Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ'

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3504
578
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОНЦЕПЦИИ / ТЕХНОЛОГИИ / ПРИНЦИПЫ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусина Л.М.

В статье рассматриваются некоторые аспекты личностно-ориентированного обучения; концепции ведущих современных ученых по данной проблематике, основополагающие принципы и технологии. Представлена сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY-ORIENTED APPROACHES TO LEARNING

Some aspects of person-centered learning, leading modem scientists concepts on the topic, fundamental principles and technologies for person-centered learning are considered in the article. The comparative characteristics of the traditional and person - centered lesson are presented.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ»

ö? S

к с m О

го £

« О

w «

О

Он

С

w

U

W Сг1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

циях, самостоятельно приобретая необходимые знания; генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией; быть коммуникабельными.

Все эти способности можно сформировать и развить, применяя в обучении лич-ностно-ориентированный подход, предполагающий глубокое изучение и знание педагогом всех сторон личности студента, его возможностей, идеалов, потребностей, мотивов деятельности. На сегодняшний день в педагогике и психологии определен ряд концептуальных положений, принципов и подходов, которые могут быть положены в основу личностной переориентации профессиональной подготовки студентов. Эти принципы постепенно выкристаллизовывались в теоретических достижениях таких известных ученых, как К. Гольдштейн, А. Маслоу, Дж. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фром, Г.А. Балл, И.Д. Бех, P.C. Гуревич, В.В. Давыдов, И.А. Зязюн, A.C. Макаренко, В.А. Моляко, Н.Г. Ничкало, A.B. Петровский,

B.А. Сухомлинский, Б.А. Федоришин, И.С. Якиманская. Совокупность теоретических и методологических положений, определяющих современное личност-но-ориентированное образование, представлено в работах Е.В.Бондаревской,

C.В.Кульневича, Т.И.Кульпиной, В.В.Серикова, Г.К.Селевко, А.В.Петровского, В.Т.Фоменко, И.С.Якиманской, Кукуши-на B.C., Абрамовой H.H., Куклиной JI.B. и других исследователей.

В настоящий момент в теории образования сложилось три основных подхода в разработке личностно-ориентированного образования:

Личностно-ориентированный подход в концепции В.В.Серикова. В основе концепции заложен ситуационный принцип. Центральные понятия концепции: субъект, личностный опыт, личностно-ори-ентированная педагогическая ситуация

[5,с. 19-20, 27].

Личностно-кулыурологический подход в концепции Е.В.Бондаревской. В основе концепции заложен принцип культу-росообразности. Центральные понятия: человек культуры, культурологический индивидуально-личностный подход [2, с.41-46].

Субъективно-личностный подход в концепции И.С.Якиманской. В основе концепции заложен принцип раскрытия индивидуальности каждого ребенка через самостоятельную и значимую для него деятельность. Центральные понятия: субъективный опыт, способ учебной работы (СУР) [7, с. 13-14].

К подходам, возникшим на основе данных концепций, можно отнести:

Личностно-ориентированный подход в концепции A.A.Плигина, в основе которого лежит принцип сотрудничества и свободы выбора [3, с.6-10].

Личностно-ориентированный подход в концепции Н.А.Алексеева, в основе которого заложен принцип событийности [1,с.205-206].

Объединяет эти исследования гуманистический подход к воспитанникам, «ценностное отношение к воспитаннику». В исследованиях раскрывается система ценностей личности как смыслов человеческой деятельности. Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогического процесса как среды развития личности.

Личностно-ориентированное обучение предусматривает создание оптимальных условий для саморазвития, самореализации, самопроявления обучающегося во взаимодействии с другим участником педагогического процесса и социальной среды [7,с. 13]. Личностно-ориентированное обучение предполагает педагогическое сопровождение - поддержку стрем-

Ш)

лений обучающегося к самопроявлению и самореализации в системе социальных отношений. И как комплексный результат: всестороннее развитие личности. Стандарт образования в системе ЛОО - не цель, а средство, определяющее направления и границы использования предметного материала как основы личностного развития на разных ступенях обучения. Кроме того, стандарт выполняет функции согласования ступеней образования и соответствующих требований к личности.

При реализации личностно - ориентированного обучения можно выделить следующие принципы:

• Принцип самоактуализации. В каждом учащемся существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, коммуникативных, художественных и физических способностей. Важно побудить и поддержать его стремление к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.

• Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и педагога - это главная задача образовательного учреждения.

• Принцип субъектности. Индивидуальность присуща лишь тому человеку, который реально обладает субъектными полномочиями и умело использует их в построении деятельности, общения и отношений.

• Принцип выбора. Педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно - воспитательного процесса жизнедеятельности в учебном коллективе.

• Принцип творчества и успеха. Индивидуальная и коллективная творческая деятельность позволяет определять и раз-

вивать индивидуальные особенности и уникальность учебной группы. Благодаря творчеству обучающийся проявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности.

• Принцип доверия и поддержки. Важно обогатить арсенал педагогической деятельности гуманистическими личностно - ориентированными технологиями обучения. Вера в воспитанника, доверие ему, поддержка его стремления к самореализа-циии, самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля [7,с.96].

Личностно-ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-учению>. От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности обучающегося. Изменяются позиции обучающегося - от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности обучающегося [3,с.2]. В традиционной системе обучение ориентировано на среднего обучающегося. В личностно-ориентирован-ном обучение направлено на развитие и саморазвитие личности [4,с. 186].

Цель традиционного обучения - усвоение, воспроизведение знаний умений и навыков. Цель личностно-ориентирован-ного обучения:

• формирование критического мышления, ценностных ориентаций;

• личностное становление и самоопределение.

Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком (занятием) представлены в таблице:

О?

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

Традиционный урок Личностно - ориентированный урок

1.Обучает всех воспитанников установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым обучающимся своего собственного личностного опыта

2.Определяет учебные задания, форму работы воспитанников и демонстрирует им образец правильного выполнения заданий 2. Предлагает воспитанникам на выбор различные учебные задания и формы, поощряет их к самостоятельному поиску путей решения этих заданий

3.Старается заинтересовать учащихся в том учебном материале, который предлагает сам 3.Стремится выявить реальные интересы учащихся и согласовать с ними подбор и организацию учебного материала

4.Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными учащимися 4.Ведет индивидуальную работу с каждым учащимся

5.Планирует и направляет деятельность учащихся 5.Помогает учащимся самостоятельно спланировать свою деятельность

6.Оценивает результаты работы учащихся, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6.Поощряет учащихся самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки.

7.Определяет правила поведения в аудитории и следит за их соблюдением учащимися 7.Учит учащихся самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение

8.Разрешает возникающие конфликты между учащимися; поощряет правых и наказывает виноватых 8.Побуждает учащихся обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их решения

Сз? S

К <

m О

СП

à «

о

w «

О

Он

С w s

U

W

¡г1 S

[—I

О

4

о «

о н w

5 w s

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

U ©

О

и

о -

s ©

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность студента, ее самобытность, самоценность, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориетированное обучение предполагает, что в центре обучения находится обучающийся- его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. индивид как личность [1,с 6567]. Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать с одной стороны как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой как становление качественно новой образовательной системы.

Рассматривая же технологию личност-но ориентированного обучения, обратимся вначале к определению понятия «технология обучения». Технология обучения представляет собой законосообразную педагогическую деятельность, которая реализует научно обоснованный проект дидактического процесса и обладает более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированно сти результата, чем это имеет место при традиционных методиках обучения. У истоков новой образовательной теории стояли ученые Е.В. Бон-даревская, О.С. Газман, C.B. Кульневич. С позиций личностно-ориентированного подхода педагогическая технология обучения должна быть направлена на разви-

тие личности и творческих способностей и может выражаться в виде системы разноуровневых творческих заданий, применения исследовательских и информационных проектов, обучения в сотрудничестве, разбора нестандартных профессиональных ситуаций, участия в дискуссиях и конференциях, выполнения различных видов и форм самостоятельной работы и т.д.

В рамках личностно-ориентированного подхода выделяют множество технологий:

• технология саморазвивающего обучения (Селевко Г. К.);

• педагогика сотрудничества («проникающая технология»);

• адаптивная система обучения;

• гуманно-личностная технология Амо-нашвили Ш.А.;

• технология полного усвоения зна-

нии;

• игровые технологии;

• технологии развивающего обучения;

• проблемное обучение;

• технологии разноуровневого обучения;

• технология исследовательского обучения;

• технология индивидуального обучения (индивидуальный подход, индивидуализация обучения, метод проектов);

• коллективный способ обучения;

• технологии модульного обучения.

Наиболее часто применяются такие

технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе, как:

• педагогика сотрудничества;

• технология полного усвоения знаний;

• адаптивная система обучения;

• технология исследовательского обучения;

• технология игрового обучения;

• технология модульного обучения;

• технология разноуровневого обучения;

• дифференциация и индивидуализация обучения.

Целевые ориентиры технологий, основанных на педагогике сотрудничества, заключаются в переходе от педагогики требований к педагогике отношений, в гуманно-личностном подходе к воспитаннику, а также в единстве обучения и воспитания. Для технологии полного усвоения знаний характерно то, что уровень знаний единый, а время, методы, формы и условия труда для каждого обучающегося различны [6, с.33-36].

По мнению И.С. Якиманской, для выстраивания модели личностно-ориентиро-ванного обучения необходимо различать следующие понятия:

• разноуровневый подход - ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику;

• дифференцированный подход - выделение групп учащихся на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям, типу образовательного учреждения;

• индивидуальный подход - распределение учащихся по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности [7, с. 5-6].

Исходя из вышесказанного, можно предложить следующую схему деятельности преподавателя на занятии с личностно - ориентированной направленностью:

• создание положительного эмоционального настроя на работу у всех обучающихся в ходе занятия;

• сообщение в начале занятия не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе занятия;

• применение знаний, позволяющих обучающемуся самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

• использование проблемных творчес-

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

т

ких заданий;

• стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий;

• оценка (поощрение) при опросе во время занятия не только правильного ответа, но и анализ того, как обучающийся рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чем;

• обсуждение с обучающимися в конце занятия не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

• отметка, выставляемая в конце занятия, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;

• при задании на дом называется не только тема и объем задания, но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

При подготовке собственных занятий ^ я разрабатываю задания по тематике, по

§ уровню сложности, по цели использова-

<

т ния, по количеству операции на основе

^ дифференцированного и индивидуально-

Рч

^ го подхода с учетом ведущего типа учеб-

3 ной деятельности. Диалог использую на

м каждом этапе урока с целью активизации

о деятельности обучающихся, например,

р ,

с учебный диалог с элементами самостоя-

м

§ тельного анализа источников, решение

и нравственных проблем на базе историче-

з ских материалов, обсуждение современ-

§ ных актуальных политических проблем

о

« с проведением исторических ситуацион-

^ ных параллелей и их анализом. Также ис-

^ пользую ролевые игры, деловые игры,

« сопоставление различных точек зрения

и на события, анализ и выводы. В качестве

о дополнительных заданий - изучение дои

полнительной литературы, подготовка тематических сообщений, подготовка докладов, рефератов, презентаций, видеороликов. Все это для того, чтобы исторические понятия возникали в сознании обучающихся в результате собственного логического выведения и построения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алексеев H.A. Личностно-ориен-тированное обучение: вопросы теории и практики: монография / H.A. Алексеев. -Тюмень: Издательство Тюменского Государственного Университета, 1996. - 216 с.

2. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В.Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

3. Плигин A.A. Сущность модели личностно-ориентированного образования/ A.A. Плигин// Из опыта построения модели личностно-ориентированного образования школы №507 / под редакцией A.A. Плиги-на,- М.: ЮОУ ДО г. Москвы, 2004. - С.6-10.

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко. - М.: Просвещение, 1998, 312 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков,- М.: «Логос», 1999. - 272 с.

6. Склярова Ю.Н. Современные образовательные технологии личностно-ориентированного подхода в образовании // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Международной научной конференции (г.Уфа, март 2015г.).-Уфа: Лето, 2015. - С. 33-36.

7. Якиманская И.С. Личностно-ориен-тированное обучение в современной школе/ И.С.Якиманская. - М.: Сентябрь, 1996,96 с.

ТЕОРИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.02:37.016 ГРНТИ 14 35.09

ЦАЗАК; TIJIIH СЩЫТУДА АУДИОВИЗУАЛДЫ МАТЕРИАЛДАРДЫ ПАЙДАЛАНУДЫЦ ТИ1МД1Л1Г1

Ацдатпа

Окыту удер'С'ВДе аудиовизуалды материал-дарды пайдалану бипм алушылардын, сейлеу дагдылары мен шеберлтн кал ы птастыру га, шыгармашылык ойлау кабшетш дамытуга жэне пэнге деген кызыгушылыгын арттыруга мумкш-дш тугызады. Макал ада казак тшш окытуда оку бейнефильмдерш колданудын, тшмд1 эдю-тэсш-дер1 карастырылады.

Аннотация

Использование аудиовизуальных материалов в процессе обучения позволяет обучающимся развивать разговорные навыки и умения, творческое мышление и повышать интерес к предмету. В статье рассмотрены эффективные методики использования обучающих видеороликов в обучении казахскому языку.

Annotation

The use of audio-visual materials in the learning process allows students to develop speaking skills and abilities, develop creative thinking, and increase students' motivation. The article considers effective methods of using educational videos in teaching the Kazakh language.

Kasipri замангы бипм беру жуйеи жаца педа-гогикалык технология мен акпараттык куралдар-дыц кещнен колданылуын кажет етедг Ce6e6i XXI гасыр - бул акпараттык когам, технология-лык мэдениет дэyipi. К^Р Президент К^.К.Тока-евтыц «Жаца жагдайдагы Казакстан: ic-кимыл кезеьи» атты Казакстан халкына Жолдауында:

Асанова ¥.0.,

Педагогика гьглымдарыныц кандидаты, профессор Л.Н.Гумилев атындагы Еуразия } лттык университет!, Нурсултан к.,

Абдуова Б. С.,

Филологня гьглымдарыныц кандидаты, профессор Л.Н.Гумилев атындагы Еуразия } лттык университетг, Нурсултан к.

Неггзг1 создер: аудиовизуалды куралдар, заманауи технология, оку бейнефилъмдер/, комму-никативппк кузыреттШк.

Ключевые слова: аудиовизуальные средства, современные технологии, обучающие видеоролики, коммуникативная компетенция.

Keywords: audio-visual

ma-

terials, modern technology, educational videos, communicative competence.

CS

К I

<c

m

о

СП &

w О в; s

L

0 §

1 X Ш E-

K S

Рч

о

ш E-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.