Семенова С.А. Рыбохозяйственный комплекс современной России...
УДК 639.2/3
Рыбохозяйственный комплекс современной России: состояние, проблемы, перспективы развития
С.А. Семенова
Экономический факультет МГТУ, кафедра финансов, бухгалтерского учета и управления экономическими системами
Аннотация. В последние годы для развития рыбохозяйственного комплекса государством предприняты кардинальные меры, которые определили позитивные сдвиги в отечественной рыбной отрасли. В статье проанализировано современное состояние рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, определены основные проблемы и тенденции дальнейшего развития. Обоснована необходимость модернизации рыбной отрасли, внедрения инновационных технологий, а также создания рыбопромышленных кластеров в регионах страны.
Abstract. In recent years, the state has taken drastic measures to develop the fishery industry which caused positive changes. The paper analyzes the current state of the fishery industry of the Russian Federation, points out key issues and trends of further development. The necessity to modernize the fishery industry, application of innovative technologies, as well as creating fishery clusters have been determined.
Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, продовольственная безопасность, инфраструктура, инвестиционная привлекательность, отраслевые преобразования, государственное регулирование
Key words: fishery complex, food security, infrastructure, investment attraction, industry transformation, government regulation
1. Введение
В настоящее время многие страны, осуществляющие рыболовство, рассматривают рыбное хозяйство как компонент стратегического значения, обеспечивающий безопасность, прежде всего продовольственную безопасность, а также способствующий социально-экономическому развитию отдельных прибрежных регионов.
Именно поэтому обеспечение конкурентоспособности в рыбохозяйственной деятельности России является одной из важных народнохозяйственных задач, требующей безотлагательных решений.
По оценкам Федерального агентства по рыболовству в 2008 г. Россия занимала девятое место среди стран мира по объему вылова, что составляло 3,3 млн тонн. В 2009 г. этот показатель составил 3,717 млн тонн, что соответствовало восьмому месту среди мировых производителей рыбы. В 2010 г. Россия поставила себе более высокую планку - выйти на седьмое место в мире.
Для России, побережье которой омывается 15 морями, 3 океанами и по территории которой протекает 2,5 миллиона рек, а рыбный промысел, как известно, всегда был одним из важнейших экономических и социально значимых видов деятельности, это далеко не лучший результат.
Реалии времени таковы, что Россия сегодня добывает рыбы намного меньше, чем во времена СССР, по сравнению с рекордным 1990 г. улов рыбы и добыча водных биоресурсов сократились с 7,879 млн тонн почти вдвое, а ее потребление на душу населения снизилось с 20 кг в 1990 г. до 10-15 кг в 2000-е годы (в 2009 году - 15 кг на душу населения). В последние годы государством предприняты кардинальные меры, направленные на дальнейшее развитие рыбохозяйственного комплекса, которые определили позитивные сдвиги в отечественной рыбной отрасли.
2. Современное состояние рыбохозяйственного комплекса России
Современное рыбное хозяйство России представляет собой огромный производственнохозяйственный комплекс с многоотраслевой системой, международными и межрегиональными связями, объединяющий рыболовство, рыбоводство, производство пищевой, технической и кормовой продукции.
Отечественный рыбохозяйственный комплекс обслуживает огромное количество
специализированных производств: судостроительное, судоремонтное, портовое хозяйство, транспортнорефрижераторный флот, прочие производства (орудий лова, тары, упаковочных материалов), вспомогательные службы (снабжение, сбыт, связь, строительство и др.).
Первостепенную же роль данный комплекс играет как источник снабжения населения продуктами питания, обеспечивая тем самым продовольственную безопасность страны. В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Президентом России 30 января 2010 г., для оценки степени достижения обеспечения продовольственной безопасности используется следующий критерий:
110
Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.
стр.110-116
удельный вес отечественной рыбной продукции должен быть не менее 80 % (Доктрина..., 2010). В начале 2010 г. по данным Росрыболовства данный показатель составил около 70 %.
Основная доля улова рыбы и добычи морепродуктов, а также переработки и производства товарной пищевой рыбной продукции осуществляется традиционно в Дальневосточном федеральном округе - более 60 % (табл. 1). Особенностью формирования и развития рыбного хозяйства Дальневосточного бассейна является то, что он располагает наилучшей сырьевой базой среди всех регионов России. Она характеризуется близостью основных районов промысла к портам базирования флота, перерабатывающим предприятиям, большим видовым разнообразием биологических ресурсов и наличием особо ценных в пищевом отношении видов рыб, других морских животных и водорослей. На втором месте по улову рыбы и добыче водных биоресурсов в Российской Федерации - Северо-Западный федеральный округ. Данные приморские регионы являются одними из самых важных рыбопромысловых районов Российской Федерации, в которых рыбная промышленность занимает одно из первостепенных мест и является одним из главных источников занятости и доходов проживающего населения.
В 2009 г. рыбохозяйственный комплекс России, по данным Росстата, был представлен более чем 8,9 тыс. предприятий. Увеличение количества предприятий с 2003 г. составило 3,6 тыс. (табл. 2). Следует также отметить, что сегодня рыбохозяйственный бизнес представлен в основном мелкими рыболовными компаниями. Доля субъектов малого предпринимательства в общих уловах составила около 30 %.
Оборот организаций рыболовства и рыбоводства в 2009 г. составил 101,5 млрд рублей, что в действующих ценах больше, чем в 2008 г. на 12 млрд рублей. По экономическим показателям в 2009 г. наблюдался высокий рост сальдированного финансового результата в отрасли (прибыль минус убыток) -он составил более 10 млрд рублей. При этом доля прибыльных предприятий рыбной отрасли увеличилась. За период с января по ноябрь 2009 г. доля прибыльных организаций составляла 76,6 %, доля убыточных - 23,4 %. За тот же период 2008 г. доля прибыльных организаций составляла 68,8 %, а убыточных - 31,2 %. Исходя из этого, можно сделать вывод, что, несмотря на мировой финансовый кризис, в 2009 г. рыбная отрасль практически по всем показателям продемонстрировала позитивный рост.
В целом по отрасли сохраняется тенденция к сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих. Среднегодовая численность работников, занятых в рыбной отрасли в 2009 г., составила 81 тыс. человек, по сравнению с 2008 г. сократилась на 2,6 тыс. человек (табл. 2). Тенденция к сокращению прослеживается и в 2010 году.
Снижение численности занятых в рыбохозяйственном комплексе связано, прежде всего, с мировым финансовым кризисом и отсутствием полномасштабной государственной поддержки социальных программ в отрасли. Существенным фактором текучести кадров рыбной отрасли являлась неудовлетворенность оплатой труда: длительное время заработная плата была крайне низкой в целом по отраслям экономики (табл. 3). Однако следует отметить, что среднемесячная заработная плата в рыбной отрасли в августе 2009 г. составила 24 083 руб., что на 32,3 % больше, чем в августе 2008 г., и на 17,8 % выше, чем в июле 2009 г. После финансовой деятельности (41 772 руб.) и добычи полезных ископаемых (35 139 руб.) рыбная отрасль занимает 3-е место по уровню заработной платы среди основных отраслей экономики. 111
Таблица 1. Место, занимаемое субъектом РФ в 2009 году по улову рыбы и добыче водных биоресурсов
Субъекты РФ Улов рыбы и добыча водных биоресурсов (тысяч тонн) Место
1990 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Центральный ФО 39,6 10,7 13,1 12,3 14,6 15,7 16,0 15,3 15,3 5
Северо-Западный ФО 2585,3 1203,7 1104,8 1065,2 1064,5 1086,9 999,2 959,7 1073,9 2
Южный ФО 531,1 249,4 138,2 113,2 124,4 123,3 133 126,4 126,6 3
Приволжский ФО 30,5 6,1 5,7 5,9 6,4 8.4 9,2 9,6 8,1 7
Уральский ФО 36,0 15,7 22,3 18,7 22,0 20,6 20,9 23,6 24,9 4
Сибирский ФО 28,8 12,3 9,2 8,5 8,3 9,0 7,6 9,6 11,7 6
Дальневосточный ФО 4627,9 2278,5 1991,7 1741,4 1972,1 2000,2 2231,7 2188,4 2467,8 1
Таблица 2. Основные показатели деятельности предприятий рыбохозяйственного комплекса
Основные показатели 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Число организаций (на конец года), тыс. 5,3 6,3 7,4 7,8 8,4 8,7 8,9
Индекс производства, в % к предыдущему году 101,9 93,6 113,7 105,2 100,0 96,4 109,3
Среднегодовая численность работников, тыс. чел. 86,2 80,0 98,2 95,0 89,7 83,6 81,0
Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. -7194 3416 29 1955 4963 616 10415
Рентабельность проданных товаров, продукции, % -3,3 3,7 5,2 4,2 8,4 7,4 20,7
111
Семенова С.А. Рыбохозяйственный комплекс современной России...
Таблица 3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников рыбохозяйственного комплекса (тыс. руб.)
2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Вся экономика 2,223 4,360 5,498 6,739 8,554 10,633 13,593 17,290
Рыболовство, рыбоводство 2,845 5,031 5,444 7,084 10,233 12,310 14,797 19,498
Таблица 4. Производство рыбной продукции
2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Товарная пищевая рыбная продукция (без рыбных консервов), млн тонн 2,8 2,7 2,8 2,7 3,1 3,2 3,5 3,4
Мука кормовая рыбная из морепродуктов, китов и морского зверя, тыс. т 116 66,6 67,4 61,8 62,7 66,5 69,4 75,3
Консервы и пресервы рыбные из морепродуктов, млн условных банок 531 630 705 748 837 778 827 909
Рассматривая видовой состав уловов России, следует отметить, что основу уловов в настоящее время составляют, прежде всего, сельдь, минтай, треска, лососевые породы, ракообразные и моллюски. Уменьшение уловов наблюдается по следующим видам: скумбрия, зубатка, палтус, килька, морской окунь, тунец, сардины.
Рост производства пищевой рыбной продукции в 2009 г. составил 3,2 %. За последние десять лет производство пищевой рыбной продукции, включая рыбные консервы, достигло некоего рекорда -3880 тыс. т (Савельев, 2009). В 2010 г. наблюдается также тенденция к росту производства рыбной продукции.
Ассортимент выпускаемой продукции в настоящее время практически не изменился, вся рыбная продукция подразделяется на: пищевую, консервы и непищевую (табл. 4).
К сожалению, в настоящее время в России мало рыбоперерабатывающих производств, выпускающих широкий ассортимент рыбной продукции, соответствующий международным стандартам качества. На большинстве береговых перерабатывающих предприятий прекратилась замена технологического оборудования, внедрение новых технологий производства, что и послужило одними из основных причин низкого уровня использования сырья, ухудшения качества рыбной продукции, слабого использования отходов основного производства. Так, например, производственные мощности по консервному производству задействованы в настоящее время на 44,8 %, кулинарному - на 42,1 %, коптильному - на 23,4 %, морозильному - на 26 % (Митупов, 2009). Существенно снизилось производство непищевой продукции -более чем в 3 раза, в том числе кормовой рыбной муки - со 116 тыс. т в 2000 г. до 75,3 тыс.т в 2008 г., что привело к значительному уменьшению объемов производства кормов для животноводства и птицеводства.
Внешнеторговая деятельность рыбохозяйственного комплекса, экспорт и импорт рыбных товаров являются исторически традиционными для России. В последнее время внешняя торговля не уступает внутреннему рынку России и занимает весомое место по объемам товарооборота. Экспорт рыбных товаров в последние годы превалирует над импортом, хотя и незначительно. Для экспорта отечественных рыбных товаров характерна, прежде всего, сырьевая направленность. Активное развитие экспорта рыбных товаров из России не является свидетельством достижения равновесия между экспортом и импортом. Напротив, экспорт продукции, в которой ощущается потребность на внутреннем рынке, стимулирует импорт той же самой продукции из-за рубежа, но уже по более высоким ценам. Производителям становится невыгодно поставлять товары на внутренний рынок, растут цены на продукцию (в особенности из-за многочисленных посредников), увеличивается ее экспорт.
За период с 2003 по 2008 гг. импорт рыбной продукции существенно увеличился: с 416 млрд долл. США в 2003 г. до 2036 млрд долл. в 2008 г. Следует также отметить, что в 2008 г. показатели по импорту и экспорту были почти равны. Причем на экспорт идет высококачественная рыба, добытая из естественной среды обитания и замороженная на промысле, а импортируется искусственно выращенная рыба, филе и готовая рыбопродукция. Вместе с тем, с 2009 г. начинает наблюдаться тенденция к снижению импорта.
В 2008-2009 гг. в рыбной отрасли России в целом произошли некие позитивные изменения: завершилось административное преобразование отрасли; осуществлено принятие целого ряда государственных решений, нацеленных на преобразование рыбохозяйственного комплекса страны и его функционирование; инициировано принятие порядка трех десятков нормативно-правовых актов и более полусотни поправок к закону о рыболовстве; реализовано распределение рыбопромысловых участков на два десятилетия и квот добычи водных биоресурсов для Российской Федерации на десятилетие (Сиренко, 2009). Впервые в истории российского рыболовства принята Федеральная программа по развитию
112
Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.
стр.110-116
отрасли на 2009-2013 гг. с объемом финансирования 62 млрд рублей. Правительством России была также одобрена Концепция развития рыбного хозяйства страны до 2020 г.
Таким образом, принятие необходимого пакета нормативных правовых актов вместе с долгосрочным закреплением квот добычи водных биоресурсов дало позитивный толчок развитию отрасли и нивелировало негативное влияние мирового финансового кризиса на отрасль.
Основные результаты проведенных изменений:
- отечественный вылов водных биоресурсов составил около 3,7 млн тонн, при этом произошел рекордный за последние сто лет вылов лососевых видов рыб - около 540 тыс. тонн;
- с 2009 г. наделение рыбаков долями квот на 10 лет, закрепление рыбопромысловых участков на 20 лет;
- с 2009 г. началась осуществляться обязательная доставка улова и продукции из водных биоресурсов, выловленных в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на российскую таможенную территорию, также был сокращен перечень видов водных биоресурсов, вылов которых регулируется путем установления объемов допустимых уловов;
- утверждение Концепции развития рыбохозяйственной науки в РФ до 2020 г. согласно приказу Росрыболовства от 13 апреля 2010 г. № 330;
- принятие Концепции развития рыбохозяйственного комплекса на период до 2020 г.;
- начало действия Федеральной целевой программы "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009-2013 годы", в рамках которой началась работа по модернизации портовой инфраструктуры, реконструкции заводов по воспроизводству рыбных запасов, строительству научных и рыбоохранных судов;
- впервые за последние годы заработали экономические меры поддержки рыбохозяйственного комплекса;
- в 6,5 раз снижены ставки платы за пользование водных биоресурсов;
- на цели субсидирования процентных ставок по кредитам выделено более 1,1 млрд рублей бюджетных средств;
- для малых предприятий решен вопрос по уплате единого сельскохозяйственного налога;
- осуществление Росрыболовством рекламной компании "Рыба ждет", открытие международной рыбохозяйственной выставки Interfish, начало действия программы по открытию специализированных магазинов "Океан" (их открыто уже более 60 в 32 регионах страны), разработка проекта организации в г. Мурманске регионального оптово-розничного рыбного рынка "Нептунея";
- активное продолжение работы Общественного Совета при Росрыболовстве, большой вклад в развитие рыбохозяйственного комплекса вносят общественные профильные союзы и ассоциации;
- Росрыболовство активно продолжило работу по развитию международного сотрудничества, были заключены новые международные меморандумы и соглашения в области развития рыбного хозяйства;
- активное освещение темы рыбной отрасли СМИ, профильными агентствами и общественными союзами, аналитическими группами и экспертами;
- увеличение емкости рыбного рынка, продолжение импортозамещения рыбной продукции.
3. Основные проблемы и тенденции развития рыбной отрасли
Несмотря на некоторые позитивные перемены, происходящие в отрасли в последние годы, существует ряд факторов, сдерживающих рост рыбохозяйственного комплекса прибрежных субъектов РФ.
1. Моральный и физический износ основных фондов (рыболовецкий флот, порты, перерабатывающее оборудование, холодильные мощности и общая прибрежная инфраструктура) - около 90 % судов рыбопромыслового флота составляют морально устаревшие суда, построенные по проектам 60-80-х годов прошлого века, имеющие, в том числе, крайне высокие показатели энергоемкости; около 90 % хладокомбинатов построены в 60-х годах, и износ оборудования на них достигает 70 % (Комарова, 2009). Без обновления флота по планам Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса России дефицит общего вылова добывающим флотом Российской Федерации составит: к 2013 г. - около 800 тыс. тонн; к 2017 г. - 2,1 млн тонн; к 2020 г. - 4,4 млн тонн.
2. Обострение конкуренции в мировом рыболовстве и общее ухудшение условий ведения промысла российскими рыбаками за пределами исключительной экономической зоны России, утрата позиций рыболовецкого флота в Мировом океане (уменьшение объемов выловов составляет более 70 % по сравнению с 1990 г.). В 2009 г. были заключены международные соглашения в области рыбного хозяйства с рядом стран: Венесуэлой, Никарагуа, Кубой, Перу. Организована работа по возобновлению сотрудничества в области рыболовства с Анголой, Бразилией, Намибией, Сенегалом, Эквадором, Ираном, Украиной, Абхазией. В дальнейшем необходимо развивать сотрудничество в области рыболовства со странами Южной Америки, Африки и Азии, а также создавать условия для осуществления рыболовства за пределами исключительной экономической зоны (ИЭЗ) Российской Федерации, активизировать научно-исследовательскую и рыбопромысловую деятельности в южной части Тихого океана путем
113
Семенова С.А. Рыбохозяйственный комплекс современной России...
увеличения ввода российских судов в данный район Мирового океана с целью закрепления за Российской Федерацией максимально возможных объемов квот добычи (вылова) водных биоресурсов.
3. Низкий уровень развития инфраструктуры по хранению и переработке рыбы и логистики. На сегодняшний день недостаточно только лишь обеспечить добычу водных биоресурсов, необходимо их эффективно переработать, сохранить и доставить конечному потребителю. Проблема заключается в том, что между нашими рыбаками и нашими потребителями образовалась такая "толстая резиновая" прослойка из переработки, транспорта и торговли, которая нашу рыбу на рынок пропускает в очень ограниченном количестве, не всегда высокого качества и всегда - слишком дорогой.
4. Низкая инвестиционная привлекательность. Анализ показывает, что практически все звенья рыбохозяйственного комплекса нуждаются в государственной инвестиционной поддержке. При этом речь идет не столько о прямом государственном участии в проектах, но, прежде всего, о механизмах субсидирования процентных ставок и льготного кредитования. Привлечение кредитов сдерживается сегодня из-за высоких банковских ставок и невозможности оформления кредитов на длительный срок. Важную роль здесь могли бы сыграть государственные финансовые институты развития, а также значительным фактором стала бы комплексная лизинговая программа обновления основных фондов отрасли, особенно малого и среднего флота.
5. Административно-бюрократическая процедура при приеме уловов в порту. В марте 2008 г. было подписано правительственное Постановление № 184 "О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и продуктов их переработки и государственного контроля в морских портах Российской Федерации", которое предусматривает оформление судна не более чем за три часа. Эта мера направлена, прежде всего, на снятие излишних административных барьеров. Значительное упрощение процедуры и сокращение сроков принятия и оформления рыболовецких судов в конечном итоге послужит действенным стимулом в доставке российских уловов на российский берег. Нормативный срок в три часа для проверки судов, в общем, сегодня исполняется, но есть еще много вопросов, которые не отработаны. В частности, постановление правительства предусматривает уведомительный характер оформления выловленной рыбы, однако по факту весь улов подвергается проверкам, и на это уходит слишком много времени.
6. Неэффективное таможенно-тарифное регулирование экспорта и импорта (включая пошлины, надзор за безопасностью и качеством и т.п.). В настоящее время в области таможенно-тарифного регулирования, являющегося мощным инструментом инвестиционной привлекательности отрасли, приняты следующие правительственные Постановления: об освобождении от таможенных пошлин импортного оборудования для модернизации рыболовецкого флота; о вывозе за рубеж сырья только через российские порты.
Необходимо в ближайшее время принять постановление правительства, которое освободит от уплаты таможенных сборов за таможенное оформление при ввозе на территорию страны продукции морского промысла, добытой или произведенной в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе. Это связано с тем, что введенная норма об обязательной доставке улова на таможенную территорию РФ привела к издержкам непроизводственного и финансового характера, которые несут рыбопромышленные предприятия.
Более 33 % внутреннего потребления рыбных товаров в нашей стране обеспечивается за счёт импорта, существенная часть которого является переработанными водными биоресурсами, выловленными российскими промысловыми судами, и поставленными зарубежным компаниям в виде сырья. Доля российского экспорта обработанной продукции крайне низка и не превышает 15-20 %. В данных условиях существует острая необходимость корректировки ставок таможенных пошлин в сторону повышения экспортных пошлин на рыбное сырье и импортных пошлин на рыбную продукцию с высокой добавленной стоимостью.
7. Существенное отставание от ряда других стран (Китая, Норвегии, Японии, Индонезии, Индии и др.) в развитии аквакультуры (на 2010 г. было запланировано принятие закона об аквакультуре, который, наконец, заложит основы нормативно-правовой базы для успешной работы и дальнейшего развития отрасли) - в соответствии с научными и проектными разработками, при благоприятных условиях, которые может обеспечить закон, продукция пресноводной и морской аквакультуры в Российской Федерации достигнет в 2020 г. не менее 800 тыс. тонн на сумму 60-65 млрд рублей.
8. Отсутствие в достаточной мере квалифицированных кадров и научно-исследовательских разработок. В силу непрестижности профессии рыбака продолжается отток квалифицированных кадров из отрасли. Задачи отечественной рыбохозяйственной науки не должны быть сведены до уровня изучения водных биоресурсов и организации квотирования морского рыбного промысла, необходимо восстановление в достаточном объеме финансирования экономических исследований возможностей и условий развития рыбного хозяйства России. В целях повышения эффективности деятельности отечественного рыбного хозяйства необходимо осуществление внешнеторгового мониторинга,
114
Вестник МГТУ, том 14, №1, 2011 г.
стр.110-116
проведение системных комплексных научных исследований по оценке внутреннего и внешнего рынков рыбных товаров, изучению и использованию позитивного зарубежного опыта.
9. Рост масштабов незаконного промысла водных биологических ресурсов и нелегального вывоза рыбной продукции за рубеж. Несмотря на предпринимаемые в последние годы меры по предотвращению браконьерства (с 28.02.2010 г. принят перечень орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов, запрещенных к ввозу на таможенную территорию таможенного союза Евразийского экономического сообщества), масштабы его все еще ощутимы (в 2007 г. были выявлены и пресечены 1263 преступления экономической направленности, связанных с оборотом водных биоресурсов), что наносит ощутимый вред деловой и политической репутации России на мировом уровне и противоречит экономическим интересам страны. Все чаще рыбная продукция вывозится за рубеж непосредственно из районов промысла, без захода в российские порты. Причина этого - не только недостаточно результативная борьба с браконьерством, но и отсутствие условий для эффективного развития рыбохозяйственной отрасли, эксплуатации рыбопромыслового флота на территории страны. Действенному госконтролю в сфере охраны морских ресурсов препятствуют недостатки законодательства, высокая доходность нелегального промысла, ведущая к росту коррупции и организованной преступности, неурегулированность отдельных вопросов охраны с сопредельными государствами, недостаток сил и средств береговой охраны.
10. Коррумпированность. В настоящее время, несмотря на предпринимаемые меры, коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование отрасли, препятствует проведению преобразований в ней. По фактам проявления коррупции в отрасли, в соответствии с "Национальным планом противодействия коррупции" от 31.07.2008 г., в Федеральном агентстве по рыболовству организован отдел для выполнения антикоррупционного контроля. Подобный контроль, однако, по нашему мнению, должен быть только внешним, только тогда он будет эффективным, в противном случае, получится так, что "свои" контролируют "своих", которые работают в одном ведомстве.
11. Недостаточное потребление россиянами рыбной продукции и морепродуктов в связи с ростом цен (покупательская способность среднедушевых денежных доходов населения по основным продуктам питания в 2009-2010 годах уменьшилась по сравнению с 2008 г.).
12. Проблема "незаходных" судов, которые были построены за рубежом в 1990-е годы и в связи с необходимостью уплаты таможенной пошлины не заходят на таможенную территорию РФ и не доставляют добытые водные биоресурсы на отечественные рыбоперерабатывающие предприятия. Необходимо освободить их от таможенных пошлин при ввозе на таможенную территорию РФ.
13. Низкая конкурентоспособность рыбохозяйственного комплекса России. Для достижения конкурентоспособности отрасли необходимо уделить особое внимание модернизации флота, рыбопромышленных предприятий, а также развитию таких наиболее популярных в мире направлений, как аквакультура, так как выращивание водных биологических ресурсов в заводских условиях является наиболее эффективным методом воспроизводства рыбных запасов. Также для выхода отечественных производителей на довольно сложный мировой рынок рыбной продукции необходимо внедрять международные стандарты (экспортировать качественную переработанную рыбопродукцию) (Сиренко, 2010).
Несомненным является тот факт, что дальнейший прогресс в развитии рыбной отрасли России возможен только при широкомасштабном использовании нововведений и инновационных подходов, внедряемых во все звенья производственной и социально-экономической сферы деятельности предприятий и отрасли в целом, что и положено в основу принятой Концепции и Федеральной программы развития рыбохозяйственного комплекса.
Решением вышеперечисленных проблем, с нашей точки зрения, могут стать интеграционные процессы, происходящие во время реструктуризации и способствующие появлению крупных рыбохозяйственных объединений, концентрирующих в своих руках рыбодобычу, рыбопереработку и сбыт готовой продукции. Создание рыбопромышленных кластеров в регионах позволит объединить крупных, средних и мелких рыбопромышленников, направить их усилия на достижение единой цели -повышение конкурентоспособности рыбохозяйственной деятельности, а соответственно, и эффективности деятельности каждой рыбохозяйственной организации.
4. Заключение
Таким образом, выявив основные особенности современного состояния рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, можно сделать вывод о том, что в настоящее время предприятия рыбохозяйственного комплекса функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности внешней среды.
115
Семенова С.А. Рыбохозяйственный комплекс современной России...
Результаты исследования современного состояния рыбного хозяйства России свидетельствуют о необходимости продолжения реализации активной государственной политики в области проведения необходимых отраслевых преобразований, основанной на всестороннем учете интересов и возможностей государства и общества. Только в комплексе все эти меры приведут в движение инновационные процессы в отрасли и поддержат ее устойчивый рост.
Но необходимо помнить, что чрезмерное государственное регулирование опасно следующими последствиями:
- опасность появления тенденции вмешательства государственных чиновников в определение списков участников рынка, в особенности импорта;
- опасность появления тенденции со стороны государственных чиновников вмешиваться в процесс реализации продукции, указания кому продавать продукцию;
- опасность монополизации определенной группой компаний импорта рыбопродукции и морепродуктов.
Литература
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента РФ от 30января 2010 года № 120. М., Ось-89, с.16, 2010.
Комарова Н. Совершенствование нормативно-правовой базы в рыбной промышленности. Рыбные ресурсы, № 3, с.12-14, 2009.
Митупов Т. Состояние и перспективы развития рыбопереработки и импортозамещения. Рыбное хозяйство, № 3, с.13, 2009.
Савельев А. Рыба не ждет. Рыбные ресурсы, № 4, с.9, 2009.
Сиренко В.С. О состоянии и перспективах развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации. Рыбное хозяйство, № 2, с.36-38, 2009.
Сиренко В.С. Значение эффективного экспорта для развития российского рыбохозяйственного комплекса. Рыбное хозяйство, № 1, с.20-22, 2010.
116