Научная статья на тему 'Педагогический вуз как базовый центр подготовки учителя'

Педагогический вуз как базовый центр подготовки учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАЗОВЫЙ ЦЕНТР ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРИИ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / МАЛАЯ ШКОЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / PEDAGOGICAL EDUCATION / BASIC CENTRE FOR PEDAGOGICAL EDUCATION / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / RESEARCH AND EDUCATION CENTRE / RESEARCH AND EDUCATION LABORATORIES / RESEARCHAND EDUCATION COMPLEX / LITTLE SCHOOL ACADEMY / SMALL INNOVATIVE COMPANY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадакин Василий Васильевич, Шукшина Татьяна Ивановна

В статье рассматриваются проблемы и пути разработки новой модели педагогического образования, внедрение которой способствует развитию педагога новой формации. Представлен опыт работы Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева как базового центра педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кадакин Василий Васильевич, Шукшина Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of pedagogical institute as a base teachers’ training centre (the example of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev)

The article discusses the problems and the ways of developing a new model of pedagogicaleducation, the implementation of which contributes to nurturing a teacher of a new formation. The experience of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev as the base centre of teacher education is presented.

Текст научной работы на тему «Педагогический вуз как базовый центр подготовки учителя»

В.В. КАДАКИН, ректор Т.И. ШУКШИНА, проректор по научной работе Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева

Педагогический вуз как базовый центр подготовки учителя

В статье рассматриваются проблемы и пути разработки новой модели педагогического образования, внедрение которой способствует развитию педагога новой формации. Представлен опыт работы Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева как базового центра педагогического образования.

Ключевые слова: педагогическое образование, базовый центр педагогического образования, инновационная инфраструктура, научно-образовательный центр, научно-исследовательские и научно-образовательные лаборатории, научно-образовательный комплекс, Малая школьная академия, малое инновационное предприятие

Необходимость изменения структуры и содержания высшего образования вызвана возникшим противоречием между глобальными потребностями общества и результатами работы отрасли. Новые задачи высшей школы и ее изменившиеся социальные

функции обусловливают актуальность проектирования новой модели образования, учитывающей сложившиеся реалии, новые педагогические и информационно-коммуникационные технологии, прагматизм и личностно-ориентированный характер учебного процесса в современном вузе.

В русле разработки адекватной парадигмы педагогического образования Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева (МордГПИ) выступил с инициативой создания Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО). Новизна идеи видится в выявлении, обосновании и реализации принципов, подходов, механизмов консолидации интеллектуальных, кадровых и материальных ресурсов различных образовательных структур и сообществ с целью повышения качества педагогического образования, способного эффективно выполнять социальный заказ, направленный на формирование культурно-продуктивного типа личности.

В развитии МБЦПО определены пять этапов, а именно: 1-й этап - нормативно-

правовое и структурно-функциональное становление (2010-2011 гг.); 2-й этап - научно-методическое обеспечение и процессу ально-технологическое внедрение (2012-2013 гг.); 3-й этап - потенциально-накопительная реализация (2012-2013 гг.); 4-й этап - продуктивно-содержательное развитие (2013-2014 гг.); 5-й этап - диссе-минационно-обобщающий (2014-2015 гг.).

В структуру МБЦПО, кроме традиционных институтов (9 факультетов и 33 кафедры), входят инновационные подразделения, в том числе:

■ научно-образовательные центры «Гуманитарные науки и образование» и «Естественнонаучное образование »;

■ научно-исследовательские и научно-образовательные лаборатории;

■ научно-практические центры («Ак-меологический центр»; «Центр художественного образования»; «Центр продленного дня»; «Консультативно-образовательный центр для учащихся, учителей-словесников и руководителей методических объединений образовательных учреждений Республики Мордовия»; «Центр физической культуры и здорового образа жизни»);

■ малая школьная академия, объединяющая пять учебно-исследовательских школ: физико-математическая («Квант»), биолого-химическая («Биосфера»), исто-рико-обществоведческая («Гуманитарий»);

филологическая («Логос»), иностранных языков («Языковая мозаика»);

■ научно-образовательный комплекс (НОК);

■ малые инновационные предприятия (ООО «Новые возможности » и ООО «Универсал»).

Реализация модели Мордовского базового центра педагогического образования направлена на решение ряда проблем и задач. Среди них:

• научно-методические проблемы педагогического образования;

• консолидация интеллектуальных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов при решении приоритетных задач развития педагогической науки и образования в регионе;

• МБЦПО как научно-методический центр развития системы непрерывного образования;

• развитие и педагогизация социокультурного пространства будущего учителя.

Научно-методические проблемы педагогического образования связаны прежде всего с тем, что реализация ФГОС высшего профессионального педагогического образования предполагает качественно иную подготовку будущих педагогов и предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом, гарантирующее достижение поставленных образовательных целей.

В настоящее время наблюдается десинхронизация процесса стандартизации общего и профессионального образования. Так, в 2011 г. начато введение ФГОС начального общего образования. Полномасштабное введение ФГОС основного общего образования запланировано на 2015/ 2016 учебный год. Между тем ФГОС ВПО по направлениям педагогического образования, введенные по преимуществу в 2009 -2010 гг., были спроектированы до

утверждения двух первых стандартов. Поэтому требование опережающего характера подготовки педагогических кадров к реализации ФГОС учтено в них лишь схематично, лишь как обозначение намерений. В стандартах нет детальной проработки разделов и дисциплин, а также дидактических единиц содержания высшего профессионально-педагогического образования, обеспечивающих адресную подготовку студентов к реализации новых требований стандартов для разных ступеней системы общего образования. В связи с этим обозначается проблема научно-методического сопровождения адресной подготовки студентов к проектированию и реализации педагогической деятельности в новых образовательных условиях.

Для подготовки педагогических кадров к внедрению ФГОС НОО и ФГОС ООО в нашем вузе развернуты следующие направления научно-методической работы:

■ формирование компетенций будущего педагога, обеспечивающих достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующей ступени;

■ подготовка будущего педагога к проектированию и реализации программы развития универсальных учебных действий;

■ подготовка будущего педагога к проектированию и реализации программы воспитания и социализации;

■ подготовка будущего педагога к проектированию и реализации программы кор-рекционной работы.

Выбор данных направлений обусловлен тем, что дисциплины федеральной части ФГОС ВПО обеспечивают преимущественно формирование компетенций будущего педагога в области достижения учащимися предметных результатов. Однако вводимые стандарты начального и общего образования предъявляют к подготовке студентов качественно иные требования. Например, ставится задача формирования у будущего педагога компетенций в области достижения обучающимися личностных и мета-предметных результатов, универсальных учебных действий. Современному работнику системы образования необходимы умения проектировать и реализовывать программы воспитания и социализации, кор-рекционной работы. Подобные требования отражены в ФГОС ВПО фрагментарно. Для преодоления данного пробела в учебные планы включены дисциплины вариативной части и дисциплины по выбору, например: «Профилизация образовательного процесса в школе», «Основы психологической безопасности личности», «Основы психодиагностики личности и группы», «Современные модели педагогического образования», «Тренинг личностного роста », «Инновационные процессы в образовании», «Организация проектного обучения в школе», «Организация проектной работы по естествознанию », «Обучение решению олимпи-адных задач» и др.

Ни для кого не является секретом, что компетентность будущего педагога во многом определяется практико-ориентиро-ванной направленностью обучения. Усилению данного аспекта подготовки буду-

щего педагога способствуют следующие подходы. Во-первых, системное оформление теоретических оснований педагогической практики. Во-вторых, содержательно-процессуальное обеспечение практики (например, определены дисциплины базовой и вариативной частей учебных планов, решающие задачи формирования практико-ориентированных компетенций в системе лабораторных практикумов, лабораторных и практическихзанятий;скорректировано содержание профессиональной практической подготовки студентов в связи с введением ФГОС, профильного обучения в старшей школе и новыми формами государственной аттестации выпускников образовательных учреждений). В-третьих, технологическое обеспечение практики (применяются технологии контекстного и проектного обучения, интерактивного взаимодействия; оптимизированы и интегрированы учебные задания практики; используется модульная структура и мониторинг деятельности и др.). И наконец, организационные аспекты практик. Существенно расширена география их проведения. Сегодня институтом заключено около 300 договоров о сотрудничестве не только с образовательными организациями, но и с учреждениями культуры, физической культуры, социальной сферы (в 2010 г. -72 договора). Решена проблема отбора баз практик с учетом многоуровневой системы образования; в качестве базовых площадок активно используются инновационные структурные подразделения МБЦПО. Успешно реализуется такой вид педагогической практики, как приглашение студентов на вакантные места в качестве учителей. Тем самым вуз способствует решению проблемы трудоустройства в регионе, а студент через индивидуальную образовательную траекторию получает возможность актуализировать необходимые профессиональные компетенции.

Следующий круг проблем связан с необходимостью консолидации интеллек-

туальных, кадровых, финансовых и материальных ресурсов, направленных на решение приоритетных задач развития педагогической науки и образования в регионе, подготовку компетентного и мобильного педагога. С этой целью формируется и активно развивается инфраструктура научно-исследовательской деятельности, создаются творческие коллективы из числа ведущих ученых и практиков, докторантов, аспирантов и студентов.

Одной из эффективных организационных форм интеграции и координации усилий и потенциала учебного, научного и инновационно-внедренческого подразделений являются научно-образовательные центры (НОЦ). В их работе принимают участие все факультеты, кафедры, центры, лаборатории и другие подразделения института. В рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. осуществляется работа по 21 научно-исследовательской теме фундаментального и прикладного характера. Например, участниками НОЦ «Гуманитарные науки и образование» выполнен проект «Методология, теория и практика проектирования гуманитарных технологий в образовании», итогом которого стали 35 монографий, 63 статьи в журналах, рекомендованных ВАК, 12 учебно-методических пособий. Кроме того, в рамках проекта защищены докторские и кандидатские диссертации.

Интеграция научной и образовательной деятельности осуществляется и через научно-исследовательские и научно-образовательные лаборатории (НИЛ, НОЦ). Исследования в них ведутся, например, по таким темам, как «Развитие карьеры студента педвуза», «Методология, теория и технология этнокультурной подготовки студентов высших учебных заведений», «Развитие профессиональной компетентности педагога и психолога в системе непрерывного образования», «Интегрирован-

ное обучение детей в современной системе образования», «История культуры и образования в мордовском крае», «Научно-методическое обеспечение профилактики экстремизма и ксенофобии в системе российского образования», «Математическое моделирование »и др.

С целью подготовки учителя, владеющего современными технологиями, сотрудниками НОЛ «Основы нанотехнологий и сканирующей зондовой микроскопии» введены в учебный план два элективных курса: «Основы нанотехнологий» и «Основы сканирующей зондовой микроскопии», - а также разработаны учебно-методические комплексы. В рамках научного направления «Исследование адаптационных процессов в биологических системах» профессором О.С. Шубиной и ее аспирантами на базе НИЛ «Цифровая микроскопия » проводится исследование по проблемам экологии и защиты окружающей среды.

Следует отметить, что результаты исследований широко используются в образовательном процессе не только нашего института, но и других учреждений системы образования. Благодаря деятельности НОЦ и НИЛ в вузе происходит постепенная диверсификация источников внешнего финансирования: возросло количество тем, финансируемых Минобрнауки РФ, установлены устойчивые связи с Министерством образования и Министерством промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия. МордГПИ вошел в региональную целевую научно-техническую программу. Привлечение разнообразных источников финансирования науки позволяет осуществлять трудоемкие и затратные исследования, а также гарантирует материальное вознаграждение преподавателям и сотрудникам. Хотелось бы подчеркнуть тот факт, что на повышение зарплаты преподавателей, молодых исследователей существенно влияет как раз участие и победы в различных научных конкурсах. Так, по некоторым кафедрам доля средств

в оплате труда, полученных от выполнения НИОКР, составляет от 17 до 35%.

Особого упоминания заслуживает исследовательская группа, входящая в состав малого инновационного предприятия «Универсал» (доцент С.Н. Лизин). Созданное только год назад, в 2012 г., оно уже имеет две победы в открытых конкурсах Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В структуре зарплаты преподавателей, сотрудников и студентов данного предприятия почти 98% - именно средства от НИОКР. В свою очередь, реализация выигранного проекта по теме «Разработка виртуальных лабораторных работ по физике с использованием трехмерной графики и дополненной реальности» позволит существенно повысить привлекательность и интерактивность школьных занятий по физике.

Генерация новых знаний, вызванная поисковыми исследованиями в структурных подразделениях, способствовала росту в 16 раз бюджетного и внебюджетного финансирования научных подразделений института. За счет этого, как уже отмечалось, удалось не только создать новые лаборатории, но и полностью обновить их материально-техническое оснащение.

Вовлечение студентов в деятельность лабораторий - важное направление интеграции научной и образовательной деятельности. Его задачи: совершенствование различных форм НИРС, наполнение работы новым содержанием, нацеленность преподавателей и студентов на раннюю научную специализацию, расширение географии сотрудничества и научныхконтактов студенчества, реализация возможностей информационных технологий в развитии студенческой науки [1]. На сегодняшний день студентами института опубликовано более 570 статей, т.е. каждый пятый студент приобрел опыт подготовки научной публикации.

Следующий ряд проблем связан со становлением МБЦПО как научно-методи-

ческого центра развития системы непрерывного образования. Данное направление деятельности осуществляется через такие подразделения, как научно-образовательный комплекс (НОК) и научно-практические центры.

В состав НОК входят 74 образовательных учреждения разных типов и видов Республики Мордовия (на момент создания их было 22) [2]. В числе основных направлений деятельности комплекса - различные формы сотрудничества, дни открытых дверей, презентации, выступления через республиканские и местные средства массовой информации, собеседования, конкурсы, экспертиза (программ, материалов и результатов исследований), комплексная оценка состояния решения конкретных проблем, круглые столы, совместные научно-исследовательские работы, творческие мастерские, мастер-классы, рецензии, форумы, консультации, семинары, привлечение работников образования к издательской деятельности и апробация исследовательского опыта в научных публикациях, разработка и реализация программ повышения квалификации работников образовательных учреждений общего и профессионального образования, подготовка педагогических кадров к внедрению в учебный процесс новых научных достижений, совершенствование вузовского процесса подготовки педагогических кадров на основе использования профессионально-развивающих ресурсов НОК и др.

Особая роль в становлении МБЦПО как научно-методического центра развития системы непрерывного образования отводится деятельности таких инновационных научно-практических центров, как, например, акмеологический центр, консультативно-образовательный центр для учащихся, учителей-словесников и руководителей методических объединений образовательных учреждений Республики Мордовия, региональный научно-практический центр физической культуры и здорового образа

жизни, научно-практический центр художественного образования.

Особый интерес представляет деятельность центра продленного дня для детей дошкольного и младшего школьного возраста.. Он рассматривается нами как научно-экспериментальная площадка, позволяющая апробировать инновационные технологии предметно-развивающей среды воспитания и развития ребенка, и одновременно как учебно-производственная площадка, на базе которой можно успешно формировать профессионально-педагогические компетенции будущих педагогов. Центр оказывает услуги воспитательно-образовательного характера для дошкольников и младших школьников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья [3]. Работа центра привлекла внимание населения, и в итоге число обучающихся за последние два года выросло в четыре раза.

Инновационным подразделением института является малая школьная академия (МША). Ее деятельность нацелена на довузовскую подготовку школьников через действенную систему профессиональной ориентации, а также на повышение качества обучения и уровня сформированности компетенций научно-исследовательской деятельности. В составе МША функционируют пять научно-исследовательских школ [4].

Информационное сопровождение и апробация результатов научно-исследовательской деятельности осуществляются на страницах научно-методических журналов «Гуманитарные науки и образование» (включен в перечень журналов, рекомендованных ВАК РФ)

и «Учебный эксперимент в образовании», которые издаются на базе научно-образовательного центра «Гуманитарные науки и образование» [5; 6].

В рамках ряда подразделений МБЦПО успешно развивается новая для института сфера деятельности - организация платных дополнительных образовательных услуг для различных категорий обучающихся. Так, при работе со студентами делается упор на овладение ими информационно-коммуникационными технологиями и иностранными языками. Порядка 60% выпускников института получают сертификаты о дополнительном образовании, и это, безусловно, повышает их конкурентоспособность. Слушатели малой школьной академии, количество которых за последние двагода увеличилось в 1,5 раза, не только успешно подготовились к сдаче ЕГЭ, но и прошли углубленную подготовку по различным предметам, обрели исследовательские компетенции, позволившие им результативно участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня. Дополнительные образовательные услуги, связанные с психолого-педагогической диагностикой, коррекционно-развивающей и консультативной деятельностью, способствуют обеспечению равных стартовых возможностей

дошкольников и младших школьников для обучения в образовательных учреждениях. С 2010 по 2012 гг. в два раза увеличилось количество дополнительных образовательных программ для других групп населения (например, работников сферы физической культуры и спорта, здравоохранения и других).

Ориентация студентов на ценностно-смысловые стратегии профессионального и личностного роста приводит к необходимости развития и педагогизации социокультурного пространства будущего учителя. Реализуемая в институте модель студенческого самоуправления базируется на предоставлении каждому студенту возможности стать участником общественно значимой деятельности, раскрыть свой творческий потенциал. Она представлена разнообразными объединениями и организациями, среди них: студенческие профильные отряды, студенческий совет, старостат, студенческое научное общество, студенческий клуб, спортивный клуб, Пресс-центр, клубы единомышленников, Академия талантов, центр профориентации «Твой выбор», студенческое бюро по трудоустройству «Карьера» и др. [7]. В Ассоциацию педагогических отрядов МордГПИ входят 11 отрядов, деятельность которых является круглогодичной. В ней принимают активное участие более 900 студентов, что составляет третью часть от общего числа обучающихся. Одним из факторов, способствующих формированию карьерной мотивации и развитию социальной активности студентов педагогического вуза, является волонтерство. Студенческий отряд «Стиль жизни» является постоянным организатором спортивных и культурно-массовых мероприятий, проводимых в городе и республике.

Развитие социальной инфраструктуры и педагогизация социокультурного пространства повышают привлекательность педагогического вуза и конкурентоспособ-

ность наших студентов на рынке образовательных услуг.

Эффективное использование государственных ресурсов с привлечением дополнительных средств, консолидация интел-лектуальныхи кадровых ресурсов обеспечивают развитие научно-образовательного, информационно-технологического и материально-технического потенциала Мордовского базового центра педагогического образования. Основным параметрами динамики его развития являются:

■ изменение профессиональной позиции преподавателя вуза, повышение его мотивации к саморазвитию и реализации профессионально-творческого потенциала;

■ расширение спектра образовательных программ в соответствии с запросами региональной системы образования и рынка труда;

■ обновление содержания педагогического образования;

■ усиление практико-ориентирован-ной направленности подготовки педагога;

■ внедрение независимой системы мониторинговой оценки сформированности компетенций будущего педагога;

■ повышение качества подготовки педагогических кадров;

■ повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников, их трудоустройство по специальности;

■ расширение ассортимента дополнительных образовательных и научно-методических услуг;

■ повышение исследовательской активности ППС и обучающихся и увеличение роста бюджетного и внебюджетного финансирования объектов научных исследований;

■ обогащение и педагогизация социокультурной среды;

■ создание эффективной многофункциональной информационно-технологической платформы;

■ значительное расширение и обновле-

ние материально-технической базы, перевод ее на качественно новый уровень;

■ укрепление статуса МБЦПО как научно-методического центра;

■ увеличение конкурса среди абитуриентов.

Принятие коллективом вуза идеи развития института как базового центра педагогического образования привело к изменению профессиональной позиции преподавателей, руководителей структурных подразделений, повышению их мотивации к саморазвитию и реализации профессионально-творческого потенциала. За последние годы все - от ректора до сотрудников и лаборантов - прошли повышение квалификации в области информационно-коммуникационных технологий. Планомерно реализуется программа по овладению ППС иностранными языками. Порядка 70% преподавателей включены в проектно-исследо-вательскую деятельность.

Показателем конкурентоспособности нашего института и востребованности его деятельности в регионе является тот факт, что доля его выпускников, работающих в системе образования Мордовии, составляет около 70% от общего количества педагогических кадров; в учреждениях культуры, физической культуры и спорта, социальной сферы выпускники МордГПИ составляют 30% работающих. Свидетельством роста авторитета вуза, профессионального мастерства коллектива, а также престижа педагогической профессии служит то, что в течение двух последних лет в вузе осуществляется конкурсный прием на направления подготовки «Педагогическое образование» (конкурс - 3,2 человека), «Психолого-педагогическое образование» (2,4) и «Специальное (дефектологическое) образование» (3,2). Более чем в три раза увеличилось число иностранных граждан, ставших студентами нашего вуза.

Анализ возможностей МБЦПО и первые результаты его работы показывают

значительный потенциал в поиске эффективных путей развития системы непрерывного педагогического образования. Опыт работы Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсе-вьева был обобщен в рамках выездного расширенного заседания Бюро Президиума Российской академии образования [8]. По его итогам институту был присвоен статус экспериментальной площадки РАО.

Литература

1. Шукшина Т.И, Замкин П.В. Развитие сис-

темы научно-исследовательской деятельности в педагогическом вузе // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 13-18.

2. Варданян Ю.В, Шукшина Т.И. Професси-

онально-развивающие ресурсы научно-образовательного комплекса // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 73-79.

3. Винокурова Н.В. Организация образова-

тельной среды в педвузе // Высшее образование в России. 2012. № 5. С. 85-89.

4. Киселева М.В, Максимкина О.И. Малая

школьная академия как инновационная форма довузовской подготовки в Мордовском государственном педагогическом институте (МордГПИ) // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 48-51.

5. Сайт научно-методического журнала «Гу-

манитарные науки и образование». -http:// www.mordgpi.ru/ mordgpi_science/ magazine%20/.

6. Сайт научно-методического журнала «Учеб-

ный эксперимент в образовании». URL: http:// www.mordgpi.ru/ mordgpi_science/ journal_of_educational_experiment_in_ education/

7. Кутняк С.В. Студенческое самоуправле-

ние как фактор карьерного становления будущего педагога // Гуманитарные науки и образование. 2012. № 2. С. 24-27.

8. Постановление выездного заседания Бюро

Президиума Российской академии образования (10 октября 2012 г.). URL: http:// www.raop.ru/ index.php?id=1209

KADAKIN V.V., SHUKSHINA T.I. DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL INSTITUTE AS A BASE TEACHERS' TRAINING CENTRE (THE EXAMPLE OF THE MORDOVIAN STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE NAMED AFTER M. E. EVSEVIEV) The article discusses the problems and the ways of developing a new model of pedagogical education, the implementation of which contributes to nurturing a teacher of a new formation. The experience of the Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev as the base centre of teacher education is presented.

Keywords: pedagogical education, basic centre for pedagogical education, innovative infrastructure, research and education centre, research and education laboratories, research and education complex, Little School Academy, small innovative company

Деятельность научно-о.с. шубина, профессор образовательного центра

на. мельникова, доцент «Естественнонаучное

образование»

Педагогические вузы должны готовить специалистов естественно-научного направления, обладающих не только психолого-педагогической квалификацией, но и фундаментальными знаниями в области физики, химии, биологии. В статье изложен опыт работы научно-образовательного центра «Естественнонаучное образование » Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева, предоставляющего широкий спектр образовательных услуг для студентов, сотрудников института, школьников и учителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: естественно-научное образование, научно-образовательный центр, цифровая микроскопия, нанотехнологии, сканирующая зондовая микроскопия, молекулярная и клеточная биология, интеграция образовательного и научного процессов

В условиях модернизации системы оте- тальные площадки, адекватные современ-

чественного образования педагогические ному уровню научно-исследовательской

вузы должны стать базовыми центрами под- деятельности [1]. Научно-образовательные

готовки учителей, имеющими эксперимен- центры (НОЦ) являются одним из инсти-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.