ДИНАМИКА КОМПОНЕНТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ РИТМОПЛАСТИЧЕСКИМИ ВИДАМИ ГИМНАСТИКИ
Ирина Вячеславовна Полякова, доцент,
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого (ТГПУ им. Л.Н. Толстого)
Аннотация
Рассматривается проблема подготовки студентов факультета физической культуры педагогического вуза к инновационной деятельности в школе. Изложены результаты экспериментальной работы по теме исследования в процессе занятий ритмопластическими видами гимнастики.
Ключевые слова: инновационная деятельность, студент, физическая культура, педагогический вуз.
THE FUTURE PHISICAL CULTURE TEACHERS' INNOVATION ACTIVITY'S
COMPONENTS' DINAMICS IN PROCESS OF RHYTHM AND PLASTIC GYMNASTICS TRAINING Irina Vjacheslavovna Poljakova, senior lecturer,
The Tula State Pedagogical University by L.N. Tolstoy
Annotation
The problem of preparation for innovation activity in school of students of physical culture faculty of pedagogic university is analyzed. The results of experimental work related to the theme of research during the process of rhythm and plastic gymnastics training process are shown.
Key words: innovation activity, student, physical culture, pedagogic university.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях социально-экономических и политических преобразований современной России происходит активная модернизация образовательной сферы. Анализ теории и практики показывает, что рынок образовательных услуг ориентирован на инновации и деятельность по их внедрению.
Данная проблема актуализирует вопрос подготовки специалистов нового типа на факультетах физической культуры (ФФК) педагогических вузов с использованием инноваций и личностно-ориентированных подходов, тем самым, формируя модель их будущей профессиональной деятельности.
Проведение предварительных исследований по выявлению критериев инновационной деятельности (ИД) будущих специалистов и разработка экспериментального программного материала по ритмопластическим видам гимнастики (РПГ) позволили перейти к изучению эффективности применения предлагаемых средств и методов в процессе профессиональной подготовки студентов ФФК.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
На этапе констатирующего эксперимента нами были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы для проведения работы сравнительного характера по изучению эффективности подготовки студентов к ИД.
Подбор тестов осуществлялся в соответствии с критериями ИД и спецификой воздействия ритмопластических видов гимнастики на организм занимающихся.
Учитывая результаты проведенного нами исследования, был организован и проведен основной педагогический эксперимент в естественных условиях учебных занятий.
Студенты КГ занимались по дисциплинам базовых и новых физкультурноспортивных видов по утвержденным учебным программам в объеме запланированных часов, студенты ЭГ - по программе с использованием новых форм и методов проведе-
ния занятий. На 2 курсе использовались средства ритмической гимнастики, на 3 - аэробики, на 4 - шейпинга и на 5 - внедрение спецкурса и проведение контрольных заданий и занятий в школе.
По окончании изучения предметов проведено повторное тестирование, а также методом экспертных оценок определен уровень практической подготовленности на базе профессионально-педагогических умений по всем исследуемым видам ритмопластики. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели тестирования и достоверность различий данных ____________________(после эксперимента)________________________________
№ п/п Тесты КГ ЭГ 1 1 внутри групп
КГ ЭГ
1. Урок РГ (балл) 10,5±0,6 12,1±0,4 2,20 - -
2. Урок аэробики (балл) 9,4±0,7 12,0±0,8 2,45 - -
3. Урок шейпинга (балл) 11,6±1,0 14,3±0,8 2,11 - -
4. «Мост» (см) 59,4±0,9 62,2±0,7 2,46 1,13 2,44
5. «Шпагат» (см) 32,9±2,6 23,3±2,1 2,80 2,46 3,01
6. Челночный бег 3х10 м (с) 7,8±0,5 7,9±0,6 0,13 0,16 0,24
7. Координационный тест (балл) 5,4±0,4 7,3±0,8 2,14 2,9 2,81
8. 6 мин танц. блок (ЧСС) 92,5±7,7 91,6±5,9 0,11 2,22 2,95
9. 12 мин бег (км) 2,6±0,2 2,5±0,3 0,24 2,14 2,71
10. Игровая проба 3,8±0,4 5,4±0,5 2,50 2,38 3,45
11. Творческий потенциал (балл) 29,8±2,5 42,1±2,6 3,42 0,26 4,18
12. Урок в школе (оценка) 3,5±0,3 4,1±0,4 2,56 - -
13. Анкета 1 51,9±4,3 71,7±5,1 2,81 - -
14. Анкета 2 11,3±1,5 12,2±1,7 0,40 - -
15. Анкета 3 3,2±1,4 10,2±1,8 3,07 - -
Динамика показателей технологического компонента
В соответствии с критериями технологический компонент подготовленности к ИД мы анализировали по двум направлениям:
1. Методическая и технологическая подготовка (оценивались умения и навыки проведения занятий по ритмической гимнастике, аэробике и шейпингу).
2. Двигательная подготовка (оценивалось развитие двигательных качеств).
Для определения уровня методической и технологической подготовки использовалась экспертная оценка уроков по РПГ по 20-балльной системе.
Анализ результатов позволяет говорить о существенных различиях в итоговом уровне подготовленности по всем трем ритмопластическим видам гимнастики. Студенты ЭГ опережают своих сверстников из КГ по всем видам, несмотря на то, что учебный план ФФК включает в себя эти виды для всех направлений специальности. По всей видимости, полученные студентами ЭГ знания и умения связаны с такими психолого-педагогическими условиями, как реализация учебного плана на основе современных инновационных педагогических технологий и личностноориентированного подхода в процессе обучения.
Для тестирования двигательной подготовки как отражения технологического компонента нами было отобрано 6 тестов, которые характеризуют уровень развития тех качеств, которые, по мнению специалистов, совершенствуются в процессе занятий различными видами гимнастики [5].
Результаты тестирования показывают, что студенты ЭГ после проведённого эксперимента имеют более высокие показатели, чем их однокурсники из КГ, в трёх тестах. Если проанализировать внутригрупповую динамику показателей, то можно заметить, что студенты ЭГ улучшили результаты в 5 тестах, студенты КГ - в 4. Это ещё раз доказывает, что занятия ритмопластическими видами гимнастики оказывают
положительное влияние почти на все стороны двигательной сферы студентов.
Рефлексивный компонент инновационной деятельности студентов отражал их креативность, творческий потенциал и реальное использование творческих умений в школьной практике. Не вызывает удивления, что студенты ЭГ по всем этим показателям демонстрируют результаты выше своих сверстников из КГ. Внутригрупповая динамика показывает, что результаты студентов КГ улучшились на достоверном уровне (Р < 0,05) только в игровой пробе, в то время, как у студентов ЭГ - во всех тестах этого компонента и на более высоком (Р < 0,01) достоверном уровне.
Полученные результаты предполагают заключение о позитивном влиянии на реализацию творческих способностей студентов новых направлений в ритмопластической гимнастике, включении в учебную практику специальных творческих заданий и реализации учебного плана на основе современных инновационных педагогических технологий
Мотивационный и содержательный компоненты ИД студентов показали их самодиагностику, мотивацию на успех и диагностику комплекса теоретических и методических знаний, практических умений в будущей профессиональной деятельности. В этих компонентах студенты ЭГ оказались более подготовленными, чем их коллеги из КГ, на высоком достоверном уровне (Р < 0,01). Исключение составляет показатель мотивации на успех, примерно равный у студентов обеих групп. Эти результаты обусловлены как комплексом психолого-педагогических условий: внедрение спецкурса по ИД; стимулирование и поддержка творческой активности студентов путем вовлечения в научно-исследовательскую деятельность, так и реализацией ГОС ВПО.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного исследования убедительно доказывают, что использование специальных педагогических условий для подготовки студентов факультета физической культуры к ИД оказывает существенное (достоверное) положительное влияние на большинство показателей, включенных в программу исследования. В ходе формирующего эксперимента в контрольной группе достоверно улучшились 5 показателей из 8, в экспериментальной группе - 7. По 11 тестам более высокие показатели также зафиксированы в ЭГ.
Выявлены эффективные формы, методы и средства теоретической и практической подготовки будущих учителей физической культуры к ИД в процессе изучения ритмопластических видов гимнастики: интегрированные занятия, комбинированные занятия, проектные занятия, автономное учение, компьютерные и видео-занятия, мастер-классы, творческие лаборатории, занятия-соревнования, занятия-фантазии, театрализованные занятия, занятия-игры, занятия творческие отчеты, занятия-конкурсы (концерты), занятия-конкурсы (проекты); контрольные занятия с использованием разнообразных видов анализа и новых схем их сочетания: частный, групповой, коллективный анализ; видео-анализ; анализ противоречий. Разработана схема обучения сложнокоординационным двигательным действиям на занятиях по РПГ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Максимов, Ю.Г. Учителю об инновационной деятельности : учеб. пособие / Ю.Г. Максимов ; М-во образования РФ, Глазовский гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко. - Глазов : [б.и.], 2003. - 78 с. : ил.
2. Оглоблин, К.А. Инновационная система повышения качества подготовки педагогов по физической культуре / К.А. Оглоблин // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 6. - С. 75-78.
3. Пильщикова, Т.Н. Подготовка учителя физической культуры в педвузе : реальность, проблемы, решение / Т.Н. Пильщикова // Теория и практика физической культуры. - 2001. - № 10. - С. 8-10.
4. Туревский, И.М. Самостоятельная работа студентов факультета физической
культуры по дисциплинам предметной подготовки : учеб. пособие / И.М. Туревский. -М. : Академия, 2003. - 320 с.
5. Ярчиковская, Л.В. Шейпинг и ритмическая гимнастика в системе физической подготовки военнослужащих-женщин : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ярчиковская Л.В. - СПб., 2002. - 20 с.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ МВД РОССИИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
Алексей Николаевич Садков, начальник кафедры,
Волгоградская академия МВД России (ВА МВД РФ)
Аннотация
В работе изучается значимость показателей психофизического состояния курсантов в процессе огневой подготовки.
Ключевые слова: лгневая подготовка, показатели, психофизическое состояние, курсанты, взаимосвязь.
FIRE TRAINING OF THE MILITARY STUDENTS STUDYING IN MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA UNIVERSITIES UNDER THE INFLUENCE OF PSYCHOPHYSICAL STATE'S INDICATORS
Aleksey Nikolaevich Sadkov, the chief offaculty,
The Vologograd Academy of Internal Affairs of Russia
Annotation
The study analyzes the importance of psychophysical state indicators of military students' fire training.
Key words: fire training, indicators, psychological condition, students, relationship.
ВВЕДЕНИЕ
Существующая в настоящее время тенденция к росту преступности в стране требует нового подхода к профессиональной подготовке кадров органов внутренних дел. Выход на качественно новый уровень работы невозможен без повышения уровня профессиональной подготовки и её составной части - огневой подготовки [1, 4].
Практика показывает, что исход любой операции по пресечению преступных действий во многом зависит от психофизического состояния сотрудников органов внутренних дел, их умения в совершенстве владеть табельным оружием и уверенно использовать его в сложной, быстро меняющейся психологической ситуации [2, 3, 5].
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами анализировалась структура психофизического состояния различного контингента курсантов Волгоградской академии МВД России. Такая спецификация анализируемых компонентов позволила выделить главные составляющие меткой стрельбы из пистолета Макарова.
У курсантов младших курсов между анализируемыми показателями психофизического состояния выявлено 17 достоверных взаимосвязей, из них 4 - при однопроцентном уровне значимости. Данные характеристики распределились в три группы. Абсолютный порог ощущений - центральное звено первой группы показателей. Образовано четыре ветви распределения результатов: одна (ветвь 1) - комплексная (восприятие пространственных отрезков и результаты стрельбы); три - монокомпонентные (деятельностно-стереотипная характеристика - ветвь 2, проприорецептивная чувствительность - ветвь 3, подвижность нервной системы - ветвь 4).
Индивидуально-типологическая характеристика - центральное звено второй группы показателей. Образовано три ветви: реакция на движущийся объект (пятая
9б