углубленному изучению экономики; реализация программы «Нравственно -правовое образование»; необходимость внедрения и значимость инноваций (поисковая деятельность, общественные советы); работа по программе «Здоровье»; организация системы работы по обучению навыкам научноисследовательской деятельности обучающихся; организация медицинского сопровождения каждого обучающегося; здоровьесберегающие технологии; роль школьного музея как центра патриотического воспитания в сельском образовательном учреждении; создание единого информационного пространства; создание и работа ресурсного центра на базе образовательного учреждения; личностно-ориентированное обучение; участие в социальных проектах; портфолио учителя; работа с семьей; интеграция основного и дополнительного образования в рамках деятельности школьного театра; пред-профильная и профильная подготовка; работа с одаренными обучающимися; организация работы Попечительского совета; внедрение НИТ в образовательный процесс; социальное партнерство с дошкольными образовательными учреждениями; реализация музейной педагогики и др.
Важным элементом проекта является построение постоянной профессиональной коммуникации тьюторов и руководителей образовательных учреждений по разработке и внедрению инновационных проектов и целевых программ в практику образовательного учреждения. Разработка алгоритма сопровождения руководителей в процессе реализации инновационных проектов и программ развития - одна их задач данного проекта. Одним из предполагаемых эффектов проекта является повышение компетентности руководителя образовательного учреждения в вопросах определения стратегических направлений развития образовательной практики и тактики их реализации.
Таким образом, система профессиональной подготовки менеджеров образования в Республике Алтай представляет собой целостное явление, предполагающее реализацию как образовательных программ профессиональной подготовки, так и программ (специальных проектов) повышения квалификации руководящих работников в региональной системе непрерывного профессионального образования. Имеющая определенные трудности и проблемы данная система, тем не менее, является основным и важным составляющим в подготовке руководящих работников, поддержании их «профессиональной формы», дальнейшего компетентностного роста.
Шумовская Альфия Г амировна
старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия
ББХ 74.58 УДК 37.011.31
КОМАНДНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
В статье предлагается авторское определение понятия «креативная компетентность будущего педагога», раскрываются предпосылки формирования креативной компетентности будущего педагога с точки зрения командной работы. Дано обоснование выбора термина командная работа.
Ключевые слова: креативная компетентность будущего педагога, команда, командная работа, групповая работа, научное сотворчество.
TEAMWORK AS A CONDITION TO FORM A TEACHER TO BE’
CREATIVE COMPETENCE
In this article the author gives her personal definition of the notion «creative competence of a teacher to be», considers the preconditions to form a creative competence of a teacher to be in terms of teamwork. The author proves the choice of the teamwork term.
Key words: creative competence of a teacher to be, team, teamwork, group work, scientific coauthorship.
На сегодняшний день единственно значимым конкурентным преимуществом любой организации, учреждения, процесса, в том числе и образовательного, становятся человеческие ресурсы. Тот потенциал, который кроется в каждом человеке, может способствовать развитию не только отдельной организации, но и развитию всей страны в целом. В соответствии с данной стратегией выявляется необходимость в формировании у будущих специалистов особых компетенций, позволяющих реализовывать свой потенциал в полной мере. Речь идет об умениях совместного разрешения различного рода задач, возложение на себя ответственности, проявление инициативности, создание нового. В данном случае этому будет способствовать формирование креативной компетентности.
Креативная компетентность будущего педагога понимается нами как устойчивое (имеющееся у каждой личности) свойство личности, выражающееся в интеграции собственно креативной, коммуникативной, командной компетенций, а также качеств личности релятивно процесса создания нового (включающее в себя генерирование оригинальных идей, решения профессиональных задач, наличия различного рода продукта как результата деятельности). Данную компетентность можно отнести к метапредметным, так как она, согласно своей специфике, позволяет решать различные задачи не только в профессиональной, в том числе в сфере образования, но и в повседневной жизни. Креативная компетентность позволяет наиболее эффективно подготовить человека нового поколения, способного действенно решать задачи любого уровня, творчески подходить к любому делу, создавать новое.
При этом, учитывая тот факт, что развитие креативности как сущностной характеристики креативной компетентности наиболее эффективно осуществляется в совместной деятельности, в модель креативной компетентности мы включили командную работу. Мы убеждены, что именно командная работа способная наиболее эффективно подготовить будущего специалиста к любой
деятельности, особенно педагогической, так как специфика работы педагога связана непосредственно с коллективом. В педагогической практике командная работа занимает огромное место, так как позволяет осуществлять развитие личности, достигать общую цель и т.п. Кроме этого, в такой сфере, как научно-исследовательская деятельность, коллективная работа имеет большие преимущества перед индивидуальной. Согласно А.В. Юревичу, «науковедение отдает должное коллективному характеру современной научной деятельности, описывая происходящее в науке как действия коллективных субъектов научного познания» [4]. Поэтому развитие креативной компетентности, в том числе и командной, будет осуществляться в рамках научно -исследовательской работы.
Предпосылками к определению проблемы формирования креативной компетентности, а именно развитие командной компетенции явились работы отечественных ученых: А.В. Растянников (2002 г.) исследует рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве; А. Н. Воронин (2004 г.) рассматривает интеллект и креативность в совместной деятельности; исследования А.В. Морозова (2004 г.) посвящены формированию креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования, где рассматривает творческое сотрудничество как высший этап в структуре развития творческой личности.
Командная работа как организационная единица деятельности представляет собой целый комплекс направлений: цели, задачи, этапы, роли участников, признаки, процесс развития. В данной статье не представляется целесообразным подробное описание всех существующих компонентов. Отметим следующее: проблема командообразования рассмотрена в работах таких зарубежных исследователей, как Р.М. Белбина, Р. Блейка, С. Таненбаума, Дж. Катценбаха, Д. Смита, Р. Берда и др.; отечественных ученых (в рамках советской социальной психологии в качестве высшей формы развития группы): А.В. Петровский, Л.И. Уманский, М.Г. Ярошевский и др.; современных авторов: Т.Ю. Базаров, Ю.М. Жуков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеев, Ю.Д. Красов-ский, С.К. Сергиенко, Ю.В. Синягин и др.
По мнению И. Саласа, Р. Берда и С. Таненбаума, «команда — это небольшое количество человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Кроме того, члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли» [3, с. 54]. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия (Дж. Катценбах, Д. Смит) [1].
Исходя из данного понимания феномена «команда», в командную работу включается такая деятельность, в которой будут развиваться способности сотрудничать, договариваться, преодолевать конфликтные ситуации, действо-
вать продуктивно, творчески подходя к работе, а также самостоятельно определяться и действовать независимо.
Выбор термина «командная работа» и «команда», в соотношении с рядоположенными, на первый взгляд, понятиями «групповая работа» и «группа» обусловлен рядом следующих причин:
во-первых, рабочая группа состоит из людей, которые учатся друг у друга и разделяют общие цели, но не являются взаимозависимыми по существу, и не работают над достижением общей цели (Лей Томпсон) [1], члены же команды преследуют общую цель, где каждый несет ответственность за конечный результат;
во-вторых, в командной работе требуется кооперация, т.е. единство, согласованность совместных действий, а в групповой работе в такой кооперации нет необходимости;
в-третьих, количество участников в команде строго определено (5-7), что способствует соблюдению определенной технологии, этапов, ролей, в группе же, наоборот, количество участников не определено;
в-четвертых, определяя роль лидера в группе и команде, необходимо отметить, что в группе он имеет характер контроля, в команде лидерство принимает форму наставничества, консультирования. Данная характеристика является определяющей в командной работе. Вследствие того что сфера деятельности современного педагога, в связи с новыми экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями, расширяется, образ сегодняшнего педагога приобретает характер универсального специалиста, который примеряет на себя абсолютно иные роли, а именно: тьютера, научного консультанта, исследователя, творца, создателя новой позиции между обучаемым и обучающимся (а не «обучаемым») (субъект-субъектные отношения), готового работать инновационно, а следовательно, креативно.
Как было уже сказано выше, особую роль играет характер взаимодействия, который основан на взаимной зависимости членов команды друг от друга. Это то, что есть в команде и нет в рабочей группе. Взаимозависимость означает то, что результаты работы членов команды зависят от других членов команды. В рабочей группе ее члены могут находиться в одном пространстве, вместе использовать одну и ту же информацию, разделять ценности и взгляды друг друга, помогать друг другу, но все же принимать цель как индивидуальную. Однако в педагогической деятельности особенно важна общая цель, тем более что осуществление ее будет происходить в рамках научно-исследовательской работы. Понимание общей цели зависит от особого контакта в рамках командной работы. Данное положение актуализирует использование герменевтического подхода. На современном этапе проблемой взаимодействия педагогики и герменевтики занимаются исследователи Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская и др. Основу педагогической герменевтики составляют ответы на ряд общих вопросов: Что значит понять человека? Каковы философские основания феномена понимания человека человеком? Каковы пути, методы, процедуры понимания?
Мы предлагаем одним из путей такого понимания в рамках командной работы — научное сотворчество, которое подразумевает не только обмен опытом, работой, мыслями, но и чувствами, волнением, счастьем, напряжением, удовольствием, эмоциями, сомнениями и успехами.
То есть происходящий обмен всем внутренним «Я» позволяет обогащать внутренний мир «Другого» посредством постижения и себя самого. Такое понимание процесса научного сотворчества, в частности, командная работа, приводит к реализации одного из главных компонентов креативной компетентности - «самоактуализации» как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, позволяющих ей развиваться на самых различных уровнях, наивысшим где является творчество. Именно командная работа позволяет проявить свою индивидуальность, раскрыть все возможности личности.
В команде все ее члены включают себя в культуру другого, в обучении учатся все, созидая себя и друг друга. Получается, что научное сотворчество - это сочетание «Я и Другой», в результате которого появляется «Что-то новое».
Такое понимание научного сотворчества при командной работе отражается во взаимодействии, в определенной коммуникации, где, по мнению М.С. Кагана и А.М. Эткинда, при общении обнаруживаются такие особые положения, как приобщение других к своим ценностям и приобщение себя к ценностям других [2]. Данный аспект является определяющим в проблеме научного сотворчества, так как без приобщения себя и других к ценностям друг друга невозможно понимание (не только себя, но и соответственно другого).
Поэтому, крайне необходимо организовывать командную работу таким образом, чтобы сущностная характеристика команды (научное сотворчество) могла реализовываться в полной мере, вследствие чего будет формироваться составляющая креативной компетентности - командная.
Таким образом, командная работа подразумевает определенную подготовку в организационном, диагностическом, содержательном плане, где особую роль должна играть коммуникативная и аксиологическая составляющие, так как являются определяющим условием формирования креативной компетентности.
Библиографический список
1. Графский, М. Что такое команда? И при чем тут рабочая группа? [Электронный ресурс] / М. Графский. - http: // www.grafsky.ru/team/chto-takoe-komanda-i-pri-chem-tut-rabochaya-gruppa.htm#more-72 (10 atd.2009).
2. Каган, М. С. Общение как ценность и как творчество [Электронный ресурс] / М. С. Каган, А. М. Эткинд. - http: //
www.voppsy.ru/issues/1988/884/884025.htm. (09 atd. 2009).
3. Карякин, А. М. Командная работа: основы теории и практики [Текст]: учеб. пособие / А. М. Карякин.- Иваново : Иван. гос. энерг. ун-т., 2003. - 136 с.