Внешнеторговая деятельность
Удк 338.24:639.2(06)
возможные последствия вступления россии В вто для предпринимательских структур
рыбной сферы
В. А. тЕПЛиЦкиЙ, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Е-mail: rektor64@matt. ru
А. В. иВАнОВ, доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе E-mail: ivanovav@mail. ru
а. г. мнацаканян,
доктор экономических наук, профессор, директор института менеджмента, экономики и предпринимательства Е-mail: rektor64@mail. ru калининградский государственный технический университет
В статье рассматриваются возможные последствия для рыбного хозяйства страны и Калининградской области от вступления России в ВТО. Представлены возможные меры тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли государством.
Ключевые слова: рыбное хозяйство, конкуренция, внешняя торговля, тарифное и нетарифное регулирование.
Россия вступила в ВТО. В связи с этим следует хотя бы кратко рассмотреть, каким образом государство сможет регулировать внешнюю торговлю.
Основными целями регулирования государством внешней торговли являются:
- защита собственных товаропроизводителей от более конкурентоспособных иностранных товаропроизводителей при реализации товаров на внутреннем рынке страны;
- создание благоприятных условий для экспорта товаров собственными товаропроизводителями;
- способствование в обеспечении населения и предприятий страны необходимыми для них товарами и продукцией зарубежного производства;
- создание благоприятной конкурентной среды на внутреннем рынке;
- осуществление эффективной фискальной политики.
Этими целями не ограничивается регулирование государством внешней торговли, но для пос-
ледующих исследований достаточно перечисления именно их.
необходимость совершенствования тарифного регулирования импорта рыбной продукции.
Российские рыбопромышленные предприятия несут значительные потери от импорта ряда рыбных товаров и промышленных услуг. В частности, из-за низких таможенных пошлин на рыбные консервы снижается конкурентоспособность калининградских и санкт-петербургских рыбоконсервных заводов. Российскими рыбопромышленниками зачастую увеличивается использование зарубежных судоверфей для ремонта флота и т. д. Желательно произвести увеличение тарифных пошлин на импорт этих и некоторых других видов рыбных товаров и промышленных услуг.
Следует учитывать, что ВТО ограничивает размер таких пошлин в среднем до 10 %. Однако в различных странах их разброс по отдельным видам товаров значителен. Например, в США пошлины на отдельные виды товаров достигают 400 %, в Латвии при средней пошлине в 9,3 % самый высокий ее уровень - 55 %. В Польше средневзвешенный тариф на ввоз сельскохозяйственных товаров составляет 50 %.
Поэтому и в России целесообразно снизить таможенные пошлины на рыбные товары, которые не производятся российскими товаропроизводителями (например на устрицы), на деликатесные товары, на другие рыбные продукты, по которым конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей высока. Одновременно следует увеличить таможенные пошлины на рыбные товары, спрос на которые может быть удовлетворен российскими предприятиями. При этом надо помнить об удовлетворении фискальной цели регулирования государством внутреннего рынка, так как в 2011 г. доходы от таможенных пошлин (включая экспортные) составляли значительную часть дохода федерального бюджета России.
При таможенном регулировании внутреннего рынка рыбных товаров необходимо тщательно соизмерять выгоды различных российских товаропроизводителей. Рыбодобывающим предприятиям выгодно защитить себя от импорта мороженой рыбной продукции, а береговым рыбообрабатывающим предприятиям - получать мороженые полуфабрикаты для дальнейшей промышленной переработки по более дешевым ценам. Населению же выгодно, когда таможенные пошлины минимальны. В этом случае целесообразно:
- минимизировать пошлины на импорт тех видов мороженой рыбной продукции, производство которой отечественными предприятиями недостаточно для удовлетворения потребностей рынка;
- увеличить пошлины на дорогостоящие виды мороженой рыбной продукции (например, на потрошенную мороженую треску и окунь, филе из трески и окуня и т. д.), которая потребляется населением со сравнительно высоким уровнем доходов.
необходимость совершенствования нетарифных мер регулирования импорта и экспорта рыбных товаров. Были перечислены лишь некоторые меры тарифного регулирования рынка рыбных товаров. Однако имеются меры и нетарифного регулирования: например управление валютными курсами.
Трудно ожидать, что такая мера, как управление валютными курсами, будет проводиться государством в интересах только российских рыбопромышленников. Поэтому этот способ исключим из дальнейшего рассмотрения, отметив лишь, что он будет оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на развитие рыбохозяйственного комплекса страны. Положительное воздействие будет заключаться в том, что при повышении курса валют рублевая выручка российских экспортеров рыбных товаров начнет возрастать, а конкурентоспособность на внутреннем рынке увеличиваться. Отрицательными будут следующие последствия:
- резко возрастут затраты на строительство рыбопромысловых судов на иностранных верфях;
- увеличатся затраты на импортируемое сырье и полуфабрикаты, закупку за рубежом материально-технического снабжения, портовые и канальные сборы, на доставку судоэкипажей в иностранные порты, выплату валютной части заработной платы и т. д.
Эффективной мерой нетарифного регулирования считается установление квот на импорт и экспорт рыбных товаров и промышленных услуг. Эта мера целесообразна в том случае, если тарифного регулирования недостаточно для защиты российских товаропроизводителей от иностранных конкурентов. Техническое превосходство иностранных рыбопромышленников будет в ближайшие годы только нарастать из-за малоактивной инвестиционной политики в рыбохозяйственном комплексе России. Поэтому введенные пошлинные барьеры через сравнительно небольшой период времени могут оказаться недостаточными для поддержки российских производителей рыбных товаров. В этом случае как дополнительную меру следует
использовать квоту на импорт, устанавливаемую, например, для уравновешивания платежного валютного баланса если не в России в целом, то в ее отдельных регионах. Эффективным с этих же позиций является установление квот на импорт судоремонтных услуг.
Квоты на экспорт рыбных товаров важно устанавливать в тех случаях, когда на внутреннем рынке возникает их дефицит. Эта мера может сочетаться с введенным в 2000 г. нетарифным регулированием экспорта рыбной продукции, которое заключается в выделении промышленных квот на вылов (добычу) живых ресурсов в исключительной зоне России при обязательной поставке производимой рыбной продукции на российский рынок.
На взгляд авторов, целесообразно стимулировать экспорт таких видов услуг, как переработка рыбной продукции в морских рыбных портах РФ. Впрямую обязать транспортные суда, доставляющие импортную рыбную продукцию, разгружаться в российских портах невозможно, но косвенно -вполне допустимо. Например, нашей стране выгодно ввести обязательное сертифицирование рыбных товаров в порту доставки российскими компетентными организациями.
Для оказания помощи отечественному производству и выполнения национальных бюджетных требований Россия может использовать не только таможенные тарифы и пошлины, но и субсидии. В соглашении, принятом на Уругвайском раунде1, оговаривается, что страны могут оказывать различного рода помощь своему сельскому хозяйству (включая рыболовство), в том числе в виде субсидий. Но эта поддержка не должна быть связана с производством и торговлей. Однако при технической отсталости отечественного рыбохозяйственного комплекса государственная помощь требуется именно для повышения конкурентоспособности в сфере производства рыбной продукции.
1 Уругвайский раунд (the Uruguay Round) - серия многосторонних торговых переговоров на межправительственном уровне, начало которым положила в 1986 г встреча министров стран - членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), принявших Декларацию Пунта-дель-Эсте. Этот документ призывал к либерализации международной торговли, совершенствованию многосторонней торговой системы и укреплению роли ГАТТ. Проведенные затем переговоры включили в сферу ГАТТ новые блоки вопросов: сферу услуг, аспекты интеллектуальной собственности, инвестиции, связанные с торговлей. Раунд завершился в 1994 г. принятием в Марракеше (Марокко) Заключительного акта, открывшего возможность для подписания Соглашения об учреждении ВТО.
Различные страны ищут обходные пути для преодоления этого запрета. Например, в Южной Корее правительство вдвое снизило НДС на рыбо-посадочные материалы, орудия лова. Это является формой скрытых субсидий в производство рыбных товаров. Аналогичный путь может быть использован и Россией: целесообразно установить НДС на уровне 10 % на промысловое судостроение, судоремонт, услуги по перегрузке рыбы в морских рыбных портах, орудия лова, тару и топливо, реализуемые для нужд рыбного хозяйства
Для преодоления технической отсталости ры-бохозяйственного комплекса РФ необходимо его техническое перевооружение и прежде всего строительство конкурентоспособного рыбопромыслового флота. Для этого у рыбопромышленных предприятий не хватает собственного стартового капитала. Государство способно оказать содействие путем создания лизингового фонда и государственных лизинговых компаний для рыбной промышленности (пример - организация для сельского хозяйства «Росагролизинг»). Это не является субсидией, но заменяет ее.
Наконец, государством могут заключаться инвестиционные соглашения с крупными иностранными промышленными компаниями, в соответствии с которыми этим компаниям предоставляются льготы на российском рынке при условии инвестирования в рыбохозяйственный комплекс России своих средств. Скажем, такое соглашение было заключено с фирмой «Марс». Оно предоставило ей определенные льготы, поскольку инвестиции фирмы в российскую пищевую промышленность составляли более 100 млн долл. Возможны и другие меры нетарифного регулирования рынка рыбных товаров.
Рыбная промышленность уже в 1950-х гг. стала активно экспортировать свою продукцию. Особенно расширились объемы экспорта после 1992 г., когда в результате инфляции платежеспособный спрос населения резко снизился и цены на рыбные товары на российском рынке стали резко отставать от цен на аналогичную продукцию за рубежом. Росту экспортных поставок также способствовали следующие обстоятельства:
- отмена государственной монополии на внешнеторговые операции;
- низкая платежеспособность российских предприятий оптовой торговли рыбными товарами, что приводило постоянно к задержке платежей за реализуемую рыбную продукцию, росту потребности
в краткосрочном кредитовании по высоким процентным ставкам. При экспорте рыбной продукции наоборот часто практиковались фьючерсные сделки, что позволяло уменьшить объемы краткосрочного кредитования;
- рост транспортных тарифов, стимулирующий реализацию рыбной продукции с борта судна в районе промысла, в том числе на экспорт;
- возможность получения части валютной выручки «черным налом» или увода ее в офшорные компании.
Имеющие еще в советские времена значительную практику экспортных поставок рыбодобыва-ющие предприятия РФ очень быстро освоились на международном рынке. В настоящее время вступление России в ВТО не окажет значительного дополнительного положительного эффекта в продвижении их продукции на экспорт. Кроме того, снижение в начале XXI в. объемов добычи и производства рыбной продукции вызвало уменьшение потребления рыбных товаров населением. Правительство Российской Федерации начало стимулировать сокращение экспорта рыбных товаров и переориентацию их реализации на внутреннем рынке.
Несколько иначе обстоит дело с продвижением на экспорт рыбной продукции, производимой на береговых рыбоперерабатывающих предприятиях РФ. Традиционно экспорт продукции этих предприятий был ограничен как по объему, так и по ассортименту. Предварительно можно назвать несколько основных причин, ограничивающих экспорт:
- различия в способах обработки рыбного сырья и вкусовых свойствах рыбной продукции, реализуемой на внутреннем и внешнем рынках;
- несоответствие требований к качеству и сертификации продукции на российском и международном (в особенности западноевропейском) рынках;
- несоответствие требований российских стандартов по таре и упаковочным материалам международным стандартам;
- низкое по сравнению с зарубежными аналогами качество рыбных консервов, производимых отечественными предприятиями, и т. д.
Все это приводит к тому, что экспорт рыбной продукции российских береговых рыбообрабатывающих предприятий ограничен определенным установившимся ассортиментом (икра осетровая и лососевая, крабовые консервы и т. п.) и странами-экспортерами.
Увеличение производства рыбной продукции для реализации на экспорт требует совершенствования технологии и техники производства и усиления требований к сертификации продукции и рабочих мест. Осуществление этих мероприятий капиталоемко. В настоящее время финансовые ресурсы предприятий недостаточны для обеспечения их конкурентоспособности.
Вступление в ВТО позволяет не только улучшить условий продвижения российских товаров на экспорт, но и усиливает конкуренцию на отечественном рынке. Поэтому чрезвычайно важно оценить -насколько современное состояние материально-технической базы и организации производства и реализации рыбных товаров соответствует условиям конкурентоспособности.
Для начала рассмотрим проблему управления качеством производимой рыбной продукции. Закон РФ от 10.06.1993 № 5151-1 «О сертификации продукции и услуг» устанавливает основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов. При этом процесс сертификации осуществляется в целях:
- создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом и научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
- содействия потребителю в компетентном выборе продукции;
- защиты потребителя от недобросовестности изготовителя;
- контроля за безопасностью продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- подтверждения качества продукции, заявленного изготовителем;
- внедрения в практику управления сквозного механизма.
Основной задачей процесса сертификации является улучшение качества продукции и повышение ее конкурентоспособности. Как правило, предприятия подвергаются проверке по следующим направлениям:
- соответствие санитарным правилам и нормам;
- соблюдение требований стандартов: химические и физические нормы, нормы производственного процесса, контроль и удаление паразитов;
- соответствие правилам маркировки;
- внедрение и соблюдение системы собственного контроля (НАССР);
- ведение документации по собственному контролю за качеством продукции.
Вопрос повышения качества рыбной продукции в связи с появлением большого количества производителей стоит довольно остро. При этом немаловажное место занимает проблема фальсификации продукции. Естественно, что этот вопрос легче решать специалистам, разрабатывающим технологические процессы производства рыбопродукции и осуществляющим контроль за качеством.
Чтобы составить конкуренцию на потребительском рынке, продукция должна иметь определенные потребительские свойства. Следовательно, предприятие, производящее продукцию, обязано создать систему управления качеством. С определенной долей условности можно выделить два основных уровня системы управления качеством:
- системы, соответствующие требованиям стандартов ИСО серии 9000;
- системы всеобщего управления качеством.
Основная цель системы управления качеством,
построенной на основе стандартов ИСО 9000, -обеспечение качества, требуемого заказчиком, и предоставление ему доказательств способности управлять этой системой.
Вместе с тем выполнение данных требований должно быть обязательным в любых случаях, независимо от вступления Россия в ВТО. Вопрос только в том, будет ли на это российским предприятиям отпущено какое-то время, или реконструкция производства начнет осуществляться при жесткой конкуренции с импортируемыми рыбными товарами. Однозначно положительного или отрицательного решения здесь нет.
С одной стороны, у российских предприятий уже было много времени для того, чтобы организовать управление качеством продукции в соответствии с требованиями рынка. Но большинством береговых рыбообрабатывающих предприятий эта возможность упущена. Соответственно потребители не получили товары, безопасность потребления которых гарантирована. Более того, объемы производства фальсифицированных продовольственных товаров возрастают, а качество настоящих повышается низкими темпами. Продолжать создание «тепличных» условий для товаропроизводителей -значит снижать качество жизни населения. С другой стороны, заставить реконструировать российское
производство в настоящее время (уже после вступления России в ВТО) - при расширении импорта и ужесточении конкуренции, при дефиците собственных инвестиционных ресурсов - значит обречь большое количество российских предприятий на проигрыш в конкурентной борьбе, вплоть до их банкротства. При этом многие из береговых рыбообрабатывающих предприятий, едва держащиеся «на плаву», являются градообразующими со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Предельно ясно, что только в условиях жесткой конкуренции требования рынка будут удовлетворены товаропроизводителями, но часть населения России от этого прогадает, так как лишится рабочих мест. Будут ли эти последствия катастрофическими? В рыбопромышленном производстве - скорее всего нет по следующим причинам:
- из-за различия традиций потребления большинства видов рыбных товаров, производимых на береговых предприятиях (по вкусовым качествам и видам обработки), на внутреннем и внешнем рынке. Например, население России потребляет соленую, копченую рыбную продукцию и пресервы со значительно меньшим содержанием сахара, но более соленую, чем западноевропейские потребители. Западноевропейские и американские потребители практически не покупают сушено-вяленую продукцию. На российским рынке пользуются спросом консервы с томатным соусом и рыбоовощные, тогда как в большинстве других стран потребляются в основном натуральные консервы и из некоторых видов рыб (в основном из сардины) - в масле. Поэтому можно предположить, что приток импортируемых товаров на российский рынок не будет высоким. Наибольшая экспансия их для замещения российской продукции аналогичной импортной вероятна из Эстонии, Латвии и Литвы. В этих странах рыбопромышленное производство также подорвано, как и в России. Отсюда вывод, что возможные импортные поставки таких рыбных товаров не навредят российскому производству;
- российский рынок рыбных товаров в количественном отношении намного отстает от советского рынка, поэтому импортируемые товары значительный период времени будут лишь восполнять эту разницу;
- на спрос на российском рынке еще продолжительное время определяющее воздействие продолжит оказывать цена на рыбные товары, а не улучшение их качества. Лишь при низком уровне
цен у малоимущего населения спросом начнут пользоваться более качественные виды продукции. Но при условии, что более дешевый товар не представляет угрозы для здоровья потребителя.
Исходя из этих соображений, можно предположить, что прогнозы о негативном воздействии вступления России в ВТО на береговое рыбопромышленное производство в связи с ужесточением конкуренции значительно преувеличены. Нацелить слабо вошедших в рынок товаропроизводителей на повышение качества рыбных товаров и работу на потребителя можно, как оказалось, только поставив их перед перспективой закрытия производства.
Однако проблема развития производства и торговли рыбными товарами с учетом требований ВТО не ограничивается только необходимостью повышения качества товаров. Сложнейшим вопросом является воспроизводство физически устаревших основных фондов предприятий рыбной промышленности. Без решения этой проблемы угасание производства будет происходить само по себе, а замещение российской продукции импортной может стать необратимым. Это подтверждается целым рядом выполненных научно-исследовательскими организациями рыбного хозяйства прогностических разработок. Все исследователи пришли к одним и тем же выводам: без широкомасштабного участия государства в воспроизводстве основного капитала рыбного хозяйства (прежде всего рыбопромыслового флота) дальнейшее падение рыбопромышленного производства в РФ неотвратимо. Но правилами ВТО ограничивается участие государства в прямой поддержке производства и торговли. Практическое отсутствие собственного инвестиционного капитала у рыбопромышленных предприятий является следствием длительной экономической политики государства. В советские времена до 90 % прибыли изымалось в бюджет, а большинство амортизационных отчислений - в централизованные фонды. У предприятий не было собственных источников формирования инвестиционного капитала. Воспроизводство основных фондов осуществлялось централизованным порядком. Но с 1991 г. капитальное строительство, в том числе флота, за счет централизованных источников было прекращено, а собственные инвестиционные ресурсы на момент приватизации предприятий оказались нулевыми. Начавшийся разгон инфляции лишил возможности накопления денежных ресурсов на предприятиях,
так как весь доход, включая амортизационные отчисления и прибыль, направлялись ими на воспроизводство оборотного капитала и оплату краткосрочных кредитов.
В 1997 г. в основном были сбалансированы наличие оборотного капитала с потребностями в нем производства, но дефолт августа 1998 г. отбросил предприятия опять на исходные позиции. В результате воспроизводственный процесс основного капитала добывающих предприятий в рыбном хозяйстве практически приостановили на 20 лет. Это привело к 80 %-ному износу судов флота, являющемуся уже более чем критическим.
Именно по этой причине обновление основного капитала (прежде всего рыбодобывающего флота) за счет собственных ресурсов предприятий и заемных средств без участия государства нереально. Государственная поддержка в воспроизводственном процессе в разных формах (от прямого инвестирования до предоставления правительственных гарантий под кредиты и операции финансового лизинга) необходима на начальной (в течение ближайших 5-6 лет) стадии восстановления рыбного хозяйства. В дальнейшем потребность в ней будет резко уменьшаться. Но вхождение России в ВТО способно резко уменьшить государственную поддержку именно на стадии, когда без нее предприятия обойтись не могут. Тогда падение отечественного производства и сокращение поставок рыбной продукции на внутренний и внешний рынки будет происходить чрезмерно высокими темпами, что приведет к росту импорта и удорожанию импортируемой рыбной продукции.
Итак, можно сделать вывод, что Россия, вступив в ВТО, обязана в максимальной степени использовать сроки переходного периода для обновления основного капитала, в том числе рыбопромыслового флота.
Список литературы
1. Белая книга. Рыбохозяйственный комплекс России (2008-2010 годы). М. 2008.
2. Горбунова О. А., МинченковаМ. В. ВТО. Основы функционирования и проблемы присоединения России: учеб. пособие. М.: Дашков и Ко. 2008.
3. Теплицкий В. А., Мнацаканян А. Г., Иванов А. В. Условия развития рыбохозяйственного комплекса Калининградской области в среднесрочной перспективе // Финансы и кредит. 2012. № 13.