Научная статья на тему 'Личностно-ориентированное взаимодействие будущих социальных педагогов с подростками в условиях микросоциума'

Личностно-ориентированное взаимодействие будущих социальных педагогов с подростками в условиях микросоциума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
213
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / PERSONALITY-ORIENTED INTERACTION / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ / SOCIAL TEACHER / ПОДРОСТКИ / TEENS / МИКРОСОЦИУМ / MICROSOCIUM / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / PEDAGOGICAL PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шептенко П.А.

В статье раскрывается сущность личностно-ориентированного взаимодействия будущих социальных педагогов с подростками в условиях микросоциума. Представлены концепции личностно-ориентированного образования и воспитания, целью которых является создание благоприятных условий и содействие воспитаннику в его личностном росте и развитии, формировании у него нравственных ориентаций, помощь в его самоопределении. Отмечается, что социальный педагог должен опираться не только на сильные качества своего клиента, но и на потенциальные возможности его социума. Автором предложена социально-педагогическая технология, которая включает выявление достоинств личности подростка, его проблемного поля, референтных лиц, социума с позитивным и негативным влиянием и реализована будущими социальными педагогами в работе с подростками в период педагогической практики. Представленный материал позволяет утверждать, что предложенная социально-педагогическая технология позволяет будущим социальным педагогам овладеть компетенцией личностно-ориентированного взаимодействия в работе с подростками в условиях микросоциума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-ORIENTED INTERACTION OF FUTURE SOCIAL TEACHERS WITH TEENAGERS IN CONDITIONS OF A MICROSOCIAL SPACE

The article reveals the basics of personality-oriented interaction of future social teachers with teenagers in conditions of a microsocial space. The concept of personality-oriented education, the purpose of which is to create favorable conditions and promote pupils for their personal growth and development, formation of their moral orientations, assistance in self-determination. It is noted that a social worker should be based not only on strengths of his client, but also on the potential of his society. The author proposed a socio-pedagogical technology, which includes recognition of dignity of an individual teenager, his problematic fields, the reference persons of the society with a positive and negative impact of realized and future social teachers to work with adolescents in the period of teaching practice. The presented material suggests that a socio-pedagogical technology allows future social workers to acquire competence personality-oriented interaction in the work with teenagers in conditions of a microsocium.

Текст научной работы на тему «Личностно-ориентированное взаимодействие будущих социальных педагогов с подростками в условиях микросоциума»

Процессуально-технологический блок содержит этапы (под-готовительно-мотивационный, когнитивно-рефлексивный, функ-ционально-деятельностный, оценочно-коррекционный), формы (аудиторные - учебные предметы базового и вариативного компонентов; внеаудиторные - психологический тренинг, кампус проектной деятельности, направления волонтерской, тьютор-ской и вожатской деятельности студенческого самоуправления) и систему взаимодействия субъектов по достижению цели нравственного саморазвития в профессии.

Результативно-критериальный блок включает критерии и показатели, в совокупности отражающие уровневую готовность будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации (низкий - адаптивный, средний - базовый, высокий - продуктивный). Критериями и показателями являются: когнитивно-рефлексивный (владение декларативными

Библиографический список

и процедурными знаниями о профессионально-нравственной самореализации педагога, осознание ценности педагогической поддержки); нравственно-личностный (сформированность профессионально-нравственных качеств - ответственности, эмпа-тии, совестливости; стремление к нравственному саморазвитию в профессионально-педагогической деятельности); креатив-но-деятельностный (сформированность нравственных стратегий решения профессионально-педагогических задач, восприятие проектной группы, качество проектной деятельности). Результатом функционирования рассматриваемой модели в соответствии с гипотезой была определена положительная динамика уровня готовности к профессионально-нравственной самореализации будущего педагога, которая была зафиксирована в процессе проведенного педагогического эксперимента.

1. Рыбина И.С. Результаты исследования педагогического обеспечения готовности будущего педагога к профессионально-нравственной самореализации в образовательном пространстве педагогического университета. Мир науки, культуры, образования. 2016; 1 (56): 161 - 164.

References

1. Rybina I.S. Rezul'taty issledovaniya pedagogicheskogo obespecheniya gotovnosti buduschego pedagoga k professional'no-nravstvennoj samorealizacii v obrazovatel'nom prostranstve pedagogicheskogo universiteta. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 1 (56): 161 - 164.

Статья поступила в редакцию 20.05.16

УДК 378.637+37.013.42

Sheptenko P.A., Oand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: pseptenko@yandex.ru

PERSONALITY-ORIENTED INTERACTION OF FUTURE SOCIAL TEACHERS WITH TEENAGERS IN CONDITIONS OF A MICROSOCIAL SPACE. The article reveals the basics of personality-oriented interaction of future social teachers with teenagers in conditions of a microsocial space. The concept of personality-oriented education, the purpose of which is to create favorable conditions and promote pupils for their personal growth and development, formation of their moral orientations, assistance in self-determination. It is noted that a social worker should be based not only on strengths of his client, but also on the potential of his society. The author proposed a socio-pedagogical technology, which includes recognition of dignity of an individual teenager, his problematic fields, the reference persons of the society with a positive and negative impact of realized and future social teachers to work with adolescents in the period of teaching practice. The presented material suggests that a socio-pedagogical technology allows future social workers to acquire competence personality-oriented interaction in the work with teenagers in conditions of a microsocium.

Key words: personality-oriented interaction, social teacher, teens, microsocium, pedagogical practice.

П.А. Шептенко, канд. пед. наук, проф. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

E-mail: pseptenko@yandex.ru

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ С ПОДРОСТКАМИ В УСЛОВИЯХ МИКРОСОЦИУМА

В статье раскрывается сущность личностно-ориентированного взаимодействия будущих социальных педагогов с подростками в условиях микросоциума. Представлены концепции личностно-ориентированного образования и воспитания, целью которых является создание благоприятных условий и содействие воспитаннику в его личностном росте и развитии, формировании у него нравственных ориентаций, помощь в его самоопределении. Отмечается, что социальный педагог должен опираться не только на сильные качества своего клиента, но и на потенциальные возможности его социума. Автором предложена социально-педагогическая технология, которая включает выявление достоинств личности подростка, его проблемного поля, референтных лиц, социума с позитивным и негативным влиянием и реализована будущими социальными педагогами в работе с подростками в период педагогической практики. Представленный материал позволяет утверждать, что предложенная социально-педагогическая технология позволяет будущим социальным педагогам овладеть компетенцией личностно-ориентированного взаимодействия в работе с подростками в условиях микросоциума.

Ключевые слова: личностно-ориентированное взаимодействие, социальный педагог, подростки, микросоциум, педагогическая практика.

В настоящее время в кризисных условиях всё больше акцентируется внимание на демократизации и гуманизации педагогического процесса, на развитии личности и заботе о ней, на необходимости возрождения воспитательной работы в школах, вузах и других воспитательных учреждениях страны.

В настоящее время воспитание реализуется в рамках гуманистической парадигмы, на основе личностного, деятельностно-го и других подходов. Основная задача - воспитание гуманной, свободной и ответственной личности, способной к самореализации. Современная система воспитания предполагает качественно новое межличностное общение, когда педагог и учащийся в равной мере признаются субъектами педагогического процес-

са, обладают определенной свободой в построении своей деятельности; направлена на развитие личности каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, интересы и возможности. Поэтому основным принципом педагогической деятельности сегодня становится «личностно-ориентированный подход», предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности воспитанника, его возможностей, особенностей, его идеалов, потребностей, мотивов деятельности, а главное -создание гуманистической образовательной среды, условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности.

В современных условиях воспитанник нуждается в большем внимании, заботе и более тонком прикосновении к его личности.

Поэтому одним из актуальных направлений развития социальной работы в настоящее время является поиск новых технологий, позволяющих повысить эффективность социально-педагогической деятельности. В связи с этим актуальной становится проблема организации личностно-ориентированного взаимодействия социального педагога с воспитанником, которое предполагает признание личности ребенка не столько объектом, сколько субъектом воспитания, образования, партнером в социально-педагогическом процессе [1].

В этом плане важно включение самих клиентов в процесс решения собственных проблем как собственных субъектов, социальное участие в жизнедеятельности общества; непримиримость к иждивенчеству, ко всем формам проявления потребительской психологии (концепция самопомощи, В.Г. Бочарова).

Социальному педагогу важно уметь распознавать интересы и потребности ребенка и взрослого, индивидуальные особенности его развития и создавать с учётом этого комфортные условия для их реализации в социуме.

Успех деятельности социального педагога находится в прямой зависимости от владения им личностно-ориентированными технологиями и умением их реализовывать в реальной практике, что предполагает способность социального педагога не только «понять» - «принять» воспитанника, но и помочь ему становиться личностью - субъектом своей жизнедеятельности.

Личностно-ориентированный подход предполагает глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности воспитанника, его возможностей, особенностей, идеалов, потребностей, мотивов деятельности, а главное - создание гуманистической воспитательно-образовательной среды, условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности.

Цель личностно-ориентированного взаимодействия социального педагога с детьми - создание благоприятных условий, формирование у них нравственных ориентаций, содействие в их личностном развитии, в самоопределении.

Есть все основания вести речь о множественности концепций личностно-ориентированного образования и воспитания. Ученые выделяют наиболее часто встречающиеся трактовки этого феномена.

Личностный подход в образовании на уровне наиболее массового педагогического сознания понимается как этико-гумани-стический принцип общения педагога и воспитанников. К гуманизму, к принятию ребенка как личности призывали педагогов как классики педагогической мысли, так и современные педагоги-новаторы, придавшие этому принципу форму так называемой «педагогики сотрудничества»;

Данный подход трактуется как принцип свободы личности в образовательно-воспитательном процессе в смысле выбора ею приоритетов, образовательно-воспитательных «маршрутов», формирования собственного, личностного восприятия изучаемого содержания (личностного опыта).

Личностный подход может рассматриваться как построение особого рода педагогического процесса (со специфическими целями, содержанием, технологиями), который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида, приоритетов, «маршрутов» формирования собственного, личностного опыта.

За каждой из этих трактовок стоит определенная модель педагогической деятельности, по-своему оправданная и эффективная в той или иной социокультурной ситуации. Поэтому личностный подход, как и сама личность, - сложный, трудноуловимый предмет многих наук, не может быть сведен к одному единственному способу его понимания и трактовки.

Известно, что ученые-исследователи данной проблемы (Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, В.А. Сластенин, В.В. Сериков и др.) хотя и неоднозначно, но в своих трудах раскрывают сущность и некоторые пути осуществления личностно-ориенти-рованного подхода.

Так, В.В. Сериков отмечает, что есть все основания вести речь о множественности концепций личностно-ориентированно-го образования и воспитания, делает вывод о том, что этот подход не может быть сведен к одному из способов его понимания [2].

Главная же суть его в деятельности педагога-воспитателя: учёт им специфической природы личностного уровня человеческой психики, смысловой сферы личности, рефлексии переживаний и диалога как механизма образования личностного опыта. И самое главное, что личностно-ориентированный образовательно-воспитательный процесс - это не формирование лично-

сти с заданными свойствами, а создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций воспитанников.

В качестве таковых функций выделены: избирательная (выбор ценностей и образа жизни), критическая (в отношении предполагаемых извне ценностей и норм), рефлексивная, смыс-лотворческая (система смыслов), функция ответственности за принимаемые решения, самореализации, обеспечение уровня духовности в соответствии с притязаниями. Эти функции и составляют нравственное ядро личности, потенциал ее гражданского развития, социализации.

Сущность личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, по мнению Е.В. Бондаревской, В.А. Сласте-нина, И.С. Якиманской состоит в признании личности ребенка, воспитанника не только объектом, но и субъектом образовательно-воспитательного процесса. Цель личностно-ориентированно-го педагогического взаимодействия - создание благоприятных условий и содействие воспитаннику в его личностном росте и развитии, формировании у него нравственных ориентаций, помощь в его самоопределении. Базой же для формирования способностей к саморазвитию, самоопределению, самоутверждению, самореализации, самореабилитации, самоорганизации личности является ее физическое и психическое здоровье, нравственность и способности (О.С. Газман). Это и определяет содержание личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, признание за каждым воспитанником «права выбора» педагога, видов деятельности, собственного пути личностного роста и развития [3; 4; 5].

Как утверждает В.Г. Бочарова, «человек в социуме» является ведущей концепцией, отражающей суть социальной работы. Людям нужна не подачка, им нужно подать руку помощи; социальный работник, должен помочь человеку преодолеть преграды на его жизненном пути, выявить его природные данные, сделать человека хозяином его собственной судьбы.

Социальный работник должен активно изучать истоки социальных невзгод, он должен активно разрабатывать пути выхода из социального тупика, искать конструктивные решения и организовывать социальную поддержку. С самого начала социальные работник должен опираться на возможности и сильные качества своего клиента, на потенциальные возможности его социума [6].

Зная его личностные особенности, проблемы, социальный педагог намечает более эффективные пути, приемы, способы взаимодействия с воспитанником. Социальные педагог должен опираться на возможности и сильные качества своего клиента, на потенциальные возможности его социума.

Готовность к профессиональной деятельности рассматривается как личностное образование, ядром которого становится личностная, содержательная и операционально-деятельностная готовность (В.А. Сластенин). Одним из компонентов операцио-нально-деятельностной готовности является обучение будущих социальных педагогов личностно-ориентированным технологиям, в процессе которого вырабатывается стратегия деятельности социального педагога, проявляющаяся не в защите, а в помощи и в большей степени самопомощи личности.

При подготовке социальных педагогов нами используются личностно-ориентированные технологии, в основу которых положен диалогический подход, определяющий субъект-субъектные взаимодействия участников педагогического процесса и их равноправные позиции: сюжетно-ролевые игры, психолого-педагогические тренинги, проектирование и анализ педагогических ситуаций и др. Предусматривается система лабораторно-прак-тических занятий по взаимодействию с различными социальными институтами в микросоциуме, выполнение научно-исследовательских заданий по проектированию моделей воспитательных систем в микросоциуме, организация и проведение педагогической практики в условиях социума.

С целью осуществления личностно-ориентированного взаимодействия будущих социальных педагогов с воспитанниками нами разработана социально-педагогическая технология, которую студенты реализуют в период педагогической практики. Она включает:

- характеристику особенностей личности с ориентацией на положительное, акцентируется внимание на выявление и фиксирование положительных качеств, достоинств личности;

- выявление проблемного поля личности - трудности в обучении, общении, межличностных отношениях со сверстниками, педагогами, родителями, отклонения в состоянии здоровья и проблемы во взаимоотношениях в семье;

- выявление референтных лиц и социума с позитивным и негативным влиянием, чтобы позитивные влияния сфокусировать, а негативные - нейтрализовать;

- выявление того, что объединяет педагога с воспитанником - увлечения, интересы, хобби, ценностная направленность.

Самым важным является то, как социальный педагог вместе с воспитанником определит перспективы его развития и личностного роста, разработает рекомендации выхода из затруднений, пути создания ситуации успеха у подростка. Результатом такой работы является проектирование программы развития, личностного роста, что даёт возможность создать комфортные благоприятные условия для реализации как личности ребёнка, так и личности самого социального педагога [7] .

Социальному педагогу необходимо изучать, как обучающийся взаимодействует с объектами внешнего мира, как он осуществляет взаимодействие с другими людьми, что позволяет вы-

Библиографический список

строить границы отношений в социальных полях, формировать позитивное отношение к окружающим людям, к самому себе.

Данная технология дает возможность овладеть технологическими механизмами личностно-ориентированного педагогического взаимодействия, при котором воспитанник становится субъектом воспитывающей деятельности, что подтверждает наше исследование. Опрос студентов-практикантов по направлению «Психолого-педагогическое образование» АлтГПУ показал, что 85 % опрошенных «овладели» личностно-ориентиро-ванным взаимодействием с подростками, 10 % - «недостаточно овладели», и только 5 % «не овладели», но будут овладевать данными компетенциями в дальнейшем в процессе обучения и педагогической практики.

Будущий социальный педагог, еще будучи в вузе, убеждается в том, что необходимо выработать у себя умение помочь человеку справиться с собственными проблемами.

1. Шептенко П.А. Введение в специальность социального педагога: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва, 2008.

2. Сериков В.В. Образование и личность. Москва, 2000.

3. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания. Педагогика. 2001; 1: 13 - 17.

4. Сластенин В.А., Руденко Н.Г. Психолого-педагогические принципы, условия и механизмы становления и развития субъектной позиции учителя. Материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией П.А. Шептенко. Барнаул: АлтГПА, 2009: 7 - 10.

5. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. Москва: Сентябрь, 2000.

6. Бочарова В.Г. Социальный педагог: должность, профессия, призвание. Научно-методическое пособие. Москва: ИСПРАО, 2007.

7. Личностно-ориентированное образование: методология, теория и технология. Материалы V международной научно-практической конференции, 26 мая 2011 г. Шадринск, 2011.

References

1. Sheptenko P.A. Vvedenie v special'nost' social'nogo pedagoga: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moskva, 2008.

2. Serikov V.V. Obrazovanie ilichnost'. Moskva, 2000.

3. Bondarevskaya E.V. Smysly i strategii lichnostno-orientirovannogo vospitaniya. Pedagogika. 2001; 1: 13 - 17.

4. Slastenin V.A., Rudenko N.G. Psihologo-pedagogicheskie principy, usloviya i mehanizmy stanovleniya i razvitiya sub'ektnoj pozicii uchitelya. Materialy III vserossijskojnauchno-prakticheskojkonferenciis mezhdunarodnym uchastiem. Pod redakciej P.A. Sheptenko. Barnaul: AltGpA, 2009: 7 - 10.

5. Yakimanskaya I.S. Tehnologiya lichnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Moskva: Sentyabr', 2000.

6. Bocharova V.G. Social'nyjpedagog: dolzhnost', professiya, prizvanie. Nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: ISPRAO, 2007.

7. Lichnostno-orientirovannoe obrazovanie: metodologiya, teoriya i tehnologiya. Materialy V mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 26 maya 2011 g. Shadrinsk, 2011.

Статья поступила в редакцию 20.05.16

УДК 378.02.372.8

Petrov A.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Gorno-Altaisk State University (Gorno-Altaisk, Russia),

E-mail: mnko@mail.ru

A PERSONALITY AND SELF-DEPENDENCE. The work shows that for formation and development of a personality the education must address one of the main tasks of education - the formation of self-dependence as a key competence of a student at any school. Because this idea is central and one of most main in the system of education, it must get a status of didactic principle with his instrumental didactic functions that allow building technology of forming of independence among students in an educational process. A final product of a pedagogical system should be an ability of an individual to conduct self-education, to express self-dependence, self-development, conscious self-control of personal activity and reflection.

Key words: identity, self-dependence, cognitive self-reliance, developing training, competence, self-dependence as a didactic principle.

А.В. Петров, д-р пед. наук, проф. Горно-Алтайского государственного университета, г. Горно-Алтайск,

E-mail: mnko@mail.ru

ЛИЧНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

В работе показано, что для становления и развития личности в системе образования необходимо решить одну из главнейших задач обучения - формирование самостоятельности как ключевой компетенции учащегося любой образовательной школы. Так как эта идея является центральной и одной из главнейших в системе образования, то она должна получить статус дидактического принципа с его инструментальными (раскрывающими способ применения принципа) сущностными, нормативными и процессуальными функциями, позволяющими технологизировать процесс формирования самостоятельности учащихся в учебном процессе. При этом конечным продуктом педагогической системы должно быть способность личности к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию, сознательной саморегуляции личностной активности, рефлексии.

Ключевые слова: личность, самостоятельность, познавательная самостоятельность, развивающее обучение, компетентность, самостоятельность как дидактический принцип.

Личность человека есть результат деятельности самого человека, т. е. продукт его самовоспитания. Она либо вырождается, либо развивается, усложняется, либо беднеет качеством.

Результат зависит от тех целей, которые человек в ходе своей деятельности разрешает, поэтому личность никогда не дана природой в готовом виде. Она всегда созидается, в том числе и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.