Научная статья на тему 'Формирование готовности преподавателя физического воспитания к оздоровительной деятельности'

Формирование готовности преподавателя физического воспитания к оздоровительной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / МОТИВАЦИЯ / ГОТОВНОСТЬ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабанова Евна, Хабарова Елена Николаевна, Бусарова Светлана Вячеславовна

В статье рассматривается готовность к оздоровительной деятельности нами как профессиональное свойство личности, определяющее его установку на оздоровительную деятельность. Авторами предложена модель формирования готовности студентов факультета физического воспитания и спорта к оздоровительной деятельности, основанная на взаимосвязи мотивационного, контрольного и технологического компонентов готовности. В процессе реализации модели, в первую очередь, необходимо учитывать взаимосвязь оздоровительной и педагогической деятельности, что способствует становлению соответствующих мотиваций личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карабанова Евна, Хабарова Елена Николаевна, Бусарова Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности преподавателя физического воспитания к оздоровительной деятельности»

УДК 796 (045)

Карабанова Оксана Николаевна

старший преподаватель кафедры спортивных дисциплин и безопасности жизнедеятельности Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева [email protected]

Хабарова Елена Николаевна

старший преподаватель кафедры физического воспитания Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева [email protected]

Бусарова Светлана Вячеславовна

старший преподаватель кафедры физического воспитания Мордовского государственного педагогического института имени М.Е. Евсевьева [email protected]

Формирование

ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

физического воспитания

К ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Oksana N. Karabanova

senior lecturer chairs of the sports disciplines and health and safety Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Evsevyev [email protected]

Elena N. Khabarova

senior lecturerchairs of the sports disciplines and health and safety Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev [email protected]

Svetlana V. Bazarova

senior lecturerchairs of the sports disciplines and health and safety Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evsevyev [email protected]

The formation of

READINESS OF

the teacher of

PHYSICAL EDUCATION FOR WELLNESS ACTIVITIES

Аннотация. В статье рассматривается готовность к оздоровительной деятельности нами как профессиональное свойство личности, определяющее его установку на оздоровительную деятельность. Авторами предложена модель формирования готовности студентов факультета физического воспитания и спорта к оздоровительной деятельности, основанная на взаимосвязи мотивационного, контрольного и технологического компонентов готовности. В процессе реализации модели, в первую очередь, необходимо учитывать взаимосвязь оздоровительной и педагогической деятельности, что способствует становлению соответствующих мотиваций личности.

Ключевые слова: подготовка кадров, модель подготовки специалистов, мотивация, готовность, оздоровительная деятельность, подготовка студентов.

Annotation. The article discusses our commitment to wellness activity as a professional personality trait that determines an installation on Wellness activities. The article suggests the model of formation of readiness of students of the faculty of physical education and sport to recreational activities, based on the relationship between motivational, supervisory and technological components of readiness. In the process of implementing of the model it is necessary to consider foremost the relationship of wellness and educational activities that contributes to the formation of the respective motivations of the individual.

Keywords: personnel training, model of training specialists, motivation, readiness, wellness activities, training of students.

Государственные документы России определяют одним из приоритетных заданий полноценное физическое развитие и воспитание подрастающего поколения, что является необходимой составляющей общего развития лично-

сти.

Практический опыт показывает, что физическое воспитание, физическая культура и физическое развитие личности на современном этапе ста-

40

новления общества требуют особого внимания со стороны всех воспитательных институтов -семьи, школы, ВУЗа, общественных организаций. Это предопределяется целым рядом объективных и субъективных причин: неблагоприятной экологической ситуацией в России, что привело к ухудшению здоровья нации, снижению жизненного уровня населения; недостаточным использованием учебными заведениями путей и средств укрепления здоровья школьников и студентов; незаинтересованностью проблемами физического воспитания детей в семье; отсутствием стереотипов здорового образа жизни российской молодежи.

Готовность к оздоровительной деятельности рассматривается нами как профессиональное свойство личности, определяющее его установку на оздоровительную деятельность, а степень готовности к оздоровительной деятельности - как уровень сформированности каждого из перечисленных ниже компонентов: мотивационного - формирование готовности к оздоровительной деятельности (педагогическое стимулирование, педагогический настрой), диагностического (контрольного) -владение методами диагностики на доврачебном уровне, технологического - базовая двигательная подготовка и технология оздоровительной деятельности. Ключевое значение имеют следующие педагогические условия [1, с. 113]:

- формирование мотивации студентов к оздоровительной деятельности;

- мониторинг готовности к оздоровительной деятельности (самодиагностика, оценочная деятельность, развитие рефлексии);

- овладение школой движений оздоровительной направленности (применение интерактивных и соревновательных методов, опора на жизненный и спортивный опыт студентов).

Обоснованием для выбора базовых видов оздоровительной аэробики в качестве средств формирования двигательных навыков, обеспечивающих готовность студентов к оздоровительной деятельности, явилась универсальность используемых в них базовых упражнений, которые после прочного усвоения могут быть адаптированы для других современных ритмопластических видов гимнастики с учетом их специфики. По нашему мнению, оздоровительно обучающие технологии обладают большими преимуществами для развития профессионально значимых качеств будущего учителя в области оздоровления по сравнению с методами, применяемыми при подготовке спортсменов.

Методы и организация исследования. Базовая двигательная подготовка студентов и экспериментальной (ЭГ), и контрольной (КГ) групп осуществлялась средствами современных ритмопластических видов гимнастики. Различие заключалось в том, что в ЭГ изучались базовые виды оздоровительной аэробики, а программа занятий студентов КГ включала развивающую ритмическую гимнастику и шейпинг. Различными были мотивирование студентов: в ЭГ основной

упор делался на оздоровительный характер деятельности, а в КГ - на спортивный результат [3, с. 93].

Результаты и их обсуждение. Результаты эксперимента показали, что средние показатели всех трех компонентов готовности к оздоровительной деятельности, как и характеристики состояния здоровья, оказались на статистически значимом уровне выше у студентов в ЭГ. Это означает, что при направленном применении средств и методов современных ритмопластических видов гимнастики в соответствии с индивидуальными данными физического развития и подготовленности студентов разработанная нами модель может быть успешно реализована в рамках учебного процесса вузов, готовящих специалистов по физическому воспитанию.

При оценке профессиональной готовности приоритетным является сформированность мотивации будущих преподавателей физической культуры к оздоровительной деятельности. В процессе формирования готовности к оздоровительной деятельности на первый план, наряду с обучением предметным знаниям, умениям и навыкам, выводится формирование личности студентов [2, с. 90].

Проведенный анализ профессионально-педагогической подготовки физкультурных кадров показывает, что созданные условия либерализации деятельности вузов, выраженные в их самостоятельности по решению вопросов содержания обучения, организации и методов ведения учебного процесса, способствуют проявлению творчества в деятельности преподавателя [3, с. 14]. Для этого необходимо обучение, обеспечивающее трансформацию познавательной деятельности в профессиональную с соответствующей сменой потребностей и мотивов.

Наши исследования показывают, что учебная активность студентов повышается, если они осознают профессиональную важность изучаемых дисциплин.

Следуя анализу, проведенному В.К. Бальсеви-чем [1] и опираясь на собственный практический опыт, в основу педагогической технологии, направленной на формирование готовности студентов физкультурного вуза к оздоровительной деятельности, нами была положена концепция управления реализацией физического потенциала человека. Студенческий возраст, к которому относится начало обучения студентов в вузе физической культуры, является наиболее благоприятным для формирования готовности к какой-либо деятельности. Готовность выступает психологическим состоянием, интегрирующим в себе все внутренние противоречия, присущие данному возрасту, разрешение которых становится движущей силой развития и профессионального становления студента [1]. Одновременно со становлением двигательной активности и морфологическим созреванием отдельных звеньев опорно-двигательного аппарата развиваются двигательные качества. В процессе формирования готовности студентов к оздорови-

41

тельной деятельности учитывались: особенности опорно - двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, полового созревания, динамика формирования скоростно - силовых качеств, выносливости, работоспособности. Учитывая особенности их онтогенеза, надо направленно применять средства и методы современных ритмопластических видов гимнастики для формирования готовности к оздоровительной деятельности; развития профессионально важных физических качеств, уровня функциональных возможностей основных систем жизнеобеспечения студентов [1, с. 16].

Модель формирования готовности студентов вуза физической культуры к оздоровительной деятельности прошла экспериментальную апробацию на кафедре спортивных дисциплин МордГПИ имени М.Е. Евсевьева в период 2011 -2012 гг. Исследованиями было охвачено 140 студентов. ЭГ в количестве 76 человека состояла из 13 юношей спортсменов и 13 не спортсменов, 25 девушек спортсменок и 25 не спортсменок. Студенты ЭГ имели опыт занятий спортивной, художественной гимнастикой, акробатикой, восточными единоборствами. КГ в количестве 64 человек состояла из 10 юношей спортсменов и

Литература:

1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: учеб. Пособие. М. : Теория и практика физической, 2009. 274 с.

2. Виленский М.Я. Концептуальные основы проектирования и конструирования гуманитарноориентированного содержания образования по физической культуре и спорту в вузе: учеб. Пособие / М.Я. Виленский, В.В. Черняев. М. : ГНО Прометей-МГУ, 2004. 306 с

3. Кузьмин А.М. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов по физической культуре : дис. докт. пед. Наук. Челябинск : Урал ГАфК, 2009. 310 с.

10 не спортсменов, 18 девушек спортсменок и 22 не спортсменок. Студенты КГ занимались до поступления в вуз спортивной, художественной, атлетической гимнастикой, спортивными танцами, восточными единоборствами. Студенты не спортсмены обеих групп имели опыт занятий физической культурой в объеме программы средней школы, а также различными видами спорта от 1 до 2 лет.

Выводы. Готовность к оздоровительной деятельности следует рассматривать как профессиональное свойство личности, определяющее его установку на оздоровительную деятельность.

Предложенная модель формирования готовности студентов вуза физической культуры к оздоровительной деятельности основана на взаимосвязи мотивационного, диагностического и технологического компонентов готовности. Экспериментально доказано, что модель может быть успешно реализована средствами современных ритмопластических видов гимнастики. В процессе реализации модели в первую очередь необходимо учитывать взаимосвязь оздоровительной и педагогической деятельности, что способствует становлению соответствующих мотиваций личности.

Literature:

1. Balsevich V.K. Ontokynesiology of a person : manual. M. : Theory and practice of physical culture, 2009. 274 р.

2. Vilenskii M.I. Conceptual foundations of design and construction of the humanities-oriented educational content for physical culture and sports in higher school : manual / M.I. Vilenskii, V.V. Chernyaev. M. : Prometheus-MSU, 2004. 306 p.

3. Kuz’min A.M. Theoretical foundations of professional training of future specialists in physical culture : dis. ... Dr. ped. Sciences. Chelyabinsk : Ural SAPC, 2009. 310 p.

42

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.