Научная статья на тему 'Этапы и содержание мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве'

Этапы и содержание мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
184
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / НАУЧНОЕ СОТВОРЧЕСТВО / МОНИТОРИНГ / ДИАГНОСТИКА / ОЦЕНКА / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / «CREATIVE COMPETENCE OF A FUTURE TEACHER» / THE SCIENTIFIC CO-CREATION / MONITORING / DIAGNOSTICS / ASSESSMENT / FORECASTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумовская Альфия Гамировна

В данной статье автор описывает этапы и содержание мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве, куда включены диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса. Автор дает определение термина «креативная компетентность будущего педагога» и приводит диагностический инструментарий по каждой составляющей формируемой компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этапы и содержание мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве»

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения [Текст] / А .Г. Асмолов // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 18-22.

2. Высоких, Е. В. Влияние родной культуры на иноязычное общение студентов: психолого-педагогический анализ [Текст] : автореф. дис. ... канд. псх. наук : 19.00.17 / Е. В. Высоких. - М., 1999. - 24 с.

3. Дегтерев, В. А. Творческое саморазвитие личности студента вуза [Текст] / В. А. Дегтерев, М. Ю. Балдина // Педагогическое образование в России : научное издание ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - 2013. - № 2. - С. 18-21.

4. Серебренникова, Е. Ф. Аспекты аксиологического лингвистического анализа [Текст] / Е. Ф. Серебренникова // Лингвистика и аксиология: этносе-миометрия ценностных смыслов : коллективная монография / отв. ред. Л. Г. Викулова. - М. : Тезаурус, 2011. - С. 7-26.

5. Тоистева, О. С. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Текст] / О. С. Тоистева // Педагогическое образование в России : научное издание ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». - 2013. - № 2. - С. 198202.

Шумовская Альфия Гамировна

Старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия

УДК 37.012 ББК 74.04

ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА ФОРМИРОВАНИЯ

КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В

НАУЧНОМ СОТВОРЧЕСТВЕ

В данной статье автор описывает этапы и содержание мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве, куда включены диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса. Автор дает определение термина «креативная компетентность будущего педагога» и приводит диагностический инструментарий по каждой составляющей формируемой компетентности.

Ключевые слова: креативная компетентность будущего педагога; научное сотворчество; мониторинг; диагностика; оценка; прогнозирование.

THE STAGES AND CONTENT OF THE CREATIVE COMPETENCE MONITORING OF A FUTURE TEACHER IN THE SCIENTIFIC CO-CREATION

The article deals with the stages and content of the monitoring of the creative competence of a future teacher in the scientific co-creation, which included diagnos-

tics, assessment and forecasting of the pedagogical process. The author gives the definition of the term «creative competence of a future teacher» and leads diagnostic instruments for each component of the emerging competence.

Key words: «creative competence of a future teacher»; the scientific co-creation; monitoring; diagnostics; assessment; forecasting.

Модернизация образования относительно подготовки будущих специалистов в рамках компетентностного, системно-деятельностного подходов привела к возникновению проблемы оценки качества образования, результативности образования, в целом и оценки компетенций и компетентностей, в частности. В данной статье мы предлагаем один из путей решения данной проблемы и описываем этапы и содержание мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве.

Креативная компетентность будущего педагога понимается нами как совокупность собственно креативной, коммуникативной, командной компетенций и качеств личности (мотивация достижения успеха, любознательность, склонность к риску, инициативность), направленных на создание нового, генерирование идей по созданию нового педагогического продукта. В структуру каждой из названных компетенций входят соответствующие знания, умения, опыт. В нашем исследовании формирование креативной компетентности будущего педагога осуществляется в рамках разработанного и введенного нами в педагогическую теорию и практику метода взаимодействия субъектов - научного сотворчества, которое предполагает прохождение сквозных (мониторинг и диалог) и основных («встреча», понимание, мышление, деятельность) фаз, методологически базирующихся на положениях герменевтического подхода.

В связи с рассматриваемой компетентностью, с целью осуществления оценивания креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве нами был осуществлен педагогический мониторинг, который понимается нами как «диагностика, оценка и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития» [Стефа-новская, 1998, с. 258].

Представим этапы и содержание мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве. На первом этапе мониторинга, нами была определена его цель: выявление уровня сформирован-ности креативной компетентности будущего педагога.

Следующим этапом осуществления педагогического мониторинга было определение уровневых показателей четырех критериев (собственно креативная, коммуникативная, командная компетенции и качества личности), где уровни сформированности мы обозначили как низкий, средний и высокий. Необходимо отметить, что учитывая специфику формируемой компетентности (креативная), мы предполагаем, что формирование ее может происходить неравномерно. Вследствие этого средний уровень имеет пограничные значения с низким и высоким уровнями, поэтому мы выделяем средний как сопредельный с низким (С1) и средний как сопредельный с высоким (С2).

Для определения собственно уровня сформированности креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве, мы разработали так называемое «дерево» возможных комбинаций уровневых показателей креативной компетентности будущего педагога. Оно представляет собой иерархическую структуру, полученную путем разделения уровней креативной компетентности будущего педагога (низкий, средний, высокий) на возможное сочетание уровней каждой компетенции и качеств личности. При построении дерева комбинаций мы учитывали закономерности его образования, где в основе лежит уровень креативной компетентности будущего педагога, а определяющим критерием (вследствие специфической составляющей креативной компетентности будущего педагога, а именно: собственно креативной компетенции) является ее уровень (низкий, средний, высокий). Качества личности могут быть представлены в сочетаниях на низком уровне креативной компетентности как низкий и средний уровни, на среднем и высоком уровнях - средний и высокий. Таким образом, определение уровня креативной компетентности будущего педагога будет зависеть от определенной комбинации уровневых показателей.

На следующем этапе мониторинга мы осуществили выбор методов и методик для выявления уровня креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве. Он основывался на методиках, устанавливающих не только знаниевый показатель, но и показатели умений, опыта и качеств личности. Комплекс диагностических методов определялся также нашими методологическими установками и концептуальными ориентирами (компетентностный, сис-темно-деятельностный, герменевтический подходы; гуманистическая парадигма в образовании). Основными диагностическими методами являлись наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности.

Так как применение метода научное сотворчество предполагает субъективное «проникновение» в Другого (положение герменевтического подхода), то нами диагностировались «типы проявлений жизни», выделенные Л.М. Лузиной [ по: Борытко, 2001, с. 28]: 1) понятия, суждения, умозаключения; данный тип дает понять лишь содержание мысли, но не позволяет судить о ее скрытой подоснове и полноте душевной жизни; 2) поступки; 3) выражения переживаний -сложные, системно оформленные результаты духовной деятельности: творческие работы, авторское средство - Дневник Креативного, бланки с рефлексивным анализом после выполнения каждого упражнения, «пятиминутки», коллективный анализ и т.п. Эти методы позволяют использовать данные «типы проявлений жизни» в одно и то же время для получения комплексного анализа результатов. В свою очередь, с помощью герменевтического подхода субъекты исследуются в различных ситуациях научной деятельности, в командной работе, при взаимодействии с другими людьми, в межличностном и межкультурном общении. Кроме этого, как отмечает Л.Н. Синицына: «Знание, освоенное умом, сердцем и воспринятое во взаимосвязи с гармонией мира, создает возможность самореализации субъекта как универсума, включенного в систему социальных связей и отношений» [Синицына, 2012]. Тем самым научное сотворчество способствовало раскрытию внутреннего потенциала личности, в частности креа-

тивности, саморазвитию, самоактуализации, понимание Другого и построения эффективного диалога с ним.

Исходя из положений гуманистической образовательной парадигмы для оценки исследуемой компетентности, нами применялся ситуационный подход, где диагностирование уровня креативной компетентности будущего педагога происходило с помощью педагогических ситуаций, возникающих спонтанно или специально создаваемых нами. Основным методом диагностики в данном случае являлся анализ решений задач, например, при выполнении определенных упражнений. Задачами упражнений были следующими: 1) перечислите как можно больше необычных способов использования предмета (субтест «Использование предметов (варианты употребления)»), 2) перечислите различные последствия гипотетической ситуации (субтест «Последствия ситуации»), 3) придумайте предложения, состоящие из четырех слов, каждое из которых начинается с указанной буквы (субтест «Выражение») и др. По результатам наблюдения мы могли судить об уровнях собственно креативной, коммуникативной компетенций, о сплоченности команды, об уровне взаимодействии в ней, о проявлениях инициативности, любознательности, мотивации достижения успеха и склонности к риску.

Диагностический инструментарий включал в себя наряду с традиционными методиками и творческие задания. Включение творческих заданий в диагностику обусловлено спецификой формируемой компетентности. Творческие задания позволили нам более объективно оценивать уровень креативной компетентности, так как содержательно они имели креативный характер, в то же время сопровождались коммуникацией и командной работой. Они позволили нам также диагностировать качества личности, входящие в креативную компетентность будущего педагога, и оценивать знания, умения, опыт в деятельности, что в нашем исследовании является определяющим в рамках системно -деятельностного подхода.

Представленные выше методы использовались в течение всего педагогического мониторинга, так как они обладают процессуальными характеристиками, проявляются в разных ситуациях, обладают объективностью.

В то же время мы создали банк диагностик, специфичный для каждой компетенции и качества личности, которые применялись нами на начальном и итоговом этапах, в связи с определением первоначального и итогового положения в дереве комбинаций уровневых показателей креативной компетентности будущего педагога. Так, для определения уровня собственно креативной компетенции нами были выбраны следующие методики: опросник креативности Джонсона (модификация Е.Е. Туник), диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник), диагностика невербальной креативности (Е. Торренс, адаптирована А.Н. Ворониным), диагностика вербальной креативности (С. Медник, адаптирована А.Н. Ворониным), тест «Творческий потенциал», анкета на выявление уровня знаний студентов по созданию нового продукта.

Уровень коммуникативной компетенции мы определяли по следующим диагностикам: тест коммуникативных умений Л. Михельсона, тест «Оценка ком-

муникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профкон-сультации» (методика КОС, В.В. Синявский, Б.А. Федоришин), методика диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко), тест «Способность педагога к эмпатии», диагностика эмоциональности (В.М. Русалов).

Для выявления уровня командной компетенции мы применяли следующие диагностические методики: тест на выявление командных ролей (Р.М. Белбин), тест «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе первичной профконсультации» (методика КОС, В.В. Синявский, Б.А. Федоришин), экспертная диагностика взаимодействия в малых группах (А.С. Черны-шов, С.В. Сарычев), авторские анкеты участников конкурсов («Моя карьера», «Наука. Творчество. Перспектива»). Необходимо отметить, что тест Р.М. Бел-бина мы использовали не с целью построения команды как таковой (учитывая несовершенство теста Р.М. Белбина именно для построения команды (тест не выявляет совместимость людей в группе)), а с целью выявления взаимного соотношения профессиональных навыков у субъектов.

Качества личности (мотивация достижения успеха, инициативность, склонность к риску, любознательность), входящие в креативную компетентность будущего педагога, исследовались нами с помощью диагностики личностной креативности (Е.Е. Туник), в которой представлены четыре особенности творческой личности: любознательность, склонность к риску, воображение и сложность. А также была применена диагностика уровня личностной готовности к риску (А.М. Шуберт). Данное качество проявляется во всех компетенциях: оно является одним из качеств креативной личности, компонентом коммуникативной компетенции, в командной компетенции оно отражено при работе над обсуждением идей, выдвижении собственных, отстаивание на основе доказательств своей точки зрения и т.п., а также связано с другим качеством личности - мотивацией достижения успеха.

Мотивация достижения успеха как потребность преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в любом виде работы, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и как следствие повышать самоуважение исследовалась с помощью диагностики мотивации достижения А. Мехрабиана и диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса. Кроме этого, качества личности (мотивация достижения успеха и инициативность) диагностировались нами с помощью наблюдения в естественных условиях, бесед, опросов, тестирования в течение всего педагогического мониторинга.

Следующий этап мониторинга предполагал оценку текущего состояния. Мы оценивали каждый критерии, соотносили результат каждого субъекта с уровне-выми показателями, определяли место в дереве комбинаций. Так, оценивание осуществлялось вариативно, по индивидуальной траектории каждого субъекта. Так как нами учитывались положения компетентностного подхода, при оценивании мы применяли внешнюю экспертизу, например, при установлении такого показателя, как «имеет опыт представления нового».

После получения определенных оценок мы определили место субъектов в уровневой комбинации нашего дерева, обозначив «зону актуального развития».

На следующем этапе педагогического мониторинга нами были спрогнозированы будущие изменения в формировании личности, определены пути развития личности и спроектирован ход развития педагогического процесса, то есть мы спрогнозировали «зону ближайшего развития» субъектов. Мы проектировали возможные варианты деятельности субъектов, изучали и отслеживали мотивы его деятельности, предполагая перспективу реализации поставленной задачи. Опираясь на принципы гуманизации и гуманитаризации, мы строили работу (осуществляли педагогические влияния) по формированию креативной компетентности будущего педагога с опорой на положительные стороны субъектов, раскрывая при этом перспективы развития личности, вовлекая в те ситуации, в которых он может раскрыть свой потенциал, проявить свой творческий потенциал. Так, при наличии определенных результатов в педагогическом процессе, мы оценивали их, отслеживали положительные новообразования. Содержательно это осуществлялось в рамках научно-исследовательской деятельности, где основным методом взаимодействия являлось научное сотворчество.

Таким образом, описанный в данной статье педагогический мониторинг формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве реализовывался нами на всех этапах и содержательно соотносился с нашими методологическими положениями и концептуальными ориентирами, что обеспечивало своевременную обоснованную корректировку данного формирования.

Библиографический список

1. Борытко, Н. М. Педагог в пространствах современного воспитания [Текст] / Н. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. - Волгоград : Перемена, 2001. - 214 с.

2. Синицына, Л. Н. Проблема понимания в системе современного образования. Компетентностный подход // Magister Dixit [Электронный ресурс] : электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2012. -№ 4. - URL : http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/statya sinicynoy12 11 12.pdf (дата обращения: 18.02.2013).

3. Стефановская, Т. А. Педагогика: наука и искусство [Текст] : учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т. А. Стефановская. - М. : Совершенство, 1998. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.