Научная статья на тему 'О социально-перцептивной компетентности библиотечных специалистов вуза в невербальном общении с читателями'

О социально-перцептивной компетентности библиотечных специалистов вуза в невербальном общении с читателями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
321
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БИБЛИОТЕКАРЕЙ / НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БИБЛИОТЕЧНЫХ СОТРУДНИКОВ В НЕВЕРБАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ / SOCIAL PERCEPTION / SOCIALLY- PERCEPTION COMPETENCE OF LIBRARIANS / NONVERBAL DIALOGUE / SOCIALLY- PERCEPTION COMPETENCE OF LIBRARY EMPLOYEES OF NONVERBAL DIALOGUE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бруй Е. В.

В статье излагаются основные подходы к анализу социально-перцептивной компетентности специалистов вузовских библиотек в невербальном общении. В данной работе приводится описание структурных компонентов модели социально-перцептивной компетентности информационно-библиотечных сотрудников, способностей, умений и навыков, необходимых для адекватного восприятия, понимания и оценки поведения читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOCIALLY-PERCEPTION COMPETENCE OF LIBRARY EMPLOYEES OF HIGH SCHOOL OF NONVERBAL DIALOGUE

In article the basic approaches to the analysis socially-perception competence of experts of high school libraries of nonverbal dialogue. In the given work the description of structural components of model sociallyperception competence of information-library employees, abilities, the skills necessary for adequate perception, understanding and an estimation of behavior of readers is resulted.

Текст научной работы на тему «О социально-перцептивной компетентности библиотечных специалистов вуза в невербальном общении с читателями»

МОЛОДЫЕ ИМЕНА

Е.В. Бруй

О СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВУЗА В НЕВЕРБАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ С ЧИТАТЕЛЯМИ

Ключевые слова: социальная перцепция, социально-перцептивная компетентность библиотекарей, невербальное общение, социально-перцептивная компетентность библиотечных сотрудников в невербальном общении.

Keywords: social perception, socially- perception competence of librarians, nonverbal dialogue, socially- perception competence of library employees of nonverbal dialogue.

«Все люди судят о нас по нашей наружности и манерам, и только немногие - по нашим душевным качествам», - заметил Ф. Д. Честерфилд. Действительно, каждый из нас выносит суждения об окружающих не только по их словам и поступкам, но и по их внешности. Наблюдая за человеком, его манерами, особенностями его внешнего облика, можно понять, какими душевными качествами он обладает. Анализируя процесс познания человека человеком, С. Л. Рубинштейн писал: «... общаясь с людьми, мы ориентируемся на их поведение. Поскольку мы как бы «читаем» его. То есть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющим свой внутренний психологический план» [6].

Способность адекватно оценивать личностные черты и эмоциональные состояния партнеров по общению, умение правильно интерпретировать их высказывания и невербальный компонент, определять характер отношений, складывающихся в процессе общения определяют как социально-перцептивную компетентность.

Условиями развития социально-перцептивной компетентности, с точки зрения Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, являются личностные предпосылки, а именно:

- уровень субъективной значимости и понимания;

- способность к рефлексии, идентификации, эмпатии;

- способность к адекватной самооценке;

- интеллектуальные способности;

- личностные качества: наблюдательность и проницательность [2].

Наблюдательность - одно из важнейших профессиональных качеств специалистов,

работающих в сфере «человек - человек», в их числе и библиотечно-информационных специалистов. В психологии изучаются возможности раскрытия психологической сущности человека через наблюдение. Объектом наблюдения могут быть только внешние проявления человека, поэтому важно знать о каких психических явлениях говорят те или иные наблюдаемые признаки. Выделяют следующие особенности наблюдательности, которые состоят в том, чтобы:

- во внешнем поведении или во внешности наблюдаемого увидеть его внутренние состояния и свойства;

- дифференцировать признаки, через которые человек проявляет себя, (они могут быть выражены через мимику, осанку, движения, жесты и т.д.);

- на фоне интереса к объекту наблюдению формировалась избирательность восприятия, опыт наблюдения и видения его психического состояния.

Без развития наблюдательности невозможно усвоение, переработка и воспроизведение информации.

В. Г. Зазыкин, изучая феномен проницательности, пришел к выводу, что это сложное свойство личности, проявляющееся в определенных и довольно редких личностно-деловых качествах и специальных умениях.

Проявление проницательности обычно связывают со способностью определять или угадывать личностные черты, характерологические особенности, мотивы поведения, предвосхищать эмоциональные реакции, действия и поступки другого человека. Автор предложил формулу этого понятия: проницательность = наблюдательность + умение анализировать.

Перцептивные навыки позволяют верно оценивать эмоционально-психологические реакции партнеров по общению и даже прогнозировать эти реакции, избегая тех, которые помешают достигнуть цели общения [3].

Эффективность библиотечно-библиографической деятельности во многом зависит от сформированности социально-перцептивных знаний, умений и навыков библиотечных сотрудников.

Библиотечное обслуживание предполагает ежедневное общение библиотекаря с пользователями. В течение рабочего дня библиотекарь вступает в контакты с читателями. Одних пользователей библиотечных услуг он знает давно, это постоянные посетители библиотеки, других едва помнит, с третьими встречается впервые. Многие пользователи приходят в библиотеку 1-2 раза в год. Поэтому для библиотекаря очень важно первое впечатление о читателе и способность сделать выводы по невербальным проявлениям о его личностных качествах.

Читатели различаются по возрасту, по статусу, по образованию, так в вузовской библиотеке это студенты от 17 лет, профессорско-преподавательский состав очень неоднородный по возрасту, по опыту, по положению в научном сообществе. К каждому библиотекарь должен найти свой подход, организовать общение с учетом личностных, статусных, возрастных особенностей пользователя. Для понимания личности читателя требуется критическое осмысление воспринятого, адекватная интерпретация невербального выражения, выявление конгруэнтности (неконгруэнтности) в поведении пользователя, прогнозирование его дальнейшего поведения.

Контакты с читателями в основном непродолжительны, осуществляются они в ходе индивидуального обслуживания при инструктировании, при проведении справочного, проблемно-решающего интервью, а также в процессе фронтального или группового обслуживания - библиографических обзоров, читательских конференций и т. д. Поэтому важно видеть, насколько внимательны пользователи, понимают ли они сказанное библиотечным специалистом, как они настроены на взаимодействие, заинтересованы в нем и т.д. Решение социально-перцептивных и коммуникативных задач обеспечивает высокий уровень библиотечно-библиографического обслуживания.

Социально-перцептивная компетентность библиотекаря рассматривается нами как важная предпосылка целенаправленной деятельности, которая позволяет выполнять профессиональные обязанности по библиотечно-информационному обслуживанию пользователей, используя при этом имеющиеся знания, опыт, личностные качества, а также при необходимости - перестраивать свою деятельность в различных ситуациях. В ее структуру целесообразно включить следующие компоненты: мотивационно-

ценностный, эмоциональный, рефлексивный, когнитивный и деятельностный.

Социально-перцептивная компетентность библиотечного сотрудника в невербальном общении - это система внутренних ресурсов, необходимых для самопознания и познания на основе внешних невербальных проявлений личностных черт, особенностей поведения, эмоционального состояния пользователей и организации на основе взаимопонимания продуктивного библиотечного обслуживания.

Содержание социально-перцептивной компетентности представляется системой знаний о социальной перцепции, механизмах познания себя и других людей, инструментах их активного использования, а также условиях обеспечения успешной

реализации этих знаний. На базовом уровне структуры выделяют основные психологические элементы: социально-перцептивные знания, умения и навыки,

социально-перцептивные качества, а также опыт познания читателей.

Рассмотрим каждый из компонентов нашей модели.

1. Мотивационный компонент. В структуре библиотечной деятельности мотивации принадлежит особое место. Экспериментально было доказано (А. А. Деркач, Н. В. Тумарова и др.), что продуктивность деятельности во многом зависит от профессиональной мотивации специалиста.

Межличностное общение библиотекаря с пользователем направлено на решение главной задачи библиотечной деятельности - удовлетворения потребности в информации.

Успешное решение этой задачи возможно при условии правильной организации общения, которая предполагает прежде всего присутствие определенного настроя на читателя, установки на контакт с ним, то есть наличие мотивационного компонента коммуникативной деятельности библиотечного сотрудника. В этом случае мы говорим о направленности на взаимодействие, о мотиве заинтересованности в общении с пользователями. Это означает, что библиотекарь стремится к сотрудничеству, желает наладить хорошие отношения с читателями, люди ему интересны, его привлекает сам процесс библиотечного обслуживания тем, что позволяет общаться с пользователями, помогая им ориентироваться в мире знаний и информации.

Возможен вариант, когда для библиотекаря характерна направленность на задачу. Библиотечному специалисту важно и интересно успешно выполнить поставленную задачу, получить реальный результат, доказать свою значимость. Пользователь ему важен постольку, поскольку является носителем запроса, то есть той задачи, которую должен выполнить сотрудник библиотеки. Ни личностные качества читателя, ни его интересы не значимы для такого работника.

Могут доминировать в деятельности библиотекарей мотивы долженствования. Библиотечный сотрудник должен выполнять свои профессиональные обязанности и вступление в контакт с читателями вызвано именно этим мотивом.

Направленность библиотекаря на себя проявляется в стремлении решать в первую очередь собственные проблемы. Такие сотрудники пытаются переложить работу на коллег, создают видимость работы.

Нельзя не назвать мотивацию достижений, которая обеспечит профессионалу успех в деятельности, в том числе и в решении коммуникативных и социально-перцептивных задач.

Аксиологическая составляющая данного компонента выражена в значимости гуманистической ориентации библиотечных сотрудников.

По нашему мнению, именно гуманистическая ориентация, т.е. направленность на читателя, принятие его личности, является базовым образованием структуры личности библиотекаря.

Гуманистический подход в психологии признает своим предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а возможность самоактуализации. И модель общения в данной концепции строится на основе понимания уникальности каждой человеческой личности, ее неповторимости.

По аналогии с термином «клиентцентрированный» подход мы можем предложить «читательцентрированную» парадигму профессионального библиотечного общения. Для личности библиотечного сотрудника со сформированной гуманистической направленностью характерны развитие высокого уровня способности к децентрации и идентификации, эмпатии и рефлексии.

Проникновение идей гуманизма в библиотечное дело основано на традиции помощи читателю и пользователю библиотеки, которая была ведущей идеей русской дореволюционной интеллигенции. В настоящее время гуманистический подход получает

все большее распространение. Его используют при анализе процессов библиотечного обслуживания информационных потребностей людей [5, с. 32-34].

Важным является и самопринятие библиотекарем собственной личности, которое можно определить как ощущение значимости и ценности своего «Я», собственного достоинства. Оно определяется верой в себя и свои возможности.

Таким образом, важнейшим звеном нашей теоретической модели социальноперцептивной компетентности библиотечных сотрудников является система позитивных отношений библиотекарей и читателей друг к другу, основанная на взаимном принятии, взаимопонимании и совершенствовании их совместной деятельности по удовлетворению информационных запросов пользователей вузовской библиотеки.

Следующий компонент структурно-личностного блока модели социальноперцептивной компетентности - эмоционально-волевой.

В библиотечной деятельности важна позитивность восприятия читателя, которая обеспечивается формированием аттракции как установки на сближение и преобладанием стереотипа положительного ожидания. Процесс аттракции в библиотечных коммуникациях есть возникновение положительного эмоционального отношения у библиотекаря при восприятии читателя, что способствует эффективности деловых контактов и продуктивности библиотечно-библиографического обслуживания.

Успешность библиотечного общения зависит и от уровня развития эмпатии у библиотекаря. Важна в этом случае его способность понять эмоциональное состояние пользователя, приблизиться к внутреннему миру читателя. Эмпатические проявления можно считать основными в процессе установления доверительного контакта с посетителем библиотеки, обеспечения адекватной оценки и прогноза наиболее вероятных форм его поведения. Эмпатия как социально-психологическое свойство личности оказывает действенное влияние на эффективность межличностного познания и общения. Библиотечный сотрудник должен обладать:

- эмоциональной аутентичностью (способностью испытывать и проявлять переживания);

- эмоциональной откликаемостью на чувства другого человека;

- способностью к эмоциональной идентификации.

Он должен:

- уметь распознавать эмоции по их внешним проявлениям;

- знать механизмы и приемы регуляции эмоционального состояния читателей и уметь их применять и т. д.

Эмпатия в библиотечном общении - это эмоциональное отношение библиотекаря к читателям, которое проявляется в процессе восприятия, понимания и оценки эмоциональных состояний пользователей библиотеки, в сопереживании им, в способности проявить сочувствие.

Важным составляющим компонентом социально-перцептивной компетентности библиотекаря является и рефлексивный.

Рефлексия в общении играет существенную роль в процессе межличностного познания и оказывает большое влияние на характер профессионального взаимодействия.

Рефлексия - это не только самопонимание, самопознание, самооценка, но понимание и оценка другого. С ее помощью возможно соотнесение своего сознания, ценностей, мнения с мнениями, ценностями, представлениями других людей. Рефлексия дает человеку способность взглянуть на себя со стороны, проанализировать свое поведение и в случае необходимости внести коррективы в свои действия и поступки.

Качественный уровень рефлексии достигается, благодаря:

1. прогностичности в отношении самого себя;

2. умению занимать «мета-позицию;

3. самоанализу результатов деятельности.

Итак, данный компонент социально-перцептивной компетентности библиотекаря в невербальном общении заключается в адекватном оценивании собственных возможностей в познании партнеров по общению по их невербальным проявлениям.

Когнитивный компонент социально-перцептивной компетентности библиотечного сотрудника обеспечивает информационную осведомленность о содержании, особенностях и условиях осуществления библиотечно-библиографического обслуживания, об особенностях интерпретации динамических и физиогномических компонентов невербального выражения личности, отражает содержание и направленность его интеллектуальной деятельности.

Важны системность, аналитичность, гибкость мышления, позволяющие отказываться от привычных стереотипов поведения при изменении ситуации.

Ситуации общения часто превращаются для библиотечного специалиста в задачи, решение которых зависит от его коммуникативных знаний, умений и способностей. Проблема социальных способностей, социального интеллекта привлекает внимание как зарубежных, так и отечественных психологов.

Социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа «человек-человек». Этот термин был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли своё понимание в интерпретацию этого понятия. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Олпорта - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания. В середине 60-х годов XX века Д. Гилфорд, М. Салливан и Р. де Милл пришли к выводу, что существуют интеллектуальные способности, развитие которых не зависит от факторов общего интеллекта. В созданной Дж. Гилфордом многофакторной модели интеллекта отводится особое место социальному интеллекту, к которому принадлежат не менее 30 способностей. Некоторые из них относятся к пониманию поведения, некоторые к продуктивному мышлению в области поведения и некоторые - к его оценке. Дж. Г илфорд особо подчеркивает, что понимание поведения других людей и самого себя имеет в значительной степени невербальный характер.

Согласно Дж. Гилфорду, социальный интеллект - это система интеллектуальных способностей, связанных с познанием поведенческой информации, способность предвидения последствий поведения.

На сегодняшний день общепринятым является определение данного феномена как сложной способности. Проявляющейся в умении усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. В умении человека адекватно воспринимать и интерпретировать личность и поступки другого или какую-либо жизненную ситуацию.

Д. В. Ушаков считает, что существует зависимость уровня развития социального интеллекта от сочетания ряда факторов, в том числе от личностных особенностей и жизненного пути человека. В. А. Лабунская также делает акцент на этом выводе, так как формирование различных функций экспрессивного поведения личности, актуализация готовности к восприятию невербального выражения человека, к установлению связей между внешним и внутренним, обусловлены сочетанием культурных, социальных, социально-психологических, личностных особенностей субъектов общения, характеристиками их жизненного пути, определяющими направленность интерпретаций

Подструктурой социального интеллекта является эмоциональный интеллект.

Термин был введен в научный обиход в 90-е годы XX века Дж. Мейером и П. Сэловеем.

С точки зрения Дж. Мейера, эмоциональный интеллект - это стандартный вид интеллекта, который взаимодействует с эмоциями.

П. Сэловей в понятие «эмоциональный интеллект» включает следующие способности:

- к распознанию собственных эмоций;

- к самомотивации;

- к распознанию эмоций других людей;

- коммуникативные способности.

И. Н. Андреева считает, что эмоциональный интеллект - это устойчивая ментальная способность, в структуру которой входит способность к различению и выражению эмоций [1, с.78-86]. Данный автор поддерживает концепцию Дж. Мейера о «пограничном» положении эмоционального интеллекта.

Понимание пользователя библиотеки, способность к интерпретации его невербального поведения и эмоционального состояния позволит библиотекарю правильно организовать общение для продуктивного решения профессиональных задач.

Для высокого уровня социально-перцептивной компетентности библиотечного сотрудника свойственно не только наличие у него определенных знаний, но также и умений (возможность эффективно выполнять действия) и персонализации (адаптации полученных знаний и умений к своим особенностям). Поэтому следующим компонентом структуры будет деятельностный.

Деятельностный компонент социально-перцептивной компетентности представляет собой взаимосвязанный комплекс социально-перцептивных умений и навыков, обеспечивающих качественную реализацию восприятия, понимания и оценки личности читателя в интересах взаимодействия с ним. Восприятие и понимание библиотечным специалистом читателя выступают составными частями процесса его всестороннего познания. В то же время глубокое познание в библиотечноинформационной деятельности является фундаментом для его восприятия и понимания в конкретной ситуации общения и организации взаимодействия. Оно позволяет не допустить ошибки в определении и фиксации отношения к потребителю информации. Исследования проблемы социальной перцепции в процессе взаимодействия человека с человеком содержатся в работах А.А. Бодалева, Г.А. Ковалева, С.В. Кондратьевой, Н.В. Кузьминой, В.Н. Куницыной, А.В. Петровского, Л.А. Регуш, А.А. Реана и многих других [6].

Решение социально-перцептивных задач в процессе библиотечного общения предполагают наблюдательность, селективность внимания и восприятия, психологическую проницательность, идентификацию.

Высокий уровень развития социально-перцептивной компетентности предполагает способность библиотечного специалиста к моделированию процесса и результата социальной перцепции, сформированность критериев оценки поведения, умение сопоставлять эталоны с реальным поведением читателей.

Литература:

1. Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена// Вопросы психологии. - 2006. - N. 3. - С. 78-86.

2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - М.: МГУ, 1991.

3. Зазыкин В.Г. Психология проницательности. - М.: РАГС, 1997.

4. Лабунская В. А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. - Ростов - н/Д : Феникс, 2009.

5. Мейжис И.А. Социально-психологические основы библиотечного обслуживания.

- Николаев, 1994.

6. Развитие социально-перцептивной компетентности личности: материалы научной сессии, посвященной 75-летию академика А. А. Бодалева /Под общ. ред. А. А. Деркача. -М.: Луч, 1998.

References:

1. Andreeva I.N. Emotional intelligence: phenomenon research //Psychology Questions. -2006. - N. 3. - С. 78-86.

2. Zhukov J.M., Petrovsky L.A., Rastiannikov P.V. Diagnostics and development of competence of dialogue. - M.: MGU, 1991.

3. Zazikin V.G. Insight psychology. - M.: RAGS, 1997.

4. Labunsky V.A. Ne body language, and soul language! Psychology of nonverbal

expression of the person. - Rostov - n/D: Fenix, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Meigis I.A. Socially-psychological of a basis of library service. - Nikolaev, 1994.

6. Development socially-pertseption competence of the person: materials of the scientific

session devoted to the 75 anniversary of academician A.A.Bodaleva. Under the

general editorship A.A. Derkach. M.: Luch, 1998.

© Бруй Е.В., 2011

А.Е. Деменева ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗА СОБСТВЕННОГО И ЧУЖОГО ВНУТРЕННЕГО МИРА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ ВЫБОРКИ)

Ключевые слова: внутренний мир; образ; эмпатия; алекситимия; познание внутреннего мира; восприятие психического.

Key words: inner world; image; empathy; alexithimia; cognition of the inner world; perception of the inner world.

Человек всегда стремился познать духовность в качестве реального бытия. Понятие о духовности поэтому всегда присутствовало в истории психологической мысли. К проявлениям духовности всегда относилась потребность и способность человека познавать мир и самого себя. Сегодня понятие “духовность ” все более глубоко проникает в теорию психологии. Работы К.А. Абульхановой, В.М. Аллахвердова, Б.С. Братуся, В.Н. Дружинина, В.В. Знакова, В.А. Елисеева, А.А. Крылова, В.В. Ничипорова, В.И. Слободчикова, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадрикова, П.Н. Шихирева и других психологов нацелены на познание духовного начала в человеке [1].

Одним из понятий, обозначающих внутреннюю, духовную, субъективную составляющую человеческого бытия, является понятие внутреннего мира. Существует множество взглядов на определение этого феномена. Метафора «внутренний мир» широко используется в обыденном языке. Помимо этого, метафора внутреннего мира используется и в научных областях: в первую очередь, в среде гуманитарных наук, в литературе, искусстве - в тех дисциплинах, объектом которых является человек. Понятие внутреннего мира применяется и в психологии, когда рассматриваются проблемы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.