Научная статья на тему 'Модульная программа по формированию креативной компетентности будущего педагога: из опыта работы'

Модульная программа по формированию креативной компетентности будущего педагога: из опыта работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА / МОДУЛЬ / CREATIVE COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER / MODULAR PROGRAM / MODULE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумовская Альфия Гамировна

В данной статье автор описывает опыт работы по формированию креативной компетентности будущего педагога и представляет модульную программу, состоящую из четырех модулей: дисциплинарный, тренинговый, внеаудиторный, курсовой. Автор описывает варианты реализации модульной программы по формированию креативной компетентности будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумовская Альфия Гамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author describes the experience of work on formation of creative competence of the future teacher and presents her modular programme consisting of four modules: the discipline, training, extracurricular, and course. The author describes the ways of realization of the modular programme on forming creative competence of the future teacher.

Текст научной работы на тему «Модульная программа по формированию креативной компетентности будущего педагога: из опыта работы»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№2 (14). Июнь 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 378 ББК 74.489

А.Г. Шумовская

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В данной статье автор описывает опыт работы по формированию креативной компетентности будущего педагога и представляет модульную программу, состоящую из четырех модулей: дисциплинарный, тренинговый, внеаудиторный, курсовой. Автор описывает варианты реализации модульной программы по формированию креативной компетентности будущего педагога.

Ключевые слова: креативная компетентность будущего педагога; модульная программа; модуль

A.G. Shumovskaya

MODULAR PROGRAMME ON FORMING CREATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHER: THE ANALYSIS OF THE EXPERIENCE

The author describes the experience of work on formation of creative competence of the future teacher and presents her modular programme consisting of four modules: the discipline, training, extracurricular, and course. The author describes the ways of realization of the modular programme on forming creative competence of the future teacher.

Key words: creative competence of a future teacher; modular program; module

Современный этап развития общества предъявляет определенные требования к педагогам: быстро, оригинально, творчески подходить к решению поставленных перед ними задач, уметь создавать новое, разрабатывать и реализовывать инновационные проекты и т.д. Данные требования подтверждаются нормативно-правовыми документами. В Федеральном законе «Об образовании в РФ» указано, что правом педагогических работников является «осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельно-сти.…》, «право на творческую инициативу» [Федеральный закон №2 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», 2012]. В Стратегии инновационного

© Шумовская А.Г., 2014

развития Российской Федерации на период до 2020 года (от 8.12.2011 г.) указаны компетенции личности для инновационной деятельности, одной из которых является «способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно, готовность к работе в команде и в высококонкурентной среде» [Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., 2011].

Подготовка такого специалиста тесно перекликается с компетентностным подходом (А.Г. Бермус, В.А. Болотов, Н.Л. Гончарова, Ю.В. Громыко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, А.В. Хуторской и др.), который предполагает формирование у личности определенных компетенций и компетентностей и указывает на разносторонность характера подготовки современного специалиста. В связи с вышепредставленным запросом выявляется необходимость в формировании креативной компетентности у будущих педагогов, с тем акцентом, что креативных людей будущего (воспитанников) может развить только педагог со сформированной креативной компетентностью (личность воспитывается личностью).

Кроме того, формирование креативной компетентности будущего педагога необходимо в современных условиях, так как в определении новых механизмов оплаты труда в общеобразовательных учреждениях РФ представлены показатели проявления компетентности для распределения стимулирующих выплат педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, одним из которых является креативная компетентность. Так, от педагога требуется работа над собственным педагогическим исследованием, наличие собственных технологических «находок», авторских методических, дидактических разработок, пособий, рекомендаций, обобщение и распространение передового педагогического опыта, участие в реализации грантовых программ, направленных на повышение эффективности образовательного процесса.

В данной статье мы описываем опыт реализации модульной программы по формированию креативной компетентности будущего педагога, под последней понимая «совокупность собственно креативной, коммуникативной, командной

компетенций и качеств личности (мотивация достижения успеха, любознательность, склонность к риску, инициативность), направленная на принятие и создание нового педагогического продукта, генерирование идей, решение педагогических задач, потенциально обусловливающая в дальнейшем формирование креативной компетентности воспитанников» [Шумовская, 2013].

Формирование данной компетентности мы реализовывали в рамках модульной программы, введение которой обусловлено спецификой модульного обучения (Ю.Н. Кузнецова, А.А. Муравьева, И.Б. Сенновский, П.И. Третьяков, Т.Н. Червякова, М.А. Чошанов, П.А. Юцявичене и др.). Во-первых, в модульном обучении, центральное место в системе «преподаватель-обучающийся» занимает обучающийся (учащийся, студент), который выступает в качестве активного деятеля своей индивидуальной образовательной траектории. Во-вторых, модуль представляет собой целостный набор подлежащих освоению компетенций, качеств личности, т.е. требований, которым должен соответствовать студент по завершении модуля. Так, каждый модуль включает в себя цель, содержание, формы организации освоения модуля и контроль. В-третьих, осуществляется командная работа, которая является эффективной формой формирования креативной компетентности. В-четвертых, модуль обеспечивает индивидуальный темп освоения, вариативность, гибкость, что позволяет учитывать специфику формируемой компетентности.

Итак, модульная программа по формированию креативной компетентности будущего педагога состоит из следующих модулей: дисциплинарный, тренинговый, внеаудиторный, курсовой, - назначение которых заключается в индивидуализации, или дифференциации формирования креативной компетентности согласно результатам мониторинга сформированности креативной компетентности студента и его личностным предпочтениям.

Данные модули представляют собой гибкий и свободный в выборе комплекс, состоящий из цели, набора компетенций и качеств личности, содержания материала, формы организации и «мягкого» контроля (самоконтроль, взаимоконтроль). Каждый модуль может реализовываться автономно, но в тоже время

он взаимосвязан с другими модулями, что позволяет объединять их в разные версии по формированию креативной компетентности будущего педагога. Таким образом, набор модулей позволяет варьировать, подбирать индивидуально-групповое содержание научного сотворчества при формировании креативной компетентности будущего педагога, создавать индивидуальные образовательные траектории и т. д., что актуализирует использование идей модульного обучения в современном образовании.

Дисциплинарный модуль представляет собой комплекс занятий по темам в рамках дисциплин «Методы исследования в педагогике», «Методы и методология научного исследования в педагогике», «Психолого-педагогический практикум», где темы занятий касаются непосредственно содержания данных курсов, например: «Теоретические методы педагогического исследования», «Эмпирические методы педагогического исследования», «Исследовательская работа в педагогике», «Проектная работа», «Презентация исследовательского продукта», «Решение педагогических ситуаций» и др., благодаря которым данные дисциплины обогащаются содержательно и методически.

Тренинговый модуль разработан с целью развития каждой компетенции, входящей в креативную компетентность будущего педагога и включает тренинги креативности, коммуникативные тренинги, командные тренинги. Внеаудиторный модуль сопровождает процесс формирования креативной компетентности будущего педагога в рамках мероприятий во внеучебное время. Здесь предусматривается работа студентов в студенческом научном обществе, участие в конкурсах, грантах, педагогических олимпиадах, конференциях различного уровня и подготовке работ к публикациям.

Курсовой модуль представляет собой прохождение курса дополнительного образования «Начало научной карьеры: как написать и представить исследовательскую работу».

Так как модули можно комбинировать, осваивать отдельно, в нашем исследовании мы реализовывали данные модули по нескольким вариантам. Эксперимент осуществлялся на базе кафедры педагогики Федерального государст-

венного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» (2010-2013 гг.).

Одним из вариантов реализации модульной программы было осуществление собственно курсового модуля с элементами других модулей (дисциплинарный, тренинговый, внеаудиторный). Он предполагал курс дополнительного образования «Начало научной карьеры: как написать и представить исследовательскую работу» (курсовой модуль - 48 ч). Задачами курса являлись: подготовка будущих педагогов в сфере научно-исследовательской деятельности: развитие мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, сравнение и т.п.); развитие умений и навыков отбора, анализа информации; развитие умений и опыта создания нового; формирование умений и навыков публичной защиты научного результата; формирование каждой компетенции, входящей в креативную компетентность (собственно креативной, коммуникативной и командной компетенций и развитие качеств личности: мотивация достижения успеха, любознательность, инициативность, склонность к риску). Курс осуществлялся в форме учебных занятий и предполагал форму «мягкого» контроля (самоконтроль и взаимоконтроль) и итогового - зачет в форме презентации исследовательского проекта. В данном эксперименте принимала участие группа, состоящая из 17 студентов педагогической специальности (профили: дошкольное образование, иностранный язык, безопасность жизнедеятельности).

На первом этапе нашей работы мы провели диагностику по выявлению уровня креативной компетентности. Далее мы разработали индивидуальную образовательную траекторию для каждого студента, в котором прописали прогноз развития креативной компетентности, возможные действия и формы участия. На следующем этапе осуществлялась работа по формированию команд для реализации исследовательского проекта в рамках курса.

Тематика курса представляла собой три модуля: «Формы научно-

исследовательской работы», «Жанры публикаций», «Научноисследовательский проект» с включением в работу креативных, коммуникатив-

ных и командных тренингов. Во время всего эксперимента нами были использованы репродуктивные, эвристические, исследовательские, рефлексивные методы. Репродуктивные методы предполагали использование проблемных и эвристических лекций, лекций-диалогов, лекций с заранее запланированными ошибками, лекций теоретического конструирования. Эвристические методы включали: креативные, коммуникативные методы, командные тренинги, дебаты, диалог, метод «мозгового штурма», метод эвристических вопросов, метод проблемных ситуаций, метод «причинно-следственная диаграмма», метод «коллективная записная книжка»; упражнения: «невероятная ситуация», «способы действия», «кроссенс», «ассоциации» и т.п. В качестве основного нами был использован метод проектов. Рефлексивные методы включали в себя метод анализа взаимодействия и результатов деятельности. Работа осуществлялась в индивидуальной, групповой и фронтальной формах, в форматах: «студент-студент (-ы)», «студенты - преподаватель». Здесь нами был апробирован внеаудиторный модуль, который предполагал участие студентов в конкурсе студенческих исследовательских проектов «Моя карьера».

Результатами работы по данному варианту реализации модульной программы стали количественные и качественные изменения креативной компетентности, а также участие всех членов экспериментальной группы и наличие мест (I и III места) в конкурсе «Моя карьера».

Следующий вариант реализации модульной программы формирования креативной компетентности будущего педагога включал в себя следующие модули: дисциплинарный, тренинговый, внеаудиторный и курсовой. В нем принял участие 71 студент.

Дисциплинарный модуль представлял собой учебные занятия в рамках дисциплин: «Методы исследования в педагогике» и «Методология и методика психолого-педагогических исследований». В данном варианте мы реализовывали тренинговый модуль, который включал в себя тренинги по развитию всех компетенций (креативный, коммуникативный, командный) и качеств личности, входящих в креативную компетентность. Тренинг креативности осуществлялся

с помощью таких методов и методик, как «ментальные карты», «причинноследственная диаграмма», «мозговой штурм», «кроссенс», техника «переворот» и другие, тренинг по развитию коммуникативной компетенции с помощью тренингов на взаимовосприятие и понимание, упражнений типа «построимся», «горячее кресло», «переводчик», «ассоциации», «на колени», «живой стул» и другие, командный тренинг включал в себя следующие упражнения: «шарики», «на льдине», «авиаторы» и др. Так, при организации данных тренингов мы использовали разные виды командной работы, что приводило к развитию командной компетенции.

При реализации дисциплинарного модуля осуществлялась интеграция с тренинговым модулем, которая представлена следующим образом. Каждое занятие начиналось с разминки с помощью таких упражнений на креативность, как «Что? Откуда? Как?», «пары слов», «что имеет...», «четыре буквы» и др. Далее в основном периоде занятия при изучении новой темы мы применяли креативные методы и техники, которые впоследствии использовали для закрепления изучаемой темы. Например, при изучении темы «Постановка проблемы исследования» мы использовали креативные техники «Причинно-следственная диаграмма», где студентам необходимо было проработать проблему исследования, находя в ней причины и следствия, отражая это наглядно в причинноследственной диаграмме. Интеграция данных модулей заключалась и в специфической работе в команде, которая подразумевала выбор членов команды для осуществления одного научно-исследовательского проекта, а также имела временной характер на занятиях при выполнении какого-либо задания.

В свою очередь коммуникативный тренинг решал задачи по развитию умений диагностировать, прогнозировать и оценивать качества Другого; умения проявлять эмпатию к Другому; обогащению опыта искать и находить компромиссы в коммуникации; осуществлять рефлексию и саморефлексию.

Таким образом, существующая интеграция между внутренними элементами модулей (креативный, коммуникативный, командный тренинги тесно перекликаются между собой, по большей части используются в триаде) и между собст-

венно модулями (дисциплинарный и тренинговый), позволила сделать вывод о тесной взаимосвязи и эффективности используемых нами модулей с целью формирования креативной компетентности будущего педагога.

В данном варианте формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве мы также организовывали внеаудиторный модуль, который позволил сопровождать научно-исследовательскую деятельность студента в течение последующих курсов обучения. В нем была предусмотрена работа по созданию различных научно-исследовательских проектов, по участию в конференциях. По результатам работы в данном варианте были организованы команды из числа студентов-участников эксперимента по созданию учебно-творческих проектов для участия в конкурсах «Моя карьера» и «Наука-Творчество. Перспектива», где студенты заняли призовые места. Кроме того, эксперимент показал качественные изменения в развитии всех компетенций и качеств личности, входящих в креативную компетентность будущего педагога.

Третий вариант реализации модульной программы включал в себя только внеаудиторный модуль, который реализовывался во внеучебное время и был представлен следующими направлениями: участие в конкурсе «Моя карьера» (все участники эксперимента - 18 человек), написание статьи в соавторстве в юбилейный сборник «Вестник ИГЛУ» (2 человека), в сборник конференции «Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации» (5 человек), подготовка докладов на конференцию «Неделя науки ИГЛУ» (3 человека), заявка на грант (1 человек).

По полученным количественным и качественным результатам реализации данного модуля были сделаны выводы, что использование внеаудиторного модуля как самостоятельного является эффективным, так как он: имеет показательный результат в количественном отношении (количество созданных продуктов); позволяет «отсеять» количество незаинтересованных и нежелающих работать в таком режиме студентов, с целью осуществления качественной деятельности; тесно интегрирует с тренинговым модулем как в полной его реализации, так и с отдельными его элементами.

Последний вариант модульной программы так же, как и второй, включал в себя дисциплинарный, тренинговый, внеаудиторный и курсовой модули, но работа по данному варианту шла в иной последовательности. Сначала мы использовали курсовой модуль, где обучался только один человек, затем применяли внеаудиторный модуль с элементами тренингового только с некоторыми студентами (7 человек), на последнем этапе использовали дисциплинарный (в рамках дисциплины «Психолого-педагогические практикумы») и тренинговый модули со всей группой (12 человек). Особенностью реализации данного варианта стало то, что количество участников с каждым модулем увеличивалось. По итогам использования описанного варианта мы сделали выводы, что дисциплинарный и тренинговый модули можно применять на любых дисциплинах, с учетом специфики самой дисциплины; возможно поэтапное включение студентов в модульную программу независимо от последовательности введения модулей; порядок использования модулей в представленной последовательности соответствует принципам современного образования - непрерывности, гибкости и вариативности.

При организации того или иного варианта модульной программы, мы, прежде всего, ориентировались на следующие основания: форма обучения (основные - аудиторная работа по учебному плану, и дополнительные - внеаудиторная работа в рамках научно-исследовательской деятельности, курс дополнительного образования); уровень креативной компетентности и ведущий модуль.

Таким образом, все модули представляют собой единую программу формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве. Модули можно и нужно комбинировать, осваивать по отдельности, применять при освоении разных дисциплин, тяготеющих или требующих создания нового педагогического продукта. Часто используемыми модулями являются внеаудиторный, дисциплинарный и тренинговый. Курсовой модуль может использоваться как дополнительный модуль к остальным.

Отметим, что модульная программа формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве является оптимальной в силу

специфики формируемой компетентности, при которой были учтены нестабильность и динамизм исследуемой компетентности. Все модули оправдали свое назначение в содержательном и организационном аспектах. Каждый модуль предварялся диагностикой, а по каждому варианту реализации были составлены индивидуальные образовательные траектории для каждого субъекта.

Библиографический список:

1. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal-/2006/0505.htm (дата обращения: 17.01.2007).

2. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Текст] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.

3. Муравьёва, А.А. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях [Текст]: пособие для преподавателей / А.А. Муравьёва, Ю.Н. Кузнецова, Т.Н. Червякова.-М.: Альфа-М, 2005. - 96 с.

4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. [Электронный ресурс] / Распоряжение от 8 декабря 2011 г. №2227. - Режим доступа: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id 4=685 (дата обращения: 03.04.2012).

5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/. (дата обращения: 12.10.2013).

6. Шумовская, А.Г. Модель креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве [Электронный ресурс] / А.Г. Шумовская // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 5. - Режим доступа: www.science-education.ru/111-10336 (дата обращения: 21.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.