Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИТУАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА'

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИТУАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИТУАЦИЯ / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пупышева Евгения Леонидовна

Ведущая тенденция подготовки педагогических кадров в современном вузе - переориентация образовательного процесса со «знаниевой» парадигмы образования к компетентностной, личностно-ориентированной. Задача высшей школы на современном этапе - создание оптимальных условий для формирования и развития профессиональной компетентности будущего учителя средствами самостоятельного управления своей познательно-учебной деятельностью. Особое внимание в данной статье уделено методическим аспектам применения основних видов личностно ориентированных ситуаций путем включения обучающегося в различные формы, методы и технологи обучения. Рассмотрены практические возможности применения даннях ситуаций на конкретних примерах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALLY ORIENTED SITUATIONS AS AN EFFECTIVE MEANS OF FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER-PHILOLOGIST

The leading trend in the training of teaching staff in a modern university is the reorientation of the educational process from the "knowledge" paradigm of education to a competence-based, personality-oriented one. The task of higher education at the present stage is to create optimal conditions for the formation and development of the professional competence of the future teacher by means of independent management of their cognitive and educational activities. The main attention in this article is paid to the methodological aspects of the application of the main types of personality-oriented situations by including the student in various forms, methods and technologies of teaching. The practical possibilities of using these situations on specific examples are considered.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИТУАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА»

3. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 720 с.

4. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2004. - 321 с.

5. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. / Т.Ф. Ефремова. - Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2000. - 1233 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Пупышева Евгения Леонидовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Елабуга)

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ СИТУАЦИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ-ФИЛОЛОГА

Аннотация. Ведущая тенденция подготовки педагогических кадров в современном вузе - переориентация образовательного процесса со «знаниевой» парадигмы образования к компетентностной, личностно-ориентированной. Задача высшей школы на современном этапе - создание оптимальных условий для формирования и развития профессиональной компетентности будущего учителя средствами самостоятельного управления своей познательно-учебной деятельностью. Особое внимание в данной статье уделено методическим аспектам применения основних видов личностно ориентированных ситуаций путем включения обучающегося в различные формы, методы и технологи обучения. Рассмотрены практические возможности применения даннях ситуаций на конкретних примерах.

Ключевые слова: личностно ориентированная ситуация, личностно-ориентированное обучение, .профессиональная компетентность, будущий учитель.

An^taUm. The leading trend in the training of teaching staff in a modern university is the reorientation of the educational process from the "knowledge" paradigm of education to a competence-based, personality-oriented one. The task of higher education at the present stage is to create optimal conditions for the formation and development of the professional competence of the future teacher by means of independent management of their cognitive and educational activities. The main attention in this article is paid to the methodological aspects of the application of the main types of personality-oriented situations by including the student in various forms, methods and technologies of teaching. The practical possibilities of using these situations on specific examples are considered.

Keywords: personality-oriented situation, personality-oriented learning, professional competence, future teacher.

Введение. Тенденции модернизации системы образования в России, происходящие в эпоху процесса глобализации и интеграции, приоритета цифровых технологий, непосредственно связаны с ориентацией мирового сообщества и государства на функциональные ресурсы личности. Совершенствование системы высшего педагогического образования объективно обуславливает применение интерактивных технологий, ведущей среди которых можно назвать личностно-ориентированное обучение. Основная функция личностно ориентированного содержания образования на современном этапе - обеспечить становление системы личностных образовательных смыслов обучаемого. Следовательно, на первое место, на первое место выдвигается не объективная составляющая содержания образования, а личностный субъективный смысл образования для каждого обучаемого. В связи с этим проблема подготовки педагогических кадров не теряет актуальности в силу стремительно меняющихся запросов общества и государства к системе образования. Анализ работ таких учёных, как В.П. Борисенков, А.А. Марголис показал, что современный учитель должен обладать широким спектром профессиональных компетенций, профессионально и гибко решать поставленные задачи и нести за них ответственность, владеть интерактивными и информационными технология обучения [3; 6].

Изложение основного материала статьи. В связи с обозначенной выше актуальностью исследования процесс гибкой и качественной профессиональной подготовки будущего учителя приобретает особую значимость в условиях стремительно меняющейся реальности. В настоящее время разработаны вариативные модули и программы подготовки, процесс обучения можно осуществлять офлайн и онлайн на основе комбинации инновационных современных технологий и сетевого взаимодействия. Данное положение приобретает полноценный смысл только при условии свободы выбора в обучении, признания уникальности субъектного опыта самой личности, её самобытности и самоценности, самоактуализации. Поэтому личностно-ориентированное обучение становится краеугольным камнем в свете обозначенных выше положений и базовым фундаментом современного обучения на всех его уровнях.

Под личностно-ориентированным обучением, основываясь на теоретических исследованиях в этой области авторитетных ученых (Е.В. Бондаревская [2], А.А. Плигин [8], И.С. Якиманская [10] и др.), мы понимаем такое обучение, которое предполагает организацию учебной деятельности на основе личностно ориентированной ситуации с учетом субъектно-субъектных отношений участников процесса, при котором учитываются личностный опыт, нравственный потенциал, познавательные интересы и склонности обучающихся.

По мнению В.В. Серикова, именно личностно ориентированная ситуация является основой личностно ориентированного подхода в обучении, под которой он понимает учебную ситуацию, требующую проявление личностной позиции обучаемого [8]. В нашей статье речь пойдет о применении таких ситуаций в процессе профессиональной подготовки будущих учителей-филологов. Ни у кого не вызывает сомнения, что такое обучение должно быть практико-ориентированным, а именно соответствовать быстро меняющимся потребностей студентов на инновационный формат обучения[4].

Научная школа личностно-развивающего образования В.В. Серикова разработала способы (диалог, ценностные ориентации личности, самоактуализация и саморазвитие) и виды личностно ориентированных ситуаций. Кратко охарактеризуем их:

1) ситуация, которая возникает у воспитанника как своего рода «импульс самости» - это «открытие самого себя»;

2) ситуация - «принятие нового смысла» деятельности (учебной, профессиональной и др.), ценности, роли;

3) «ситуация самопреодоления» (в ней воспитанник побуждается к сознательному усилию над собой, поступку, к ломке привычного образа жизни, изменению стереотипов);

4) ситуация «переживания и преодоления собственных ошибок» (рефлексия опыта);

5) ситуация «планирования будущего» (профессиональный рост, ценностные ориентиры [8].

Такие ситуации Л.З. Лисейчикова называет развивающими и понимает под ними «...условия, виды деятельности, в которых студент мог бы проявить свой потенциал. Это ставит обучающегося перед выбором (и ответственностью), сознательным принятием решений, обоснованием собственной точки зрения» [5].

Следовательно, возникает необходимость конструирования дидактического материала на основе комплекса разработанных личностно ориентированных ситуаций при изучении профильных дисциплин, которые позволяют соединить теоретический и практический компонент будущей профессиональной деятельности, развивать личностный потенциал личности будущего учителя, мотивировать его к работе в школе.

Данное положение актуально, так как экспериментальные, статистические данные [7], собственные эмпирические наблюдения показывают, что лишь 10-15% выпускников работают по специальности. Безусловно, это связано не только со многими проблемами подготовки государственной системы кадров, но и также с приоритетом выбора и мотивации к реализации такой профессиональной деятельности.

Рассмотрим методические аспекты применения таких ситуаций в процесс изучения дисциплины «Методика обучения русскому языку» на 3-5 курсах по направлению 44.03.05 Педагогическое направление (профиль: русский язык и литература, профиль: русский язык и иностранный язык).

Личностно ориентированные ситуации реализуются комбинацией активных форм, методов и технологий организации учебного процесса. В нашем случае это групповая работа, самостоятельная работа, применение кейс-технологий и технологии перевернутого класса, проектная деятельность, мини-исследования, проводимые в процессе контактной деятельности и прохождения учебной и педагогической практик по профилю, выполнении выпускных квалификационных работ. Безусловно, такие задания носят проблемный характер, позволяющий учитывать разные точки зрения и пути их решения. Например, лекцию «Современный урок русского языка: типы и структура» преподаватель начинает с проблемного вопроса: «Зачем студент должен знать теоретическое и практическое состояние вопроса о типологии и структуре урока, если он может в сети Интернет найти ряд рекомендаций по этому вопросу». Кроме того, на базе нашего университета реализуется проект «Ассистент учителя» на базе общеобразовательной школа «Университетская" ЕИ К(П)ФУ, и многие студенты являются помощниками учителя, уже на 1 курсе включаясь в процесс профессиональной деятельности.

Для личностно ориентированных ситуаций первого и второго типа применяются следующие виды заданий:

I. Проект «Современный урок русского языка». На основе предлагаемых конструктов технологических карт, анализа практического опыта работы учителей, представленных на различных сайтах, студенты изучают теоретические сведения, знакомятся с практическими рекомендациями. Данный проект требует индивидуального выполнения и его ролевого проигрывания. Отметим, что выполнение данного задания вызывает огромный интерес со стороны обучающихся, которые получают опыт рефлексии.

II. Перевернутая лекция, суть которой состоит в следующем: по плану и предложенному списку литературы, включающему Интернет-ресурсы, составить материал лекции. Обсуждение происходит во время контактной работы, в ходе которой теоретический материал анализируется, уточняется не преподавателем, а студентами, которые принимают активное участие в его обсуждении.

III. Самостоятельная работа. Так по время прохождения ознакомительной практики по методике (1 профиль) студенты выполняют следующие задания:

- просмотрите 10-15 уроков видео уроков русского языка на канале YouTube и напишите эссе «Необычный урок русского языка. Данное задание может иметь вариативный характер, например, составьте краткую справку-отчет о соответствии данных уроков требованиям федерального государственного стандарта;

- выполните обзор методических статей журнала «Русский язык в школе» на выбранную тему и составьте аналитическую справку;

- составьте картотеку статей по актуальным вопросам методики преподавания на современном этапе.

IV. Для самостоятельной работы разработан контент кейсовых заданий по основным темам дисциплины. Например: «Методика изучения орфографии в школе», «Словарная работа на уроках русского языка», «Методика подготовки учащихся к сочинению», «Развитие речи на уроках русского языка», «Дидактический потенциал новых методов и приёмов обучения русскому языку» и другие. В данный контент входят: теоретические вопросы, методические рекомендации, задания, в том числе и проблемные, тесты, презентации, списки рекомендованной литературы, включая Интернет-ресурсы. Студентам также предлагается дополнить разработанные кейсы своим материалом и объяснить, почему они считают, что такой материал позволит лучше понять изучаемую тему.

V. Терминологический глоссарий. Суть такой работы заключается в том, что у каждого студента будет свой словарь по дисциплине, включающей ключевые термины предмета, систематизирующие именно его знания.

Для личностно-ориентированных ситуаций самопреоделения, «переживания и преодоления собственных ошибок», «планирования будущего» предлагаются такие задания:

VI. Отчет-рефлексия. В специальной тетради студент отвечает на следующие вопросы: 1.Что я нового узнал по данной теме? 2. Зачем я изучаю данную тему? 3. Что я не понял(а) при изучении темы? 4. Что бы мне еще хотелось узнать по этой теме? На первоначальном этапе такое задание не вызывает особого энтузиазма у студентов, так как они не сразу понимают, с какой целью преподаватель требует от них еженедельного отчета. Скептицизм пропадает, когда они видят обратную связь и интерес педагога к тому, что они пишут. Для преподавателя же важно понимание того, как студент усвоил информацию, какие затруднения возникли, что еще конкретно интересует обучающихся. Такой отчет важен еще и потому, что позволяет преподавателю скорректировать формы работы и контроля для промежуточной и итоговой аттестации в условиях балльно-рейтинговой системы.

VII. Мини-исследования. Такие исследования проводятся в период прохождения практики. Студентам предлагаются следующие направления работы: анализ орфографических и (или) пунктуационных ошибок учеников, опрос и анкетирование учащихся, методы и приемы работы со словом на уроках, речевая культура педагога и т.д.

VIII. Методика в лицах. Цель работы - изучение методического наследия ученых, работающих в данной области, формирование нравственных ценностей и идеалов у студентов. Формой отчетности является реферат, в котором освещается жизненный и научно-творческий путь ученого, подразумевающий не биографическую справку, которая сама по себе является полезной, а основные методические идеи, нравственно-мировоззренческая позиция. Иллюстрация исторического, социокультурного и научного фона, на котором происходило зарождение и становление научных и профессионально-нравственных представлений данных ученых, позволяет сформировать нравственные и этические оценки смелости научной мысли.

IX. Разработка проектов современных уроков в рамках работы педагогической школы «Старт», проводимой ежегодно на площадке Елабужского института. В октябре 2021 года студенты группы 8111 презентовали 3 урока лингвокультурологической характеристики текста для 8-9 классов при изучении базовых тем, реализуя идею аксиологического подхода как ведущего направления методики обучения.

X. Экспериментальная работа. Такая форма работы в основном реализуется при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ. В качестве примера можно привести следующие темы: 1. Поликодовый текст как средство формирования метапредметных результатов обучения на уроках русского языка: ступень основного общего образования.

2. Лингвометодический потенциал технологии кейс-стади в предметной области «Русский язык» на ступени основного общего образования. 3. Методика изучения лингвистических терминов на уроках русского языка в 5-9 классах: ассоциативно-экспериментальное исследование. 4. Новые практики формирования и оценивания метапредметных образовательных результатов обучающихся в условиях требований ФГОС второго поколения. Отметим, результаты данных работ были апробированы докладами на студенческих научно-практических конференциях и публикациями (статьи и тезисы).

XI. Дистанционное участие в мастер-классах и вебинарах, проводимых преподавателями вуза и учителями высшей квалификационной категории.

XII. Методическая копилка, в которую студент собирает дидактические материалы (тесты, учебные материалы, Интернет-ресурсы, презентации, конструкты уроков), необходимые для осуществления его профессиональной деятельности.

Применение личностно ориентированных ситуаций, несомненно, предполагает, что в конце каждого занятия уточняются, личностно осмысляются с аксиологических позиций новые понятия темы. С этой целью студентам предлагается написать синквейн, даймонд или диаманту. Все работы обсуждаются и анализируются в конце занятия, применяются приёмы самоконтроля и взаимоконтроля.

В целом эти формы способствует формированию собственного портфолио по дисциплине, в котором все материалы уже структурированы и систематизированы. Таким образом, методика обучения русскому языку при таком подходе изучения предстает не как кодекс практических сухих рекомендаций, а как предмет, помогающей будущему учителю реализоваться в профессии.

Результаты опроса, проведенного со студентами, итоговая аттестация по результатам двух учебных лет (2019\2020, 2020-2021) показали, что уровень владения формируемыми компетенциями повысился, чему непосредственно способствовали специально созданные развивающие личностно ориентированные ситуации, реализуемыми разными формами и методами обучения.

Таким образом, как правильно замечает И.В. Абрамова [1], в центре личностно-ориентированного обучения находится обучаемый (студент), что позволяет ему профессионально развиваться и самореализоваться в профессии, а этому непосредственно способствуют личностно ориентированные ситуации, связанные с профессиональной деятельностью. Результаты исследования показывают, что процесс обучения студентов на основе личностно-ориентированного подхода будет более эффективным, если в его ходе реализуются следующие условия: создание учебных ситуаций проблемно-нравственного характера и различного типа и уровня сложности, «сотворчество» преподавателя и студента в процессе обучения; вербализация смысла совместных действий и анализ их результативности.

Выводы. Актуальный в настоящее время запрос сферы высшего образования на подготовку профессионально компетентного учителя показывает, что именно личностно-ориентированное обучение становится средством развития личности субъектов учебно-воспитательного процесса в вузе. Реализации данной технологии способствуют личностно ориентированные ситуации, представляющие собой особый педагогический механизм, который ставит обучаемого в новые условия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности и мышления, требующие своего осмысления. Все это формирует навыки самообразовательной деятельности, а значит, обеспечивает саморазвитие студентов и способность гибко реагировать на меняющиеся реалии профессиональной деятельности.

Литература:

1. Абрамова И.В. Личностно-ориентированное обучение студентов как условие формирование их профессиональной компетентности. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie-studentov-kak-uslovie-formirovaniya-ih-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения 19.11.2021).

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

3. Борисенков В.П. Качество образования и проблемы подготовки педагогических кадров // Образование и наука. -2015. - №3(122) - С. 4-17. - URL: https://cyberiemnka.m/artide/n/kachestvo-obrazovaniya-i-problemy-podgotovki-pedagogicheskih-kadrov (дата обращения 19.11.2021).

4. Габышева Т.П. Применение личностно ориентированных технологий в обучении выпускников учреждений среднего профессионального образования в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 3. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=28816 (дата обращения: 22.11.2021).

5. Лисейчикова Л.З. Личностно ориентированный подход при подготовке будущих учителей в педвузе: методические аспекты - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannyy-podhod-pri-podgotovke-buduschih-uchiteley-v-pedvuze-metodicheskie-aspekty (дата обращения 19.11.2021).

6. Марголис А.А. Учитель для новой школы: модернизация педагогического образования в России / А.А. Маргулис // Образовательная политика. - 2010. - № 4. - С. 42-55.

7. Нуриева Л.М., Киселев С.Г. Трудоустройство выпускников педвузов: статистика против мифологии // Образование и наука. - 2020. - Т. 22. - №9. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudoustroystvo-vypusknikov-pedvuzov-statistika-protiv-mifologii (дата обращения 22.11.2021).

8. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. Монография / А.А. Плигин. - М.: Профит Стайл, 2007. - 432 с.

9. Сериков В.В. Подготовка диссертации в рамках научной школы: опыт методологической рефлексии - URL: https://instrao.ru/images/1Treshka/Nauchnye_shkoli/Serikov/ (дата обращения 20.11.2021).

10.Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000. - 187 с.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной и социальной педагогики Рахмонова Дилбар Зикриёевна

ГОУ «Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова» (г. Худжанд); соискатель кафедры профессиональной и социальной педагогики Шарипова Мехринисо Равшановна

ГОУ «Худжандский государственный университет имени академика Б. Гафурова» (г. Худжанд)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования исследовательских навыков учащихся начальных классов с теоретической точки зрения. Анализируется педагогическая литература по теме исследования. Даётся трактовка к термину «навык», а также показывается важность формирования исследовательских навыков младших школьников в современном обществе.

Ключевые слова: исследовательские навыки, обучение, деятельность, творчество, способности, умения, формирование, индивидуальные возможности, современные условия, понимание окружающего мира.

Annotation. This article examines the problem of the formation of research skills of primary school students from a theoretical point of view. The pedagogical literature on the research topic is analyzed. An interpretation of the term "skill" is given, and the importance of the formation of research skills of primary schoolchildren in modern society is shown.

Keywords: Research skills, training, activity, creativity, abilities, skills, formation, individual capabilities, modern conditions, understanding of the world around.

Введение. В современном обществе, в связи с повышением качества образования, интеграцией в мировое образовательное пространство, подготовкой специалистов под нужды времени, а также приспособлению содержания образования к современным условиям, наука и образование имеют очень большое значение.

Одним из особенностей, позволяющих учащимся понять законы развития окружающего мира, - это развитие у них исследовательских навыков и способностей. Образовательная деятельность имеет свои цели, задачи, содержание, принципы, организационные формы и методы, которые происходят на основе биологических, психологических, социальных и других законов.

В общеобразовательных школах страны внедрены новые методы обучения, одна из которых - использование творческих заданий в учебном процессе. Использование этого инструмента поможет повысить уровень знаний и навыков школьников.

Исследовательская деятельность сосредоточена на самостоятельной деятельности учащихся начальных классов, а развитие их исследовательских навыков способствует их интеллектуальному развитию и познавательной деятельности.

Изложение основного материала статьи. В контексте социально-общественных реконструкций современные образовательные учреждения переходят на новую образовательную парадигму. Образовательные технологии, основанные на знаниях, значительно заменяют улучшенные личностно-ориентированные модели и развитие личности в процессе познания.

Под результатами обучения понимается «рост» личных ресурсов, которые позволяют человеку подходить к решению каждой проблемы творчески, не завися от ожиданий своего окружения, контролировать свои действия, основываясь на своих эмоциях, думать критически, действовать независимо, быть автором собственной жизни, а не инструментом своих действий.

Стандарты нового поколения призывают добиваться не только значительных результатов, но и усовершенствовать и внедрять универсальные методы учебной деятельности, обеспечивающие успех во всех уровнях системы образования.

Теоретические основы формирования исследовательских навыков учащихся начальных классов отображены в трудах ряда отечественных учёных, таких как М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзода, И.Х. Каримовой, Ш.А. Шаропова, Х.М. Сабури. Педагого-психологические аспекты подхода к решению вопроса формирования исследовательских навыков можно увидеть в исследованиях учёных Н.А. Бернштейна, И.А. Зимней, Д.Б. Богоявленского, И.П. Подласого, А.И. Савенкова, А.М. Матюшкина, Н. Козлова, Н.Ф. Талызиной, А.В. Петровского, А.В. Брушлинского, В.П. Зинченко, С.И. Брызгаловой, Н.А. Семёновой и др.

Исследование - одно из самых важных источников понимания окружающего мира детьми. Главной особенностью научного образования является активизация творческих способностей и формирования исследовательских навыков подрастающего поколения. При этом необходимо изменить позицию учителя - «подготовки ребенка к исследовательскому мышлению и исследовательской деятельности».

Понятие «навык» в педагогической среде трактуется как умение, доведенное до автоматизма, это «выполнение целенаправленных действий, доведенных до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной, спортивной или учебной деятельности».

По мнению И.П. Подласого «навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения» [3, С. 365].

Выдающиеся педагоги А.В. Петровский, А.В. Брушлинский и В.П. Зинченко под понятием «навык» подразумевают частичную автоматизированность исполнения и регуляции целесообразных движений у человека. Таким образом, навык является сознательно автоматизированным действием [1, С. 107].

Навык Николаем Козловым трактуется как новый способ действия, протекающее как самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности. Психолог отмечает, что, наверное, все-таки важнее не количество автоматизмов, а их содержание и качество: если у человека есть привычка думать, любить и развиваться, это неплохое приобретение [2, С. 72].

По нашему мнению, современный ученик - это будущий исследователь, творческая личность, умеющая мыслить критически и самостоятельно принимать решения. При выборе методов преподавания и обучения в современной начальной школе учитель должен учитывать вышеперечисленные особенности учащихся.

Формирование навыка - это процесс, который достигается путём многократного повторения действий и благодаря этим действиям навыки совершенствуются и закрепляются.

К определению навыка подходят по-разному: как к способности, синониму умения, автоматизированному действию. Наиболее распространенным является определение навыка как упроченного, доведенного в результате многократных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.