Научная статья на тему 'Концептуальная модель профессиональной подготовки будущих социологов на основе личностно ориентированного подхода'

Концептуальная модель профессиональной подготовки будущих социологов на основе личностно ориентированного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / БУДУЩИЕ СОЦИОЛОГИ / PERSONALLY ORIENTED APPROACH / CONCEPTUAL MODEL OF PROFESSIONAL TRAINING / FUTURE SOCIOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткаченко Владислав Владимирович

В статье проанализирована научная литература, содержащая информацию по вопросам моделирования профессиональной деятельности будущих специалистов. Разработана личностно ориентированная модель подготовки будущих социологов, охарактеризованы ее компоненты и функции. Выяснены взаимосвязи и взаимозависимости между элементами личностно ориентированной модели подготовки социологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ткаченко Владислав Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual model of education of future sociologists on the basis of personality-oriented approach

The author analyzed the scientific literature containing information on the modeling profession of future specialists. Personally oriented education model of future sociologists is created. Components and functions of personally oriented education model of future sociologists are characterized. The relationship and interdependence between the elements of the personality oriented education model of future sociologists are identified.

Текст научной работы на тему «Концептуальная модель профессиональной подготовки будущих социологов на основе личностно ориентированного подхода»

УДК 37.013.78 ББК 74.5

Ткаченко Владислав Владимирович

преподаватель кафедра философии и педагогики Национальный транспортный университет

г.Киев

Tkachenko Vladislav Vladimirovich

Senior lecturer Chair of philosophy and pedagogy National Transport University Kiev

[email protected] Концептуальная модель профессиональной подготовки будущих социологов на основе личностно ориентированного подхода Conceptual model of education of future sociologists on the basis of personality-

oriented approach

В статье проанализирована научная литература, содержащая информацию по вопросам моделирования профессиональной деятельности будущих специалистов. Разработана личностно ориентированная модель подготовки будущих социологов, охарактеризованы ее компоненты и функции. Выяснены взаимосвязи и взаимозависимости между элементами личностно ориентированной модели подготовки социологов.

The author analyzed the scientific literature containing information on the modeling profession of future specialists. Personally oriented education model of future sociologists is created. Components and functions of personally oriented education model of future sociologists are characterized. The relationship and interdependence between the elements of the personality oriented education model of future sociologists are identified.

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, концептуальная модель профессиональной подготовки, будущие социологи.

Key words: personally oriented approach, conceptual model of professional training, future sociologists.

Закон Украины «О высшем образовании» [№ 1] определяет содержание обучения как научно обоснованное методический и дидактический учебный материал, усвоение которого обеспечивает получение образования и квалификации в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем. Профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях, в том числе и будущих социологов, предусматривает развитие у студентов определенных знаний, умений, качеств личности, которые нельзя формировать без образца, эта-

т 1 ^ о

лона. 1аковым является профессиональным идеал, модель, в структуре которой представлены как профессиональные, так и личностные компоненты. Основу такой модели составляют нормативные документы, регламентирующие учебновоспитательный процесс в высшем учебном заведении, в первую очередь государственные стандарты образования и образовательно-квалификационные характеристики, разработанные ныне в каждом ВУЗе Украины.

Изучению психолого-дидактических характеристик личностно ориентированного образования посвящены исследования Е.В.Бондаревской, О.С.Газмана, В.А.Петровского, А.А.Плигина, В.В.Серикова, А.В.Хуторского,

И.С.Якиманской. Проблемами развития личности в высшем учебном заведении и моделирования профессиональной подготовки личности занимались И.В. Бу-жина, М.П. Капустин, М.П. Лукашевич, С.М. Мартиненко, Л.Л. Хоружая, В.Т. Лозовецкая, Л.А. Сподин, И.Г. Герасимова, М.Т. Левочко и др. Несмотря на многоаспектность научных исследований, посвященных развитию личности в высшем учебном заведении в целом и моделировании профессиональной подготовки специалистов разнообразных специальностей в частности, проблема разработки личностно ориентированной модели подготовки будущих социологов не рассматривалась учеными вообще. Отсюда актуальность обращения к проблеме разработки концептуальной модели подготовки будущих социологов на основе личностно ориентированного подхода.

Целью статьи является разработка личностно ориентированной модели подготовки будущих социологов.

Модель - мысленная или материально-реализованная система, которая отображает или воссоздает объект исследования (естественный или социальный) и способна изменять его так, что ее изучение дает новую информацию относительно этого объекта. Модель специалиста в научной литературе воспринимается как образовательная цель, относительно которой модель подготовки специалиста выступает как средство, направленное на реализацию цели, которая отображает объективные закономерности развития области профессио-

нальной деятельности, места и роли специалиста в ней, перечень должностей и профессиональных функций, к выполнению которых он готовится в процессе обучения в системе профессиональной подготовки, основные требования к содержанию знаний и умений, необходимых для успешного выполнения профессиональных обязанностей, а также для дальнейшего развития профессионально важных и личностных качеств.

Мы изучили и проанализировали комплекс теоретических и методологических положений, определяющих современное личностно ориентированное образование, а также несколько моделей, созданных учеными, изучавшими теоретические и методологические основы профессионального обучения, с целью разработки модели личностно ориентированного обучения студентов-социологов.

Е.В.Бондаревская определяет целью личностно ориентированного образования человека культуры - свободную личность, способную к самоопределению в мире культуры. Основными образовательными процессами в личностно ориентированной системе образования являются: 1) личностно развивающее обучение; 2) «окультуривание» субъектного опыта личности и развитие ее моральных способностей, 3) педагогическая поддержка индивидуальности . Задача образования - создать пространство свободного саморазвития личности и научить ее пользоваться свободой как благом [№ 2, стр. 69-86.].

В.В. Сериков считает, что личностно ориентированное содержание образования может быть задано лишь на основе моделей ситуаций, которые актуализируют в учебно-воспитательном процессе коллизии, требующие проявления

1 Ч_/ /"V Ч_/ Ч_/

личностных функций человека. Основной процессуальной характеристикой личностно ориентированного образования является учебная ситуация, которая актуализирует и делает востребованными личностные функции обучаемого [№

3, стр. 30-31].

Проектирование личностно ориентированной системы обучения, согласно концепции И.С. Якиманской, предполагает: 1) признание учащегося основным

субъектом процесса обучения и развитие его индивидуальных способностей; 2) определение средств, обеспечивающих выявление и структурирование субъектного опыта личности, ее направленного развития в процессе обучения [№ 4, стр. 16.].

Лозовецкая В. Т. обобщает профессиональную деятельность как содержательное обеспечение профессиональных умений младшего специалиста по следующим модулям:

- формирование фундаментальных знаний и умений;

- формирование общих профессиональных умений;

- формирование специальных знаний и умений.

Эти модули включают: организационно-управленческую функцию; техническую функцию; исследовательскую функцию; прогностическую функцию; контрольную функцию. Кроме того, компоненты модели, предложенные исследовательницей, включают принципы и критерии профессиональной компетентности специалистов, которая, в свою очередь, рассмотрена как интеграция обучения и производства на основе опытно-поисковой деятельности будущих специалистов [№ 5, стр. 16.].

Сподин Л. А., рассматривая педагогические условия формирования профессиональной направленности личности, моделирует структуру личности с деятельностью и общением по таким факторам [№ 6, стр. 82-88.]:

- деятельность и общения => биопсихические свойства личности;

- особенности психических процессов;

- способности, направленность, характер, опыт => «Я - концепция».

Галагузова Ю.М. разработала концептуальную модель профессиональной

подготовки, состоящей из содержательного, структурного и личностного компонентов. Практическая реализация этой модели осуществляется на основе дидактической модели, которая имеет такие же компоненты [№ 7].

Модель подготовки, разработанная И. М. Мельничук, содержит целевой, концептуальный, практический, деятельностный, диагностический и результативный компоненты [№ 8, стр. 12.].

Левочко М. Т. предлагает модель деятельности специалиста, которая отвечает современным требованиям производства [№ 9, стр. 34]. Исследовательница считает, что профессиональная компетентность состоит из трех содержательных модулей:

- модуль профессиональной подготовки, который включает знание, умение и навыки;

- модуль личностных детерминант, который включает личностноэтические и личностно-профессиональные составляющие;

- культурологический модуль, который включает высокий уровень общей культуры и культуру профессиональной деятельности.

гр « и

Также предпосылкой для построения личностно ориентированной модели подготовки будущего социолога может служить образовательноквалификационная характеристика подготовки специалиста-социолога. Согласно ее положениям профессиональная квалификация социолога содержит перечень знаний, умений и навыков, которые являются необходимыми для эффективной профессионально-педагогической деятельности.

Обобщая требования образовательно-квалификационной характеристики социолога, можно составить перечень тех знаний, умений, навыков, компетентностей, которые должны быть сформированы у социолога (Табл.1.). В документе предусмотрено овладение студентами в ходе чтения лекций, проведения семинарских и практических занятий, лабораторных работ и практикумов, и во время проведения педагогической практики, знаний по педагогике, психологии и базовых знаний из общественно-политического цикла (философии, политологии, этики, эстетики, правоведения, религиоведения и.т.д.) для формирования профессиональных социологических знаний, умений и навыков [№ 10].

Профессиональные знания:

- структуры социологического знания и понятийно-категориального аппарата

социологии как отдельной специальной науки об обществе;

- объекта и предмета социологического познания;

- основных этапов развития мировой и отечественной социологической мысли, главных школ современной социологии;

- социальной структуры и стратификации современного общества, основных тенденций развития социальной структуры современного украинского общества;

- сущности, значения и роли социальных институтов и социальных организаций в жизни общества;

- методологии и методики проведения эмпирических социологических исследований.

Профессиональные умения и навыки:

- применение теоретических знаний из социальной теории;

- использование на практике социальных факторов управления организацией;

- установление эффективных коммуникационных взаимодействий;

- соблюдение общепринятых норм поведения и морали;

- получение достоверной социологической информации;

- прогнозирование параметров политического, социально-культурного развития общества и отдельных его сфер;

- владение современной методологией разработки стратегии социального развития и обоснование решений с учетом общечеловеческих ценностей, личных, коллективных и общественных нужд и интересов;

- использование личностно ориентированных психологических и педагогических приемов в трудовой деятельности;

- умение работать в условиях политического плюрализма, формировать толерантность, вносить посильный взнос в гармонизацию человеческих, меж-

национальных, межпартийных отношений;

- умение анализировать специфику социальных и социальнопсихологических явлений и процессов в обществе, коллективе, семье;

- умение работать с современной вычислительной техникой;

- ориентирование в сложном механизме рыночных отношений;

- умение заниматься физическим развитием, самоконтролем и саморегу-

лированием физического и психического состояния;

- умение ориентироваться в профессиональной информации, интересо-

ваться современными профессиональными проблемами, быстро усваивать необходимые для работы новые знания.

Предоставленный перечень, вместе с анализом соответствующей психологопедагогической литературы, а также с учетом опыта проведения занятий по дисциплинам социологического цикла на основе личностно ориентированного подхода, позволил нам разработать личностно ориентированную модель подготовки будущего социолога. Она является комплексом взаимосвязанных компонентов, которые оказывают содействие реализации задач эффективной профессиональной подготовки. При этом мы учитывали требования, согласно которым такая модель должна:

- отвечать современным тенденциям профессионального образования и уровню развития социологии как науки;

- отображать основные моменты научно-методической подготовки социологов;

- использовать традиционные и модернизированные формы, методы и средства обучения; обеспечивать реализацию личностно ориентированного подхода в процессе подготовки.

Разработанная нами личностно ориентированная модель подготовки будущего социолога содержит следующие компоненты: целевой компонент, содержательный компонент, мотивационный компонент.

Целевой компонент модели предусматривает осознание студентами цели и задач профессиональной деятельности социолога, последовательное

формирование целей и задач обучения и развития на каждом этапе подготовки и обучение студентам.

Содержательный компонент предусматривает формирование когнитивной, оценочной и операционно-процессуальной составляющих деятельности социолога.

Мотивационный компонент содержит совокупность определенных мотивов достижения успехов в обучении как предпосылке надлежащей подготовки к личностно ориентированной профессиональной деятельности. В основе мотивации - глубокие и крепкие профессиональные знания, умение и привычки. Мотив является стимулом деятельности, направленной на удовлетворение соответствующих нужд и интересов личности, оказывает содействие реализации цели и намерений деятельности.

Исходя из проблемы нашего исследования, считаем, что мотивационный компонент разработанной нами модели включает настроенность на обретение опыта творческой профессиональной деятельности, стремление к самосовершенствованию и саморазвитию, формированию положительного отношения к профессиональной деятельности вообще и настроенность на получение необходимых профессиональных знаний, умений и привычек в частности.

Взаимосвязи и взаимозависимости между элементами модели представлены на рисунке 1.

Рис.1. Взаимосвязи и взаимозависимости между элементами личностно ориентированной модели подготовки социологов.

Предложенная нами личностно ориентированная модель подготовки социологов является действенной и целостной, все ее составляющие имеют четкое назначение, находятся в тесной взаимосвязи и направлены на достижения единой цели, которая и выступает системообразующим фактором.

Во время формирования и внедрения модели в учебный процесс мы реализовывали соответствующие принципы обучения. Проанализировав различные классификации принципов системного воплощения личностно ориентированного подхода, мы выделили наиболее целесообразные в аспекте нашего исследования, а именно: научности, доступности, системности, сознания, самостоятельности, активности, развития творческой взаимосвязи и взаимодействия, связи теории с практикой, наглядности, взаимообогащение, использование опыта, оптимального выбора средств обучения, ситуативности и интеграции обучения, преодоление стереотипов деятельности и мышления.

Принцип научности определяет содержание подготовки социологов, стимулирует усвоение не только традиционных научных знаний, а и фундаментальных положений современной науки, перспектив ее развития.

Без знаний, которые соответствуют современному развитию науки, невозможно сформировать у социологов научное мировоззрение а профессиональные умения.

Принцип доступности и системности предусматривает учет уровней готовности социологов к личностно ориентированной профессиональной деятельности.

т

1акой подход давал возможность каждому студенту, в соответствии с его возможностями, овладеть доступными знаниями и умениями в процессе личностно ориентированного обучения.

Принцип сознания, самостоятельности и активности предусматривает ориентацию студентов-социологов на глубокое понимание и осмысление содержания учебного материала, проявление интереса к тому, что они изучают, творческое участие В процессе получения знаний. При реализации принципа сознания, самостоятельности и активности, мы стимулировали будущих социологов к сознательному контролю и анализу результатов своей деятельности.

Принцип связи теории с практикой реализовывался путем создания на практических занятиях проблемных ситуаций, приближенных к реальным условиям учебного заведения. Во время таких занятий студенты имели возможность применять приобретенные знания и сформированные умения в дальнейшей профессиональной деятельности.

При подготовке социологов на основе личностно ориентированного подхода особое значение имеет их нацеленность на реализацию принципа наглядности.

Это обусловлено, во-первых, тем, что наглядность сыграет ведущую роль в процессе усвоения студентами учебного материала, во-вторых, как показали наши наблюдения, применение на занятиях наглядности доказывает свою эффективность.

Особое значение имеет принцип развития творческой взаимосвязи и взаимодействия - через обмен опытом студентов, которые работают с личностно ориентированными образовательными технологиями и достигли определенных успехов. Принцип оптимального выбора средств обучения предусматривает достижение конкретной цели обучения в объединении разных средств обучения.

Принцип ситуативности и интеграции обучения осуществляет межпредметную связь. Для преодоления стереотипов в процессе личностно ориентированного обучения мы применяли принцип преодоления стереотипов деятельности и мышление.

Разработанная нами модель была направлена на реализацию учебной, развивающей и познавательной функций.

Учебная функция предусматривала овладение студентами-социологами фундаментальных знаний из профессиональной деятельности, формирование в них профессиональных умений для успешной профессиональной деятельности.

Развивающая функция состояла в развитии профессиональных способностей социологов, формировании творческого подхода к профессиональной деятельности. В процессе овладения студентами-социологами профессиональными знаниями и умениями происходило развитие их личностей и профессиональных качеств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, мы определили комплекс мероприятий, связанных с разработкой модели личностно ориентированной профессиональной подготовки социологов, характеристикой структурных компонентов указанной модели, а также выяснили функции, на реализацию которых была направленная разработанная нами модель.

Предлагаемую модель рассматриваем не как совокупность ее составляющих, а как целостную личностно ориентированную педагогическую систему, направленную на реализацию результата - сформирование готовности будущего социолога к эффективной профессиональной деятельности.

Таким образом, профессиональная подготовка будущих социологов предусматривает развитие в студентов определенных знаний, умений и качеств, которые нельзя формировать без профессионального идеала, модели, в структуре которой представлены как профессиональные, так и личностные составляющие. Разработанная нами личностно ориентированная модель подготовки будущего социолога содержит целевой, содержательный и мотивационный компоненты. При формировании и внедрении модели в учебный процесс целесообразно реализовывать следующие принципы обучения: научности, доступности, системности, сознания, самостоятельности, активности, развития творческого взаимосвязи и взаимодействия , связи теории с практикой, наглядности, взаимообога-щения, использование опыта, оптимального выбора средств обучения, ситуа-тивности и интеграции обучения, преодоления стереотипов деятельности и мышления. Разработанная нами модель была направлена на реализацию учебной, развивающей и познавательной функций.

Библиографический список

1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского педагогического университета, 2000. - 352 с.

2. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - Москва: Логос,1999. - 272 с.

3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе

/ И.С. Якиманская. - Москва: Сентябрь, 2000. - 96 с.

4. Закон Украины «О высшем образовании» [Електронный ресурс]. - Режим доступа: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2984-14.

5. Лозовецька В.Т. Теоретико-методологічні основи професійного навчання молодшого спеціаліста сільськогосподарського профілю: автореф. дис...д-ра пед. наук: 13.00.04 / В.Т. Лозовецька. - Київ, 2010. - 34 с.

6. Сподін Л.А. Дослідження професійної спрямованості особистості студентів - майбутніх інженерів лісового господарства / Л.А. Сподін. - Педагогічні науки: зб. наукових праць. - Суми: СДПУ, 1999. - 399 с.

7. Галагузова Ю.Н. Теория и практика системной профессиональной подготовки социальных педагогов: Дис...д-ра пед. наук: 13.00.08 / Ю.Н. Галагузова. - Москва, 2001. - 373 с.

8. Мельничук І. М. Теорія і методика професійної підготовки майбутніх соціальних працівників засобами інтерактивних технологій у вищих навчаль-

них закладах: автореф. дис...д-ра пед. наук: 13.00.04 / І.М. Мельничук .Тернопіль, 2011.-40 с.

9. Левочко М.Т. Наступність у професійній підготовці майбутніх фахівців економічної галузі в системі «коледж-університет»: автореф. дис...д-ра пед. наук: 13.00.04 / М.Т. Левочко. - Київ, 2010. - 40 с.

10. Освітньо-кваліфікаційна характеристика підготовки бакалавра за спеціальністю 6.040200 «Соціологія» напряму підготовки 0402 «Соціологія»: галузевий стандарт вищої освіти України / В.О. Попов, А.О. Саєнко. - Київ: НАУ,2000 - 23 с.

Bibliography

1. Bondarevskaya E.V. The theory and the practice of personality-oriented learning / E.V. Bondarevskaya. - Rostov-na-Donu: RGPU, 2000. - 352 p.

2. Serikov V.V. Education and personality. The theory and the practice of designing of educational systems / V.V. Serikov. - Moskwa: Logos,1999. - 272 p.

3. Yakymanskaya I.S. The personality-oriented learning in the modern school / I.S. Yakymanskaya. - Moskwa: September, 2000. - 96 p.

4. Zakon Ukrainu «About supreme education» [Electronic resource] / Access Mode: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/2984-14.

5. Lozovets’ka V.T. The theoretical and methodological basis for training young specialist agricultural profile: Avtoreferat diss ... d-ra. of pedagogical sciences: 13.00.04 / V.T. Lozovets’ka. - Kyiv,2010. - 34 p.

6. Spodin L.A. The investigation of professional orientation of the individual students - future engineers forestry / L.A. Spodin. - Pedagogical sciences: the compilation of scientific works. - Sumy: SDPU, 1999. - 399 p.

7. Galaguzova J.N. The theory and the practice of systematic education of social workers: Diss ... d-ra. of pedagogical sciences: 13.00.04. / J.N. Galaguzova. -Moskwa, 2001. - 373 p.

8. Melnychuk I.M. The theory and methodology of education of future social workers by means of interactive technologies in supreme education: Avtoreferat diss ... d-ra. of pedagogical sciences: 13.00.04 / I.M. Melnychuk - Ternopil’, 2011. - 40 p.

9. Levochko M.T. The continuity in the education of future professionals of economy in the system «college and university»: Avtoreferat diss ... d-ra. of pedagogical sciences: 13.00.04 / M.T. Levochko. - Kyiv: NAU, 2010. - 40 p.

10. The educational qualifications of bachelor characteristic of sociological specialty / V.O. Popov., A.O. Saenko. - Kyiv: NAU, 2010. - 23 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.