Научная статья на тему 'Условия освоения будущими офицерами теоретических основ личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих'

Условия освоения будущими офицерами теоретических основ личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
личностно-ориентированный подход / личностно-ориентированная концепция образования / личностно-развивающая воспитательная ситуация / воспитание военнослужащих / personality-oriented approach / personality-oriented concept of education / personality-developing educational situation / education of military personnel

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комаровский Юрий Павлович

Востребованность обладания будущими офицерами знаний о существующих концепциях и педагогических технологиях личностно-ориентированного образования, теоретических и методических основах применения личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих и актуальность практического применения в своей воспитательной деятельности с военнослужащими личностно-ориентированного подхода обусловлена повышением роли личностного начала человека-военнослужащего в военном деле — необходимостью формирования личностного потенциала будущего воина, его патриотических, нравственно-волевых качеств, способности к личностной саморегуляции, самообладанию в сложных ситуациях, чувства воинского долга. В статье рассматривается понимание ключевых моментов существующих современных концепций личностно-ориентированного образования, которое служит основным условием освоения будущими офицерами теоретических основ личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих и для формирования личностно-ориентированного педагогического мышления у будущих офицеров, их готовности к применению личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих. В проведенном исследовании проверялись возможности освоения будущими офицерами существующих концепций личностно-ориентированного образования, их понятий, принципов, умений и технологий. Автор показывает результаты исследований формирования готовности у курсантов военных университетов как будущих военных воспитателей к применению ими теоретических знаний существующих личностно-ориентированных концепций образования для создания личностно-развивающих воспитательных ситуаций с военнослужащими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Комаровский Юрий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR FUTURE OFFICERS TO MASTER THE THEORETICAL FOUNDATIONS OF A PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN THE EDUCATION OF MILITARY PERSONNEL

The demand for future officers to possess knowledge about existing concepts and pedagogical technologies of personality-oriented education, theoretical and methodological foundations of the use of a personality-oriented approach in the education of military personnel and the relevance of the practical application of a personality-oriented approach in their educational activities with military personnel is due to the increasing role of the personal principle of a person-a serviceman in military affairs — the need to form the personal potential of the future warrior, his patriotic, moral and volitional qualities, the ability to personal self-regulation, self-control in difficult situations, a sense of military duty. The article examines the understanding of the key points of the existing modern concepts of personality-oriented education, which serves as the main condition for future officers to master the theoretical foundations of a personality-oriented approach in the education of military personnel and for the formation of personality-oriented pedagogical thinking in future officers, their readiness to use a personality-oriented approach in the education of military personnel. The study tested the possibilities for future officers to master the existing concepts of personality-oriented education, their concepts, principles, skills and technologies. The author shows the results of research on the formation of readiness among cadets of military universities, as future military educators, to apply their theoretical knowledge of existing personality-oriented educational concepts to create personality-developing educational situations with military personnel, as well as on the basis of which ideas future officers form knowledge, skills, skills and personal experience of implementing a personality-oriented approach in the education of military personnel.

Текст научной работы на тему «Условия освоения будущими офицерами теоретических основ личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих»

ТРИ «М»: МЕТОДОЛОГИЯ - МЕТОДИКА - МЕТОД

Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С. 101-115 Values and Meanings. 2023. No.2 (84). P. 101-115 (In Rus) УДК 37.02

https://doi.org/10.24412/2071-6427-2023-2-6-23

Условия освоения будущими офицерами теоретических основ личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих

Комаровский Юрий Павлович

Аспирант Института стратегии развития образования РАО, г. Москва, Россия E-mail: yukom70@mail.ru

Ю. П. Комаровский

Аннотация. Востребованность обладания будущими офицерами знаний о существующих концепциях и педагогических технологиях личностно-ориентированного образования, теоретических и методических основах применения личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих и актуальность практического применения в своей воспитательной деятельности с военнослужащими личностно-ориентированного подхода обусловлена повышением роли личностного начала человека-военнослужащего в военном деле — необходимостью формирования личностного потенциала будущего воина, его патриотических, нравственно-волевых качеств, способности к личностной саморегуляции, самообладанию в сложных ситуациях, чувства воинского долга.

В статье рассматривается понимание ключевых моментов существующих современных концепций лич-ностно-ориентированного образования, которое служит основным условием освоения будущими офицерами теоретических основ личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих и для формирования личностно-ориентированного педагогического мышления у будущих офицеров, их готовности к применению личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих.

В проведенном исследовании проверялись возможности освоения будущими офицерами существующих концепций личностно-ориентированного образования, их понятий, принципов, умений и технологий. Автор показывает результаты исследований формирования готовности у курсантов военных университетов как

© Комаровский Ю. П., 2023

будущих военных воспитателей к применению ими теоретических знаний существующих личностно-ориентированных концепций образования для создания личностно-развивающих воспитательных ситуаций с военнослужащими.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, личностно-ориен-тированная концепция образования, личностно-развивающая воспитательная ситуация, воспитание военнослужащих.

Для цитирования: Комаровский Ю. П. Условия освоения будущими офицерами теоретических основ личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих // Ценности и смыслы. 2023. № 2 (84). С.101-115.

CONDITIONS FOR FUTURE OFFICERS TO MASTER THE THEORETICAL

FOUNDATIONS OF A PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN THE EDUCATION OF

MILITARY PERSONNEL

Yuri P. Komarovsky

Postgraduate student, Institute for Education Development Strategy of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia E-mail: yukom70@mail.ru

Abstract. The demand for future officers to possess knowledge about existing concepts and pedagogical technologies of personality-oriented education, theoretical and methodological foundations of the use of a personality-oriented approach in the education of military personnel and the relevance of the practical application of a personality-oriented approach in their educational activities with military personnel is due to the increasing role of the personal principle of a person-a serviceman in military affairs — the need to form the personal potential of the future warrior, his patriotic, moral and volitional qualities, the ability to personal self-regulation, self-control in difficult situations, a sense of military duty.

The article examines the understanding of the key points of the existing modern concepts of personality-oriented education, which serves as the main condition for future officers to master the theoretical foundations of a personality-oriented approach in the education of military personnel and for the formation of personality-oriented pedagogical thinking in future officers, their readiness to use a personality-oriented approach in the education of military personnel.

The study tested the possibilities for future officers to master the existing concepts of personality-oriented education, their concepts, principles, skills and technologies. The author shows the results of research on the formation of readiness among cadets of military universities, as future military educators, to apply their theoretical knowledge of existing personality-oriented educational concepts to create personality-developing educational situations with military personnel, as well as on the basis of which ideas future officers form knowledge, skills, skills and personal experience of implementing a personality-oriented approach in the education of military personnel.

Keywords: personality-oriented approach, personality-oriented concept of education, personality-developing educational situation, education of military personnel.

For citation: Komarovsky Yu. P. Conditions for future officers to master the theoretical foundations of a personality-oriented approach in the education of military personnel // Values and Meanings. 2023. No. 2 (84). P. 101-115.

Проблема исследования. Усложнение условий воинской службы, высокие физические и психологические нагрузки, которые приходится выдерживать будущим защитникам Родины, повышают требования к педагогической квалификации офицерского состава. От них требуется знание психологии военнослужащих как представителей различных этносов и культур, умение оценивать уровень готовности подчиненного к несению воинской службы, его способности к саморегуляции в стрессовых ситуациях.

Сущность личностно-ориентированного подхода к воспитанию, которым должны овладеть будущие офицеры как воспитатели, состоит в понимании закономерностей развития личности военнослужащего, умении применять эти закономерности и принципы в воспитательной практике с военнослужащими на основе существующих различных личностно-ориентированных и личностно-развивающих концепций. Главной ошибкой, которую допускают военные воспитатели при изучении и применении личностно-ориентированных педагогических технологий, является не вполне ясное понимание сущности личност-но-ориентированного подхода к воспитанию военнослужащих, которое заключается в создании благоприятных условий для полноценного проявления, формирования и развития личностных качеств воспитуемых военнослужащих.

В ходе проведенного исследования выявлены две основные проблемы, препятствующие реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих.

Первая проблема заключается в том, что такие основные понятия личностно-ориентированных концепций обучения и воспитания, как личность, индивидуальность, субъект, субъектность, педагогическая поддержка, Я-концепция и др., а также идея о том, что не внешнее воздействие само по себе, а внутренняя мотивация детерминирует успех военнослужащего в обучении и воспитании, его личностном развитии будущими офицерами как воспитателями военнослужащих трудно понимаются и усваиваются.

Вторая проблема также связана с недостаточным пониманием совместимости принципов личностно-ориентированного подхода к воспитанию военнослужащих (уважение и самоактуализация личности, развитие индивидуальности, субъектность, право выбора, разумная инициатива, творческое развитие, доверие и др.) с жестко регламенти-

рованными условиями деятельности военнослужащих, в которых устав и приказ командира — закон для подчиненных.

Исследования показали, что офицеры в своей педагогической и воспитательной деятельности редко и неэффективно реализуют личност-но-ориентированный подход в воспитании военнослужащих и, как правило, не знакомы с многообразием существующих в настоящее время концепций личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Причинами этого является незнание современных концепций лич-ностно-ориентированного образования (сущности, целей и задач, педагогических технологий, принципов и условий реализации); слабое владение понятийным аппаратом; отсутствие умений, навыков и личного опыта применения личностно-ориентированных педагогических технологий; неумение создавать, применять и анализировать личност-но-ориентированные и развивающие ситуации в своей воспитательной деятельности. Решение проблемы видится в ликвидации указанных пробелов в профессиональном педагогическом образовании будущих офицеров как воспитателей.

Ход и результаты исследования. Новые задачи, которые призвано сегодня решить военное воспитание, обусловливают необходимость включения в содержание подготовки будущих офицеров теоретических основ и практических приемов реализации личностно-ориентиро-ванного подхода в воспитании как системы педагогических действий, направленных на изучение сформированности личностной сферы военнослужащих, на подготовку к реализации ситуационно-событийного механизма в своей воспитательной работе с военнослужащими.

Появление и активизация гуманистических традиций в военном образовании приводит к вводу в учебно-воспитательный процесс военнослужащих личностно-ориентированных педагогических концепций, направленных на становление и развитие творческой, самостоятельной, духовно-развитой и активной личности военнослужащего.

В данной статье мы остановимся только на одной из выявленных проблем — это отсутствие у будущих офицеров достаточной информации и представлений о личностно-ориентированных образовательных концепциях и теориях, понимание которых позволит будущему офицеру развить личностно-ориентированное педагогическое мышление для более эффективного развития личностного потенциала воспитуемых

в процессе воспитательной деятельности.

Проведенное исследование показало, что большинство будущих офицеров имеет только общее представление о существовании современных концепций личностно-ориентированного образования, на основании которых реализуются различные стратегии создания личностно-разви-вающей воспитательной среды.

Поэтому остановимся на наиболее известных у офицеров-воспитателей в настоящее время концепциях личностно-ориентированного образования.

Концепция личностно-ориентированного образования И. С. Якиманской является из самых известных концепций личност-но-ориентированного образования. Анализ многочисленных работ И. С. Якиманской [17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25] показал, что идеи, принципы, условия, технологии, представленные в ее концепции, находят свое применение в воспитании военнослужащих, служат основанием для других научных школ личностно-ориентированного подхода, продолжают исследоваться современными учеными и педагогами. По утверждению И. С. Якиманской, «личностно-ориентированное обучение — «это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования» [17, с. 13]. Для нашего исследования ценность представляет идея И. С. Якиманской о формировании у воспитанников позиции субъекта обучения и воспитания, что является главной предпосылкой «его развития как личности» [24, с. 34]. Направленность на поддержку позиции субъекта представляет собой технологию, выявляющую и структурирующую субъектный опыт человека. Задачей личностно-ориентированного обучения, по мнению И. С. Якиманской, является обогащение, «окультуривание субъектного опыта» как жизненно значимого для личности. Это некий опыт проявления активной позиции, инициативы, принятия жизненно важных решений, что очень важно для любого человека, в том числе и для военнослужащего. Для воспитания военнослужащих важны сформулированные И. С. Якиманской личностно-ориентированные принципы: принцип уникальности; принцип неповторимости; принцип отношения к воспитаннику как к личности, а не только как к исполнителю какой-то функции; принцип обучения знаниям, навыкам и умениям в контексте личностного развития воспитанника, то есть, согласно этому принципу,

обучение является средством развития воспитанника как личности.

В образовательной деятельности с военнослужащими офицерами-воспитателями довольно часто применяется предложенный И. С. Якиманской личностно-ориентированный подход, который реализуется для развития познавательных потребностей и способностей каждого военнослужащего. При этом, И. С. Якиманская трактует способ учебной работы как «устойчивое индивидуальное образование, включающее в себя мотивационную и операционную сторону познавательной деятельности, характеризующее индивидуальную избирательность ученика к проработке учебного материала разного научного содержания, вида и формы» [21, с. 27-28].

Другой довольно часто применяемой в воспитательной деятельности с военнослужащими является концепция личностно-ориентиро-ванного подхода Е. В. Бондаревской, в основе которой лежит принцип культуросообразности [1, 2, 3]. Концепция Е. В. Бондаревской вносит определенный вклад в реализацию культурологической модели образования, созданную В. В. Краевским, И. Я. Лернером, М. Н. Скаткиным и др. Суть подхода заключается в рассмотрении образования как механизма культурного развития общества и человека и, соответственно, в принятии ученика в образовательной системе как субъекта собственного развития, носителя социокультурных ценностей и смыслов. При этом Е. В. Бондаревская трактует личностно-ориентированный подход как проявление культуросообразности педагогического процесса [2, 3]. По мнению Е. В. Бондаревской, главной целью личностно-ориентированного подхода является воспитание субъекта культуры, свободной, гуманной, духовной и творческой личности, способной к самоопределению в мире культуры, к сопереживанию, к милосердию, к доброте, к альтруизму, к согласию, к добрососедству, к терпимости, к доброжелательности, к стремлению к миру, относящейся с пониманием к индивидуальности, ценности и неповторимости каждого человека и неприкосновенности человеческой жизни [2, 3].

Формирование человека культуры осуществляется посредством реализации личностно-ориентированного, культурологического, индивидуального подходов через создание условий для развития личностного и творческого потенциала человека [2, 3].

Опрос экспертов — офицеров-воспитателей показал, что в практике воспитания военнослужащих культурологическая модель личност-но-ориентированного подхода в военном образовании периодически

реализуется.

Такой подход применяется в воспитании военнослужащих и осуществляется в формах воспитания личностных качеств, связанных с выполнением воинского долга, стимулирования саморазвития, педагогической помощи, психолого-педагогической коррекции индивидуального развития, социально-педагогической защиты и др.

В контексте воспитания военнослужащих идеи концепции личност-но-ориентированного образования А. В. Хуторского можно представить как подход, который обеспечивает развитие и саморазвитие личности военнослужащего как субъекта воспитания, реализующего свои индивидуальные способности. Специфика идей А. В. Хуторского в известном сближении личностно-ориентированного и индивидуально-ориентированного подходов в образовании [14, 15, 16].

Как показало исследование, опрошенные офицеры знакомы с существованием личностно-ориентированного подхода к воспитанию военнослужащих, который исторически связан с развитием в России школ отечественных педагогов-новаторов (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, Е. Н. Ильина, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова и др.). Основными принципами личностно-ориентированного подхода выступают: свободный выбор, обучение без принуждения, творческое взаимодействие ученика и педагога, опережение, самоуправление учащихся, использование опор, идея крупных блоков, идея трудной цели, самоанализ, коллективное творческое воспитание и др., которые могут применяться в воспитании военнослужащих в совокупности с другими способами воспитания [16].

Как концепции личностно-ориентированного образования, отмеченные офицерами и курсантами как заслуживающие пристального внимания для внедрения в практику воспитания военнослужащих, являются концепции современных ученых А. А. Плигина, С. В. Беловой, Е. В. Сафроновой, Н. В. Ходяковой и др. Немного подробнее остановимся на одной из них, автором которой является А. А. Плигин.

По А. А. Плигину, личностно-ориентированное образование — это «такой тип образовательного процесса, в котором личность ученика и личность учителя выступают как его субъекты; целью образования является развитие личности ребенка, его индивидуальности и неповторимости; в процессе обучения учитываются ценностные ориентации ребенка и структура его убеждений, на основе которых формируется его внутренняя модель мира, при этом процессы обучения и учения вза-

имно согласовываются на основе механизмов обратной связи с учетом внутренней структуры познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся, а отношение учитель-ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора». [5, с. 7-8].

Хочется отметить, что в связи с тем, что в концепции личностно-ориентированного подхода А. А. Плигина предполагается создание некой образовательной модели личностно-ориентированных школ, в которой обучаемому (воспитуемому) предоставляется свобода выбора содержания и форм обучения и воспитания, а педагог-воспитатель, обладая разнообразными личностно-ориентированными технологиями и необходимым инструментарием, согласовывает свои приемы и способы образовательной деятельности с мотивацией и потребностями, познавательным уровнем и стилем обучения (воспитания) обучаемого (воспитуемого). Применение такого личностно-ориентированного подхода в военном образовании и в воспитании военнослужащих вызывает затруднение, и возможно в разумном применении только в кадетских или нахимовских учебных заведениях.

Для формирования готовности будущих офицеров в военных вузах к применению личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих в нашем опыте приоритет отдавался концепции личностно-ориентированного образования В. В. Серикова. При этом учитывалось, что рассматриваемые концепции имеют немало общих идей и элементов, которые актуализировались в нашем исследовании [4]. Основой концепции личностно-ориентированного образования, разработанной В. В. Сериковым и развиваемой его научной школой, является идея реализации личностно-ориентированного подхода через построение образовательного процесса, приоритетная цель которого — развитие личности. Этот процесс должен обладать специфическими целевыми, содержательными и процессуальными (технологическими) характеристиками. В чем их специфика?

В качестве цели этого процесса выступает не просто набор социально значимых личностных качеств, а формирование таких свойств воспитанников, которые выражают их способность «быть личностью», т.е. «занимать определенную позицию» (С. Л. Рубинштейн), выражать свое отношение к происходящему, самостоятельно принимать ответственные решения, совершать поступки и т.п. По утверждению В. В. Серикова, «личностно-ориентированное образование — это не формирование

личности с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и соответственно развития личностных функций субъектов образовательного процесса» [7, с. 16]. Эти особого рода проявления человека в школе В. В. Серикова обозначены как «личностные функции», к каковым отнесены избирательность, рефлексия, смыслообразование, ответственность, саморегуляция, ориентация на ценность Другого, креативность, внутренняя свобода, субъектность.

В качестве содержания личностно-развивающего процесса для представителей этой научной школы выступает опыт проявления указанных выше «личностных функций» или, как называет автор концепции, личностный опыт, включавший опыт нравственного выбора, опыт смыслообразования — наделения личностным смыслом какого-то явления или события, опыт волевой саморегуляции — управления собой в трудной ситуации. Понимание содержания образования как набора видов опыта, подлежащих усвоению, развивает идею В. В. Краевского и И. Я. Лернера о культурологической модели содержания образования, одним из структурных компонентов которого является личностный опыт эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

По В. В. Серикову, идея включения «опыта быть личностью» в структуру содержания образования нашла поддержку у научно-педагогического сообщества. Традицией отечественной педагогической науки является разработка проблем воспитывающего обучения, включения в содержание образования ценностных компонентов или, так называемых, «некогнитивных видов опыта» [18]. Не случайно современный образовательный стандарт говорит о необходимости достижения обучающимися трех типов образовательных результатов — предметных, метапредметных и личностных.

Методический или процессуальный аспект процесса личностно-раз-вивающего образования представлен в данной научной школе в виде системы личностно-развивающих ситуаций. Этим понятием в научной школе В. В. Серикова обозначают систему педагогических условий, которые ставят воспитанников перед необходимостью проявлять себя как отдельная, неповторимая личность, совершать осознанные действия, ведущие к обогащению личностного опыта, реализовать какие-то из своих «личностных функций». В качестве таких личностно-развивающих ситуаций В. В. Сериковым выделены: ситуация «открытия самого себя», в которой воспитанник обретал веру в свои силы; ситуация «принятия

нового смысла» — осознание значимости предмета, дела, цели, которые еще недавно не представляли какой-то ценности для воспитуемого; ситуация «самопреодоления» — совершение произвольного «усилия над собой», преодоление привычек, стереотипов поведения, мешающих достижению жизненно важных целей; ситуация «открытия Другого и обретения опыта сотрудничества» — важный воспитательный момент, в котором воспитанник постигает значимость других людей, невозможность достижения успеха без сотрудничества с партнерами; ситуация нахождения «дела для самореализации» — осознание возможности реализовать в себя в, казалось бы, «повседневном» деле — в учебе, профессии и др., то есть ситуация, в которой воспитанник ощущает себя творческим и успешным; ситуация «построения образа Я в будущем» — ситуация «самопроектирования», создания программы своего творческого роста [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13]. В этих ситуациях представлены некоторые закономерности «личностной социализации», которые в содержательно-действенном плане по-разному проявляются на разных возрастных этапах, в различных сферах жизнедеятельности, но некие инвариантные принципы принятия, проектирования и преобразования себя, обновления мировосприятия и смыслов являются инвариантными характеристиками личностно-ориентированного подхода в личностно-ориентированной концепции В. В. Серикова [13]. Соглашаясь с мнением В. В. Серикова, автор статьи считает, что формирование готовности, а также умений и навыков создавать учебные, познавательные, жизненные, професси-онально-деятельностные, личностно-ориентированные или личност-но-утверждающие ситуации является главным критерием и условием освоения теоретических основ личностно-ориентированного подхода для дальнейшего применения в воспитательной деятельности офицера.

Рассматривая личностно-ориентированную педагогическую ситуацию как «особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление сложившейся ситуации» [10], В. В. Сериков считает, что без умения педагога-воспитателя творчески создавать и качественно сопровождать различные виды ситуаций развития личности личностно-ориентированный подход к воспитанию не может реализоваться полностью.

Ситуация развития личности военнослужащего может включать

в себя такие события, которые позволяют военнослужащему: осознанно сделать нравственный выбор; самостоятельно ставить цели и задачи; реализовывать позиции субъекта воспитания и соавтора педагогического процесса; проявлять собственную волю в процессе преодоления трудностей и препятствий; ощутить собственную значимость и необходимость; проводить самоанализ и самооценку; отказываться от прежних мировоззрений и принимать новые жизненные ценности; понимать и осознавать личную ответственность за свершаемые действия и др. [6, с. 13].

Результаты исследования показывают, что в созданных офицером-воспитателем различных личностно-ориентирующих ситуациях у военнослужащих формируется личностный субъектный опыт. Поэтому офицер-воспитатель при создании личностно-ориентированной ситуации с военнослужащими должен помнить о том, что одним из основных инструментов, способствующих реализации личностно-ориентиро-ванного подхода в воспитании, является опора на уже имеющийся личностный опыт военнослужащего и на его стремление и далее развивать, испытывать себя в ситуациях, в которых можно обогатить свой личностный потенциал.

Анализ работ В. В. Серикова и практический опыт применения лич-ностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих показывают то, что основой реализации личностно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих является готовность и умение офицеров-воспитателей создавать личностно-ориентированные ситуации в учебно-повседневной жизни военнослужащих, выстраивать логику этих ситуаций, «быть в курсе» тех внутренних духовных событий, которые переживает будущий воин, поддерживать те позитивные новообразования, которые происходят в его личностном опыте — опыте быть личностью и оставаться ею всегда, при любых обстоятельствах и даже вопреки им. По мнению В. В. Серикова, быть личностью — значит, занимать активную позицию по отношению к жизненным обстоятельствам, стремиться к их преобразованию [6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13].

В ходе проведенного исследования мы неоднократно отмечали, что обращение к личностному опыту военнослужащего положительно действует на его мотивацию к освоению военной специальности, что позволяет сделать вывод о том, что от мотива и личностной позиции военнослужащего непосредственно зависит полнота, прочность, на-

дежность, фундаментальность и основательность приобретаемых им знаний, навыков и умений.

Вывод. Изучение теоретических основ различных концепций личност-но-ориентированного образования и анализ результатов практического применения личностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности офицеров с военнослужащими позволяет полагать, что научно-педагогическое знание располагает значительной базой исследований в области личностно-ориентированного образования, что позволяет проектировать вариативные модели подготовки будущих офицеров к использованию данных достижений военно-педагогической науки в воспитательной деятельности с военнослужащими.

Рассмотренные в исследовании концепции личностно-ориентирован-ного образования и модели реализации личностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности офицеров-воспитателей фиксируют внимание на различных аспектах этого процесса: на субъектной позиции и субъектном опыте военнослужащего-воспитанника и на необходимости сделать этого воспитанника субъектом собственного развития (И. С. Якиманская); на организации освоения воспитанниками ценностей и смыслов культуры как условий их личностного роста (Е. В. Бондаревская); на поддержке развития индивидуальности, что делает привлекательным и эффективным любое педагогическое взаимодействие (А. В. Хуторской); сотрудничестве офицера-педагога и воспитуемых военнослужащих, что делает более успешным процесс достижения педагогической цели (А. А. Плигин); на построении личност-но-развивающего процесса как системы ситуаций-событий, создающих условия для становления у военнослужащих-воспитанников личностного опыта — «опыта быть личностью» (В. В. Сериков).

Указанные идеи раскрывают различные теоретические основы применения личностно-ориентирующего подхода и сущности личностно-раз-вивающего воспитательного процесса с военнослужащими. И при своей реализации в практике, в том числе практике военного воспитания, эти положения осуществимы лишь в органическом единстве.

Все авторы указывают на необходимость для современного педагога умения владеть специальными педагогическими технологиями для формирования и развития личности своих подопечных. Как можно предположить, реализация этих подходов в воспитании военнослужащих может помочь эффективно формировать и развивать целост-

ную личность военнослужащего, его личностные качества, а не только технические и исполнительские качества; позволяет относится к каждому военнослужащему как к уникальной, ценной, неповторимой, самобытной и творческой личности; помогает определять индивидуальные воспитательные траектории, способствующие формированию и развитию у военнослужащего положительных жизненно-значимых целей, ценностей, установок, мотивов, интересов, способностей и др.; помогает сформировать у военнослужащих умения самостоятельно приобретать и творчески использовать полученные знания, навыки и умения; учат принимать ответственность за себя и за свой воинский коллектив; помогает планировать и прогнозировать свою воинскую службу и служебно-боевую деятельность, реально и адекватно оценивать ее результаты; способствует положительному построению социальных и служебных отношений в воинском коллективе на принципах сотрудничества и поддержки.

Литература

1. БондаревскаяЕ. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С. 11-17.

2. БондаревскаяЕ. В. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа Духовности. 1999. № 5. С. 41-66.

3. БондаревскаяЕ. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Ростов-на-Дону: Булат, 2000. 351 с.

4. Комаровский Ю. П. Педагогическая подготовка будущих офицеров к реализации ими личностно-ориентированного подхода к воспитанию военнослужащих // Образовательное пространство в информационную эпоху // Сборник статей Международной научно-практической конференции. Под ред. С. В. Ивановой, И. М. Елкиной. Москва. Изд-во: Институт стратегии и развития образования РАО, 2022, С. 227-237.

5. Плигин А. А. Личностно-ориентированное образование: История и практика. Монография. М.: КСП+, 2003, 432 с.

6. Сериков В. В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии: Монография / ВГПУ Волгоград: Перемена, 1994. 150 с.

7. Сериков В. В. Личностно-ориентированное образование: поиск новой парадигмы. Монография. М.: 1998. 182 с.

8. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования пед. систем. М.: «Логос»,1999. 272 с.

9. Сериков В. В., Данильчук В. И., Симонов В. М. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии / Волгоград: Перемена, 2000. 147 с.

10. Сериков В. В. Общая педагогика: избранные лекции. Волгоград: Перемена, 2004 278 с.: Лекция 5. Личностно-развивающее образование: педагогическая теория и практика, С. 91-125.

11. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: монография. М.: Логос, 2012, 448 с.

12. Сериков В. В. Некогнитивные виды опыта в структуре содержания образова-

ния//Образование и общество. 2017. № 4 (105). С. 16-21.

13. Сериков В. В. Педагогическая реальность и педагогическое знание: опыт методологической рефлексии / М.: Редакционно-издательский дом Российского нового университета, 2018, C. 104-119.

14. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. М.: Владос, 2005. 383 с.

15. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. М.: «Эйдос». 2012. 63 с.

16. Хуторской А. В. Три типа личностно-ориентированного обучения. К ученику, от него или вместе с ним? [Электронный ресурс]. URL: htpp://khutorskoy/ru/be/2022 (дата обращения 20.03.2023).

17. Якиманская И. С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. 144 с.

18. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 13-21.

19. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.

20. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 110 с.

21. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования / Под ред. М. А. Ушпковой. М.: Сентябрь, 2000. С. 156-170.

22. Якиманская И. С. Построение модели личностно-ориентированного обучения // Под науч. ред. Якиманской И. С. М.: КСП+, 2001. 128 с.

23. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М., 2004. 224 с.

24. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. М.: ТУ «Сфера», 2007. 192 с.

25. Якиманская И. С. Изучение личности ученика в образовательном процессе // Теоретическая и экспериментальная психология. 2010. Т. 3. № 1. С. 32-38.

References

• Bondarevskaya E. V. Gumanisticheskaya paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya // Pedagogika. 1997. № 4. S.11-17. [In Rus].

• Bondarevskaya E. V. Koncepcii lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya i celost-naya pedagogicheskaya teoriya // Shkola Duhovnosti. 1999. № 5. S. 41-66. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Bondarevskaya E. V. Teoriya i praktika lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya / E. V. Bondarevskaya. Rostov-na-Donu: Bulat, 2000. 351 s. [In Rus].

• Komarovskij Yu. P. Pedagogicheskaya podgotovka budushchih oficerov k realizacii imi lichnostno-orientirovannogo podhoda k vospitaniyu voennosluzhashchih // Obrazovatel'noe prostranstvo v informacionnuyu epohu // Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. Pod red. S. V. Ivanovoj, I. M. Elkinoj. Moskva. Izd-vo: Institut strategii i razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2022, S.227-237. [In Rus].

• Pligin A. A. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie: Istoriya i praktika. Monografiya. M.: KSP+, 2003, 432 s. [In Rus].

• Serikov V. V. Lichnostnyj podhod v obrazovanii: koncepcii i tekhnologii: Monografiya / VGPU. Volgograd: Peremena, 1994. 150 s.

• Serikov V. V. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie: poisk novoj paradigmy. Monografiya. M.: 1998. 182 s. [In Rus].

• Serikov V. V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya ped. sistem. M.: Izdatel'skaya korporaciya «Logos»,1999. 272 s. [In Rus].

• Serikov V. V., Danil'chuk V.I., Simonov V. M. Lichnostno orientirovannoe obrazovanie: fenomen, koncepciya, tekhnologii / [V. V. Serikov, V. I. Danil'chuk, V. M. Simonov

i dr.]; Min.obr. RF, VGPU, In-t problem lichnostno orientir. obrazovaniya. Volgograd: Peremena, 2000. 147 s. [In Rus].

• Serikov V. V. Obshchaya pedagogika: izbrannye lekcii. Volgograd: Peremena, 2004 278 s.: Lekciya 5. Lichnostno-razvivayushchee obrazovanie: pedagogicheskaya teoriya i praktika, S. 91-125. [In Rus].

• Serikov V. V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe: monografiya. M.: Logos, 2012, 448 s. [In Rus].

• Serikov V. V. Nekognitivnye vidy opyta v strukture soderzhaniya obrazovani-ya//Obrazovanie i obshchestvo. 2017. № 4 (105). S.16-21. [In Rus].

• Serikov V. V. Pedagogicheskaya real'nost' i pedagogicheskoe znanie: opyt metodologicheskoj refleksii / M.: Redakcionno-izdatel'skij dom Rossijskogo novogo univer-siteta, 2018, C. 104-119. [In Rus].

• Hutorskoj A. V. Metodika lichnostno-orientirovannogo obucheniya. Kak obuchat' vsekh po-raznomu? Posobie dlya uchitelya. M.: Vlados, 2005. 383 s. (Seriya «Pedagogicheskaya masterskaya»). [In Rus].

• Hutorskoj A. V. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod v obuchenii. Nauchno-metodicheskoe posobie. M.: Izdatel'stvo «Ejdos»; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya chelove-ka (seriya «Novye standarty»). 2012. 63 s.

• Hutorskoj A. V. Tri tipa lichnostno-orientirovannogo obucheniya. K ucheniku, ot nego ili vmeste s nim? [Elektronnyj resurs]. URL: htpp://khutorskoy/ru/be/2022 (data ob-rashcheniya 20.03.2023). [In Rus].

• Yakimanskaya I. S. Razvivayushchee obuchenie. M.: Pedagogika, 1979. 144 s. [In Rus].

• Yakimanskaya I. S. Razrabotka tekhnologii lichnostno-orientirovannogo obucheniya //Voprosy psihologii. 1995. № 2. S.13-21.

• Yakimanskaya I. S. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie v sovremennoj shkole. M.: Sentyabr', 1996. 96 s. [In Rus].

• Yakimanskaya I. S. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie v sovremennoj shkole. M.: Sentyabr', 2000. 110 s. [In Rus].

• Yakimanskaya I. S. Tekhnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya / Pod red. M. A. Ushpkovoj. M.: Sentyabr', 2000. S.156-170. [In Rus].

• Yakimanskaya I. S. Postroenie modeli lichnostno-orientirovannogo obucheniya // Pod nauch. red. Yakimanskoj I. S. M.: KSP+, 2001. 128 s.

• Yakimanskaya I. S. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie v sovremennoj shkole. M., 2004. 224 s. [In Rus].

• Yakimanskaya I. S. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie v sovremennoj shkole. M.: TU «Sfera», 2007. 192 s. [In Rus].

• Yakimanskaya I. S. Izuchenie lichnosti uchenika v obrazovatel'nom processe // Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya. 2010. T.3. № 1. S. 32-38. [In Rus].

Статья поступила в редакцию 14.03.2023; одобрена после рецензирования 21.03.2023; принята к публикации 23.03.2023.

The article was submitted 14.03.2023; approved after reviewing 21.03.2023; accepted for publication 23.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.