Научная статья на тему 'Инновационные подходы к повышению качества подготовки специалистов по физической культуре'

Инновационные подходы к повышению качества подготовки специалистов по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТРЕНИНГ КРЕАТИВНОСТИ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS’ TRAINING / PERSON-ORIENTED APPROACH / CREATIVITY TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфилов О. П., Борисова В. В., Шестакова Т. А.

В статье рассматриваются инновационные личностно-ориентированные подходы к тренингу креативности в процессе подготовки специалиста по физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панфилов О. П., Борисова В. В., Шестакова Т. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACHES TO IMPROVING QUALITY OF PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS

The article considers innovative person-oriented approaches to creativity training during the process of physical culture specialists’ training.

Текст научной работы на тему «Инновационные подходы к повышению качества подготовки специалистов по физической культуре»

This work presents the results of research on the introduction of extra-curricular activities for adaptive physical education of high school students with mental disabilities. The high efficiency of the technology has been experimentally proven.

Key words: adaptive physical education, aerobics, extra-curricular activities.

Panovа Irina Petrovna, candidate of pedagogical Sciences, the assistant professor, kafedrasporta@mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University,

Panov Sergey Fedorovich, doctor of biological Sciences, the assistant professor, kafedrasporta@mail. ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University,

Kravtsevich Petr Vladimirovich, graduate student, kafedrasyorta@mail.ru, Russia, Lipetsk, Lipetsk State Pedagogical University

УДК 796.077.4

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

О.П. Панфилов, В.В. Борисова, Т.А. Шестакова

В статье рассматриваются инновационные личностно-ориентированные подходы к тренингу креативности в процессе подготовки специалиста по физической культуре.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, тренинг креативности, подготовка специалиста по физической культуре.

Реформирование системы высшего образования, начавшееся после подписания Болонской декларации, предполагает решение ряда приоритетных задач: обеспечение доступности и равных возможностей получения полноценного образования; улучшение качества профессионального образования; повышение социального статуса и профессионализма работников образования; распределение ответственности между субъектами образовательной политики и повышение роли всех участников образовательного процесса.

Повышение требований к профессиональному образованию предполагает качественное обновление подходов в подготовке специалистов в области физической культуры, способных на высоком профессиональном уровне творчески и ответственно решать проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения [2].

Существующая классическая система образования в основном ориентирована на дифференцированное овладение дисциплинами учебного плана, репродуктирование учебного знания. Однако система обучения в современных условиях требует синтеза дисциплинарных знаний [9].

Основной целью на данном этапе, на наш взгляд, является поиск и использование новых (инновационных) подходов в образовательном процессе по физической культуре [1]. Социальный заказ на исследование механизмов развития творческого потенциала обусловил особую актуальность проблемы личностно-креативного подхода в системе подготовки и формирования будущего педагога по физической культуре. Современные школы испытывают дефицит педагогов-профессионалов высшего уровня, то есть педагогов, обладающих не только глубокими знаниями предмета, но и способностью к воспитанию творческой личности ученика [10].

Рассмотрим такие понятия как «инновационная деятельность», «инновационная технология», креативность в системе образования.

Инновационность обозначает превентивное возникновение, развитие нового внутри уже имеющегося, функционирующего, диверсификацию новаций, возникающих прежде всего вследствие развития и достижения высокого уровня креативного мышления субъектов образовательной деятельности. Инновационная деятельность в системе образования отражает процесс создания, распространения и использования новшеств от идеи до ее реализации, а также логику отношений между участниками данного процесса [4, 6].

Инновационная технология в образовании - это целенаправленное изменение, которое вносится в определенную структуру образовательной системы для репродуктивного обучения, обновление содержания обучения, переориентация целей образования. Наиболее перспективными инновационными технологиями в образовательной деятельности наряду с «кейс-технологиями», телекоммуникационными проектами признаются такие, как тренинговые технологии, которые успешно были включены в образовательный процесс на факультете физической культуры Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого в рамках дисциплины «Спортивно-музыкальная подготовка» (СМП).

В методологии инновационной подготовки педагога (в частности в области фитнес-технологий) ведущую роль играют задания-тренинги [5, 8], выполнение которых позволяет студентам освоить различные приёмы творчества и которые способствуют развитию двигательных профессионально-педагогических умений и способностей для успешного постижения специфики выбранной творческой деятельности [7].

Тренинг - одна из составляющих учебного процесса, от которого во многом зависит будущая деятельность. Тренинг - это процесс сознательного, целенаправленного, методически безошибочно выстроенного обучения, позволяющего студентам максимально «раскрыться», выявить свои потенциальные возможности, развить наиболее значимые для осуществления творческой педагогической деятельности качества. Он также снимает психологические барьеры,

связанные с неуверенностью в себе, в своих силах и возможностях, позволяет почувствовать себя свободной личностью, способной действовать и творить в любой ситуации [3].

В качестве примера можно привести следующие задания-тренинги, используемые на занятиях по СМП: задания на воспитание чувства ритма, темпа, музыкальной выразительности и согласование движений с музыкой (музыкально-двигательный тренинг), задания для развития творческих способностей, актёрского мастерства и уверенности в своих силах (актёрский тренинг), задания для повышения эффективности обучения профессиональным умениям и навыкам (профессиональноориентированный тренинг).

Авторская технология в своей процессуальной части предполагает использование как общеизвестных, так и нетрадиционных форм и методов обучения, таких как личностно-креативные: ритмопластические

дискуссии, ритмопластические спектакли, конкурсы, конкурсы-концерты, ритмопластическая самопрезентация, актерский и танцевально -экспрессивный тренинги, уроки-самопрезентации.

В нашем исследовании и практической подготовке нашли применение тренинговые и аттестационные формы в виде конкурса-зачета («Сила, грация, пластика»):

- тренинг «Коммуникативные отношения». В отличие от традиционных методов обучения коммуникативный тренинг направлен прежде всего на развитие личности, на формирование эффективных коммуникативных умений, освоение навыков межличностного взаимодействия;

- тренинг «Сенситивность» относится к групповым формам работы и отвечает задачам повышения самопонимания и понимания других, чувственного понимания групповых процессов, познания локальной структуры, развития ряда поведенческих навыков;

- «Телесно-ориентированный тренинг» - это направление

используется как оригинальный метод, дополняющий вербально

ориентированные подходы. Поэтому при разработке тренинга особое внимание уделялось телесным ощущениям и невербальным компонентам общения;

- тренинг «Педагогический артистизм» - развитие эмоциональнообразной сферы будущих педагогов, творческих адаптивных

способностей;

- овладение системой управления своим психофизическим

аппаратом;

- «Танцевально-экспрессивный тренинг» - это развитие и изменение системы отношений и взаимоотношений личности;

- тренинг «Креативность» - выступает мощным фактором развития личности, определяющим её готовность изменяться, отказываться от стереотипов.

На занятиях широко использовался метод саморазвития личности, который зависит от степени индивидуализации и творческой направленности образовательного процесса. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности студентов, самодвижение их к конечному результату. Это дает возможность студенту испытать радость от сознания собственного роста и развития.

Креативные качества предполагают самобытность, воображение, фантазию, вдохновленность, генерацию идей, символотворчество, инициативность, легкость, находчивость, оригинальность, эмоциональность - выразительную сферу педагога, независимость в суждениях, толерантность к другим мнениям. Подтвердили эффективность используемые личностно-креативные тренинговые методы обучения, аттестационные формы в виде конкурса-зачета («Сила, грация, пластика»), обеспечивающие непосредственное решение задач развития личности. Это: дискуссионно-практические методы (обсуждение и анализ

практических ситуаций выполнения заданий); игровые методы-дидактики (поведенческое научение, интонационно-речевой и видеотренинг) и творческие игры (игровая психотерапия, психодраматическая коррекция, трансактный метод осознания коммуникативного поведения); сензитивный тренинг (тренировка самопонимания, межличностной чувствительности и эмпатии); метод творческого самовыражения (через индивидуальногрупповые задания и другие виды творчества); метод психической саморегуляции и тренировки психических функций (аутогенная тренировка, психофизиологическая гимнастика, приемы эмоциональной разгрузки); методы экспрессии, чтения вслух, интроспективного анализа; рефлексивный тренинг. Данные методы отражены в личностнокреативных тренинговых технологиях обучения и разделены на определенные блоки. При этом нами выделено несколько этапов, в структуре которых ведущим обозначен антропологический принцип, разработанный К.Д. Ушинским (рис. 1).

Первый этап - проектировочно-конструктивный, в структуре которого два блока.

В первом блоке определяются профили подготовки, общее количество и виды дисциплин; принципы интеграции по этапам в формате компетенций и компетентности; распределение материала по интегрированным формам занятий, включая самостоятельную работу студентов; возможные варианты перехода с репродуктивного на адаптивный и моделирующие уровни знаний; разработка макета модульной структуры учебного плана.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД

х>ь

МАТЕРИАЛ МАТЕРИАЛ

БАЗОВЫХ СМЕЖНЫХ

ДИСЦИПЛИН ДИСЦИПЛИН

МАТЕРИАЛ МАТЕРИАЛ

НОВЫХ ПРОФИЛЬНЫХ

ДИСЦИПЛИН ДИСЦИПЛИН

Рис. 1. Структура и содержание антропологического подхода в

педагогике

Роль второго блока, на наш взгляд, заключается в:

- определении примерного процентного соотношения учебной нагрузки базовых, профильных, новых и смежных дисциплин данного модуля;

- разработке критериев оценки компетентностей бакалавров и распределении балльно-рейтинговой квоты по периодам обучения;

- разработке содержания компетентностей по блокам дисциплин профильной подготовки и специализации в модуле.

Второй этап - базово-адаптивный (втягивающий) непременно опирается на ранее приобретенные знания, навыки и умения. Его цель -обеспечить освоение общепрофессионального материала с ориентацией и оптимальным акцентом для дисциплины, модуля и в целом специальности. В этом случае формируется мотивация, обеспечивающая адаптированность к предметам и модульной технологии ведения занятий. В соответствии с этим обеспечивается переход от репродуктивного к продуктивному и локально-системному характеру образовательного процесса. Здесь уже в практическом режиме в полном объеме отрабатываются и реализуются уровни компетентности, ключевых компетенций (социальноинформационных, когнитивных, коммуникативных, специальных); ключевых квалификаций (общепрофессиональных, психомоторных, персональных).

Следует отметить, что количество аудиторных часов составляет примерно 50-60 % времени, отведенного учебным планом на изучение той или иной дисциплины. Как показывает наш опыт, наиболее оптимальной

является следующее распределение времени между различными аудиторными формами занятий (таблица).

Распределение времени между различными аудиторными формами

занятий

№ п/п Вид аудиторных занятий % от общего времени

1 Лекции 20/60

2 Лабораторно-практические занятия 16/50

3 Семинарские занятия 20/40

Третий этап - основной, интегративно-адаптивный, на который отводится более 50 % учебного времени. Основу образовательного процесса составляют интегрированные модули, представленные основными, профильными и смежными дисциплинами. Одна из основных задач этапа - выход на 2-3 уровни интеллектуальной активности, освоение, окончательное формирование профессиональных компетенций и их распределение в полном соответствии с изучаемым материалом и этапами обучения. Здесь в полном объеме реализуются основные компоненты ключевых компетенций и квалификаций (социальные, информационные, когнитивные, специальные и т. д.), благодаря чему формируется умение селекционировать и применять знания в конкретных условиях. На этом этапе на основе компетентностного подхода студент обретает фундаментальную основу интегративно-модульного процесса образования, которая обеспечивает ему в конечном итоге самостоятельность профессионального творчества (эвристическо-исследовательской деятельности).

Четвертый этап - адаптационно-вариативный, системно-моделирующий, в основе которого лежит создание (на основе компетентностного подхода) динамических интегративно-модульных блоков учебной деятельности с балльно-рейтинговым контролем знаний. Г лавными задачами этапа являются:

- умение самостоятельно проектировать и разрабатывать средства, методы, методики и технологии, образовательные системы-модули, соответствующие текущим потребностям учебного процесса в конкретном образовательном учреждении;

- обеспечение выхода через локально-моделирующий на системно-моделирующий и креативно-исследовательский уровни образовательного процесса.

Таким образом, структуру построения образовательного процесса с использованием интегративно-модульной системы можно представить схемой, отражающей этапы проектирования и реализации (рис. 2).

Рис. 2. Этапы интегративно-модульной системы обучения

Предлагаемый нами взгляд на интегративно-модульную систему обучения призван ориентировать преподавателей и студентов на реальное и комплексное использование научных знаний и практического опыта, а также способствовать созданию условий подготовки выпускников,

способных творчески реализовать в инновационной деятельности

приобретенные во время обучения разнонаправленные компетенции.

Непосредственное влияние на становление личности будущего педагога и развитие его творческих способностей оказывает самостоятельная работа. Поэтому опыт самостоятельной работы, который закладывает основу для саморазвития и самообогащения личности, должен быть сформирован в период профессиональной подготовки.

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Спортивно-

музыкальная подготовка» рекомендуется нами в форме тренинговых заданий по направлению:

- творческие индивидуальные задания;

- ведение творческого дневника.

У студентов факультета физической культуры в рамках неформального приобщения к самостоятельной творческой работе воспитывается стремление к профессиональному и личностному

самосовершенствованию, к проявлению личной инициативы в ходе самостоятельных занятий, формируется потребность в более глубоком овладении знаниями в области физической культуры и спорта.

Проведенное исследование даёт основание заключить, что эффективность личностно-креативных тренинговых технологий обучения будущих педагогов по физической культуре существенно зависит от ряда педагогических условий: формирования личностно-творческой концепции

профессионально-педагогической деятельности будущего учителя; ориентации студентов на развитие творческой самореализации в процессе занятий; формирования творческой среды и включения студентов в исследовательскую деятельность. Данная технология личностнокреативного подхода в обучении позволила выстроить в определенной последовательности процесс целостного становления творческой личности будущего педагога, осмыслить и осознать обьективные и субьективные противоречия и трудности каждого этапа.

Список литературы

1. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. 1995. № 4. С. 2-7.

2. Борисова В.В. Педагогическая технология оздоровительной работы как фактор оптимизации режима учебного дня младших школьников: дис. ...канд. пед. наук. М., 2002.

3. Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2001. 346 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Издательство «Речь», «ТЦ Сфера», 2001. 400 с.

5. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика: в 2 т. Т. II. Частные методики. М.: Федерация аэробики России. 2002. 216 с.

6. Морозов А.В., Чернилевский Д.В. Креативная педагогика и психология: учеб. пособие. М.: Академический Проект, 2004. 560 с.

7. Рождественская Н.В., Толтттин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. СПб.: Речь, 2006. 320 с.

8. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: дис. ...канд. пед. наук. СПб, 2009.

9. Теоретико-методологические аспекты проектирования инновационных технологий в подготовке специалиста по физической культуре / О.П. Панфилов [и др.] // Культура физическая и здоровье. 2012. № 4(40). С. 36-39.

10. Физкультурно-оздоровительные технологии: монография / под ред. проф. А.А. Горелова, проф. А.В. Лотоненко. М.: «Еврошкола», 2011. 300 с.

Панфилов Олег Петрович, д-р биол. наук, проф., panfilov30@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Борисова Вера Валерьевна, канд. пед. наук, доц., borisovav5@rambler.ru, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Шестакова Татьяна Алексеевна, канд. пед. наук, доц., tgpu@iula.net, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

INNOVATIVE APPROACHES TO IMPROVING QUALITY OF PHYSICAL CULTURE

SPECIALISTS

O.P. Panfilov, V. V. Borisova, T.A. Shestakova

The article considers innovative person-oriented approaches to creativity training during the process ofphysical culture specialists’ training.

Key words: person-oriented approach, creativity training, physical culture specialists’ training.

Panfilov Oleg Petrovich, doctor of biological Sciences, professor, panfilov30@mail.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Borisova Vera Valerievna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, borisovav5@rambler.ru, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy,

Shestakova Tatiana Alekseevna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, tgpu@,tula.net, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy.

УДК 796.012.2

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

У ШКОЛЬНИКОВ 7-15 ЛЕТ

Е.П. Писаренкова

Разработана и экспериментально оценена дифференцированная методика для развития специфических координационных способностей у школьников. В рамках экспериментальной программы была реализована совокупность педагогических условий цели достижения, проблемных заданий, средств сознательного выполнения и самоконтроля действий, обеспечивающие эффективность развития специфических координационных способностей у мальчиков и девочек.

Ключевые слова: дифференцированная методика, педагогические условия, специфические координационные способности.

Существующая в настоящее время система физического воспитания школьников в РФ остро нуждается в обновлении ее содержания и перестройке на основе современных психолого-педагогических технологий воспитания, обучения и развития личности ребенка (Шаулин В.Н., 1996; Антропова М.В., 1999; Матвеев А.П., 2000;

Виленский М.Я., 2005; Ермаков В.А., Леонтьева М.С., Тер-Мкртичан Р.А., 2008).

В этой связи одним из важных направлений в достижении позитивных результатов является дальнейшая разработка и обоснование всего комплекса физических качеств, в том числе двигательнокоординационных способностей как мощного фактора повышения умственной и физической работоспособности и укрепления здоровья у школьников разного пола и возраста [1, 2, 3, 6].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.