде сократилась с 300 до 45 ед., а в 2010 году их осталось всего 20 ед. За период с 1990 г. и по настоящее время региональный рыбопромышленный комплекс не получил ни одного судна и по состоянию на сегодняшний день 18 из 20 крупных и больших судов уже отслужили нормативный срок службы, а остальные 2 судна имеют физический износ, равный 95 %. Между тем у некоторых крупных добывающих судов была проведена значительная модернизация и осуществлен капитальный ремонт части оборудования и судовых систем, что позволило продлить срок их службы еще на 5-8 лет. Что касается средних, малых и маломерных добывающих судов, то все они отслужили нормативный срок службы, а некоторые - более чем в 2 раза. Если в 2003 г. таких судов было 126 ед., то к 2010 г. их осталось всего 55 и поддерживаются они за счет дорогостоящих ремонтов.

В период с 2008 по 2010 г. наблюдался значительный рост оптовых цен на рыбную продукцию, производимую в области. В среднем оптовые цены увеличились на 39 %. Это явилось основной причиной прироста выручки от реализации продукции и, соответственно, чистой прибыли предприятий. Так, по четырем крупнейшим рыбодобывающим предприятиям области (три предприятия группы ФОР и ОАО «Атлантрыбфлот») за указанный период выручка от реализации продукции возросла с 2 299 до 2 962 млн руб., а чистая прибыль - со 105 до 828 млн руб. Тем не менее даже такая прибыль является недостаточной для приобретения предприятиями новых конкурентоспособных добывающих судов по следующим причинам: во-первых, эта чистая прибыль рассредоточена по нескольким предприятиям, во-вторых, в течение указанного периода инфляция составила 29 % и часть чистой прибыли предприятия вынуждены были направить на простое воспроизводство своих оборотных средств [4], и в-третьих, строительная стоимость одного современного крупного добывающего судна в настоящее время составляет 60-70 млн долл. (на некоторых верфях эта стоимость может составлять 60-70 млн евро). Поэтому оставшаяся свободная часть чистой прибыли добывающих предприятий области может быть использована в последующие

5 лет не более чем для приобретения и последующей модернизации двух бывших в эксплуатации крупных добывающих судов и нескольких малых и малотоннажных судов. Это в лучшем случае позволит заменить те суда, которые в этом же периоде будут списаны в связи с их физическим износом.

Береговые рыбоперерабатывающие предприятия Калининградской области в 2008-2010 гг. в связи с ростом оптовых цен также улучшили свое финансовое состояние. Так, в 2008 г. 16 этих предприятий работали прибыльно, а 13 - убыточно. Общая сумма убытков по ним составила 300 млн руб. Но уже в 2009 г. прибыльно работало 17 предприятий, а убыточно - 10. Общая сумма чистой прибыли выросла до 42 млн руб. До настоящего момента и на этих предприятиях чистая прибыль расходуется в основном на простое воспроизводство собственного оборотного капитала. Однако основную тревогу в отношении этих предприятий вызывает рост конкуренции по отношению к ним продовольственных предприятий, расположенных в местах реализации рыбных товаров. Консервные мощности на них загружены не полностью, и они возмещают эту недозагрузку производством рыбных консервов. Конечно, условия сбыта их продукции на местных рынках более благоприятные, чем у калининградских предприятий, поэтому наблюдается устойчивая и, очевидно, долгосрочная тенденция к снижению производства в Калининградской области рыбных консервов. Так, только с 2006 по 2010 г. выпуск рыбных консервов в области снизился с 271 до 224 млн условных банок, или на 17 %. Положение усугубляется и тем, что калининградские товаропроизводители рыбных консервов предпочитают для их производства использовать не рыбное сырье, добываемое калининградскими предприятиями, а приобретаемое по импорту. Между тем цены на импортируемую рыбную продукцию возрастают буквально невероятными темпами. Так, в 2002 г. средняя цена 1 т ввозимой из-за рубежа рыбной продукции составляла 570 долл., а в 2011 г. -уже 3 211 долл., т. е. увеличилась в 5,6 раза. Такой рост связан и с тем, что европейские развитые страны за последние 10 лет резко сократили собственную добычу рыбы и морепродуктов и предпочитают импортировать рыбные товары. Кроме того, ранее калининградские береговые рыбоперерабатывающие предприятия сами осуществляли разделку большей части перерабатываемого рыбного сырья, в настоящее время они предпочитают импортировать уже разделанное сырье.

Авторы полагают, что в ближайшие годы калининградским береговым рыбоперерабатывающим предприятиям целесообразно будет ориентироваться на увеличение выпуска копченой, вяленой и соленой рыбной продукции, балычных изделий и рыбной кулинарии, так как намечаемое по области развитие туризма и санаторно-курортного обслуживания увеличит емкость местного рынка рыбных товаров. Кроме того, было бы оправданным увеличить выпуск рыбных пресервов самых различных способов приготовления: пряных, в грибном, винном, ягодном, горчичном и других соусах, упакованных в жестяную банку, что создаст из-за более краткого срока реализации преимущество в их производстве для калининградских предприятий по сравнению с предприятиями, поставляющие пресервы на местные рынки других российских регионов.

Необходимость дальнейшего развития рыбного хозяйства РФ, в том числе рыбохозяйственного комплекса Калининградской области вызвано целями, стоящими перед Правительством РФ [6].

Рассматривая этот вопрос, прежде всего следует выделить то, что цели развития рыбохозяйственного производства для государства в целом и его предпринимательского сектора - различны. Государство имеет одну основную цель: обеспечить население страны необходимым количеством пищевых рыбных товаров, в идеале соответствующим нормативам их потребления, разработанным Институтом питания РАН и утвержденным Правительством РФ. В отдельных временных интервалах продекларированные Правительством РФ цели развития могут быть ниже нормативных, что оговаривается в среднесрочных программах развития страны. Самостоятельной целью может являться и обеспечение сельского хозяйства страны необходимым количеством кормовой рыбной продукции.

Отдельные предприятия рыбохозяйственного комплекса могут ставить перед собой иные цели: получение максимально возможной прибыли, завоевание возможно больших сегментов внешних, общероссийских или местных рынков, усиление своей конкурентоспособности и иные цели, отвечающие их интересам. Цели предприятий могут не только не совпадать с интересами государства, но даже противоречить им. Так, например, в Калининградской области государство заинтересовано в обеспечении рыбными товарами малообеспеченных кругов населения за счет производства их из низкостоящего сырья (например, из кильки). Рыбодобывающие предприятия (рыбо-пользователи) не заинтересованы в добыче малосто-

ящей рыбы, так как ее промысел может быть убыточным. В этом случае должно достигаться согласование интересов государства и частных предпринимателей. Примером такого согласования может быть выделение государством увеличенных квот на промысел дорогостоящих видов рыб (трески, камбалы, судака и иных) тем рыбопользователям, которые обязуются добывать и поставлять в торговые сети кильку.

Средняя душевая норма потребления рыбных товаров в России составляет 21,3 кг в весе товарной продукции при соблюдении следующего основного ассортимента: рыба свежая, охлажденная и мороженая - 80 %; сельдь соленая и копченая - 15 %; рыба копченая, вяленая, соленая и прочая продукция -5 %.

Предполагается также возможность замены свежей и мороженой рыбы рыбными консервами в соотношении 2:1 (2 кг рыбы заменяется на 1 кг консервов). Однако разработанные Институтом питания РАН нормы потребления рыбы и рыбных продуктов требуют критического подхода, так как они установлены при условии потребления на душу населения за год 76 кг мяса и мясопродуктов. Не учитывается в них и соотношение экономических факторов, которые значительны и постоянно меняются. Примерные соотношения стоимости 1 г белка в мясных, рыбных и молочных продуктах в Калининградской области по состоянию на ноябрь 2010 г. представлены в таблице.

Целесообразность развития рыбохозяйственного комплекса калининградской области. В период с 2012 по 2016 г. развитие рыбохозяйственного комплекса области должно происходить в два этапа:

сравнение стоимости 1 г белка в составе различных продуктов в калининградской области

Продукты среднее содержание белка в 1 кг продукта, г розничная цена за 1 кг продукта, руб. Стоимость 1 г белка, руб.

Куры 81 106 1,309

Баранина 121 180 1,488

Говядина 134 200 1,492

Свинина 118 150 1,271

Яйца (в десятке) 60-70 35 0,538

Молоко 32 32 1,000

Творог жирный 133 144 1,083

Треска 130 107 0,823

Лещ 72 50 0,694

Салака 86 40 0,465

Сельдь соленая 97 95 0,979

1 -й этап - продолжение периода временной стабилизации. Заключается в формировании условий для выхода из фазы депрессии, в сбалансировании доходов и расходов предприятий и в обеспечении рентабельного производства, в сбалансировании оборотного капитала с потребностями производства, в накоплении собственного стартового капитала для создания надежной стартовой площадки для вхождения в полосу стабильного возрождения экономики рыбохозяйственного комплекса Калининградской области, совершенствования структуры его управления. На этом этапе предприятия должны зарекомендовать себя как надежные партнеры и исправные плательщики по кредитам в целях привлечения сторонних инвестиционных ресурсов и обеспечить формирование хотя бы в минимальных объемах собственных инвестиционных средств. Предположительно для различных предприятий продолжительность этого этапа может составить примерно 2 года (2012-2013 гг.). Производство продукции в этот период будет обеспечиваться в основном существующими производственными мощностями за счет улучшения их использования в результате проведения реконструкции и технического перевооружения, создания благоприятной внешней среды функционирования за счет совершенствования законодательства в области рыболовства, налоговой и кредитной политики государства;

2-й этап (начиная с 2014 г.) - должен характеризоваться возобновлением экономического роста в рыбохозяйственном комплексе области (определяется как этап возрождения).

В составе основных задач, которые необходимо решить рыбному хозяйству страны, регионов и предприятиям рыбной промышленности на втором этапе, рассматриваются следующие:

- обеспечение постоянного наращивания производства пищевой рыбной продукции и консервов в целях достижения по крайней мере в течение последующих 5 лет (т. е. примерно к 2016 г.) среднедушевого потребления рыбных товаров населением РФ на уровне 15-18 кг, а также повышение качества и расширение ассортимента пищевой продукции с учетом требований внутреннего и внешнего рынков;

- осуществление структурной перестройки рыбопромышленного комплекса касаемо океанического рыболовства, рыболовства в прибрежных районах и во внутренних водоемах (обеспечение пропорций между видами флота и структуры береговой материально-технической базы);

- повышение экономической эффективности рыбопромышленного комплекса;

- активизация инвестиционной деятельности до уровня, обеспечивающего своевременное простое и необходимое расширенное производство. К 2015 г. необходимо создать условия для финансирования каждым предприятием хотя бы простого воспроизводства в основном за счет собственных средств или привлечения необходимых инвестиционных кредитов под залог собственного имущества.

Решение указанных задач должно обеспечиваться реализацией комплекса научно-технических, организационных, экономических и социальных проблем, которые будут связаны:

- с дальнейшим изучением и освоением биоресурсов Мирового океана, в том числе в открытой части и экономических зонах иностранных государств;

- с расширением рыболовства и рыбоводства во внутренних водоемах области;

- с интенсификацией использования биологических ресурсов отечественной экономической зоны, в первую очередь ее прибрежной части;

- с активизацией обновления производственного механизма за счет технического перевооружения действующего и замены его новым;

- с совершенствованием типового состава промыслового флота с учетом развития рыболовства во всех указанных зонах;

- с совершенствованием существующих и созданием новых технологий и техники промышленного лова;

- с созданием принципиально новых технологий и техники в целях обеспечения безотходных и малоотходных технологий переработки объектов промысла, с освоением и расширением выпуска новых видов рыбных товаров;

- с обеспечением устойчивого развития охраны и воспроизводства рыбных запасов;

- с развитием научно-технического потенциала.

Анализ сложившейся экономической ситуации

в рыбохозяйственном комплексе Калининградской области, тенденции возможного развития в будущем показывают, что его развитие до 2013 г. может осуществляться по одному, а в период с 2014 г. - по двум сценариям.

Сущность этих сценариев заключается в том, будут или нет выполнены те задачи развития, которые указаны ранее. Это возможно лишь при условии достаточно значимой государственной и региональной поддержки, что объясняется следующим:

1) основным условием для развития рыбохо-зяйственного комплекса является возможность развития рыболовства;

2) в настоящее время у рыбодобывающих предприятий отсутствуют собственные денежные ресурсы для пополнения флота, приобретать новые суда они могут только за счет кредитов или на основе финансового лизинга, для чего необходимы залоговые ресурсы, каковыми являются имеющийся у них флот, но которых может хватить только для приобретения добывающих судов, бывших в эксплуатации, для замены списываемых в связи с физическим износом судов;

3) исходя из технического состояния флота за прогнозируемый период необходимо списать практически все средние и малые действующие суда и заменить их новым флотом такой производительности, которая обеспечит выполнение поставленных задач по развитию прибрежного рыболовства. Что касается имеющихся в настоящее время крупных добывающих судов, то действующие частные промысловые компании новыми судами их заменить не смогут из-за недостатка собственных финансовых и залоговых ресурсов. При этом можно с уверенностью утверждать, что если действенной финансовой государственной поддержки оказано не будет, то развитие рыбохозяйственного комплекса Калининградской области пойдет только за счет собственных инвестиционных ресурсов по следующему сценарию:

- имеющийся в настоящее время добывающий флот будет «дорабатывать» до тех пор, пока позволит его техническое состояние. При этом возможности предприятий по его ремонту будут сокращаться. Примерно до 2016 г. (даже без пополнения флота) могут сохраниться уловы на современном уровне (примерно 225 тыс. т в год на океаническом промысле и 35 тыс. т в год на прибрежном промысле);

- из-за ограниченности собственных денежных и залоговых ресурсов и их рассредоточенности по множеству предприятий за весь период с 2012 по 2016 г. можно приобрести примерно 2 больших добывающих судна, бывших в эксплуатации, и 9 малых и маломерных новых судов. При этом объемы добычи калининградским флотом действующих промысловых предприятий будут на протяжении всего прогнозируемого периода сохраняться на имеющемся по состоянию на 2010 г. уровне, т. е. около 260тыс. т. В предыдущие годы калининградскими рыбопромышленными предприятиями осуществлялась значительная по масштабам и экономически эффективная модернизация добывающих судов. Основные направления этой модерниза-

ции: увеличение более чем в 2 раза производственных мощностей по заморозке продукции; переоборудование рыбных цехов для производства разделанных видов рыбной продукции; замена двигателей для перевода судов на потребление более тяжелых и более дешевых видов топлива. Причинами сдерживания модернизации стали физический и моральный износ флота, уменьшение рентабельности промысла, что привело к сокращению прибыли, а также высокий уровень процентных ставок по кредитам. Вместе с тем следует подчеркнуть, что продолжительность службы модернизируемых судов сравнительно небольшая; из-за их значительного возраста в момент проведения модернизации и к середине, а тем более к концу прогнозируемого периода ее результаты не скажутся на возможностях регионального рыбохозяйственного комплекса по вылову рыбы;

- из-за сокращения производственных мощностей береговых рыбообрабатывающих предприятий в связи с их списанием из-за износа и в связи со все возрастающей конкуренцией других российских предприятий, расположенных вблизи от мест потребления продукции, снизятся объемы производства консервов или в лучшем случае они останутся на прежнем уровне. Если в 2010 г. в Калининградской области было произведено примерно 224 млн условных банок рыбных консервов, то при описываемом сценарии развития к 2016 г. объем их производства сохранится. Однако целесообразно и возможно значительное увеличение производства пресервов в жестяной таре примерно с 12 млн условных банок в 2010 г. до 30 млн условных банок к 2016 г.

Отсюда следует, что для осуществления программы возрождения рыбопромышленного комплекса области необходима государственная финансовая поддержка в форме предоставления займов (льготных кредитов) или правительственных гарантий для получения кредитов и операций финансового лизинга. При отсутствии таковой поддержки океаническое рыболовство в рыбохо-зяйственном комплексе области будет деградировать вплоть до своей самоликвидации, и промысел останется только на Балтике и в заливах.

При этом ключевым фактором, определяющим заинтересованность государства (в лице его региональных правительств) в развитии океанического рыболовства является то, что на протяжении многих лет успешной работы именно этот вид деятельности обеспечивал возможность создания на берегу рабочих мест в соотношении 11 : 1. Причем в большинстве

своем это высокотехнологичные виды производственной научной деятельности в следующих сферах:

- рыбоконсервное производство и производство рыбной кулинарии;

- проектирование и изготовление орудий и приборов для эффективного ведения промысла;

- судоремонт и судовое машиностроение;

- производство тары и упаковки и др.

Как уже неоднократно указывалось ранее, авторам представляется необходимым создание в Калининградской области государственного акционерного общества для организации промысла рыбы в основном в южных водах Тихого океана на современных высокопроизводительных добывающих судах. Такие суда намечается строить на верфи ООО «Западная Верфь» примерно с 2014 г. Поэтому и открытие государственного акционерного общества (далее -Компания) целесообразно приурочить концу 2013 или к началу 2014 г. Указанная Компания должна со стороны государства быть обеспечена государственными гарантиями под намечаемые операции финансового лизинга для аренды крупных добывающих судов с их последующим выкупом. Государственные гарантии для этих целей необходимы, так как собственных залоговых ресурсов на начальной стадии ее образования не будет. Компания только на начальной стадии будет государственной. В дальнейшем, по мере завершения первых лизинговых операций и высвобождения части чистой прибыли для выплаты дивидендов, свои акции она может разместить на российской и зарубежных фондовых биржах для продажи частным юридическим и физическим лицам. Таким образом, государственная Компания будет преобразовываться в частно-государственную.

Если денежные потоки при заключении сделки финансового лизинга Компанией будут сформированы таким образом, чтобы Компания имела свободные денежные потоки в период выкупа судна, то они в какой-то мере будут достаточными для выплаты хотя бы сравнительно небольших дивидендов (в этом случае Компания сможет начать распродажу своих акций в более ранний период). Отсюда следует выввод, что быстрота превращения государственной Компании в частно-государственную зависит от конкретных условий в течение прогнозируемого периода.

В настоящее время управление предприятия государством, как правило, вызывает настороженность у инвесторов. Поэтому целесообразно руководство Компанией возложить на частную управляющую организацию, поручив ей выполнение тех функций,

которые Компания найдет необходимыми на нее возложить (например, оперативное управление работой добывающего флота, материально-техническое снабжение, подбор и повышение квалификации кадров, заключение договоров на вывоз из районов рыболовства рыбной продукции и завоз необходимых грузов, реализация произведенной рыбной продукции, организация ремонта судов, бухгалтерский учет и др.). Решение стратегических задач Компании и контроль за деятельностью частной управляющей организации следует оставить за ее советом директоров Компании.

В составе рыбохозяйственного комплекса Калининградской области рационально создать и государственную лизинговую компанию. В принципе, выполнение лизинговых операций возможно и лизинговыми структурами коммерческих банков, но это будет «неподъемно» для промысловых организаций области из-за высоких лизинговых выплат. Так, лизинговые выплаты в Сбербанке России составляют примерно 14 % от годовых взносов за аренду. При таких ставках лизингополучатели сверхдорогих добывающих судов просто разорятся на первой же лизинговой операции. Государственную лизинговую компанию для рыбохозяйственного комплекса области необходимо создавать на тех же условиях (или близких), которые существуют для Росагролизинга.

Список литературы

1. О федеральной целевой программе «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2012 гг.»: постановление Правительства РФ от 12.08.2008 № 606.

2. О Федеральной целевой программе развития Калининградской области на период до 2015 г.: постановление Правительства РФ от 07.12.2001 № 866.

3. Теплицкий В. А. Стратегии и программы развития экономики. Бизнес-проектирование. Калининград. Изд. -во БИЭФ. 2007. 119 с.

4. Теплицкий В. А., Перфилова А. М. Обеспечение устойчивого финансового развития предприятия // Балтийский экономический журнал. 2011. № 1 (5). С. 52-57.

5. ЦурановВ. А., ГавриленковБ. И., СигаеваА. В. Рыбная промышленность Калининградской области. Страницы истории. Калининград, 2009.

6. Шеховцева Л. С. Стратегическое целеполага-ние развития региона. СПб.: Изд. -во РГУ им. И. Канта. 2007. 190 стр.

7. URL: http://fcp. vpk. ru/cgi-bin/cis/fcp. cgi/Fcp/ FcpList/View/2009?yover-2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.