Готовность к оздоровительной деятельности как профессиональная культура преподавателя физического воспитания ПЕСИНА О. Н. Уральский государственный университет физической культуры
Аннотация: В статье предложена модель формирования готовности студентов вуза физической культуры к оздоровительной деятельности, основанная на взаимосвязи мотивационного, контрольного и технологического компонентов готовности. Экспериментально доказано, что модель может быть успешно реализована средствами современных ритмопластических видов гимнастики и хореографии. В процессе реализации модели в первую очередь необходимо учитывать взаимосвязь оздоровительной и педагогической деятельности, что способствует становлению соответствующих мотиваций личности. Развитие мотивационного компонента следует осуществлять по механизму сдвига мотива на конкретную цель, в нашем случае - от спортивной деятельности - к оздоровительной.
Ключевые слова: оздоровительная деятельность, подготовка студентов, готовность к
оздоровительной деятельности, модель подготовки специалистов.
В настоящее время остро стоит проблема разработки и оптимизации профессиональной подготовки специалистов по массовым формам занятий физическими упражнениями. Системы и методики оздоровительной направленности, современные ритмопластические виды гимнастики и хореографии в подготовке специалистов физического воспитания используются недостаточно [1-3]. Эти обстоятельства настоятельно требуют поиска новых путей подготовки специалистов по оздоровительной деятельности в рамках высшего физкультурного образования и выявляют актуальную проблему готовности студентов к этой работе. В настоящее время модели формирования готовности студентов вузов физической культуры к оздоровительной деятельности не существует, поэтому ее разработка и апробация представляется актуальной [4-6].
Анализ научно-педагогической литературы показывает, что в поисках средств подготовки специалистов по оздоровительным технологиям необходима разработка педагогической технологии, включающей современные ритмопластические виды гимнастики и хореографию [7, 8,
3].
Мы предположили, что эффективность формирования готовности студентов вуза физической культуры к оздоровительной деятельности будет успешной, если в педагогической технологии будут соблюдены следующие условия: разработаны педагогические условия и критерии готовности к оздоровительной деятельности; разработана соответствующая модель. Взаимосвязанными структурными элементами данной модели являются:
• формирование мотивации к оздоровительной деятельности; диагностика состояния здоровья на доврачебном уровне;
• формирование базовой двигательной подготовки и технология обучения оздоровительной деятельности.
Каждый из этих элементов обеспечивает формирование, соответственно, мотивационного, контрольного и технологического компонентов готовности.
Обобщая различные подходы к проблеме готовности, можно выделить два основных толкования:
1) готовность - особое психическое состояние, установка личности на совершение определенной деятельности;
2) готовность - сложное многоуровневое образование, включающее в себя познавательные, волевые, мотивационные, нравственные характеристики [9].
Для уточнения понятия «готовность студентов вуза физической культуры к оздоровительной деятельности», были использованы квалификационные требования образовательного стандарта к выпускнику физкультурного вуза по специальности 022300 «Физическая культура и спорт».
Профессиональная деятельность выпускников вузов физической культуры определяется как педагогическая или оздоровительно-педагогическая. Изучение литературных источников, а также собственный практический опыт позволил представить готовность студентов вуза физической культуры к оздоровительной деятельности как единство следующих компонентов: мотивационного, диагностического, технологического. Поэтому в нашем понимании, готовность к
оздоровительной деятельности - это интегральное качество будущего специалиста (Формирование готовности преподавателя физвоспитания к оздоровительной деятельности 85), определяющее установку его личности на решение соответствующих педагогических задач.
Готовность следует рассматривать как системную характеристику. Она состоит из следующих компонентов: мотивационного - формирование к оздоровительной деятельности, диагностческого - (контрольного) - владение методами диагностики на доврачебном уровне, технологического - (базовая двигательная подготовка, технология оздоровительной деятельности).
Степень готовности определяется уровнем сформированности каждого из перечисленных компонентов.
Модель формирования готовности студентов вуза физической культуры к оздоровительной деятельности включает следующие направления:
Социальный заказ: Подготовка специалистов для отрасли «Физическая культура и спорт» Требования: Государственного образовательного стандарта к функциональным обязанностям специалиста
Цель: Формирование готовности студентов вуза физической культуры к оздоровительной деятельности
Педагогические условия:
психологический настрой, самодиагностика, оценочная деятельность, развитие рефлексии, формирование творческого мышления, элементы ситуативной педагогики (импровизация преподавателя), применение интерактивных (соревновательных методов), опора на жизненный опыт студентов, мониторинг готовности к оздоровительной деятельности
Структурные компоненты готовности к оздоровительной деятельности:
Мотивационный компонент
Контрольный компонент
Технологический компонент
Педагогическое стимулирование
Психологический настрой
Методы диагностики
Оценочная деятельность
Знание теории и методики
Тестирование физической подготовки
Контроль функциональных систем
Техника базовых упражнений
Оценка методов проектирования комплексов
Базовая двигательная подготовка
Организационно-методические формы
Методика физической подготовки
Хореография
Базовые виды аэробики
Стретчинг
Результат: Готовность к оздоровительной деятельности
Обоснованием для выбора классической аэробики, степ-аэробики, слайд-аэробики и стретчинга в качестве средств формирования двигательной школы, обеспечивающей готовность студентов к оздоровительной деятельности, явилась универсальность используемых в них (86 О.
Н. Песина) базовых упражнений, которые после прочного усвоения могут быть адаптированы для других современных ритмопластических видов гимнастики с учетом их специфики. По нашему мнению, оздоровительно-обучающие технологии обладают большими преимуществами для развития профессионально значимых качеств будущего учителя в области оздоровления по сравнению с методами, применяемыми при подготовке спортсменов.
При оценке профессиональной готовности приоритетным является сформированность мотивации будущих преподавателей физической культуры к оздоровительной деятельности.
В процессе формирования готовности к оздоровительной деятельности на первый план, наряду с обучением предметным знаниям, умениям и навыкам, выводится формирование личности студентов [9, 10].
Проведенный анализ профессионально-педагогической подготовки физкультурных кадров (в том числе по гимнастике) показывает, что созданные условия либерализации деятельности вузов, выраженные в их самостоятельности по решению вопросов содержания обучения, организации и методов ведения учебного процесса способствуют проявлению творчества в деятельности преподавателя [11, 3]. Для этого необходимо обучение, обеспечивающее
трансформацию познавательной деятельности в профессиональную, с соответствующей сменой потребностей и мотивов. Наши исследования показывают, что учебная активность студентов повышается, если они осознают профессиональную важность учебных дисциплин.
На основании анализа литературных источников [см., например, 2] и собственного практического опыта в основу педагогической технологии, направленной на формирование готовности студентов физкультурного вуза к оздоровительной деятельности, была положена концепция управления реализацией физического потенциала человека. Студенческий возраст, к которому относится начало обучения студентов в вузе физической культуры, является наиболее благоприятным для формирования готовности к какой-либо деятельности. Готовность выступает психологическим состоянием, интегрирующим в себе все внутренние противоречия, присущие данному возрасту, разрешение которых становится движущей силой развития и профессионального становления студента [12]. Одновременно со становлением двигательной активности и морфологическим созреванием отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата развиваются двигательные качества. В процессе формирования готовности студентов к оздоровительной деятельности учитывались: гетерохронность в темпе социального и
биологического развития в различные возрастные периоды, особенности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, периода полового созревания, динамика формирования скоростно-силовых качеств, выносливости, работоспособности. Для студентов 17-25 лет характерно достижение высоких темпов развития физического потенциала в целом. Учитывая особенности их онтогенеза, надо направленно применять средства и методы современных ритмопластических видов гимнастики для формирования двигательной школы; развивать профессионально важные физические качества, повышать уровень функциональных возможностей основных систем жизнеобеспечения студентов для дальнейшей оздоровительной деятельности [13, 14].
Модель прошла успешную экспериментальную апробацию на кафедре теории и методики гимнастики УралГУФК в период 2002-2007 гг. Исследованиями было охвачено свыше 200 студентов. Большая часть из них прошла эксперимент в полном объеме. Экспериментальная группа (ЭГ) в количестве 81 человека состояла из 13 юношей-спортсменов и 13 — не спортсменов, 30 девушек-спортсменок и 25 - не спортсменок. Студенты ЭГ имели опыт занятий спортивной, художественной гимнастикой, акробатикой, спортивными танцами на паркете, восточными единоборствами. Контрольная группа (КГ) в количестве 64 человек состояла из 10 юношей-спортсменов и 10 - не спортсменов, 18 девушек-спортсменок и 22 - не спортсменок. Студенты КГ занимались до поступления в вуз спортивной, художественной, атлетической гимнастикой, спортивными танцами на паркете, легкой атлетикой, восточными единоборствами.
Студенты не-спортсмены обеих групп имели опыт занятий физической культурой в объеме программы средней школы, а также различными видами спорта от 1 до 2 лет.
Суть эксперимента заключалась в том, что базовая двигательная подготовка студентов и ЭГ, и КГ осуществлялась средствами современных ритмопластических видов гимнастики. Различие заключалось в том, что в ЭГ изучались хореография, стретчинг и базовые виды оздоровительной аэробики, а программа занятий студентов КГ включала развивающую ритмическую (Формирование готовности преподавателя физвоспитания к оздоровительной деятельности 87) гимнастику и шейпинг.
Различными были мотивирование студентов: в ЭГ основной упор делался на
оздоровительный характер деятельности, а в КГ - на спортивный результат.
Результаты эксперимента показали, что средние показатели всех трех компонентов готовности к оздоровительной деятельности, как и характеристики состояния здоровья, оказались на статистически значимом уровне выше у студентов в ЭГ. Это означает, что при направленном применении средств и методов хореографии, стретчинга и современных ритмопластических видов гимнастики в соответствии с индивидуальными данными физического развития и подготовленности студентов разработанная нами модель может быть успешно реализована в рамках учебного процесса вузов, готовящих специалистов по физическому воспитанию.
Предложенная модель формирования готовности студентов вуза физической культуры к оздоровительной деятельности основана на взаимосвязи мотивационного, контрольного и технологического компонентов готовности. Экспериментально доказано, что модель может быть успешно реализована средствами современных ритмопластических видов гимнастики и хореографии. В процессе реализации модели в первую очередь необходимо учитывать взаимосвязь оздоровительной и педагогической деятельности, что способствует становлению соответствующих мотиваций личности. Развитие мотивационного компонента следует осуществлять по механизму сдвига мотива на конкретную цель, в нашем случае - от спортивной деятельности - к оздоровительной.
Список литературы
1. Менхин Ю. В., Менхин А. В. Оздоровительная гимнастика. Теория и методика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
2. Мякинченко Е. Б., Шестаков М. П. Аэробика. Теория и методика проведения занятий / М.: СпортАкадемПресс, 2002.
3. Сиднева Л. В. Формирование профессиональных знаний и умений проведения занятий по базовой аэробике у студентов высших физкультурных заведений / Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГАФК, 2000. 27 с.
4. Гертнер С. В. Формирование готовности будущих учителей к оздоровительной работе в летних оздоровительных лагерях/ Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург: Уральский гос. пед. унт., 2005.
5. Косихин В.П. Модель педагогической готовности будущего учителя-предметника к организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в школе // Теория и практика физической культуры,
1995. № 5-6. С. 43-44.
6. Лейфа А. В. Система физической активности и здоровьесберегающих средств как фактор достижения оптимального уровня профессиональной готовности студентов высших учебных заведений / Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: РГУФК, 2005. 48 с.
7. Борисенко С. И., Терехина Р. Н., Савельева Л. А., Турищева Л. И. К вопросу о хореографической подготовке в гимнастике / Тезисы докл. межвуз. науч.-практ. конф. молодых ученых СПбГАФК. СПб.: 1996. С. 57-59.
8. Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 1984.
9. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы/ Учеб. пособие для вузов. Минск : , 1981.
10. Кузьмин А. М. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры / Дис. ... докт. пед. наук. Челябинск: УралГАФК, 1999. 310 с.
11. Виленский М. Я., Черняев В. В. Концептуальные основы проектирования и конструирования гуманитарно-ориентированного содержания образования по физической культуре и спорту в вузе. М.: ГНО «Прометей» МГУ, 2004.
12. Караваева С. А. Формирование готовности студентов вуза к самостоятельной работе в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин / Дис. ... канд. пед. наук. Челябинск: ЧелГУ, 2004.
13. Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000.
14. Камскова Ю. Г. Физиологические основы механики мышечного сокращения. Челябинск: 2006.
15. Антоновский А.Д. Технологическая модель обучения студентов высших заведений физической культуры по дисциплине «Гимнастика» / Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Смоленск: СГИФК, 2005.