Научная статья на тему 'Диссеминация инновационного опытакак фактор модернизации педагогического образования'

Диссеминация инновационного опытакак фактор модернизации педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
634
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ИННОВАЦИОННЫЙ ОПЫТ / ДИССЕМИНАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / RESEARCH AND EDUCATION COMPLEX / INNOVATIVE EXPERIENCE / DISSEMINATION OF PEDAGOGICAL INNOVATION / PEDAGOGICAL STAFF TRAINING / MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Юлия Владимировна

Статья выявляет возможности научно-образовательного комплекса вуза в развитии инновационного опыта педагогов и его диссеминации. Анализируется влияние инфраструктуры вуза на процесс модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров путем их приобщения к изучению, освоению и последующему применению передового педагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the characteristic of the possibility of the university research and education complex to promote the innovative experience of teachers and ensure itsdissemination. The increasing influence of this university infrastructure on the process ofmodernization of the system of training, retraining and advanced training of pedagogical staff is analyzed. The main goal of the centre is to involve teachers into the process of study, development and application of new effective approaches in their pedagogical activities.

Текст научной работы на тему «Диссеминация инновационного опытакак фактор модернизации педагогического образования»

Литература

1. Шукшина Т.И., Татьянина Т.В. Развитие

профессиональной педагогической компетентности педагога высшей школы с использованием гуманитарных технологий // Российский научный журнал. 2010. № 17. С. 79-84.

2. Жуина Д.В. О деятельности научно-прак-

тического центра «Акмеологический центр» // Акмеология: научно-практический журнал. Спецвыпуск по материа-

лам секции «Акмеология» V Съезда РПО. 2012. С. 44-45.

3. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: учеб.

пособие. СПб.: Питер, 2003. С. 56-59.

4. Жуина Д.В. Современные технологии пла-

нирования и развития карьеры выпускников педагогического вуза. Научно-методологические основы развития профессиональной карьеры студента вуза и технологии ее реализации / Под ред. В.В. Кадаки-на, С.В. Кутняк, Д.В. Жуиной. Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2010. С. 40-57.

ZHUINA D.V. ACMEOLOGICAL CENTER IN UNIVERSITY EDUCATIONAL SPACE The article reveals the experience of the Centre for Innovation communities «Mordovia base center of teacher education » - Acmeological center for the organization and the practical implementation of the process of professional and personal development of the subjects of educational environment at pedagogical university. The designed and implemented in the educational process acmeologic model of education is described. Special attention is focused on applied acmeologic pedagogical technologies for the effective formation of teacher’s career competencies required in new economic and socio-political reality.

Keywords: psychology, acmeology, acmeological approach, acme-diagnostics, acmeological environment

Ю.В. ВАРДАНЯН, профессор

Диссеминация инновационного опыта как фактор модернизации педагогического образования

Статья выявляет возможности научно-образовательного комплекса вуза в развитии инновационного опыта педагогов и его диссеминации. Анализируется влияние инфраструктуры вуза на процесс модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров путем их приобщения к изучению, освоению и последующему применению передового педагогического опыта.

Ключевые слова: научно-образовательный комплекс, инновационный опыт, диссеминация педагогических инноваций, подготовка кадров, модернизация педагогического образования

Важнейшим фактором повышения ка- региона и страны, его оценки, популяриза-

чества подготовки педагогических кадров ции и освоения. Для повышения эффектив-

в современном вузе является привлечение ности подобного взаимодействия в Мордов-

студентов, аспирантов и соискателей к со- ском государственном педагогическом ин-

трудничеству с действующими учителями ституте им. М.Е. Евсевьева (МордГПИ)

и воспитателями, педагогической и роди- организована деятельность научно-образо-

тельской общественностью, средствами вательного комплекса (НОК), в котором

массовой информации с целью изучения интегрируется потенциал преподавателей

инновационного опыта лучших педагогов вуза, педагогов (работающихв учреждени-

ях дошкольного, общего, специального и дополнительного образования), учащихся, студентов, аспирантов, работодателей. В процессе совместной поисково-созидательной деятельности создана и совершенствуется профессионально-развивающая образовательная среда, в которой применяются инновационные технологии, внедряются результаты научных, научно-методических и социально-педагогических исследований. Таким образом, сотрудничество субъектов НОК превращается в мощный фактор, способствующий распространению передового педагогического опыта, подпитывающего процесс модернизации системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров новыми идеями и практиками. Как подчеркивает ректор вуза В.В. Ка-дакин, «это способствует развитию инновационной инфраструктуры вуза за счет расширения спектра действующих инновационных подразделений в составе Мордовского базового центра педагогического образования (научно-образовательного комплекса, учебно-исследовательских школ, научно-исследовательскихи научно-практических лабораторий, научных и научнопрактических центров) и организации новых структур» [1, с. 52].

Реализация проектов МБЦПО обеспечила существенный рост материально-технических, информационно-технологических и профессионально-гуманитарных ресурсов вуза. Благодаря этому в рамках НОК действует профессионально насыщенное поле сотрудничества субъектов образования, поддерживаемое контактно или дистанционно в двустороннем или многостороннем порядке. С одной стороны,появи-лась возможность оперативно организовывать полевые исследования непосредственно в месте появления педагогической новации, информируя о нем всех заинтересованных участников НОК. С другой стороны, можно ускорить процесс доведения результативной и признанной инновации до

студентов - будущих педагогов и действующего педагогического корпуса, что «значительно расширяет пространство влияния НОК на образовательную ситуацию в регионе» [2, с. 80].

В данной статье под диссеминацией мы будем понимать «процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории» [3, с. 44]. В процессе диссеминации педагогического опыта большое внимание уделяется оптимизации всех этапов деятельности по его оценке и внедрению.

На этапе экспертизы результативности новых идей, технологий, средств проводится презентация образовательных достижений, анализируются причины и факторы их получения, прогнозируется их жизнеспособность, рассматриваются каналы переноса эффективных решений, вырабатывается перспектива их освоения педагогическим сообществом. При осуществлении экспертизы широко используются возможности электронной почты, Интернет-трансляции, Интернет-конференции и т.п.,

что позволяет на основе имеющейся или вновь создаваемой критериальной базы проводить многостороннюю оценку предложенного новшества.

На этапе опытной апробации обеспечивается авторское супервизорство процесса внедрения инновационной идеи в сочетании с научно-методической и психологопедагогической поддержкой со стороны ученых (сотрудников научно-исследовательских лабораторий), методистов (сотрудников научно-образовательных лабораторий и научно-практических центров), опытных педагогов-практиков. Это позволяет объективно определить совокупность образовательных условий эффективного внедрения новшества, предусмотреть опережающее развитие информационно-технологической инфраструктуры субъектов НОК и подготовить кадровый состав к переводу апробированных инновационных идей и решений в состояние действующей нормы.

На этапе диссеминации инновационного педагогического опыта среди субъектов НОК основной акцент делается на расширение каналов пропаганды инновационных идей и решений (привлечение к участию в мастер-классах, дебатах, педагогических форумах, научно-практических семинарах и конференциях, телевизионных встречах, публикациях и др.). Это обеспечивает поступательное увеличение круга последователей и достаточно быстрое превращение найденных решений в привычный арсенал педагогов региона.

На этапе диссеминации инновационного педагогического опыта среди студентов и выпускников педагогических учебных заведений, располагающих новыми средствами контактного или сетевого взаимодействия, используются разнообразные каналы их приобщения к изучению, освоению и последующему применению инновационных подходов для качественного решения современных проблем детей и молодежи.

Учитывая важность подпитки педагогического корпуса идеями признанных победителей разнообразных конкурсов, в Морд-ГПИ используются возможности единого профессионально значимого поля деятельности представителей разных поколений в процессе освоения инновационного опыта. Для преодоления возрастных барьеров и социальных установок, сдерживающих процесс диссеминации педагогического опыта и его освоения студентами, педагогами, преподавателями, в рамках НОК реализуются разнообразные формы меж-поколенного взаимодействия посредством использования следующих каналов.

1. Привлечение наиболее успешных педагогов для характеристики современных инновационных технологий (собственных, своих коллег) на занятиях по методическим дисциплинам с учетом профиля подготовки будущего педагога, например:

■ использование кейс-метода в преподавании иностранного языка (Н.П. Власкина, учитель немецкого языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», Саранск);

■ проектные методики в процессе обучения иностранному языку (Н.А. Ефимова, учитель французского языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32», Саранск);

■ диалоговые технологии в процессе обучения немецкому языку как второму иностранному (И.Н. Щеглова, учитель немецкого языка МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40», Саранск);

■ эффективность подготовки старшеклассников к ЕГЭ и ГИА по истории и об-ществознанию (Н.В. Грошева, учитель истории высшей категории МБОУ «Лицей № 26», Саранск);

■ осуществление методической работы с учащимися по их подготовке к биологической олимпиаде, грамотный отбор и составление олимпиадных заданий, освоение методики выполнения биологических заданий разного уровня сложности

(Н.А. Игнатьева, учитель биологии и экологии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 37 », Саранск).

2. Создание условий для освоения в период учебных и производственных педагогических практик опыта психолого-педа-гогического сопровождения субъекта образования:

■ использование современных психотехнологий в работе с детьми дошкольного возраста (О.В. Фадеева, педагог-психолог Центра продленного дня МордГПИ);

■ особенности применениясовремен-ных технологий психолого-педагогическо-го сопровождения совместной деятельности в процессе познания и освоения учебного материала, организации рефлексии своего особого индивидуального вклада в результат, обмена знаниями, идеями, способами деятельности, создания атмосферы доброжелательности и взаимной поддержки (И.А. Храмцова, педагог-психолог Центра развития «Ступени мастерства», Саранск);

■ освоение технологий психокоррекционного и психотерапевтического направления (О.Р. Бедердинова, психолог МУЗ «Детская городская поликлиника № 1»);

■ методические находки в решении психологических проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Н.А. Кузнецова, педагог-психолог ГКОУ для детей-си-рот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ру-заевский детский дом-школа № 1»).

3. Организация совместного поиска и апробации субъектами НОК путей психолого-педагоги-ческого сопровождения разных кате-

горий педагогических работников и обучающихся, имеющих психологические проблемы (познавательные, личностные и др.) и нуждающихся в их разрешении:

■ разработка и реализация программ дополнительного образования для учащихся («Логопедическое сопровождение детей с речевыми нарушениями», «Развитие речи детей с тяжелыми речевыми нарушениями» и др.) и студентов («Проектирование и реализация тренинга с учащимися», «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии ») и др.;

■ реализация программы активизации профессионального самоопределения старшеклассников «Дороги, которые мы выбираем», проведение востребованных старшеклассниками тренинговых форм работы («Стратегии жизненного успеха», «Психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ » и др.);

■ развертывание деятельности акмео-логического научно-практического центра, регионального психологического центра, ресурсного центра интегрированного образования, профильных научно-образовательных и научно-исследовательских лабораторий МордГПИ.

4. Усиление адресности двустороннего и многостороннего сотрудничества, которое способствует совместному решению

проблем создания и распространения инновационного педагогического опыта, например:

■ исследование путей развития литературных способностей школьников на основе информационно-коммуникационных технологий и применение этого опыта в деятельности филологического факультета (во взаимодействии с Республиканским лицеем - центром одаренных детей);

■ организация исследовательской и проектной работы с учащимися гуманитарной гимназии; использование эффективных форм организации и проведения исследовательской и проектной работы в природных, социоприродных и социальных условиях с учащимися при обучении студентов биолого-химического факультета дисциплине «Т еория и методика обучения биологии» (совместнос МБОУ «Гимназия № 20», Саранск);

■ организация экспериментальных площадок кафедры психологии для выполнения исследований магистрантов профиля «Педагогическая психология творческой деятельности»; предоставление практической базы для обучения бакалавров профиля «Изобразительное искусство» технологиям организации и проведения занятий по керамике; технологиям, реализуемым в школе пейзажной живописи; технологиям выполнения натюрморта различными графическими материалами и др. (при сотрудничестве с МОУ ДОД «Детская школа искусств № 1», «Детская школа искусств № 3», «Детская художественная школа № 2», «Детская художественная школа № 3», «Детская художественная школа № 4»);

5. Организация совместной консультативной помощи педагогических работников и преподавателей вуза при разработке тематики курсовых и дипломных работ, магистерских и аспирантских диссертаций методического характера, а также работ фундаментального характера с методическими главами; определение их актуальности в усло-

виях современного образовательного учреждения; организация консультативной помощи со стороны педагогов-наставников при проектировании и реализации опытно-экспериментальной работы в рамках выполнения студентами дипломных работ методического характера; апробация обоснованных опытно-экспериментальных решений во время производственно-педагогической практики. Для повышения действенности данных практико-ориентированных видов деятельности привлекались С.В. Борисова, педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»; Н.А. Ермилова, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» и др.

6. Пропаганда среди других педагогов инновационного опыта педагогической деятельности выпускников МордГПИ - победителей разнообразных профессиональных конкурсов.

7. Привлечение учителей общеобразовательных учреждений к участию в научнопрактических мероприятиях на базе Морд-ГПИ , опубликованию научных статей и апробации своего инновационного опыта в сбор-никахконференций и семинаров, подготовленных и редактируемых преподавателями вуза; проведение студенческих мероприятий, предусматривающих приглашение и участие указанных педагогов (круглые столы, встречи, конференции, творческие мастерские, мастер-классы, форумы и др.).

8. Привлечение преподавателей Морд-ГПИ к экспертизе материалов (программ, методических рекомендаций, результатов исследований, проектов и др.), выполненных практическими работниками системы образования, к комплексной оценке состояния решения конкретных проблем, подготовке педагогических кадров к внедрению в учебный процесс новых научных достижений на основе использования профес-сионально-развивающихресурсов вуза и др.

9. Повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений, центров, ведомств на базе Морд-

ГПИ путем подготовки исследований на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.

Анализ показывает, что в результате применения возросших возможностей инфраструктуры вуза:

■ повышается информированность учащихся, студентов, действующих педагогов, педагогической и родительской общественности о сущности и эффективности современных педагогических инноваций субъектов НОК;

■ растет профессиональный и общественный авторитет лучших педагогов;

■ происходит консолидация педагогического корпуса субъектов НОК вокруг своих лучших представителей;

■ усиливается притягательность педагогической профессии;

■ повышается качество подготовки педагогических кадров к решению современных проблем разных групп людей образовательными средствами.

Таким образом, подтверждается и укрепляется курс на преобразование педагогического вуза в центр сотрудничества субъектов НОК в области создания и дис-семинации инновационного педагогического опыта. Этот процесс становится ведущим фактором модернизации системы подготовки и повышения квалификации

педагогических кадров, способствует совместному выявлению проблем (координационно-управленческих, организационно-реализационных, научно-методических, содержательно-технологических и др.) в системе непрерывного образования, что создает реальную и прочную основу для повышения качества образования в регионе.

Литература

1. Кадакин В.В. МордГПИ им. М.Е. Евсевье-

ва: история и современность // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 49-54.

2. Шукшина Т. И. Мордовский базовый центр

педагогического образования как инновационная модель подготовки учителя // Российский научный журнал. 2011. № 4 (23). С. 76-86.

3. Сыманюк Э.Э. Диссеминация в образова-

нии как условие преодоления консервативного педагогического опыта // Педагогическое образование в России. 2011.

№ 5. С. 37-45.

VARDANYAN Y.V. THE DISSEMINATION OF THE INNOVATIVE EXPERIENCE AS A FACTOR OF THE MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION

The article is devoted to the characteristic of the possibility of the university research and education complex to promote the innovative experience of teachers and ensure its dissemination. The increasing influence of this university infrastructure on the process of modernization of the system of training, retraining and advanced training of pedagogical staff is analyzed. The main goal of the centre is to involve teachers into the process of study, development and application of new effective approaches in their pedagogical activities.

Keywords: research and education complex, innovative experience, dissemination of pedagogical innovation, pedagogical staff training, modernization of pedagogical education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.