Научная статья на тему 'Рассмотрение подхода к оптимизации системы оценивания социально-перцептивной компетентности руководителя в профессиональном общении'

Рассмотрение подхода к оптимизации системы оценивания социально-перцептивной компетентности руководителя в профессиональном общении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соколовская И. Э.

В статье рассматривается проблема повышения профессиональной компетентности госслужащих. Анализируется влияние уровня развития социально-перцептивной компетентности на стили общения управленцев с подчиненными, вышестоящим начальством и равными, выявляется взаимосвязь между социально-перцептивной компетентностью госслужащего и стажем его профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рассмотрение подхода к оптимизации системы оценивания социально-перцептивной компетентности руководителя в профессиональном общении»

Раздел 2 ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ

Ведущие эксперты раздела:

АНАТОЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ШАПОВАЛОВ - доктор педагогических наук, профессор Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

ЛЮДМИЛА СТЕПАНОВНА КОЛМОГОРОВА - доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Алтайской государственной педагогической академии (г. Барнаул)

АЛЬБИНА АЛЕКСЕЕВНА ТЕМЕРБЕКОВА - доктор педагогических наук, доцент Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

ТАТЬЯНА ИВАНОВНА ЛУКЬЯНЕНКО - кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Горно-Алтайского государственного университета (г. Горно-Алтайск)

УДК 378

И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. АНО ВПО «Православный институт св. Иоанна Богослова» г. Москва, E-mail: iren3d@yandex.ru

РАССМОТРЕНИЕ ПОДХОДА К ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ

В статье рассматривается проблема повышения профессиональной компетентности госслужащих. Анализируется влияние уровня развития социально-перцептивной компетентности на стили общения управленцев с подчиненными, вышестоящим начальством и равными, выявляется взаимосвязь между социально-перцептивной компетентностью госслужащего и стажем его профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, социально-перцептивная компетентность, системный подход.

Руководитель - работник, принимающий решения по важнейшим вопросам деятельности аппарата управления с целью обеспечения эффективного труда производственного коллектива. В круг должностных обязанностей руководителя входит подбор и расстановка кадров, координация работы исполнителей, производственных звеньев и подразделений управления. Перед любым предприятием, организацией стоит задача повышения эффективности своей деятельности. Успешное решение этой задачи во многом зависит от уровня управления работой персонала. В связи с этим назрела необходимость совершенствования управления, приведения его в соответствие с условиями и целями деятельности.

Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. Поэтому социально-перцептивная компетентность в профессиональном общении в управлении является основополагающей.

Исследования показывают, что руководитель тратит до 80% рабочего времени на управленческое общение. Следовательно, плодотворно может работать лишь тот руководитель, который умеет организовывать эффективное деловое общение, то есть компетентен в общении. Решение этой задачи невозможно без знания психологических основ социальноперцептивной компетентности (СПК) руководителя в профессиональном общении и умения руководителем оценивать СПК.

«Познание и взаимное воздействие людей друг на друга, - пишет по поводу общения А.А. Бодалев, - обязательный элемент любой совместной деятельности, даже если ее целью не является прямое решение задач воспитания и она всецело

направлена к достижению какого-то материального результата. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависит характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности» [1, с. 56].

Перцепция выступает в роли регулятора общения, прежде всего постольку, поскольку она оказывается носителем своеобразной перцептивно-диагностической функции. Выбор человеком той или иной линии поведения в каждой конкретной ситуации предполагает восприятие - оценку основных ее элементов, а именно партнеров, самого себя и ситуативного контекста в целом. Это диагностирование наличной ситуации в виде выработки оценок ее основных элементов образует наиболее существенный результат социальной перцепции с точки зрения вклада последней в развитие общения и деятельности.

Одним из важнейших условий психического развития человека, социализации и индивидуализации его личностного развития в управленческой деятельности является компетентное общение.

А.А.Бодалёв определяет общение как взаимодействие людей, содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средств коммуникации для установления взаимоотношений между людьми [2].

Компетентное общение всегда включает в себя, во-первых, две тесно связанные грани: общение, основанное на субъект-объектной схеме, при котором партнерам по существу отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта (это общение по типу приказов, указаний, предписаний различного рода и т.п.) и общение, основанное на субъект-субъектной схеме. Во-вторых, подобно тому, как в анализе деятельности стало принятым выделять аспекты и задачи

двух типов - репродуктивные и продуктивные, так и в развитом общении естественно выделить две аналогичные стороны. В-третьих, как уже отмечалось, развитое полноценное общение объединяет в себе два взаимосвязанных, но существенно различающихся уровня: уровень внешний, поведенческий, оперативно-технический и уровень внутренний, глубинный, затрагивающий личностно-смысловые образования и играющий определяющую роль по отношению ко внешнему, поведенческому.

Компетентное общение человека зависит от целого ряда характеристик в интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сферах его личности.

Джон Д. Рокфеллер, достигнув вершины успеха, однажды сказал: «Умение общаться с людьми - такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар в мире»

[3].

Развитие социально-перцептивной компетентности способно помочь в решении целого ряда социальнопсихологических проблем, порождаемых современной научно-технической революцией с ее умножением межличностных контактов, усложнением форм общения, интенсификацией управленческой деятельности.

Социально-перцептивная компетентность новое понятие и требует соответствующей теоретической проработки. В научно-психологической литературе имеются высказывания

о сущности социально-перцептивной компетентности.

Жуков Ю.М., Петровская Л.А. определяют социальноперцептивную компетентность как способность адекватно оценивать личностные черты и эмоциональные состояния партнеров по общению, умение правильно интерпретировать их высказывания и невербальный компонент, определять характер отношений, складывающихся в процессе общения». Ершова Н.Н. рассматривала СПК, как существенную предпосылку в профессиональной деятельности и в профессиональном общении педагога [3].

Опираясь на вышеописанные подходы и результаты исследований мы рассматривали СПК в деятельности госслужащего рукоодящего состава как сложное образование, которое включает в себя мотивационно-целевые, когнитивные, эмоциональные, оценочные компоненты. Структура СПК госслужащих (ГС) охватывает общие, специфические и единичные характеристики данного феномена. Все они во взаимосвязи отражают готовность и подготовленность государственного служащего к общению в профессиональной деятельности.

Изучение различных аспектов компетентности через ее потенциальную, процессуальную и результирующую составляющие позволило определить среди них ключевую роль социально-перцептивной компетентности. Здесь мы получили принципиальные данные, которые раскрывают ее сущностные признаки, позволяющие нам утверждать, что социально-перцептивная компетентность госслужащего может быть выражена как полнота и глубина восприятия, понимания и оценки себя как индивида, субъекта деятельности и личности, а также других социальных субъектов в их деятельности и общении, которые основаны на творчестве и жизненном опыте.

В этом определении имплицитно представлена такая необходимая, на наш взгляд, составляющая компетентности как способность эффективно взаимодействовать, готовность к изменениям в окружающей социальной среде.

Следовательно, можно определить социальноперцептивную компетентность госслужащего-руководителя, как определенный уровень способностей и подготовленности госслужащего к участию в социально-перцептивном процессе. В данном случае мы рассматривали сформированность восприятия, понимания и оценки госслужащим себя и других в профессиональной деятельности и общении.

Построение теоретической модели имеет своей целью осуществить попытку показать динамику изменения структурных компонентов социально-перцептивной компетентно-

сти, условия и факторы ее развития, как системную совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных психических явлений.

Рассматривая социально-перцептивную компетентность госслужащего-руководителя как представленность в его сознании знаний, опыта самопознания и познания личностных черт, особенности поведения, эмоционального состояния объекта перцепции, а также способность особым образом структурировать эти знания, адекватно понимать, мы выделили в качестве основных элементов содержательноструктурной характеристики и динамики их развития следующие стороны СПК:

1. Потенциальную сторону восприятия, понимания и оценивания государственных служащих;

2. Процессуальную характеристику структурных компонентов или динамику проявления восприятия, понимания и оценивания;

3. Результирующую характеристику СПК ГС.

Как следует из наших рассуждений потенциальная сторона социально-перцептивной компетентности - это общие и специальные способности госслужащих, участвующие в социально-перцептивном процессе, а процессуальная сторона -это реальное развертывание продуктивного развития социальной перцепции. Таким образом, сформированность способности и продуктивности разворачивания процесса социальной перцепции обеспечивает получение результирующей стороны

Социально-перцептивная компетентность госслужаще-го-руководителя в ее развернутой, конкретной, продуктивной форме базируется не столько на особенностях личности, сколько на специфике его взаимодействия с подчиненными, поглощающего как обстоятельства межличностного взаимодействия, так и возможности самой личности. Она проявляется в восприятии и понимании руководителем своих подчиненных, в обращении и отношениях с окружающими, в глубине его психологического включения, как в предметную, так и в коммуникативную деятельность, в психологической атмосфере, характеризующей состояние его межличностных отношений в коллективе организации.

Теоретический анализ социально-перцептивной компетентности госслужащего-руководителя как объекта оценивания позволил уточнить ее сущностные признаки, выделить наиболее целесообразные компоненты для оценивания. На такой основе представлялась возможность всесторонне исследовать непосредственно систему ее оценивания. В данном контексте, прежде всего, были разработаны критерии и показатели сформированности СПК, выделены ее уровни как объективного эталона для оценки реальных характеристик социально-перцептивной компетентности госслужащего.

Подводя итог сказанному, замечаем последовательную взаимосвязь компонентов социально-перцептивной компетентности, а именно полноты и глубины восприятия, понимания и оценки госслужащим других людей и самого себя, можно назвать показателями социально-перцептивного процесса, в котором потенциальные, процессуальные и результирующие стороны структурных компонентов так же последовательно взаимосвязаны.

Таким образом, разработанная нами теоретическая модель социально - перцептивной компетентности госслужащих состоит из таких характеристик, как способность системного отражения конкретной и общей социальной реальности, адекватность моделирования и объективность отношения госслужащих к другим госслужащим, к себе, являются общими критериями СПК ГС.

Социально-перцептивная компетентность госслужащего предстает как целостный многоплановый процесс, познание которого указывает на актуальность использования акмеоло-гического подхода. Здесь мы в полной мере выступаем сторонниками концепции, выдвинутой Б.Г. Ананьевым. Он отмечал, что "индивидуальность человека можно понять лишь при условии полного набора характеристик человека". При этом он заметил, что "индивидуальность может быть понята

лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида" [5, с. 43].

Использование системно-целостного акмеологического подхода в познании и развитии СПК ГС позволяет, прежде всего, рассматривать госслужащего через совокупность развивающегося единства его макрохарактеристик - индивида, личности, субъекта деятельности, индивидуальности. Актуальным здесь является изучение взаимосвязей как между отмеченными макрохарактеристиками, так и включенность их в отдельности и в целостности в непосредственные и опосредованные контакты со всей окружающей реальностью. Ключевым компонентом, на который обращается первостепенное внимание акмеологического изучения, выступает профессионализм госслужащего. Его анализ с учетом особенностей профессионализации в основном в условиях управленческой деятельности позволяет раскрыть внутренние детерминанты творческой продуктивности в СПК ГС.

Для рассмотрения теоретико-методологических аспектов проблемы нами использованы такие методы, как логикоисторический анализ различных сторон государственной службы; общая теория систем. Активно использованы также акмеологические методы - программно-целевой тренинг, психолого-акмеологический мониторинг и др.

Для изучения различных характеристик СПК ГС наиболее целесообразными являются, психодиагностические средства. В этом вопросе мы ориентировались на классификацию, предложенную Б.Г.Ананьевым [5]. В соответствии с ней мы использовали системно во взаимосвязи следующие группы методов диагностики и оценивания СПК. Организационные методы, определяющие стратегию на всех этапах исследования. В их числе сравнительный метод. В составе эмпирических методов целесообразны такие как: методы моделирования; методы наблюдения и самонаблюдения. В составе экспериментальных методов - психодиагностические методы, стандартизованные тесты (продуктивные), нестандартизо-ванные тесты (проективные), беседы, оценка результатов деятельности; биографический метод (анализ факторов и событий жизненного пути).

В числе методов обработки экспериментальных данных использованы такие как основные количественные методы (статистическая обработка данных); качественные методы (дифференцирование и обобщение материала по качественным параметрам). Важное место занимают также привлекаемые исследовательско-развивающие методы, такие как тренинги, и м. др. Все методики нами использованные можно разделить на три группы.

I группа - методики содержащие критерии оценивания, позволяющие сделать эту оценку СПК ( первичное оценивание, тесты, анкеты); анализ сопоставительных данных методик по критериям (вторичное оценивание).

II группа — методики, не содержащие критериальных оснований; данные методики позволяют только воспринимать исследуемый объект или его стороны (наблюдение, тренинг, отдельные эмпирические данные).

III группа — методики оценивания вторичных данных )оценивание документальных данных).

Исследование оценивания СПК ГС нами проводилось в несколько этапов. Разработанная теоретическая модель оценивания СПК может быть представлена в виде схемы, которая отражает взаимодействие и взаимозависимости функционирования ее структурных компонентов.

Эмпирическая база исследования: государственные служащие-руководители и военные руководители ВС РФ, профессорско-преподавательский состав РАГС РФ, военных академий г. Москвы. Всего исследованием было охвачено 386 респодентов.

Для сравнительного анализа психологических характеристик представителей двух министерств мы разделили на две группы:

1) руководители системы «человек-человек» - группа "А" (далее групп "А")

2) руководители системы «человек-техника» - группа "В" (далее группа "В").

Разработка теоретической модели является обобщением соответствующих теоретических представлений, сформировавшихся в результате анализа выводов психологической теории и практики по исследуемой теме, которые позволяют объективно описать реальные процессы с помощью составленного на их основе научно-практического инструментария.

Новый поход к оценке неповторимости и уникальности человека все более базируется на признании приоритета его интересов, роли в достижении собственного акме, ответственности перед коллективом. Личность человека всегда была и остается одним из сложных объектов для восприятия, понимания и оценивания. Поэтому в рамках диссертационного исследования и в частности в экспериментальной работе была избрана конкретная категория госслужащих, выполняющая функции по обеспечению военной безопасности общества.

Все условия СПК ГС целесообразно разделять на необходимые и достаточные. Необходимыми условиями являются те, без создания которых не представляется возможным сформированность СПК ГС. Достаточными условиями считаются такие, которые непременно обеспечивают творческий подход, профессиональное мастерство и высокие стабильные результаты. Очевидно, что в первую очередь необходимо вести речь об обеспечении необходимых условий. К важнейшим из них акмеология относит общественно-исторический запрос на СПК ГС. Формально он должен быть подкреплен законами и другими нормативными актами, созданием в обществе атмосферы, способствующей формированию талантливых личностей, профессионалов своего дела.

О достаточных условиях имеет смысл говорить только в случае выполнения необходимых условий. В частности, к ним могут быть отнесены: оптимальное соблюдение режима труда и отдыха, эффективное социально-психологическое обеспечение всех видов профессиональной деятельности.

Общими условиями для развития всех компонентов СПК являются:

1. Познавательные способности индивида.

2. Особенности воспитания и развития личности.

3. Особенности образования индивида.

К общим факторам, оказывающим влияние на развитие СПК, были отнести:

1. Целенаправленность. Взаимодействие всех чувственных восприятий, мышления, памяти, воображения и внимания, участвующих в процессе развития СПК, определяется главной целью - обнаружить индивидуальные психологические особенности партнеров по общению, проникнуть во внутренний мир другого человека, определить его состояние и настроение.

2. Целостность - осуществление поставленной цели возможно при соблюдении единства всех протекающих психических процессов и соответствующей им системе приемов мышления, участвующих в процессе СПК, в их взаимообусловленности и взаимодополнении.

3. Избирательность - заключается в выборе тех единиц СПК, которые соответствуют поставленным целям и задачам.

4. Систематичность - характеризует относительную устойчивость и непрерывность всех процессов, составляющих основу функционирования компонентов СПК.

5. Организованность и плановость - процесс СП, лежащий в основе развития СПК как качества личности, носит планомерный и последовательный характер, который организуется на уровне сознания и обеспечивает определенную последовательность применяемых способов и приемов.

6. Возраст - различные экспериментальные данные свидетельствуют о неравномерном развитии ощущений, восприятий, внимания, памяти, а также мыслительных процессов на протяжении всей жизни человека.

7. Профессия - профессиональная деятельность, как и возраст оказывает определенное влияние на скорость и динамику развития компонентов СПК и тех психических и мыс-

лительных процессов, участвующих в их функционировании. Профессиональная деятельность предъявляет определенные требования к уровню развития мышления, памяти, восприятия и т.д. Так, например, человек, чья профессиональная деятельность относится к профессии типа "человек-человек", должен обладать "своеобразной душеведческой направленностью ума".

Такой профессионал обладает особой чувствительностью к проявлениям душевной деятельности другого человека, его ума и характера. По мере освоения профессии индивид приобретает определенные, только для него характерные способы решения профессиональных задач, но в процессе взаимодействия с другими людьми важно всегда осознавать уникальность и неповторимость каждого отдельного человека и строить свое профессиональное общение с ним, учитывая его индивидуальные психологические особенности.

8. Жизненный опыт - практическая деятельность человека, продиктованная его жизненными и профессиональными интересами, которая сконцентрирована в его сознании и подсознании. Жизненный опыт является источником образа будущего, хоть он и не всегда бывает достоверным. Опыт дает человеку возможность находить похожие ситуации, общие закономерности в общении с другими людьми и на этой основе предполагать аналогичные результаты с некоторыми поправками.

Механизмами развития структурных компонентов в процессе СПК кадров государственной службы были следующие:

1. Развитие логических форм анализа существующего опыта индивида. Лучшие, наиболее результативные для ряда типичных ситуаций взаимодействия с окружающими людьми образцы опыта выступают эталонами. А постоянно возникающие новые ситуации общения ассоциируются с этим опытом, что может привести человека к некоторым стереотипам и вероятностным ошибкам.

2. Развитие внелогических форм мышления. К ним относятся, в первую очередь, интуитивные формы мышления. Интуиция - один из способов постижения деятельности без логического доказательства. В интуитивных размышлениях анализ прошлого опыта может быть в свернутом виде, а может остаться недостаточно глубоко осознанным и осмысленным.

3. Сравнение себя с другими. Как существо социальное по своей природе, человек с раннего детства включен в процесс общения с другими людьми, которые выступают по отношению к нему в той или иной роли. В результате постоянного взаимодействия каждая личность познает другую, наблюдая ее проявления в поведении и деятельности и затем, переходит к раскрытию особенностей его внутреннего мира, к познанию сущности другого "Я". Осознавая особенности другого, человек выделяет сходства и отличия себя от другого, анализирует себя, находя в себе те или иные особенности. Именно сознательное сопоставление себя с другими приобретает значение средства самопознания. По точности сделанных сопоставлений можно судить о верности и глубине самопознания. Из чего можно сделать вывод, что сравнение себя с другими выступает и как прием самопознания личности.

4. Адекватная самооценка. Очевидно, что человек не может действовать рационально, не обладая знаниями о своих возможностях. Как правило, люди хорошо осознают особенности своих отдельных проявлений, но затрудняются в обобщенной оценке себя как личности в целом.

5. Самонаблюдение - без него невозможно самопознание человека. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления какой-либо деятельности или общения, так и после этого при восстановлении в памяти прошлого. Процесс самонаблюдения своих состояний, переживаний, мыслей, мотивов поведения является основой развития самоконтроля и саморегуляции человека.

6. Осознание человеком того, как он понимается партнером по общению. Это своеобразный удвоенный процесс зер-

кальных отражений взаимодействующих индивидов, "глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя".

Эффективность управленческого общения нельзя рассматривать в отрыве от управленческой деятельности в целом [6]. Коммуникация является условием и элементом управленческой деятельности, поэтому эффективным следует считать такое управленческое общение, которое обеспечивает достижение целей управленческой деятельности посредством оперативной передачи необходимой информации, оптимального психологического воздействия, взаимопонимания между объектом и субъектом управления и их оптимального взаимодействия.

В отношениях руководителя с подчиненными главную роль играет сам руководитель. Он должен уметь создавать благоприятную обстановку, располагающую к взаимопониманию.

Мы почему-то привыкли считать умелый психологический подход к человеку чем-то не вполне порядочным, неким признаком искусного манипулирования доверчивостью и неопытностью людей. А, собственно, почему? Если мы восхищаемся умелым шофером, ведущим машину без рывков даже по самой сложной трассе, то не меньшего восхищения заслуживает руководитель, ухитряющийся без конфликтов строить отношения с самыми разными по характеру людьми.

В заключении можно сказать, что исследовательско-экспениментальная работа показала, что социальноперцептивная компетентность госслужащих - это многоаспектный феномен системного подхода к изучению, развитию и оцениванию руководителем себя, вышестоящего начальства и подчинённых. Его задача заключается в подборе развивающего инструментария, использования и определения его возможностей, и умелого применения всей этой технологической базы в динамике.

Правильные представления относительно требований, предъявляемых к руководителю нового типа, сами по себе еще не решают проблему отбора людей, способных осуществлять управление в экстремальных экономических условиях. Оценка качества и отбор руководителей является одним из самих важных аспектов управленческой деятельности.

Совершенно естественно, что руководитель должен обладать социально-перцептивной компетентностью, проявляющейся и по отношению к общности людей, которую он возглавляет и по отношению к вышестоящему начальству. Успех его профессионального общения будет зависеть от наличия у него положительного отношения к этой общности и целенаправленной повседневной работы его с нею, чтобы она на оптимальном уровне выполняла стоящие перед ней производственные задачи. Для этого общность должна быть спаянным вокруг их успешного осуществления коллективом, в котором каждый член его четко знает свои обязанности, отлично владеет способами их выполнения и высококвалифицированно их реализует. Перспективой исследования является, по нашему мнению, анализ управленческой деятельности, анализ индивидуального стиля деятельности и особенности личности руководителей, умеющих использовать систему оценивания СПК.

Проведенное исследование позволяет на качественно новом уровне решать задачи перестройки системы взаимодействия «человек — человек», а также задачи повышения профессиональной компетентности госслужащих. Осуществленное исследование открывает новые перспективы изучения таких проблем, как влияние уровня развития социальноперцептивной компетентности на стили общения управленцев с подчиненными, вышестоящим начальством и равными, выявление соотношения между социально-перцептивной компетентностью госслужащего и стажем его профессиональной деятельности.

Bibliography

1. Bodalev, A.A. Perception and understanding of the human person. - M., 1982.

2. Bodalev, A.A. Knowledge of the human person (age, gender, ethnic and professional aspects) / A.A. Bodalev, N.V. Vasin. - St., 2005.

3. Vegerchuk, I.E. (Sokolovsky). Socio-perceptual competence of civil servants. - M., 1999.

4. Vegerchuk, I.E. (Sokolovsky). Optimization system for evaluation of socio-perceptual competence of civil servants: Thesis. ... Cand. Sci. Science. - M., 1999.

5. Ananiev, B.G. Man as the object of knowledge. - L., 1968.

6. Derkach, A.A. Acmeological basis for the development of professionalism. - M., Voronezh, 2004.

Article Submitted 19.12.10

УДК 378.02:372.8

Г.В. Алмадакова, асп. ГАГУ, г. Горно-Алтайск, E-mail: mnko@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПЕЦИФИКА МЕТОДОВ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассмотрена специфика научных методов познавательной деятельности студентов физико-математического факультета классического университета в условиях использования педагогической системы развивающего обучения.

Ключевые слова: развивающее обучение, познавательная деятельность, научные методы познания, обучаемость, педагогическое общение.

В педагогической литературе имеются различные определения метода обучения. Смысл их сводится к тому, что методы обучения - это способы работы, учителя (преподавателя) и учащихся (студентов), при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. Мы полагаем, что сущность тех или иных методов в значительной степени зависит от используемой педагогической системы и что приведенный выше подход к методам обучения отражает лишь традиционную систему обучения. Поэтому считаем, что в современных условиях под методами обучения следует понимать способы совместной и индивидуальной, взаимосвязанной и взаимообусловленной рефлексивно-личностной деятельности преподавателя и учащихся, позволяющие решать содержательные и процессуальные дидактические задачи, соответствующие данной педагогической системе [1, с. 7]. Так, например, в рамках развивающего обучения в педвузе методы и приемы обучения должны быть адекватны задаче развития творческих способностей и познавательной самостоятельности студентов, что связано с овладением теоретическими знаниями и способами получения новых знаний, которые должны включать студентов в деятельность по добыванию знаний и их развитию.

Наше определение существенно отличается от традиционных представлений. С одной стороны, в него включается совместная и индивидуальная деятельность, что уже подчеркивает отношение методов к развивающим типам обучения; с другой стороны, это не только взаимосвязанная, но и взаимообусловленная деятельность, что говорит о деятельности, обусловленной взаимной связью участников образовательного процесса. Это значит, что взаимосвязанная деятельность и ее результаты должны обусловливать динамику взаимодействия преподавателя и студентов.

Если оставить в определении только «взаимосвязанная деятельность» (как это делает, например, С.Ю. Ильина), то следует заметить, что оно оказывается весьма неопределенным. Действительно, взаимодействие между участниками традиционного обучения опирается на жесткое и последовательное разделение функций управления и исполнения. Этим определяется и характер отношений между ними, которые строятся по типу руководство-подчинение. Такой тип взаимодействия вполне пригоден и эффективен в условиях, когда задача студентов состоит в усвоении тех или иных знаний, умений и навыков, но совершенно неприемлемым, когда они сталкиваются с учебно-исследовательской задачей, требующей от них поиска способов осуществления того или иного действия. В последнем случае (развивающее обучение) необходима совместно-распределительная, взаимообусловленная деятельность. Организуя такое взаимодействие, преподава-

тель направляет его, опираясь на прогностическую оценку возможностей студентов, в соответствии с которой он при необходимости (взаимообусловленность!) перестраивает условия учебной задачи.

Но самое главное, что отличает наше определение - это то, что оно несет в себе качественно новый аспект - личностный и рефлексивный, а это превращает взаимодействие в осмысленное и осознанное.

Таким образом, мы отстаиваем позицию о том, что методы развивающего обучения должны быть рефлексивноличностными регулятивами, позволяющими решать проблему формирования продуктивного и творческого мышления. Мы считаем, что только при рефлексивно-личностном осмыслении могут проявляться главные личностные качества студентов, т.е компетенции: активность, настойчивость, самостоятельность, оригинальность и т. д.

Данный подход к методам обучения оказывается соответствующим личностно-ориентированному развивающему обучению. Личностный компонент (ценности, нормы, цели, потребности, мотивы и т.п.) выступает как фактор организации познавательного процесса через активизацию соответствующего интеллектуального, эмоционального, волевого, энергетического потенциала, а рефлексивный компонент выступает как регулятив познавательной активности студентов.

Таким образом, в рамках выбранной системы обучения, главной задачей соответствующих методов обучения должна быть мобилизация рефлексивно-личностных ресурсов студентов, а также формирование и развитие этих ресурсов.

В соответствии с этими задачами в основе метода обучения лежит вид взаимной деятельности преподавателя и студентов, определяющий в конечном счете внутреннюю программу деятельности каждого из взаимодействующих субъектов образовательного процесса.

Так как наша работа ограничена формированием у студентов педвуза научных методов и приемов познания, то нас интересовал нормативный подход к этим методам, который позволяет определить в структуре соответствующих методов методологическую программу познавательной деятельности студентов.

Поэтому, мы считаем, что имеет смысл для научных методов и приемов обучения разрабатывать сущностные, нормативные и процессуальные функции, позволяющие разворачивать познавательную деятельность преподавателя и учащихся. К сожалению известная классификация методов в традиционном обучении осуществляется в основном на основе источника получаемого студентом знания (слово преподавателя, наглядность, практическая деятельность). Фактически систематизируются не способы деятельности преподавателя или студента, а только источники информации, что не является суще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.