Научная статья на тему 'Командная работа как условие формирования креативной компетентности будущего педагога'

Командная работа как условие формирования креативной компетентности будущего педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1438
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Magister Dixit
Область наук
Ключевые слова
КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА / КОМАНДА / КОМАНДНАЯ РАБОТА / ГРУППОВАЯ РАБОТА / НАУЧНОЕ СОТВОРЧЕСТВО / CREATIVE COMPETENCE OF A TEACHER TO BE / TEAM / TEAMWORK / GROUP WORK / SCIENTIFIC COAUTHORSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумовская (Нафиева) Альфия Гамировна

В статье предлагается авторское определение понятия «креативная компетентность будущего педагога», раскрываются предпосылки формирования креативной компетентности будущего педагога с точки зрения командной работы. Дано обоснование выбора термина командная работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумовская (Нафиева) Альфия Гамировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Командная работа как условие формирования креативной компетентности будущего педагога»

углубленному изучению экономики; реализация программы «Нравственно -правовое образование»; необходимость внедрения и значимость инноваций (поисковая деятельность, общественные советы); работа по программе «Здоровье»; организация системы работы по обучению навыкам научноисследовательской деятельности обучающихся; организация медицинского сопровождения каждого обучающегося; здоровьесберегающие технологии; роль школьного музея как центра патриотического воспитания в сельском образовательном учреждении; создание единого информационного пространства; создание и работа ресурсного центра на базе образовательного учреждения; личностно-ориентированное обучение; участие в социальных проектах; портфолио учителя; работа с семьей; интеграция основного и дополнительного образования в рамках деятельности школьного театра; пред-профильная и профильная подготовка; работа с одаренными обучающимися; организация работы Попечительского совета; внедрение НИТ в образовательный процесс; социальное партнерство с дошкольными образовательными учреждениями; реализация музейной педагогики и др.

Важным элементом проекта является построение постоянной профессиональной коммуникации тьюторов и руководителей образовательных учреждений по разработке и внедрению инновационных проектов и целевых программ в практику образовательного учреждения. Разработка алгоритма сопровождения руководителей в процессе реализации инновационных проектов и программ развития - одна их задач данного проекта. Одним из предполагаемых эффектов проекта является повышение компетентности руководителя образовательного учреждения в вопросах определения стратегических направлений развития образовательной практики и тактики их реализации.

Таким образом, система профессиональной подготовки менеджеров образования в Республике Алтай представляет собой целостное явление, предполагающее реализацию как образовательных программ профессиональной подготовки, так и программ (специальных проектов) повышения квалификации руководящих работников в региональной системе непрерывного профессионального образования. Имеющая определенные трудности и проблемы данная система, тем не менее, является основным и важным составляющим в подготовке руководящих работников, поддержании их «профессиональной формы», дальнейшего компетентностного роста.

Шумовская Альфия Г амировна

старший преподаватель кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», г. Иркутск, Россия

ББХ 74.58 УДК 37.011.31

КОМАНДНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В статье предлагается авторское определение понятия «креативная компетентность будущего педагога», раскрываются предпосылки формирования креативной компетентности будущего педагога с точки зрения командной работы. Дано обоснование выбора термина командная работа.

Ключевые слова: креативная компетентность будущего педагога, команда, командная работа, групповая работа, научное сотворчество.

TEAMWORK AS A CONDITION TO FORM A TEACHER TO BE’

CREATIVE COMPETENCE

In this article the author gives her personal definition of the notion «creative competence of a teacher to be», considers the preconditions to form a creative competence of a teacher to be in terms of teamwork. The author proves the choice of the teamwork term.

Key words: creative competence of a teacher to be, team, teamwork, group work, scientific coauthorship.

На сегодняшний день единственно значимым конкурентным преимуществом любой организации, учреждения, процесса, в том числе и образовательного, становятся человеческие ресурсы. Тот потенциал, который кроется в каждом человеке, может способствовать развитию не только отдельной организации, но и развитию всей страны в целом. В соответствии с данной стратегией выявляется необходимость в формировании у будущих специалистов особых компетенций, позволяющих реализовывать свой потенциал в полной мере. Речь идет об умениях совместного разрешения различного рода задач, возложение на себя ответственности, проявление инициативности, создание нового. В данном случае этому будет способствовать формирование креативной компетентности.

Креативная компетентность будущего педагога понимается нами как устойчивое (имеющееся у каждой личности) свойство личности, выражающееся в интеграции собственно креативной, коммуникативной, командной компетенций, а также качеств личности релятивно процесса создания нового (включающее в себя генерирование оригинальных идей, решения профессиональных задач, наличия различного рода продукта как результата деятельности). Данную компетентность можно отнести к метапредметным, так как она, согласно своей специфике, позволяет решать различные задачи не только в профессиональной, в том числе в сфере образования, но и в повседневной жизни. Креативная компетентность позволяет наиболее эффективно подготовить человека нового поколения, способного действенно решать задачи любого уровня, творчески подходить к любому делу, создавать новое.

При этом, учитывая тот факт, что развитие креативности как сущностной характеристики креативной компетентности наиболее эффективно осуществляется в совместной деятельности, в модель креативной компетентности мы включили командную работу. Мы убеждены, что именно командная работа способная наиболее эффективно подготовить будущего специалиста к любой

деятельности, особенно педагогической, так как специфика работы педагога связана непосредственно с коллективом. В педагогической практике командная работа занимает огромное место, так как позволяет осуществлять развитие личности, достигать общую цель и т.п. Кроме этого, в такой сфере, как научно-исследовательская деятельность, коллективная работа имеет большие преимущества перед индивидуальной. Согласно А.В. Юревичу, «науковедение отдает должное коллективному характеру современной научной деятельности, описывая происходящее в науке как действия коллективных субъектов научного познания» [4]. Поэтому развитие креативной компетентности, в том числе и командной, будет осуществляться в рамках научно -исследовательской работы.

Предпосылками к определению проблемы формирования креативной компетентности, а именно развитие командной компетенции явились работы отечественных ученых: А.В. Растянников (2002 г.) исследует рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве; А. Н. Воронин (2004 г.) рассматривает интеллект и креативность в совместной деятельности; исследования А.В. Морозова (2004 г.) посвящены формированию креативности преподавателя высшей школы в системе непрерывного образования, где рассматривает творческое сотрудничество как высший этап в структуре развития творческой личности.

Командная работа как организационная единица деятельности представляет собой целый комплекс направлений: цели, задачи, этапы, роли участников, признаки, процесс развития. В данной статье не представляется целесообразным подробное описание всех существующих компонентов. Отметим следующее: проблема командообразования рассмотрена в работах таких зарубежных исследователей, как Р.М. Белбина, Р. Блейка, С. Таненбаума, Дж. Катценбаха, Д. Смита, Р. Берда и др.; отечественных ученых (в рамках советской социальной психологии в качестве высшей формы развития группы): А.В. Петровский, Л.И. Уманский, М.Г. Ярошевский и др.; современных авторов: Т.Ю. Базаров, Ю.М. Жуков, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеев, Ю.Д. Красов-ский, С.К. Сергиенко, Ю.В. Синягин и др.

По мнению И. Саласа, Р. Берда и С. Таненбаума, «команда — это небольшое количество человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Кроме того, члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли» [3, с. 54]. Организация команды строится на продуманном позиционировании участников, имеющих общее видение ситуации и стратегических целей и владеющих отработанными процедурами взаимодействия (Дж. Катценбах, Д. Смит) [1].

Исходя из данного понимания феномена «команда», в командную работу включается такая деятельность, в которой будут развиваться способности сотрудничать, договариваться, преодолевать конфликтные ситуации, действо-

вать продуктивно, творчески подходя к работе, а также самостоятельно определяться и действовать независимо.

Выбор термина «командная работа» и «команда», в соотношении с рядоположенными, на первый взгляд, понятиями «групповая работа» и «группа» обусловлен рядом следующих причин:

во-первых, рабочая группа состоит из людей, которые учатся друг у друга и разделяют общие цели, но не являются взаимозависимыми по существу, и не работают над достижением общей цели (Лей Томпсон) [1], члены же команды преследуют общую цель, где каждый несет ответственность за конечный результат;

во-вторых, в командной работе требуется кооперация, т.е. единство, согласованность совместных действий, а в групповой работе в такой кооперации нет необходимости;

в-третьих, количество участников в команде строго определено (5-7), что способствует соблюдению определенной технологии, этапов, ролей, в группе же, наоборот, количество участников не определено;

в-четвертых, определяя роль лидера в группе и команде, необходимо отметить, что в группе он имеет характер контроля, в команде лидерство принимает форму наставничества, консультирования. Данная характеристика является определяющей в командной работе. Вследствие того что сфера деятельности современного педагога, в связи с новыми экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями, расширяется, образ сегодняшнего педагога приобретает характер универсального специалиста, который примеряет на себя абсолютно иные роли, а именно: тьютера, научного консультанта, исследователя, творца, создателя новой позиции между обучаемым и обучающимся (а не «обучаемым») (субъект-субъектные отношения), готового работать инновационно, а следовательно, креативно.

Как было уже сказано выше, особую роль играет характер взаимодействия, который основан на взаимной зависимости членов команды друг от друга. Это то, что есть в команде и нет в рабочей группе. Взаимозависимость означает то, что результаты работы членов команды зависят от других членов команды. В рабочей группе ее члены могут находиться в одном пространстве, вместе использовать одну и ту же информацию, разделять ценности и взгляды друг друга, помогать друг другу, но все же принимать цель как индивидуальную. Однако в педагогической деятельности особенно важна общая цель, тем более что осуществление ее будет происходить в рамках научно-исследовательской работы. Понимание общей цели зависит от особого контакта в рамках командной работы. Данное положение актуализирует использование герменевтического подхода. На современном этапе проблемой взаимодействия педагогики и герменевтики занимаются исследователи Ю.В. Сенько, М.Н. Фроловская и др. Основу педагогической герменевтики составляют ответы на ряд общих вопросов: Что значит понять человека? Каковы философские основания феномена понимания человека человеком? Каковы пути, методы, процедуры понимания?

Мы предлагаем одним из путей такого понимания в рамках командной работы — научное сотворчество, которое подразумевает не только обмен опытом, работой, мыслями, но и чувствами, волнением, счастьем, напряжением, удовольствием, эмоциями, сомнениями и успехами.

То есть происходящий обмен всем внутренним «Я» позволяет обогащать внутренний мир «Другого» посредством постижения и себя самого. Такое понимание процесса научного сотворчества, в частности, командная работа, приводит к реализации одного из главных компонентов креативной компетентности - «самоактуализации» как стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, позволяющих ей развиваться на самых различных уровнях, наивысшим где является творчество. Именно командная работа позволяет проявить свою индивидуальность, раскрыть все возможности личности.

В команде все ее члены включают себя в культуру другого, в обучении учатся все, созидая себя и друг друга. Получается, что научное сотворчество - это сочетание «Я и Другой», в результате которого появляется «Что-то новое».

Такое понимание научного сотворчества при командной работе отражается во взаимодействии, в определенной коммуникации, где, по мнению М.С. Кагана и А.М. Эткинда, при общении обнаруживаются такие особые положения, как приобщение других к своим ценностям и приобщение себя к ценностям других [2]. Данный аспект является определяющим в проблеме научного сотворчества, так как без приобщения себя и других к ценностям друг друга невозможно понимание (не только себя, но и соответственно другого).

Поэтому, крайне необходимо организовывать командную работу таким образом, чтобы сущностная характеристика команды (научное сотворчество) могла реализовываться в полной мере, вследствие чего будет формироваться составляющая креативной компетентности - командная.

Таким образом, командная работа подразумевает определенную подготовку в организационном, диагностическом, содержательном плане, где особую роль должна играть коммуникативная и аксиологическая составляющие, так как являются определяющим условием формирования креативной компетентности.

Библиографический список

1. Графский, М. Что такое команда? И при чем тут рабочая группа? [Электронный ресурс] / М. Графский. - http: // www.grafsky.ru/team/chto-takoe-komanda-i-pri-chem-tut-rabochaya-gruppa.htm#more-72 (10 atd.2009).

2. Каган, М. С. Общение как ценность и как творчество [Электронный ресурс] / М. С. Каган, А. М. Эткинд. - http: //

www.voppsy.ru/issues/1988/884/884025.htm. (09 atd. 2009).

3. Карякин, А. М. Командная работа: основы теории и практики [Текст]: учеб. пособие / А. М. Карякин.- Иваново : Иван. гос. энерг. ун-т., 2003. - 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.