18. Gorbunova I.B., Pankova A.A. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak faktor stanovleniya professional'noj kompetentnosti sovremennogo muzykanta-pedagoga. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta. 2013; 12 (83): 390 - 396.
19. Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii i audiovizual'nyj sintez: aktual'noe znachenie i perspektivy razvitiya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2014; 19: 162 - 168.
20. Gorbunova I. B., Pankova A.A. Komp'yuternaya muzyka v sisteme podgotovki pedagoga-muzykanta. Mediamuzyka. 2014; 3: S. 4. Available at: http://mediamusic-journal.com/Issues/3_4.html
21. Govorova A.A., Gorbunova I.B. Muzykal'no-komp'yuternye tehnologii kak sredstvo obucheniya lyudej s narusheniyami zreniya muzykal'nomu iskusstvu. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 11: 298 - 301.
22. Belov G.G., Berger N.A., Gorbunova I.B. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole cifrovogo veka. Nauchnoe mnenie. 2014; 10-2: . 22 - 34.
23. Berger N.A., Gorbunova I.B., Yacentkovskaya N.A. Obschee muzykal'noe obrazovanie v shkole XXI veka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 6 (55): 147 - 151.
24. Gorbunova I.B. Audiovizual'nyj sintez: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivnoe znachenie dlya muzykal'noj teorii i praktiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 6 (49): 456 - 461.
25. Gorbunova I.B., Tovpich I.O. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak resurs formirovaniya informacionnoj kul'tury uchastnikov obrazovatel'nogo processa v shkole cifrovogo veka. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 7: 192 - 196.
26. Gorbunova I.B., Pomazenkova M.S., Tovpich I.O. Planshetnye i muzykal'no-komp'yuternye tehnologii v sisteme professional'nogo muzykal'nogo obrazovaniya. Teoriya ipraktika obschestvennogo razvitiya. 2015; 8: 211 - 219.
27. Davletova K.B. Informacionnaya obrazovatel'naya sreda kak resurs podgotovki k professional'noj deyatel'nosti pedagoga-muzykanta sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 5 (60).
Статья поступила в редакцию 10.08.17
УДК 372.881.111.1
Drobysheva N.N., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Financial University under the Government of the RF
(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
PROFESSIONALLY ORIENTED LANGUAGE EDUCATION AS ONE OF THE PEDAGOGICAL CONDITIONS IN TRAINING COMPETITIVE BACHELORS IN SOCIOLOGY. The article is dedicated to foreign language teaching through the major pedagogical condition that is a professionally oriented approach is in high demand in the training competitive specialists in the sphere of sociology. The pedagogical condition serves as one of the components in organization of training activities, professional self-development of students, the basics and significance of professional competence of undergraduates, as well as the need to develop their soft skills for successful self-realization. The analysis of the most important problems faced by prospective sociologists and the competences required in their future professional activity are provided to prove the necessity in expanding the methods used in foreign language training for the implementation of profound knowledge during the study at higher education school.
Key words: sociologists, bachelors, professionally oriented language training, pedagogical condition, higher education school.
Н.Н. Дробышева, канд. филол. наук, доц., ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ», г. Москва,
E-mail: [email protected]
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ БАКАЛАВРОВ-СОЦИОЛОГОВ
В статье рассматриваются вопросы обучения иностранному языку с помощью одного из главных педагогических условий в ходе подготовки конкурентоспособных специалистов в сфере социологии - использование профессионально ориентированного подхода. Он служит одним из составных элементов организации учебной деятельности, профессиональной и личностной подготовки и развития студентов, важным конструктом профессиональной компетентности обучаемых наряду с необходимостью развития надпрофессиональных навыков для успешной самореализации индивида. Анализ самых важных проблем, стоящих перед будущими социологами, а также ряд востребованных компетенций в их будущей профессиональной деятельности доказывает необходимость расширения методов обучения для того, чтобы обеспечивать студентам получение глубоких знаний в процессе подготовки в вузе.
Ключевые слова: социологи, бакалавры, профессионально ориентированная иноязычная подготовка, педагогическое условие, вуз.
В профессионально ориентированном обучении студентов вуза иностранному языку постоянно происходят изменения парадигмы иноязычного образования: от грамматико-переводно-го подхода в довоенный период вплоть до 1950-х годов, через аудио-лингвальный до 1970-х, после этого в течение десятилетия - повышенный интерес к суггестопедии, пока в 90-е годы прошлого столетия ни стала активно развиваться и повсеместно использоваться коммуникативная методика при обучению иностранному языку, в данное время в тандеме с компетентностным подходом, в рамках которого и происходит обучение в любом неязыковом вузе России [1].
Переход на двухуровневую систему подготовки специалиста (бакалавриат и магистратура) требует в рамках новой парадигмы грамотного определение комплекса педагогических условий иноязычного образования в вузе. Этот комплекс может повлиять на способность обучаемых к усвоению, развитию и интеграции получаемых компетенций. Наиболее продуктивным можно считать подход исследователей, которые определяют педагогические условия как совокупность мер (объективных возможностей) педагогического процесса.
В частности, М.Е. Дуранов рассматривает эти меры как содержание, методы (приемы) и организационные формы обучения и воспитания [2], а А.Я. Найн предлагает определять педагогические условия как «совокупности объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных форм и материальных возможностей его существования, обеспечивающие успешное решение поставленной задачи» [3]. Тем самым, педагогические условия представляют собой совокупность взаимосвязанных мер, необходимых для создания целенаправленного педагогического процесса, они сгруппированы и используются с целью совершенствования профессиональной подготовки при решении конкретных дидактических задач.
Проведя анализ современной педагогической литературы, связанной с проблемами иноязычной подготовки специалистов в высшей школе, можно выделить насколько групп педагогических условий (и авторов, которые ими занимались):
1) учебные, программируемые системы заданий творческого характера или связанных с ними проблемных ситуаций (И.М. Богданова, В.М. Горбунова и др.);
2) применение комплекса методов, форм, приемов в зависимости от содержания и особенностей изучаемого иноязычного материала (В.И. Андреев, А.В. Усова и др.);
3) учет особенностей когнитивных процессов студентов и особенностей их мотиваций (О.С. Гаража, Н.В. Евдокимова и др.).
Рассмотрим наиболее значимое педагогическое условие для успешного осуществления процесса профессионально ориентированной иноязычной подготовки бакалавров-социологов в рамках первой из упомянутых групп, а именно: учёт специфики их профессиональной деятельности.
На протяжении практически всей современной истории че-
ловечества прослеживается связь между социальным характером происходящих в обществе процессов (изменений), мозаич-ностью культуры и развитием личности.
Тем самым, возрастает значимость профессии социолога, который обладает навыками взаимодействия с людьми, административными и законодательными системами, изучает общественное мнение и умеет работать со знаковыми информационными системами. При этом аналитическо-творческий характер его труда предполагает обладание компетенциями в области сбора информации из самых разных источников (в том числе, иноязычных), анализа, конструирования, проектирования, принятия нестандартных решений и демонстрацию оригинального мышления.
В настоящее время востребован социолог такой формации, в которой его личностные и профессиональные качества способны продуцировать новый тип объективного мышления, а специальные знания, умения и навыки способны к постоянному развитию, что позволяет специалисту данной сферы интеллектуальной деятельности легко ориентироваться и объективно отражать в разных вербальных и цифровых системах изменяющиеся условия любого вида человеческой деятельности. Такой специалист должен уметь оперировать актуальными положениями и статистическими данными как своей страны, так и международного сообщества (как правило, представленными на английском).
В соответствии с ФГОС ВО нового поколения выпускники-бакалавры по специальности 39.03.01 «Социология» должны быть подготовлены к разнообразным видам деятельности на различных объектах (предприятиях, коммерческих организациях и некоммерческих учреждениях, органах управления и т. д.).
При этом выпускники-бакалавры должны обладать профессиональными и надпрофессиональными навыками:
- формирование эффективных рабочих групп;
- работа с разными категориями респондентов;
- организационной и управленческой сторонами деятельности;
- работа в команде и с исполнителями и т.д.
Проведенные автором эмпирические исследования (опрос
среди преподавателей Департамента языковой подготовки Фи-нуниверситета, г. Москва в 2016 г.), а также анализ проведённых коллегами исследований (А.Ю. Белогуров [4, с. 28 - 32], Е.В. Ульянова [5, с. 107 - 108], М.М. Ожогина [6, с. 421 - 422]) позволил выделить некоторые виды основных проблем и способов их решения через развитие компетенций, необходимых бакалавру-социологу для успешной реализации себя в профессии (табл. 1).
Многие исследователи отмечают, что целью современной системы высшего образования на данном этапе является обеспечение подготовки таких специалистов, которые бы обладали профессиональным мышлением, были готовы всесторонне проявлять свои знания, креативные способности, а также сохранять готовность к обучению и саморазвитию в течение всей жизни. Будущие социологи относятся именно к такой категории специалистов, т. к. их профессиональное развитие осуществляется вначале на основе учебно-профессиональной деятельности (где превалирует процесс постановки и решения студентами профессиональных задач через получение теоретических знаний и создание квази-профессиональной среды для практической отработки теории в ходе их обучения), а затем через векторы личностного роста, который (в том числе) включает в себя профессиональное развитие.
Делая вывод о связи конкурентоспособного специалиста в сфере социологии и его компетенциях в области иноязычного общения на профессиональные темы, следует признать, что именно выполнение педагогического условия - учёт специфики профессиональной деятельности будущих социологов - и глубокое осознание педагогами дисциплины «Иностранные языки» своей ответственности по грамотному развитию всех видов речевой деятельности в процессе обучению иностранному языку для специальных целей (ESP) у студентов этой специализации готовит хорошую почву для его успешной реализации на практике.
Важно признать, что отдельные, изменчивые педагогические условия не могут существенно повлиять на реализацию процесса иноязычного образования в ходе профессионально ориентированной подготовки, поэтому необходимость создания гибкого, развивающегося комплекса, направленного на расширение границ данного процесса. Именно этот аспект делает иноязычную подготовку в вузе методически грамотной, востребованной, целеполагающей и эффективной.
Таблица 1
Основные проблемы бакалавров-социологов и пути их решения через набор необходимых компетенций в процессе профессионального иноязычного обучения
Проблема Компетенции социолога, прошедшего иноязычную подготовку
Конкурентоспособность на рынке труда - лингвистические компетенции в рамках профессиональных знаний (с целью создания осмысленного высказывания на иностранном языке); - информационные и технологические компетенции (умение грамотно пользоваться разными иноязычными источниками и инструментами); - речевые компетенции (владение основами деловой коммуникации и речевого этикета изучаемого иностранного языка); - компетенции профессионального взаимодействия с информацией (перевод одной знаковой системы в другую на иностранном языке, например, описание графиков и схем)
Континуальное профессиональное развитие - дискурсивные компетенции (способностью строить целостные, связные и логичные высказывания разных функциональных стилей в устной и письменной речи); - коммуникативные компетенции на иностранном языке в процессе межличностного общения и в ходе профессиональной деятельности; - компетенции в области организации самостоятельной работы
Взаимодействие профессиональной, социальной и личностной сторонами жизни - социолингвистические компетенции (выбор и использование адекватных языковых форм / средства в зависимости от цели и ситуации общения); - социокультурные компетенции (знание культурных особенностей носителей языка, их обычаев и традиций, норм поведения и этикета); - умения реализовывать коммуникативные намерения (устанавливать и поддерживать контакты, запрашивать, анализировать, обобщать и сообщать информацию, делать презентации).
Библиографический список
1. Маматова К.Б., Назарбекова Д.Н. Краткий обзор методик при изучении английского языка. Available at: http://arch.kyrlibnet.kg/ uploads/kgusta
2. Дуранов М.Е. Педагогический процесс и педагогическая деятельность: проблемы, исследование и организация: монография. Москва, 2009.
3. Найн А.Я., Уметбаев З.М. Современный словарь-справочник молодого исследователя. Челябинск, 2007.
4. Белогуров А.Ю. Стратегия и методология управления профессионально-личностным развитием студента в контексте социокультурной модернизации профессионального образования. Современное непрерывное образование и инновационное развитие. 2012: 28 - 32.
5. Ульянова Е.В. Профессионально-личностное развитие студентов - будущих специалистов социальной сферы в учебном процессе. Вестник Волжского института экономики и менеджмента Высшей школы коммерции. Серия 3: Педагогика и психология. 2003; 1: 107 - 108.
6. Ожогина М.М. Профессионально-личностное развитие студентов средствами иностранного языка. Гуманитарные проблемы современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 2009: 421 - 422.
References
1. Mamatova K.B., Nazarbekova D.N. Kratkij obzor metodik pri izuchenii anglijskogo yazyka. Available at: http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/ kgusta
2. Duranov M.E. Pedagogicheskij process i pedagogicheskaya deyatel'nost': problemy, issledovanie i organizaciya: monografiya. Moskva, 2009.
3. Najn A.Ya., Umetbaev Z.M. Sovremennyjslovar-spravochnikmolodogo issledovatelya. Chelyabinsk, 2007.
4. Belogurov A.Yu. Strategiya i metodologiya upravleniya professional'no-lichnostnym razvitiem studenta v kontekste sociokul'turnoj modernizacii professional'nogo obrazovaniya. Sovremennoe nepreryvnoe obrazovanie i innovacionnoe razvitie. 2012: 28 - 32.
5. Ul'yanova E.V. Professional'no-lichnostnoe razvitie studentov - buduschih specialistov social'noj sfery v uchebnom processe. Vestnik Volzhskogo instituta 'ekonomiki i menedzhmenta Vysshejshkoly kommercii. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2003; 1: 107 - 108.
6. Ozhogina M.M. Professional'no-lichnostnoe razvitie studentov sredstvami inostrannogo yazyka. Gumanitarnye problemy sovremennosti: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 2009: 421 - 422.
Статья поступила в редакцию 14.08.17
УДК: 378.046.4
Dubovitsky I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Education, Gzhelsk State University (Gzhelsk, Russia), E-mail: [email protected]
Uvarovа N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Education, Gzhelsk State University (Gzhelsk, Russia), E-mail: [email protected]
Sorokopud Yu.V., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Education, Gzhelsk State University (Gzhelsk, Russia), E-mail: [email protected]
THE STRUCTURE AND CONTENTS OF THE CODE OF PROFESSIONAL ETHICS OF THE TEACHER IN THE CONTEXT OF PRACTICAL REALIZATION OF THE HUMANISTIC IDEAS IN EDUCATIONAL PRACTICE. The article proposes various approaches to define the structure and contents of the code of professional ethics of a teacher. The code of professional ethics of the teacher determines the set of moral requirements, arising from the principles and norms of pedagogical ethics, for they regulate the behavior of the teacher and the system of relations in the process of pedagogical activities. The code defines the principles of professional conduct of the teacher. The research reveals a fact that the dominant in Russian educational practice is a humanistic paradigm. Thus, the ethical code of the modern teacher is considered in the context of humanistic ideas. Key words: educator, humanistic paradigm, code of ethics of teachers.
И.Н. Дубовицкий, канд. пед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики Гжельского государственного университета, г. Гжельск, E-mail: [email protected]
Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и педагогики Гжельского государственного университета, г. Гжельск, E-mail: [email protected]
Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф. каф. психологии и педагогики Гжельского государственного университета, г. Гжельск, E-mail: [email protected]
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КОДЕКСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
В статье рассмотрены различные подходы к определению структуры и содержания кодекса профессиональной этики педагога. Кодекс профессиональной этики педагога определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, регулирует поведение педагога и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Тем самым можно сказать, что кодекс определяет принципы профессионального поведения педагога. С учётом того, что главенствующей на настоящий момент в отечественной образовательной практике является гуманистическая парадигма, то этический кодекс современного педагога рассматривается в контексте гуманистических идей. Ключевые слова: педагог, гуманистическая парадигма, этический кодекс педагога.
Существующие противоречия в социально-культурной и экономической сферах российского общества вызывают потребность их эффективного разрешения, в том числе, через профессиональную подготовку специалистов, обладающих необходимыми знаниями, умениями, качествами личности, призванных на основе гуманистических убеждений способствовать возрождению нравственно-этических основ социальной жизни, обеспечивающих реализацию духовного и экономического потенциала социума.
Под этикой в широком смысле понимается «система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни» [1]. Основной сферой общественной жизни можно считать трудовую деятельность, в которой специфические отношения людей друг к другу и к обществу, регулирующие эти взаимоотношения нравственные нормы определяют благополучие многих людей. Профессиональная этика представляет собой «совокупность моральных норм, правил, принципов, которые регулируют отноше-