УДК 378
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ
КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ В ПРАКТИКЕ АКТИВНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
1Фатыхова А.Л., д-р пед. наук, профессор, [email protected] 2Лисина А.С., магистр, [email protected]
башкирский государственный университет, филиал, г. Стерлитамак,
Россия
2Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Авторы показывают роль и возможности новых практик социально-психологического обучения в процессе подготовки будущих учителей истории. Содержание работы по формированию социально-перцептивной компетентности предусматривает изучение теоретических, методических, технологических аспектов, при этом используются различные активные методы, виды и формы: лекции-диалоги, групповые дискуссии, тренинги, тесты, организационно-деятельностные и ролевые игры, защита индивидуальных проектов, моделей, программ профессионального и личностного роста, «домашние задания»
Ключевые слова: компетентность, социальная перцепция, социально-перцептивная компетентность, субъект образования, учитель истории, активные методы обучения.
Личность становится подлинным субъектом образовательного процесса, если постоянно обогащает себя опытом индивидуально-личностного творчества, если сформирован механизм самоорганизации, самореализации, самоуправления, самокоррекции обучающегося [2]. Только в этом случае образовательная среда становится развивающей, она создает эталоны профессионального поведения и деятельности. Личностно -ориентированное образование как система предполагает такие цели, как актуализация и развитие личностных функций индивида; содержание, в котором образовательный стандарт органически сочетается с личностным опытом обучаемого; технологии, обеспечивающие востребованность личностных функций и личностного уровня саморегуляции обучаемого, его субъективную позицию в учебном процессе, личностное саморазвитие.
В современных условиях важными характеристиками личности и деятельности педагога являются не столько специальные знания, владение информацией, основные технологии обучения и воспитания, сколько общая и коммуникативная культура, обеспечивающие выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности, а также обусловливать личностное развитие. Успешность педагогической деятельности может определяться как внешними условиями, в которых она протекает, так и субъективными факторами, которые могут или способствовать, или мешать процессу достижения педагогических целей.
В настоящее время особое внимание уделяется модернизации содержания отечественного образования, его ориентации на новые подходы к общеобразовательной и профессиональной подготовке. Концепция модернизации педагогического образования определяет задачи становления и развития личности будущего учителя с учетом радикально изменившихся
условий социума, в связи с интеграцией России в европейское образовательное сообщество.
Современная система российского образования характеризуется поиском и утверждением новых подходов к обучению различным дисциплинам, которые призваны наиболее полно отвечать насущным потребностям как реформируемого российского общества, так и каждого индивида. Само признание удовлетворения индивидуальных потребностей как приоритетного направления системы образования является свидетельством пересмотра целевых ориентиров. Оптимальное развитие личности основано на активной реорганизации и интеграции личностью различных компетенций в течение жизни, причем большинство компетенций содержат в себе потенциальную способность к генерированию при творческом подходе, к разнообразному комбинированию и преобразованию усвоенных элементов.
Новые требования к педагогу-профессионалу ведут к необходимости изучения научных предпосылок формирования личности современного учителя истории с учетом реалий сегодняшнего дня и накопленного наукой знания о процессе формирования личности учителя.
В современных условиях важными характеристиками личности и деятельности учителя истории являются не столько специальные знания, владение информацией, основные технологии обучения и воспитания, сколько общая и коммуникативная культура, обеспечивающие выход за пределы нормативной деятельности, способность создавать и передавать ценности, а также обусловливать личностное развитие.
Успешность педагогической деятельности может определяться как внешними условиями, в которых она протекает, так и субъективными факторами, которые могут или способствовать, или мешать процессу достижения педагогических целей. Педагогическую деятельность можно представить как организованную форму педагогического взаимодействия, ведущим организатором которого является педагог. И именно его профессиональной компетентностью определяется характер педагогического взаимодействия. «Познание и взаимное воздействие людей друг на друга, -пишет А.А. Бодалев по поводу этой роли, - обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если ее целью не является прямое решение задач воспитания, и она всецело направлена к достижению какого-то материального результата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависит характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности» [1, 105].
Проблема продуктивности профессионального педагогического взаимодействия приобрела особую актуальность в связи с тем, что произошла смена технократических отношений в системе «педагог -ученик» на гуманистические и смена преобладающих авторитарно -манипулятивных стилей общения диалогическим. Сама же эффективность педагогического взаимодействия находится в существенной зависимости от полноты и адекватности познания педагогом своей личности и личности учащегося.
Необходимые для изучения личности обучающихся теоретические психологические знания педагог, как правило, получает в процессе профессиональной подготовки. Однако, как хорошо известно, преобразование теоретических психологических знаний в знания «практические», т.е. непосредственно используемые в реальных ситуациях, - процесс сложный,
многоступенчатый. Определяющим этапом этого процесса является формирование на уровне профессионального сознания педагога определенных категориальных структур, опосредующих восприятие и осознание им различных содержательных аспектов педагогической деятельности. В данном случае речь идет о системе психологических критериев, лежащих в основе анализа-оценки педагогом личностных особенностей обучающихся.
Отсюда возникает потребность изучения содержания социально -перцептивной компетентности педагога, выявления условий и факторов, обеспечивающих эффективность ее формирования.
Проблема, о которой идёт речь, в последние годы всё чаще обозначается как «социальная перцепция». Социальная перцепция - восприятие социальных объектов в социальном контексте, то есть, прежде всего, - восприятие людьми друг друга. Таким образом, социальная перцепция - процесс, возникающий при межчеловеческом воздействии на основе естественного общения и протекающий в форме восприятия и понимания одним человеком другого.
Перцепция - теоретическое понятие, характеризующее искусственно выделенный фрагмент целостного процесса познания и субъективного осмысления человеком мира. Социальная перцепция - сложное, многосоставное понятие, пытающееся объяснить уникальное явление познания и понимания людьми друг друга в целом. Понятие «социальная перцепция» включает в себя всё то, что принято обозначать различными терминами и изучать отдельно: собственно, процесс восприятия наблюдаемого поведения; интерпретация воспринимаемого поведения в терминах причин поведения и ожидаемых последствий; эмоциональную оценку; построение стратегии собственного поведения [3].
Имеющиеся научные исследования недостаточно ориентированы на необходимость изучения социально-перцептивной компетентности в системе профессионального взаимодействия педагога с детьми и необходимости профессиональной подготовки к этому студентов вуза.
Мы рассматриваем социально-перцептивную компетентность педагога как существенную предпосылку целенаправленной деятельности, которая позволяет выполнять свои профессиональные обязанности, используя при этом имеющийся опыт, знания, личные качества, а также перестраивать свою деятельность в различных ситуациях, как устойчивую характеристику личности, и включаем в ее структуру следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, эмоциональный, операционально -деятельностный [4].
Система формирования социально-перцептивной компетентности будущего педагога предусматривает использование личностно -развивающих педагогических технологий, отслеживание динамики этого процесса и, наконец, обоснование психолого-педагогических условий, ведущих тенденций формирования исследуемой компетентности. Формирование социально -перцептивной компетентности будущего педагога происходит прежде всего средствами саморазвития, самоконтроля, преодоления стереотипов мышления, рассчитанных лишь на использование готовых стандартных решений, то есть центральным звеном должна стать активная творческая деятельность. Используя активные формы и методы обучения, приемы и методы психорегуляции, педагогическую технику общения, педагогические технологии выполняют задачу организации эффективного взаимодействия педагога и обучаемого.
В основе активного обучения лежит принцип непосредственного участия, который обязывает преподавателя вуза сделать каждого студента активным участником учебно-воспитательного процесса, действующим, ведущим поиск путей и способов решения изучаемых в учебном курсе проблем, формировать у него реальные умения и навыки педагогического труда. Учебно -воспитательный процесс при активном обучении воссоздает ту среду, в которой предстоит трудиться студенту, содержит в себе конкретные проблемы будущей деятельности, развивает у студентов способности решать практические задачи.
Применение системы активных методов обучения, разработанной и совершенствуемой в зависимости от особенностей конкретных учебных ситуаций, целевых аудиторий, является одним из ключевых элементов в реализации идеи непрерывного обучения, управления накоплением и развитием навыков и знаний индивидов для активной же (само) реализации. Активные формы обучения относятся к технологиям обучения. Они позволяют добиться:
- развития личности, ее способностей творческой деятельности;
- обновления содержания обучения за счет модернизации учебных дисциплин на основе формирования их логического и достаточно образного облика, облегчающего студентам понимание и использование приобретенных знаний;
- интеграции знаний, приобретаемых в ходе изучения смежных дисциплин и создающих предпосылку для проблемно -модульного изучения ряда дисциплин;
- оптимизации процесса обучения, достижения высокого качества знаний, умений и навыков, а также развития опыта профессионально-творческой деятельности;
- перемещения акцента с процесса преподавания на процесс учения самих будущих специалистов, освоения ими знаний и опыта под руководством преподавателя на основе увеличения внеаудиторной самостоятельной работы.
Активные формы обучения объединяет то, что в них:
- меняется методическая модель обучения (с традиционной на конструктивистскую);
- появляется большая приближенность жизненным ситуациям;
- делается акцент на решение познавательных проблем.
По степени активизации и характера учебно-познавательной и исследовательской (проектно-конструкторской и т.д.) деятельности студентов методы активного обучения классифицируются на:
- имитационные методы - это педагогические приемы и специальные формы проведения занятий, в которых учебно -познавательная и исследовательская деятельность построена на имитации будущей профессионально-практической деятельности. В свою очередь имитационные методы делятся на игровые (деловые игры, игровое проектирование) и неигровые (анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и др.);
- неимитационные методы построены на реальных профессионально -практических ситуациях.
Наиболее эффективными в развитии технологий обучения в системе
высшего образования являются такие методы активного обучения, как игровое проектирование, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных проблем, курсовое и дипломное проектирование и др.
Кроме того, при подобной организации занятий сочетаются теоретические положения с конкретной педагогической ситуацией, что позволяет установить органическую связь между педагогической теорией и педагогической практикой. При этом развивается самосознание студентов, критичность их самооценки, что является важным условием формирования социально-перцептивной компетентности.
Однако ни один из активных методов нельзя считать универсальным. Проведение занятий с применением одних и тех же методов (например, решение педагогических задач или «круглый стол») сделает их слишком традиционными, в результате будет снижена их эффективность. Чтобы этого не произошло, необходимо постоянно обновлять не только содержание занятий, но и методику их проведения, вводить новые элементы, т.е. стремиться реализовать принцип непрерывного обновления.
Основными приемами, применяемыми нами в практике активного социально-психологического обучения, являются групповая дискуссия и ситуационно-ролевая игра. Кроме этого, нами применялись также два вспомогательных приема социально-психологического обучения психогимнастика и проективный рисунок.
Групповая дискуссия в тренинге - это совместное обсуждение какого -либо спорного вопроса, позволяющее прояснять и изменять мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
Ролевые и деловые игры - два наиболее часто встречающихся термина, принятых в системе тренингов. И те, и другие содержат в себе одинаковый механизм запуска, то есть собственно понятие «роли» как комплекса правил и ограничений, добровольно принимаемых на себя игроком. Также объединяющим моментом является обязательное наличие организатора игры (он может называться как угодно, но по терминологии, принятой на тренингах, это тренер).
Под психогимнастикой понимается использование системы упражнений, направленных на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности.
Методика проективного рисунка способствует выявлению и пониманию трудно вербализируемых проблем. При этом основным средством общегруппового общения является язык линий, красок, художественных образов. Т.С. Яценко считает, что проективный рисунок стимулирует выражение чувств, отношений состояний и причин, позволяющих лучше понять содержание последних, их динамику и направление [5].
Эффективно использовался нами и метод ситуационно -ролевой игры, который представляет собой процесс импровизированного разыгрывания заданной проблемной ситуации. В ходе данной игры участники исполняют разные роли и через осознание личных проблем приобретают возможность практически отработать и закрепить новые формы поведения в значимых для них ситуациях.
Еще одним активным методом обучения мы определяем тренинг. По мнению Л.А. Петровской, термины «активная социально -психологическая подготовка», «активное социальное обучение», «лабораторный тренинг», «группы интенсивного общения», «группы открытого общения», «перцептивно -
ориентированный тренинг», «тренинг чувствительности (сенситивности)» являются эквивалентами социально-психологического тренинга, цель которого - развитие компетентности в общении, ее коммуникативной, интерактивной и перцептивной составляющих [3].Ролевые и деловые игры - два наиболее часто встречающихся термина, принятых в системе тренингов. И те, и другие содержат в себе одинаковый механизм запуска, то есть собственно понятие «роли» как комплекса правил и ограничений, добровольно принимаемых на себя игроком.
Многофункциональность метода свидетельствует о том, что тренинг применяется не только для повышения социально -перцептивной компетентности, но и самого процесса овладения профессиональными знаниями, навыками и умениями. Возможности тренинга существенно шире и охватывают области совершенствования интеллектуальных возможностей человека, развития его волевых характеристик, осознания и разрешения личностных, профессиональных и организационных проблем.
Как показывает наше исследование, прямой переход от учебного процесса к интенсивному включению в коммуникативную деятельность в основе своей малоэффективен, если отсутствует одно важное, на наш взгляд, звено - должна быть специфическая тренировочная форма работы, позволяющая студенту включиться на предварительном этапе в смоделированную коммуникативную деятельность, в которой студенты имеют возможность апробировать свои коммуникативные умения, приобрести недостающие, а главное, постичь технологию процесса формирования социально-перцептивной компетентности, методику его организации.
Своеобразие этой формы не только в тренинговом характере обучения, но и в самой организации: глубокое погружение студентов в модель будущей коммуникативной деятельности, в своеобразие процесса обучения, сопряженного с организацией всей жизнедеятельности и комму никативного взаимодействия.
Таким образом, содержание работы по формированию социально -перцептивной компетентности предусматривает изучение теоретических, методических, технологических аспектов, при этом используются различные активные методы, виды и формы: лекции-диалоги, групповые дискуссии, тренинги, тесты, организационно-деятельностные и ролевые игры, защита индивидуальных проектов, моделей, программ профессионального и личностного роста, «домашние задания» и др. Данные формы способствуют развитию интеллектуально-коммуникативного потенциала личности: развивают самоанализ, самоконтроль, самокоррекцию поведения, качеств и черт характера, необходимых в будущей профессиональной деятельности.
Активные методы и формы профессиональной подготовки не только выступают надежным методом превращения теоретических знаний в практические умения, но и одновременно актуализируют процессы самопознания, самоанализа, самокоррекции личности обучающегося. Различные точки зрения и позиции позволяют студентам прорабатывать и оценивать возможные варианты своего поведения в тех или иных педагогических ситуациях.
Реализация ведущих идей требует преобразования сложившейся системы профессиональной подготовки педагога, полностью не решаемой в вузе; студенты должны ориентироваться на последующее повышение профессионализма. В основу преобразований должны быть положены
аксиологические, технологические и индивидуально -творческие подходы к определению целей, содержания, способов формирования социально -перцептивной компетентности в процессе подготовки в системе высшего профессионального образования.
Современная система российского образования характеризуется поиском и утверждением новых подходов к обучению различным дисциплинам, которые призваны наиболее полно отвечать насущным потребностям как реформируемого российского общества, так и каждого индивида. Само признание удовлетворения индивидуальных потребностей как приоритетного направления системы образования является свидетельством пересмотра целевых ориентиров. Оптимальное развитие личности основано на активной реорганизации и интеграции личностью различных компетенций в течение жизни при чем большинство компетенций содержат в себе потенциальную способность к генерированию при творческом подходе, к разнообразному комбинированию и преобразованию усвоенных элементов.
Литература
1. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995.
2. Мухаметзянова Ф.Г., Аксенова Г.И. Феномен субъектности студента и курсанта вуза: современный взгляд на проблему// Прикладная юридическая психология. 2015, №»1. С. 10-21.
3. Петровская Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
4. Фатыхова А.Л. Теоретические и методические основы формирования социально -перцептивной компетентности педагогов. М.: Высшая школа, 2005.
5. Яценко Т.С. Методы активного социально-психологического обучения. Киев, 1991.
THE FORMATION OF SOCIAL-PERSPEPTITIVE COMPETENCE OF FUTURE HISTORY TEACHERS IN PRACTICE OF ACTIVE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL TRAINING A.L. Fatykhova1, Dr. Sci. (Pedagogy), professor, [email protected]
A.S. Lisina2, Master of Arts,[email protected] 1Sterlitamak branch of Bashkir State University, Sterlitamak, Russia 2Kazan Federal University, Kazan, Russia The authors show the role and possibilities of new practices of socio-psychological education in the process of preparing future history teachers. The content of the work on the formation of social-perceptual competence involves the study of theoretical, methodological and technological aspects, also various active methods, types and forms were used in this work: lectures-dialogues, group discussions, trainings, tests, organizational activity and role games, models, programs of professional and personal growth, "homework".
Key words: competence, social perception, socioperceptual competence, subject of education, history teacher, active teaching methods.
Дата поступления 18.08.2017.