Научная статья на тему 'Дополнительная образовательная программа как источник развития профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического направления'

Дополнительная образовательная программа как источник развития профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического направления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ТРЕНИНГ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Юлия Владимировна, Лежнева Екатерина Александровна

В статье обосновывается необходимость включения дополнительных образовательных программ в образовательный процесс вуза. Авторами представлен опыт разработки и внедрения дополнительной образовательной программы как средства развития профессиональной компетентности бакалавра психолого-педагогического направления в процессе проектирования и реализации тренинга. Приведена характеристика модулей дополнительной образовательной программы, их содержание и формируемые компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Варданян Юлия Владимировна, Лежнева Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительная образовательная программа как источник развития профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического направления»

ДК 37.015.3(045)

Варданян Юлия Владимировна

Доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», julia_vardanyan@mail.ru, Саранск

Лежнева Екатерина Александровна

Аспирант кафедры психологии, ассистент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», eklezzz@ya.ru, Саранск

дополнительная образовательная программа как источник развития профессиональных компетенций БАКАЛАВРА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИИ1

Аннотация. В статье обосновывается необходимость включения дополнительных образовательных программ в образовательный процесс вуза. Авторами представлен опыт разработки и внедрения дополнительной образовательной программы как средства развития профессиональной компетентности бакалавра психолого-педагогического направления в процессе проектирования и реализации тренинга. Приведена характеристика модулей дополнительной образовательной программы, их содержание и формируемые компетенции.

Ключевые слова: подготовка кадров, компетентностный подход, дополнительная образовательная программа, тренинг, проектирование, компетенции.

Vardanyan Yulia Vladimirovna

Doctor of the pedagogical sciences, professor, the chief of the chair of Psychology of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevev, julia_vardanyan@mail.ru, Saransk

Lezhneva Ekaterina Aleksandrovna

Post-graduate student, the assistant of the chair of Psychology of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevev, eklezzz@ya.ru, Saransk

THE ADDITIONAL EDUCATIONAL PROGRAM AS A SOURCE OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCES OF BACHELOR OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL TREND

Abstract. In the article the necessity of including of additional educational programs into the educational process of the High school is proved. The authors represent the experience of working out and inculcation of the additional educational program as the mean of development of professional competence of Bachelor of Psychological-pedagogical Education in the process of projecting and realization of the training. The characteristic of the modules of the additional educational program is shown.

Keywords: preparation of staff, additional educational program, training, designing, competences.

На современном этапе модернизации ресурсов личности, воздейственность психообразования значительно изменился круг логических технологий в сфере образования,

психологических про-блем, которые требу- жизнеспособность виртуального и реального

ют своего оперативного решения (мотива- мира, психологическая безопасность субъек-

ционно-ценностное содержание стратегии тов об-разования и др.). Учитывая запросы

жизни, качество реализации психических рынка труда, важно своевременно уточнить

'Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» на 2012-2016 гг. «Педагогические кадры для инновационной России» (проект 2.1.2.8. Создание Научно-исследовательской лаборатории «Развитие профессиональной компетентности педагога и пси-холога в системе непрерывного образования»)

компетентностный подход в профессиональном образовании

содержательное наполнение профессиональной компетентности бакалавра психолого-пе-дагогического направления и обеспечить ее качественное развитие, что позволит в дальнейшем эффективно решать современные задачи психологического сопровождения личности в системе образования.

Как утверждает Р. А. Литвак, значимость деятельности бакалавра психолого-педаго-гического направления в современном обществе будет постоянно возрастать в связи с кризисом доверия подрастающего поколения к государственным институтам, нарушением механизмов социализации и ростом асоциальных явлений среди молодежи, снижением воспитательного потенциала семьи и образовательных учреждений как институтов социализации личности. Поэтому одним из важных аспектов профессионального развития бакалавра психолого-педагогиче-ского направления является знание преподавателем значения тех компетенций, которые востребованы практикой образовательных учреждений [6]. Соглашаясь с этими утверждениями, добавим, что это позволит создавать реальные ситуации, в ходе которых будут актуализироваться и применяться соответствующие компетенции, обеспечивая тем самым функциональную основу развития профессиональной компетентности будущего психолога.

Становление профессиональной компетентности как психолого-педагогическая проблема активно разрабатывается в современной науке и практике, в том числе - в научно-исследовательской лаборатории «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования», которая создана при кафедре психологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева. Так, членами лаборатории проведены комплексные исследования профессиональной компетентности, в которых разработаны теоретико-методологические положения (о ее сущности, структуре, пред-по-сылках возникновения и развития, диалектике компетенций и компетентности, образовательных условиях становления) и внедрены практические подходы к их применению в процессе подготовки педагогических и психо-логических кадров [1; 2; 4; 7; 8 и др.].

Становление профессиональной компетентности проходит наиболее успешно в процессе специально организованного обучения. Модернизация системы образования затронула и сферу дополнительного профессионального образования как наиболее гибкую систему, позволяющую оперативно обеспечивать удовлетворение потребности в развитии необходимых прикладных компетенций будущего бакалавра. Это обуславливает необходимость включения в подготовку студентов дополнительных образовательных программ. Они имеют свои преимущества: выраженная практическая направленность, вариативность содержания, профильность получаемой подготовки, модульный характер обучения, нацеленность на современный уровень требований к компетенциям профессионала.

В. С. Сенашенко указывает, что дополнительные квалификации содействуют повышению профессио-нальной мобильности и социальной защищенности кадров (в частности, созданию механизма реализации прав студентов на участие в формировании собственного образования) и обеспечению принципов непрерывности и преемственности между высшим, послевузовским и дополнительным образованием [9].

В содержательном наполнении дополнительных образовательных программ будущего психолога наиболее актуальным является его подготовка к применению тренингов. Это обусловлено тем, что тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи и организации работы с разными катего-риями людей (в детских коллективах, молодежных клубах, оздоровительных лагерях, производственных брига-дах, геронтологических группах и т. д.). Тренинги привлекательны: они позволяют эффективно решать задачи, связанные с развитием познавательной сферы и личностных ресурсов, межличностных отношений и общения, жизненных ресурсов и творческого потенциала [3]. Именно поэтому является важным включение в подготовку студентов психолого-педагогического направления программ, ориентированных на развитие способности вос-принимать и понимать самого себя и других людей в контексте группового взаимодействия, оказывать пози-тивное влияние на развитие свойств

мира психических явлений. Для качественной подготовки современных психолого-пе-дагогических кадров важен опыт участия в тренинге, но этого не достаточно: необходимо целена-правленное формирование у студентов компетенции в самостоятельном применении тренинговых технологий.

Актуальность внедрения тренинговых технологий в образовательный процесс обусловлена и тем, что, согласно пункту 7.3 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» обязательным является реализация компетентностного подхода, который предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в том числе тренингов [10].

Тренинг - это форма активного обучения, целью которого является, прежде всего, создание условий для изучения и непосредственного применения психологических знаний, а также развития некоторых умений и навыков, обеспечивающих возможность реализации осваиваемых компетенций. В психологическом сообществе выработана идея специальной подготовки групповых тренеров на вузовском этапе обучения [5]. Поддерживая эту идею, нами установлено, что внедрение тренинга в подготовку бакалавров психолого-педагогического направления имеет особую важность и обусловлено значимостью конструктивного разрешения ряда противоречий:

- между потребностью вуза в соблюдении требования ФГОС ВПО о необходимости использовать в учебном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий и недостаточной разработанностью путей научно-методического оснащения ими образовательного процесса, в том числе -путей эффективного применения тренинга в развитии профессиональных компетенций бакалавра психолого-педагогического направления образования;

- между востребованностью в обществе выпускников, владеющих возможностью решать психологические проблемы в процессе тренинговой работы, и недостаточной включенностью в основную образовательную программу дисциплин и курсов, обеспечи-

вающих подготовку студентов к проектированию и реализации тренинга.

Для преодоления указанных противоречий нами разработана и внедрена в образовательный процесс дополнительная образовательная программа «Проектирование и реализация тренинга с учащимися». Она рассчитана на 36 часов и включает теоретическую (12 часов лекционных занятий) и практическую (24 часа тренинговых занятий) части. Программа была апробирована в ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева» с бакалаврами психолого-педа-гогического направления. В дальнейшем намечено интенсивное применение характеризуемой программы. Мы считаем, что обучение технологии тренинговой работы необходимо начинать с младших курсов, чтобы последовательно и целенаправленно развивать необходимые компетенции на более старших курсах. В связи с этим намечено дополнение указанной программы целым рядом вариативных программ, позволяющих совершенствовать сформированные компетенции проектирования и реализации тренинга с учетом аспекта развивающей работы (познавательная сфера, личностные ресурсы, межличностные отношения и др.), контингента потенциальных участников (младшие школьники, подростки, старшеклассники; дети группы риска; тренинговые группы с разновозрастным составом участников и др.).

Основной целью данной программы является подготовка бакалавра психолого-педа-гогического направления высшего профессионального образования к проектированию и реализации тренинговых форм работы с учащимися. Она направлена на решение следующих задач:

- создание условий для приобретения опыта личного участия в социально-психологическом тренинге;

- овладение базовыми компетенциями проектирования и реализации тренинга с учащимися;

- развитие профессионально-значимых качеств и умений применения тренинговых форм работы с учащимися.

Дополнительная образовательная программа содержит четыре основных модуля. Каждый модуль включает в себя три блока:

теоретический - изучение теоретического материала (основной формой занятий выступают лекции); практический - формирование конкретных умений, навыков, развитие компетенций на практических занятиях (основной формой занятий выступает тренинг); задания для внеаудиторной самостоятельной работы. Рассмотрим подробнее содержание каждого модуля.

Первый модуль - «Психолого-педагоги-ческая сущность тренинга» - представлен лекционными занятиями, на которых формировались представления и научные понятия о психологическом тренинге как особом методе практической психологии, областях применения психологического тренинга в работе с учащимися, классификации тренингов. Содержание этого раздела способствовало не только получению необходимой теоретико-методологической информации, но и осознанию будущим психологом практической значимости освоения технологией проектирования и реализации тренинга, позволяющего эффективно решать разнообразные задачи развития учащихся разных возрастных групп.

Изучение первого модуля было дополнено самостоятельным выполнением слушателями следующих заданий: составление библиографического списка литературы по проблеме организации и проведения тренинга; поиск и сопоставление по различным источникам определения понятия «тренинг», выделение из них того, с которым наиболее согласны, и его обоснование; подбор конкретных примеров использования принципов групповой работы; выделение критериев классификации тренингов и др.

В рамках второго модуля «Тренинговые группы, их ведущие и участники» теоретическому обзору предлагались организационные и методические аспекты оснащения деятельности ведущего тренинга, психологические особенности тренинговой группы, ожидания и реальные возможности участников тренинга, специфика тренинговой работы с «трудными» участниками группы. Практические занятия проходили в форме тренинга, на которых осуществлялись следующие виды деятельности: выполнение упражнений на развитие профессиональнозначимых качеств ведущего тренинга (рефлексии, эмпатии, толерантности, уверенно-

сти в себе, саморегуляции); проигрывание ситуаций с целью демонстрации фрагментов деятельности и профилактики возникновения типичных ошибок тренера; проведение игр и упражнений для отработки конструктивных навыков взаимодействия ведущего с «трудными» участниками группы и их последующее обсуждение.

В процессе изучения второго модуля в качестве самостоятельной работы слушателям предлагались задания разного типа: составление перечня личностных качеств ведущего тренинга и оценка их степени представленности у себя; проведение самодиагностики личностных качеств, необходимых ведущему тренинга; составление памятки «Требования к организации тренинга»; заполнение таблицы «Групповая динамика и этапы развития группы в тренинге»; формулирование рекомендаций «Действия ведущего в нестандартных и кризисных ситуациях».

В третьем модуле «Содержание и методика реализации тренинга с учащимися» теоретически освещались особенности деятельности ведущего и группы на каждом этапе тренинга, типология тренинговых заданий и методы тренинговой работы. На практических занятиях студентам предлагалось провести анализ тренингового задания, определив его целевую аудиторию, задачи применения (знакомство, сплочение, развитие навыков вербального и невербального общения, получение обратной связи и т. д.), психологический смысл конкретных упражнений. Далее студенты выступали в качестве ведущего тренинга: они проводили выбранное упражнение, определяли, какому этапу тренинга и стадии тренингового занятия оно соответствует, продумывали вопросы для последующего обсуждения.

Самостоятельная работа в рамках данного модуля включала в себя выполнение следующих заданий: подбор игр и упражнений по стадиям отдельного тренингового занятия и по преимущественным задачам; составление аннотации тренинговой программы; составление методической партитуры проведения предложенных тренинговых упражнений; составление схемы «Структура тренингового занятия»; разработка схемы анализа тренингового занятия.

В завершающем, четвертом модуле «Технология проектирования и реализации пси-

хологических тренингов с учащимися» в теоретическом блоке рассматривался алгоритм разработки тренинговой программы и пошаговой модели конструирования и организации тренинга. На практических занятиях слушателями получен опыт участия в моделируемых фрагментах различных видов тренинга (личностного роста, общения, эмоциональной устойчивости, жизненного успеха) в качестве участника и ведущего. Большое внимание уделялось анализу психотехник, применяемых при организации и проведении различных тренингов.

Учебные достижения по четвертому модулю закреплялись в ходе самостоятельного выполнения студентами следующих видов работ: создание копилки тренинговых заданий, направленных на психологическое сопровождение личностного роста, развития навыков общения, уверенности, лидерских качеств, креативности, эмоциональной устойчивости учащихся; составление памятки «Стратегии подготовки к тренингу»; формулирование задач к различным видам тренинга; составление фрагмента тренинговой программы и ее аннотации; разработка критериев анализа тренинговой программы; моделирование проекта тренингового занятия.

Завершение дополнительной образовательной программы представлено итоговой защитой фрагмента тренингового занятия: в качестве ведущего тренинга слушатели демонстрировали эпизод определенного вида тренинга (на выбор студента) с включением в него самостоятельно подобранных или составленных заданий, обосновывали целесообразность их включения, выделяли прогнозируемые критерии оценки ожидаемой эффективности их применения. После завершения программы участникам было предложено ответить на вопросы анкеты, которая выступала основой осуществления итоговой рефлексии, позволяющей оценить и проанализировать полученные умения и навыки, освоенные компетенции.

В результате изучения дополнительной образовательной программы «Проектирование и реализация тренинга с учащимися» бакалаврами психолого-педагогического направления были получены следующие знания:

- о сущности, назначении, видах и областях применения психологического тренинга;

- особенностях организации и взаимодействия тренинговой группы;

- психотехнологиях тренинговой работы с учащимися;

- основных теоретико-методологических подходах к проектированию и реализации психологических тренингов с учащимися.

Слушатели овладели соответствующими умениями и навыками:

- проектировать психологические тренинги для работы с учащимися; применять тренинг с учащимися в будущей практической деятельности;

- организовывать и осуществлять занятия с учащимися в тренинговой группе;

- применять конкретные психотехнологии в тренинговой работе с учащимися;

- оценивать качество решения психологических проблем учащихся в результате их включения в тренинговую группу.

Одновременно с этим в процессе изучения дополнительной образовательной программы было обеспечено в той или иной степени формирование у студентов способности и готовности к реализации следующих компетенций: проектировочных (разрабатывать тренинговое занятие / программу различной тематики для учащихся разных возрастов); реализационных (конструировать и реализовать процесс решения психологических проблем учащихся на основе тренинга); рефлексивных (понимать способы и результаты своих профессиональных действий по включению учащихся в работу тренинговой группы и решению их психологических проблем); оценочных (осуществлять оценку и учет качества решения психологических проблем учащихся как участников тренинговой группы).

В процессе работы обнаружено, что у студентов, задействованных в характеризуемую программу, происходили сложные процессы диалектики профессиональной компетентности и профессиональных компетенций. Так, актуализация и реализация указанных компетенций в виде конкретных профессиональных функций происходила на основе достигнутого уровня профессиональной компетентности как свойства личности. Однако сам процесс актуализации и реализации указанных компетенций, а также его результаты, одновременно приводили к закреплению, углублению или дополнению

разных аспектов профессиональной компетентности.

Эффективность развития профессиональных компетенций в ходе освоения дополнительной образовательной программы «Проектирование и реализация тренинга с учащимися» достигалась с помощью системы специально разработанных и взаимосвязанных заданий, выстроенных в четырех тематических модулях, которые обеспечивали целенаправленное использование тренинга для развития профессиональной компетентности. Ее реализация показала, что психологический тренинг как систематизированная форма обучения создает особые условия для работы на разных уровнях: личностном и профессиональном. Это вызвано тем, что, с одной стороны, решаются психологические проблемы студента как участника тренинговой группы, а с другой стороны, усваиваются необходимые компетенции проектирования и реализации тренинга с учащимися в процессе развития профессиональной компетентности бакалавра психолого-педаго-гического направления. В связи с этим разработанная программа «Проектирование и реализация тренинга с учащимися» является актуальной для студентов психолого-педаго-гического направления, а полученная профессиональная подготовка будет востребована их будущими учениками и клиентами. Ее изучение позволяет студентам освоить систему теоретических знаний, практических навыков и умений эффективной организации тренинговой работы с учащимися и оказания помощи в решении психологических проблем.

Библиографический список

1. Варданян Ю. В. Гуманитарный контекст развития коммуникативной компетентности

будущего педагога в процессе изучения психологии. // Сибирский педагогический журнал. -

2011. - № 7. - С. 91-102.

2. Варданян Ю. В. Субъектная и компетент-ностная обусловленность развития психологической безопасности в системе образования. // Интеграция образования. - 2011. - № 1 (62). -С. 79-82.

3. Варданян Ю. В. Тренинг как средство развития мотивации достижения жизненного успеха подростков. // Российский научный журнал. -

2012. - № 5 (30). - С. 78-83.

4. Вдовина Н. А. Модель развития профессионально-ценностных ориентаций субъекта психологической безопасности в образовательной среде // Российский научный журнал. - 2012. -№ 2 (27). - С. 142-147.

5. Вачков И. В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. - М.: Эксмо, 2010. - 560 с.

6. Литвак Р. А. Специфика подготовки бакалавров психолого-педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 2. - С. 45-50.

7. Руськина Е. Н. Возможности достижения психологической безопасности личности в условиях манипулятивного влияния. // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 4 (8). - С. 85-87.

8. Савинова Т. В. Содержательное оснащение процесса развития компетентности студента как субъекта педагогического общения // Гуманитарные науки и образование. - 2011. - № 1 (5). -

С. 76-79.

9. Сенашенко В. С. Об основных направлениях обновления дополнительного профессионального образования // Высшее образование в России. - 2009. - № 2. - С. 86-91.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») // [Электронный ресурс]. - URL: http://www. garant.ru/products/ipo/ prime/doc/98151/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.