рассматриваемые как личностное качество обучаемого, определяющее результат подготовки специалиста, обладающего знаниями, умениями, навыками и способностью осуществлять операторскую деятельность при управлении транспортным средством в постоянно меняющихся условиях дорожного движения. Таким образом формируются основы культуры управления автотранспортными средствами водителями, которые обеспечивают безопасное управление автотранспортными средствами в реальных условиях дорожного движения. Совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, опыта профессиональной деятельности по управлению транспортным средством в различных условиях, а также управленческо-исполнительская дисциплина и этика поведения водителя транспортного средства обеспечивают техническую безаварийность и безопасность дорожного движения.
Технологический компонент культуры управления автотранспортными средствами включает в себя овладение способами и приемами деятельности. Деятельность по управлению транспортным средством по своей сути технологична. В этой связи операциональный анализ этой деятельности позволяет рассматривать ее как решение многообразных задач. К их числу можно отнести совокупность аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-деятельностных, оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих задач, приемы и способы решения которых и составляют технологию формирования культуры управления автотранспортными средствами. В тоже время, педагогическая технология помогает понять суть профподготовленности водителя, она раскрывает имеющиеся способы и приемы управления автомобилем, объясняет направленность деятельности в зависимости от складывающихся дорожных условий. Именно в таком случае профподготовленность выполняет функции регулирования, сохранения, воспроизведения и развития окружающей реальности.
На основе выполненных исследований разработан учебный курс «Основы культуры водителей по управлению автотранспортными средствами», который широко апробирован в процессе профессиональной подготовки кандидатов в водители в учебно-курсовом комбинате Тульской области и в автошколах города Тулы и Тульской области. В целом, все слушатели, преподаватели, инспекторы Д11С признают необходимость постоянной работы, направленной на формирование основ культуры водителей по управлению автотранспортными средствами.
Литература
1. Громаковский А. А. Большая книга автомобилиста. - Питер, 2009.
2. Громаковский А. А. Обслуживание и вождение автомобиля в любое время года. - Питер, 2009.
3. Зеленин С.Ф. Учебник по вождению автомобиля. - М.: Мир Автокниг, 2006.
Е. Каррильо Линд
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕРЦЕПТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
FORMATION OF SOCIAL - PERCEPTIVE COMPETENCE OF THE BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE UNIVERSITY CONDITIONS
Аннотация: статья посвящена значению социально-перцептивной компетентности в профессиональном становлении бакалавров педагогического
© Е. Каррильо Линд
образования. Ведущей идеей этой статьи является формирование социально-перцептивной компетентности через активные методы обучения, тренинги, упражнения и ролевые игры. Автор определяет организационно-методические условия для эффективного формирования социально-перцептивной компетентности бакалавра педагогического образования.
Ключевые слова: социально-перцептивная компетентность, педагогическая коммуникативность, педагогическое взаимодействие, активные формы профессиональной подготовки, принципы социально-психологической подготовки.
Abstract: this article is about the significance of social-perceptual competence in ascertainment of bachelors of pedagogical education cooperation and formation of social-perceptional competence of novice pedagogues. One of the ideas of the article is a forming this social-perceptual competence through the active methods of education, training, exercises and role games. The author lay down the methodically-organizing conditions of effective forming perceptional competence of bachelor ofpedagogical education.
Keywords: perceptive competence, teacher interaction, active forms of training, principles of socio-psychological education.
Процесс модернизации Российского образования, состояние социально-политических и экономических реалий современности устанавливает новые требования к уровню подготовленности бакалавра педагогического образования. Одной из важнейших целей современного образования является формирование конкурентоспособной личности, стремящейся к самообразованию, саморазвитию, что требует от содержания образования ориентации на создание условий для самореализации личности, осознание себя как субъекта образовательного процесса. В современных условиях профессионально значимыми характеристиками личности бакалавра педагогического образования являются не только знание предмета и технологии обучения и воспитания, но и общая и коммуникативная культура, обуславливающая личностное развитие.
Гуманистическая тенденция, выражающаяся, в том числе, в смене авторитарно-манипулятивных стилей общения на диалогический, как стратегическое направление профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования, предусматривает обращение к личности ребенка и педагога, работающего с ним, придает ему демократическую направленность, сообщает развивающий характер обучающей и практической педагогической деятельности, реализует творческое саморазвитие и самообразование личности самого педагога.
Специфика труда и общения педагога характеризуется тем, что результат его труда определяется не только качественными позитивными изменениями интеллектуального уровня учащихся, приобретением ими знаний, но и субъективной удовлетворенностью, внутренним комфортом и психологической безопасностью всех участников деятельности. Без адекватного понимания актуальных состояний и личностных качеств партнера по общению невозможно эффективное планирование, принятие решений, разрешение проблемных и конфликтных ситуаций [3]. Педагогическая деятельность, педагогическая коммуникативность, личностные характеристики педагога являются основой профессиональной компетентности педагога, а также ее компонента - социально-перцептивной компетентности.
В психологических и педагогических исследованиях понятие социально-перцепцивная компетентность рассматривается как область психологических исследований, в которой изучаются процессы, механизмы восприятия, понимания и оценки людьми социальных объектов. Для осуществления эффективного взаимодействия педагог должен быть готов осуществлять эмоциональную оценку партнера по общению, адекватно понимать причины его поступков, прогнозировать поведенческие реакции и строить собственную стратегию поведения.
Понятие «социальная перцепция» многокомпанентно и включает в себя :
1. собственно процесс восприятия наблюдаемого поведения;
2. адекватную интерпретацию воспринимаемого поведения, причин поведения и ожидаемых последствий;
3. эмоциональную оценку;
4. построение стратегии собственного поведения.
В исследованиях B.C. Агеева, Г.М. Андреевой, A.A. Бодалева один из акцентов поставлен на выяснение механизмов восприятия человека и общности людей, особенностей социальных объектов. Формирование социально-перцептивной компетентности педагога, как одну из основных задач профессионального образования, рассматривается такими авторами как Н.Н. Ершова, Л.А. Петровская, Ф.Б. Добровича, А. А. Реана.
В зарубежных исследованиях аспект познания себя и другого отражен в работах Дж. Брунера, Г.В. Оллпорта, Г. Смита. Проблемы социальной перцепции нашли также свое отражение и в трудах Камерона, Коттрела, Розенберг. В. Роджерс определял перцептивность как способность к самопознанию и пониманию других, владение системой поведенческих навыков, тонкое восприятие ряда коммуникативных импульсов, получаемых от партнера, способность сохранять контроль при большой степени эмоциональной включенности [2].
Безусловно, каждый человек обладает определенным уровнем общей перцептивности, которая зависит от интеллекта, возраста, образования, но формирование профессиональной компетентности - это длительный, многоступенчатый процесс, требующий особого внимания. Наличие теоретических знаний, умений и навыков, полученных бакалавром педагогического образования в вузе, еще не показатель сформированности социально-перцептивной компетентности.
Актуальной задачей подготовки бакалавров педагогического образования в настоящее время остается перевод научно-теоретических знаний в плоскость практической деятельности. Эффективность формирования перцептивной компетентности будущих педагогов обеспечивается созданием таких организационно -методических условий при которых предусматривается не только изучение теоретических, методических, технологических аспектов, но и используются различные активные методы, виды и формы: семинары-диалоги, групповые дискуссии, тренинги, тесты, ролевые игры, психогимнастические упражнения.
Активные методы и формы профессиональной подготовки являются надежным методом переноса теоретических знаний в практические умения, актуализируют процессы самоанализа, самокоррекции личности обучающегося, влияют на слияние интеллектуального, эмоционального и действенного аспектов личности. Такие методы предусматривают создание для студентов проблемных ситуаций, заставляющих их осознавать и формулировать проблемы, вызванные этими ситуациями, решать эти проблемы в процессе активного взаимодействия с преподавателями [1].
Содержание активных методов обучения бакалавров педагогического образования строится в соответствии с циклично-уровневым подходом, сущность которого выражается в том, что формирование профессиональных умений осуществляется посредством последовательного и целенаправленного перехода от имеющегося реального уровня умений к качественно более высокому уровню через систему специально организованных упражнений. Использование активных форм работы включает бакалавра педагогического образования в смоделированную коммуникативную деятельность, что дает возможность апробировать свои коммуникативные умения, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения, прорабатывать и оценивать возможные варианты своего поведения в тех или иных педагогических ситуациях, преодолевать стереотипы.
Формирование социально-перцептивной компетентности бакалавра педагогического образования должно осуществляться в соответствии с принципами активного социально-психологического обучения:
- принцип проблемности - знания должны стать личным опытом каждого участника;
- принцип моделирования - моделируются реальные ситуации профессиональной деятельности;
- исследовательский принцип - готовые решения не предлагаются, создаются условия, способствующие исследовательской деятельности группы, отдельных участников и принятию самостоятельных решений;
- принцип обратной связи - объективизация поведения участников на основе анализа высказываний участников группы;
- принцип поэтапности - диагностика изменений группы в целом и каждого участника в отдельности, одновременное прохождение этапов тренинга всеми участниками;
- принцип рефлексивности - постоянная рефлексия участников и группы в ходе работы.
Активные формы обучения в системе профессиональной подготовки бакалавров к профессиональной самореализации обеспечивают субъектную позицию бакалавра в учебно-воспитательном процессе, позволяют организовывать процесс обучения как активную, самостоятельную и продуктивную познавательную деятельность, развивающую творческий потенциал бакалавров. Применение системы активных методов обучения, разработанной и совершенствуемой в зависимости от особенностей конкретных учебных ситуаций, целевых аудиторий, является одним из ключевых элементов в профессиональном становлении педагога, отвечающего требованиям современности.
Литература
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе. Контекстный подход. - М., 1991.
2. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Хрящевой Н. Ю. - СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2001.
3. Цуканова С.А. Психологические трудности межличностного общения. -Киев. Вица шк., 1989.
Т. В. Кошелева
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
THE ROLE OF PSYCHOLOGICAL EDUCATION IN THE ORIENTATION OF STUDENTS
Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования компонентов психологического образования в допрофессиональной подготовке учащихся на психолого-педагогическую профессию в условиях средней общеобразовательной школы. Анализируется методическое решение проблемы на основе преемственности профориентационной программы в системе «школа-вуз».
© Т.В. Кошелева, 2012