УДК 378.011.3-051:796
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ
Ю. В. Драгнев - докторант Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко
Луганск
EDUCATION TECHNOLOGIES AS THE COMPONENT OF THE FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHER PROFESSIONAL DEVELOPMENT SYSTEM
Y.V. Dragnev - doctoral candidate Taras Shevchenko LuganskNationalUniversity Lugansk
e-mail: armduv@mail. ru
Ключевые слова: технологии обучения, система профессионального развития, будущие учителя физической культуры.
Аннотация. Установлено, что личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта будущего учителя физической культуры как важного источника в информационном обществе. Поэтому технологизация личностно ориентированного учебного процесса предусматривает специальное конструирование дидактического материала, определение типов учебного диалога между преподавателем и будущим учителем физической культуры. Определено, что наиболее значимыми в контексте нашего исследования выступают технологии, которые мы разделили на три класса с соответствующими группами: личностно ориентированные технологии (групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций, диалогические лекции); личностно ориентированные тренинговые технологии (тренинг рефлексивности, личностно ориентированный тренинг); интегративные личностно ориентированные технологии проектирования сценариев профессионального роста).
Keywords: education technologies, the system of professional development, the future teachers of physical culture.
Annotation. It is established that person orientated teaching comes out of acknowledgement of the uniqueness of subjective experience of the future physical culture teacher as an important source in the information society. As a result the excessive use of technical means for person oriented teaching process requires a special construction of didactic material, determination of the types of educational dialogue between the teacher and the future teacher of physical culture. It is determined that the most important in the context of our research are the technologies which we have divided into three categories with the appropriate groups: person oriented technologies (group discussions, analysis of the social-professional situations, dialogic lectures); person oriented training technologies (training of reflexivity, person oriented training);integrative person oriented technologies of professional growth scenario projection).
Вступление. Совершенствование содержания образования будущего учителя физической культуры ведет за собой изменения в применении технологий, направленных на профессиональное развитие в условиях информационно-образовательного пространства. Основным стратегическим направлением развития системы высшего физкультурного образования, на сегодняшний день, является применение различных технологий обучения, которые используются в процессе личностно-ориентированного обучения, что выявляет особенности студента, его самоценность во время применения компьютера в учебном процессе. Поэтому среди многих технологий обучения в вузе мы уделим внимание личностно сориентированным технологиям, которые направлены именно на профессиональное развитие личности в вузе в условиях информационно-образовательного пространства.
Лично ориентированное обучение было предметом исследований многих ученых (С. Барбашов, И. Водолагина, Б. Изгаршев, Л. Карташова, О. Шахматова и др..) [1; 2; 3; 4; 6], в которых было сосредоточено основное внимание на теоретико-методических основах лич-ностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников, социально-философском анализе личностно ориентированной образования, формировании готовности студентов педвуза к использованию личностно ориентированной технологии развития учащихся (на материале предмета физической культуры), личностно ориентированных технологий в профессиональном образовании..., личностно ориентированном системе обучения основам информационных технологий в процессе подготовки будущих учителей...
Статья выполнена в русле исследуемой в Институте физического воспитания и спорта Луганского национального университета имени Тараса Шевченко темы „Теория и методика применения информационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов по физической культуре и основ здоровья в условиях непрерывного образования" (Государственный регистрационный номер 0110и000756).
Цель, задачи работы, материал и методы. Цель данной статьи заключается в том, чтобы рассмотреть технологии обучения как компонент системы профессионального развития будущего учителя физической культуры.
Результаты исследования. Прежде чем перейти к определению и анализу личностно ориентированных технологий, которые способствуют профессиональному развитию будущего учителя физической культуры отметим, что лично ориентированное обучение в профессиональной подготовке будущего учителя физической культуры выступает одним из главных факторов профессионального развития в условиях информационно-образовательного пространства. Личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта будущего учителя физической культуры, как важного источника в информационном обществе. Поэтому технологизация личностно ориентированного учебного процесса предусматривает специальное конструирования дидактического материала, определения типов учебного диалога между преподавателем и будущим учителем физической культуры. К основным требованиям разработки дидактического обеспечения личностно ориентированного учебного процесса с учетом информационно-образовательного пространства отнесем: изложение знаний преподавателем должно быть направлено не только на расширение их объема, но и на постоянное преобразование субъектного опыта каждого студента применить информационные технологии; стимулирование студентов к самооценивания, обеспечивая возможность профессионального самообразования, саморазвития в ходе овладения знаниями; акцентирование внимания студентов не только на контроле и оценке результата, но главным образом на процессе использования информационных технологий; обеспечение рефлексии и оценки обучения, как субъект-субъектной взаимодействия. До основных установок личностно-ориентированных инновационных технологий работы с молодежью в высшей школе [5] отнесены общения, взаимопонимания между студентом и преподавателем, профессиональная поддержка молодежи и их сотрудничество. В нашем исследовании сосредоточим внимание на различных видах личностно ориентированных технологиях В. Шахматовою [6]. Во-первых, это личностно ориентированные техно-
41
логии (групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций, диалогические лекции); во-вторых, личностно ориентированные игровые технологии (дидактические, деловые, ролевые игры); в-третьих, личностно ориентированные тренинговые технологии (тренинг рефлексивности, профессионально-поведенческий тренинг); в-четвертых, интегратив-ные личностно ориентированных технологий (диагностирующие семинары-тренинги, проектирования сценариев профессионального роста, виртуальная реструктуризация социально-профессиональной жизни). Личностно ориентированные технологии профессионального образования [6] понимаются как упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, что инструментально обеспечивают достижение результата, который диагностируется и прогнозируется в профессионально-педагогических ситуациях и образует интеграционную единство форм и методов обучения при взаимодействии учащихся и педагогов в процессе образовательной деятельности, которая несет в себе признаки индивидуального стиля. Именно на это понятие мы будем опираться в нашем исследовании.
Рассмотрим те личностно ориентированные технологии, которые были адаптированы, разработано и внедрено нами в учебный процесс по специальности „Физическое воспитание" (В. Шахматовою [6]), и которые направлены на профессиональное развитие будущего учителя физической культуры в условиях информационно-образовательного пространства. К требованиям отбора представленных технологий мы отнесли: развитие у будущего учителя физической культуры умение применять информационные технологии в профессиональной деятельности; стремление к получению знаний, умений и навыков в контексте самосовершенствования при работе на компьютере; формирование новой мировоззренческой позиции в условиях информационного общества; содействие осознанию необходимости повышения уровня компьютерной грамотности, информационной компетентности, информационной культуры. Интерпретация адаптированных нами личностно ориентированных технологий заключается в оптимизации профессиональной подготовки, содействии профессиональному развитию будущего учителя физической культуры в соответствии с условиями информационно-образовательного пространства. Перейдем к содержательной разработки личностно ориентированных технологий, которые мы используем в различных формах организации учебного процесса будущего учителя физической культуры.
Наиболее значимыми в контексте нашего исследования выступают такие технологии, которые мы разделили на три класса с соответствующими группами:
1. Личностно ориентированные технологии (групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций, диалогические лекции);
2. Личностно ориентированные тренинговые технологии (тренинг рефлексивности, личностно ориентированный тренинг);
3. Интегративные личностно ориентированные технологии проектирования сценариев профессионального роста).
Избранные нами технологии создают оптимально благоприятные условия для профессионального развития и саморазвития личности будущего учителя физической культуры; способствуют совершенствованию индивидуальных особенностей в учебном процессе; способствуют формированию научных знаний с опорой на опыт студентов; ориентируют преподавателя к инновационных действий в контексте данных технологий; предусматривают развитие критического и творческого мышления студентов. В проектировании разработанных технологий приоритетная роль принадлежит совершенствованию личности будущего учителя физической культуры, формированию профессиональных мотивов, профессиональных компетенций и профессионально важных качеств с учетом условий информационно-образовательного пространства.
Выводы. Рассмотрев личностно ориентированное обучение, мы выяснили, что исходит из признания уникальности субъектного опыта будущего учителя физической культуры, как важного источника в информационном обществе. Исходя из этого технологизация лич-
ностно ориентированного учебного процесса предусматривает специальное конструирования дидактического материала, определения типов учебного диалога между преподавателем и будущим учителем физической культуры. В процессе исследования нами определено, что наиболее значимыми в контексте нашей исследовательской работы, выступают такие технологии, которые мы разделили на три класса с соответствующими группами: личностно ориентированные технологии (групповые дискуссии, анализ социально-профессиональных ситуаций, диалогические лекции); личностно ориентированные тренинговые технологии (тренинг рефлексивности, личностно ориентированный тренинг); интегративные личностно ориентированные технологии проектирования сценариев профессионального роста). В перспективе планируется уделить внимание субъекту и объекту системы профессионального развития будущего учителя физической культуры в условиях информационно-образовательного пространства.
Литература
1. Барбашов С. В. Теоретико-методические основы личностно ориентированной технологии физкультурного образования школьников : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.04 / Барбашов Сергей Викторович. - Омск, 2000. - 389 с.
2. Водолагина И. Ю. Формирование готовности студентов педвуза к использованию личностно ориентированной технологии развития учащихся (На материале предмета физической культуры) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Водолагина Ирина Юрьевна. - Саратов, 2002. - 162 с.
3. Изгаршев Б. Т. Личностно ориентированные технологии в профессиональном образовании менеджера : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Изгаршев Борис Тимофеевич. - Волгоград, 2002. - 202 с.
4. Карташова Л. А. Особисткно орieнтована система навчання основ шформацшних технологш в процес тдготовки майбутшх вчителiв шоземних мов: дис... канд. пед. наук: 13.00.02 / Карташова Любов Андривна / Нащональний педагопчний ун-т 1м. М.П. Драгоманова. - К., 2004.
5. Павлова О. Особистiсно-орieнтоваш шновацшш технологи в умовах вищо1 школи / О. Павлова // Гумашзащя навчально-виховного процессу. - Випуск LV. Частина II. - Слов'янськ, 2011. С. 114 - 119.
6. Шахматова О. Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития педагогов профессиональной школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Шахматова Ольга Николаевна. - Екатеринбург, 2000. - 187 с.
Bibliography
1. Barbashov S.V. Theory- methodological basis of the person oriented technology of schoolchildren' sports education: the dissertation of the doctor of pedagogics: 13.00.04 / Barbashov Sergei Viktorovich. - Omsk, 2000. - 389 p.
2. Vodolagina I.Y. The formation of pedagogical University students' readiness to use the person oriented technology of schoolchildren (based on the material of the subject "physical culture"):the dissertation of the candidate of pedagogics: 13.00.01 / VodolaginaIrene Yrevna. - Saratov, 2002. - 162 p.
3. Izgarshev B.T. Person oriented technologies in professional education of the manager: the dissertation of the candidate of pedagogics: 13.00.08 / Izgarshev Boris Timofeevich. - Volgograd, 2002. - 202 p.
4. Kartashova L.A. Personality oriented learning system fundamentals of information technology in the preparation of foreign languages future teachers degree ... candidate. ped. sciences: 13.00.02 / Kartashova LUBOV / National Pedagogical University named after. Dragomanov. - K., 2004.
5. Pavlova O. Personality-oriented innovative technologies in high school / O. Pavlova / / Humanizing the educational process. - Issue LV. Part II. - Slavyansk, 2011. S. 114 - 119.
6. Shakhmatova O.N. Person oriented technologies of the professional school teachers professional development : the dissertation of the candidate of pedagogics: 13.00.01 /Shakhmatova Olga Nikolaevna. - Ekaterenburg, 2000. - 187 p.
Статья поступила в редакцию: 11.02.2013 г.