Научная статья на тему 'Мониторинг формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве'

Мониторинг формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / ДИАГНОСТИКА / НАУЧНОЕ СОТВОРЧЕСТВО / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРЕАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПЕДАГОГ / MONITORING / DIAGNOSTICS / SCIENTIFIC CO-CREATION / CREATIVE COMPETENCE / COMPETENCE / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупрова Ольга Федоровна, Шумовская Альфия Гамировна

В статье представлены научное обоснование и положения организации мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING OF CREATIVE COMPETENCE OF THE FUTURE TEACHER THROUGH RESEARCH COOPERATION

The article presents academic grounds and provisions for the organization of monitoring of creative competence development of the future teacher through research cooperation in the University.

Текст научной работы на тему «Мониторинг формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве»

УДК 37.012 ББК 74.04

О.Ф. Чупрова, А.Г. Шумовская

МОНИТОРИНГ ФОРМИРОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В НАУчНОМ СОТВОРчЕСТВЕ

В статье представлены научное обоснование и положения организации мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве в вузе.

Ключевые слова: мониторинг, диагностика, научное сотворчество, компетентность, креативная компетентность, компетенция, педагог

O.F. Chuprova, A.G. Shumovskaya

monitoring of creative competence of the future teacher through research cooperation

The article presents academic grounds and provisions for the organization of monitoring of creative competence development of the future teacher through research cooperation in the University.

Key words: monitoring; diagnostics; scientific co-creation; creative competence, competence; teacher

Современное стратегическое пространство страны напрямую зависит от единственного неисчерпаемого экономического ресурса -интеллектуально-креативных возможностей человека. На современном этапе развития общества возникает потребность в личностях творческих, умеющих создавать новое, быстро, оригинально, творчески подходить к решению поставленных задач. Подготовка такого специалиста тесно перекликается с разрабатываемыми в педагогической теории и практике современными подходами (стратегиальный, парадигмальный, компе-тентностный, системно-деятельностный, личностно-деятельностный, задачный, исследовательский и др.), которые указывают на разносторонность характера подготовки современного специалиста, особенно в области педагогической науки, так как специфика педагогической профессии предполагает в дальнейшем формирование и развитие тех же качеств у обучающихся.

В связи с данными требованиями актуализируется формирование у будущих педагогов особой компетентности - креативной, которая понимается нами как совокупность собственно креативной, коммуникативной, командной компетенций и качеств личности (мотивация достижения успеха, любознательность, склонность к риску, инициативность), направленная на принятие и создание нового педагогического продукта, генерирование

идей, решения педагогических задач, обусловливающая в дальнейшем формирование креативной компетентности воспитанников. Проблема формирования креативной компетентности на современном этапе развития педагогической науки, на наш взгляд, представляется недостаточно разработанной. На современном этапе глубоким изучением феномена «креативная компетентность» занимаются исследователи И.Е. Брякова, А.М. Дав-тян, отдельные представления данного феномена встречаются в работах Н.В. Зеленко, Ф.В. Шарипова и др. Тем не менее, несмотря на имеющиеся исследования креативной компетентности, дискуссионным остаются вопросы о способах формирования креативной компетентности в вузе, диагностике креативной компетентности, об оценке и прогнозировании данной компетентности.

Мы считаем, что формирование креативной компетентности будущего педагога может эффективно осуществляться в рамках разработанного и введенного нами в педагогическую теорию и практику метода взаимодействия субъектов педагогического процесса в научно-исследовательской деятельности - научного сотворчества, которое предполагает прохождение сквозных (мониторинг и диалог) и основных («встреча», понимание, мышление, деятельность) фаз, методологически базирующихся на положениях герменевтического подхода. Как отмечают

Т.А. Жданко и О.Ф. Чупрова: «Развитие личности и педагогическое взаимодействие осуществляется не только через предметную деятельность, но и через создание определенного пространства взаимодействия, в котором разворачиваются жизненно значимые ситуации и события» [Жданко, 2012, с. 40]. В данной статье мы предлагаем один из путей мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве на основе системно-деятельностного подхода.

Основываясь на положениях системнодеятельностного подхода, процесс познания мы осуществляли не посредством передачи информации обучаемым, а в процессе его собственной активной деятельности. Данный подход подразумевает соблюдение соответствия цели, содержания, методов, форм, средств, оценивание результатов, рефлексию деятельности, направленных на достижение единой комплексной цели. В нашей работе это осуществлялось благодаря творческому подходу к подготовке будущего педагога; возможности выбора в построении собственной траектории развития; индивидуализации и дифференциации, что, в свою очередь, позволяло нам реализовать предъявляемые требования к современному будущему педагогу.

Итак, понимая под мониторингом «диагностику, оценку и прогнозирование состояния педагогического процесса; отслеживание его хода, результатов, перспектив развития» [Стефановская, 1998, с. 258], в первую очередь, мы обратились к определению уровня сформированности креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве, мы обозначили критерии, показатели и ее уровневые характеристики. Критериями являются структурные компоненты креативной компетентности будущего педагога, а именно: собственно креативная, коммуникативная, креативная компетенции и качества личности (мотивация достижения успеха, любознательность, инициативность, склонность к риску). Показателями, в свою очередь, определяются как составляющие каждой компетенции (знания, умения и опыт) и качества личности. Уровнями определения сформиро-ванности креативной компетентности будущего педагога обозначаются следующие: низкий, средний, высокий.

Весь процесс перехода от низкого к высокому уровням представляет собой движение к деятельностному результату, чему также способствует контекст - научно-исследова-

тельская деятельность. Каждый уровень характеризуется наличием характеристик составляющих компетенций - знание, умение, опыт, где низкий уровень предполагает их минимальное количество и качество, а высокий уровень - максимальное. В связи со спецификой формируемой компетентности, средний уровень разделен нами на сопредельный низкому и сопредельный высокому. В нашем исследовании данные уровни будут обозначаться как С1 и С2 соответственно. Данная детализация необходима, так как существует сложность определения границ развития конкретной компетенции и качеств личности из-за сущностных характеристик креативности, коммуникации, деятельности и сложности человеческих взаимоотношений.

Рассмотрим подробно показатели всех уровней сформированности креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве. Основываясь на положениях системно-деятельностного подхода, переход к каждому последующему уровню (низкий, средний, высокий) в нашем исследовании мы определяем как динамику качества деятельности.

Первым составляющим компонентом выделенных нами компетенций является знание, понимаемое нами как «совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области; обладание сведениями о чем-нибудь, состояние знающего что-нибудь человека» [Толковый словарь русского языка. Режим доступа : http://dic.academic.ru]. На низком уровне формируется само знание, представление о чем-либо, которое на среднем уровне развивается в понимание и трансформацию. На высоком уровне оно определятся как знание на уровне убеждения, как действенно-преобразующее знание. Кроме того, знание является основой при формировании, развитии, совершенствовании умений и применения опыта.

Второй компонент, входящий в состав компетенций, определен нами - умение как «способность делать что-нибудь, основанная на знании, опытности, навыке» [Там же]. Исходя из понимания того, что умения направлены на достижение цели, имеют определенный результат и позволяют выполнять действия не только в привычных, но и в изменившихся ситуациях. В нашем исследовании умения характеризуются ситуацией деятельности, носящей научно-исследовательский характер. Так, умения предполагают наличие у субъекта знаний и навыков для осуществления

деятельности в соответствии с условиями, в которых приходится действовать. Определяющими факторами уровней сформированно-сти умений будут являться выполнения того или иного действия по подсказке или самостоятельно при осуществлении однообразной или разнообразной деятельности.

Следующим составляющим компонентом компетенции мы установили опыт как «совокупность практически усвоенных знаний, умений, навыков» [Толковый словарь русского языка. Режим доступа: http://dic.academic. ги]. Он представляет собой результат практической и познавательной деятельности, единство знаний и умений. Опыт как результат взаимодействия человека и мира предполагает активную связь с реальной деятельностью, благодаря которой осуществляется движение деятельности. В нашем исследовании опыт определяется количественно и качественно. Количественный опыт проявляется в таких характеристиках, как единожды и многократно. Качественный опыт определяется характеристиками одинаковый - разный (по содержанию, форме, результату).

Таким образом, показатели (знание, умение, опыт) определяются качественными и количественными характеристиками уровней каждой компетенции (креативная, коммуникативная, командная).

Например, в таком критерии, как собственно креативная компетенция, на низком уровне показателями являются следующие составляющие: знает сущность креативности как способа создания нового; имеет представление о механизмах создания нового в научно-исследовательской деятельности; умеет создавать новое по подсказке в однородной научно-исследовательской деятельности (например, создание модели); умеет находить одно-два решения в однотипных исследовательских задачах. На среднем уровне данный критерий характеризуется следующим: знает и понимает сущность креативности как способа создания нового (С1); понимает и трансформирует сущность креативности (С2); понимает механизмы создания нового в научно-исследовательской деятельности (С1); трансформирует механизмы создания нового в научно-исследовательской деятельности (С2); умеет создавать новое самостоятельно (С1) в однородной научно-исследовательской деятельности; умеет создавать новое самостоятельно в разнородной научно-исследовательской деятельности (например, создание модели, класси-

фикации, сравнение) (С2) и т. д. На высоком уровне данный критерий проявляется в следующем: знает на уровне убеждений о необходимости развития креативности у личности (у себя, у других (например, педагог у обучающихся)); имеет действенно-преобразующие знания о механизмах создания нового в научно-исследовательской деятельности; умеет создавать новое самостоятельно в разнородной научно-исследовательской деятельности (в любой ситуации и всегда) и т. д. В критерии собственно креативная компетенция мы выделили два сквозных показателя: «умеет генерировать идеи» и «имеет опыт представления нового», имеющих качественные характеристики.

Вторым критерием формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве является коммуникативная компетенция. Показатели уровней данного критерия мы определяем следующие. На низком уровне он включает в себя: знает способы взаимодействия с окружающими; знает приемы действий в различных ситуациях общения (убеждение, побуждение); умеет вести обмен информацией без употребления в речи научных терминов и т. д. Средний уровень предполагает наличие следующих показателей: знает и понимает способы взаимодействия с окружающими (С1); понимает и трансформирует знания способов взаимодействия с окружающими (С2); понимает и трансформирует приемы действий в различных ситуациях общения (С2); умеет вести обмен информацией с употреблением в речи научных терминов (С1, С2); умеет диагностировать качества собеседника (С1); умеет идентифицировать себя с собеседником и понимать, как он сам воспринимается партнером по общению (С2) и т. д. Показатели по высокому уровню критерия «коммуникативная компетенция» мы определили следующие: имеет действенно-преобразующие знания о способах взаимодействия с окружающими; умеет применять приемы действий в различных ситуациях общения; умеет инициировать обмен информацией в научном диалоге и т. д. По второму критерию имеются также два показателя, являющиеся сквозными: «умеет выражать чувства, эмоции, ценностное отношение, раскрывать свой ценностно-мотивационный мир» и «имеет опыт использования всех видов речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо)».

Третьим критерием сформированности креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве является «командная компетенция». Низкий уровень характеризуется следующими показателями: знает закономерности и принципы построения командной работы; знает различные роли в команде; умеет формулировать цель в команде; имеет опыт работы в команде в роли пассивного члена; имеет опыт выполнения ограниченного числа командных ролей (1-2 роли). Средними уровневыми показателями критерия командная компетенция являются: знает и понимает закономерности и принципы построения командной работы (С1); понимает и трансформирует закономерности и принципы построения командной работы (С2); понимает и трансформирует различные роли в команде (С1, С2); умеет формулировать цель, ценности, общие подходы к реализации совместной деятельности ситуативно (С1); умеет формулировать цель, ценности, общие подходы в команде всегда (С2) и т. д. Высокий уровень имеет следующие показатели: имеет дей-ственно-преобразующие знания о закономерностях и принципах построения командной работы; имеет действенно-преобразующие знания о различных ролях в команде; умеет действовать согласно цели, ценностей, общих подходов; умеет принимать ответственность за конечные результаты в любой ситуации и т. д. Здесь мы также определили сквозной показатель - имеет опыт осуществлять кооперацию (единство, согласованность совместных действий).

Критериями также являются и качества личности, входящие в структуру креативной компетентности будущего педагога, - мотивация достижения успеха, любознательность, склонность к риску и инициативность. Они также носят деятельностный характер и предполагают движение к какому-либо результату, что является основой для определения уровневых показателей.

Так, мотивация достижения успеха, побуждая личность к достижению цели, связана с продуктивным выполнением деятельности, что способствует появлению конкретного результата. Любознательность предполагает проявление потребности в познании окружающего мира и самого себя, что подразумевает деятельность как таковую, которая может быть отражена как во внешних изменениях (преобразование мира), так и внутренних (развитие личности). Склонность к риску свя-

зана с волевым стремлением осуществлять интерес в своей деятельности в сочетании с выполнением действий по достижению цели, тем самым, в дальнейшем способствуя появлению результата. Инициативность определяет действия самого субъекта по достижению результата, осуществления деятельности в целом.

Показателями качеств личности являются уровневые характеристики: низкий, средний и высокий. Учитывая специфику таких качеств личности, как любознательность и склонность к риску, а именно то, что они ввиду сложности в индивидуальном личностном отношении являются особенными, тяжело поддаются внешнему воздействию, данные качества личности мы исследуем только на низком и высоком уровнях. А такие качества личности, как мотивация достижения успеха и инициативность изучаются нами на всех уровнях, так как они подвержены внешнему воздействию, их можно развивать и отслеживать динамику развития. Соответственно в первом случае мы говорим о наличии низкого и высокого уровня, а во втором случае об исследовании двух качеств личности на низком, среднем и высоком уровнях.

Критерии и показатели уровней сфор-мированности креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве представляют собой определенное движение к деятельностному результату. Вместе с измененными компетенциями изменяются и качества личности, которые частично исследуются нами только на низком и высоком уровнях (склонность к риску и любознательность), а другие (мотивация достижения успеха и инициативность) - на всех трех уровнях вследствие свой специфики.

Таким образом, критерии и показатели уровней креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве определяются сущностными характеристиками каждой компетенции, особенностями каждого качества личности, контекстным содержанием деятельности.

Далее для определения собственно уровня сформированности креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве, мы разработали так называемое «дерево» возможных комбинаций уровневых показателей креативной компетентности будущего педагога. Оно представляет собой иерархическую структуру, полученную путем разделения уровней креативной компетент-

ности будущего педагога (низкий, средний, высокий) на возможное сочетание уровней каждой компетенции и качеств личности. В основе «дерева» возможных комбинаций лежит уровень креативной компетентности будущего педагога, а определяющим критерием является уровень собственно креативной компетенции (низкий, средний, высокий). Качества личности могут быть представлены в сочетаниях на низком уровне креативной компетентности как низкий и средний уровни, а на среднем и высоком уровнях - низкий, средний и высокий. Таким образом, определение уровня креативной компетентности будущего педагога будет зависеть от определенной комбинации уровневых показателей.

«Дерево» возможных комбинаций уровневых показателей креативной компетентности будущего педагога представлено нами тремя уровнями: низкий (Н), средний (С) и высокий (В) (см. ниже рисунок). Структурные компоненты креативной компетентности будущего педагога обозначаются нами следующим образом: собственно креативная компетенция -

1, коммуникативная компетенция - 2, командная компетенция - 3, качества личности - 4. В «дереве» возможных комбинаций уровневых показателей креативной компетентности будущего педагога мы представили и теоретически возможные комбинации.

Таким образом, определение уровня креативной компетентности будущего педагога зависит от расположения в «дереве» возможных комбинаций уровневых показателей креативной компетентности будущего педагога.

Для выявления уровня сформированно-сти креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве мы установили диагностический инструментарий, состоящий из методик относительно каждой компетенции и каждого качества личности. Часть диагностических методик явилась общей для всех измеряемых составляющих, большая часть носила специфический характер в зависимости от особенностей компетенции и качеств личности. Кроме того, исходя из положений системно-деятельностного и компе-тентностного подходов, мы сделали акцент на тех методах, которые позволили диагностировать умения, наличие опыта относительно деятельностного результата. Вся диагностика осуществлялась при следующих условиях: полностью отсутствовала соревновательная мотивация и критика всех действий субъектов, а также жесткой установки на творчество. Подробно данный вопрос мы осве-

тили в статье «Этапы и содержание мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве» [Шумовская, 2013]. Кроме того, одним из средств диагностики в нашем исследовании являлся «Дневник Креативного», в разделах которого представлены различные диагностические инструментарии [Шумовская, 2012]. Таким образом, диагностический инструментарий представлял собой комплекс из диагностических методик, творческих заданий, «Дневника Креативного».

Оценка текущего состояния и прогнозирование развития исследуемой компетентности осуществлялись следующим образом. Мы оценивали каждый критерий, соотносили результат каждого субъекта с уровневыми показателями, определяли место в «дереве» возможных комбинаций. Так, оценивание осуществлялось вариативно, по индивидуальной траектории каждого субъекта. Так как нами учитывались положения компетентност-ного подхода, при оценивании мы применяли внешнюю экспертизу, например, при установлении такого показателя, как «имеет опыт представления нового».

После получения определенных оценок мы определяли место субъектов в уровневой комбинации нашего «дерева», обозначив «зону актуального развития». Далее мы осуществляли прогноз будущих изменений в формировании креативной компетентности будущего педагога, определяли пути развития личности и проектировали ход развития педагогического процесса, прогнозируя «зону ближайшего развития» субъектов. Мы проектировали возможные варианты деятельности субъектов, изучали и отслеживали мотивы его деятельности, предполагая перспективу реализации поставленной задачи. Опираясь на принципы гуманизации и гуманитаризации, мы строили работу (осуществляли педагогические влияния) по формированию креативной компетентности будущего педагога с опорой на положительные стороны субъектов, раскрывая при этом перспективы развития личности, вовлекая в те ситуации, в которых он может раскрыть свой потенциал, проявить свой творческий потенциал. Так, при наличии определенных результатов в педагогическом процессе, мы оценивали их, отслеживали положительные новообразования. Содержательно это осуществлялось в рамках научно-исследовательской деятельности, где основным методом взаимодействия являлось научное сотворчество.

Три уровня креативной компетентности будущего педагога

Таким образом, представленный в данной статье мониторинг формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве представляет собой выполнение последовательных этапов (диагностика, оценка и прогноз), содержательно соотносится с нашими методологическими установками и концептуальными ориентирами, осуществляя своевременную обоснованную корректировку формирования креативной компетентности будущего педагога.

Библиографический список

1. Жданко, Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента [Текст] : монография / Т.А. Жданко, О.Ф. Чупрова. -Иркутск : ИГЛУ, 2012. - 184 с.

2. Стефановская, Т.А. Педагогика: наука и искусство [Текст] : учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов I ТА. Стефановская. - М. : Совершенство, 1998. - 368 с.

3. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс] I под ред. Д.Н. Ушакова. - Режим доступа : http:IIdic.academic.ruIdic.nsfIushakovI (дата обращения : 24.04.2013).

4. Шумовская, А.Г. Дневник студента как средство формирования креативной компетентности личности (из опыта работы) [Электронный ресурс] I A.E Шумовская II Magistr dixit. - 2012. - №1. - Режим доступа : http:llmd.islu.ru/ru/joumal/2012-1 (дата обращения : 12.09.2012).

5. Шумовская, А.Г. Этапы и содержание мониторинга формирования креативной компетентности будущего педагога в научном сотворчестве [Электронный ресурс] I A.E Шумовская II Magistr dixit. - 2013. - №2. - Режим доступа : http:llmd.islu.ru/siteslmd.islu.ru/filesl rarIshumovskaya_ag_statya_magister_dixit.pdf (дата обращения : 07.08.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.